Опросы и анкетирование родителей
Проведение опросов и анкетирования родителей - важная и неотъемлемая часть работы психолога ДОУ. Данная форма сотрудничества с родителями позволяет определить зону актуальных трудностей, сформировать запрос, повысить заинтересованность родителей в развитии ребёнка в стенах ДОУ. Результаты опросов помогают более предметно выстроить просветительскую работу, оказать адресную практическую помощь в семейном воспитании и развитии ребёнка.
Результаты анкетирования родителей дошкольников (октябрь 2015 год, опрошено 158 человек)
Трудности, которые испытывают родители
Рейтинг | Трудности в воспитании ребенка | Кол-во/% |
1 | Как сохранять спокойствие в напряженных ситуациях | 79/51% |
2 | Как приучать ребенка к дисциплине и воспитать в нем тветственность | 74/48% |
3 | Как правильно наказывать ребенка | 68/44% |
4 | Капризность ребенка | 58/37% |
5 | Как подготовить ребенка к школе | 57/36% |
6 | Как правильно развивать способности ребенка | 56/35% |
7 | Как укреплять здоровье ребенка | 55/34% |
8 | Как правильно воспитывать ребенка | 42/27% |
9 | Как правильно хвалить ребенка | 42/27% |
10 | Как помочь ребенку при компьютерной, телефонной и теле- зависимости | 41/26% |
Какие трудности, по мнению родителей, испытывают дети?
Взаимоотношения со сверстниками, не дружат, конфликтуют – 56%
Далее одиночные ответы родителей:
Недостаточно времени и внимания от родителей
Не хватает уверенности в себе
Привязаны к компьютеру и телефону
Застенчивость
Уступчивость в конфликтах
Нежелание начать заново при незначительной неудаче
Болезненное восприятие неудачи, плаксивость, обидчивость
Неумение постоять за себя
Ночные страхи, трудно засыпает
Плохой аппетит
Разобщенность в воспитании, влияние бабушек, дедушек
Берет чужие вещи, обманывает
Комплексы
Поток информации повсеместный
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опрос взрослых
" Что способствует семейному счастью?" (апрель 2018)
Ваши ответы будут систематизированы и представлены на очном этапе районного конкурса «Формула семейного счастья».
Варианты ответов:
- Единство взглядов на жизненные ценности.
- Любовь супругов.
- Стабильный материальный доход.
- Здоровье членов семьи.
- Психологическая грамотность (культура) родителей.
- Помощь государства.
- Другое (напишите свой вариант):
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Предварительный просмотр:
Результаты опроса среди взрослых на тему «Что способствует семейному счастью?» (опрошено 241 человек, апрель, 2018)
Рейтинг ответов
1 место – единство взглядов на жизненные ценности – 64% (154 чел.)
2 - любовь супругов - 53% (129 чел.)
3 - здоровье членов семьи – 51% (124 чел.)
4 - психологическая культура родителей – 44% (105 чел.)
5 - стабильный материальный доход – 43% (103 чел.)
6 - помощь государства – 10% (24 чел.)
Другое: полное доверие, уважение к партнёру, понимание и поддержка в семье, чувство юмора, совместный досуг, все составляющие важны.
Вывод: для большинства опрошенных важно единство взглядов на жизненные ценности. Любовь – это тоже великая ценность, это на 2 месте. Также важны здоровье, психологическая культура родителей, материальный доход. Примечательно, что на помощь государства рассчитывают лишь 10% опрошенных. Вероятно, это связано с тем, что люди осознают свою личную ответственность за построение счастливой семьи и опираются больше на собственные, внутренние ресурсы, а не на внешние.
Предварительный просмотр:
Опросник для педагогов и родителей дошкольников на определение признаков и уровня тревожности
Общие признаки, проявляющиеся постоянно (особенно, в течение последних 6-ти месяцев).
- Постоянное беспокойство.
- Трудности с концентрацией внимания.
- Мышечное напряжение (лицо, шея).
- Раздражительность.
- Нарушение сна, аппетита.
Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко
Инструкция: отметьте, пожалуйста, плюсом признаки, которые наиболее часто проявляются у ребёнка.
- Ребёнок не может долго работать, не уставая.
- Трудно сосредоточиться на чём-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения задания напряжён, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряжённых ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- У ребёнка часто холодные и влажные руки.
- Нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Сон беспокойный, трудное засыпание.
