практика "По секрету всему свету"
Инклюзивная практика для детей средней комбиникованной группы, направленая на развитие эмоционально-волевой сферы, речевой активности и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_po_sekretu.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» города Лесосибирска»
Инклюзивная практика
«По секрету всему свету»
для детей дошкольного возраста
Авторский коллектив:
педагог-психолог Дорогова Марина Владимировна
логопед Данилова Ольга Николаевна
Лесосибирск – 2023г.
Пояснительная записка
Инклюзивная практика «По секрету всему свету» (далее Практика) коррекционно-развивающей направленности разработана для детей дошкольного возраста группы комбинированной направленности, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) и дети с нормой развития. Практика способствует обеспечению «равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей».
У детей с ОВЗ зачастую наблюдается задержка развития психических процессов, недоразвитие речи, нарушения эмоционально-волевой сферы, что отражается поведенческих отклонениях, неумением подчиняться правилам. В свою очередь нарушения эмоционально-волевой сферы создают условия снижающие усвоение коммуникативных навыков и как следствия возможности успешного усвоения речи. Соответственно развитие психических процессов и речи необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с развитием эмоционально-волевых качеств детей.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием мышления, памяти, воображения, речи и коммуникативных навыков, формированием эмоциональной выразительности и волевых качеств личности. Именно через театрализованные игры ребёнок приобщается к культуре, учиться правильно оценивать поступки окружающих, отличать прекрасное от безобразного и принимать мир во всей его красоте.
Актуальность Практики продиктована необходимостью организовать работу по коррекции развития психических процессов и речи, психопрофилактике и развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с ОВЗ. Практика создаёт условия для развития всех воспитанников комбинированной группы, способствует улучшению коммуникативно-речевого взаимодействия дошкольников, их способности к произвольной регуляции поведения, психоэмоциональной стабильности. Совместное участие воспитанников с нормой развития и детей с ОВЗ в данной практике создаёт условие непосредственной передачи речевого опыта и навыков коммуникации детей с нормой развития сверстникам с ОВЗ через партнёрское участие в театрализованных играх, драматизациях, игровых ситуациях.
Цель Практики: психопрофилактика, коррекция развития психических процессов, речевой и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и нормой развития посредством театрализации.
Задачи Практики:
- развивать психические процессы и коммуникативно-речевые навыки, эмоционально-волевую сферу;
- способствовать формировать произвольную регуляцию и контроль поведения;
- способствовать раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Практика «По секрету всему свету» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на реализацию его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и эмоционально-волевой сферы. Театральная деятельность способствует проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, к усвоению новой информации и новых способов действия; формированию настойчивости, целеустремленности, выражению эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, активизируют словарь детей, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок знакомится с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
В структуру занятий включаются сенсомоторные комплексы, направленные на координацию речи с движениями, на развитие артикуляционного праксиса, чувства ритма, а так же разнообразные дыхательные упражнения. Используются пальчиковые игры или массаж пальцев, логопедические гимнастики, упражнения для развития мимических мышц. А так же каждое занятие включают коллективные театрализованные игры, которые создают условия для коррекции психических процессов и развития коммуникативных навыков, усиливают адаптационные способности, способствуют самовыражению личности ребенка. Этюды, сценки и театральные постановки используются на занятиях для освоения детьми разных ролей, умения перевоплощаться в героев, принимать условия и правила совместной театрализованной деятельности, что способствует развитию мышления воображеия и эмоциональной сферы дошкольников. Упражнения на релаксацию завершающие занятия направлены на снятие эмоционального и физического напряжения.
Для возможности единовременного оказания коррекционно-развивающей помощи воспитанникам, нуждающимся в психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении, реализация Практики одновременно осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Практика рассчитана на 28 групповых занятий в форме игротренингов.
Продолжительность реализации Практики в учебном году - 9 месяцев (сентябрь - май). Срок обучения (с октября по апрель) - 7 мес.
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия составляет от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастными, психологическими и физическими возможностями детей дошкольного возраста.
Структура и содержание Практики
Этапы реализации Практики:
Этапы | На что направлены | Содержание этапа, инструментарий |
I. Диагностический этап (сентябрь) | Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей комбинированной группы | Для диагностики были использованы следующие методики: - диагностика волевой сферы «Метод экспертных оценок» И.Т. Кушнер; - диагностика эмоциональной сферы методика «Волшебная страна чувств» Т. Грабенко; - диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду". - диагностика речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.) |
II. Установочный | Разработка программы | Постановка целей, задач. Отбор |
этап (сентябрь) | коррекционно- | методов, приёмов, дидактического |
развивающей практики «По секрету всему свету». | оснащения коррекционно- развивающего процесса и подготовка оборудования и предметно-пространственной среды для занятий. | |
III. Коррекционно- развивающий этап (октябрь-апрель) | Коррекционно-развивающие занятия | Реализация коррекционно-развивающей практики «По секрету всему свету» |
IV. Оценка эффективности коррекционно- развивающей работы (май) | Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика по итогам реализации Практики | Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом реализации практики. |
Структура занятий
Каждое занятие состоит из 3-х взаимосвязанных частей, объединенных одной темой:
Вводная часть
- Ритуал посещения занятия.
