Одарённые дети

Юдина Наталья Дмитриевна

игры, тесты, упражнения для выявления и развития одарённых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест на способности

НА ЧТО СПОСОБЕН ТВОЙ МАЛЫШ?

Сумет ли твой ребенок реализовать потенциал, данный ему природой?


Отвечая на вопросы теста, ставь 1 балл за каждый ответ «да» и суммируй результаты.

А Логическое мышление.

1. Сталкиваясь с проблемой, ребенок быстро находит решение.

2. Рисуя и играя, он проявляет изобретательность и находчивость.

3. Он все время стремится освоить и узнать что-то новое.

4. Сам (или с небольшой помощью) научился читать и писать.

5. На выполнение сложных домашних заданий ребенок тратит столько же времени, сколько и на легкие упражнения.

6. По сравнению с ровесниками он намного меньше их спит.

7. Его интересует окружающий мир и человеческие отношения.

8. Часто ведет себя как взрослый.

9. Легкие задания он почти всегда делает небрежно.

10. С интересом читает книжки, до которых еще не дорос.

11. Умеет выражать свои мысли лучше, чем его ровесники

12. Малыш хорошо воспроизводит то, что выучил на память.

13 Перед тем, как составить свое собственное мнение о чем-нибудь, узнает подробности.

14. Если поймет принцип решения одного задания, умеет применить его к похожим задачам.

15. Обычные игрушки ему не интересны – он занят изучением сложной бытовой техники или бабушкиного тонометра.

16. Он всегда сам делают уроки

17. Ребенок достаточно легко соотносит причину и следствие.

18. Подробно рассказывает о том, что видел по телевизору, упоминает, какую полезную информацию почерпнул.

19. Ты с удовольствием прислушиваешься к тому, как разговаривает твой ребенок, ему удается заинтересовать собеседника.

Б. Обучение и увлечения

1. Когда его что-то действительно интересует, очень внимателен.

2. Быстро выполняет даже сложные школьные задания.

3. Если тема урока ему неинтересна, он витает в облаках.

4. Его фантазии хватает на то, чтобы превратить игрушку в любой предмет, даже обрывок шнурка.

5. Учителям не всегда удается унять его жажду знаний.

6. Охотно слушает «взрослые» разговоры, например, о политике.

7. Отлично решает задачки, типа: «Найди отличия в этих рисунках».

8. Считает, что школьные задания легкие для него.

9. Часто ходит в книжный магазин и рассматривает книги.

10. Критикует себя, если не удается что-нибудь сделать.

11. Ребенок злится, когда ему приходится выполнять однотипные домашние задания.

12. Любит разбирать на детали стары бытовые приборы.

13. Ставит перед собой большие цели и старается их достичь.

14. Ему нравится работать в своем собственном темпе

15. Радуется, получая в подарок научно-популярную книгу.

16. Просит помочь ему, только когда уверен, что сам не может справится с решением.

17. Его девиз: «Это можно сделать еще лучше и быстрее»

18. Он рано научился пользоваться бытовой техников. При этом ничего не испортил.

19. Уже в детском саду увлекался не тем, чем остальные дети.

20. Когда он чем-либо занят, не слышит ничего вокруг.

В. В кругу друзей

1. Дети постоянно обращаются к твоему ребенку за советом.

2. Иногда он отказывается от соперничества, чтобы не казаться выскочкой и активистом.

3. В школе у него репутация хорошего, но трудного учебника.

4. Часто плохо ведет себя на уроках, потому что ему скучно.

5. Его трудно переубедить

В школе для него важен интерес со стороны учителей.

7. Его приятели старше, чем он.

8. Он независимый мыслитель, и быстро становится лидером..

9. Интересуется всем, что связано с жизнью после смерти.

10. Он всегда выступает против несправедливости и насилия.

11. Очень быстро говорит «нет».

12. С удовольтсвием участвует во всех школьных мероприяитиях.

13. Ребенок остро чувствует плохое настроение в доме.

14. Когда ты ограничиваешь малыша, он становится агрессивным.

15. Задает много вопросов

16. Обожает общество взрослых

17. Охотно смотрит новости, и научно-популярные передачи

18. Если ты требуешь сделать что-то нелогичное, он спорит с тобой и не хочет подчинятся.

19. Иногда у тебя складывается впечатление, что он незаметно манипулирует мной.

20. Вы понимаете друг друга, когда ты рассказываешь ему о своих проблемах и радостях.

