Методическая и практическая помощь педагогам
Педагогическая деятельность относится к сфере помогающих профессий. Педагог работает личностным ядром в условиях высокой моральной ответственности и возрастающих требований к квалификации и профессионализму.
В связи с высокими энергетическими затратами в работе у педагогов появляются признаки эмоционального выгорания, которые проявляются в крике, срывах, ощущении неудовлетворённости трудом, снижении мотивации и настроении.
Поэтому важными направлениями в работе психолога является профилактика профвыгорания педагога, оказание консультативной и методической помощи в работе с разными категориями детей, выстраивание "мостика" между родителями и воспитателями для взаимопомощи, проведение индивидуальной работы с детьми с "трудным" поведением.
Психологическое просвещение и профилактика проводится как в групповом, так и в индивидуальном формате. При этом учитываются актуальные запросы педагогов, которые определяются в ходе анкетирования.
Анализ анкет педагогов 12.09.14
Презентация Особенности психологического сопровождения родителей ДОУ в условиях ФГОС
Опросник для педагогов Проявления СДВГ
Эффективная коммуникация по Э. Берну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Как формировать у детей желаемое поведение" | 1.14 МБ |
Семинар "Эмоциональная культура педагога" | 26.3 КБ |
rabota_v_malyh_gruppah.docx | 12.6 КБ |
Опросник о мотивации в профдеятельности педагога | 21.24 КБ |
Презентация "Исследование мотивации деятельности педагога" | 447.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы обсудим: Почему нам не нравится поведение ребёнка Причины нарушения поведения Навыки формирования желаемого поведения: - «Сохраняю спокойствие» - « Корректирую » - «Тренирую» - «Воодушевляю» - «Помогаю быть успешным»
Почему нам не нравится поведение ребёнка Он нарушает наше спокойствие (тревога , страх, злость, обида, стыд, вина) Он нарушает наши границы (отвлекает, перебивает, мешает) Он нарушает наши потребности (в уважении, признании и др.) …
Почему нарушается поведение Основная причина нарушения поведения – НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ребёнка. Безусловная любовь – всегда на первом месте! 0-1 - физиологические, в безопасности, 1-3 - принятии, новых впечатлениях, движении, самостоятельности, 3-4 - уважении, самостоятельности, одобрении, движении, 4-5 - одобрении, познавательной активности, самовыражении 5-6 – в уважении (право иметь своё мнение), признании, общении, познавательной и творческой активности, сотрудничестве 6-7 - уважении, признании, общении, познании, обучении, ощущении успеха 7-10 – в обучении, признании достижений, успехе, единении со сверстниками, дружбе; 10-14 – в единении со сверстниками, самостоятельности, независимости, выражении своего мнения, уважении, профопределении
О намерениях и поведении Намерение не равно поведению Намерение – это внутренняя цель человека, то, ради чего человек что-то делает (некая ценность) Намерение всегда позитивно для человека, но реализуется не всегда приемлемыми способами Нужно распознавать намерения, тогда и поведение будет понятным
Навык «сохраняю спокойствие». 3 этапа 1. Определите , ЧТО ИМЕННО в поведении ребёнка вызывает негатив 2. Определите у себя ПЕРВЫЕ СИГНАЛЫ (ощущения, чувства, действия) нарастающего напряжения 3. Определите, что вы хотели бы ДЕЛАТЬ ИНАЧЕ, и что в этом поможет (способы)
Способы сохранения спокойствия Счёт до 10 и обратно Выпить воды Глубоко подышать Посмотреть в окно Сжимаю-разжимаю кулачки Я сажусь/убираю руки в карман Я ношу с на руке резинку и щёлкаю, когда хочу прикрикнуть Мыслю позитивно (я хочу помочь ребёнку)
Навык «Корректирую» 1. ОПИШИТЕ поведение, которое Вам не нравится 2. Скажите, какое поведение Вы хотите (чёткое указание) 3. Дайте время для успокоения (и себе в том числе). 4. ОПИШИТЕ последствия, если «плохое» поведение будет продолжаться 5. Похвалите, если всё разрешилось (если нет, повторите шаги 1-4)
Навык «Тренирую» 1. Обсудите предстоящую ситуацию и возможное поведение ребёнка 2. ОПИШИТЕ желаемое поведение, скажите о том, чего бы Вы хотели (чёткое указание) 3.Опишите причину, почему Вы этого хотите. Причина должна быть важна и для ребёнка. 4. Потренируйтесь (проиграть). 5. Похвалите!
