ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
~ развивает плавный, длительный речевой выдох
~ помогает научиться правильно выполнять глубокий незаметный вдох и
целенаправленный выдох при постановке звуков речи
~ укрепляет органы дыхания
~ улучшает кровообращение
~ деятельность сердечно-сосудистой системы
~ повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
— развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений
— повышает иммунитет
— восстанавливает дыхательную систему после заболеваний
— предотвращает частые простудные заболевания
— гиперактивных детей учит расслабляться и успокаиваться
Правила выполнения упражнений:
1. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот.
2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными, чтобы щёки ребёнка не раздувались.
3. Не допускайте симптомов гипервентиляции у ребёнка: при резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнёт покалывать в конечностях, может закружиться голова. Что делать: для снятия указанных симптомов ручки ребёнка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко и спокойно подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику.
4. Перед началом дыхательной гимнастики рекомендуется проветривание помещения.
5. Не нужно делать все упражнения. Достаточно выбрать несколько, включающих разные элементы: с произнесением звуков на выдохе и без, с поднятием рук и без, с надутием животика и без. Каждое упражнение можно повторять до 5 раз.
Носик дышит
Предложите ребенку крепко сжать губы и хорошо подышать носом.
Правая — левая Предложите малышу дышать попеременно то одной ноздрей, то другой.
Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать указательным пальцем правую или левую ноздрю.
Ежик
Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.
Часики
Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине.
Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.
Ветерок
Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя лопатки. З
атем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.
Трубач
Предложите малышу стать трубачом. Пусть он сделает из ладоней «трубу"» — сложит ладони в кулачки,
приставит их друг к другу и приложит к губам, как трубач трубу. Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».
Петух
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья»,
на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».
Паровозик
Ребенок ходит по комнате, согнутыми в локтях руками он изображает поршни паровозика и приговаривает: «Чух-чух-чух».
Насос
Ребенок стоит прямо, ноги — вместе, руки — опущены. На вдох он наклоняет туловище вправо, левая рука скользит по боку вверх.
На выдох наклоняет туловище в другую сторону, произнося: «С-с-с-с-с-с». (Затем на вдох нужно наклоняться влево, а на выдох — вправо),
Большой — маленький
Ребенок стоит прямо, ноги — вместе. Делает вдох и приподнимается на носочки,
поднимает руки вверх и тянется. На выдох — опускает руки вниз, встает на всю ступню.
Выдыхая, ребенок произносит: «У-х-х-х-х».
Радуга улыбается
Ребенок разводит руки в стороны и поднимает их над головой, как бы рисуя дуги радуги.
Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается, произносит: «С-с-с» и
плавно опускает руки вниз. Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5 раз.
Стойкое пламя
Для этой игры на развитие дыхания лучше использовать свечу. Однако, если вы боитесь, что ребёнок может обжечься, можно «использовать» воображаемую свечу. Скажите малышу, что сегодня у одного хорошего гномика День Рождения. Но поскольку он маленький, он не может задуть свечу самостоятельно, поэтому ему нужно помочь. Зажгите свечу, попросите малыша «сложить» губы в трубочку и вытянуть вперед. Выдох должен быть концентрированным, как будто ребёнок дует в какую-то конкретную точку. Сначала поставьте свечу недалеко, попросите ее задуть. Как только это будет получаться просто, нужно увеличить дистанцию. Задания могут быть и иными. Например, попросить дуть на свечу таким образом, чтобы пламя находилось под одним углом, или же попросите дуть прерывисто (наоборот, непрерывно), так, чтобы свеча не погасла.
Стойкий солдатик
Эта игра на развитие дыхания предназначена для группы детей.Выбираем любой гласный звук (а, о, у, и, е и т.д.).
Попросим ребят встать прямо. По команде ведущего участники начинают произносить заданный звук.
Побеждает тот, кто «удержит» звук дольше всех. При этом он не должен быть громким, важна именно продолжительность.
Схема речевого дыхания это словно~~~ Волны, обозначающие речевой ритм -
чередование глубокого спокойного вдоха и длительного выдоха. Плавная речь и пауза для отдыха!!!
Как у волн есть свой ритм, так и наша речь подчиняется определённому ритму.
Если его соблюдать будешь говорить легко, без утомления и напряжения.
Тренируем речевое дыхание - глубоко и незаметно сделаем Вдох ( не поднимать плечи и не в захлёб) , а теперь
делаем - речевой выдох, произнося Гласные звуки речи: А...,У...,О...,Ы....,Э....,И..... длительно... !
Консультация для воспитателей
«Дыхательные и звуковые игры и упражнения»
Без еды человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней,
а без воздуха - всего несколько минут. Новорожденный ребенок сразу дышит правильно
(глубоко и через нос). однако со временем, под воздействием разных факторов (неправильное питание,малоподвижный образ жизни, частые простуды) этот навык им утрачивается.
