Педагогический проект "Школа этикета"
Педагогический проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ларьякская средняя школа дошкольное образование
Педагогический проект на тему:
« Школа этикета»
для детей средней группы
Образовательная область – Познавательное развитие
Воспитатель I квалификационной категории Люсина Н.В.
2016 -2017 год
Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».
Вид проекта: ознакомительно – ориентированный
Продолжительность проекта: с 01.09.2016 по 30.05 .2017
Участники проекта:
- дети средней группы возраст от 4 до 5 лет
- родители
- воспитатель: Люсина Наталья Владимировна
Актуальность:
Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно она создает почву для эмоционального благополучия, комфортного самочувствия, и, естественно, из этого складывается успешная жизнедеятельность. Первичные представления о нормах и правилах поведения и знания, которые помогают уверенно чувствовать себя в различных ситуациях, ребенок получает в семье и в детском саду. Ведь эти нормы и правила основаны на уважительном, тактичном отношении к личности другого человека. А если эти правила усвоены с детства, то они становятся привычными и полезными.
Цель проекта:
Научить детей общаться и строить отношения в обществе. Для того, что бы достигнуть этой цели, я определила следующие задачи работы с детьми:
Задачи проекта:
- Дать первичные понятия – что такое этикет.
- Систематично обогащать и расширять знания.
- Сформировать положительное отношение к правилам этикета.
- Уметь в различных ситуациях применять и использовать усвоенные правила. Понимать значение этих правил.
Обучение необходимо проводить в определенной последовательности:
1. Доступным способом мы даем ребенку знания о данном правиле;
2. Помогаем осознавать его необходимость и разумность;
3. Учим применять его практически.
Что бы у ребенка прививалось этичное поведение необходимости соблюдать ряд условий:
1. У ребенка должен быть позитивный настрой;
2. Необходим положительный пример взрослых;
3. Единое отношение и требование к правилам семьи и детского сада.
Работа с детьми:
Мы, взрослые, должны постоянно формировать у детей этичное поведение, подводить его к правильным поведенческим действиям, предостерегать от негативных поступков.
Для этого используем различные организационные формы:
- дидактические игры,
- занятия
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- создание проблемных ситуаций,
- рассматривание иллюстрации
В различных режимных моментах, в специально отведенное время ненавязчиво, в игровой форме знакомим детей с различными правилами, учим соблюдать эти правила и применять.
Пути реализации проекта:
- Изучение методической литературы по теме.
- Составление перспективного плана проектной деятельности.
- Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
- Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).
- Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
Этапы овладения детьми правилами этикета:
1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы) .
2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации).
3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.
Познавательное развитие:
Задача – воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.
Ребёнок и окружающий мир:
Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.
Развитие речи:
Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Изодеятельность:
Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.
Ожидаемый результат:
- Воспитание нравственных и эстетических качеств.
- Потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
- Развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
- Снижение агрессивности.
- Овладение детьми разными формами и способами культурного поведения.
- Умение применять имеющие знания, в различных жизненных ситуациях.
- Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.
Участие родителей в проекте:
Никогда не поздно и не рано научить ваших детей надлежащему и пристойному поведению. Соответствующий этикет в той или иной ситуации может помочь вашему ребенку произвести хорошее впечатление с первого взгляда и быть замеченным нужными людьми. Грамотное обращение к людям укажет и в юности, и во взрослой жизни, как выйти из многих сложных ситуаций, снять накал атмосферы, наладить общий язык с окружающими, повысить уровень доверия и к себе, и к организации, которую человек представляет. Найти контакт со взрослыми и сверстниками, а в дальнейшем, легко общаться со всеми окружающими и свободно, раскрепощенно чувствовать себя в различных ситуациях.
- Выставка творческих работ «В стране вежливых слов»
- Выставка рисунков «Мама, папа, я – дружная семья»
- Спортивный досуг – развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья»
I ЭТАП- подготовительный (сентябрь)
Создание условий для реализации проекта.
- Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание « Роль этикета в воспитании детей». Основным разделом которого являлось представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.
- Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме проекта.
- Подбор наглядно – дидактического материала, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек .
