Классное руководство
Воспитательная система класса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….
Аналитическое обоснование…………………………………………………………..
Концепция ВСК…………………………………………………………………………..
Модель воспитательной системы…………………………………………………...
Цели и задачи ВСК……………………………………………………………………..
Этапы реализации………………………………………………………………………
Механизм реализации………………………………………………………………….
План действий по реализации воспитательной системы……....................
Управление и мониторинг……………………………………………………………
Ожидаемые результаты……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа, и какой должна быть воспитательная система образовательного учреждения в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Учебно-воспитательная среда должна иметь такую организацию, чтобы все участники системы имели взаимодействие во всех ее областях. Такое взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- постоянное испытание интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создание таких условий обеспечивает использование традиционных технологий воспитания: педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили, технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, так и новых педагогических технологий, в частности проектной технологии и технологии портфолио, получивших приоритетные позиции в воспитательном процессе класса.
Данные технологии легко вписываются в учебно-воспитательный процесс, хорошо сочетаются с профильно-ориентированными системами, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникативность, желание помочь другим.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, групповую. Эта технология предусматривает умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, что актуально в наше время. Поэтому воспитательная система класса в качестве системообразующего фактора использует проектную деятельность (см. Приложение 1).
Достижению цели по формированию у учащихся способности к объективной самооценке – рефлексии способствует технология портфолио (см. Приложение 2).
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценить свои знания, поступки, возможности. Этому умению надо
учить так же, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.
Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика (творческих, исследовательских). Портфолио помогает решить важные педагогические задачи: поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. И как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Итак, цель деятельности воспитательной системы класса вытекает из стратегической цели учебно-воспитательной системы школы:
- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Развитие воспитательной системы рассчитано на 5 лет (5-9 классы), ее реализация может стать условием для формирования образа выпускника школы, отвечающего требованиям современного общества. Выпускник должен обладать такими качествами как свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Проектирование как метод включения учащихся в различные виды деятельности используется на всех этапах воспитательной работы. Результатами проектной деятельности можно считать следующие приобретения:
- умение приобретать знания самостоятельно;
- развитие коммуникативных качеств;
- активность человеческих контактов.
Так, в 5-6-х классах проектная деятельность касалась написания работ по различным темам. Наиболее интересными оказались проекты по созданию рождественских открыток, проект «Моя родословная», проект «Компьютер и здоровье», проект «Добро делаем вместе» и т.д. Класс принимал активное участие во всех общешкольных делах и мероприятиях, при подготовке к которым дети проявляли творческий подход. Характерными качествами слаживающегося коллектива детей уже можно считать сплоченность, доброжелательность взаимоотношений.
В 2009 г. началась работа в должности классного руководителя 5 «Б» класса, в котором учатся дети, пришедшие в школу с 1-го года обучения. Из 15 человек – 9 мальчиков и 6 девочек.
Успеваемость по итогам 4-го класса средняя: 1 чел. – отличник, 6 – хорошисты, 8 чел. имеют оценки «3» и «4».
По данным соцпаспорта, 11 учащихся проживают в полной семье, 9 – в неполной, 6 учащихся - из многодетной семьи.
Образовательный уровень родителей средний:
- высшее образование имеют 2 чел.,
- средне -специальное – 9 чел.,
- среднее –20 чел.
Результаты социометрии показывают, что в коллективе присутствует благоприятная, психологически комфортная атмосфера. Есть явные лидеры – Кукузиева Ж., Богатых К., Намжилова А., Козулин А. Скрытые лидеры: Терентьев Ю., Зверькова К., Васильева К.. Отмечается большое число взаимных выборов (коэффициент сплоченности 0,24 балла).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_ii._vospitatelnaya_sistema_7b_klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….
Аналитическое обоснование…………………………………………………………..
Концепция ВСК…………………………………………………………………………..
Модель воспитательной системы…………………………………………………...
Цели и задачи ВСК……………………………………………………………………..
Этапы реализации………………………………………………………………………
Механизм реализации………………………………………………………………….
План действий по реализации воспитательной системы……....................
Управление и мониторинг……………………………………………………………
Ожидаемые результаты……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа, и какой должна быть воспитательная система образовательного учреждения в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Учебно-воспитательная среда должна иметь такую организацию, чтобы все участники системы имели взаимодействие во всех ее областях. Такое взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- постоянное испытание интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создание таких условий обеспечивает использование традиционных технологий воспитания: педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили, технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, так и новых педагогических технологий, в частности проектной технологии и технологии портфолио, получивших приоритетные позиции в воспитательном процессе класса.
