САМООБРАЗОВАНИЕ

Шестакова Наталья Викторовна

Перспективный план по самообразованию на 2023-2024 год по теме " Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx21.95 КБ
Файл samoobrazovanie.docx16.15 КБ
Файл plan_samoobrazovaniya.docx64.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

Введение

   Игра - самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни   ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.

   Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал.

   С помощью народных подвижных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

Актуальность:

   В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

    Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

   В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

    Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

    Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. 

      Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.

Задачи:

  • Изучение методической литературы по теме самообразования;
  • Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры;
  • Обогащение двигательного опыта детей;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы - формирование умения подчинять поведение игровому правилу;
  • Развитие нравственных качеств личности;
  • Создать условия для развития речи дошкольников через активацию и расширение словаря о природном и животном мире;
  • Развитие чувства ритма, такта и умение повторять;
  • Способствовать установлению взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Срок реализации 1 год

Ожидаемый результат:  

  • Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах русского фольклора.
  • Обобщить опыт работы по организации воспитания доброжелательного отношения к нашим традициям. 
  • Повышение уровня развития детей в физическом развитии;
  • Отображение впечатлений полученных во время подвижных игр в продуктивной деятельности
  • .Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к подвижным играм.

                                План работы по теме 2017-2018 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

 

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Громова О. Е. Спортивные     игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.:Просвещение,   1986. - 82 с.

3.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие. для воспитателя дет. сада. - 2-е издание-М. : Просвещение, 1986. - 79 с.

4.Дедулевич М. Н. Играй --не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошкольных образовавательных учреждений. -- М : Просвещение, 2007. -- 64 с.

5.Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

6.Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.

7. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003.

8.Степаненкова Э.Я.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Конторович М., Михайлова Л. Подвижные игры в детском саду.

10. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

11.Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

Формирование библиотеки

Работа с

 детьми

Сентябрь - ноябрь

Сбор и анализ информации;

Анализ, совершенствование материально-технической базы;

Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности;

Изготовление картотеки подвижных, народных игр и атрибутов к ним

     

Составление перспективного плана по данной теме, изучение конспектов занятия.

Декабрь - февраль

Организация уголков русского быта в группах;

Хороводная игра: «В хороводе были мы» 

Неделя игр:

-русские народные, спортивные, дидактические

-с любимыми игрушками

-с мамами и папами

1.Применение наглядного пособия .

2.Картотека народных подвижных игр.

3. картотека  Хороводы в детском саду».

Март - май

Изготовление поделок для украшения участка.

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»

Досуг «Вечер подвижных игр»

Выставка детских работ

Работа с родителями

Октябрь

Анкетирование родителей на тему «Что такое нравственность и патриотизм сегодня?»

Анализ анкетирования

Ноябрь - февраль

Консультация «Подвижные игры. Значение подвижных игр. Виды подвижных игр»

Консультация «Зимние игры и забавы;

Беседа: «Чем и как занять ребёнка»

Русские народные игры: «Самый ловкий», «Смелый, ловкий и умелый»

.Буклеты для родителей на тему «Поэтический фольклор»

Папки-передвижки

Вечер досуга

Март - Май

«Масленица в гостях у ребят»

Консультация «Подвижные игры для всей семьи»

Развлечение

Памятка для родителей

Взаимодействие с педагогами      ДОУ

Октябрь -Декабрь

Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Подвижные игры, их роль в воспитании здорового ребёнка»

Консультация «Педагогическая характеристика подвижных игр.

Памятка для участников педагогического процесса.

Январь - февраль

Сообщение на педсовете по теме: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»

Открытое мероприятие во старшей группе «В гости к бабушке»

Выступление на педсовете ДОУ.

Март - Май

Игры - забавы

Отчёт по теме самообразования.

Мастер класс для педагогов

Выступление на итоговом педсовете.



Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию на 2022-2023гг.

«Блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста».

Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросам «Блоки Дьенеша-средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.»

2.Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша.

3.Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.

4. Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Блоки Дьенеша».

5.Познакомить педагогов с « Блоками Дьенеша», провести мастер-класс, предоставить картотеку игр по возрастам.

Актуальность темы заключается в обеспечении максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания через насыщения образовательного процесса проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

Подбор и изучение методической литературы.

Сентябрь-май

  1. Венгер Л.А «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников М., 2009
  2. З.А Михайлова « Математика от 3 до 7лет» . «Детство-пресс», 2003г.
  3. О.А. Степанова «Игровая школа мышления», Сфера, 2003г.
  4. Панова Е.Н « «Дидактические- игры занятия в Доу», Издательство: ЧП Лакоценин С.С.2007г.

