Индивидуальный план самообразования

Фуреева Лидия Вячеславовна

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов «Формирование универсальных учебных действий начального общего образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Николаевская основная общеобразовательная школа»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Николаевская ООШ»

_____________ /С.Н.Белянинова/

«28 »  августа  2014года

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________  / В.В.Новикова//

«28 »  августа  2014года

Индивидуальный  план

самообразования

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Фуреева Лидия Вячеславовна

2014-2019г.г

Личная карта

учителя начальных классов

Фуреевой Лидии Вячеславовны

1.Место работы: МБОУ «  Николаевская ООШ»

2.Занимая должность:учитель начальных классов

3. Образование: высшее,  Набережночелнинский государственный  

  педагогический институт, 1991 год

4. Специальность по диплому:педагогика и методика начального обучения

5. Педагогический стаж:  31 год

6. Стаж работы в должности классного руководителя:31 год

7. Категория:высшая квалификационная категория

8. Дата рождения:20.06.1966 г.

9. Педагогическое кредо:«Если не умею, учусь сама. Если умею, учу других, совершенствую себя»

10. Методическая тема:«Формирование УУД  НОО».

11. Прохождение курсов:

«Реализация деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»19 июня 2014 г,  г. Набережные Челны, 72 часа

ФГБОУ ВО  «КазГИК», «Семьеведение», 11.04.2016г, г. Казань, 108ч

К(П)ФУ « Профессиональная коммуникация как основа эффективной реализации требований ФГОС», 10.09.2016г,г. Казань, 24ч,

11. Учебная нагрузка:  17 час + 4часа  внеурочная деятельность

12. Программа, по которой работает учитель: УМК «Школа России»

13. Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения.

14.  Общественно-педагогическая деятельность:руководитель  ШМО учителей начальных классов, член экспертной комиссии школы

Индивидуальный план самообразования учителя

                                                «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»

К.Д.Ушинский

Пояснительная записка.

Существенныеизменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.

Школа работает над проблемой: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования ».

Тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий начального общего образования»

Цель:  Изучение основных аспектов и условий формирования универсальных учебных действий у младших школьников  при реализации ФГОС НОО.

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
  2. Изучить ценностные ориентиры начального образования.
  3. Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
  4. Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
  5. Установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных  предметов в соответствии с Рабочими программами учебных предметов.
  6. Изучить типовые задачи формирования личностных, регулятивных,  познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; характеристики результатовформирования универсальных учебныхдействийна разных этапах обучения в начальной школе.

Потребности и мотивы:

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 5 лет.

Представление материала:  педагогические советы, семинары, заседания районной творческой группы, открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО, РМО.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты работы:

для педагога: 

  • обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в  начальной школе,
  • конкретизирует требования к результатам  начального общего образования,
  • обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. 
  • сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Организует поэтапную отработку  УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
  • повышение качества преподаваемых предметов;

для обучающихся – результаты развития УУД:

  • адекватная школьная мотивация;  
  • развитие основ гражданской идентичности;
  • функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
  • развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование внутреннего плана действия;
  •  понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучить:
  • Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
  • Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
  • Характеристику  результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
  • Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
  • Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
  • Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
  • Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на I ступени обучения.
  • Методики диагностирования УУД.
  • Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
  • Форма самообразования:

индивидуальная– через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.

Источники самообразования:

  •  чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  •  чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  •  участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  •  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
  • общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
  • медиа-информация на различных носителях

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС начального общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
  5. Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.

План мероприятий над темой по этапам:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014 – 2019г.г

Курсы повышения  квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.http://standart.edu.ru/

Изучение  психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2014 – 2019 год

Участие в  педсоветах, семинарах, мастер-классах, творческих лабораториях (районных и школьных) для учителей начальных классов.

Работа в группе учителей –  по теме «Реализация технологии проектной деятельности в  школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Работа в районной творческой группе по внедрению ФГОС НО

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2014– 2019 год

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах: «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса математики», «Использование образовательных технологий деятельностного типа на современном этапе»,  «ФГОС: организация внеурочной деятельности в современном образовательном процессе»  

Районная выставка, посвященная Дню Учителя. Папка «ФГОС начального образования. Из опыта работы»

Выступление на педсовете    

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.

Разработка программы  индивидуального развития  профессиональной компетентности  педагога  в ОУ в условиях введения ФГОС

Новые педагогические технологии при  внедрении ФГОС

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО

Показатели сформированности универсальных учебных действий  на ступенях предшкольного  и начального образования

« Проектная деятельность, как средство формирования УУД».Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Размещение опыта работы на сайтах  «Мультурок» multiurok.rulnexrf/activity/, «http://festival.1september.ru/authors/253-226-377», др.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2014 – 2019 год

Участие в работе  РМО учителей начальных классов и в проведении   семинаров и заседаний.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Ведение  страничек на сайтах «Мультурок»,  «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru и др.

  Участие в работе школьного сайта

 Открытые уроки на школьном  и районном уровне.

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2014 – 2019 год

Участие во Всероссийских конкурсах

Публикация в сборнике методических рекомендаций  «Формирование УУД у младших школьников»

Проект   для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети –выставка работ

 

Направления самообразования:

Основные направления

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Профессиональное

1. Изучение ФГОС начального общего образования.http://standart.edu.ru/

2014 – 2019 гг.

Изучен  ФГОС НОО

2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет.

регулярно

Внедрение в работу

3. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2014 – 2019 гг..

