Рабочие программы

Фуреева Лидия Вячеславовна

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно -  одна из главных задач руководителя кружка "Волшебная ниточка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Согласовано                                                                                                                                                    Утверждаю

Заместитель директора  по УВР                                                                                                                    Директор  МБОУ «Николаевская ООШ»  

 МБОУ«Николаевская ООШ                                                                                                                          _____________ /С.Н.Белянинова/                

___________/ В.В.Новикова/                                                                                                                          Приказ № ___ от                                                                                                                                              «____»  ________ 2013год                                                                                                                               «____»  ________ 2013 год                                          

Рабочая программа    

по внеурочной деятельности

                                                                     МБОУ «Николаевская ООШ»

                                                           Мензелинского муниципального района РТ

                                           Фуреева Л.В, учитель высшей квалификационной  категории

 «Волшебная ниточка»,  2 класс

                                                                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                              педагогического совета

                                                                                                                                                                 протокол №____ от

                                                                                                                                                                           _______________2013 г.

                 

                                                                                                                              2013-2014 учебный  год                       

Пояснительная  записка

             Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

             Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно -  одна из главных задач руководителя кружка.

             И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

        Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.            

            Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами.  Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

       Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

        Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 8-14 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

      Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное -  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

        С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

          В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на городской выставке.

      Цель настоящей программы:

     Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

     Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам –День учителя, Новый год, 8 Марта.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

    В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий,  применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала).

        Программа кружка «Бисероплетение» составлена на основе:

 - программы «Бисероплетение» Каменская С. Б. (М.: Культура и традиции, 2006.- 78 с.)

        Программа кружка «Бисероплетение» - является программой художественно-эстетической направленности и рассчитана на 1 год обучения –2 класс: 34 часа (1  неделю) для учащихся 7-9 лет, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения.

Ожидаемые результаты:      В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения,  плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий,  рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

 Организация рабочего места .

     Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно  включать  комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.  

      Для работы  с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками.

 Материалы и инструменты
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска  и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

* кусачки  для отрезания проволоки;  ножницы для бумаги и ниток;

                                                                               Учебно-тематический план.

№п/п

Название тем, разделов

Количество часов

Дата

календ.сроки

Факт.сроки

Раздел 1.Ознакомление с искусством бисероплетения.

1.

Вводное занятие. История развития бисероплетения.  Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

1

3.09

2.

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

10.09

3.

Основные способы плетения.

1

17.09

4.

Способы параллельного и спаренного плетения.

1

24.09

5.

Способ плетения «коралл»

1

1.10

6.

Способ плетения «скрутка»

1

8.10

7.

Способ плетения «низание дугами»

1

15.10

8.

Способ плетения « низание петлями по кругу»

1

22.10

Итого:

8

Раздел 2. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения.

9.

Плоские фигурки животных. Паучок.

1

29.10

10.

Змейка

1

12.11

11.

Сороконожка

1

19.11

12.

Стрекоза

1

26.11

13.

Рыбка

1

3.12

14.

Бабочка

1

10.12

15.

Объемные фигурки животных. Змейка.

1

17.12

16.

Ящерица

1

24.12

17.

Крокодил

1

14.01

18.

Божья коровка

1

21.01

19.

Мышонок

1

28.01

Итого:

11

Раздел 3.Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.

20.

Плетение лепестка по схеме

1

4.02

21.

Варианты изменения формы листа. Составление схем.

1

11.02

22.

Букет подснежников

1

18.02

23.

Букет незабудок

1

25.02

24.

Ромашки

1

4.03

25.

Колокольчик

1

11.03

26.

Мак

1

18.03

Итого:

7

Раздел 4. Плетение на леске.

27.

Плетение на леске. Браслеты из бисера

1

1.04

28- 30.

Миниатюрные деревья из бисера

3

8.04

15.04

22.04

31-33.

Изготовление коллективных  выставочных работ

3

29.04

6.05

13.05

34

Выставка работ.

1

20.05

Итого:

8

Всего:

34

                                 

                                 

Содержание программы.  

1.Вводное занятие. История развития бисероплетения (1 ч.)  

 Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

      История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.

2.Основы цветоведения .(1ч)

       Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

 3. Плетение на проволоке. (6ч)

3.1.Основные приемы  плетения .

        Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

       Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов

 4.Плоские  и объемные фигурки животных .(11ч)

   Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.       Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

      Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.

      Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.

  5 .Цветы из бисера.(7ч)

   Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл»,  «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.

      Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

     Букет  подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.

 6.Миниатюрные деревья .(3ч)

        Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

         Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

7. Плетение на леске.

7.1.Браслеты из бисера (1ч)

         Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Цепочка-веночек, цепочка- восьмерка, односторонняя цепочка с петельками, двусторонняя цепочка с петельками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.  

8.Изготовление коллективных  выставочных работ (3ч)

          Коллективная работа «На морском дне», «Фиалки», «Березка».

9. Зачетные занятия  (1ч)

      Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

                                                                                                           Ожидаемые результаты.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);

- название и назначение  ручных инструментов и приспособлений (ножницы,      кусачки);

- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

- организовать рабочее место  в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

 Используемая литература :

  1. Гашицкая Р.П.   Цветы из пайеток. – М.: «Мартин» ,2007

      2.Ликсо Н.Л. .  Бисер. – Минск: Харвест,2

3.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-во Эксмо; СПб,,2003г.

4.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

5.Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.



Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                                                 Утверждаю

Заместитель директора  по УВР                                                                                                                                Директор  МБОУ «Николаевская ООШ»

МБОУ«Николаевская ООШ                                                                                                                                       _____________ /С.Н.Белянинова/

___________/ В.В.Новикова/                                                                                                                                     Приказ № ___ от                                                                                                              

  «____»  ____________ 2014год                                                                                                                                «____»  ________ 2014 год

Рабочая программа  

 по внеурочной деятельности

МБОУ «Николаевская ООШ»

Мензелинского муниципального района РТ

Фуреева Л.В, учитель высшей квалификационной категории

 «Юный математик»,2 класса

                                                                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                         педагогического совета

                                                                                                                                                                 Протокол №____ от

                                                                                                                                                                           _______________2014 г.

                 

2014-2015 учебный  год.

Пояснительная записка.

Актуальность программы «Юный математик» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 8 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Дополнительная образовательная программа «Юный математик» рассчитана на один год обучения.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.
Научность 
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.
Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

3анятия в неделю по 30 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:    -

 эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

-викторина;

-интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической

 стенгазеты);

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы.

Пособия и материалы, необходимые для работы кружка:

(индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;
  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
  3. Числовые веера.
  4. Счётные палочки. Линейка. Наборы геометрических фигур.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  3. строить логическую цепь рассуждений;
  4. выдвигать гипотезы;
  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  6. читать графическую информацию;
  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  9. различать существенные и несущественные признаки.
  10. отличать кривые и плоские поверхности;
  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;
  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;
  2. оценке своих достижений;
  3. действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

Дата

календар.сроки

фактич

сроки

1

 Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

2.09

2. 

Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.)

1

9.09

3.

Интересные приемы устного счёта.

1

16.09

4..

Решение занимательных задач в стихах

1

23.09

5.

Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.)

1

30.09

6.

Занимательные задачи. Магия чисел  -1, 2,3, 4. («Праздни к чисел»)

1

7.10

7.

Учимся отгадывать ребусы.

1

14.10

8.

Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.)

1

21.10

9.

Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики)

1

28.10

10.

Загадки- смекалки.

1

11.11

11.

«Осень в гости к нам пришла».

1

18.11

12.

Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди».

1

25.11

13.

Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.).

1

2.12

14.

Путешествие в  страну Математику.

1

9.12

15.

Путешествие в «Город сказок».

1

16.12

16.

Практикум «Подумай и реши».

1

23.12

17.

Дидактическая игра«Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах100. (ИКТ, «Уроки математики».)

1

13.01

18.

Как зарождал ась геометрия. (Справочник.)

1

20.01

19. 

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 

1

27.01

20.

Геометр ические фигуры.( ИКТ, тренажер – «Урокиматема тики.)

1

3.02

21.

Математи ческие фокусы.

1

10.02

22. 

Путешествие в сказку «Дюймовочка».

1

17.02

23. 

Задачи в стихах.

1

24.02

24.

Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.)

1

3.03

25.

Ученые математики.

1

10.03

26.

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.

1

17.03

27.

Игра «Работа над ошибками».

1

31.03

28. 

Задачи с изменением вопроса.

1

7.04

29.

Решение логических задач.

1

14.04

30. 

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

1

21.04

31. 

Старинные меры измерения – длина, масса.  (Справочник.)

1

28.04

32. 

Знакомьтесь: Пифагор!

1

5.05

33. 

Математический КВН.

1

12.05

34.

Круглый стол «Подведем итоги».

1

19.05

                                                                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Всего часов

Виды деятельности

Виды контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

определение интересов, склонностей учащихся.

2. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.)

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3.Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

4.Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

взаимоконтроль

5.Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.)

1

работа с информацией, дидактические упражнения

тестирование

6. Занимательные задачи. Магия чисел  -1, 2,3, 4. («Праздник чисел»)

1

работа с информацией, тренировочные упражнения

самопроверка

7. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

рефлексия

8. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.)

1

работа с информацией, тренировочные упражнения

9.Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики.)

1

тренироваться в сравнении чисел, выяснять особенности и состав числа, решать наглядные задачи, совершенствовать умение читать.

самостоятельная работа

10. Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

самоконтроль

11. «Осень в гости к нам пришла».

1

учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками –символами

12. Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди».

1

на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета

13. Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.).

1

работа с информацией, дидактические упражнения

14. Путешествие в  страну Математику.

1

учить детей считать в пределах 100, закрепить знания о геометрических фигурах

15. Путешествие в «Город сказок». 

1

учить ориентироваться по плану; закрепить счёт до 100, счёт парами упражнять в операциях сложения и вычитания

16. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач

тестирование

17. Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 100. (ИКТ)

1

формирование вычислительных навыков, знакомство с речными рыбами

самопроверка

18. Как зарождалась геометрия. (Справочник).

1

формировать интерес к математике

взаимоконтроль

19. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 

1

формировать интерес к математике

рефлексия

20. Геометрические фигуры. (ИКТ, тренажер – «Уроки математики.)

1

развивать геометрическое, логическое и образное мышление, воображение

рефлексия

21. Математические фокусы.

1

работа с информацией, дидактические упражнения

22. Путешествие в сказку «Дюймовочка».

1

учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание, мышление

23. Задачи в стихах.

1

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

тестирование

24.Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.)

1

познакомить с треугольником и его составляющими

самоконтроль

25. Ученые математики.

1

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

26. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 

1

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

викторина

27.Игра «Работа над ошибками».

1

работа над ошибками в примерах, задачах

28. Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирование задач

тестирование

29. Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач 

самопроверка

30. Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

1

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

31. Старинные меры измерения – длина, масса.  (Справочник.)

1

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

32.Знакомьтесь: Пифагор!

1

формировать интерес к математике

самостоятельная работа

33.Математический КВН.

1

работа в группах

34. Круглый стол «Подведем итоги».

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

                                                                                      Список литературы

Литература для учителя.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

10.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

11.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Литература для учащихся

  1. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
  2. Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.