НАВЫК « ВоодушевлЯЮ «. 3 шага эффективной похвалы 1 – выразите своё одобрение (словами или действиями) 2 – ОПИШИТЕ поведение, за что Вы его одобряете 3 – ОПИШИТЕ причину, почему это может быть важным ДЛЯ РЕБЁНКА и для Вас
Навык «Воодушевляю» Что он даёт: Закрепление хорошего поведения Адекватную самооценку у ребёнка Повышение уверенности в своих силах Ощущение значимости и признания Позитивный эмоциональный заряд и мотивацию к продолжению
Навык «Помогаю БЫТЬ успешным» Отслеживайте в свой речи и речи ребёнка слова-ограничители: не могу, обязан, должен, следует, надо и т.д. Предлагайте заменять НЕ МОГУ на НЕ БУДУ. НЕ МОГУ – это ограничение, невидимые рамки, НЕ БУДУ/БУДУ – это выбор. Задавайте вопросы: Что останавливает? Что нужно, чтобы ты смог? Проясняйте. Заменяйте ДОЛЖЕН/ОБЯЗАН на Я ХОЧУ или НЕ ХОЧУ
4 правилА использования навыка НАВЫК – это знания и умения, воплощённые в ДЕЙСТВИЯХ ______________________________________________ Правило 1. Определение цели, которые Вы хотите достичь в ходе беседы с ребёнком о его поведении. Правило 2. Пошаговое выполнение инструкции. Правило 3. Повторение. Это меняет нейронные связи в мозге, и вырабатывается новое поведение. Правило 4. Согласованность действий взрослых по использованию навыков.
«Для того, чтобы воспитание детей было успешным, нужно, чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя» /Лев Толстой/
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 343»
Семинар - практикум для педагогов «Эмоциональная культура педагога» 19.10.2017г.
1 слайд. Название семинара.
Цель: актуализация проблемы общения в профессиональной среде – с детьми, педагогами, родителями, способствование осознанию барьеров в общении и расширению арсенала помогающих средств.
Задачи:
- актуализировать тему общения в ПС;
- выявить барьеры в общении;
- помочь расширить арсенал техник и приёмов для эффективного общения;
- развить профессиональную рефлексию.
1. Вводная часть. Разогрев. Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашем зале.
План семинара.
Немного теории. Мы сегодня обсудим тему ЭК и речевую культуру, общение. Упражнения. Работа в малых группах. Ролевая игра. Надеюсь на ваше активное участие. И что каждый из вас получит что-то полезное для работы и жизни.
Игра «Ситуация успеха».
Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как заместитель директора по учебной работе, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах?
« Давайте поздороваемся, как:
1 – деловые партнёры
2 - будто очень спешим
3 - давно не виделись, лет 10!
Упражнение «Эмоциональное знакомство».
Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с позитивным чувством, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными, как бы сказал кто-то, если бы сердился на Вас.
После того, как все участники произнесли свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие. С этого ритуала теперь будет начинаться каждое занятие.
Упражнение «Снятие зажима».
Теперь, чтобы немножко расслабиться и снять напряжение я предлагаю вам выполнить упражнение, которое так и называется «Снятие зажима».
Примете самую неудобную позу для себя, например, не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижав подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи. При этом в определенных мышцах возникает напряжение, мышечный зажим. Теперь, в течение нескольких минут постарайтесь сконцентрировать внимание в этой области и снять зажим усилием воли, постараться расслабиться.
Попробовать несколько раз. Обсуждение результатов.
- у кого возникли трудности?
- как эти трудности были преодолены?
Желательно, чтобы высказался каждый участник.
Тема нашего семинара …
2 слайд. Эмоциональная культура …понимается как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.
