Тематический курс.
Нравственное развитие и воспитание детей дошкольно возраста.
Материалы для совместной деятельности взрослых и детей.
Блок 1. Вежливость.
Тема1. Почему говорят "здравствуй" для детей 4-5 лет.
Тема 2. Вежливые слова
Тема3. Чего не знал воробышек
Тема 4..Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Поговорим о вежливости» (4-5 лет)
Блок 2. Взаимопомощь
Тема. "Кто поступает хорошо, тот поступает мудро" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.doc | 31.5 КБ |
vezhlivye_slova.docx | 16.04 КБ |
tema_3._chego_ne_znal_vorobyshek.docx | 15.08 КБ |
4.docx | 17.32 КБ |
"Кто поступает хорошо, тот поступает мудро" | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста от 4-7 лет в условиях реализации ФГОС ДО»
(Материалы для совместной деятельности взрослых и детей )
I. Блок. Вежливость
Тема 1. Почему говорят «здравствуй» для детей 4—5 лет.
Цель: напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.
А). Ситуативный разговор
Вопросы к детям:
Я сегодня утром встретила Капризку. Это девочка, которая всегда капризничает. Вот и сегодня она опять спорила с мамой. Она кричала: «Не хочу, не буду». Мама её учила, что надо говорить, когда приходят гости или другие люди. Мы можем ей помочь? Как мы это сделаем? (Мы ей расскажем и запишем разговор на видео камеру).
- Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?
-Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?
-Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это
мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике. Что же это слово может означать?
Б) Чтение рассказа с помощью настольного театра.
Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.
А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.
Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.
Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг
Другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».
В) Работа над содержанием рассказа
-Кого хотел навестить Пух?
-Куда ходил Кролик?
-Был ли вежлив Пух в начале рассказа?
-Кто ему помог измениться?
-Говоря «здравствуй», что мы выражаем друг другу?
(мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику).
- Что может означать слово «до свидания»?
( Говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.)
Г) Рефлексия
-Как вы думаете, Капризку можно назвать вежливым человеком?
-А вы всегда вежливы при встрече?
-Можно сказать, что мы сегодня помогли научиться Капризке, быть вежливой?
-Я могу теперь передать запись нашего разговора Капризке и её маме?
Спасибо дети за помощь.
Предварительный просмотр:
Тема 2. «Вежливые слова» (с детьми 4-5 лет)
Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения и быть вежливыми.
А) Ситуативный разговор
— Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми?
Вот послушайте о том, что случиться, если люди перестанут быть вежливыми.
Б) Рассказывание сказки «Праздник вежливости» с помощью кукол би-ба-бо.
Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».
Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.
В) Вопросы к детям:
- Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные?
Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».
Г) Чтение и работа над содержанием стихотворения Г. Ладонщикова .
Воспитатель читает детям стихотворение
Петя ловко ловит рыбу, может плотик смастерить.
только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить!
-Чему Петя научился?
-Чему Петя должен учиться?
-Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,
но и уметь их говорить, когда это необходимо.
Д) Создание игровой ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки озвучивают игрушки, используют вежливые слова
Предварительный просмотр:
Тема 3. «Чего не знал воробышек» (4-5 лет)
Цель: напомнить детям правила вежливого обращения, вызывать желание употреблять их в речи.
А) Рассказывание истории и работа над содержанием истории (показ иллюстрации).
-У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам
известны. Один из них мы сейчас узнаем.
Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек. — Я все знаю».
— Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)
Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте»
2) Обыграть сценку с помощью кукол Би-ба-бо ( на примере сказки «Бобовое зёрнышко»
Предварительный просмотр:
4.Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Поговорим о вежливости» (4-5 лет)
Цель: - познакомить с творчеством И. Г. Лукьяненко;
- помочь запомнить и различать хорошие поступки от плохих;
- прививать навыки культурного поведения, общения и
культурно - гигиенические навыки, воспитывать желание быть
культурным и вежливым.
Материал: костюмы к сценке «Капризна» - петух и кот, муз.
сопровождение
Предварительная работа: разучивание сценки «Капризка», кукольного спектакля «Курочка – Ряба»
Методические приёмы: 1. Беседа по вопросам
- Всегда ли, вы, поступаете хорошо?
- Как это понять?
- Все ли в нашей семье поступают хорошо?
Чтение стих-ий : 1 ребёнок
– Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
этот мальчик очень милый поступает хорошо.
2 ребёнок
- Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку,
про такого я скажу плоховатый мальчик.
3 ребёнок
- Храбрый мальчик хорошо в жизни пригодится,
а если в грязь попал и рад и грязна рубаха,
про такого говорят он плохой – неряха.
4 ребёнок
- А если чистит валенки, моет сам галоши,
помогает старшим, не грубит, не ссорится.
Про такого говорят он вполне хороший.
- Дети, давайте вспомним какие слова, мы говорим, их ещё называют «волшебными»? Они добрые и ласковые и почему?
- Когда их говорят?
Чтение стихотворений о вежливости
Давайте послушаем о них стихи:
- Добрые слова не лень повторять мне трижды в день,
с добрым утром, добрый день, добрый вечер, рад вас видеть.
- Если, что-то натворил я, извините, жаль, простите, не хотел я говорю.
- Если я прощаюсь с кем-то, просто так не ухожу.
Буду рад вас видеть снова. До свидание говорю.
Вот какие вы теперь будете вежливыми. А вот есть такая девочка Алёнка, посмотрите и расскажите, анна вам нравится?
Сценка «Капризка»: Не хочу, не буду аааааааааа
(плачет Капризка)
Не буду, не хочу, и вообще мне всё надоело.
Алёнушка, вот тебе ложка, давай будем обедать.
Не хочу, не буду……….
Может съешь конфетку?- Продолжает плакать
- Вам нравится такая девочка? Среди нас такие есть дети?
Некрасиво так капризничать, а нам противно смотреть и слушать.
Надо быть добрыми, вежливыми как в песенке.
Песня «О доброте» - дети с Капризкой слушают песенку
-Посмотрите, Капризка подобрела, перестала плакать.
-Как вы думаете, почему? Правильно надо быть вежливыми.
Знакомство с творчеством Лукьяненко И. Г.
В нашем городе живёт такой писатель, поэт, который тоже учит нас быть воспитанными, давайте послушаем, чему же он нас учит.
- Вот и солнышко проснулось, всем на свете улыбнулось.
Солнышко во всей красе умывается в росе. Вот так.
- Встала Даша утром рано и умылась из под крана. Вот так.
- Солнце стало пригревать, время куклу умывать. Вот так.
Кукла Катя не игрушка, Катя Дашина подружка.
- Просыпается и котик, моет лапой нос и ротик. Вот так.
Быть грязнулей для котёнка, это просто срамота.
- Чему же они нас тоже учат?
Игра – инсценировка по сказке «Курочка – Ряба» с помощью кукольного театра
- Нам солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,
а с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Я начну сказку, а вы продолжите.
- Жили – были дед да баба. И была у них курочка – Ряба.
- Что случилось? Спорят дед и баба.
-Моя курочка Ряба, нет моя, говорит дед.
Как нам сказке помочь? Давайте, научим быть добрее и не ссорится.
Выходит курочка и говорит: Не плачь, деда, не плачь баба, пожалуйста.
Вот вам яичко другое, не золотое, а простое. Спасибо тебе курочка Ряба.
Но, а нам пора попрощаться со сказкой.
-До свидание дедушка, бабушка, курочка Ряба.
Давайте будем говорить друг другу добрые, вежливые слова, никогда не ссориться, уважать друг друга.