Ключ к тесту

Больше 15 баллов в части А

Твой ребенок хватает все на лету, обладает

прекрасной памятью и развитым пространственным воображением. Наука будет даваться ему легко. У него хорошие способности: в разных областях он сможет без проблем решить поставленные задачи. Ярко выраженная склонность к точным наукам сочетается с успехами в изучении иностранных языков. Если его беспокоит какая-то проблема, он не остановится на самом простом решении и обязательно найдет нестандартный выход из ситуации. Даже если он выберет творческую профессию, он сможет стать успешным и обеспеченным.

Больше 15 баллов в части Б

Сильная сторона твоего ребенка – это упорство, с которым он берется за поставленные задачи. Благодаря целеустремленности и интересу к окружающему миру он постоянно открывает все новые сферы приложения своих способностей. Это помогает ему развивать интеллектуальный потенциал. Он умеет радоваться своим достижениям и в то же время поражения не приводят его в отчаяние. Его интересует не столько внешняя, сколько внутренняя, скрытая от глаз сторона явления. Ему подойдет специальность, связанная с научными исследованиями.

Больше 15 баллов в части В

Социальная активность твоего ребенка развита максимально. По всем вопросам он имеет собственное мнение, и даже признанные авторитеты подвергает критике. Эта независимость суждений иногда ставит его в сложные ситуации. Но так происходит потому, что он еще маленький. Со временем он научится ладить с людьми. Зато он обладает твердым характером и смело берет на себя ответственность за других людей. Способность возглавить коллектив дает ему шанс успешно обучаться в академии управления персоналом и стать хорошим руководителем.

15 баллов и менее в частях А, Б и В.

Твой ребенок развивается вполне нормально. При среднем объеме работы он сможет выполнять школьные задания. Если

он способный (больше баллов в части А), это компенсирует недостаточное прилежание. Если он целеустремленный (больше баллов в части Б), значит, возьмет усердием. Тебе не стоит загружать ребенка занятиями. Учеба начнет утомлять его, и результаты будут только хуже. Если он набрал много баллов в части В, значит, сумеет работать в коллективе, что вместе с настойчивостью и усердием обеспечит ему успех в жизни.

Источник: Единственная



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.

«Симметричные предметы»

Задачи: дать понятие «симметричность предметов»;

               учить находить одинаковые части предметов, составлять их;

               привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии,  

               сложив неправильно части предметов.

Материал: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.

Инструкция: составить из деталей как можно больше симметричных предметов.

«Подбери узор»

Цель: закрепить знание элементов народной росписи.

Материал: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.

Инструкция: путем наложения подобрать платья для барышень.

Варианты: подобрать узор для посуды, игрушек.

«Кора дерева»

Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, характерных для коры разных деревьев.

Материал: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.

Инструкция: подобрать кору к каждому дереву.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.

Материалы: разные части животных , птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).

Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.

«Веселые ладошки»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.

Инструкция: нарядить каждый пальчик.

Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.

«Угадай на что похоже»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.

Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.

«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)

Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.

Инструкция: составь натюрморт.

«Перспектива»

Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).

Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).

«Волшебная палитра»

Цель: развивать чувство цвета.

Материал: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.

Инструкция: подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.

«Забавный клоун»

Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.

Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.

Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)

Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.

«Дом паука»

Цель: развивать чувство композиции.

Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.

Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть.

Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.

«Распознаваемость объектов»

Цель: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.

Материал: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.

Инструкция: разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).

«Фигурки из проволоки»

Задачи: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.

Оборудование: проволока разного цвета.

Порядок действий:

  1. Показать ребенку, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку.
  2. Предложить ребенку изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.

Вариант: можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.

«Таинственный рисунок»

Задачи: развивать  аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.

Оборудование: белый карандаш,ветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).

Порядок действий:

  1. Рисуем что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
  2. Садимся за стол и говорим, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.

Вариант: предложить ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.

«Радуга пузырей»

Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.

Оборудование: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.

Порядок действий:

  1. Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
  2. Булькать через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины.
  3. Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки. Посмотрим, на что они похожи и дорисовываем недостающие детали.

Вариант: можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие воображения и мышления

Составление рассказа5
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например: 
а) девочка, дерево, птица; 
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. 
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

"Волшебные кляксы"5
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

неожиданные возможности.

"Ну-ка, отгадай!"
Цель игры: развитие мышления и речи. 
Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет". 
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д. 
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями. 
Примечания:

  1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.
  2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
  3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

"Угадай игрушку"
Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления. 
Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!". 
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.