доклады.
Выступления на метод объединениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОУ «Ларьякская школа- интернат
для обучающихся с ОВЗ»
Сообщение по теме: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»
Подготовила
Учитель начальных классов
Ибрагимова З.С.
Ларьяк-2015
В начале своего выступления хочу с вами провести разминку.
Разминка. (присутствующим предлагается отвечать на вопросы маршируя, одновременно хлопая по коленям противоположной рукой)
-Какой сегодня день недели?
-Какое сейчас время года?
-Дважды два?
-Назовите вторую букву алфавита.
-На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)
-Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)
-Фигура, у которой все стороны равны, называется …(квадрат)
-Сколько дней в неделе?
Это упражнение мобилизует, настраивает на работу. Может применяться на любом уроке, в начале урока.
В нашей школе мы тоже пользуемся «Внедрение психолого-педагогических технологий по методу академика РАН Владимира Филипповича Базарного»
Хотим рассказать о его методике: Слайд 1.
ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ. Слайд 2.
Сберечь здоровье у детей –
Немаловажная забота.
Всё посвящаем в школе ей:
Уроки и внеклассную работу. Слайд 3.
Используются сенсорный крест.
Чтобы зрение детям сохранить,
Есть офтальмотренажеры.
Глазками круги водить
Мы научились очень скоро.
И читаем мы и пишем
Разным цветом по волнам –
Все, что для зрения полезно,
Мы применяем тут и там.
Слайд 4.
Взгляд должен двигаться по основным направлениям в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
Слайд 5.
Бумажные офтальмотренажеры
• Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.
• На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр.
Коврики из геометрических фигур.
Слайд 6.
Пирамидки
Детям предлагаются следующие задания:
1) Найди глазами две пирамидки.
2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?
4) Сколько всего колец у пирамидок?
5) Сколько всего колпачков?
6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.
Слайд 7.
Тарелки с разноцветными кружками
Детям предлагаются следующие задания:
а) Найди две одинаковые тарелки.
б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
г) Сколько всего кружков?
Слайд 8.
Для расширения горизонта
В каждом классе панно есть,
Стихиям разным посвященное:
Вода иль небо или лес.
Оно у нас не просто так,
Нам для работы нужно это:
Решаем, пишем здесь, считаем,
Разыгрываем разные сюжеты.
Это своего рода панно, которое располагается на одной из стен класса и изображает местность, уходящую в бесконечность. На таком панно при помощи использования манекенов и карточек отражается сюжет каждого урока.
«Экологический букварь» - без книжное обучение школьников , обеспечивающее развитие творческого воображения, правильное восприятие мира.
Слайд9.
На уроках все в пространстве,
Все висит или плывет,
Подсказки на кресте сенсорном,
Все надо выше и вперед.
Кто найдет, дотянется,
Тому ответ достанется.
Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 шт.
Положительные эффекты:
- развитие зрительно-моторной реакции;
- развитие образности мышления;
- профилактика нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата.
Слайд 10.
Смене поз конторка служит,
Осанку надо исправлять.
Кто устал сидеть, тот может
За конторкой постоять.
И уставших нет у нас,
И осанка – высший класс!
Мешочки с солью для осанки.
Слайд 11.
Плоскостопие – беда,
Как нам с ней бороться?
На коврике из шариков
Нам походить придется.
Слайд 12. Но одной лишь сменой поз
Успеха не добиться,
Физкультминутки проводить
Надо не лениться.
Мы снимаем напряжение,
Поднимаем настроение,
Корректируем осанку –
Все у нас в движении!
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Слайд 13. Особенности параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного
Слайд 14- 15 -16 -17.
Слайд 18-19.Схема расположени парт в классе.
Слайд 20.Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Ларьякская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа – интернат
для обучающихся VIII- вида.
Сообщение на тему:
«Оптимальное сочетание
работы и отдыха,
режим дня».
Подготовила
учитель начальных классов
Ибрагимова З.С.
Ларьяк
Совместный труд требует единства при распределении труда по времени - по часам суток, дням недели и более длительными отрезками времени.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.
Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к утомлению учащихся.
Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных нагрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Соотношение процессов возбуждения и торможения, лежащих в основе формирования в коре головного мозга условно рефлекторных связей, обеспечивающих восприятие информации, запоминание, воспроизведение и.т.д., определяют типы высшей нервной деятельности человека – их четыре.
Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый.
Сильный, неуравновешенный, тормозной.
