"Мой край"
программа по ознакомлению дошкольников с Красноярским краем и г. Лесосибиск. для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мой край" | 78.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ
Протокол№_____ «Детский сад №6 «Светлячок»
«__» _________20__ г. __________________Т.В. Шемец
Приказ №__от «___» ______20__ г.
Рабочая программа по краеведению
«Мой край».
Возраст детей 5-7 лет.
Срок реализации 2 года.
Составитель: Данилова Ольга Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
1.1. Цели и Задачи
1.2. Принципы и подходы реализации Программы
1.2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.3.Целевые ориентиры освоения программа
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности программы
2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.3 Взаимодействие с узкими специалистами
2.4 Характеристика окружающего социума
3. Организационный раздел
3.1 Мониторинг
3.2 Формы, способы, методы реализации Программы
3.3 Материально-техническое обеспечение Программы
3.4 Обеспечения методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок», в соответствии с требованиями ФГОС ДО - ориентирована на специфику национально - культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Основу для разработки программы составил Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».
Актуальность.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству (Д. С. Лихачев)
В настоящее время у дети наблюдается дефицит знанию о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому.
По этому, возникла необходимость в дополнительных занятиях по изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) «Мой край» дополняет основную образовательную программу ДОУ.
Программа размещена на сайте детского сада и может быть использована воспитателями для реализации в ДОУ регионального компонента.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: развитие у дошкольников интереса к малой родине, ее культурно – историческим и природным особенностям.
Задачи:
- расширять представления о родном городе и крае; символики Красноярского края и города Лесосибирска;
- продолжать знакомить с достопримечательностями города, края;
- развивать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края и города.
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков; ответственности за все то, что происходит в крае, сопричастности к этому.
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть
его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного
партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному
краю, Отечеству;
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе,
стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка,
накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой,
краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые
программы дошкольного образования;
- принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных
особенностей, социокультурного окружения. Территория края рассматривается как
универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала по тематическим блокам: природа родного края, родной город, родная страна,
родная культура;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу
наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей,
репродукций картин местных художников и т. д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного
материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Программа базируется на следующих подходах:
- Культурологический подход — подчеркивает ценность уникальности пути развития
каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных
(природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи,
взаимовлияния.
- Территориальный подход — путь от «близкого к далекому» — от любви к детскому
саду, к улице, селу, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.
1.1.3 ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Он занимает по школе физического развития период времени от трёх до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает много из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Всё это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Серьёзное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
1.3.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Старшая группа:
- имеют представления о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе
Красноярского края;
- знаю географическое расположение города (Лесосибирск), умеют находить город на
карте.
- знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города. Ориентируются на карте города;
- знают народности, населяющие Крайний Север. Имеют представления об их быте и
условиях проживания на крайнем севере;
- знают сказки, легенды, обычаи народов Севера. Знают традиционные занятия
коренного населения, промыслы;
- знают условия произрастания растений в Красноярском крае, знают разнообразие растений:
лиственница, пихта, кедр, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, мхи;
- знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной
фауны: волк, лиса, заяц, снежный барс, белый медведь, полярный волк, овцебык,
путоранский баран, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг;
- знают виды растений и животных занесенных в Красную книгу Красноярского края
(венерин башмачок, ландыш и др., белый медведь, олень северный, и др.).
