14.ФГОС

Системный подход к педагогическому самоанализу урока

Технологическая карта по ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

  • умение детей работать в парах;

  • умение детей работать в малых группах;

  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

  1. Общая характеристика общения.

  1. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

  1. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

  1. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

  1. Реальность цели урока.

  1. Каким образом организовать работу на уроке?

  1. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

  1. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

  1. Что знают ученики об изучаемом понятии?

  1. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

  1. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
  1. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

  1. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

  1. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

  1. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

  1. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

  1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

  1. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

  1. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

  1. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

  1. Была ли принята учебная задача учащимися?

  1. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

  1. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

  1. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

  1. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

  1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

  1. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

  1. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

  1. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

ТИПЫ УРОКА

Тип урока

Целевое назначение

Результативность

обучения

Воспроизведение

Урок   первичного

Первичное

усвоение

своими

словами

новых  предметных  и

правил,

понятий,

предъявления

метапредметных

алгоритмов,

новых знаний

знаний

выполнение

действий

по образцу, алгоритму

Урок

Применение

Правильное

формирования

усваиваемых

воспроизведение

первоначальных

предметных

знаний

образцов  выполнения

предметных

или способов учебных

заданий,

навыков,

действий

в

условиях

безошибочное

овладения

решения

учебных

применение

предметными

задач (заданий)

алгоритмов

и  правил

умениями

при решении учебных

задач

Самостоятельное

Применение

решение

задач

Урок

применения

универсальных

(выполнение

учебных

действий   в

упражнений)

метапредметных и

условиях

решения

повышенной

предметных

учебных

задач

сложности

знаний

повышенной

отдельными

сложности

учениками

или

коллективом класса

Систематизация

Умение

Урок обобщения и

предметных

знаний,

сформулировать

систематизации

универсальных

обобщенный

вывод,

предметных

учебных

действий

уровень

знаний

(решение

предметных

сформированности

задач)

УУД

Безошибочное

выполнение

упражнений,

решение

задач

отдельными

Урок

повторения

Закрепление

учениками,

предметных

предметных

знаний,

коллективом

класса;

знаний

формирование УУД

безошибочные  устные

ответы;

умение

находить и исправлять

ошибки,

оказывать

взаимопомощь

Проверка

предметных

Результаты

Контрольный урок

знаний,

умений

контрольной

или

решать

практические

самостоятельной

задачи

работы

Коррекционный

Индивидуальная

Самостоятельное

работа

над

нахождение

и

урок

допущенными

исправление ошибок

ошибками

Интеграция знаний об

Углубление

знаний

материала

урока   за

Интегрированный

определенном объекте

счёт

реализации

урок

изучения, получаемого

межпредметных

средствами разных

знаний

Решение

задач,

Комбинированный

которые

невозможно

Запланированный

урок

выполнить

в  рамках

результат

одного урока



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

- способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Параметры урока:

  • Этап урока
  • Время, мин
  • Цели

 ЗНАНИЯ сообщаются (дать, создать представление, расширить,  подвести детей к знакомству с понятием...)

УМЕНИЯ формируются ( научить, определить…)

НАВЫКИ отрабатываются ( автоматизировать, научить применять навык к случаю…)

  • Содержание учебного материала
  • Методы и приемы работы
  • ФОУД
  • Деятельность учителя
  • Деятельность обучающихся
  • Формирование УУД

Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы

Целью Образовательной системы «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №1

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний

4. Первичное усвоение новых знаний

5. Первичная проверка понимания

6.Первичное  закрепление

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 2

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений  (УКПЗиУ)

( урок закрепления)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4. Первичное закрепление новых знаний

  • Типовые    (    в знакомой

  • Конструктивные              ( в

ситуации)

измененной ситуации)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №3

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок  актуализации знаний и умений  (УАЗиУ) ( урок повторения) 

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных ЗУН учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4. Актуализация знаний

  • С целью подготовки к к/р

  • С   целью   подготовки   к

изучению новой темы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Обобщение и систематизация знаний

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №4

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения  знаний и умений ( УСОЗиН)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний

4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

  • Воспроизведение на новом

уровне (  переформулиро

ванные

вопросы)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №5

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок контроля знаний и умений ( УКЗиУ)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебный умений

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  № 6

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок коррекции знаний, умений и навыков ( УКзун)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Итоги диагностики (контроля) ЗУН

4. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  №7

Учитель:                                                                                                    Класс:

Цели:

  • Развивающая:

  • Образовательная:

  • Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)

Методы:

Формы:

Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний

4. Первичное усвоение новых знаний

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы;

• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. 

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.