Данные технологии легко вписываются в учебно-воспитательный процесс, хорошо сочетаются с профильно-ориентированными системами, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникативность, желание помочь другим.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, групповую. Эта технология предусматривает умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, что актуально в наше время. Поэтому воспитательная система класса в качестве системообразующего фактора использует проектную деятельность (см. Приложение 1).
Достижению цели по формированию у учащихся способности к объективной самооценке – рефлексии способствует технология портфолио (см. Приложение 2).
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценить свои знания, поступки, возможности. Этому умению надо
учить так же, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.
Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика (творческих, исследовательских). Портфолио помогает решить важные педагогические задачи: поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. И как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Итак, цель деятельности воспитательной системы класса вытекает из стратегической цели учебно-воспитательной системы школы:
- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Развитие воспитательной системы рассчитано на 5 лет (5-9 классы), ее реализация может стать условием для формирования образа выпускника школы, отвечающего требованиям современного общества. Выпускник должен обладать такими качествами как свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Проектирование как метод включения учащихся в различные виды деятельности используется на всех этапах воспитательной работы. Результатами проектной деятельности можно считать следующие приобретения:
- умение приобретать знания самостоятельно;
- развитие коммуникативных качеств;
- активность человеческих контактов.
Так, в 5-6-х классах проектная деятельность касалась написания работ по различным темам. Наиболее интересными оказались проекты по созданию рождественских открыток, проект «Моя родословная», проект «Компьютер и здоровье», проект «Добро делаем вместе» и т.д. Класс принимал активное участие во всех общешкольных делах и мероприятиях, при подготовке к которым дети проявляли творческий подход. Характерными качествами слаживающегося коллектива детей уже можно считать сплоченность, доброжелательность взаимоотношений.
В 2009 г. началась работа в должности классного руководителя 5 «Б» класса, в котором учатся дети, пришедшие в школу с 1-го года обучения. Из 15 человек – 9 мальчиков и 6 девочек.
Успеваемость по итогам 4-го класса средняя: 1 чел. – отличник, 6 – хорошисты, 8 чел. имеют оценки «3» и «4».
По данным соцпаспорта, 11 учащихся проживают в полной семье, 9 – в неполной, 6 учащихся - из многодетной семьи.
Образовательный уровень родителей средний:
- высшее образование имеют 2 чел.,
- средне -специальное – 9 чел.,
- среднее –20 чел.
Результаты социометрии показывают, что в коллективе присутствует благоприятная, психологически комфортная атмосфера. Есть явные лидеры – Кукузиева Ж., Богатых К., Намжилова А., Козулин А. Скрытые лидеры: Терентьев Ю., Зверькова К., Васильева К.. Отмечается большое число взаимных выборов (коэффициент сплоченности 0,24 балла).
Сформированность нравственного потенциала личности высокая.
Постоянное наблюдение выявило положительное отношение учащихся к Родине, семье, школе. Учащиеся стремятся участвовать во многих творческих конкурсах («Героями славится Отечество»; викторина «Что? Где? Когда?»; районный конкурс «Добро делаем вместе»).
Анкетирование педагогов, работающих в 7-м классе, показало среднюю степень удовлетворенности сформированностью учебных навыков и умений, уровнем знаний учащихся.
Данная диагностика проводилась с целью выявления негативных тенденций, связанных с потерей мотивации учебной деятельности в период адаптации учащихся в среднее звене.
Итак, сегодняшний уровень сформированности различных качеств учащихся, результатов воспитательной работы, начатой в начальной школе, ставит вопрос сохранения достигнутого, акцентирует соблюдение преемственности как условия эффективности воспитательного процесса, позитивного личностного развития.
Но, как известно, идеальных детей и коллективов не бывает. Остаются проблемы, требующие внимания, как со стороны классного руководителя, так и со стороны родителей. Это проблемы различного характера:
- межличностные отношения, взаимоотношения мальчиков и девочек, связанные с возрастными особенностями;
- проблемы психологического характера, влияющие на поведение детей (есть и учащиеся гиперактивные, недисциплинированные, требуют повышенного контроля со стороны педагогов и родителей);
- состояние здоровья детей (часть учащихся имеет хронические заболевания);
- правовое воспитание детей (неумение учащихся разделять понятия «права» и «обязанности», невысокий уровень развития толерантности);
- проблемы семейного воспитания (обеспокоенность родителей будущим детей, стремление вырастить ребенка, способного стать хорошим семьянином).
