Готовимся к школе

Молоткова Татьяна Александровна

Как подготовить ребенка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе. Советы психолога

Н.О. Зиновьева

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он, наконец, вместе со всей подготовительной группой гордо выкрикивает: «До свиданья, детский сад!» и начинает готовиться к поступлению в школу. Собственно говоря, в семье психологическая подготовка начинается гораздо раньше, и чем-то она часто напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о том, как следует себя вести со взрослыми и т.п. И все разговоры только об этом торжественном событии. Интересно, задумывались ли когда-нибудь взрослые члены семьи, как в итоге ребенок начинает относиться к школе и учителям после многолетних, многократных и иногда угрожающих разговоров по этому поводу?

Психологически и родителям, и ребенку страшно, ведь начинается новый виток в его жизни. Худшее, что могут сделать родители, – это поделиться своим страхом с ребенком, рассказывая ему не всегда безоблачные истории из школьного детства. Если дело обстоит именно так, то с психологической точки зрения мы имеем дело с феноменом, который называется «сопротивление». На самом деле, это вполне естественная реакция в ответ на некое вмешательство извне. Как же сделать так, чтобы минимизировать сопротивление, и, напротив, повысить мотивацию членов семьи в отношении школы, сформировав вполне реалистичные позитивные ожидания?

С чем связано сопротивление родителей? Они переживают не лучшие годы школьной жизни, но, увы, тем самым они подсознательно переносят эти негативные установки на детей. Другой источник сопротивления может зависеть от социально-культурных или этнических различий: в российской школе не всегда учитываются национальные и религиозные корни поступающих в школу детей. Также родители могут быть настолько озабочены своими личными проблемами, связанными с финансами, здоровьем или отношениями, что им просто бывает не до детей. Наконец, родители настолько остро переживают переход ребенка в школу, что отождествляют себя с ним, все его проблемы и заботы принимают как свои; постоянно употребляют слово «мы», вместо «я» и «моя дочь (мой сын)». Подобное психологическое состояние родителей также не способствует формированию позитивного отношения ребенка к школе.

Давайте попробуем остановиться на тех моментах жизни семьи в преддверии перехода ребенка в школу, которые помогут снизить тревожность всех членов семьи и увеличить позитивные ожидания в отношении школы.

С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях. Естественно, что родители помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них – второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребенка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность.
Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребенок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В конце концов, на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.

К шести годам (по крайней мере, так утверждают исследования) школьник может самостоятельно решить, питаться ли ему в школьной столовой или брать завтрак из дома. Если он все-таки решит брать завтрак с собой, то меню следует продумывать заранее, чтобы в нужный момент все было под рукой. Более того, первоклассник в состоянии определить, что именно ему нужно и сообщать список того, что нужно купить, родителям.

Одна из самых непростых, тревожных и страшащих первоклассника ситуаций – это выполнение домашних заданий. Ведь именно в этом у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности вообще и успеваемости в частности, развивается ответственность. Как же вести себя родителям, которым так хочется, чтобы их ребенок был лучшим из лучших и самым-самым? Самое полезное, что могут сделать родители для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно (подчеркиваем, совместно) с будущим первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Хорошо бы, чтобы рабочее место вашего ребенка находилось подальше от телевизора. С компьютером вопрос более сложный, поскольку иногда требуется прибегать к его помощи. Что касается непосредственного выполнения домашних заданий, то ответственность родителя в основном заключается в том, чтобы показать, как делать; что-то сделать вместе; ответить на возникшие вопросы. Ни в коем случае не следует выполнять задание за ребенка.

Не ждите, что ваш ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто, например, всякий раз, как грядет проверочная работа. Взрослые тоже не испытывают ежеминутной любви к своей работе, и это нормально.
Когда у ребенка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.

Наконец, и, быть может, это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители смогут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт, как в школе, так и за ее пределами? Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе, с удовольствием слушали бы выученные стихи и сами делились бы своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.



Предварительный просмотр:

Особенности познавательной сферы

первоклассников – возможности и границы.

Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:

- во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи»;

- во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;

- в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.

Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.

Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе.

Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

Особенности восприятия детей 6-7 лет.

В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Особенности мышления детей 6-7 лет.

К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.

Особенности памяти детей 6-7 лет.

Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).

Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Особенности внимания детей 6-7 лет.

В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.

Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности - 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Особенности воображения детей 6-7 лет.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Надеемся, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.



Предварительный просмотр:

Правила поведения в школе

1. Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

 

2. С вечера в портфель сложи

Тетради, учебники, карандаши.

Утром ещё раз проверь,—

Готов к занятиям теперь!

 

3. Иди в школу по дорожке,

На крылечке вытри ножки!

А потом лишь заходи —

День учебный впереди!

 

4. Входишь в класс со словом «здравствуй»

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно

Желай здоровья по утрам!

 

5. Для всех закон, а не желание –

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

Начинается урок!

 

6. На уроках не хихикай,

Стол туда – сюда не двигай!

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

 

7. Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Мы должны не забывать

Спинку ровненько держать!

 

8. На уроках будем мы

Старательны, внимательны!

По три раза повторять

Совсем не обязательно!

 

9. Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Сначала подумай,

Потом отвечай!

 

10.Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не унывай, не мучайся –

Ведь на ошибках учатся!

 

11. Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно,

Ждёт тебя другой урок –

Будь готов к нему, дружок!

 

12. В коридоре мы должны

Держаться правой стороны,

К тому же, я считаю лично,

Кричать в школе неприлично!

 

13. По школе ты ходи спокойно,

По классу тоже не беги,

Всегда веди себя достойно,

Своё здоровье береги!

 

14. Кушать в классе на салфетке

Аккуратно нужно, детки!

За собою убирать,

Руки мыть и вытирать!

 

15. Следит каждый за вещами

Сам без бабушки и мамы.

Неприятны растеряхи,

Неумейки и неряхи!

 

16. Слова «спасибо», «извините»

Не стесняйся, говори,

Аню, Славу, Валю, Витю

Ты не ссорь, а помири!

 

17. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

 

18. « До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять

Улыбкой новый день встречать!



Предварительный просмотр:

К 7 годам ребенок должен знать и уметь:

Окружающий мир.

- знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес и телефон, название своего города, название своей страны,

- знать название основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий,

- называть группы предметов обобщающим словом,

- знать основные правила дорожного движения,

- знать последовательность времен года, частей суток,

- различать и называть деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты и т.д.,

- знать о сезонных изменениях в природе,

Математика.

- уметь считать в пределах 100,

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого,

- уравнивать неровное число предметов двумя способами,

- сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты, и понимать соотношения между ними,

- различать форму предметов,

- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам,

- ориентироваться на листе бумаги.

Развитие речи.

- правильно произносить все звуки,

- употреблять в речи простые и сложные предложения,

- пользоваться прямой и косвенной речью,

- поддерживать непринужденную беседу,

- составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым,

- уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения,

- уметь определять место нужного звука в слове,

Внимание.

- выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут,

- находить 7-10 различий между предметами,

- удерживать в поле зрения 8-10 предметов,

- выполнить самостоятельно задания по предложенному образцу,

- копировать в точности узор или движение,

- уметь находить одинаковые предметы,

Память.

- уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов,

- уметь запоминать и рассказывать стихотворения, загадки,

- пересказывать близко к тексту рассказы или сказки,

- запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов,

- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки,

- запоминать ряды цифр (от 4 до шести) зрительно и на слух,

- рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности,

Мышление.

- классифицировать предметы в группы по определенным признакам,

- находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам,

- уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам,

- решать простые логические задачи,

- выстраивать логический ряд из фигур,

- самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой,

- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

Мелкая моторика.

- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования,

- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием,

- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры,

- ориентироваться в тетради в клетку или в линию,

- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей,

- уметь копировать простейшие рисунки

Личностное развитие

- позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе, желание ходить в школу, принятие новой социальной позиции школьника

- произвольное управление своим поведением

- умение подчиняться правилам и нормам, умение действовать совместно, согласовывать свои действия

- эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания, умение доводить начатое до конца