II ЭТАП – основной (с октября по апрель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
Блоки | Задачи |
“Волшебные слова” | Дети знакомятся с культурой общения, с определенными правилами, выработанными человеком. Эти правила и есть ЭТИКЕТ. Основная цель ввести в речь ребенка общепринятые формы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинения и так далее). Воспитывать желание быть вежливым. |
“Где и как себя вести” | Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Общественными – называются места, где собираются люди разного возраста, с различными взглядами, положением. Поэтому в таких местах необходимо соблюдать правила, чтобы не задеть интересы другого человека. |
“Когда я ем” | Дети знакомятся с правилами поведения за столом, культуре еды, обучение детей столовому этикету. |
“ Гости” | Знания гостевого этикета помогут ребенку быть уверенным в себе и доброжелательным в общении. Ребенок ,часто ходит в гости или к нему приходят знакомые. И что бы он не чувствовал себя скованно, он должен вести себя как радушный, приветливый хозяин, или желанный гость. |
“ Наша дружная семья” | Всем известно, что семья, внутрисемейные отношения играют огромную роль в жизни ребенка. Огромный мир для него сконцентрирован именно в семье. Поэтому, в этом блоке необходимо раскрыть в первую очередь, что такое семья, как надо относиться к членам семьи. Донести до сознания ребенка, что надо быть дружными, учить сочувствовать, сопереживать. Через эти знания он познает, что такое родня, страна и мир в целом. |
“ Я и все, все, все” | Воспитание культуры внешнего вида, решаем с детьми, как понравиться людям; как нужно вести себя со старшими и младшими; когда и как можно помогать друг другу. |
Система работы над проектом
Блок | Форма проведения | Тема | Цель |
«Волшебные слова» | Беседа | «Что такое этикет и зачем он нужен ?» | Дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета |
Беседа | «История этикета» | Рассказать детям, какие бывают виды этикета. | |
Занятие | «Путешествие в страну этикета» | Систематично обогащать и расширять знания. Сформировать положительное отношение к правилам этикета. | |
Игра | «Волшебные слова» | Закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Игра | «Утреннее приветствие» | Закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Чтение Г.Шалаева | «Поздравления и пожелания» | Учить выражать свои чувства. | |
Чтение Г.Шалаева | «Вежливая просьба». | Умения доброжелательно обращаться друг к другу. | |
Чтение В. Осеевой | «Волшебное слово» | Умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Беседа | «В стране вежливых слов» | Учить детей вежливым словам, использовать их в своей речи. | |
Игра | «Кто знает больше вежливых слов» | Закрепление вежливых слов. | |
Игра приветствие | «Нам здороваться не лень» | Рассказать о значении слова. | |
Дидактическая игра | «Поищем волшебное слово» | Учить детей определять на слух вежливые слова. | |
“Где и как себя вести” | Беседа | «Человек в коллективе» | Помочь детям положительно зарекомендовать себя в коллективе. |
Чтение В.Маяковский | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Знакомить детей с правилами поведения через художественную литературу. | |
Сюжетно – ролевая игра | «В общественном транспорте» | Закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Беседа | «Правила поведения в общественном транспорте» | Закрепить правила поведения в общественных местах. | |
“Когда я ем” | Игра | «Приятного аппетита» | Обучать правилам поведения за столом. |
Дидактическая игра | «Правильно или нет» (ситуации по картинкам) | Учить детей оценивать поступки, объяснять их. | |
Беседа | «За столом» | Культура еды и общения, обучать правилам поведения за столом. | |
Занятие | «Поведение за столом».
| Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, обучать правилам поведения за столом. | |
Занятие | «Накроем стол к чаю». | Учить разнообразным видам сервировки стола, обучать правилам поведения за столом. | |
Игра | «Украшение праздничного стола». | Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, учить разнообразным видам сервировки стола. | |
Беседа | «Столовый этикет» | Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку. | |
Чтение М.Белокурова | «Как подружились вилка и нож»
| Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. | |
Чтение К .Чуковский | «Федорино горе» | Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. | |
Дидактическая игра | «Какая это посуда?»
| Закрепить представление детей о том, как правильно пользоваться различными видами посуды и как правильно сервировать стол. | |
Игровая ситуация | «Бабушка пришла в гости»
| Формировать навыки сервировки стола. | |
Игровая ситуация | «Бабушка угостила меня компотом» | Умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. | |
Сюжетно - ролевая игра | «Кафе»
| Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. | |
Сюжетно - ролевая игра | «Столовая» | Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. | |
Рисование | «Скатертью, салфетками украсим дома стол» | Закреплять умение пользоваться салфетками, создавая необходимые для этого условия: красота и правильность сервировки. | |
Игровая ситуация | «Как принять гостей Как вести себя за столом». | Развлекаясь, закрепить правила столового этикета. | |
Дидактическая игра |
«Сервировка стола» | Закрепить, как правильно сервировать стол. | |
“ Гости” | Беседа | «Вас пригласили в гости». | Закреплять навыки этикетного поведения. |
Сюжетно – ролевая игра | «В гостях» | Закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Сюжетно – ролевая игра | «В театре» | Закрепить правила поведения в общественных местах. Закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. | |
Дидактическая игра | «Гости» | Учить детей правилам поведения при встрече гостей. | |
Дидактическая игра | «Чтобы гости не скучали» | Рассказать детям о гостеприимстве. Знакомить с правилами гостевого этикета. | |
Занятие | «К нам гости пришли» | Продолжать знакомить детей с новым словом «гостеприимство».
| |
Игра | «Книга в подарок». | Формировать у детей понимание необходимости выполнения правил этикета. | |
Беседа | «Идем в гости».
| Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. Развивать речевое творчество, выразительность речи. Знакомить с правилами гостевого этикета. | |
Беседа | «Ура! Гости!» | Знакомить с правилами гостевого этикета. | |
Чтение С.Маршак | «Кошкин дом»
| Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. | |
Чтение Г.Остер | «Как хорошо дарить подарки» | Обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. | |
Дидактическая игра | «Да – нет»
| Закреплять правила гостевого этикета. | |
Дидактическая игра |
«Выбираем подарок» | Закреплять правила гостевого этикета. | |
Игровая ситуация | «Идём в гости»
| Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. | |
Игровая ситуация |
«К нам гости пришли» | Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. | |
Сюжетно – ролевая игра | «В гости к друзьям». | Воспитывать желание помогать родителям; формировать навыки праздничной сервировки стола. Закреплять правила гостевого этикета. | |
Занятие лепка | «Посуда»
| Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. | |
Занятие аппликация |
«Укрась подарок». | Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. | |
Просмотр видеофильма | «Вини -Пух». | Развлекаясь, закреплять правила гостевого этикета | |
“ Наша дружная семья” | Игра импровизация | «Мы идем в гости» | Закреплять правила гостевого этикета. |
Рисование | « Нарисуй настроение» | Через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления. | |
Пение | «От улыбки» | Формировать представление о доброте. | |
Занятие | «Наша дружная семья» | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. | |
Дидактическая игра | « Невоспитанный человек» | Формировать представление о правилах поведения. Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. | |
Занятие | «Я и моя семья»
| Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | |
Занятие | «Мои любимые дедушка и бабушка | Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | |
Беседа | «Я учусь у бабушки и у дедушки» | Формировать правила уважительного отношения к старшим в семье, поддерживать добрые семейные традиции этикетного поведения. | |
Чтение Л.Квитко | «Бабушкины руки»
| Воспитывать доброе отношение к близкому, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. | |
Чтение Е.Благинина | «Посидим в тишине» | Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. | |
Дидактическая игра | « Что мы делаем, когда» | Игра помогает расширять представления воспитателя о семьях: традиции и порядки, построение внутрисемейных отношений. | |
Игровая ситуация | «Вкусное угощение»
| Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. | |
Игровая ситуация | «Пьём чай с мамой и бабушкой» | Воспитывать уважение к старшим | |
Сюжетно-ролевая, творческая игра | «Семья» | Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям ,бабушке и дедушке, заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. | |
Рисование | «Моя мама лучше всех» | Воспитывать желание заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. | |
Занятие | «Моя семья» | Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, о семейных культурных традициях. | |
Досуг, развлечение. | «Папа, мама и я – спортивная семья» | Развлекаясь, закреплять правила этикета в семье. | |
“ Я и все, все, все” | Беседа | «Посмотрим на себя со стороны» | Учить детей оценивать свои поступки. Учить договариваться друг с другом. |
Заучивание | Пословицы « О дружбе» | Познакомить с народным фольклором. Воспитание детей через народную мудрость. | |
Беседа | «Уроки вежливости», | Усвоение правил речевого поведения в ситуациях для благоприятных дружеских контактов детей. | |
Чтение В. Осеевой | «Просто старушка» | Воспитывать доброжелательность. Формировать правила уважительного отношения к старшим. | |
Дидактическая игра | «Телефонный разговор». | Учить детей речевому этикету при разговоре по телефону. | |
Беседа | «Мы любим делиться». | Доброжелательное отношение друг к другу. | |
Пение | «Дорогою добра» | Помочь понять содержание песни. | |
Просмотр видеофильма | «Кот Леопольд» | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | |
Беседа | «Какое доброе дело я сделал? » | Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми. | |
Рисование | «Волшебный цветик – семицветик» | Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей | |
Чтение В.Катаев | «Цветик семицветик» | Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, сострадание, милосердие, доброту. | |
Занятие | «Как вести себя» | Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, знакомить с нормами этикета. Обучать детей правильному поведению в социуме. |
III ЭТАП – итоговый ( май )
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Конспект НОД по познавательному развитию « Как вести себя»
Цель: Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, знакомить с нормами этикета. Обучать детей правильному поведению в социуме.
- Рисование «Мама, папа, я – дружная семья»
- Заучивание стихов о вежливых словах.
При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых (родителей, педагогов), воздействующих на детей, при системной работе можем добиться того, что ребенок усвоит принятые нормы поведения, правила этикета, выработанные национальной культурой. Кроме этого, у детей сформируется привычка выполнять общепринятые правила вежливости, научаться культуре общения.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998
4. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009
6. Защиринская О.В. «Детский этикет»
7. Корчинова. О.В. «Уроки этикета и вежливости для детей»
8. Николаева С.О. «Новые правила поведения для воспитанных детей»
9. Пинт А.О. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
10. Петерина С.В. «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
9. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006
10.Черенкова Е. «Этикет от А до Я»
11. Чудакова Н.В. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
12. Шалаева Г.П., Журавлёва О.М. «Это Вам родители»
13. Г.П. Шалаева, О.М. Журавлёва «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
14. Щиплицина Л.М. «Азбука общения»
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ларьякская СШ» дошкольное образование
Воспитатель первой категории Люсина Н.В.