Сильный, неуравновешенный, возбудимый.
Слабый тип с недостаточной подвижностью процессов возбуждения и торможения.
Безусловно, типы высшей нервной деятельности учащихся влияют на показатели их работоспособности, которая проходит через фазы.
В первой фазе работоспособности (врабатывание) организм настраивается, саморегулирует работу центральной нервной системы, а через неё и все другие физиологические системы. В этот период (2-3 минуты у младших школьников и 1-3 минуты средних и старших классов) необходимо проводить работу со знакомым материалом.
Во второй фазе (устойчивое состояние) происходит согласованная деятельность всех систем организма, школьник проявляет оптимальную для него работоспособность, поэтому следует дать самый сложный материал по уровню. Продолжительность работоспособности в младших классов составляет 7-15 мин, в средних и старших 25- 35 мин.
В третьей фазе (утомление) нужно снизить учебную нагрузку, поддержать работоспособность за счёт улучшения кровообращения коры головного мозга, чему способствует проветривание помещений, физкультминутки.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключится на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства работоспособности. Поэтому напоминаем о применяющихся на практике средствах (физкультурные минутки, физкультурные паузы и.т.д.)
Предупреждением утомления может служить рационально построенный режим школьника,
поскольку в его основе лежит условно рефлекторная деятельность.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения.
Основными компонентами режима являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний.
Режим дня детей всех возрастных групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. В школьном возрасте детям должно быть предоставлено время для творческой деятельности по собственному выбору, так называемое свободное время.
Список литературы:
Предварительный просмотр:
Ларьякская
специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида
Сообщение на тему:
« Реализация воспитательных целей на уроках в начальных классах»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ибрагимова З.С.
2012 – 2013 учебный год
Воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто» форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.
По словам К.Д. Ушинского, « Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.
Остановлюсь на малой доле произведений, помогающих воспитывать чувство дружбы и товарищества.
Например: В беседе по басне И. Крылова «Лебедь, щука, рак» уместны вопросы: «Почему автор называет героев товарищами? Случайно ли это? Что могло объединить их, таких несходных?» Думают, мыслят ученики, перечитывают басню и вдруг – эврика! Вода! Да, если бы Лебедь и рак подумали о Щуке, которая не умеет ползать по земле, ни летать, - дело пошло бы на лад. Значит, чтобы быть настоящими товарищами, надо идти на уступки друг другу – такому выводу подходят дети.
Л.Пантелеев « Честное слово», (Честность, главные достоинства человека). Б.Житкова « На льдине», В.Осеева « Три товарища». На уроках чтения учащиеся изучают произведения великих русских классиков с целью воспитать у учащихся чувство любви, патриотизма к своей Родине. Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов.
Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности.
Больше произведений включается в литературное чтение, в которых говорится о любви к младшим братьям, о нашей ответственности перед ними.
В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики;... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Учителя нашей школы предлагают учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.
Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка. Конечно, в начальной школе мы не можем представить всё многообразие компонентов содержания образования, так как здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности детей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям, например, должно быть много местного, краеведческого материала: природа, история, культура, труд и ремесла родного края.
В обучении необходимо связывать процесс познания с эмоциональными переживаниями, которые помогают учащимся проявлять свое личное отношение к соответствующим фактам, событиям, ситуациям, характеру героев и т.д. А это, в свою очередь, требует формирования отношения, оценки, умения защищать свою точку зрения.
Учебный материал имеет громадные возможности для нравственного воспитания школьников, если при изучении определенной темы логически четко представленное знание сочетается с яркой эмоциональной окраской и сопровождается глубокими переживаниями самих учеников.
Сформированные в процессе обучения знания и умения являются ведущим средством умственного развития ребенка, формирования его творческого мышления, системы нравственных норм и правил, миропонимания. Именно знания и умения для человека любого возраста определяют содержание ценностных ориентации личности, норм и правил общения с людьми, отношений к миру, к другим людям, к самому себе. Другая проблема, на которой я хочу остановиться, – применение современных образовательных технологий. И технологию преподавания нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне – репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. Обучение и воспитание – два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить.