Подготовительная группа:
- имеют представления о погоде края, сезонных изменения в природе, погодно
климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного
поведения в природе;
- знают географическое расположение города Лесосибирска, умеют находить город на
карте, знают географические особенности региона, реки Енисей;
- знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного
города, могут показать город на карте, имеют представления о геральдике и о городах
Красноярского края;
- могут назвать малочисленные народности Красноярского края, знают особенности быта,
обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде;
- имеют представление о народных промыслах, о народных традициях («хэйро»), знакомы с
Фольклором народов севера (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные
инструменты;
- знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий
и места обитания. Имеют представления о возобновляемости и охране растительного мира;
- знают разнообразие растительного мира: лиственница, сосна, береза, кедр, карликовая ива,
карликовая береза, клюква, брусника, багульник, смородина, голубика, мхи;
- знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные
растения;
- знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест
обитания;
- знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных и их разнообразие:
волк, лиса, заяц, белый медведь, полярный волк, овцебык, путоранский баран, морж,
тюлень, белая куропатка, полярная сова, краснозобая казарка, чайка, лемминг, осетр,
муксун;
- знают виды растений и животных занесенных в Красную книгу Красноярского края
(венерин башмачок, адонис весенний, касатик тигровый, ландыш, ковыль и др., белый
медведь, белокрылая крачка, кречет, олень северный, черный журавль и др.).
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на: использование знания о родном крае в игровой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культуре и традициям города Красноярска и Красноярского края.
Познавательное развитие: приобщение детей к истории города Лесосибирска и Красноярского края.
Речевое развитие: знакомство детей с писателями и художниками Красноярского края.
Художественно-эстетическое развитие: приобщение детей к музыкально-художественному творчеству Красноярского края.
Физическое развитие: развитие эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы Красноярского края
Примерное комплексно-тематическое планирование
Старшая группа
Тема | Задачи | ||
сентябрь | 1. | Диагностика | Начальная диагностика детей на знания о своей семье и нашем краем |
2. | С чего начинается родина? | Формировать у детям представление о понятии Родина, через прочтение стихотворения М.Матусовского | |
3 | Я и моя семья | Формировать знания детей о своей семье и членов семьи. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семь | |
4 | Родня ( Чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня») | Познакомить со стихотворением и пословицами о семье. Дать понятие слову «родня» | |
октябрь | 5. | Я и мои друзья | Формировать знания детей о понятии «друзья», закреплять правила поведения с ними. |
6. | Мой любимый детский сад (Экскурсия по детскому саду) | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам | |
7 | Детский сад до и после | познакомить детей с историей детского сада. | |
8. | Кто работает в Детском саду. | Формировать представления о труде взрослых в детском саду; расширять кругозор детей, воспитывать уважение к труду, желание помогать им | |
ноябрь | 9. | Наш город Лесосибирск | Развивать представления о жизни и труде людей в родном городе. Продолжать знакомить с улицами города, с общественными зданиями, расширять знания о профессиях работников социальной сферы; уточнить, где находится площадь города, как к ней пройти, стимулировать у детей интерес и любовь к родному городу |
10 | История нашего города | Дать представление детям о истории возникновения нашего города. Вызывать чувство гордости к родному городу, желание больше узнать о нём. Воспитывать желание сохранить традиции прошлого. | |
11 | Герб нашего города | ознакомить детей с гербом города Лесосибирска; рассказать, что обозначает каждая деталь на гербе. Раскрашивание герба города. | |
12 | Песни и стихи о нашем городе | Познакомить детей с творчеством поэтов и композиторов о нашем городе | |
декабрь | 13 | Наш красноярский край | Сформировать представление о географическом положении Красноярского края на карте России и глобусе. Познакомить с символикой: гербом и флагом. |
14. | Символы красноярского края | ||
15. | Города красноярского края | Познакомить детей с городами красноярского края через презентацию о них сделанную с помощью родителей. | |
16. | Красноярск | ||
январь | 17. | Енисейск | |
18. | Наш красавец Енисей (Целевая прогулка) | Знакомить детей с водоёмами края и главной рекой - Енисей. | |
февраль | 19. | Многообразие растительного мира | Формировать представление об условиях среды, в которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к животным и растениям |
20. | Многообразие животного мира | ||
21. | Красная книга края | Познакомить детей с животными и растениями, занесёнными в красную книгу красноярского края. Учить детей с помощью родителей находить информацию о исчезающих видах. | |