- Пугливый, многое вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слёзы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Уровни тревожности:
15-20 – высокий
7-14 - средний
1-6 - низкий
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
С помощью данной анкеты Вы сможете определить уровень познавательных потребностей ребёнка (узнавать новое, проявлять любознательность, делать что-то занимательное и др.). Пожалуйста, отметьте наиболее подходящие ответы.
1. Часто ли ребенок задает Вам вопросы?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
2. Часто ли Ваш ребенок просит, чтобы ему почитали?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
3. Занимается ли Ваш ребенок умственным трудом?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
4. Как обычно поступает Ваш ребенок, услышав занимательный вопрос?
□ пытается ответить сам; 5
□ по-разному; 3
□ просит, чтобы кто-либо из взрослых ответил на вопрос. 1
5. Как часто ребенка привлекают занимательные виды деятельности?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1 Сумма: ________
Уважаемые родители!
С помощью данной анкеты Вы сможете определить уровень познавательных потребностей ребёнка (узнавать новое, проявлять любознательность, делать что-то занимательное и др.). Пожалуйста, отметьте наиболее подходящие ответы.
1. Часто ли ребенок задает Вам вопросы?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
2. Часто ли Ваш ребенок просит, чтобы ему почитали?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
3. Занимается ли Ваш ребенок умственным трудом?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1
4. Как обычно поступает Ваш ребенок, услышав занимательный вопрос?
□ пытается ответить сам; 5
□ по-разному; 3
□ просит, чтобы кто-либо из взрослых ответил на вопрос. 1
5. Как часто ребенка привлекают занимательные виды деятельности?
□ часто; 5
□ иногда; 3
□ редко. 1 Сумма: ________
Предварительный просмотр:
Авторская методика А.Ю.Грачевой
«Ваша родительская эффективность»
Инструкция. Прочитайте краткие характеристики 10-ти параметров, характеризующих родительскую эффективность (результативность в воспитании):
1. Интерес к внутреннему миру ребёнка. Качество эмоционального контакта, стремление понять эмоциональное состояние ребёнка. Поддержка и развитие его лучших качеств и способностей.
2. Навыки грамотного общения. Знание эффективных приёмов коммуникации с ребёнком и умение их использовать в конфликтных, напряжённых ситуациях (например, я-сообщения, активное слушание), вести конструктивный диалог. Умение слышать.
3. Принятие ребёнка. Безусловная любовь, понимание причин трудного поведения, учёт индивидуальных особенностей.
4. Воспитательная грамотность и уверенность. Последовательность в воспитании (отсутствие противоречивых приёмов воспитания). Адекватность требований с учётом возраста и возможностей ребёнка. Приучение к порядку, дисциплине.
5. Учёт личных границ ребёнка. Уважение к ребёнку как личности, который имеет право на свою личную территорию, вещи, игрушки, мнение, решение. Развитие самостоятельности.
6. Выполнение ребёнком Ваших просьб и указаний. В какой степени ребёнок Вас слышит и понимает, чего Вы от него хотите.
7.Внутренний комфорт. Стрессоустойчивость. Умение управлять своим состоянием. Самооценка, самопринятие.
8. Умение заботиться о себе. Учёт своих потребностей. Личное время и пространство, здоровье, хобби, профессиональная самореализация, досуг, друзья.
9. Ваш личный пример. В какой степени Вы можете быть примером для ребёнка (нормы поведения, культура эмоций, поступки, качества характера). Степень выполнения Вами того, чего Вы сами ждёте и требуете от ребёнка.
10. Стремление к самообразованию и повышению грамотности в вопросах воспитания. Чтение литературы по возрастной психологии, обучение на курсах, обращение за консультацией к специалисту.
Процедура самооценивания (условие - честная самооценка)
1. Оцените, пожалуйста, степень выраженности у Вас указанных выше параметров, отметив соответствующие баллы на шкалах по степени их выраженности от 1 балла (минимальная степень) до 10 баллов – максимальная степень.
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
1_____________________5____________________10
2) Сложите баллы и полученную сумму разделите на 10. Вы получите среднюю (субъективную) оценку своей родительской эффективности.
1-3 – низкая РЭ
4-7 – средняя РЭ
8-10 - высокая РЭ
3) Соедините точки и получите профиль Вашей родительской эффективности, который наглядно отражает зоны, где требуется коррекция.
4) Попробуйте сами скорректировать западающие параметры или обратитесь за помощью к психологу.
Как показывает практика, при желании и определённых усилиях можно улучшить каждый их указанных параметров.
Желаю семейной гармонии!