10-11 классы
материалы к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_k_uroku_prisposoblennost_organizmov_k_usloviyam_vneshney_sredy_kak_rezultat_evolyutsii.docx | 15.13 КБ |
zadaniya_svoystva_zhivogo.docx | 16.75 КБ |
zachet_po_teme_antropogenez.docx | 16.18 КБ |
zachet_po_teme_obmen_veshchestv_10_klass.docx | 15.53 КБ |
kartochki_po_tsitologii.docx | 16.48 КБ |
ontogenez_k_r_10_profil.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.
- Внимательно прочитайте параграф 7 (стр.35-44)
- Заполните таблицу
Форма приспособлений | Примеры | Описание приспособлений | Преимущества данного приспособления |
-Торпедовидная -Обтекаемая -Причудливая
|
- Домашнее задание: читать параграф 7, отвечать на вопросы стр.44-45
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.
Внимательно прочитайте параграф 7 (стр.35-44)
Заполните таблицу
Форма приспособлений | Примеры | Описание приспособлений | Преимущества данного приспособления |
Форма тела -Торпедовидная -Обтекаемая -Причудливая Покровительственная окраска Предупреждающая окраска Мимикрия |
Домашнее задание: читать параграф 7, отвечать на вопросы стр.44-45
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.
Внимательно прочитайте параграф 7 (стр.35-44)
Заполните таблицу
Форма приспособлений | Примеры | Описание приспособлений | Преимущества данного приспособления |
Форма тела -Торпедовидная -Обтекаемая -Причудливая Покровительственная окраска Предупреждающая окраска Мимикрия |
Домашнее задание: читать параграф 7, отвечать на вопросы стр.44-45
Предварительный просмотр:
Задание: Исправь ошибки
- Ассимиляция это процесс синтеза органических веществ в организме.
- Процессы распада органических веществ в организме протекают с поглощением энергии.
- Все живые организмы состоят из белков, жиров и углеводов.
- Основой наследственности является относительное постоянство молекулы ДНК.
- Онтогенез это историческое развитие.
- Раздражимость это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.
- Изменчивость это свойство противоположное наследственности.
- Размножение это способность воспроизводить себе подобных.
- Организмы, у которых отсутствует нервная система не способны «отвечать» на воздействие окружающей среды.
- Наследственность приводит к появлению новых форм жизни, новых видов.
- Филогенез – необратимое направленное развитие живой природы.
- Клетка является единицей строения и жизнедеятельности организма.
- Между живыми организмами т окружающей средой происходит постоянный обмен веществ и энергии.
- Наследственность это способность организмов передавать признаки и свойства из поколение в поколение.
Ответы:
2. Процессы распада органических веществ в организме протекают с выделением энергии.
3. Все живые организмы состоят из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
5. Онтогенез это индивидуальное развитие организма.
6. Рефлекс это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая ЦНС.
9. Организмы, у которых отсутствует нервная система способны «отвечать» на воздействие окружающей среды.
10. Изменчивость приводит к появлению новых форм жизни, новых видов.
12. Клетка является единицей строения, жизнедеятельности и размножения организма.
Задание: Назовите свойство живой материи.
- Все живые организмы состоят из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
- Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей.
- В жизнедеятельности любого организма существуют суточные и сезонные ритмы, направленные на приспособление к меняющимся условиям среды.
- Способность организма реагировать на внешние и внутренние воздействия.
- Поддержание постоянства химического состава и интенсивности физиологических процессов.
- Все живые организмы состоят из С, Н, О, N/
- Части живого организма вместе образуют структурно-функциональное единство.
- Между организмами и окружающей средой постоянно происходят обмен веществ и энергии.
- Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства отличные от качеств других особей того же вида.
- Состоит из ассимиляции и диссимиляции.
Ответы:
- Постоянство химического состава
- Дискретность.
- Ритмичность.
- Раздражимость.
- Гомеостаз.
- Единство элементного состава.
- Целостность.
- Открытость.
- Изменчивость.
- Метаболизм.
Предварительный просмотр:
Зачет по теме антропогенез.
Задание 1. Установите признаки сходства человека с животными на уровне
- Типа хордовых
- Класса млекопитающих
- Подкласса плацентарных
Задание 2. Основные стадии антропогенеза
Название стадии | Особенность строения | Образ жизни и орудия труда |
- Австралопитек
- Кроманьонец
- Неандерталец
Задание 3. Укажите роль анатомо-морфологических преобразований
- S-образный изгиб позвоночника, Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, развитие ягодичных и бедренных мышц.
