Тренинги для педагогов
Тренинги для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_profilaktika_stressa.docx | 29.11 КБ |
trening_dlya_pedagogov_doloy_negativ.docx | 29.85 КБ |
trening_dlya_pedagogov_podelis_emotsiey.docx | 25.84 КБ |
trening_dlya_pedagogov_sila_v_spokoystvii.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов: «Профилактика стресса»
Цель: актуализирование знаний педагогов о приемах саморегуляции.
Ход тренинга:
1 этап - организационный
Упражнение 1. «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: создание условий для установления доверительных отношений, снижение тревожности, запуск процессов самораскрытия.
Описание упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
- Что было легко в данном упражнении?
- Что вызвало затруднения?
- Что нового вы узнали друг о друге?
- Какие эмоции вы испытывали во время упражнения?
- В своей жизни вы проявляете индивидуальность или стараетесь быть такими, как все?
- Интересно ли, по вашему мнению, общаться с человеком, который не проявляет свои индивидуальные особенности?
- Какую роль играет способность человека найти что-то общее с другими людьми?
«В итоге хочется отметить, что все мы, в сущности, похожи и, в то же время, разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.»
Упражнение 2. «Принятие правил работы в группе»
Психолог: «Для того, чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться следующих правил:
- «Здесь и теперь»;
- Искренность и открытость;
- Принцип Я;
- Активность;
- Конфиденциальность;
- Уважение друг к другу;
- Правило «Стоп»;
- Безоценочное восприятие».
2 этап – мотивационный
Упражнение 3. «Мой стресс»
Психолог: «Мы сталкиваемся со стрессом довольно часто. И каждому человеку присуще своё понимание того, что же такое «стресс». Сейчас я вам предлагаю в течение 5 минут изобразить на рисунке своё понимание стресса. Каждый работает самостоятельно.
Обсуждение:
- Кто желает познакомить нас со своей работой? Расскажите, что вы изобразили на своём рисунке, какой ваш стресс, на что он похож?
- Как вы к нему относитесь?
- Как вы взаимодействуете со своим стрессом?
- Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса?
- Каков результат вашего взаимодействия со стрессом?
3 этап - практический
Упражнение 4. «Официант, в моем супе муха»
Цель: развитие умения конструктивно решать конфликты
Описание упражнения: Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанов. Каждому из участников дается по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. Тренер объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Тренер просит двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинается игра.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Обсуждение:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?
5. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом:
«Отдых»
Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
«Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
«Замок»
Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение 6. «Снежки»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков»». (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)
Обсуждение:
- Каковы ваши ощущения до и после проведения упражнения?
- Можно ли таким образом расстаться с напряжением?
Упражнение 7. «Телефон»
Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.
Описание упражнения: Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв». Инструкция ведущего: «Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное время. Необходимо привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».
Обсуждение.
- Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?
- Какое эмоциональное состояние вы испытывали?
- Что ещё можно было бы сделать в данной ситуации, не превращая её в конфликт?
Упражнение 8. «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.
Инструкция: Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите о своем способе выхода из стресса.
Каждый из участников озвучивает в группе какую-то проблему, которая вызвала у него психологическое напряжение, растерянность, шок, замешательство, ступор. А затем он проговаривает то, как смог справиться с данной ситуацией, что ему помогло. Группа внимательно слушает. В конце рассказа участники могут предлагать и другие способы разрешения проблемы.
Обсуждение:
- Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?
- Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?
Упражнение 9. «Устранение гнева»
Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.
Описание упражнения: Тренер просит подумать о таком человеке и представить общение с ним. При этом тот человек делает именно то, что больше всего раздражает (не слушает, кричит и. т. д.). Затем представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте. Голос его стал ослабевать. С каждым мгновением человек становится всё меньше, голос всё тише…. Тренер просит участников ощутить, как ослабевают страхи, негативные эмоции, которые он вызывал, сам человек становится менее значительным. Затем все хлопают в ладоши, и этот человек исчезает.
