И Д Е М к Л О Г О П Е Д У!
Одним из важнейших показателей общего развития ребенка является уровень развития речи.
Проходить осмотр у логопеда рекомендуется регулярно, начиная с 1-2 лет, но особенную важность имеет логопедическая диагностика дошкольников непосредственно перед поступлением в школу. Почему? Всё обучение в школе построено на коммуникации, а основное средство коммуникации — это речь. Без правильной речи ребенок просто не сможет эффективно учиться.
Во время диагностики логопед обследует как понимание ребёнком обращённой речи, так и его собственную речь. Специалист обязательно исследует строение и подвижность органов артикуляции дошкольника. Участвуют в диагностике и родители. Они должны быть готовы к вопросам логопеда о состоянии зрения и слуха ребёнка, первых годах его жизни, а также о ходе беременности и родов.
Профосмотр у логопеда проводится за 1 год до поступления в школу и является обязательным.
Прежде всего осмотр должны пройти те дошкольники, у которых имеются проблемы с развитием устной или письменной речи (дети с аутизмом, синдромом дауна, ТМНР, с нарушениями слуха). Но даже если у ребёнка никогда не было явных проблем с речью, пройти диагностику необходимо, чтобы подтвердить отсутствие нарушений. Если же нарушения всё-таки будут выявлены, логопед, в рамках осмотра, определит специальные коррекционные методы обучения вашего ребёнка. Работа по устранению нарушений может занять продолжительное время – как раз до года.
Наследственные заболевания — это нарушения в генетическом аппарате человека или так называемые мутации генов или хромосом. Существуют генные заболевания, которые возникают из-за повреждения в генах, а также хромосомные заболевания, которые связанны с изменением числа и качества хромосом.
Риск рождения ребенка с наследственной патологией равен 3-5%. В отдельных случаях можно прогнозировать рождение ребенка с тем или иным наследственным заболеванием и диагностировать его уже во внутриутробном периоде развития ребенка. Некоторые врожденные пороки и заболевания устанавливаются у плода при помощи скрининг-методик, таких как: лабораторно-биохимическая, цитогенетическая и молекулярно-генетическая, а еще лучше — целого комплекса методов дородовой диагностики.
Наиболее значимые факторы, влияющие на изменения в генетическом аппарате
Прежде всего, необходимо сказать о возрасте будущих родителей. В половых клетках с возрастом и под влиянием внешних неблагоприятных условий накапливается все больше незначительных «поломок», поэтому, чем старше родители, тем выше их шанс родить ребенка с генетической аномалией, например, с синдромом Дауна или синдромом Патау.
Следующий, не менее важный фактор, — это близкое родство матери и отца.
Троюродные и двоюродные братья и сестры, дяди, тети, племянницы и племянники с большей вероятностью могут оказаться носителями одних и тех же дефектных генов.
Еще одним из факторов риска, является рождение больных детей у этих же родителей.
Если в семье уже есть ребенок с конкретной наследственной генетической аномалией, то вероятность рождения второго ребенка с тем же диагнозом возрастает до 30 — 50 %.
Следующая причина — семейные хронические заболевания. Если несколько членов семьи страдают, к примеру, тугоухостью, то ген болезни может передаться потомкам.
Нельзя не отметить и воздействие неблагоприятной внешней среды: проживание поблизости от химических производств, атомной электростанции или космодрома, загрязненный воздух.
Серьезным фактором риска является воздействие на организм отца или матери облучения, контакт с веществами, содержащими тяжелые металлы, сильнодействующие лекарства (например, при химиотерапии), а также курение и наркотики.
Рассмотрим некоторые хромосомные заболевания (группа заболеваний, причиной которых является изменение набора хромосом):
- Синдром Дауна (один на 700 новорожденных). Диагноз этого заболевания у ребенка должен поставить врач-неонатолог в первые 5-7 дней пребывания новорожденного в родильном доме и подтвердить исследованием кариотипа ребенка. При болезни Дауна кариотип составляет 47 хромосом, третья хромосома насчитывается при 21-й паре. Девочки и мальчики болеют этой хромосомной патологией одинаково. Симптомы: голова с уплощенным затылком, раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши, на ладони поперечная складка, большой язык, толстая короткая шея, умственная отсталость. Реабилитация и развитие речи у детей с синдромом дауна — кропотливый труд, который могут взять на себя специалисты центра Логопед Профи.
- Синдром Шерешевского-Тернера может быть только у девочек. Частота заболевания равна 1 на 3000. У девочек отмечается маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие каких-либо намеков на месячные. Отмечается легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у взрослых больных — бесплодие. Кариотип такой больной составляет 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.