Например, урок окружающего мира. Экскурсия в парк для ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т.д. В тоже время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в парке, а на уроке русского языка можно предложить детям описать увиденное в сочинении. (О вызванных чувствах.) Таким образом, идёт и обучение детей, и воспитание. Не случайно в педагогике появились понятия «воспитывающее обучение» и «воспитывающее образование». Первое относится непосредственно к обучению на уроке, так как известно, что содержание каждого учебного предмета, методы и организационные формы, которые используются учителем, воспитывают детей. Второе понятие более широкое. Оно относится к учебно-воспитательному
процессу в целом, охватывает весь педагогический процесс учебно-воспитательного учреждения.
Также результаты обучения напрямую зависят от качества и уровня воспитанности детей, от сформированности у них ответственности за результаты своего труда, в частности за результаты в учебе. Без воспитания нет и обучения. Обучение дает ребенку научные знания о природе, обществе, человеке, а также о морали, ее нормах
и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, т.е. о том, что составит основу его будущего мировоззрения. Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же –
оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем.
Итак, и обучение, и приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того, чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования, особенно в начальной школе.
Литература:
Сайты:
http://pedsovet.su/
http://www.nachalka.com/
Предварительный просмотр:
Ларьякская
специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида
Сообщение на тему:
«Методические рекомендации к применению физических упражнений. Характеристика отдельных видов упражнений»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ибрагимова З.С.
2014 – 2015 учебный год
Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических и специальных коррекционных принципов и методов. При подборе упражнений следует учитывать уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Например, у учащихся 2 класса уже сформирован навык выполнения прыжка в длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку согнув ноги с разбега.
Обучение нужно проводить в замедленном темпе, так как дети очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность). Добиваясь овладения правильной техникой упражнений, учитель должен уделять внимание принятию исходных положений, применять различные ориентиры. Следует взять под строгий контроль детей, которые под любым предлогом пытаются отказаться от игры. Их необходимо заинтересовать, предложить им быть водящими, помощниками.
Особое внимание необходимо уделить обучению ходьбе, бегу, прыжкам. Это циклические движения умеренной и максимальной интенсивности. При ходьбе руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад синхронно движениям ног. Эта синхронность у детей с нарушениями интеллекта часто нарушена. Если нормальные дети сами пытаются найти способ правильного передвижения, то дети с нарушениями развития просто не производят взмаха руками. В дальнейшем это влияет на обучение бегу и прыжкам.
В начальных классах необходимо сформировать следующие виды ходьбы: обычную в умеренном темпе; на носках, пятках; высоко поднимая колени; широким шагом (с 4 класса); приставным шагом; в полуприседе и приседе (с 3 класса); с закрытыми глазами; спиной вперед.
Выборочно отдельные виды ходьбы представлены на слайде . (презентация)
(Слайд) Виды ходьбы: 1 — обычная; 2 — широким шагом; 3 — на носках; 4 — на пятках; 5 — в полуприседе; 6 — на согнутых ногах; 7 — с закрытыми глазами; 8 — приставным шагом; 9 — спиной вперед.
При обучении бегу можно предлагать задания игрового характера. Например: «Надо пробежать по этой полоске, как лисичка, легко и быстро», «К вам в гости пришла мышка. Под столом сидит кошка. Убегайте вместе с мышкой тихо, на носочках, быстро, чтобы кошка не услышала вас».
В начальной школе изучается обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег с препятствиями.
Необходимо заметить, что при обучении прыжку в длину с места требовать максимального результата не следует, лучше добиваться правильного исходного положения, отталкивания и приземления .(Презентация)
(Слайд) Прыжок в длину с места: 1 — отталкивание; 2 — полет; 3 — приземление.
Действия с мячом — это достаточно трудное задание для детей с нарушениями интеллекта. Именно с мячом учащиеся манипулируют неуверенно. Вот почему мяч, как наиболее удобный для бросания, ловли и метания предмет, должен постоянно находиться у детей. Учителю начиная с 1 класса необходимо воспитывать у детей чувство мяча. В каждом классе мячи должны быть разных размеров — от больших (надувных, волейбольных) до маленьких (резиновых, теннисных).
Труднее всего выполняются действия с малыми мячами в виде бросания и ловли. Полезно учить подбрасыванию вверх мяча средней величины, а начиная с 4 класса — теннисного мяча.
Мяч, брошенный вверх, ловят руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы немного согнуть и образовать как бы ковш, чашу (Презентация).
(Слайд) Броски и ловля мяча: 1, 2 — вверх; 3, 4 — о землю.