22. | Многообразие народов красноярского края | Познакомить детей с многообразием народов красноярского края, их традициями и обычаями, народными промыслами, прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. | |
март | 23. | Традиции народов | |
24. | Творчество Народов красноярского грая | ||
25. | Изготовление иллюстрации к сказкам народов красноярского края | ||
26. | Люди, прославившие наш край | Познакомить со знаменитыми людьми которые проживали или проживают в нашем крае | |
апрель | 27. | Труд людей | Познакомить с производством и профессиями, которые распространены в красноярском крае. Рассказы о профессиях своих родителе |
28. | Защитники нашего края | Расширять представления детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. | |
29. | Наша страна Россия | Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут. | |
30. | Государственные символы | Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимен, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине | |
май | 31. | День победы Целевая прогулка к вечному огню. | Формировать представления детей о Великой отечественной войне, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, к ветеранам войны, желание помочь им |
32. | Москва – столица нашей Родина и город герой | Дать понятие о том, что столица нашей родины – Москва является городом – героем. Закрепить знания о том, как защищали столицу люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за свою столицу | |
33 | Стихи и пословицы о Родине | Развивать у детей чувство патриотизма. Конкурс чтецов. | |
34. | Итоговое занятие «Наш край» | Закрепить знания детей о пройденном материале | |
Подготовительная группа
Тема | Задачи | |
1. | Диагностика | Проверить знания детей сохранившиеся с прошлого года о красноярском крае |
2. | Краеведение | Раскрыть понятие «Краеведение». Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. |
3. | Наш Красноярский край( символы) | Расширять знания детей о Красноярском крае, его истории, географическом расположении, достопримечательностях и символике. |
4. | История красноярского края | |
5. | Красноярск- столица края | |
6. | Достопримечательности Красноярского края | |
7. | Многообразие растительности | Расширить представления детей о |
8. | Многообразие животного мира | |
9. | Полезные ископаемые | |
10. | Водоёмы красноярского края Енисей | Основные водоемы Красноярского края. |
11. | Знаменитые люди Красноярского края | Вызывать у детей интерес к жизни Красноярского края, способствовать возникновению чувства уважения и гордости за знаменитых земляков |
12. | Писатели | |
13. | Художники и музыканты | |
14. | Народы красноярского края | Расширять знания детей о разных национальностях, проживающих на территории Красноярского края, их быте и традициях. Воспитывать уважительное отношение к ним |
15. | Быт и жилища | |
16. | Традиции народов | |
17.18 | Города красноярского края | Расширить знания детей о городах красноярского края и их достопримечательностях. |
19. | Наш город Лесосибирск. (герб) | Закреплять знания детей о городе, его место расположении на карте Красноярского края. Вспомнить историю происхождения герба. Прививать любовь к городу. |
20. | История возникновения города | |
21. | Достопримечательности города | |
22. | Улицы родного города | Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город |
23. | Моя семья | Расширение знаний детей о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей. Развивать интерес к представителям старших поколений. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево». Воспитывать уважение к старшим родственникам, желание заботиться о них. Предложить детям с родителями создать или найти герб своей семьи. |
24. | Моя родословная | |
25. | Герб моей семья | |
26. | Традиции семей нашего города | |
27 | Наша родина - Россия. Государственные символы | Систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам. Развивать у детей чувство патриотизма и любви своей Родине |
28 | История возникновения Руси. | Формировать у детей первоначальные представления о истории возникновения Руси. Воспитывать интерес и любовь к своему народу |
29 | Москва. История Московского кремля | закрепить у детей понятие о Москве – столице, главном городе России Познакомить детей с достопримечательностями Москвы и историей Кремля. Воспитывать патриотические и гражданские чувства |
30 | Много национальная страна. толерантность | Раскрыть понятие «толерантность». Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям |
31 | Русская матрёшка | Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. |
32 | Никто не забыт и ничто не забыто | Воспитывать правильное отношение к войнам, умение отличать достойные поступки от недостойных, желание защищать свое государство, когда это необходимо. |
33 | Подвиги земляков | На примере подвигов героев рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев |
34 | Подвиги в тылу | |
35 | Викторина «Что, где. когда?» | Закрепить и проверить полученные знания детьми |
2.2.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ согласно плану воспитателя, это могут быть такие формы: экологические акции; экологические досуги, развлечения и праздники; информационные стенды в группе ДОУ; родительские собрания; родительские клубы; участие в тематических выставках; совместные экологические проекты; страничка на сайте ДОУ.