3 слайд. Компоненты ЭК…
«Работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский). Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по комнате, резкий стук по столу и т. д.) реакциях.
Корень – эмоции, всё начинается с них… Назовите эмоции по кругу…
4 слайд. Эмоции и чувства.
5 слайд. Лики эмоций.
Вы слушаете меня и что-то испытываете…Что?...
6 слайд. Формы общения. ЭК проявляется в нашем общении.
Упражнение «Телефонный разговор»
Упражнение выполняется в парах. Партнеры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние. Затем обсуждаются результаты выполнения задания.
7 слайд. Речевая культура – неотъемлемая часть ЭК.
8 слайд. Компененты КР.
9 слайд. Ошибки в речи.
10 слайд. Тактика речевого общения. В общем виде такова…
Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:
Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.
Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.
Кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.
Проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.
Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет, сказано, акцентировать сказанное и т.д.
Многое становиться доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать.
Работа в малых группах (листы формат А3)
1 группа. Причины трудных ситуаций (трудного поведения). Описать конкретно одну трудную ситуацию с детьми.
2 группа. Что МЕШАЕТ эффективно общаться, приходить к согласию, разрешать трудные ситуации (слова, действия, мысли, др.) – обобщённый опыт: с детьми, родителями, коллегами. Идти от частного - «моя главная проблема в общении». Описать конкретно одну трудную ситуацию с родителями.
3 группа. Что ПОМОГАЕТ эффективно общаться, приходить к согласию, разрешать трудные ситуации (слова, действия, мысли, др.) – обобщённый опыт: с детьми, родителями, коллегами. Идти от частного - «мои находки в общении». Описать конкретно одну трудную ситуацию с коллегами.
Спикеры выступают. Листы на видное место.
- Итак, мы рассмотрели с вами разные проблемы в общении на собственных примерах. Обсудим….
11 слайд. Техники и приёмы ЭК.
12 слайд. Барьеры в общении.
РОЛЕВАЯ ИГРА.
Памятки. Ситуация 1 группы. Подсказки в памятках.
13 слайд. Принципы общения с детьми.
14 слайд. Осилит дорогу идущий.
Упр. Искра дружбы. В кругу передать искру через пожатие…
Похлопаем друг другу!
6. Релаксация.
Включается спокойная красивая музыка. Участники садятся на пол. Ведущий просит всех расслабиться и представить себе что-то приятное. Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места
7. Рефлексия. Ведущий просит высказаться каждого о прошедшем занятии, о том, что понравилось, получилось, что не удалось.
По 5-балльной системе – на сколько баллов вам понравился семинар?
Домашнее задание Тренировка эмоциональной чуткости, эмпатии: при поездке в транспорте мельком посмотрите на соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу, подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер. Попробуйте определить его возраст и почувствовать его настроение. Естественно, не надо навязчиво смотреть на человека. Отрабатывайте у себя умение и способность по внешнему виду определять индивидуально-психологические особенности. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы понять другого человека, не обязательно долго смотреть на него или долго разговаривать с ним. Первое интуитивное ощущение может быть самым верным. Важно только научиться доверять этому ощущению и не искажать его последующими интеллектуальными интерпретациями.
Ролевая игра.
ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХСИТУАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
Инструкция к проведению:
Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
а) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийно-го поведения;
б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод дополнительных переменных, применение метода «провоцирующих реплик», использование элементарного реквизита, «простых физических действий», личное включение ведущего в игру, введение подставных лиц и т. п.), вызывает переживание чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном поведении;
в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры, экспертной оценке, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного обсуждения поведения каждого участника игры;
г) если ведущий в процессе коллективного обсуждения и самоотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения.
Экспертная оценка успешности выполнения педагогической задачи в ролевой игре по 5-тибальной системе включает:
- степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции,
- анализ гуманистического удержания действий,
учет общего стиля поведения,
- фиксирование времени, затраченного на принятие решения и на достижение цели.
1 ситуация. Нетрезвый родитель. Реплики: - Снова родительское собрание? Ну и о чём трындеть будут?
2 ситуация. Ребёнок отказывается ложиться спать. Молчит.