Поэтому, для сохранения здоровья детей очень важно учить их правильному дыханию и в этом могут помочь дыхательные игры и упражнения.
Дыхательные игры
Игра «Пора вставать»
Цель: разделение ротового и носового дыхания; обучение чередованию произвольного расслабления и напряжения мышц тела.
Дети спокойно сидят на стульчиках на небольшом расстоянии друг от друга, руки лежат на коленях. Голова опущена, глаза закрыты. Дети «спят».
Педагог (шепотом): Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки Потихонечку сопят.
Вот так!
И делает шумный вдох носом, затем выдох ртом со звуком «Хо-о-о-о!».
Дети подражают. Вдохи и выдохи повторяются несколько раз, и вдруг педагог громкопроизносит:
Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать! Пора вставать!
Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, бросив руки вдоль туловища и опустившись на полную ступню, делают выдох. Это повторяется несколько раз.
Педагог: А, проснулись? Улыбнулись! Здравствуйте!
Дети отвечают ему (словами приветствия или кивком головы) и вместе с педагогом:
Солнце встало! Хватит спать!
Хватит спать! Пора вставать!
Здравствуйте! (Протяжно.)
Игра «Поехали!»
Цель: развитие речевого дыхания; отработка изолированного произнесения звука «ш».
В середине зала стоят по кругу 6—8 стульчиков спинками к центру круга — это «автомобили». На спинках висят «рули» (небольшие обручи).
Педагог: Сейчас дети покатаются па машинах.
Только вот беда: спустили воздух колеса.
Надо их накачать.
Дети подходят к «машинам» и по сигналу взрослого и его показу начинают «накачивать шины», соразмеряя вдох-выдох (нагнулись-разогнулись). Вдох - «Ш-ш-ш» (выдох).
Педагог: Отлично накачали, можно ехать!
Дети садятся верхом на стульчики и, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:
За-ве-ли ма-ши-ну,
Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
На-ка-ча-ли ши-ну,
Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! (2 р.)
Педагог: Улыбнулись веселей и поехали быстрей!
(Взрослый показывает темп езды).
Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!
Теперь дети не «крутят руль», а притоптывают поочередно то правой, то левой ногой, издавая звук «Ш», постепенно замедляя «ход машины».
Педагог: Приехали!
Дети: При-е-ха-ли!
Игра «Птички»
Цель: отработка длительного плавного выдоха.
Дети сидят полукругом на небольшом расстоянии друг от друга. У каждого в левой руке легкая маленькая яркая бумажная птичка, прикрепленная к нитке в 20-25 см. Правая рука свободно лежит на колене.
Все хором: Птичка, птичка, полетай, полетай!
С нами, с нами поиграй, поиграй! (2 р.)
ФУУУУУУУ! ФУУУУУУУ-'
Подняв нитку с птичкой надо лбом, сложив губы «трубочкой», дети, произнося звуки, делают выдох.
Затем, сделав вдох, снова произносят эти звуки, выдыхая. При этом птичка подлетает вверх несколько раз.
В конце игры дети подставляют ладонь правой, вытянутой вперед руки, на которую и садится птичка.
Дети: Птичка устала. Села отдыхать.
Данную игру можно разнообразить, подвесив к нитке воздушные разноцветные шарики.
Шарик, шарик, отлетай!
С нами, с нами поиграй!
И т. д.
Игра «Разноцветные шары»
Дети стоят или сидят на стульчиках. Вверху натянута толстая нитка так, чтобы прикрепленные к ней воздушные шары находились перед лицами детей на расстоянии 30—40 см.
Под музыку любого легкого вальса и дирижирование взрослого дети стараются дуть на шарик, делая поочередно глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Звуковые упражнения
«Покорители космоса». Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полету:
1. Полет на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.
2. Полет на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
3. Полет к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появление легкости, радости. (На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс негативной энергии).
«Гудок парохода». Через нос дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).Упражнение учит дышать в темпе 3—6 (вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный).
«Полет самолета». Дети-самолеты летают со звуком «у». При выполнении упражнения«пилотаж-взлет» — звук «у» как бы вибрирует в области головы, а «при посадке» звук «у»вибрирует в области груди. Для того, чтобы это ощутить, ребенку предлагается «включить»воображение, т. е. вообразить, что этот процесс происходит.
Примечание: именно поэтому мы включили раздел «воображение ребенка» в начало пособия, т. е. всякие звуковые игры должны вводиться в мир ребенка только после того, как он научится сознательно включать свое воображение.
Звуковая игра (в частности, со звуком «у») регулирует кровяное давление ребенка, учит дышать.
Подобную функцию выполняет упражнение со звуками «Иа», например, игра «Упрямый ослик». Суть ее в том, что выбираются «ослики» и «погонщики», функции которых различны.
Детям необходимо предложить побывать и в том, и в другом качестве: в этом нравственный аспект игры.
Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, т. к. не хотят идти дальше. Погонщики их уговаривают, но ослики выражают протест. Они начинают кричать: «и-a», «и-a».
Учитывая, что это игра, воспитатель должен четко осуществить режиссуру, выделить нравственные аспекты ее, показать, как нужно обращаться, если возникли препятствия.
Отсюда и речь их носит вопросительно-ласкательный характер. Они обращаются по имени к ослику, но в нем всего два звука — «И-a». А теперь двустишие:
«Что же ты хочешь, мой милый «и-а»?
Сеча, лепешек иль молока?»
Важно направить внимание детей на то, что ослик прекращает кричать, прислушивается, получая желаемое, но интонация у него уже другая — благодарственная.
Это упражнение подобно упражнению со звуком «у».
Очень важно, чтобы, проигрывая каждый звук, пропевая его, ребенок умел ощутить разницу; сравнить, что с ним происходит, когда он произносит тот или иной звук «капризно», когда «благодарственно», почувствовать, что звук, произнесенный с благодарственной интонацией, приносит больше радости, а, следовательно, отметим мы, — способствует здоровью. По такому же принципу необходимо реализовывать и последующие упражнения. Например, «Плакса».
Звук «и» укрепляет голосовые связки.
«Плакса». Ребенок «плачет», но в плаче преобладает звук «ы».
Воспитатель должен направить внимание ребенка на то, чтобы он сам услышал звук во время плача, издаваемый им самим. Вместе с тем, малыш должен проанализировать те ощущения, которые у него при этом возникают, но т. к. эта игра коллективная, то воспитатель включает в осмысление, ощущение этих звуков и их влияние на организм и других детей, но учитывая их желания.
«Что ты плачешь «ы» да «ы»?
Слезы поскорей утри!
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать!»
— После чего плакса перестает плакать, и дети пляшут.
Звук «ы» снимает усталость.
По данному принципу строятся и динамические звуковые игры, предлагаемые ниже.
«Часики». Положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Дети размахивают прямыми руками вперед-назад, произнося при этом: «тик-так».
«Трубач». Положение: сидя. Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх над собой. Дети медленно опускают руки и на выдохе произносят звук «п-ф-ф-ф».
«Петушок машет крыльями». Положение: стоя прямо с опущенными руками. Руки поднимаются в стороны, затем опускаются с одновременным похлопыванием по бедрам. Приэтом: выдох с произнесением «ку-ка-ре-ку».
«Каша кипит». Положение: сидя. Одна рука лежит на животе, другая — на груди (левая или правая — как ребенку удобно). На счет «раз» — дети втягивают животики и набирают воздуха в грудь — вдох; на счет «два» — опускают грудь и выпячивают животик — выдох. В процессе выдоха громко произносят звук «ф-ф-ф».
«Паровозик». Дети ходят по комнате, выполняя попеременно движение руками и приговаривая«чух-чух-чух».
«На турнике». Положение: стоя, ноги вместе. В руках перед собой дети держат гимнастическую палку. На счет «раз» палка поднимается вверх с одновременным подтягиванием на носках, вслед за палкой — вдох. Положение фиксируется, вдох задерживается. На счет «два» — палку опускают на лопатки, производя при этом
длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф».
«Охотники». Положение: стоя, палка, изображающая фоторужье, в руках. Детям предлагается идти медленно, высоко поднимая колени, чтобы не производить шума в высокой траве. Им поставлена задача увидеть как можно больше и не спугнуть жителей леса (зверей, птиц). На два шага — вдох, на 6—8 шагов — выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ше».
«Регулировщик». Положение: стоя, ноги — на ширину плеч. Одна рука поднимается вверх, другая отводится в сторону. На раз — вдох носом, затем положение рук меняется с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р».
«Маятник». Положение: стоя, ноги — на ширине плеч. Палка — за спиной, на нижних углах лопаток. На счет «раз» — наклон туловища влево (вправо). При наклоне производится выдох с произнесением «ту-у-у-х-х-х».
«Семафор». Положение: сидя, ноги сдвинуты вместе. На счет «раз» руки поднимаются в стороны, на счет «два» — медленно опускаются вниз с длительным выдохом и произнесениемзвука «с-с-с».
«Лев». Положение: свободное. Детям предлагается растопырить пальцы (когти) и изобразить льва, который готовится к нападению.
Звук агрессии: «р-р-р».
«Кто быстрее». Упражнение носит соревновательный характер, но оценивается оно не по принципу «кто быстрее» всех на одном выдохе произнесет «Да-да-да-да.», а по принципу — как увеличивается количество «да» при повторных упражнениях индивидуально у каждого («Я сейчас и Я после».
- "Футбол". Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
- Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
- Артикуляционная гимнастика "Снегопад". Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
- Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
- Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
- Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
- Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» («а-а-а»), «Дует сильный ветер» («у-у-у»).
- Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка прыгает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т. д.
- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».
- Набирает воздух через нос;
- Плечики не поднимает;
- Выдох делает длительным и плавным.
- Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
- Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
- Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.