Обсуждение:
- Удалось ли вам с помощью данного упражнения избавиться от гнева?
- Что вы сейчас чувствуете?
Упражнение 10. «Горная вершина»
Цель: помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
Психолог: «Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...»
Обсуждение:
- Расскажите о том, что вы представили в своём воображении.
- Увидели ли вы проблему, которая вас тревожит?
- Удалось ли вам осознать пути её решения?
11. Метафора «Колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Обсуждение.
4 этап - рефлексивный
12. Рефлексия:
- Что нового вы почерпнули для себя из данного тренинга?
- Какие были затруднения?
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Долой негатив»
Автор: Кононенко В.В.
Цель: накопление эмоционально-положительного опыта, развитие групповой сплоченности коллектива.
Ход тренинга:
1 этап - организационный
Упражнение «Растопи круг»
Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение группы.
Описание упражнения: Все участники встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу.
Обсуждение:
- Легко ли было подобрать слова для каждого человека?
- Какую роль играли слова, подчёркивающие индивидуальные особенности человека?
2 этап – мотивационный
Упражнение «Официант, в моем супе муха»
Цель: развитие умения конструктивно решать конфликты.
Описание упражнения: Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанов. Каждому из участников дается по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. Тренер объясняет, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. Тренер просит двух исполнителей выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинается игра.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Обсуждение:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?
3 этап - практический
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом:
«Отдых»
Исходное положение - стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
«Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
«Замок»
Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «Снежки»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков»». (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)
Обсуждение:
- Каковы ваши ощущения до и после проведения упражнения?
- Можно ли таким образом расстаться с напряжением?
Упражнение «Мудрец из храма»
Цель: помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
Инструкция: «Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.
Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата, запомните ее...
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами...
Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...»
Обсуждение:
- Расскажите о том, что вы представили в своём воображении.
- Увидели ли вы проблему, которая вас тревожит?
- Удалось ли вам осознать пути её решения?
Упражнение «Передача чувств»
Цель: выявление особенностей, осознаваемых участниками разных эмоциональных состояний и чувств, обогащение мира чувств.
Описание упражнения: Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу. Первый человек поворачивается ко второму и мимикой передает ему какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать это же чувство следующему и т. д. У последнего спрашивают, какое же чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале.
Обсуждение:
- Во всех ли случаях удалось понять, какая эмоция была передана?
- Что мешало?
Упражнение «Вчувствование»
Цель: развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения.
Участникам группы предлагается объединиться в группы по 3 человека и распределить между собой роли: 1) говорящего, 2) слушающего, 3) чувствующего.
Задание для говорящего: вспомнить и рассказать ситуацию, в которой были пережиты сильные чувства. Это может быть эпизод, насыщенный как позитивными, так и негативными переживаниями. Постарайтесь не оценивать свои чувства, не осуждать, не критиковать их.
Задание для слушающего: передать смысл услышанного без интерпретаций и оценок.
Задание для чувствующего: вчувствоваться в переживания говорящего, понять и описать те чувства, о которых он услышал и которые переживает говорящий здесь и сейчас.
Говорящий может уточнить смысл услышанного и выраженных при этом чувств. Затем обсуждаются переживания участников группы, как во время произнесения фраз, так и во время их восприятия.
Обсуждение:
- Какие переживания вы испытывали при озвучивании эмоционально насыщенной ситуации?
- Возникали ли трудности в восприятии и передаче смысла данной ситуации без интерпретации и оценок? Почему?
Упражнение «Настроение»
Цель: преодоление тревоги, напряжения.
Инструкция: «Если вам необходимо снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с человеком, возьмите фломастеры или цветные карандаши, или мелки, или краски и чистый лист бумаги. Расслаблено левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и выбрать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контролируйте себя. После этого посмотрите еще раз на свой рисунок, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок.»
Обсуждение. Участники описывают своё эмоциональное состояние.
Упражнение «Комплимент»
Цель: развитие самопознания, отработка навыков рефлексии, осознание собственного «Я» и своего места в группе.
