Игры
1."Путешествие колобка по цветовой дорожке" (для младшего дошкольного возраста)
Использование призентации на занятиях по закреплению понятия цвет.
Все действия выполняются по щелчку мышкой
2. Игра "Да-нет" (пробный вариант)
Цель учить задавать прямые вопросы ответ на которые "ДА" или "Нет"
Последовательность действий:
- Если дети хотят играть щёлкнуть по весёлому смайлику
- щелкнут по тому предмету который выбрали дети:
а) если это книга выскочит грусный смайлик для продолжения щёлкни по нему
б) если это мяч выскочет весёлый смайлик, щёлкни по нему
- теперь нужно будет угадать что загадано.
1. определить к какому миру относится:
а) природный - грустный смайлик, щелкни по нему
б) рукатворный - весёлый смайлик, щёлкни по нему
2. к какой группе предметов относится:
Действия те же
3. выбираем конкретный предмет.
3. Картотека игр на формирование системного мышления
(игры взяты из сборника Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. и интернет ресурсов)
4. Электронный вариан схемы игры "Да-Нет"
Пояснение: Загадывается любай объект и дети с помощью примых вопросов пытаются отгадать , что загадоно. Передвижения по слайдам происходит спомощью Щелчка по выбранной картинке и заканчивается, после того как угадан объект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyuchenie_kolobka_1.pptx | 2.19 МБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.77 МБ |
картотека игр по формированию системного мышления | 18.74 КБ |
shema.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Мои друзья»
Цель: формировать умение выделять функции предметов
Ход:Ведущий просит назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети объекты которых имеют это свойство, подходят к ведущему. ( например: Я – самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать.)
«Что умеет делать»
Цель: формировать умение выделять функции предметов
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
«Чем был – чем стал».
Цель: учить определять последовательность развития событий.
Ход: Например :
1)Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети объекты материального миры, которые сделаны из этих материалов.
2)объекты живой природы: семечко, головастик, дерево ит.д.
«Раньше – позже».
Цель: учить определять последовательность развития событий.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет потом. Для наглядности можно пользоваться шкалой времени.
Например: Вы подошли к перекрестку. Что будет дальше?
Сейчас идет дождь, а раньше? А потом?
Сейчас мы ездим на машинах, а раньше?
«Где живет?».
Цель: учить выявлять над-системные связи
Ход: Ведущий называет предмет окружающего мира. В младшем возрасте это объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте любые объекты и явления реального и фантастических миров.
Например: где живёт гвоздь ( в столе, на фабрике, у папы в гараже, на стене, в стуле)
Где живёт медведь? (в лесу, в зоопарке, в мультфильмах, на конфетных фабриках)
Где живут вежливые слова?( в книге, в песне, в хорошем человеке)
В каких предметах живёт прямоугольник?
В каких словах живёт буква «А»?
«Робинзон Крузо»
Цель: Учить выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.
Ход: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшим крушение и о том, что у спавшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После чего начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации( построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и т.д.)
«Аукцион»
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Ход: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. ( например: Линейка. Для чего она нужна? Как ещё можно пользоваться линейкой.)
«На что похоже?»
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучения детей сравнениям разнообразных систем.
Ход: Ведущий называет объект (или показывает) , а тети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожие объекты могут быть по следующим признакам: по назначению, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому, по будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру и т.д.
«Теремок»
Цель: Учить сравнивать многообразие систем.
Ход: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Другие смогут попасть в «Теремок» если скажут, чем их предмет похож с предметом ведущего или отличается от него. Ключевые слова « Тук-тук. Кто в теремочке живёт?»
«Давай меняться».
Цель: Учить сравнивать многообразие систем.
Ход: Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объекты.
Например:
- Я часы - показываю время.
- Я книга – делаю человека умнее
- Я комар – мешаю людям
- Я машина – перевожу людей
А теперь давайте поменяемся функциями. И вы должны будете объяснить, как примените функции других.
«Найди друзей».
Цель: Учить сравнивать многообразие систем, выделять их функции.
Ход: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети должны сказать кто или что выполняют такую же функцию.
Например: машина перевозит груз, а кто ещё выполняет эту функцию.( груз перевозят лошадь, самолёт, санки, слон ….
Птица умеет летать, а кто ещё умеет летать? (самолёт, пчела, утка….)
Шар, он может катиться. Какие предметы могут еще выполнять эту функцию(закрепить понятие о том , что катятся предметы, у которых нет углов)
«В мире все перепуталось».
Цель: учить классифицировать объекты.
Примечание: для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: природный и рукотворный мир. Обозначение модели мира определяются вместе с детьми.
Ход: Ведущий показывает картинку с объектом. Играющим определяют, к какому миру относится. Если к рукотворному миру, то определяют к какой функциональной группе он относится.
Например: шуба (рукотворный мир)
Почему вы так думаете? ( ее шили люди)
Шубу поместим к посуде? ( нет из нее не едят. Она нужна людям зимой что бы было
тепло)
Куда отнесем шубу ( к верхней одежде)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живая природа Неживая природа
растения животные
деревья фрукты цветы овощи
Рукотворный мир одежда Бытовая техника игрушки посуда мебель транспорт
цвет