Цель: включение родителей в совместный образовательный процесс и повышение их педагогической компетентности, в вопросах краеведческого образования ребенка.
Мероприятия | срок | ответственные |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей родном крае | сентябрь | воспитатели |
Оформление информационного стенда «Наш Красноярский край» памятки, буклеты. | В течение года | воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах | В соответствии с перспективным планом | воспитатели |
Создание мини – книг, презентаций, макетов по темам | В течение года | воспитатели |
2.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре. Сотрудничество между специалистами и воспитателями ДОУ регламентируется общим планом деятельности Учреждения и осуществляется через: консультации, круглые столы, семинары – практикумы, наставничество, акции, походы на природу, реализацию проектов, подготовку и участие в совместных утренниках, спектаклях, досугах, выставках и др.
2.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА
Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе. Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. Динамика в развитии ребенка, формирование у него этнокультурных компетентностей не может протекать только в какой-то одной среде (только в ДОУ, или только в социуме). Опыт показывает, что только объединив усилия педагогов, родителей, специалистов разных организаций, занимающихся вопросами воспитания и образования детей, создав единое информационное поле можно достичь максимальных результатов в работе. Все звенья сетевой цепочки объединены едиными образовательными и воспитательными задачами по формированию у детей не только этнокультурной компетентности, но и деятельностной (технологической), информационной, социально - коммуникативной, здоровьесберегающей.
Дошкольное учреждение удачно расположено. Его местоположения позволяет активно взаимодействовать и осуществлять содержательные взаимовыгодные связи с близлежащими учреждениями и организациями. Вокруг дошкольного учреждения функционируют разнообразные учреждения социального уровня: культуры, образования. Тесное сотрудничество с учреждениями строится на взаимных договорах, программах и планах работы, предусматривающих разные виды и формы совместной деятельности. МАДОУ взаимодействует с учреждениями культуры и социокультурными учреждениями города.
К таким учреждениям относятся:
- Детская библиотека;
- Лесосибирский краеведческий музей;
- Городской выставочный зал;
- Лесосибирский театр «Поиск»
Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы микрорайона и города позволяет: укреплять физическое здоровье, удовлетворять познавательные потребности детей, обогащать их эстетический опыт, расширять кругозор, приобщать к истокам народной культуры. Открытость и интегрированность дошкольного образовательного учреждения позволяют устанавливать и расширять партнерские связи.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: Старшая группа (5-6 ле), подготовительная (6-7 лет).
Продолжительность занятий :
В старшей группе – 25 минут;
В подготовительно – 30 минут.
Форма проведения занятия групповая, 1 раз в неделю
Для каждой возрастной группы в программе представлен примерный перспективный план работы.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может
варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Занятия носят интегрированный характер и объединяют несколько видов детской деятельности, среди которых: познавательно-речевая, художественно-эстетическая и социально-коммуникативная, физкультурно-оздоровительная. Каждое занятие нацеливает на последовательное, системное введение ребенка в изучение окружающего мира. Программный материал представлен в виде учебно-тематического плана по возрастным группам, где уделено внимание разделам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой Лесосибирск», «Природа родного края», «Памятные места родного города», «Земляки, прославившие родной край», «Символика». Специально организованные занятия по краеведению проводятся один раз в неделю, согласно учебному плану.
3.1 МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
С целью определение наличия у детей знаний, представлений, умений, навыков по содержанию Программы «Мой край» два раза в год проводится мониторинг.
Периоды диагностики:
- сентябрь: выявление уровня знаний детей о родном крае;
- май: выявление уровня знаний детей о родном крае и определение степени реализации программы. (приложение 1)
3.2 ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
-экскурсия;
- проекты;
- наблюдения;
- беседы;
- рассказ педагога;
- исследовательская деятельность;
- художественное творчество;
- дидактические игры.