- Ритуал приветствия.
Основная часть
- Разминка - подготавливающая эмоциональный фон занятия.
- Логопедические упражнения.
- Элементы театрализации.
- Задания, упражнения или игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Заключительная часть
- Релаксационные упражнения.
- Ритуал завершения занятия, подведение итогов и прощание.
В процессе реализации Практики выдерживается повторяющаяся структура занятия. В пределах одного занятия осуществляется поочередное делегирование роли педагога ведущего занятие, а так же смена форм взаимодействия детей (группы, подгруппы, пары).
Занятия включают:
Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие выразительной мимики; дыхательные упражнения, упражнения на дикцию; задания для развития интонационной выразительности.
Элементы театрализации: упражнения на развитие детской пластики; образные упражнения, игры-превращения «учись владеть своим телом»; элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка и разыгрывание сказок, инсценировок, различных художественных произведений, где происходит знакомство с текстом, со средствами драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Задания, упражнения или игры на развитие эмоционально-волевой сферы: задания на развитие коммуникабельности и умения доброжелательно
Материально-техническое оснащение
- музыкальный центр;
-театральная сцена, занавес, ширмы;
- декорации;
- костюмы;
- настольный, перчаточный, кукольный и другие виды театров;
- иллюстрации к сказкам и другим художественным произведениям;
- сценарии сказок, этюдов, театрализованные игры, различные художественные произведения.
Для реализации практики специально организованно пространство в детском саду. Это отдельное помещение, где находится сцена, оснащённая занавесом; отведено место для зрителей; размещены декорации, костюмы, различные атрибуты к спектаклям и театрализованным играм. Размещены разные виды театров. На стене стенд, для афиши. Отведено пространство для проведения разминки, пространство для релаксационных упражнений с половым покрытием, музыкальная колонка, столы, стулья, магнитно-маркерная доска.
Ритуал перемещения из группового пространства в пространство реализации практики способствует погружению детей в событийность процесса, что способствует их эмоциональному настрою, мотивирующему к предстоящей деятельности.
Пространственная среда позволяет организовать импровизированный театр со сценой и зрительным залом, что способствует творческому воображению детей, дополняет, обогащает и усиливает эмоциональную память ребенка, создаёт яркое театральное зрелище для детей, выполняющих роль актёров и зрителей.
Постоянно повторяющиеся ритуалы занятий позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности, придают уверенность в себе. Последовательность действий способствует эмоциональной стабильности ребёнка на протяжении всего занятия.
Планируемые результаты
- у детей достаточно развит активный словарь;
- у воспитанников усовершенствована звуковая и интонационная сторона речи;
- дети используют диалогическую и монологическую речь;
- дети слушают и понимают инструкции;
- дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству;
- воспитанники проявляют интерес к художественным произведениям;
- дети знакомы с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи;
- воспитанники умеют пользоваться средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения;
- дети умеют двигаться в соответствии с характером сказочного персонажа;
- дети способны выполнять действия синхронно и выразительно;
- воспитанники ориентируются в пространстве сцены;
- дети способны запоминать и выполнять роли;
- у детей достаточно развито произвольное внимание;
- детям доступно произвольное воображение;
- у воспитанников достаточно развита двигательная, образная, эмоциональная и словесная память.
- у детей усовершенствовались такие коммуникативные качества как контактность, отзывчивость;
- дети не стесняются в общении с другими людьми, способны выступить на сцене, отстоять свои интересы;
- дети способны сочувствовать, сопереживать другим людям;
- легко вступают в коммуникацию со сверстниками, знают речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли;
- воспитанники обладают такими волевыми качествами как настойчивость, целеустремлённость, работоспособность;
- дети способны оказать помощь другим детям в быту, игре, творческой деятельности.
Список литературы
1. Губанова Н.Ф. «Театрализованные игры в детском саду». – М.: Мозаика-синтез, 2016г. – 77с.
2. Григорьева Т.С. Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012г. – 63с.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002г. — 208 с.
4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – Дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – СПб.: АРКТИ, 2020г. – 31с.
5. Сорокина Н.Ф. Театральные игры, этюды, сценки, пьесы. – М.: АРКТИ, 2011г. – 108с.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения. — М.: Генезис, 2006г. — 176 с.
6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. — М.: Генезис, 2004г. —175 с.