Инструкция: Участники стоят по кругу. «Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент, чем он для них привлекателен, что хорошего они в нем увидели и свои пожелания. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».
Обсуждение:
- На что направлено, по вашему мнению, данное упражнение?
- Что вы осознали в результате?
4 этап - рефлексивный
Метафора «Прежде, чем что-либо сказать - подумай трижды»
Один человек пришел к Сократу и спросил:
- А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды.
Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
- Нет. Просто я слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито -
сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет! Напротив!
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?…
Обсуждение.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие упражнения особенно понравились?
Список использованной литературы:
- Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Поделись эмоцией»
Автор: Кононенко В.В.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Ход тренинга:
1 этап - организационный
Упражнение 1. «Мойка машины»
Цель: установление доверительных отношений, снятие напряжения, формирование группового сплочения, запуск процессов самораскрытия.
Описание упражнения: Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек (в начале шеренги) – «машина», второй (в конце шеренги) – «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами, все ее «моют», поглаживая, протирая, делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна его «высушить» - обнять. Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший «мойку» становится «сушилкой». С начала шеренги идет следующая «машина» и все повторяется, пока не пройдут все участники группы.
Обсуждение:
- Понравилось ли вам данное упражнение?
- Приятно ли вам было находиться в роли «машины»?
2 этап - мотивационный
Упражнение 2. «Какой Я?»
Цель: осознание своего актуального «Я», выявление сильных и слабых сторон своей личности, осознание перспективы личностного развития.
Инструкция:
Этап 1. На листке бумаги напишите вопрос: «Какой Я?» Ответы запишите в столбик, делая акцент на морально-нравственные качества. Пишите то, что приходит в голову, это могут быть слова, фразы, предложения. Таких характеристик-ответов должно быть не менее 10-15.
Этап 2. Прочитайте то, что вы написали о себе. Теперь из 15 определений выберите 5-6 наиболее важных, тех, которые характерны для вас. Подумайте, может быть некоторые характеристики вы сможете объединить в одну общую. Запишите их.
Этап 3. Теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что наступила волшебная ночь. За эту ночь исчезли все препятствия на вашем пути. Все стало возможным, достижимым. Какими вы видите себя? Откройте глаза и запишите 5-6 своих характеристик из воображаемого будущего. Итак, какими бы вы стали, если бы все было возможно?
Обсуждение. После выполнения всех этапов задания предлагается рассказать, как выполнялись все 3 этапа упражнения, какие возникли чувства, мысли.
Следует обратить внимание участников на количество позитивных и негативных характеристик в первом списке черт как на показатель принятия себя, отметить, какие изменения намечены от «Я» настоящего к «Я» желаемому, обсудить реальность, оптимистичность желаемого образа «Я».
3 этап - практический
Упражнение 3. «Снятие эмоционального напряжения в парах»
Цель: развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования.
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся по кругу напротив друг друга: внутренний круг направлен наружу, внешний - к ним лицом. Предлагается для решения какая-либо эмоционально напряженная ситуация. Участник, сидящий во внутреннем круге, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем круге. Ситуации, предлагаемые для разрешения, должны носить отвлеченный характер, чтобы избежать излишней личностной вовлеченности участников. Например, пациент записался на прием к врачу, к которому ему посоветовали обратиться знающие люди, но в назначенное время его принимает другой врач (молодой и менее опытный; мужчина, а не женщина и др.). Время ограничено двумя-тремя минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.
Вопросы для обсуждения:
- Какие приемы были использованы для снятия эмоционального напряжения?
- Кому это удалось лучше всего?
Упражнение 4. «Зеркало»
Цель: развитие эмпатии.
Описание упражнения: Участникам предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро обучаются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений. От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача прежняя, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Обсуждение:
- Всем удалось справиться с ролью «зеркала»?
- Какие возникали затруднения? Как вы думаете, почему?