Изучены документы,  методическая литература

4. Разработать рабочие программы по учебным предметам УМК «Школа России» в соответствии с ФГОС НОО.

Ежегодно

Рабочие программы по предметам

5. Разработать авторские программы по внеурочной деятельности по Семьеведению, Краеведению в соответствии с ФГОС НОО.

2014 – 2019 гг..

Рабочие программы, рецензия

6. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов

1 раз в 3 года

Удостоверение, сертификат

7. Участвовать в различных профессиональных конкурсах

Регулярно

Грамоты, сертификаты, дипломы

8. Участвовать в научно-практических конференциях

По плану

Сертификат участника конференции

9. Участие в региональной инновационной площадке и предоставить отчет о проделанной работе

Ежегодно

Отчёт

10. Распространение опыта работы по теме самообразования. Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования.

2014 – 2019 гг..

Обобщение и распространение опыта работы, сертификат о представлении педагогического опыта

11. Участие в экспертной деятельности

2014 – 2019 гг..

Документ об участии

12. Постоянное действие персонального сайта http://nsportal.ru/fureeva-lidiya-vyacheslavovna и ведение портфолио учителя.

2014 – 2019 гг..

Регулярно

Пополнение

материала, представление результатов работы

Экспериментальная и инновационная деятельность

1.Участие в работе региональной инновационной площадке на базе ГАПОУ « Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» «Осуществление мероприятий, способствующих развитию родных языков, в сфере информационно-коммуникационных технологий»,

в течение

2014 – 2019гг

Регулярно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики:

1) участие в мастер-классах

2) тренингах и семинарах

3) консультации психолога

Регулярно

Участие, документ

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

Применение

3. Принимать активное участие в работе школьного МО, РМО и Республиканских семинарах учителей начальных классов:

Регулярно

Выступление

4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работ, олимпиадах:

1) школьные конкурсы и олимпиады

2) региональный этап Всероссийской олимпиады

3) Всероссийские и Международные очные и дистанционные олимпиады и конкурсы

Ежегодно регулярно

2014 – 2019 гг..

Разработан план работы с одарёнными детьми.

Результаты участия учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях

5. Организовать работу со слабоуспевающими учащимися

Регулярно

Разработан план работы со слабоуспевающими детьми

5. Изучать опыт работы лучших учителей школы, района, региона через интернет

Регулярно

Обмен опытом

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

Обмен опытом

7. Периодически проводить рефлексию профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Регулярно

Разработанные материалы

9. Проводить мастер-классы для учителей

10. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия

2014 – 2019 гг..

Разработка уроков

11. Участие в педсоветах

Регулярно

Выступление

12. Участие в сетевых сообществах, публикации

2014 – 2019 гг..

Свительства,сертификаты

Информационно-технологические технологии

1.Изучать УУД и внедрять их в учебный процесс.

Регулярно

Внедрение

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии; участвовать в форумах

Регулярно

Применение

3. Участие в вебинарах

Регулярно

Участие

4. Разработка собственных ЭОР

Регулярно

Представление результатов на персональном сайте

http://nsportal.ru/fureeva-lidiya-vyacheslavovna

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно

Внедрение и применение

2. Соблюдатьсанитарныенормы при использовании ИКТ на уроках в начальной школе по требованию СанПина

3.Соблюдать требованияСанПина к режиму образовательного процесса

4. Формировать культуру здоровья участников образовательногопроцесса

Литература:

1.  Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год

3.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Как проектироватьУУД в начальнойшколе. Отдействиякмысли: пособие для учителя./ подредакциейА. Г. Асмолова. – М:Просвещение,2011.

5. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2010 г

С собственным опытом выступала:

Мероприятие

Тема выступления

Дата

Школьный педагогический советы, семинары

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и современных требований».

«Компетентности, необходимые для реализации ФГОС второго поколения»

Ноябрь 2014

Январь 2015

Республиканский семинар

"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

2014г

Сертификат.

Школьный семинар

«Использование инновационных технологий

2015г

Районный семинар

Заседание школьной творческой группы

Научно-практическая конференция

"Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей учащихся"-

2015г

Сертификат.

Мультиурок. Публикация-

.  Урок математики в 1 классе Школа России"

Свидетельство.

15.03.2015г

. Всероссийский конкурс

«Умната»

Блиц-олимпиада "ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Диплом-2место

20.10.2015г

Всероссийская олимпиада.

"Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС".

Диплом.-2 место

17.04.2016

Вебинар.

"Реализация концептуальных положений ФГОС НОО средствами интерактивного курса "Математика. Учи.ру."

Сертификат. 2016г

Практический выход в форме:

Доклад    

(где, название)

Педсоветы, семинары:

  • Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
  • Разработка программы  индивидуального развития  профессиональной компетентности  педагога  в ОУ в условиях ФГОС
  • Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО
  • Показатели сформированности универсальных учебных действий  на ступенях предшкольного  и начального образования

Программы

Программа формирования УУД

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий  в начальной школе

Программы по внеучебной деятельности: «Оригами», «Попробуй, догони!».

Статья (где напечатана, название)

«Формирование УУД при реализации ФГОС НОО» на сайте Pedsovet/org

Работа творческой группы

ФГОС НОО: основные положения, документы.

Сравнение стандартов

«Использование современных образовательных технологий
в практике работы в условиях ФГОС  начального образования»

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации

требований ФГОС.

Приемы формирования УУД

Методики и диагностики УУД

Методические недели

«Использование современных образовательных технологий
в практике работы в условиях ФГОС  начального образования»

«Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

.