Конспект НОД
Познавательная беседа для детей 4 -5 лет «Воспитание правил поведения (этикет)».
Тема: «Как вести себя»
Цель: развитие культурного уровня детей при специально организованной деятельности.
Задачи:
- Учить использовать «специальные слова» в речевом общении, знакомить с нормами этикета.
- Обучать детей правильному поведению в социуме.
- Формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, доброжелательного отношения к окружающим.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
- Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, сострадание, милосердие, доброту.
Способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Ход занятия:
Тема: слайд №1. «Как вести себя»
Летний день, поёт кузнечик.
Вини пух спешит к опушке.
Кролик ждёт гостей в избушке:
Пироги поспели в печке.
Посмотрите на слайд 2. Вини Пух идёт в гости к Кролику
Давайте с вами придумаем историю о том, как хорошо ходить в гости.
А вы любите, когда к вам приходят гости?
Кролик в это время решил прибрать свою избушку.
Как обычно поступаешь ты, когда ждёшь гостей?
слайд № 3.
Рассмотрите внимательно картинки и подумайте, на какую из них чаще всего похожа ваша комната.
Как вы думаете, какая комната больше подходит к приёму гостей?
Найдите различия между двумя комнатами.
Назовите те места комнаты, где нужна уборка
Теперь вы поняли как навести порядок. Начнём с кровати…
слайд № 4.
Ребята, очень важно при подготовке к приёму гостей уделять внимание чистоте и красоте своего жилья.
слайд № 5.
Кролик постелил на стол скатерть, поставил тарелки и…
Как вы думаете , чем он будет угощать своих гостей?
Давайте ему поможем, выберем на картинке то, что подходит. слайд № 6.
слайд № 7.
А в это время друзья собираются в гости к Кролику.
Посмотрите на их внешний вид.
Что нужно сделать, чтобы привести себя в порядок? ( на картинке есть предметы которые могут помочь).
Скажите, какими из предложенных предметами могу воспользоваться Буратино, Красная Шапочка, Волк.
слайд № 8.
Посмотрите, хорошо воспитанный человек всегда приятен окружающим, в том числе и потому , что аккуратно одет и причёсан, а неряха выглядит отталкивающе.
Перед тем как идти в гости надо позаботиться о своей внешности.
слайд № 9.
Дверь дома была гостеприимно распахнута.
Что скажет хозяин, встречая гостей?
- раздевайтесь и проходите, пожалуйста.
- добро пожаловать.
- привет, ребята!
- до свидания!
- чего вы пришли - то?
- а что вы мне принесли?
Что ответят ему гости?
- здравствуйте!
- спокойной ночи!
- рад тебя видеть
- а чем угощать – то будут?
- мне здесь совсем не нравиться
слайд № 10.
Как хорошо когда гости приходят с подарками!
Конечно, можно подарить свой рисунок, или что ни будь вылепить из пластилина.
Давайте и мы приготовим подарок для хозяина
Посмотрите на слайд и скажите, что здесь больше всего понравиться хозяину?
Как вы думаете, почему этот подарок понравиться хозяину? Кому можно подарить другие подарки?
слайд № 11.
Лучший подарок это тот, которому больше всего обрадуются, а не тот, который нравиться тебе самому. И совсем не годиться для подарка вещь, которая просто тебе не нужна.
слайд № 12.
Ну вот каждый занял своё место за столом. Как всё красиво и как вкусно пахнет!
Как вы думаете, что сказал кролик гостям?
- дорогие гости, кушайте на здоровье.
- много – то не ешьте
- кому ещё положить пирожков?
- не ешьте курицу, я её сам люблю
- надеюсь, вам понравилось моё угощение?
Как вы думаете, что ответили Кролику гости?
- а пирожки – то солёные – пресолёные
- спасибо, но всё очень не вкусное
- благодарю вас, я это уже пробовал
- а мороженное когда?
- все было очень вкусно!
слайд № 13.
Праздник был в разгаре. Гости ели с аппетитом.
Крокодил набил полный рот и даже поперхнулся.
Посмотрите, как едят Красная Шапочка и Баба яга.
У кого из них получается аккуратнее?
Вы заметили, кто из гостей больше всех любит сладкое?
Кто из гостей мог разлить сок и почему?
Как вы думаете Кролику нравиться то блюдо, которое он держит перед собой?
Какую ошибку допустил Бармалей?
Почему у Волка появился второй стакан, у кого он его отнял?
Кого из ваших друзей напоминают те, кто нарисован на картинке?
На кого похожи вы, когда сидите за столом?
А потом было очень весело. Гости пели, танцевали и играли в разные игры. И всё было бы совсем хорошо, если бы в углу не раздался какой - то шум. Оказалось, Волок отнял у Красной Шапочки игрушку.
слайд № 14.
А теперь подумайте, что сказала Красная Шапочка Волку.
А что ответил ей Волк?
- я буду играть
- жадина – говядина
- это моё
- ты плохая
- давай я немножко поиграю, а потом ты
слайд № 15.
