Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка» г. Советский»
План самообразования учителя-логопеда МАДОУ д/с «Ромашка»
Замысловой Татьяны Алексеевны
ФИО
на 2021 - 2023 учебный год
2021 г.
Личная карта
ФИО педагога: Замыслова Татьяна Алексеевна
Дата рождения: 10.12.1958 г.
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
высшее, в 1989 год Шадринский Государственный Педагогический институт,
в 2007году Уральский Государственный Педагогический университет
Специальность по диплому учитель – логопед , преподаватель педагогики и психологии , методист по дошкольному воспитанию
Занимаемая должность учитель-логопед
Дата назначения на должность 02.10.2006
Общий стаж трудовой деятельности 43 года
Педагогический стаж 40 лет
Квалификационная категория, дата присвоения
Высшая квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации
2013г. «Основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
2015г. «Социально – психолого – педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования: идеология,
содержание, внедрение».
2016г. «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ».
План самообразования.
Тема самообразования
«Формирование грамматического строя речи у детей в старшем дошкольном возрасте с ОНР»
«Процесс овладения грамматическим
строем - зеркало интеллектуального
развития ребенка».
К.Д. Ушинский
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Формированию грамматического строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций. На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова,
Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева и другие.
Грамматический строй - это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.
Несмотря на сложность, грамматического строя ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
Актуальность
Сегодня ребёнку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родному языку в школе. Поэтому одной из задач в ДОУ является формирование у них грамотной речи, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности.
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Цель.
Формирование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием упражнений и игр.
Задачи.
1. Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.
2. Формирование словоизменения у детей с ОНР.
3. Закрепление грамматических форм в предложениях и связной речи.
Формирование грамматического строя у дошкольников включает работу над:
а) морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам);
б) словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств);
в) синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Перечень вопросов по самообразованию.
- Изучение психолого – педагогической литературы.
- Разработка программно – методического обеспечения.
- Учебно – воспитательного процесса.
- Проектная и исследовательская деятельность.
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей.
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
- Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Предполагаемый результат
- Научились согласовывать слова в числе, роде, падеже.
- Овладели навыками составления распространённых предложений.
- Образуют слова с уменьшительно – ласкательным значением.
- Замечают и исправляют ошибки у товарищей.
- Появилась потребность следить за своей речью и оценивать её.
Срок реализации: 2 года
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах, проведение мастер- класс для воспитателей, практикум для родителей.
Форма самообразования: индивидуальная.
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по данной теме: - Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2004
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: Каро, 2004
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002 - Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999
- Кубрякова Е. С. Что такое словообразование.- М.: Наука, 1965
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999
- Левчук Е. А. Грамматика в сказках.- СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
- Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2005
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб.: Детство-Пресс, 1999
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М., 1989
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов
1.Изучение логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, логопедии 3.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5.Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей освещающих данную тему; 7.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме. | 2021-2022 уч. год. |
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ: Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Выступление на педагогическом совете «Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня», ознакомление с проектом по данной теме. Разработка диагностических карт по речевому развитию. | 2021-2022 уч. год |
3. | ПРАКТИЧЕСКИЙ: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Составление собственной литературной подборки по изучению «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Написание проекта по данной проблеме. | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Выступление на педагогическом совете Презентация «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
| 2022-2023 уч. год. |
.4. | ОБОБЩАЮЩИЙ: Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, учителей-логопедов, психологов др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации. 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег. 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Общение с учителями-логопедами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью. 5.Систематическое пополнение собственной базы различными роликами, фильмами, презентациями, буклетами и т.д. 7.Создание картотеки игр. 8.Создание презентации «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». 9.Участие в работе сайта учреждения. 10.Консультитативная помощь педагогам, родителям, родственникам, кандидатам в приемные родители по данной теме. | 2021-2022 уч. год |
5. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ: Распространение опыта работы | 1.Участие в работе МО учителей-логопедов района. 2.Публикации на сайтах «Педсовет», «Социальной сети работников образования», 3.Выступление на педагогическом совете «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». 4.Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». 5. Педагогические чтения для педагогов ДОУ района «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». 6. Составление памятки для воспитателей и родителей «Игры по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». 7. Практикум для родителей. | 2022-2023 уч. год. |
6. | САМООТЧЕТ: - подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия,
основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) подготовка консультации для воспитателей по изучаемой теме; 3) составление картотеки игр по развитию грамматического строя речи у дошкольников; 4) подготовка консультации и практикума для родителей; 5) мастер-класс для педагогов МАДОУ.