- Только у лиц мужского пола наблюдается синдром Клейнфелтера, диагноз, которой устанавливается чаще всего в период полового созревания (16-18 лет). У больного отмечаются высокий рост (190 см и выше), непропорционально росту длинные руки, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, антисоциальное поведение, дебильность. При исследовании кариотипа наблюдается 47 хромосом — 47, XXY. У взрослых больных болезнью Клейнфелтера ведущим симптомом является бесплодие. Встречается к мужчин с частотой 0,2% или на 500 новорожденных мальчиков приходится 1 ребенок с данной патологией.
- Синдром Патау встречается у 1 на 700 новорожденных. С синдромом Патау рождаются как мальчики, так и девочки. Симптомы: расщелина верхней губы или мягкого/твердого неба, аномалия глаз, другие пороки.
- Синдром Вольфа-Хиршхорна встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек в результате терминального деления короткого плеча 4-й хромосомы. Признаки заболевания: задержка роста, расщелины губы и неба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.
- Синдром Эдвардса. Дети рождаются у пожилых матерей. Причиной заболевания является наличие дополнительной 18-й хромосомы. Симптомы: низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует. Что же касается генетических заболеваний, то насчитывается более 5 000 заболеваний наследственной природы, которые относят к моногенным: наблюдается изменение, мутация, в каком-либо одном из 30 000 генов.
Работа определенных генов способствует синтезу (формированию) соответствующих этому гену белка или белков, ответственных за функционирование клеток, органов и систем организма. Нарушение (мутация) гена ведет за собой нарушение синтеза белка и далее к нарушению физиологической функции клеток, органов и систем организма.
Всем детям в возрасте до 2-3 месяцев непременно нужно проводить специальное биохимическое исследование мочи для исключения у них фенилкетонурии или пировиноградной олигофрении. Разберем наиболее частые из этих заболеваний.
- Фенилкетонурия — одно из распространенных наследственных заболеваний. Часто-та этой патологии 1:10000 новорожденных. Суть фенилкетонурии заключается в том, что аминокислота фенилаланин не усваивается организмом, и ее токсические концентрации отрицательно влияют на функциональную деятельность головного мозга и ряда органов и систем.
Отставание психического и моторного развития, эпилептиформноподобные припадки, диспептические проявления (расстройства работы желудочно-кишечного тракта) и дерматиты (поражение кожи) — основные клинические проявления данной болезни. Лечение заключается, главным образом, в специальной диете и применении аминокислотных смесей, лишенных аминокислоты фенилаланина. - Детям до 1 — 1,5 лет рекомендуется проводить диагностику на выявление тяжелого наследственного заболевания — муковисцидоза. При этой патологии наблюдается поражение дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. У больного появляются симптомы хронического воспаления легких и бронхов в сочетании с диспептическими проявлениями (поносы, сменяющиеся запорами, тошноты).
Частота этого заболевания равна 1:2500. Лечение заключается в применении препаратов ферментативного ряда, поддерживающих функциональную деятельность поджелудочной железы, желудка и кишечника, а также в назначении лекарств противовоспалительного действия. - В 4 — 5-летнем возрасте и только у мальчиков проявляются клинические признаки миодистрофии Дюшенна. Мышцы сначала голеней, а с годами и всех других частей тела, заменяются на соединительную ткань, неспособную к сокращению. Больного ждет полная неподвижность и гибель, чаще во втором десятилетии жизни.
До настоящего времени не разработана эффективная терапия миодистрофии Дюшенна, хотя во многих лабораториях мира, в том числе и наших, проводятся исследования по применению методов генной инженерии при этой патологии. В эксперименте уже получены впечатляющие результаты, позволяющие с оптимизмом смотреть в будущее таких больных. - Целиакия — хроническое наследственное полисиндромное заболевание, характеризующееся неспецифическими повреждениями слизистой оболочки тонкой кишки глютеном. В типичном случае целиакия проявляется через 1,5 — 2 месяца после введения злаковых продуктов в питание, как правило, в 8 — 12-месячном возрасте ребенка. Проявление целиакии возможно и после инфекционного заболевания (кишечной инфекции, ОРВИ), которое является провоцирующим фактором.
Первыми симптомами типичной целиакии являются эмоциональная лабильность, снижение аппетита, замедление темпов прибавки массы тела, учащение стула, увеличение живота на фоне снижения массы тела, истончение подкожного жирового слоя, снижение мышечного тонуса, гипотрофия. - Наследственная тугоухость — нарушение слуха, наследуемое в семье. Причиной является наследование измененных генов. Считается, что каждый восьмой житель Земли является носителем одного из генов, вызывающих рецессивную тугоухость. Самым значимым для развития тугоухости оказался ген коннексина 26. Только одно изменение в этом гене отвечает за 40% всех случаев врожденной детской тугоухости.
В статье были описаны наиболее часто встречающиеся наследственные заболевания, которые могут привести к задержке или аномальному развитию ребенка. Профилактикой наследственных заболеваний могут служить следующие шаги:
- Консультация генетика до зачатия.