3 ситуация. Ваш коллега опаздывает на работу.
Предварительный просмотр:
1 группа
- Причины трудных ситуаций, трудного поведения детей (ваше понимание).
- Описать конкретно одну трудную ситуацию при взаимодействии с детьми.
2 группа
- Что МЕШАЕТ эффективно общаться, приходить к согласию, разрешать трудные ситуации (слова, действия, мысли, др.) – обобщённый опыт: с детьми, родителями, коллегами. Идти от частного - «моя главная проблема в общении - …».
- Описать конкретно одну трудную ситуацию в общении родителями.
3 группа
- Что ПОМОГАЕТ эффективно общаться, приходить к согласию, разрешать трудные ситуации (слова, действия, мысли, др.) – обобщённый опыт: с детьми, родителями, коллегами. Идти от частного - «мои находки в общении».
- Описать конкретно одну трудную ситуацию в общении с коллегами.
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги!
Просим вас принять участие в опросе с целью определения удовлетворённости работой. Ваши ответы помогут выявить зоны дискомфорта и наметить пути для улучшения условий педагогической деятельности. Опрос проводится анонимно.
- Вы – педагог. Подтвердили ли годы работы в ДОУ правильность Вашего выбора? (подчеркните свой вариант)
Да, полностью. В основном, да. Не могу сказать определённо. Скорее нет. Нет, не подтвердили.
- Оцените, пожалуйста, суждения о Вашей деятельности (поставьте плюс в соответствующей графе).
Да, это так | Это не совсем так | Это не так | |
То, чем я занимаюсь на работе, мне очень интересно | |||
Я успешно справляюсь с повседневными обязанностями | |||
Я, в целом, хорошо провожу занятия с детьми | |||
У меня установились хорошие отношения с воспитанниками | |||
Я не ощущаю явных трудностей при проведении совместной деятельности с детьми | |||
Я ощущаю уважение и поддержку коллег | |||
У нас, в целом, позитивный климат в коллективе | |||
Администрация относится ко мне с пониманием | |||
Я без труда нахожу общий язык с родителями | |||
Меня устраивает режим работы | |||
Меня устраивает заработная плата | |||
Меня устраивают условия труда | |||
Я считаю, что профессия педагога – творческая, есть возможность развиваться | |||
За последние годы я добился значительных успехов в своей профессии | |||
Считаю, что в нашем ДОУ в достаточной степени осуществляется моральное и материальное стимулирование | |||
Меня, в целом, устраивает организация труда в нашем коллективе | |||
У меня не возникает желания сменить работу |
3.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе? Опишите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как часто возникают в общении с детьми сложные ситуации (отметьте нужное)
Часто Иногда Очень редко Никогда
5. Если возникла сложная ситуация, Вы склонны чаще всего объяснять её… (можете отметить несколько пунктов):
-поведением детей;
-влиянием семьи;
-своими ошибками;
-непредвиденными обстоятельствами;
-другими причинами (опишите): ____________________________________________________________________
6.Оцените следующие суждения (поставьте плюсы в соответствующих графах)
Вполне согласна | Частично согласна | Не могу сказать ничего определенного | Скорее не согласна | Совсем не согласна | |
Наилучшие результаты в работе с детьми дает требовательность и контроль | |||||
Умение педагога использовать в работе с детьми убеждение и разъяснение даёт решающий эффект | |||||
Наилучшие результаты в работе с детьми даёт похвала и одобрение | |||||
С детьми надо поддерживать самые непосредственные и дружелюбные отношения |
7.В чем для Вас смысл повышения квалификации? (выберите не более 5 вариантов ответа)
-Не отставать от времени
-Лучше разобраться в проблемах модернизации образования
-Получить информацию об обновленном содержании программ
-Познакомиться с передовыми современными технологиями
-Освоить основы опытно-экспериментальной работы
-Подготовиться к аттестации
-Расширить свой кругозор
-На время выйти из рабочей текучки
-Другое (опишите):
___________________________________________________
8.Какие варианты повышения квалификации Вы считаете наиболее удобными? (выберите не более 3 вариантов)
-Семинары внутри ДОУ
-Обмен опытом в рамках РМО
-Обмен опытом в рамках городского МО
-На курсах в НИРО
-Дистанционно (интернет)
-Другие (какие именно)___________________________________________
9.Что стимулирует повышение Вашей квалификации? (выберите не более 3 вариантов ответов)
-Заинтересованность администрации
-Возможность повышения статуса
-Возможность пройти аттестацию и повысить категорию
-Запросы родителей
-Интересы воспитанников
-Другое (что именно):______________________________________________
10.За последние 3-5 лет Вы… (отметьте соответствующие пункты.)