МЕТОДЫ:
Словесные:
- беседы;
- рассказ;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
Наглядные:
- наблюдения;
- выставки, конкурсы;
- рассматривание иллюстраций;
- ознакомление с художественными образами искусства;
- информационные стенды.
- личный пример взрослых.
Практические:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- создание развивающей среды;
- экскурсии и наблюдения;
- Создание мини-музеев в ДОУ;
- оформление уголков для нравственно-познавательного развития;
- реализация проектов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
- организация детей;
- основная часть занятия;
- окончание занятия.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
- проектная деятельность;
- организация экскурсий;
- совместные мероприятия;
- помощь в изготовлении макетов.
3.3.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение программы включает в себя: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям: определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой; к материально-техническому обеспечению программы.
3.4.ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В МАДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Рабочая Программа обеспечена учебно-методическими рекомендациями, средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение:
- гербарий культурных растений;
- гербарий дикорастущих растений;
- коллекция плодов, семян, шишек, грибов;
- карточки условных топографических знаков;
- модели: этапы развития живых организмов, признаки живых организмов, условия
необходимые для роста и развития живых организмов, правила ухода;
- альбомы: грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, ядовитые растения,
«Дикие животные Сибири», «Птицы» (перелетные и зимующие), «Земноводные и
пресмыкающиеся», «Рыбы», «Насекомые», «Народы Крайнего Севера» и др.;
- пособия: живые цепочки, городской транспорт и т. д.;
- плакаты: правила поведения в природе, герб, флаг города Лесосибирска и Красноярского
края, карта города Лесосибирска и Красноярского края, портрет главы города,
портрет губернатора, Карта России и др.;
- игрушки – модели животных и птиц;
- Красная книга Росси, Красная книга Красноярского края.
- макет детского сада, план города;
- стихи о родном городе и крае, рассказы;
- изделия народных промыслов;
- папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный
мир Красноярского края», «Наш город в разные времена года»;
- видеозапись о городе Красноярске и Красноярском крае;
- презентации по направлению программы.
Дидактический материал:
1.Государственные символы России: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез, 2011.
2.Деревья и листья: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2015 –
2011.
3.День Победы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
4.Животные средней полосы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез, 2005 - 2011.
5.Насекомые: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
6.Цветы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
7.Ягоды лесные: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
8.Расскажите детям о деревьях: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,
2011.
9.Расскажите детям о птицах: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез, 2011.
10.Расскажите детям о насекомых: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез,2011.
11 Расскажите детям о грибах: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез,2011.
12.Расскажите детям о лесных животных: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика
– Синтез, 2011.
13.Времена года: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
14.Профессии: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
15.Мой дом: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
16.Родная природа: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,
2004
2.Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С. Парциальная программа духовно-
нравственного воспитания «С чистым сердцем», - М.: ООО»Русское слово – учебник», 2019
3.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др.
- Волгоград: изд. «Учитель», 2007
4.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред.
Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
5.Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.. Мы живем в России. - М., 2010
7. Вострухина Т. Н. «Воспитание толерантности у детей». - М.: Школьная прессе, 2011
8.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».- М.: ТЦ Сфера,
2010.
9.Шорыгина Т.А. Детям о самом важном: Наша Родина Россия. М.: ТЦ Сфера, 2014
10.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М.: «Линка-пресс»,
2008
11.Наш Красноярск. Методическая разработка МБДОУ №74
12.Белая Л. П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях
социального партнерства», Абакан , 2011;
13.В. М. Матова «Краеведение в детском саду». ООО «Издательство «Детство – пресс»,
2013
14.Кириллов М.В., Тихонова С.П. «География Красноярского края». - Красноярское книжное
издательство, 1970.
15.Кириллов М. В. Природа Красноярского края и ее охрана: научно-популярная литература/
М. В. Кириллов. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1983 г.
16.Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное
Издательство, 2011
17.Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение к истокам русской культуры» СПб ООО
«Издательство» Детство-Пресс», 2014.