- Не допущение родственных браков.
- Обследование уже беременной женщины до 10-12 недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_karta_2.docx | 39.3 КБ |
3_goda_test_po_razvitiyu_rechi.docx | 1.89 МБ |
rech_karta_4_goda.docx | 35.71 КБ |
rech_karta_6let.docx | 47.54 КБ |
rech_karta_2.docx | 39.3 КБ |
diagnosticheskaya_karta_rebenka_1-3_goda_1.pdf | 969.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА 5 ЛЕТ
ФИО ребёнка | Дата рождения | ||
Группа | Дата обследования |
Исследование неречевых психических функций
Психологические особенности: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен… Особенности поведения: принимает помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий | |||||
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается | |||||
Память: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной , долговременной памяти | |||||
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно | |||||
Состояние слухового внимания | Н.г Б/% | К.г Б/% | Исследование зрительного восприятия | Н.г Б/% | К.г Б/% |
Дифференциация звучащих игрушек, предметов | Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный | ||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный | ||||
Восприятие и воспроизведение ритма --. .-. -.- ..- | Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа | Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) | ||||
Ориентировка в схеме тела: показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо | Складывание картинок из 3-5 частей |
Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________
Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________ Ритм (дисритмия)__________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | Навыки работы с карандашом: умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, человека | ||||
Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки |
Мимическая и артикуляционная мускулатура
Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность, мышечный тонус, активность/заторможенность, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос | Движение нижней челюсти: открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||
Движение губ: | Движение языка: | ||||
«улыбочка» | «лопата» | ||||
«трубочка» | «жало» | ||||
«улыбочка-трубочка» | «лопата-жало» | ||||
поднять верхнюю губу | «качели» | ||||
опустить нижнюю губу | «маятник» | ||||
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | «чашечка» | ||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть) | «вкусное варенье» |
Слоговая структура | Фонематическое восприятие | ||||||||||
Произношение изолированных слов | Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой | Повторение слогов, слов | Назови первый звук в слове | ||||||||
Погремушка | Сестренка развешивает простыни | Па-ба-ба | Аня | ||||||||
Парашютист | В универсаме продают продукты | Ба-па-ба | Оля | ||||||||
Фотограф | Пингвин гуляет с пингвиненком | Ка-ка-га | ухо | ||||||||
Сковорода | Волосы подстригают в парикмаахерской | Том-дом-ком | Ира | ||||||||
Велосипед | Водопроводчик чинит водопровод | Кот-год-ход | Эля |
Звукопроизношение
[б], [п], [м]__________________________________________________________ [в],[ф]______________________________________________________________
[д], [т], [н]________________________________________ [г], [к], [х]___________________________________________[й]______________________________
Звуки- | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
% | Б | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |
Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К |
Дифференциация звуков
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ц-С | Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | |
Нач.года | ||||||||||
Конец.г | ||||||||||
Щ-Ж | Щ-С | С-Ч-Щ | Л-Й | Л-ЛЬ | Л-Р | ЛЬ-РЬ | ||||
Нач.года | ||||||||||
Конец.г |
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? __________________________________________Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? ______/______/______
Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они?_______________________________________________________________________________Счёт прямой ____________________
Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________
Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? | Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя | ||||
Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня: Дом за лесом. Солнце освещается землей. Под самолетом озеро. Самолет летит над озером. | Послушай вопросы и ответь на них: За мальчиком бежит собака. Кто впереди? На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал? Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошел в кино? |
Состояние экспрессивной речи
Словарный запас | |||||||||||
Глагольный словарь | Профессии: | Назвать части предметов и показать | |||||||||
Кто, что делает?(птицы, змея, рыбы, лягушка, человек) | Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель; Учитель, воспитатель, пожарный, швея, капитан, дрессировщик, регулировщик | Чайник: донышко, носик, ручка, крышка | |||||||||
Кто как голос подает?(волк, лошадь, овца, корова, петух, собака, кошка) | Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль | ||||||||||
Прилагательные(норма, беден, неточен) | Времена года Назвать по порядку, начиная с осени | Дерево: корни, ветки, ствол, кора, крона | |||||||||
Корабль: мачта, парус, якорь | |||||||||||
Антонимы | Синонимы (картинки) | Объяснить значение слов: | |||||||||
Широкий | Умный | собака-пес, будка –конура, врач-доктор, наездник-всадник, варежки-рукавички, у розы шипы -колючки | Пылесос | ||||||||
Далеко | Свет | Холодильник | |||||||||
Высоко | Поднимает | Листопад | |||||||||
Обобщающие слова | Маленький жучок-малюсенький, крохотный,большой слон-громадный, огромный | Винегрет | |||||||||