Упражнение 5. «Путешествие»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Постарайтесь вообразить себя на берегу реки. Рядом с вами опушка леса, вы стоите на зеленой поляне и смотрите на бегущую воду в реке. Над вами в голубом небе бегут легкие облака, вода в реке течет плавно, неторопливо... Вам хорошо и спокойно.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в то место, которое вам очень нравится. Если хотите, можете с собой кого-нибудь взять. Представьте себе место, которое вам очень нравится. Какое там сейчас время года: лето, зима, весна, осень. Что там растет: цветы, какие деревья, травы? Есть ли там вода: река, озеро, море, пруд. Какого она цвета? Какая там погода? Идет дождь, светит солнце, лежит снег. Рассмотрите все, понюхайте, как пахнут травы и цветы, дует ли ветер, прислушайтесь к звукам. Есть ли там птицы? Прислушайтесь к звукам, которые доносятся с улицы... Потянитесь и откройте глаза.»
Обсуждение:
- Что вы представили в ходе данной медитации?
- Какое состояние на данный момент вы испытываете?
Упражнение 6. «Контакт глаз»
Цель: развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей.
Описание упражнения: Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри, поворачиваются к центру спиной. Лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримасничая и не смеясь.
Предлагается обратить внимание на выражение глаз товарищей и дать им оценку по следующим критериям:
а) легко или трудно смотреть в глаза;
б) веселый или грустный взгляд;
в) спокойный или напряженный взгляд;
г) жесткий или мягкий взгляд;
Вариант: первый пожелавший должен расставить всех участников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру могут проделать все желающие.
Вопросы для обсуждения:
- Каким чаще всего бывает ваш взгляд?
- Помогает он или мешает в общении с людьми?
Упражнение 7. «Паутина»
Цель: сплочение группы, расширение эмоционального поля.
Необходимые материалы: клубок с нитками.
Описание упражнения: Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и, передавая клубок, участнику говорит ему: « «Имя», ты мне нравишься, потому что…». И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать.
После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужно обратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно, отдавая его тому, кто передал тебе со словами « Спасибо тебе «Имя», за то что ты считаешь меня …»
Обсуждение. Участники делятся своими чувствами, эмоциями.
Упражнение 8. «Подарок»
Цель: сплочение группы, развитие навыков невербальной коммуникации.
Описание упражнения: Каждый участник должен выбрать человека из группы и без слов — жестами, мимикой показать, какой подарок он дарит этому человеку. Сам участник, которому адресован подарок, а также и все остальные пробуют угадать, что это за подарок. Важно, чтобы все члены группы получили и подарили подарки.
Обсуждение.
9. Метафора «Дверь»
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.
И вот собралось множество учеников.
Мудрец сказал им:
— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.
Обсуждение.
4 этап - рефлексивный
Упражнение 10. «Мне сегодня...»
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...».
Список использованной литературы:
- Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Сила в спокойствии»
Цель: повышение уровня саморегуляции педагогов.
Ход тренинга:
1 этап - организационный
Упражнение 1. «Приветствие»
Цель: запуск процессов самораскрытия, сплочение.
Описание упражнения: Участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует вспомнить, например, приветствия героев из фильмов или национальные способы приветствия.
Обсуждение. Участники описывают своё эмоциональное состояние.
2 этап – мотивационный
Упражнение 2. «Эмоции»
Цель: развитие навыков невербального поведения и распознавания эмоций.
Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его.
В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека. Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.
3 этап - практический
Упражнение 3. «Конфликт»
Цель: разрешение конфликтных ситуаций.
Описание упражнения: Тренер предлагает участникам на листе бумаги написать слово «конфликт» сверху вниз, по букве. Затем на каждую букву группа пишет слово-ассоциацию. Например: крик, осложнение, негодование, фронт, ложь, изнеможение, кризис, тирания.
Тренер обращает внимание групп на то, что все слова - негативные, то есть конфликт воспринимается только как плохая, безвыходная ситуация. А нужно искать выход, видеть хорошее, рассматривать конфликт и как возможность начать новое, выяснить причину неудач, способ договориться.