Скажите, как помирить героев?
Что сказали бы герои друг другу?
- ладно уж, бери, а потом отдашь мне
- будем играть по очереди
- давай играть вместе
- ты плохой!
- не дам!
Только Волк с Красной шапочкой померились, как Бармалей толкнул Айболита. Айболит упал и все опять очень огорчились.
слайд № 16.
Ребята, давайте подумаем, что мог сказать Бармалей Айболиту.
- ха –ха –ха , ну ты и кувыркнулся!
- поднимайся, я тебе помогу
- извини, я нечаянно
- вот потеха то!
- попробуй только встань ещё получишь
- подумаешь, свалился
- чего разлёгся- то?
- тебе не больно?
слайд № 17.
Ребята, давайте подумаем, как помирятся Айболит и Бармалей.
Наступила пора прощаться. Всё грустное было забыто и друзья решили, что праздник удался на славу.
Как вы думаете , что скажут гости уходя домой?
Выберете подходящие варианты ответов или придумайте сами.
- до свидания!
- отлично повеселились
- приходи теперь к нам
- спасибо, всё было здорово
- а у Винни Пуха было веселее
- я к тебе больше не приду
- не забудь те подарки оставить
- спасибо, что пришли
- наконец – то вы уходите
- приходите ещё!
- до новых встреч
слайд № 18.
Почему бы нам не сфотографироваться на память, предложил Крокодил. И все согласились.
Вот так закончился праздник, теперь вы много знаете и умеете. Всегда будете сами соблюдать правила этикета.
Релаксация:
Повторение индивидуально детьми правил поведения в гостях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного итогового занятия
по правилам гостевого этикета
для детей средней группы.
апрель 2017г
Подготовила занятие воспитатель Люсина Н.В.
Тема «Ура! Мы идём в гости!»
Цель: формировать знания и навыки по правилам этикета, сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями
2.Закрепить умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
3. Учить пользоваться речью как средством общения
4. Учить способам общения между людьми на основе знания этикета.
Развивающие:
1. Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности.
2.Развивать речь, наблюдательность, мышление.
3. Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.
2. Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.
Методы и приёмы:
- Словесные (художественное слово, объяснение, указание, вопрос -ответ);
- Игровые (малоподвижная игра, сюрпризный момент);
Педагогические технологии:
1.Социоигровая (игры в кругу, работа малыми группами),
2.Личностно – ориентированная модель обучения и воспитания детей, 3.Здоровье сберегающая технология, физкультминутки, двигательная активность: соотношение слов с движением детей.
4. ИКТ
Оборудование: памятки с правилами поведения в гостях, магнитная доска, экран для просмотра презентации.
Подготовка к занятию:
1.Чтение развивающих сказок для детей «Вежливые сказки» Т. А. Шторыгиной.
2.Накануне подписать открытку с поздравлениями вместе с детьми.
3.Чтение сказки «Тони в гостях у Каролины»
4.Беседы с детьми: «Волшебные слова», « Как я выгляжу»
5. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
6. Заучивание стихов о «Вежливых словах»
Ход занятия:
Дети входят в зал и встают в круг
«Ты мой друг и я твой друг,
Становись скорее в круг!
«Мы все дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не обидим, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!»
Садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель:
Мудрый Филин в этот день , важно сидя на поляне,
Рассказать решил на встрече, как себя вести в гостях.
Под раскидистой сосной - Филина послушать
Собрался народ лесной – навострили уши.
Все ходили по гостям, это мне понятно.
Было там приятно вам, а другим приятно?
Про хозяев и гостей всё расскажем без затей.
Вы запоминайте и на ус мотайте.
В нашей жизни среди приятных событий есть такое как поход в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей. А умеем ли мы быть приятными гостями, приглашать к себе и принимать гостей? Я надеюсь, сегодня каждый из вас поймёт, что эти умения очень важны.
А Вы, любите ходить в гости? (да)
А вы знаете как себя вести в гостях? (да)
И как же?
Давайте мы послушаем , как некоторые люди ходят в гости.
Чтение стихотворения И. Рахило «Игра в гости»
-Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
-Намочило нас дождем.
-Ожидали мы гостей!
-Мы промокли до костей.
-Где ваш зонтик?
-Потеряли!
-Где калоши?
-Кот унес!
-Где перчатки?
-Скушал пес!
-Это гости не беда, заезжайте в ворота. Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.
Воспитатель:
Теперь давайте поговорим, какие правила нарушили гости?
(Опоздали гости. Хозяева их заждались. Нужно всегда приходить вовремя.
СЛАЙД 2 Приходить в гости нужно аккуратными, в чистой одежде и обуви. (А эти гости потеряли свои вещи и промокли).
СЛАЙД 3 И вот представьте, что вы собираетесь на День рождения. Как вы должны подготовиться? (Нужно купить подарок, красиво его упаковать,).
СЛАЙД 4 Подписать открытку. А что обычно пишут в открытках? (пожелания и поздравления)
СЛАЙД 5 Приготовить букет цветов.