-выступали с докладами, делились опытом работы
-публиковали статьи, материалы
-участвовали в экспериментальной работе
- другое (в чем еще проявилась Ваша творческая активность)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Что, по-Вашему, может стать толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности? (в каждой строке отметьте свою позицию знаком «+»)
В большей степени | В меньшей степени | Совсем не повлияли | |
Знакомство с работой опытного воспитателя-наставника | |||
Ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе» | |||
Ощущение, что испытанные методы работы с детьми не дают должного эффекта | |||
Участие в работе методического объединения | |||
Участие в опытно-экспериментальной работе | |||
Чтение психолого-педагогической, методической литературы, изучение Интернет-ресурсов | |||
Другое (что именно) |
12.Оцените, в целом, степень удовлетворённости работой в баллах от 1 до 10 (1 – минимальная, 10 максимальная оценка) ________
Если оценка ниже 8, поясните, что бы могло повысить Вашу удовлетворённость (Ваши пожелания)___________________________________
____________________________________________________________________
Благодарим за участие в опросе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение и составляющие мотивации Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, занятию, степень активности. Зачем ? – ключевой вопрос мотивации человека Мотивация регулируется потребностями и результатами деятельности Ожидания – ключевое понятие мотивации. Это основная движущая сила, определяющая поведение человека
Результаты исследования мотивации деятельности педагогов (опрос 22 чел.) Цели исследования: оценка удовлетворённости работой, выявление зон дискомфорта определение путей для улучшения условий педагогической деятельности.
Блоки исследования 1. Отношение к выбранной профессии и педагогической деятельности. 2. Оценка климата и комфортности в коллективе. 3. Оценка условий и организации труда. 4. Сложности в работе, с детьми причины. 5. Критерии эффективности в работе с детьми. 6. Отношение к расширению компетенций, получению нового опыта. 7. Оценка удовлетворённости работой, в целом. 8. Трудности и пожелания.
Отношение к выбранной профессии и педагогической деятельности Подтвердили правильность выбора профессии: Полностью - 11 ,в основном – 10, не могу сказать определенно – 1 Насколько интересна деятельность: Очень интересно – 20, не совсем так – 2 Успешно справляются с обязанностями – 21, не совсем так - 1 Хорошо проводят занятия – 17, не совсем так – 5 Хорошие отношения с детьми – 22 Без труда находят общий язык с родителями – 20, не совсем так - 2 Нет явных трудностей – 17, не совсем так – 5
Оценка климата , комфортности в коллективе, перспектв развития Ощущают уважение и поддержку коллег – 17, не совсем – 5. В целом, позитивный климат - 17, не совсем – 4, не так – 1. Администрация относится с пониманием – 20, не совсем – 2. Профессия педагога позволяет развиваться – 20, не совсем – 2. Добились значительных успехов – 14, не совсем – 8. Моральное и материальное стимулирование в достаточной степени - 13, не совсем – 8, не так – 1.
Оценка условий и организации труда Устраивает режим работы – 22. Устраивает заработная плата – 9, не совсем так – 11, нет – 2. Устраивают условия труда – 15, не совсем – 7. В целом, устраивает организация труда в нашем коллективе – 18, не совсем – 3, нет – 1.
Сложные ситуации в работе с детьми и причины Иногда – 10, очень редко – 10, никогда – 2. Причины: Влияние семьи – 12 Поведение детей – 12 Непредвиденные обстоятельства – 7 Свои ошибки - 6
От чего зависит результативность в работе с детьми 1 место . Убеждения и разъяснения: вполне согласны – 15, частично - 7 2 место . Поддержание дружелюбных отношений: вполне согласны – 14, частично – 8. 3 место. Похвала и одобрение: вполне согласны – 11, частично – 7. 4 место. Требовательность и контроль: вполне согласны – 6, частично – 12, скорее не согласны - 4.