18.Кошарская А.В., Рыжкова И.В. «Прогулка по Красноярску». Издательство «Красноярский
писатель». Красноярск. 2011
19.Львов А. Л. «Норильск. Города Красноярского края». - Красноярское книжное
издательство, 1985.
20.Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» СПб: ООО «Издательство» Детство - Пресс»,
2014.
21.Мухачев Д. «Край мой многоликий». - Ленинград, 1984.
22.Наумов Е. Сказки северных сполохов. - Харьков, 1985.
23.Ненянг Любовь «Что, отчего, почему» (ненецкие сказки и легенды). – Красноярское
книжное издательство, 1984.
24.Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». - М.: ТЦ Сфера, 2015
25.Раицкая Г. В. «Литературное путешествие по Красноярскому краю». Красноярск ЗАО
Ситалл
26.Раицкая Г. В. «Фольклорные страницы Красноярского края». ККИПК РО.
27.Николаев Р. «Фольклор народов Сибири». Красноярск
28.Раицкая Г.В. Шахматова С. А., Ананьева С. Г. «Природа и экология Красноярского края»
Красноярск , 2010
29.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: Методическое пособие. –
М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 2010.
30.Ривина Е.К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с
государственными символами». М.: АРКТИ, 2005
31.Рубцова Н. И. «Использование национально - регионального компонента в
образовательной работе с детьми». Мир детства №4, 2012.
32.Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду». Методическое
пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.
33.Статейнов, А. География Красноярского края [Текст] : [учебное пособие] / А. Статейнов. –
Красноярск : Буква С, 2008. - 190 с. : ил. - (в пер.)
34. Степанова Т.В. Полярные тайны. - М: «Росмен», 2003.
35.Суслов В. В краю поющих сугробов. - М: Малыш, 1981.
36. «Красноярский край – наша малая родина». Из опыта работы И. Е. Герасимовой
Красноярск. 2010 год.
37.«Неповторимый Красноярский край». Красноярск. ИПК «Платина». 2010.
39.Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырѐх выпусках. – Красноярск,
2010
40. «Арктика – мой дом» // Полярная энциклопедия школьника. - Москва, Северные
просторы, 2001.
41. «Природа севера земли. Народы севера земли». - Москва, Северные просторы, 2001.
42.«Красная книга Красноярского края». В 2-х т. Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды животных. 3-е изд. перераб. и доп., СФУ.- Красноярск.- 2012.- 205 с.
Приложение 1
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы «Мой край » в старшей группе
Фамилия ,имя ребенка | Знает и называет свою фамилию | Знает имена родителей ,родственные связи и свою социальную роль | Знает название своей страны, символику | Знает название нашего края, символику | Отмечает характерные сезонные изменения в природе в нашем крае. | Знает название города и символику, может найти его на карте, | Знает названия 4-5 улиц своего города | Может назвать места культурного отдыха в нашем городе | Называет 4-5 растений, растущих в нашем крае | Называет домашних и диких животных нашего края | Имеет представление о профессиях в нашем городе и их назначении | Имеет первоначальные представления о национальностях проживающих в городе и их традициях | Уровень развития воспитанника |
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы «Мой край» в подготовительной группе.
Фамилия , имя ребенка | Знают свою страну, край, город в котором проживают . их символику. | Обладает первоначальными знаниями о истории возникновения города | Имеет представление о понятии «малая родина» и о достопримечательностях своего города | Имеет представление о талантливых людях своего города и о людях , которые своим трудом способствуют процветанию города | Знает , что такое Красная книга , имеет представление о многообразии животного и растительного мира Красноярского края | Имеет четкое представление о национальностях проживающих в родном городе и о их традициях | Знает названия крупных рек и озер. Могут разъяснить значение воды для жизни всего живого | Знает какие полезные ископаемые добывают на территории края | Имеет представления о профессиях в нашем крае | Имеет четкое представление о Великой Отечественной войне и о подвиге наших земляков | Имеет представление о понятии «патриот» | Уровень развития воспитанника |