Формирование электронной библиотеки

Работа с детьми

Сентябрь-октябрь

Знакомство детей с логическими блоками Дьенеша,, выделение знакомых признаков (цвет, форма) «Найди такую же фигуру» « Сделай узор»

Подготовить игровой набор, цветные карточки.

ноябрь

Игры на закрепления умения различать цвет, форму.» Запомни узор» « Угадай-ка»

Конспект. фотоотчёт

декабрь

Игры на закрепление умения детей различать цвета, форму геометрических фигур « Найди свой домик» « Продолжи ряд»

Картотека

Январь-февраль

Игры на развитие мышления. «Чего не хватает» «Игры с двумя обручами

Картотека

март

Знакомство детей с символическим изображением предметов.» Найди нужный блок» «Заселим в домики» «Муравьи»

Набор карточек-схем, картотека

апрель

Игры на умения детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру. «Пригласительный билет» « Найди и назови»

Картотека, карточки- схемы.

Работа с семьёй

Сентябрь-октябрь

Консультация « Логические блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал»

Мастер-класс.

В течение года

Консультации для родителей. «Развитие логического мышления через игру» . «Учимся играя» « Блоки Дьенеша – играем и учимся», «Делаем игры своими руками»

Папка- накопитель для консультаций. Конспекты занятий по теме. Изготовление фотоотчёта по проделанной работе. Выставка совместного дидактического материала. Совместное изготовление д\и с родителями.

Апрель

Итоговое занятие « Расскажи  и покажи сказку, используя блоки Дьенеша» по схеме»

Конспект занятия, дидактический материал, фотоотчёт. карточки-схемы.

Работа с педагогами

В течение года

Консультации для педагогов. Мастер- классы « Использование блоков Дьенеша в  сенсорном развитии детей дошкольного возраста», открытые занятия.

Папка- накопитель для консультаций и картотек, рекомендации для педагогов по проведению занятий по возрастам, конспекты занятий.

Самореализация

В течение года

Распространение опыта на интернет порталах.

Консультации для педагогов  «Использование блоков Дьенеша для сенсорного развития детей дошкольного возраста» « Развиваем логику при помощи блоков Дьенеша». Конспекты непосредственной образовательной деятельности для детей 3-5 лет. Конспект открытого занятия «Твори добро»

май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 2 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

Г. ЧЕЛЯБИНСК, УЛ. КРАСНОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ, 1 Ж

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2023-2024 г.

НА ТЕМУ:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ

«Шестакова Наталья Викторовна»

ЧЕЛЯБИНСК, 2023

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Цель: 1. Повысить свой теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентности по работе с устным народным творчеством.

2. Изучить и внедрить в работу

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения педагогической литературы по вопросам «Устное народное творчество»
  2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме.
  3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс.
  4. Вооружить родителей знаниями и методикой по теме самообразования.
  5. Познакомить педагогов с методами и приёмами Устного народного творчества, провести мастер- класс, предоставить картотеку по возрастам.
  1. ФОРМЫ РАБОТЫ:
  1. специально организованная учебная деятельность(занятия)
  2. Индивидуальная работа.
  3. ………..
  1. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
  1. Словесный.
  2. Практический.
  3. Наглядный.
  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 ЭТАП – информационно-аналитический

2 ЭТАП – внедрение в практику

3 ЭТАП – представление опыта работы

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2023 – 202… УЧЕБНЫЙ ГОД

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1 ЭТАП

1.

Определение цели и задач по работе с У.Н.Т

сентябрь

2.

Описание методики

сентябрь.

3.

Подбор и изучение методической литературы

сентябрь

4.

Подбор и наработка картотеки

сентябрь

5.

6.

2 ЭТАП

1.

Написание сценария для осеннего развлечения. «Провожаем птиц»

октябрь

2.

Изготовление пособий и атрибутов  для занятий и игр.

Октябрь- ноябрь

3.

Консультация для родителей «Народные игры в детском саду»

ноябрь

4.

Знакомство и изучение русских народных мотивов.(колыбельные, прибаутки, напевки, песни, заклички)

Октябрь-апрель

5.

Проведение НОД по теме самообразования.

апрель

6.

Анализ практической работы

апрель

3 ЭТАП

1.

Консультации для педагогов « Развитие речи детей по средствам устного народного творчества»

апрель

2.

Семинар- практикум для родителей « Народные игры в семье»

апрель

3.

Распространение педагогического опыта на педагогическом совете

май

4.

Размещение материала на образовательных сайтах.

май

5.

6.