Отношение к расширению компетенций, получению нового опыта Смысл повышения квалификации: Информация об обновленном содержании программ – 17 Знакомство с передовыми современными технологиями – 13 Расширение кругозора – 12 Разбираться в проблемах модернизации образования – 11 Аттестация – 11 Не отставать от времени – 8 Повышение профессиональной уверенности - 1 Выйти из рабочей текучки - 1
Наиболее удобные формы повышения квалификации На курсах в НИРО - 11 Обмен опытом в рамках РМО - 10 Обмен опытом в рамках городского МО - 7 Дистанционно (интернет) – 7 Семинары внутри ДОУ - 6
Что стимулирует повышение квалификации Возможность прохождения аттестации и повышения категории - 13 Заинтересованность администрации - 11 Возможность повышения статуса - 10 Интересы воспитанников – 5 Материальная заинтересованность – 2 Запросы родителей - 1
Творческая активность за последние 3-5 лет Выступление с докладами, обмен опытом - 16 Публикации статей, материалов - 9 Разработка программ - 2 Организация творческих мероприятий – 2 Использование инновационных технологий - 2 Наполнение сайтов - 4
Что является толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности В большей степени : чтение психолого-педагогической и методической литературы, изучение Интернет-ресурсов - 16 ощущение, что испытанные методы работы с детьми не дают должного эффекта – 15; участие в опытно-экспериментальной работе – 15; знакомство с работой воспитателя-наставника – 13; участие в работе методического объединения – 11; ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе» - 9.
Удовлетворённость работой Не возникает желания сменить работу: Да, это так – 17 Не совсем так - 5 Оценки удовлетворённости работой: 9 б.– 7 человек 8 б. – 14 человек 7 б. – 1 человек
Трудности в работе, пожелания Отсутствие спортзала Нехватка материала, оснащения для занятий, инвентаря Ограниченный доступ в интернет Сложно организовывать родителей для совм.деятельности Огромное кол-во детей Ремонтные работы Пожелание – повысить нищенскую зарплату!!!
Диагностика эмоционального выгорания (ЭВ) ЭВ – способ психологической защиты человека от психотравмирующих событий. Выражается в стереотипе эмоционального и профессионального поведения, позволяющего дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. 3 фазы ЭВ по степени нарастания: 1 – напряжение 2 – резистенция (сопротивляемость) 3 – истощение В каждой фазе – по 4 симптома.
Количественный анализ ЭВ в полном наборе не выявлено ни у одного педагога! Отсутствие симптомов – у 6 чел. / 27% Складывающиеся симптомы – у 5 чел./23% Сложившиеся симптомы – у 11 чел./50% (от 1 до 7, всего 12) 1-3 симптома – у 8 чел., 4 – 1 чел., 7 – 1 чел.
Качественный анализ Наиболее часто встречающиеся сложившиеся симптомы (признаки) ЭВ: У 8 чел. - упрощение профобязанностей , уделение меньше времени, снижение качества работы 6 чел. - мало зависит благополучие партнёров, не принимают близко к сердцу, неодобрение коллег, которые полностью отдают себя делу У 4 чел. – избирательное отношение, неприятие к партнёрам, зависимость от своего настроения 3 чел. – принимают лекарства У 9 чел. – недомогание после работы
Анализ выборочных ответов У 12 педагогов – неприятие к тем, кто не нравится У 8 чел. - мнение, что от них мало зависит благополучие партнёров
Краткие выводы При положительном отношении педагогов к профессиональной деятельности, в целом, и достаточно высокой удовлетворённости (мотивации) работой у половины педагогов (50%) наблюдается тенденция к самовыгоранию . Необходимо проводить профилактические мероприятия с целью повышения энергетики, стрессоустойчивости , обучения управления эмоциями
Лучший мотиватор – ЭТО лЮбимое дело!