Участие в школьных и районных семинарах
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Сущность и приемы формирующего оценивания на уроках английского языка" | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Сущность и приемы формирующего
оценивания на уроках английского языка
(Слайд № 1) Уильям Джеймс, (кто такой) однажды сказал: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству». Применительно к образовательному процессу, одной из его составляющих является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. Прежде чем выяснить, что такое формирующее оценивание, его три основных типа, необходимо определить, что означает слово оценка, оценивание (Слайд № 3) и каковы его функции и принципы. (После того как покажу слайд № 3 задам вопрос): С какой целью мы оцениваем учащихся? Ответ: чтобы поддерживать развитие учащегося — предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути; направлять деятельность учителя в том, что касается поддержки учащегося в процессе учебы и индивидуального развития; создавать основу для перевода учащегося в следующий класс и для принятия решения об окончании основной школы. (Слайд № 4, 5)
Цель оценивания:
1) поддерживать развитие учащегося — предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути;
направлять деятельность учителя в том, что касается поддержки учащегося в процессе учебы и индивидуального развития;
создавать основу для перевода учащегося в следующий класс и для принятия решения об окончании основной школы.
(2) Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи. Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения. При оценивании используются различные методы и средства. Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения.
(3) Школа предоставляет учащимся и родителям письменную информацию в отношении поведения учащегося (в т. ч. прилежания) не реже двух раз в течение учебного года в порядке, предусмотренном школьной учебной программой.
(4) Учащийся имеет право получать информацию о порядке оценивания и о своих оценках. Учащийся имеет право знать, какие оценки лежат в основе итоговой оценки. Порядок оценивания, а также порядок информирования учащихся и родителей об оценивании и оценках, об оспаривании оценок, определяется в школьной учебной программе.
(5) Требования к поведению учащихся устанавливаются правилами внутреннего распорядка основной школы.
Формирующее оценивание
(1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.
(2) В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся, его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок.
(3) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.
(4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью.
(5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.
(6) В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования.
Формирующее оценивание
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована наконкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
Формирующее оценивание для обучающихся может помочь учиться на ошибках; может помочь понять, что важно; может помочь понять, что у них получается; может помочь обнаружить, чего они не знают; может помочь обнаружить, что они не умеют делать.
Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.
Субъекты оценивания Учащийся личные достижения прогресс приращение знаний, умений и навыков проблемы, которые нужно решать Педагог личные достижения задачи, которые были решены задачи, которые не были решены
Алгоритм создания системы формирующего оценивания Выявление планируемых результатов
Организация деятельности учителя по планированию и достижению субъективно значимых результатов
Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи
Ресурсы Традиционные инструменты учителя Ресурсы для планирования образовательных результатов: к уровням достижения знаниевых образовательных результатов; к деятельности учащегося на произвольном содержании, задающем уровень сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности. Инструменты обратной связи
Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
10 Проблемы, возникающие в ситуации обучения в духе 21 века:
Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам - обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью
Учащиеся могут испытывать проблемы с выполнением стандартизированных тестов - помогите учащимся сформировать навыки критического мышления, например, навыки решения проблем - эти навыки могут быть использованы при выполнении заданий тестов
Отметки могут носить необъективный характер - используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося
Работа над оцениванием занимает больше времени - включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания
Формирующее оценивание- оценивание для развития
Какими способами можно было бы вводить систему формирующегооценивания учебной деятельности ученика на уроке?
1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения
темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере
необходимости.
2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь
задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» наполях в тетради).
3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы
5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
6) Заполнение листа индивидуальных достижений
7)Заполнение диагностических карт
8) Заполнение оценочных листов
9)Составление недельных отчётов:
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, понялили они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет
1.Регулярно выполнял (а) домашние задания
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем
3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
4.Регулярно вел (а)записи в тетради
5.Знаю, как работать со справочной литературой
6.Умею конспектировать тему
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
8.Делал (а) устное сообщение
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.