СЛАЙД 6 А какой у вас должен быть внешний вид? (нужно аккуратно одеться, тщательно причесаться, умыться и т. д.)
Ведь на праздники по правилам этикета гости приходят нарядно одетыми, причесанными, приносят подарки. Тогда и настроение у всех будет хорошим и праздничным!
А если гости должны прийти к вам, как вы готовитесь к их приходу?
(гостей нужно встречать приветливой улыбкой, здороваться, помочь им раздеться)
СЛАЙД 7 Как вы будете их угощать?
(Нужно накрыть стол чистой скатертью, поставить на него угощения, правильно разложить посуду.)
СЛАЙД 8 Перед уходом домой поблагодарите хозяев за угощение и приятный вечер.
А умеете ли вы вести себя за столом? (да)
ФИЗМИНУТКА
Давайте поиграем. Внимательно следите за тем, что я скажу. И выполняйте задания , если так можно делать «хлопайте в ладоши», а если нельзя «топайте ногами».
-За столом нужно сидеть прямо и красиво? (да)
-Есть нужно аккуратно? (да)
-Ложку и вилку держать правильно? (да)
-Можно громко чавкать и разговаривать? (нет)
-Можно говорить с набитым ртом? (нет)
Молодцы! Теперь я вижу, что вы умеете правильно вести себя за столом.
Сейчас нам ребята расскажут стихи и о других «Вежливых словах» которые встречаются в нашем общении друг с другом.
Марина Б. Ёж под ёлкой сел на пень: -Здравствуй, белка, добрый день! Как, соседушка дела? Где сегодня ты была?
Маша К.
Филин в гости ждёт лисицу,
Волка, дятла и куницу.
Скатерть белая накрыта.
Всем приятного аппетита!
Денис Ш.
Котик с мячиком играл
Вдруг в енота мяч попал.
Промяукал чёрный кот:
- Извини меня енот!
София Т.
Стал прощаться с другом чиж:
До свиданья, милый стриж!
Завтра встретимся опять,
Чтобы вместе полетать!
Приглашаю вас по играть в игру «Не ошибись, пожалуйста» Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом) .
Ещё раз повторим главные правила гостевого этикета:
Правило №1. Не приходи в гости без приглашения.
Правило №2. Не приходи раньше назначенного срока.
Правило №3. Не опаздывай к назначенному часу.
Правило №4. Приходя, разувайтесь в коридоре.
Правило №5. Перед тем как сесть за стол, помой руки.
Правило № 6. За столом ешьте с закрытым ртом, не чавкайте
Правило №7. Не разбрасывай свои вещи и вещи хозяина.
Релаксация
1 Ребята, скажите, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии?
- О правилах поведения в гостях
2. Марина, скажи , а всем ли нужно выполнять эти правила? Или только детям, а взрослым можно не выполнять?
3. Можно ли в гостях брать вещи без разрешения?
4. Что надо брать с собой в гости?
5. Как мы готовимся к встрече с друзьями?
6. Можно ли приходить в гости без приглашения?
Наше занятие закончилось всем спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
Практическая консультация для педагогов
«Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»
Цель:
Закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом.
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.
Что такое культура?
Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её.
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, сюда входит:
Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.
Гигиенические навыки приемы пищи.
Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.
Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.
Культуры еды её значение не только в выполнении физиологических потребностей, она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
Организации питания детей предполагает психологические аспекты, которые ориентированы на требования внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорит о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно!
Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.
Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.
Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
*Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Как правильно и красиво накрыть стол. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок.
Задание педагогам «Как правильно и красиво накрыть стол»
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные, цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.
Решение:
Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую справа от тарелки, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла.
На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.
У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок.
Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа.
Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.
Задание педагогам «Где правильно? »
Определить, где правильно сервирован стол в детском саду
Необходимые требования к сервировке стола.
• Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие) .
• Эстетичность.
• Тематическая направленность. (Новый год – снежинки… .)
Задача сервирующих стол – создать хорошее настроение и усилить аппетит.
*Последовательность сервировки.
• Скатерть. Слово "скатерть" древнерусское, возможно, образовалось от "екать" и "терть" по типу "рукотерть" (старое русское название полотенца). Уже в средние века в обиходе были браные (с узором) скатерти.
• Тарелки. На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками.
• Чашки, стеклянная посуда.
• Салфетки. Салфетки появились в Европе в XV веке. Но еще долго и рот, и руки вытирали краем скатерти. Для России пора салфеток пришла после реформ Петра 1, в начале XVIII века.
• Столовые приборы. На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в Х веке. До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб "хорошему тону" ими нередко ковыряли в зубах.
• Цветы, икебаны.
Задание для педагогов «Сервировка стола»
Предлагается меню, следует правильно накрыть стол к завтраку, обеду и ужину.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по этикету для воспитателей
Тема: «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»
Предварительная работа.
1. Актуальность знаний по этикету у педагогов через самостоятельное изучение и повторение правил сервировки стола и норм этикета.