И тренер дает задание - расписать по буквам то же слово, но постараться найти позитив. Например: конструктив, освобождение, новое, фундамент, лавировка, искренность, красноречие, толчок.
В группах выполнять задание лучше, так как участники быстро придумывают ассоциации, а одному человеку трудно сориентироваться.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали, выполняя первую часть упражнения и вторую?
2. В каком случае ассоциации возникали у вас быстрее?
3. Всегда ли вы воспринимаете конфликт негативно?
4. Часто ли вы сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?
5. Как вы их преодолеваете?
Упражнение 4. «Найди свой ритм»
Цель данного упражнения - найти собственный ритм дыхания, воспринимаемый как приятный, удобный, успокаивающий - тот ритм, который поможет погрузиться в состояние покоя.
Инструкция: Дышите в естественном, произвольном ритме - «как само дышится». Запомнив этот ритм, постепенно начните дышать чаще... еще чаще... как можно быстрее... Постарайтесь выдержать такой предельно учащенный ритм дыхания, сколько возможно, хотя бы 30-40 секунд. Затем постепенно начните замедлять ритм дыхания... пока он не вернется к исходному... Дышите реже... еще реже... дышите как можно медленнее... Необходимо выдержать такой ритм дыхания не менее минуты. Освоив, прочувствовав два этих крайних полюса - максимально частое и максимально редкое дыхание, поэкспериментируйте, варьируя частоту дыхания в максимально возможных пределах. От одного полюса до другого, пока не нащупаете некоторый промежуточный ритм дыхания, максимально удобный, плавный, размеренный и неторопливый, являющийся для вас в данную минуту ритмом абсолютно спокойного дыхания, вашим ритмом покоя. Дышите в этом ритме, побудьте в нем, в этом состоянии покоя, освойтесь в нем, погрузитесь в него хотя бы на несколько минут. Завершите упражнение активизирующим выходом, одновременно учащая дыхание, вдыхая глубоко и долго, а выдыхая - резко, быстро.
Упражнение необходимо регулярно повторять. Запомните ощущения, связанные с различными ритмами дыхания, сравнивайте, как меняется ритм успокаивающего дыхания в разные дни, «обживайте» ваше состояние покоя. Постепенно, по мере выработки навыка, вы научитесь находить свой ритм покоя достаточно быстро, всего за 30-40 секунд. И тогда в нужный момент сможете быстро успокоиться и расслабиться.
Упражнение 5. «Телефон»
Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля.
Описание упражнения: Двоим участникам предлагается для разыгрывания ситуация «Обеденный перерыв». Инструкция ведущего: «Некий человек разговаривает по телефону на какую-то личную тему. Вам надо позвонить точно в определенное время. Необходимо привлечь внимание человека, который говорит по телефону, и попросить разрешения позвонить. Но человек, который говорит по телефону, старается избежать контакта, насколько может, притворяясь, что не замечает коллегу, который тоже хочет поговорить».
Обсуждение.
- Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?
- Какое эмоциональное состояние вы испытывали?
- Что ещё можно было бы сделать в данной ситуации, не превращая её в конфликт?
Упражнение 6. «Дар убеждения»
Цель: развитие навыков уверенного поведения, навыков убеждения.
Описание упражнения: Вызываются два участника. Каждому из них психолог дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка.
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Упражнение 7. «Убежище»
Цель: осознание собственного «Я», поиск ресурса.
Инструкция: Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок... Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.
Обсуждение:
- Удалось ли вам увидеть всю картину и вызвать соответствующие телесные ощущения?
- Какие образы у вас возникали?
Упражнение 8. «Весы»
Цель: позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его на положительной эмоциональной ноте.
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и психолог предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – «Да!» или «Спасибо!».
4 этап - рефлексивный
Рефлексия:
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д. После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Список использованной литературы:
- Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 36 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: «Речь», 2005. – 224 с.
- Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с. - (Советы психолога учителю).
- Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.