Следовательно, воспитательная система класса должна помочь в решении существующих и возникающих проблем разного характера.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Времена меняются, и мы
меняемся вместе с ними.
Гораций
Сегодня наше время – это век стремительно меняющихся условий жизни, век инновационных технологий во всех областях жизнедеятельности.
Как сделать процесс развития личности успешным, как вырастить человека, который будет востребован обществом? Как не отстать от всего нового, что дает нам время, несущееся неумолимо вперед, словно современный сверхскоростной лайнер или локомотив?
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Большую роль в построении и функционировании воспитательной системы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его позиция являются одним из системообразующих факторов.
Важной составляющей в воспитательной системе являются, несомненно, учащиеся класса. Они, с одной стороны, полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. С другой стороны, учащиеся - это объекты влияния совместной деятельности, общения и отношений. Образно говоря, это не просто пассивные участники движения, «пассажиры», а полноправные члены воспитательной системы, вступающие во взаимодействие с другими участниками, определяющие направление собственного развития.
Семья – это тот фундамент, та направляющая сила, которая закладывает начальные знания ребенка и определенные личностные качества. Родители также не являются пассивными наблюдателями воспитательного процесса, они сотрудничают со школой в решении задач воспитания. Ни один важный вопрос классной жизни, ни одно мероприятие не обходится без участия родителей (См. приложение 1).
В воспитательном пространстве класса важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения играют определенные ценности, которые влияют на выбор целевых ориентиров участников воспитательного процесса, на выбор направлений реализации воспитательной системы. Направления воспитательной работы связаны с задачами современной школы: развитие потенциала каждого ученика, воспитание гражданина, здоровой, гармоничной личности, способной выдержать конкуренцию в современном обществе. Создание условий для решения этих задач обеспечивает технология проектирования. Поэтому воспитательная система класса базируется на проектной деятельности по развитию интеллектуальных, нравственных, познавательных способностей учащихся, по формированию потребности в здоровом образе жизни, стремления к самопознанию и активной жизненной позиции.
Ключевая идея замысла воспитательной системы выражается в ее цели и определяет выбор ее названия – «В ногу со временем».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
Цель:
- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать интерес к получению знаний;
- - формировать нравственный опыт воспитанников;
- - содействовать развитию потребности в самосовершенствовании, самопознании;
- - воспитывать осознанное отношение к здоровью как ценности;
- - создать условия для взаимодействия учащихся, родителей, педагогов.
Ключевыми качествами, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются самостоятельность, активность, творчество, ответственность, доброжелательность, сотрудничество, развитие.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Функционирование воспитательной системы становится более эффективным, если учитываются возрастные особенности учащихся, проблемы преемственности в каждом периоде обучения. Это становится объективной необходимостью для приобретения знаний и формирования образа выпускника школы, отличительными качествами которого являются свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность. Хочется процитировать слова Л.Н.Толстого «И воспитание, и образование не разделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Реализация воспитательной системы класса рассчитана на 5 лет, что позволяет обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка, позитивного личностного роста.
Образно воспитательную систему класса можно представить в виде ступеней лестницы. Каждый этап – это преодоление очередной ступени, очередного отрезка пути. И, конечно же, каждый этап имеет свои задачи.
I этап «Игра-путешествие» - подготовительный (проектирование совместной деятельности) –
5 класс (2009-2010 уч.г.)
На данном этапе возникает тесное сотрудничество с учителем – классным руководителем начальной школы, со школьным психологом и родителями (выборы родительского комитета, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности класса, реализации проектов). Проводится изучение интересов, потребностей, разнообразных личностных качеств учеников, диагностика межличностных отношений. Мероприятия направлены на сохранение традиций, зародившихся в начальной школе, на устранение проблем адаптации пятиклассников.
При проектировании совместной деятельности важными являются следующие моменты:
- разработка системы работы по формированию портфолио в основной школе;
- формирование классного самоуправления, создание условий для активного участия всех учащихся класса в коллективной деятельности.
В классе проводятся избирательные кампании по выбору актива класса, объединение детей в различные функциональные группы, распределение обязанностей и поручений. Так, наш городок называется «Дружба». Староста класса выбирается на учебную четверть. Но, несмотря на четкую структуру самоуправления в классе, существуют временные творческие группы, состав которых меняется в различных видах деятельности, в зависимости от интересов детей. В городке различаются: центр «Знайка», центр «Планета друзей», центр «Труд», центр «Олимпик», «Пресс-центр». В каждом центре распределены обязанности для каждого, и есть человек - ответственный за исполнение работы.