Игрушки | Овощи | ||||||||||
Транспорт | Фрукты | ||||||||||
Одежда | Мебель |
Словообразование
Образование относительных прилагательных | Образование уменьшительно-ласкательных форм | Образование названий детенышей | Сравнительная степень прилагательных | Притяж. прилаг (чей хвост) | ||||||||||
Мяч из резины | Стол-столик | Курица | Ягода сладкая | У лисы | ||||||||||
Дом из камня | Шкаф | Кошка | Орех твердый | У волка | ||||||||||
Стол из дерева | Ковер | Собака | Шарик легкий | У павлина | ||||||||||
Корабл. из бумаги | Зеркало | Свинья | Дерево толстое | У петуха | ||||||||||
Дорожка из песка | Ведро | Лошадь | Тропинка широкая | У льва | ||||||||||
Стакан из стекла | Красные штаны | Корова | Прыгать высоко | У белки |
Грамматика
Согласование прилагательных и существительных | Ед. и мн.ч существительных и глаголов | Согласование числительных и существительных | Существительные в Р.П мн.ч (много чего?) | Согласование в разных падежах(Два полосатых котенка) | ||||||||||
Голубое ведро | Дом -дома | Два стула | Стульев | Р.П. Кого нет у девочки? | ||||||||||
Голубая чашка | Платье | Пять стульев | Карандашей | Д.П. Кому наливает молоко? | ||||||||||
Голубой мяч | Дерево | Два карандаша | Ведер | В.П. Кого увидела девочка? | ||||||||||
Голубые карандаши | Котенок | Пять карандашей | Кукол | Т.П. За кем побежала девочка? | ||||||||||
Лев | Два ведра | Платьев | П.П.О ком заботится девочка? | |||||||||||
Облако | Пять ведер | Собак |
Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот? из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___
Префиксальное словообразование: по-___ подо- ___обо-____ за- ____вы- ___со- ___при- (ШЛА)___(Как девочка Маша в лес ходила)///НГ_____КГ____
Связная речь
Послушай рассказ и перескажи его. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. |
Придумай интересный рассказ про двух упрямых козликов (по картинке) |
Составление рассказа по серии картинок. |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)__________________________________________________________________________________
Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)_____________________________________________________________________
Фонематические представления(сформированы, не сформированы)_______________________________________________________________________
Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)___________________________________________________________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_____________________________________________________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)_____________________________________
Планирование
индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА 4 ЛЕТ
ФИО ребёнка | Дата рождения | ||
Группа | Дата обследования |
Исследование неречевых психических функций
Психологические особенности: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен… Особенности поведения: принимает помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий | |||||
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается | |||||
Память: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной , долговременной памяти | |||||
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно | |||||
Состояние слухового внимания | Н.г Б/% | К.г Б/% | Исследование зрительного восприятия | Н.г Б/% | К.г Б/% |
Дифференциация звучащих игрушек, предметов | Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца): красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный | ||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный | ||||
Восприятие и воспроизведение ритма --. ..- -.- .-. | Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда) круг, квадрат, овал, треугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади | Складывание фигур из палочек по образцу («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) | ||||
Ориентировка в схеме тела: показать показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу | Складывание картинок из 2-4части |
Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________
Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________ Ритм (дисритмия)__________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч | Кинетическая основа движений: поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | Навыки работы с карандашом: умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги | ||||
Кинестетическая основа движений: сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую |
Мимическая и артикуляционная мускулатура
Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность, мышечный тонус, активность/заторможенность, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, наморщить нос | Движение языка: | ||||
Движение губ: | «лопата» | ||||
«улыбочка» | «жало» | ||||
«трубочка» | «лопата-жало» | ||||
Движение нижней челюсти: открыть и закрыть рот | «качели» | ||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть) | «маятник» |
Слоговая структура | Фонематическое восприятие | ||||||||||
Произношение изолированных слов | Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой | Повторение слогов, слов | Выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка | ||||||||
Кот | Ребята слепили снеговика | Та-да | Шапка | ||||||||
Вода | Ба-па | Рыба | |||||||||
Стук | Ка -га | Корова | |||||||||
Мостик | На-ня | Санки | |||||||||
Пуговица | Мотоциклист ездит на мотоцикле | Вы-фы | Пирамидка | ||||||||
Дружба | Мышка-мишка | Бобы | |||||||||
Свисток | Уточка-удочка | Капуста | |||||||||
Капуста | Коза-коса | Горох | |||||||||
Тропинка | Вечер-ветер | Помидор |
Звукопроизношение
[б], [п], [м]__________________________________________________________ [в],[ф]______________________________________________________________