2. Оформление выставки литературы по формированию навыков этикета у детей дошкольного возраста.
План проведения семинара - практикума
- Показатели усвоения детьми дошкольного возраста социальных норм и правил.
- Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.
- Викторина «Роль этикета в воспитании детей»
- Подведение итогов семинара – практикума.
Подводится общий итог.
- Воспитатели получают памятки: показатели усвоения социальных норм и правил;
- навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада;
- игра по обучению детей этикету и вежливости.
Понятие об этикете
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не полагая на себя определенных ограничений.
Этикет слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятых в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.
Нормы этикета в отличие от норм морали являются установленными, они носят характер не написанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека. Его нравственные и интеллектуальные качества. Умения правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопониманию, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.
Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
Формироваться навыки этикета должны с раннего детства, в условиях семьи и дошкольного образования. Роль этикета в жизни дошкольника очень велика, так как формирует базу социальных норм, через воспитание у детей трудолюбия, вежливости, аккуратности, культуры поведения в коллективе, в общественных местах, навыками правильного обращения со всеми окружающими предметами, умения готовиться к предстоящим делам (организовать свою деятельность).
Показатели усвоения социальных норм и правил.
3-4 года
Ребенок ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевается, ест и т.п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь пожалеть последнему, пожалеть его, поделиться с ним игрушками. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.
4-5 лет
Имеется представление о том, как надо (не надо) себя вести. Формируется представление об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.
5-6 лет
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
6-7 лет
Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.Навыки этикета, которыми могут овладеть выпускники детского сада.
Сервировка стола и поведение за столом:
- знать разнообразные варианты сервировки стола;
- уметь пользоваться столовыми приборами;
- непринужденно сохранять правильную осанку;
- знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
- владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с модой, но с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
- уметь самостоятельно причесываться.
Речевой этикет:
- уметь обратиться с просьбой;
- знать правила ведения разговора по телефону;
- во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.
Поведение в общественных местах:
- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставке, в музее, кафе;
- знать основные правила поведения в детском саду, школе, библиотеке.
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
- выбирать подарки и их преподносить;
- уметь принимать гостей и быть гостем.
Викторина «Роль этикета в воспитании детей»
Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 команды. Далее ведущий представляет состав жюри. Жюри будет оценивать содержательность, оригинальность, юмор и эмоциональность выступлений по 3-бальной системе. Оценка выступлений команд будет проходить по окончании каждого задания.
Задание № 1. «Название команды»
Придумать название своей команды в соответствии с темой викторины и представить ее, выбрать капитана команды.
Задание №2. Разминка «Формулы вежливости»
Командам раздаются карточки с заданием. На выполнение задания отводится 3 минуты, выигрывает та команда, перечислит больше формул.
Задание для 1 команды:
Назовите формулы вежливости во время приветствия.
Задание для 2 команды:
Назовите формулы вежливости во время прощания.
Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, коллегам, родителям (независимо от того, с какой возрастной группой он работает). Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.
Задание № 3. «Пантомимы»
Каждая команда с помощью разнообразных движений изображает ситуацию, описанную в карточке. Команда соперников должна разгадать пантомиму.
I вариант:
Мальчик уступает место пожилому человеку в автобусе.
II вариант:
Мальчик поздравляет девочку с днем рождения.
Задание № 4. «Конкурс капитанов»
Капитаны сервируют стол. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнит сервировку.
Задание № 5. «Детский телефон доверия».
Команды отвечают на «детские» вопросы (6 вопросов в конвертах, по 3 вопроса каждой команде).
1.Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, кто должен здороваться первым, если встретились мальчик и девочка? Мальчик и бабушка? (ребенок должен первым здороваться с взрослым).
2.Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать? (если есть возможность, можно подойти и тихо поздороваться, либо поприветствовать кивком головы и взглядом).
3.Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (можно, тарелку наклонять тарелку от себя, на себя нельзя т.к. можно облиться).
4.Мне подарили ненужную и некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто мне ее подарил? (Даже если подарок не понравился, нужно обязательно поблагодарить того, кто преподнес подарок).
5.Ко мне на день рождения в субботу придут друзья. Подскажите, какие игры можно провести, что бы всем было весело?
6.Здравствуйте. Мне 5 лет. Меня друг пригласил на день рождения, а я не знаю, что нужно подарить. Подскажите пожалуйста.
Задание № 6. Цветик – семицветик»
Команды заполняют лепестки цветка названиями тех нравственных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. Объяснить свой выбор.
Подведение итогов викторины.
Подведение общего итога семинара-практикума.
- Усвоение детьми социальных норм и правил в дошкольном возрасте.
- Успешность практический деятельности, взаимодействия людей друг с другом не возможно без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.
- В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.
- Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы).
- Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание и сочувствие. Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).
- Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению или норм и правил.
- Важную роль в становлении нормативной регуляции поведение у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) вступают перед ними как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Нормы и правила следует формировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, что бы взрослый не просто задавал их как то, что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма, т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами, заботиться о своем здоровье и т.д. При этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывание небольших спектаклей и т.п.).
- Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявления одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
ТЕМА: «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения.
- Систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.
- Пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул.
- Формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Разминка.
Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций.
Научить ребенка:
• Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.
• Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.
• Слушать и слышать других.
• Владеть силой голоса и различать интонации.
• Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.
Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л. С., Усова В. Т., Виноградова В. В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю.
Наблюдая за детьми, обратила внимание на то, что дети, ориентируясь в ситуации приветствуя и прощания, испытывают значительные затруднения.
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Всё более творческой становится работа каждого воспитателя в ДОУ.
Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
Поговорим сегодня с вами о речевом этикете.
Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет? »
Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка)
• Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
• Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.
Вопрос к педагогам: «Для чего нужен речевой этикет? »
• Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.
• Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.
Формула речевого этикета:
Думай,
• кому говоришь,
• что говоришь,
• где говоришь,
• зачем говоришь,
• какие из этого будут последствия.
Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».
Воспитание речевого этикета у детей начинается с создания в группе тишины. Говор – свидетельство нормального общения в группе, при котором педагог слышит каждого ребенка. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая его своим примером.
Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.
Задание для педагогов. «Нарисовать с кем можно сравнить воспитанного, вежливого человека. Какой он вежливый человек?»
Раздаются листы бумаги, фломастеры.
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца. Такой человек никогда не нарушит порядок ни словом, ни поступком, не обидит другого. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. Формула вежливости – доброе слово. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливые слова – это волшебное украшение нашей речи, украшая ее, мы притягиваем, привлекаем внимание, услаждаем слух друг друга и действительно происходит чудо – в ответ хочется ответить или сделать о чем просят. Позвольте мне посоветовать вам не заставлять, не принуждать ребенка говорить слова вежливости. Ведь заставлять – значит вызывать противодействие. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним по забывчивости потерявшим волшебное слово. Вы «озвучиваете» внутреннее состояние благодарности, поэтому «не скажи спасибо, а мы с Сашей благодарим».
В группе можно завести «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами (открытками, на которых написаны «волшебные слова». Сундучок пополняется. Дети могут брать этот сундучок когда захотят и вспоминать, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения. Показ педагогам «волшебного сундучка».
Можно в группе организовать «День волшебного слова», по желанию детей или выбрать то слово, в употреблении которого дети затрудняются.
Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.
• С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?
• Как часто в течение дня вы улыбаетесь?
• Для чего человеку нужна улыбка?
Постарайтесь поймать собственное выражение лица где – нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное? В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнется. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.
Практическая часть.
Игра – инсценировка: «Секрет волшебных слов».
- Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в непростое путешествие, а в космическое, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. Звучит космическая музыка.
Первая планета – «Добрых слов»
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.
- В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом) .
Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо) .
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) .
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) .
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) .
Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) .
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .
Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Вторая планета – «Заколдованная»
Мы должны выполнить задания, чтобы расколдовать эту планету, только тогда мы сможем продолжить наше путешествие.
Задание 1.
Шестилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавил коробку, чтобы узнать, что внутри. Мама: «Миша, прекрати, ты испортишь подарок. Что нужно сказать? » Миша сердито: «Спасибо. Мама: Вот, хорошо».
Объясните, как вы думаете, правильно поступила мама? Почему? Как можно поступить иначе?
Задание 2.
Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то, как правило, получают в ответ – «Не мешай! Взрослых перебивать нельзя! Это не вежливо, отстань! ». Как бы вы ответили ребенку в такой ситуации? Например, «Я хочу сначала закончить свой рассказ, а потом будешь говорить ты! »
Задание 3.
Продавец овощного магазина гневно кричит: «Не такой лук, не нравится? Ну и не берите! » Как бы вы ответили, чтобы сгладить ситуацию? – «Раз вы так рассердились, видимо я в чем – то виновата. Извините меня».
- Молодцы! Отлично справились с заданиями, планета расколдована, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Не собьюсь»
Если показываю красный кружок, нужно хлопать в ладоши и говорить: «Здравствуйте! » Зеленый кружок – топать и говорить : «До свидания! »
Путешествие продолжается.
Следующая планета «Сказочная»
Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые.
Игра «Добрый – злой»
Я буду называть героя, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками - Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).
Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету с которой началось наше путешествие. Кто помнит ее название? Планета «Добрых слов». У нашего космического корабля произошел сбой в работе двигателя, переходим на ручное управление.
- Для чего человеку нужны руки?
- Можно с их помощью общаться?
Работа в парах
Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)
Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на планету «Добрых слов». В слове заключается великая сила. Народ давно заметил: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».
Игра с мячом «Что может сделать слово? » Обогатить, растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…
Итог.
Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливается и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят.
По окончанию семинара все педагоги получают «Словарь вежливых слов и выражений»
Выставка: литература по теме, картотека игр по речевому этикету.
Литература
1. Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998
4. Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
5. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009
6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006