II этап «Страна знаний» – обучающий (становление системы) –
6 класс – 7 класс (2010-2011уч.г., 2011-2012 уч.г.)
На данном этапе утверждается системообразующая деятельность – проектная, определяющие приоритетные направления функционирования системы.
Идет работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формируется умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, осуществляются различные проекты (исследовательские, ролевые, практические и др.).
В классе развивается самоуправление, самостоятельность учащихся. Продолжается работа по сохранению традиций классного коллектива.
Проводится педагогическая диагностика готовности к переходу на профильное обучение, идет работа с родителями в плане консультирования по возникающим вопросам, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
На данной ступени продолжается формирование потребности развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей. Ребята участвуют в состязаниях различного уровня, пробуя свои силы в различных интеллектуальных областях. Проектные технологии служат повышению интереса к обучению, включению родителей во внеурочную деятельность.
III этап «Вокруг меня – мир» – обобщающе-заключительный –
8 класс (2012 - 2013 уч. г.)
Это начальная ступень самоопределения, активной предпрофильной подготовки.
В начале этапа важными являются следующие моменты:
- диагностика интересов, потребностей, склонностей учащихся;
- накопление документов и творческих материалов, подтверждающих уровень достижений ребенка в различных видах деятельности, обработка результатов, накопленных за пройденный период;
- индивидуальное консультирование учащихся и родителей по итогам работы.
Также появляется способность самостоятельного поиска творческого дела, организации мероприятий и самостоятельного грамотного анализа совместной деятельности.
Основная задача этапа – помощь подросткам в осознании себя частью большого мира, проверка правильности выбранного профиля.
IV этап «В поисках своего Я» – обновление системы – 9 класс (2013-2014 уч. г.).
Для этого этапа характерны следующие моменты:
- рост стремления учащихся к самостоятельности и развитие чувства ответственности, саморазвитие членов коллектива;
- анализ результативности работы по накоплению портфолио;
- формирование приоритетных ориентиров, жизненной позиции;
- обновление существующих способов и форм жизнедеятельности класса;
- продолжение взаимодействия с родителями, решение вопросов, связанных с дальнейшей судьбой учащихся.
Этот этап – серьезный шаг на пути социализации личности.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе класса является проектная деятельность (коллективная – совместная и индивидуальная).
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Наиболее значимые направления:
- интеллект
- здоровье
- нравственность
- семья
- психическое развитие
- право
- детское самоуправление
Выбор форм работы обусловлен возрастными особенностями.
1. Интеллект
Цель: содействовать умственному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной, познавательной активности.
Ожидаемый результат: установление реальных учебных возможностей каждого ученика.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Формы реализации:
Интеллектуальные игры внутри класса, школы; предметные недели; олимпиады по предметам; познавательные экскурсии; выпуски стенгазет; работа с портфолио.
2. Здоровье
Цель: формирование у учащихся осознанного серьёзного отношения к здоровью.
Ожидаемый результат: сформированная устойчивая потребность
соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы реализации:
Спортивные праздники, соревнования; походы выходного дня; дни здоровья; тематические классные часы по спортивной тематике; беседы, дискуссии о ЗОЖ («Курить – здоровью вредить», «Внешний вид», «Твоя личная гигиена», «Осторожно, наркотик!», «Соблюдай режим дня»).
3. Нравственность
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Ожидаемый результат: формирование нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, активная жизненная позиция.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Формы реализации:
Тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; экскурсии; конкурсы рисунков; участие в творческих конкурсах; работа с портфолио.
4. Семья
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Ожидаемый результат: сотрудничество педагогов и семей, формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Формы реализации:
Тематические классные часы «Моя семья», Беседы: «Моя помощь по дому», «История моего села, школы», «Народные праздники».
совместные походы, экскурсии, праздники, беседы с детьми и родителями, родительские собрания и консультации.
5. Психическое развитие
Цель: развитие качеств личности учащихся.
Ожидаемый результат: формирование умения регулировать своё состояние и управлять своими поступками.
Задачи:
- формирование способности к самоанализу и самооцениванию у учащихся;
- создание условий для реализации личностных качеств.