| Май 2023 г. |
Перспективный план на 2021 – 2022 уч.год по самообразованию на тему
"Формирование лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста"
№ п/п | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Сентябрь | Сбор литературы, пополнить личную библиотеку по данной теме | Цель: найти и изучить методическую литературу. | Собрание "Цель и задачи работы на год по формированию грамматического строя речи" | Согласование плана работы по данной теме на учебный год. |
Октябрь | Посетить районную детскую библиотеку. | Цель: познакомиться с сотрудниками библиотеки, узнать о их работе, для чего создана библиотека. | Разместить в уголке для родителей "Советы логопеда" |
|
Ноябрь | Сбор материала и изучение рекомендаций различных авторов по развитию речи у детей с ОНР.
| Цель: найти и изучить "Формирование лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста" | привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада, приобщать семью к изготовлению игр, используемые в развитии речи детей. | Консультация "Формирование лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста"
|
Декабрь | НОД образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Югорский край (люди ХМАО, промыслы, ископаемые)» с ИКТ (дети 5 - 6 лет)
Праздник «Русский новый год.» Дидактическая игра "Нарядим ёлку" | Цель: приобщить дошкольников к глубинному наследию Югорских народов, формировать нравственные основы личности.
Цель: Знакомить детей с традициями встречать новый год на Руси. Развитие связной речи, ориентировки (повесить игрушку внизу, справа…, комментировать свои действия) | Интеллектуальная викторина для родителей: «Что, где, когда?» Тема: «Наш край ЮГРА» Цель:Совершенствование работы по нравственно-патриотическому просвещению родителей в едином непрерывном пространстве «Детский сад-семья». |
|
Январь | НОД «Я – мальчик, я – девочка" Д\игра "Чей дом?" | Цель: Формирование представлений о видовой, родовой и половой принадлежности. Цель. Уточнение и расширение словаря (Родовые понятия: он, она, они, оно) | Индивидуальная консультация "Как правильно играть с детьми в логопедичес-кие игры" ( предложен-ные логопедом: "Кому, что нужно?" "Подари подарки Ване и Кате") | Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию родовых понятий у детей с ОНР" |
Февраль | Экскурсия в детскую библиотеку, посетить выставку, посвященную 23 февраля.
Д/ игра "Расскажи какой (какая)?" | Цель: обогащение словаря детей. Объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества».
Цель. Подбор прилагательных к существительным, согласование. | Индивидуальная работа – беседы. Совместная подготовка к 23 февраля | Совместное изготовление игр на развитие грамматического строя речи |
Март | Театральная неделя. Постановка сказки «Три поросёнка»
Настольный театр. (разные виды)
| Цель: Развитие эмоций, памяти, связной речи. Расширение знаний детей о театре.
Цель. Развитие связной речи, употребле-ние в речи существительных множественного и единственного числа., согласование прилагательных с существительными. | Помощь родителей в подборе костюмов для детей. Показ сказки родителям своей группы. Театрализованное представление для родителей и детей всего сада.
| Обсуждение постановки сказки "Три поросёнка" |
Апрель | НОД "Весна. Весенние приметы"
д/игра «Когда это бывает?» | Цель: обогащение словаря детей, согласование прилагательных с существительным в роде.
| Показ итогового занятия (видеозапись) | Выступление на педагогическом совете. Представление проектов «Северный олень», «Формирова-ние грамматического строя речи у детей дошкольного возраста |
Май | Подведение итогов и проведение диагностики | Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ) |
Июнь | Подбор материала и изготовление игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста |
|
|
|
Июль |
Август | Экологическая акция «Очистим территорию от мусора» Труд детей в природе «Уборка участка детского сада»
Д\игра «Чего не стало?» | Цель: привлечь детей к совместной трудовой деятельности.