Учащиеся начальных классов должны овладеть бросанием снизу, от груди, сверху и из-за головы, что облегчает освоение игры в баскетбол (Презентация).
( Слайд). Броски мяча: 1 — снизу; 2 — от груди; 3 — сверху; 4 — из-за головы.
Из упражнений в ползании и лазанье самым трудным будет обучение лазанью по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами в смешанном висе с опорой на ноги и хватом руками.
На начальных этапах обучения необходимо научить детей лазать приставными шагами. Они берутся последовательно обеими руками за рейку стенки, встают на рейку одной ногой и подтягивают к ней другую.
Следовательно, на одной рейке стенки одновременно оказываются две руки, ниже на другой — обе ноги. Приставными шагами поднимаются вверх и точно так же опускаются вниз. Темп движений медленный, способ выполнения поочередный, страховка и помощь обязательны. Без разрешения учителя дети лазанье не выполняют.
После овладения лазаньем приставными шагами следует обучать детей одноименному способу, затем разноименному.
Одноименный способ — действуют левая нога, левая рука, затем — правая нога, правая рука (Слайд). Разноименный способ — действуют правая нога, левая рука, затем — левая нога, правая рука (Слайд).
(Слайд). Лазанье по гимнастической стенке: 1 — одноименный способ; 2 — разноименный способ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ
Все физические упражнения в программе по физической культуре подготовительного и 1—4 классов представлены разделами «Гимнастика», «Спортивные упражнения», «Игры различной направленности».
В раздел «Гимнастика» включены:
• строевые и порядковые упражнения;
• общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
• коррекционные упражнения;
• упражнения в лазанье и перелезании;
• упражнения в равновесии;
• висы простые;
• элементы акробатики;
• упражнения в смене активного напряжения и расслабления;
• опорные прыжки (изучение элементов начинается в 3 классе, а как вид упражнений — с 4 класса).
В раздел «Спортивные упражнения» включены:
• упражнения с основами бега;
• ходьба;
• прыжковые упражнения;
• лазанье, перелезание, ползание как спортивный вид упражнений (прикладной характер);
• метание;
• лыжные занятия (коньки) по выбору с учетом региональных и климатических условий, а в подготовительном классе катание на санках.
Большое место в закреплении изученных упражнений отводится играм различной направленности, из которых в основном используются игры с элементами строя; бега; прыжков; метания; близкие к спортивным; спортивной направленности.
Строевые и порядковые упражнения. Эти упражнения наиболее разнообразные. Овладение ими помогает учащимся подготовительного и 1—4 классов лучше ориентироваться в зале, запоминать свое место в строю, успешно выполнять построение и перестроение.
Начиная с подготовительного класса детей следует строить по заранее начерченной линии, по ориентирам, проводить с ними различные игры типа «Кто быстрее», «Точно по местам».
Этим упражнениям надо уделять особое внимание, можно обучение построению и перестроению проводить в основной части урока. Затратив больше времени на обучение, учитель тем самым в дальнейшем добивается высокой сознательной организованности, четкого выполнения учащимися строевых команд.
Общеразвивающие упражнения (основные положения и движения рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:
• помогает ученику быстрее запомнить направление;
• развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;
• используется как подготовительные упражнения при обучении более сложным движениям.
Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.
При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад — вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз — выдох; наклоны туловища вперед, в стороны — выдох. Каждое упражнение повторяется 5—8 раз. В подготовительном и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.
Изучая основные положения и движения руками, ногами, туловищем, головой, ученики с нарушениями интеллекта, пожалуй, впервые получают представления об основных компонентах каждого конкретного движения — амплитуде, направлении, ритме, темпе. Эти сенсорные компоненты помогают управлять достижениями осознанно.
Трудные упражнения учитель показывает, дети смотрят, затем выполняют под счет.
Общеразвивающие упражнения (без предметов, с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными солью, песком). Эти упражнения — активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.
Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей подготовительного и 1 классов.
Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Во 2 и в 3—4 классах можно вводить и другие исходные положения.
Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов — длинных палок, реек, больших обручей (3—4 классы), баскетбольных мячей — помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1—2 классах.
При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.
Инвентарь, которым будут пользоваться учащиеся на уроке, должен находиться в определенном доступном месте. Дети могут брать его для занятий только с разрешения учителя, а по окончании выполнения упражнений кладут его на место.
Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д.
Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся подготовительного и 1 классов (самостоятельное выполнение), учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного руководства процессом обучения.