Формы реализации:
анкетирование; тестирование; беседы; диагностика, работа с портфолио, тематические классные часы («Красота истинная и искусственная»; «Объективная самооценка»; диспут: «Что такое дружба?»), психологические игры.
6. Право
Цель: формирование понимания прав и обязанностей школьника, мировоззрения.
Ожидаемый результат: профилактика правонарушений, формирование
культуры толерантности.
Задачи:
- создать условия для развития социальной активности;
- сформировать правовую культуру учащихся.
Формы реализации:
Часы общения, правовые беседы, конкурсы плакатов, социальной рекламы, диспуты.
7. Детское самоуправление
Цель: формирование самостоятельности, организаторских способностей.
Ожидаемый результат: развитое самоуправление
Задачи:
- создать условия для развития самоуправления;
- способствовать развитию потребности в самостоятельной организации жизнедеятельности классного коллектива.
Формы реализации:
Часы общения, избирательные кампании, обсуждения (беседы «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Мир моих увлечений»); Приобщение к организации дежурства по школе и в классе. Уборка территории школы.
УПРАВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
-сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;
-развитие способности у учащихся к самоанализу;
-сформированность классного коллектива.
Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Направление | Объект контроля | Методы отслеживания |
Интеллект | Уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся. Отношение школьников к отдельным предметам. Интеллектуальная и познавательная активность. | Анализ участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НОУ, педагогическое наблюдение. |
Здоровье | Состояние здоровья учащихся. Отношение учащихся к здоровому образу жизни. Потребность соблюдения правил личной гигиены. | Групповые обсуждения, анкетирование, индивидуальные беседы. Анкетирование, индивидуальные беседы. |
Семья | Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образ. учреждения. Чувство уважения к семье. | Анкетирование, групповые обсуждения. |
Нравственность | Сформированность личностных качеств учащихся. | Методика изучения уровня воспитанности В.Н.Капустина, анкетирование, работа с портфолио. |
Психическое развитие | Развитие качеств личности учащихся. Управление психическими процессами. | Диагностика развития качеств личности, составление психологического профиля. |
Право | Уровень социальной активности. Знание своих прав и обязанностей. | Педагогическое наблюдение, анкетирование. |
Детское самоуправление | Развитие самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива, активная позиция | Методика для изучения социолизированности личности. |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащегося и коллектива в целом.
Также совместно с детьми была разработана собственная технология отслеживания личностного развития под названием «Не думай о секундах свысока…». В конце четверти на классном собрании подводятся итоги работы, и по результатам анализа учащиеся получают в лист достижений, оформленный в виде циферблата, «стрелки-секунды» разного цвета, которые означают:
- красная стрелка – успехи в учебе;
- синяя стрелка – проявленная активность;
- зеленая стрелка – сотворчество (участие в совместной деятельности);
- желтая стрелка – душевные качества
- оранжевая стрелка – шаги к себе (самопознание, самооценка, саморазвитие);
- фиолетовая стрелка – интерес к своей семье, к здоровью.
По итогам четверти, года каждый ребенок сам определяет, над чем ему нужно работать дальше, какие цели ставить, к чему стремиться. Классный руководитель, актив класса, родительский комитет обязательно отмечает тех, кто сумел наиболее полно реализовать и проявить себя, кто действительно идет «в ногу со временем», подарками и грамотами.
Необходимо отметить такую сторону воспитательной системы класса, как самоуправление. При организации классного самоуправления используется метод чередования организационных поручений с целью обучения всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Высшим органом самоуправления является классное собрание, на котором происходит выбор актива класса, создание законов класса, распределение поручений (администраторы, информаторы, организаторы досуга, учебная группа). Один раз в четверть актив отчитывается о проделанной работе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- высокий уровень развития интеллектуального потенциала личности, устойчивый интерес к получению знаний;
- сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, формирование культуры толерантности;
- мение регулировать своё состояние и управлять своими поступками, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, активная жизненная позиция;
- устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ;
- развитие системы коллективных дел и проектов, направленных на взаимодействие учеников, педагогов и родителей;
- осознание ценностей семейного воспитания.
Названные качества человека отвечают требованиям времени, социальному заказу общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конвенция о правах ребенка.
- Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Закон РФ «Об образовании».
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
- Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы. Н.Ф.Ромашина. – М., 2008.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
- Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
- Портфолио ученика средней школы. И.Г.Юдина. – Волгоград, 2008.
- Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
- Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
- Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
- Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. О.В.Белоусова. – М., 2008.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
- Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.