[д], [т], [н]________________________________________ [г], [к], [х]___________________________________________[й]______________________________
Звуки- | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
% | Б | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |
Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К |
Дифференциация звуков
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ц-С | Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | |
Нач.года | ||||||||||
Конец.г | ||||||||||
Щ-Ж | Щ-С | С-Ч-Щ | Л-Й | Л-ЛЬ | Л-Р | ЛЬ-РЬ | ||||
Нач.года | ||||||||||
Конец.г |
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? __________________________________________________Сколько тебе лет __________________________________________________________
Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они?_______________________________________________________________________________Счёт прямой ____________________
Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________
Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? | Покажи, где кошку догоняет мышка? Где кошка догоняет мышку? Где на волке лошадь? Где на лошади волк? Чего не бывает? |
Состояние экспрессивной речи
Словарный запас
Глагольный словарь (кто что делает?) | Прилагательные (норма, беден) | Показать на рисунке | |||||||||
Птица | Профессии: Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель | Кукла: лоб, подбородок, брови, ресницы, локти | |||||||||
Рыбка | |||||||||||
Машина | Времена года Покажи на рисунке, глее лето, где весна, зима, осень | Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль | |||||||||
Антонимы: | |||||||||||
Большой | Назови одним словом: Голубь, ворона, воробей –это… | Самолет: шасси, иллюминаторы, нос, хвост | |||||||||
Хороший | |||||||||||
Худой | Обобщающие слова (перечисли, назови) | Дерево: корни, ветки, ствол, кора, крона | |||||||||
Игрушки | Одежда | Чайник: донышко, носик, ручка, крышка | |||||||||
Животных | Овощи | Корабль: мачта, парус, якорь |
Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм | Образование названий детенышей | Притяж. прилагательные (чей хвост) | ||||||
Стол-столик | Кошка | У лисы | ||||||
Дом | Собака | У волка | ||||||
Ложка | Лиса | У павлина | ||||||
Книга | Утка | У петуха | ||||||
Кукла | Слон | У льва | ||||||
Мяч | У белки |
Грамматика
Согласование прилагательных и существительных | Ед. и мн.ч существительных | Согласование числительных и существительных | Существительные в Р.П мн.ч (много чего?) | Согласование в разных падежах | ||||||||||
Синее ведро | Дом-дома | Два стула | Стульев | Р.П.Чего нет у девочки? (мяча) | ||||||||||
Синяя чашка | Дерево-деревья | Пять стульев | Карандашей | Д.П. Кому мальчик дет мяч? | ||||||||||
Синий мяч | Платье-платья | Два карандаша | Ведер | В.П. Что ты видишь на картинке? | ||||||||||
Синие карандаши | Котенок-котята | Пять карандашей | Кукол | |||||||||||
Облако-облака | Два ведра | Платьев | Т.П. Чем рисует девочка? | |||||||||||
Лев-львы | Пять ведер | Собак | П.П.О ком думает кошка? |
Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот? из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___
Связная речь
Послушай рассказ и перескажи его. Муравей. Муравей нашел зерно. Оно было такое тяжелое, что муравей не мог поднять его. Тогда муравей позвал на помощь своих товарищей, других муравьев. Все вместе муравьи дотащили зерно до муравейника. |
Что неправильно нарисовал художник? |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)__________________________________________________________________________________
Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)_____________________________________________________________________
Фонематические представления(сформированы, не сформированы)_______________________________________________________________________
Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)___________________________________________________________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_____________________________________________________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)_____________________________________
ДАТА____________________
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка 6 лет
ФИО ребёнка | Дата рождения | ||
Группа | Дата обследования |
Исследование неречевых психических функций
Психологические особенности: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен… Особенности поведения: принимает помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий | |||||
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается | |||||
Память: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной , долговременной памяти | |||||
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно | |||||
Состояние слухового внимания | Н.г Б/% | К.г Б/% | Исследование зрительного восприятия | Н.г Б/% | К.г Б/% |
Дифференциация звучащих игрушек, предметов | Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||
Восприятие и воспроизведение ритма .---. …-- ..--. --… | Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу | Складывание фигур из палочек по памяти: «елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи; Складывание фигур из палочек по образцу (при невыполнении предыдущего задания) | ||||
Ориентировка в схеме тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо | Складывание картинок из 4 – 8 частей |
Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________
Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________ Ритм (дисритмия)__________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее | Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | Навыки работы с карандашом:умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека | ||||
Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера |
Мимическая и артикуляционная мускулатура
Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность, мышечный тонус, активность/заторможенность, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку | Движение нижней челюсти: открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||
Движение губ: | Движение языка: | ||||
«улыбочка» | «лопата» | ||||
«трубочка» | «жало» | ||||
«улыбочка-трубочка» | «лопата-жало» | ||||
поднять верхнюю губу | «качели» | ||||
опустить нижнюю губу | «маятник» | ||||
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | «чашечка» | ||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть) | «вкусное варенье» |
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? __________________________________________Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? ______/______/______
Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они?_____________________________________________________________________________________________________________
Счёт прямой ____________________________Обратный (с 6 лет) _________________________________Счётные операции:_______________________________
Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________
Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Н.г | Н.г | Н.г | К.г | ||
Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? | Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя | ||||
Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня: Дом за лесом. Солнце освещается землей. Под самолетом озеро. Самолет летит над озером. | Послушай вопросы и ответь на них: За мальчиком бежит собака. Кто впереди? На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал? Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошел в кино? |
Состояние экспрессивной речи
Словарный запас | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | |||||||||||
Глагольный словарь | Профессии: | Назвать части предметов и показать | |||||||||||||||
Кто, что делает?(учитель, продавец, маляр, швея; змея, рыбы, лягушка) | Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель; Учитель, воспитатель, пожарный, швея, капитан, дрессировщик,регулировщик | Чайник: донышко, носик, ручка, крышка | |||||||||||||||
Кто как голос подает?(волк, лошадь, овца, кукущка, петух, собака, кошка) | Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль | ||||||||||||||||
Прилагательные(норма, беден, неточен) | Времена года | Самолет: шасси, иллюминаторы, нос, хвост | |||||||||||||||
Назвать по порядку, начиная с осени | Корабль: мачта, парус, якорь | ||||||||||||||||
Антонимы | Назвать признаки (на картинке) | Объяснить значение слов: | |||||||||||||||
Друг | Трусливый | Сколько месяцев в году? Назови их | |||||||||||||||
Добро | Горячий | Синонимы (картинки) | Холодильник | ||||||||||||||
Горе | Легкий | собака-пес, будка –конура, врач-доктор, наездник-всадник, варежки-рукавички, у розы шипы -колючки | Листопад | ||||||||||||||
Холод | Длинный | Пылесос | |||||||||||||||
Быстро | Давать | Винегрет | |||||||||||||||
Далеко | Поднимать | Маленький жучок-малюсенький, крохотный,большой слон-громадный, огромный | Спица | ||||||||||||||
Глубоко | Продавать | ||||||||||||||||
Обобщающие слова | |||||||||||||||||
Игрушки | Инструменты | Прод.питания | Грибы | Дом.птицы | Дом.животные | ||||||||||||
Посуда | Школьн.принад. | Овощи | Ягоды | Перелет.птицы | Дикие животн. | ||||||||||||
Одежда | Голов.уборы | Фрукты | Цветы | Зимующ.птицы | Жив.жарк.стр. | ||||||||||||
Обувь | Мебель | Деревья | Рыбы | Насекомые | Жив.холод.стр. |
Словообразование
Образование относительных прилагательных | Образование уменьшительно-ласкательных форм | Образование названий детенышей | Сравнительная степень прилагательных | Родствен ные слова (картинки) | Притяж. прилаг (чей хвост) | ||||||||||||
Мяч из резины | Стол-столик | Курица | Ягода сладкая | Снег | У лисы | ||||||||||||
Дом из камня | Шкаф | Кошка | Орех твердый | Море | У волка | ||||||||||||
Стол из дерева | Ковер | Собака | Шарик легкий | Вода | У павлина | ||||||||||||
Корабл. из бумаги | Зеркало | Овца | Дерево толстое | Мороз | У петуха | ||||||||||||
Дорожка из песка | Ведро | Лошадь | Тропинка широкая | Часы | У льва | ||||||||||||
Стакан из стекла | Красные штаны | Корова | Прыгать высоко | Шипы | У белки |
Грамматика
Согласование прилагательных и существительных | Ед. и мн.ч существительных и глаголов | Согласование числительных и существительных | Существительные в Р.П мн.ч (много чего?) | Согласование в разных падежах(Два полосатых котенка) | ||||||||||
Голубое ведро | Дом -дома | Два стула | Стульев | Р.П. Кого нет у девочки? | ||||||||||
Голубая чашка | Платье | Пять стульев | Карандашей | Д.П. Кому наливает молоко? | ||||||||||
Голубой мяч | Дерево | Два карандаша | Ведер | В.П. Кого увидела девочка? | ||||||||||
Голубые карандаши | Котенок | Пять карандашей | Кукол | Т.П. За кем побежала девочка? | ||||||||||
Лев | Два ведра | Платьев | П.П.О ком заботится девочка? | |||||||||||
Облако | Пять ведер | Собак |
Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот? из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___
Префиксальное словообразование: по-___ подо- ___обо-____ за- ____вы- ___со- ___при- (ШЛА)___(Как девочка Маша в лес ходила)///НГ_____КГ____
Связная речь
Послушай рассказ и перескажи его. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. |
Придумай интересный рассказ про двух упрямых козликов (по картинке) |
Составление рассказа по серии картинок. |
Звукопроизношение
[б], [п], [м]__________________________________________________________ [в], [ф]______________________________________________________________
[д], [т], [н]_________________________________________ [г], [к], [х]___________________________________________[й]_______________________________
Звуки- | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
% | Б | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |
Начало года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец года |
Дифференциация звуков
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ц-С | Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | |
Нач.года | ||||||||||
Конец.г | ||||||||||
Щ-Ж | Щ-С | С-Ч-Щ | Л-Й | Л-ЛЬ | Л-Р | ЛЬ-РЬ | ||||
Нач.года | ||||||||||
Конец.г |
Фонематическое восприятие
Повторение слогов, слов | Повторение слогов, слов | Выделение первого и конечного звука | Определение последовательности и количества звуков в словах | ||||||||
та-да-та | са-ша-са | Аист | Дом | ||||||||
да-та-та | ца-са-ца | Мак | Нос | ||||||||
ка-га-га | ча-ща-ча | Гном | Вата | ||||||||
та-ка-па | ла-ля-ла | Сумка | Рыба | ||||||||
том-дом-ком | ля-ла-ля | коТ | Бык (3) | ||||||||
кот-год-ход | крыша-крыса | лимоН | Ваза (4) | ||||||||
гора-кора | касса-каша | сироП | Батон (5) |
Слоговая структура
Произношение изолированных слов | Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой | ||||
Тротуар | Мотоциклист догоняет велосипедиста | ||||
Градусник | В аквариуме плавают разноцветные рыбки | ||||
Фотоаппарат | Пингвин гуляет с пингвиненком | ||||
Экскаватор | На площади идет строительство многоэтажного дома | ||||
Регулировщик | Аквалангист ныряет с аквалангом |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)____________________________________________________________________________________________
Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)______________________________________________________________________
Фонематические представления(сформированы, не сформированы)________________________________________________________________________
Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)____________________________________________________________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_______________________________________________________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)______________________________________
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА 5 ЛЕТ
ФИО ребёнка | Дата рождения | ||
Группа | Дата обследования |
Исследование неречевых психических функций
Психологические особенности: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен… Особенности поведения: принимает помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий | |||||
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается | |||||
Память: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной , долговременной памяти | |||||
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно | |||||
Состояние слухового внимания | Н.г Б/% | К.г Б/% | Исследование зрительного восприятия | Н.г Б/% | К.г Б/% |
Дифференциация звучащих игрушек, предметов | Восприятие цвета.Умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный | ||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный | ||||
Восприятие и воспроизведение ритма --. .-. -.- ..- | Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа | Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) | ||||
Ориентировка в схеме тела: показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо | Складывание картинок из 3-5 частей |
Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_____________________Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) _______________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель) __________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________________________________________________________
Просодика. Темп (ускоренный, замедленный)_______________________ Ритм (дисритмия)__________________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________ Интонация_________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой | ||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) | Навыки работы с карандашом: умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, человека | ||||
Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки |
Мимическая и артикуляционная мускулатура
Наличие или отсутствие движений, замена, объем, точность, мышечный тонус, активность/заторможенность, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носо-губной складки, отклонение кончика языка, гипо- , гиперметрия
Н.г Б/% | К.г Б/% | Н.г Б/% | К.г Б/% | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос | Движение нижней челюсти: открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||
Движение губ: | Движение языка: | ||||
«улыбочка» | «лопата» | ||||
«трубочка» | «жало» | ||||
«улыбочка-трубочка» | «лопата-жало» | ||||
поднять верхнюю губу | «качели» | ||||
опустить нижнюю губу | «маятник» | ||||
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | «чашечка» | ||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть) | «вкусное варенье» |
Слоговая структура | Фонематическое восприятие | ||||||||||
Произношение изолированных слов | Произношение сложных предложений со сложной слоговой структурой | Повторение слогов, слов | Назови первый звук в слове | ||||||||
Погремушка | Сестренка развешивает простыни | Па-ба-ба | Аня | ||||||||
Парашютист | В универсаме продают продукты | Ба-па-ба | Оля | ||||||||
Фотограф | Пингвин гуляет с пингвиненком | Ка-ка-га | ухо | ||||||||
Сковорода | Волосы подстригают в парикмаахерской | Том-дом-ком | Ира | ||||||||
Велосипед | Водопроводчик чинит водопровод | Кот-год-ход | Эля |
Звукопроизношение
[б], [п], [м]__________________________________________________________ [в],[ф]______________________________________________________________
[д], [т], [н]________________________________________ [г], [к], [х]___________________________________________[й]______________________________
Звуки- | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | ||||||||||||||||||||||||||||
% | Б | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |
Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К |
Дифференциация звуков
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ц-С | Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | |
Нач.года | ||||||||||
Конец.г | ||||||||||
Щ-Ж | Щ-С | С-Ч-Щ | Л-Й | Л-ЛЬ | Л-Р | ЛЬ-РЬ | ||||
Нач.года | ||||||||||
Конец.г |
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа
Как тебя зовут? __________________________________________Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? ______/______/______
Где ты живешь? ______________________________Как зовут маму? ________________________________Как зовут папу? ________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они?_______________________________________________________________________________Счёт прямой ____________________
Понимание речи : ограничено - в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме; требуется неоднократное повторение инструкций ___________________________________________________________________________________________________________________
Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций: в полном объеме на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции
Покажи, где мама, а где дочка? Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? | Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя | ||||
Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня: Дом за лесом. Солнце освещается землей. Под самолетом озеро. Самолет летит над озером. | Послушай вопросы и ответь на них: За мальчиком бежит собака. Кто впереди? На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал? Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошел в кино? |
Состояние экспрессивной речи
Словарный запас | |||||||||||
Глагольный словарь | Профессии: | Назвать части предметов и показать | |||||||||
Кто, что делает?(птицы, змея, рыбы, лягушка, человек) | Повар, врач, продавец, летчик, строитель, водитель; Учитель, воспитатель, пожарный, швея, капитан, дрессировщик, регулировщик | Чайник: донышко, носик, ручка, крышка | |||||||||
Кто как голос подает?(волк, лошадь, овца, корова, петух, собака, кошка) | Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль | ||||||||||
Прилагательные(норма, беден, неточен) | Времена года Назвать по порядку, начиная с осени | Дерево: корни, ветки, ствол, кора, крона | |||||||||
Корабль: мачта, парус, якорь | |||||||||||
Антонимы | Синонимы (картинки) | Объяснить значение слов: | |||||||||
Широкий | Умный | собака-пес, будка –конура, врач-доктор, наездник-всадник, варежки-рукавички, у розы шипы -колючки | Пылесос | ||||||||
Далеко | Свет | Холодильник | |||||||||
Высоко | Поднимает | Листопад | |||||||||
Обобщающие слова | Маленький жучок-малюсенький, крохотный,большой слон-громадный, огромный | Винегрет | |||||||||
Игрушки | Овощи | ||||||||||
Транспорт | Фрукты | ||||||||||
Одежда | Мебель |
Словообразование
Образование относительных прилагательных | Образование уменьшительно-ласкательных форм | Образование названий детенышей | Сравнительная степень прилагательных | Притяж. прилаг (чей хвост) | ||||||||||
Мяч из резины | Стол-столик | Курица | Ягода сладкая | У лисы | ||||||||||
Дом из камня | Шкаф | Кошка | Орех твердый | У волка | ||||||||||
Стол из дерева | Ковер | Собака | Шарик легкий | У павлина | ||||||||||
Корабл. из бумаги | Зеркало | Свинья | Дерево толстое | У петуха | ||||||||||
Дорожка из песка | Ведро | Лошадь | Тропинка широкая | У льва | ||||||||||
Стакан из стекла | Красные штаны | Корова | Прыгать высоко | У белки |
Грамматика
Согласование прилагательных и существительных | Ед. и мн.ч существительных и глаголов | Согласование числительных и существительных | Существительные в Р.П мн.ч (много чего?) | Согласование в разных падежах(Два полосатых котенка) | ||||||||||
Голубое ведро | Дом -дома | Два стула | Стульев | Р.П. Кого нет у девочки? | ||||||||||
Голубая чашка | Платье | Пять стульев | Карандашей | Д.П. Кому наливает молоко? | ||||||||||
Голубой мяч | Дерево | Два карандаша | Ведер | В.П. Кого увидела девочка? | ||||||||||
Голубые карандаши | Котенок | Пять карандашей | Кукол | Т.П. За кем побежала девочка? | ||||||||||
Лев | Два ведра | Платьев | П.П.О ком заботится девочка? | |||||||||||
Облако | Пять ведер | Собак |
Употребление предлогов: Откуда выглядывает заяц? из-за________ Откуда собака выглядывает? из-под_______ Куда спрятался мальчик? за______ Где лежит собака? под_______ Где живет крот? в_________ Откуда падает яблоко? с______ Откуда вылезает крот? из_______ Где летит птица? над____///НГ_____КГ___
Префиксальное словообразование: по-___ подо- ___обо-____ за- ____вы- ___со- ___при- (ШЛА)___(Как девочка Маша в лес ходила)///НГ_____КГ____
Связная речь
Послушай рассказ и перескажи его. Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. |
Придумай интересный рассказ про двух упрямых козликов (по картинке) |
Составление рассказа по серии картинок. |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Звукопроизношение(дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм или др. нарушения; смешение или замена звуков и др.)__________________________________________________________________________________
Слоговая структура(нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений)_____________________________________________________________________
Фонематические представления(сформированы, не сформированы)_______________________________________________________________________
Лексика(лексический запас на сформирован, ниже нормы, о возрасту)___________________________________________________________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)_____________________________________________________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)_____________________________________
Планирование
индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.