Коррекционные упражнения. В программе подготовительного и 4 классов коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
• развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности движений;
• формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
• развитие и совершенствование сенсомоторики;
• интеллектуально-познавательное развитие.
Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Упражнения должны выполняться в различных исходных положениях, под счет, музыку.
Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников 1—4 классов. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики подготовительного и 1 классов переступают через лежащую на полу скакалку; ученики 2—3 классов перепрыгивают по нескольку раз только вперед, а ученики 4 класса перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.
Игровые упражнения, как и коррекционные, в данном возрасте пока не требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.
Акробатические упражнения. Акробатические упражнения в программе по физической культуре начальных классов представлены как элементы. Это группировка лежа на спине, перекаты в положении лежа в разные стороны, кувырки вперед, стойка на лопатках, кувырки назад и т. д. Обучение акробатическим упражнениям в коррекционной школе строго индивидуально. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, особенно на вестибулярный аппарат. Использование акробатических упражнений помогает развитию ориентировки в пространстве и чувства равновесия. Обучение строго индивидуально при наличии страховки и оказании необходимой помощи.
Упражнения в лазанье и перелезании. Лазанье и перелезание проводят в основном при одновременной опоре рук и ног на гимнастической стенке, скамейках, гимнастическом коне, бревне. Способы лазанья и перелезания определены в программе.
Упражнения в лазанье и перелезании — хорошее средство для укрепления мышц рук и туловища. Они помогают развитию ориентировки в пространстве, координационных возможностей, смелости. Обучение строго индивидуально.
Упражнения в равновесии. Упражнения в равновесии способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Эти упражнения вводятся как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положении.
В коррекционной школе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опорах с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем и медленном темпе под наблюдением учителя, который оказывает помощь некоторым учащимся и страхует их.
Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, ритм, темп, на улучшение координационных способностей.
Начинать обучение равновесию в 1—2 классах надо на полу: стоя на одной ноге, руки вверх — в стороны; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), по рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами, с перешагиванием через предмет, с ловлей и подбрасыванием предметов (мяч, малая гимнастическая палка), а сильным учащимся 3—4 классов — прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.
Ходьба. Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированность движений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д.
Задача учителя: последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног. Во 2—3 классах отрабатывать умение сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ.
Трудной для детей является ходьба с высоко поднятыми коленями. Учитель показывает, а затем просит детей короткими шагами, но высоко поднимая колени, осуществить движения.
Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, правильно показанными, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, на счет, под команду учителя, с хлопками и сигналами.
Бег — это естественный вид движений, который должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном вариантах. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.
В 1—4 классах учащихся обучают бегу с сохранением осанки, с перебежками группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 мин, челночному бегу (3 × 10 м), круговой и встречной эстафетам. Но такими навыками бега дети овладевают с трудом. Это обусловлено тем, что бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), поэтому учитель соответственно предъявляет разные требования.
Вот почему в коррекционной школе обучение бегу необходимо проводить только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, с параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.
В 1 классе особое внимание учитель должен уделить непринужденному, свободному бегу с сохранением осанки, чтобы дети не сталкивались при беге, бежали по определенному коридору до обозначенного места.
Во 2 классе требования те же. Начинается обучение постановке ноги с передней части стопы, при этом бежать следует ритмично, с изменением темпа (быстрее, медленнее).
В 3—4 классах переходят к обучению быстрому бегу (до 60 м), формированию умения преодолевать различные препятствия во время бега. Препятствиями могут быть мячи, гимнастические палки, булавы, гимнастические скамейки; детям нужно объяснять и показывать все действия, как лучше, рациональнее их выполнять и почему. Хорошим средством совершенствования навыков бега являются игры с элементами бега.
Прыжки. В начальных классах начинается интенсивное обучение прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, в высоту с шага (небольшого разбега), в длину с прямого разбега, в высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат.
При обучении особое внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно, качеству. Общее требование — правильное приземление. Оно должно быть без потери равновесия, мягким. Надо научить ребенка правильно приземляться и падать. Поэтому вначале следует обучать выполнению прыжков с небольшой высоты, в глубину. Это будет способствовать преодолению страха.
При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В 1—2 классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной-двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.
Но необходимо осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.