Цель. Образование существительных в родительном падеже |
| Привлечь воспитателей к районной экологической акции «Очистим планету от мусора» |
Перспективный план на 2022 – 2023 уч.год по самообразованию на тему "Формирование лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста"
|
Сентябрь | Мониторинг по грамматическому строю речи | Цель: Проверить сформированность грамматического строя речи у детей с ОНР подготовительной группы в начале учебного года. | Анкета для родителей «Читаем дома».
| Подведение итогов по анкетированию и мониторингу |
Октябрь | НОД «Сад. Огород» Дидактические игры: «Сварим компот» «Какое варенье?» «Какой суп сварил повар?» | Цель: Образование относительных прилагательных, согласование с существительными. | Практикум «Использование игр на развитие грамматического строя речи у детей с ОНР» | Консультация «Речевой уголок в группе» |
Ноябрь | Беседа «Домашние животные» Игры «Чей хвост?» «Угадай по описанию» «Назови правильно» | Цель: образование притяжательных прилагательных, развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами -онок, -енок) | Помощь родителей в оформлении речевого уголка (игры). | Изготовление речевых игр по группам в соответствии с возрастом. |
Декабрь | НОД «Дикие животные» Игры «Чей хвост?» «Угадай по описанию» «Назови правильно» «Кого не стало?» Кого не стало» | Цель: закрепить знания детей о животном и нашего края. Цель: образование притяжательных прилагательных, развитие связной речи. Цель: образование существительных в родительном падеже. | | Совместная подготовка к экологическому КВНу с воспитателями средней группы |
Январь | НОД «Одежда».
Дидактическая игра «Помоги одеться Ване и Тане» | Цель: закрепить знания детей о женской и мужской одежде. Цель: Образование притяжательных прилагательных. | Вместе с родителями оборудовать в группе мини-музей (предметы сельского быта, фотографии, слайды) | Совместная подготовка к конкурсу |
Февраль | Конкурс «Любим буквы изучать, а потом изображать» | Цель: закрепить знание букв, Задачи: развивать фантазию детей, умение изготовить свою любимую букву из различных материалов | Привлечь родителей к подготовке детей к конкурсу «Моя любимая буква». | Помощь в проведении конкурса. |
Март | Мамин праздник.
Дидактическая игра «Моя, мой, моё» | Цель: продолжать воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке… Цель: Понимание и различение родовых понятий. | Практикум «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР» |
|
Апрель | Итоговое занятие «Поездка в цирк» | Цель: закрепить знания и умения по грамматическому строю речи, полученные в течение года | Рекомендации и памятки для родителей по данной теме. | Мастер-класс «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»
|
Май | Диагностика | Отчет на педсовете. Памятки для воспитателей «Игры по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» |
Выводы:
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Также включаю проектную деятельность в реализацию данной темы. Итогом проекта является создание презентаций, фотоальбомов и игр, посредством которых ребята закрепляют свои знания.
Активно взаимодействую с родителями, которые участвуют в изготовлении дидактических игр, конкурсах, праздниках, помогают в оформлении развивающей среды.
С целью повышения компетентности по данной теме участвую в творческих и профессиональных конкурсах.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий.
Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
- настольно-печатные;
- дидактические;
- подвижные игры;
- сюжетно – ролевые;
- компьютерные игры.
В настоящее время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи (авторы: Т.А.Ткаченко, Н.М.Капкова, Н.В.Серебрякова, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко). Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины:
- Формирование правильного произношения;
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- Развитие навыков связной речи.
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
И так, овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
Методический фонд: алгоритмы по темам, игры, театры (пальчиковый, би-ба-бо, теневой), наборы героев из различных сказок, альбомы «Рычалочка», «Свистелочка», «Шипелочка», «Гуделочка».
ТСО: телевизор, видео и DVD магнитофоны.
Список литературы.
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания.- СПб.: Каро, 2004
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999
- Кубрякова Е. С. Что такое словообразование.- М.: Наука, 1965
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: Союз, 1999
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – СПб.: Союз, 2001.
- Левчук Е. А. Грамматика в сказках.- СПб.: Детство-Пресс, 2003
10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974
11.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб.: Союз, 2001
12.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
13.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 1967
14.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2002
15.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 2005
16.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб.: Детство-
Пресс, 1999
17.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М., 2000
18.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.- М., 1989
19.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим
недоразвитием речи.- М.: Просвещение, 1991
20.Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов