5 класс

материалы для преподавания биологии в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

«Строение клеток кожицы лука»

1. Сформулируй цель и задачи.

2. Составьте план работы

Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Прочитайте памятку «Как работать с микроскопом»

Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука.

Отметьте, какие части клетки вы видите.

Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

3. Выполни работу по плану

4. Сделай вывод о проделанной работе.

5. Проверь свои знания, решив тестовые задания:

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

4.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

5.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

6. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;    

Лабораторная работа

«Строение клеток кожицы лука»

1. Сформулируй цель и задачи.

2. Составьте план работы

Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Прочитайте памятку «Как работать с микроскопом»

Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука.

Отметьте, какие части клетки вы видите.

Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.

Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

3. Выполни работу по плану

4. Сделай вывод о проделанной работе.

5. Проверь свои знания, решив тестовые задания:

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

4.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

5.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

6. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;    



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

«Устройство ручной лупы, светового микроскопа »

Цель:

Задачи:

Ход работы.

Познакомьтесь с устройством ручной лупы.

Лупа— самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета, увеличенное в 2—25 раз. Лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее четким

1.Зарисуйте строение лупы к себе в тетрадь.

2.Укажите её основные части.

3.Найдите, во  сколько раз  увеличивает каждая лупа (если есть обозначения на рукоятке)

4.Сравните увеличение  двух луп, используя для этого листья комнатного растения.

5.Какой лупой удобнее пользоваться для изучения объектов? Обоснуйте своё мнение.

6.Обсудите свои результаты   с соседом по парте.

7.Сделайте общий вывод об использовании лупы.

Познакомьтесь с устройством микроскопа

Микроскоп — это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Главная часть светового микроскопа, с которым вы работаете в школе,— увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус (по-латыни «тубус» значит «трубка»). В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет». На окуляре и объективе есть цифры, которые используют для определения увеличения микроскопа. Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметныйстолик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало.

1.Рассмотрите на рисунке устройство микроскопа.

2. Найдите на выданном вам приборе его части: окуляр (1), зрительная трубка (тубус) (2), объектив (3), предметный столик (4), зеркало (5), регулировочный винт (6), штатив(7).

 

 3. На окуляре и объективе  найдите цифры, обозначающие увеличение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа по правилу.

4.Запишите ответ в тетрадь полным предложением.

5. Выполните задание

Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят

винт

Служит для крепления  всех частей микроскопа

объектив

Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса

Тубус

Зрительная трубка

Штатив

Помогает направить свет

зеркало

Служит для размещения на нем объекта исследования

предметный столик

Поднимает и опускает зрительную трубку

окуляр

Сделайте вывод о проделанной работе.



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

« Знакомство с оборудованием для научных исследований»

ОБОРУДОВАНИЕ:   штатив, спиртовка, колбы, мензурка,   карточки с изображением измерительных приборов.

1.Сформулируйте гипотезу вашего исследования.

 Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Можно предположить, что….

Я предполагаю, что…

Если…, то……

2. Сформулируйте проблему исследования. 

Каким оборудованием необходимо пользоваться, проводя научные исследования?

3. Сформулируйте цель вашего исследования.

4. Проведите исследование по предложенному плану.

1) Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике – стр. 20-21  

2) Распределите оборудование на  группы:

Помогут наблюдению

Помогут измерению

Лабораторное оборудование

3) Сделайте несколько рисунков

5. Сделайте вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

« Знакомство с оборудованием для научных исследований»

ОБОРУДОВАНИЕ:   штатив, спиртовка, колбы, мензурка,   карточки с изображением измерительных приборов.

1.Сформулируйте гипотезу вашего исследования.

 Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Можно предположить, что….

Я предполагаю, что…

Если…, то……

2. Сформулируйте проблему исследования. 

Каким оборудованием необходимо пользоваться, проводя научные исследования?

3. Сформулируйте цель вашего исследования.

4. Проведите исследование по предложенному плану.

1) Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике – стр.20-21  

2) Распределите оборудование на  группы:

Помогут наблюдению

Помогут измерению

Лабораторное оборудование

3) Сделайте несколько рисунков

5. Сделайте вывод

 



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по биологии

Живой организм: строение и изучение

1 вариант

  1. Для поддержания жизнедеятельности живого организма между ним и средой происходит…
  2. Наука, изучающая внутреннее строение организмов
  3.  Используется для исследования небесных тел
  4. Основная часть микроскопа
  5. Клетки были открыты с помощью …
  6. Самое распространенное вещество в клетке…
  7. Тела живой и неживой природы состоят из….
  8. Изменения окружающей среды называют….

Проверочная работа по биологии

Живой организм: строение и изучение

2 вариант

  1. В течении жизни возникают изменения организма или его частей – это…
  2. Наука о растениях.
  3. Для измерения температуры воды используют…
  4. Верхняя часть зрительной трубки
  5. Расположено в центре клетки
  6. Участвуют в защите организма от инфекций…
  7. Вещества без примесей называются ….
  8. Явления при которых не происходит образования новых веществ..

Проверочная работа по биологии

Живой организм: строение и изучение

3 вариант

  1. Живые организмы реагируют на изменения, происходящие внутри них или окружающей среде….
  2. Наука, изучающая птиц
  3. Слово эксперимент можно заменить словом …
  4. Направляет свет на изучаемый объект
  5. Вязкая полужидкая масса, которая заполняет клетку
  6. Вода и минеральные соли – это…
  7. Если в состав вещества входят атомы одного вида, то вещество называется…
  8. Явления связанные с особенностями светового луча

Проверочная работа по биологии

Живой организм: строение и изучение

4 вариант

  1. Для всех живых организмов, а особенно для животных характерно активное…
  2. Наука рассматривает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме, функционирование органов и организма в целом.
  3. Растворение химических веществ с целью их изучения – это метод, который называется..
  4. Нижняя часть зрительной трубки
  5. Растительные клетки в отличии от животных содержат…
  6. Отвечают за хранение и передачу наследственных признаков…
  7. Планеты, спутники, метеориты, кометы – это…
  8. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением называют…

Проверочная работа по биологии

Живой организм: строение и изучение

5 вариант

  1. Необходимые для жизнедеятельности органические вещества организм получает в ходе…
  2. Наука о животных
  3. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой
  4. К нему крепятся основные части микроскопа
  5. Покрывает живую клетку
  6. Белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты – это…
  7. Если в состав вещества входят разные атомы, то вещество называется…
  8. Явления при которых происходит образование новых веществ…