Прыжки, включенные в программу 1—4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальное препятствие (прыжок в высоту); б) через горизонтальное препятствие (прыжок в длину). Основная задача: создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Следует обучать раздельно элементам прыжка: правильному разбегу, сильному отталкиванию, координации движений в полете, мягкому приземлению, а также разбегу с трех—пяти шагов; место отталкивания необходимо постепенно приближать к постоянной зоне отталкивания.
У детей с нарушениями интеллекта общая ошибка — они длительное время отталкиваются двумя ногами, а приземляются на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и в высоту добиваются отталкивания одной ногой, а в опорных, в глубину (обучение начинается только с 3 класса, а опорный прыжок через гимнастического козла дети выполняют лишь в 4 классе) — двумя.
Метание. В начальной школе главная задача — научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метаний на уроке можно положительно и избирательно воздействовать на развитие нервно-мышечного и костно-связочного аппарата как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.
Но у достаточно большого количества детей с нарушениями интеллекта не получается манипулировать с мячом, они с трудом собирают разбросанные по полу мячи, не могут удерживать мяч, выпускают его из рук, резко сжимают, боятся уронить; у некоторых, наоборот, слишком слабый захват, и мяч они удержать долго не могут, он у них выскальзывает из рук.
Следовательно, кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом броскам и ловле мяча. Метание вводится со 2 класса в виде метания с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце 3 класса, продолжать в 4 классе. Для этого необходимо широко практиковать использование подводящих и подготовительных упражнений.
Характерным для детей с нарушениями интеллекта данного возраста является то, что они как будто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, но, как правило, у них это плохо получается.
Это свидетельствует о несовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнение, обучающее правильно метать на дальность. Закрепление навыков метания можно осуществлять при проведении подвижных игр с бросанием, ловлей и метанием.
Подвижные игры. При выборе подвижных игр на конкретный урок учитываются дидактические требования при изучении основного материала и степень сложности изучаемых упражнений. Например, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину и в высоту, то вводятся игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры.
Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то вводятся игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.
В программе подвижные игры для 1—3 классов распределены по признаку наличия преимущественно двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошка и мышки»); с прыжками («Точный прыжок»; «Волк во рву»); с бросанием и метанием («Пустое место; «Подвижная цель»); зимние игры («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»).
Объяснение игры должно быть кратким. Сам учитель может принять участие в игре. Дети видят действия учителя, стараются ему подражать, спрашивают.
Начиная с 3 класса можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям с нарушениями интеллекта. Часто возникают конфликты, в проигрыше обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что игра не только закрепление сформированных умений и навыков, но и важное средство воспитания.
Иногда дети, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. И здесь учитель должен так организовать игровую обстановку, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате и выполняли движения правильно и рационально. Вот почему в 1—2 классах часто используются ритмические и имитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта, внимания, координации движений, памяти. Включение этих упражнений в игровые ситуации помогает решать коррекционные задачи. Такие игры называются коррекционными, они есть в программе по каждому классу.
Лыжная подготовка (1—4 классы). Занятия лучше проводить на территории школьного двора или недалеко от школы (желательно без переходов через улицу). На школьном дворе следует проложить две учебные лыжни — внутреннюю и внешнюю — длиной по 150 м каждая. Лыжни должны иметь небольшие уклоны. Обучение попеременному двухшажному ходу начинается в 4 классе, а в 1—3 классах учащиеся изучают скользящий шаг, передвижение на лыжах без палок и с палками. На уроках учащиеся должны преодолевать на лыжах следующие расстояния: во 2 классе до 600 м, в 3 классе до 800 м, в 4 классе до 1,5 км. Указанные нормативы условны и строго индивидуализированы.
Основные задачи на уроках по лыжной подготовке — ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами и палками, научить готовиться к занятиям, обучить нескольким строевым приемам с лыжами и построениям. Самые простые способы передвижения на лыжах в период начального обучения: ступающий ход, скользящий ход и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом (3 класс), елочкой, лесенкой (4 класс); спуски в основной и в средней стойках (3—4 классы); повороты переступанием вокруг пяток лыж (2 класс), вокруг носков лыж (4 класс).
В подготовительном классе дети пока плохо подготовлены к занятиям на лыжах, поэтому можно практиковать катание на санках. Учащихся следует научить правильно садиться на санки, кататься парами (сильный ученик везет более слабого). На занятиях учитель страхует детей, оказывает им помощь, следит за тем, чтобы они не замерзали.
Литература
http://pedsovet.su/
http://www.nachalka.com/