- Расширение таза, усиление первого пальца ноги, мощное развитие головного мозга.
- Освобождение верхних конечностей от опоры, развитие свода стопы, редукция жевательных мышц.
Карточки.
- Известно, что у людей выкидыши составляют 25% от всех зачатий. Выживаемость выше у тех детей, масса которых близка к средней величине. О каком факторе эволюции идет речь? Каково его значение в эволюции современного человека?
- На пути эволюции человека разумного можно выделить три важнейших достижения: а) возникновение искусства; б) приручение домашних животных и окультуривание растений; в) научно-техническая революция. Как изменились взаимоотношения человека и природы в результате этих событий? Каковы последствия этих изменений?
- Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Что доказывает единство их происхождения?
- Приверженцы расизма утверждают что существуют «высшие» и «низшие » расы. Какие доказательства можно привести для опровержения этой теории?
- Люди разных рас различаются по многим признакам. Однако они образуют полноценные семьи, у них рождаются физически крепкие дети. Объясните причины этого явления?
- Некоторые особенности строения позволили человеку выделиться из природы и приобрести власть над ней. Какие это особенности? Как природа «мстит» человеку за непродуманное обращение с ней?
- Результаты наблюдений за детьми – «маугли» показали, что у них отсутствуют специфические особенности поведения свойственные человеку, не развита психика, передвигаются они на четвереньках. О чем говорят эти факты?
Предварительный просмотр:
Зачет по теме «Обмен веществ»
1 вариант.
- Что такое фотосинтез?
- Напишите общее уравнение фотосинтеза.
- Где протекают световые реакции фотосинтеза?
- Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
- Где находятся протонные резервуары в хлоропластах?
- Где протекают темновые реакции фотосинтеза?
- Что происходит в темновую реакцию фотосинтеза?
- Кто открыл процесс хемосинтеза?
- В чем заключается суть хемосинтеза?
- Перечислите основные группы хемосинтетиков.
- Энергию окисления, каких соединений использует каждая группа?
2 вариант.
- Что может быть закодировано на ДНК?
- Триплетность генетического кода, что это значит?
- Однозначность генетического кода, что это значит?
- Избыточность генетического кода?
- Универсальность генетического кода?
- Неперекрываемость генетического кода?
- Что такое транскрипция?
- Что необходимо для транскрипции?
- Что такое трансляция?
- Что необходимо для трансляции?
- Где протекают процессы транскрипции и трансляции?
3 вариант
- Что такое ассимиляция?
- Что таоке диссимиляция?
- Какие организмы называются автотрофами?
- На какие группы делятся автотрофы?
- Какие организмы называются гетеротрофами?
- Какие три этапа энергетического обмена вам известны?
- Напишите общую формулу энергетического обмена.
- Что происходит в подготовительную стадию энергообмена?
- Что такое гликолиз?
- Какие продукты и сколько энергии образуется при гликолизе?
- Какой этап энергообмена протекает в матриксе митохондрий?
4 вариант
- Назовите продукты гидролиза белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот на подготовительном этапе энергетического обмена.
- В какой участок функционального центра рибосомы поступает т-РНК с новой аминокислотой?
- Неперекрываемость генетического кода?
- Что такое ассимиляция?
- Продукты спиртового брожения?
- Что является матрицей при транскрипции?
- Что может быть закодировано на ДНК?
- Укажите пары комплементарных нуклеотидов. В ДНК.
- Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках животных?
- Что такое трансляция?
- Как называются организмы, использующие энергию окисления органических соединений?
Предварительный просмотр:
Карточки по цитологии.
№ 1
Задание 1.
- В каких клеточных органоидах содержится ДНК?
- Какие функции выполняют лизосомы?
- Какие органоиды отсутствуют в животной клетке?
- Функции клеточного центра?
- В какой форме находится генетический материал в эукариотической клетке?
Задание 2. Опишите строение и функции плазматической мембраны растений и животных.
№ 2
Задание 1.
- Когда и кем были созданы первые положения клеточной теории?
- Чем образована плазматическая мембрана?
- Что такое пиноцитоз?
- Каковы функции рибосом?
- Перечислите двумембранные органоиды?
Задание 2. Особенности строения прокариотической клетки.
№ 3.
Задание 1.
- Перечислите функции клеточной мембраны?
- Какие виды ЭПС вам известны?
- Перечислите одномембранные органоиды?
- Какое вещество характерно для клеточной стенки растений?
- Какие клеточные органоиды способны к самоудвоению?
Задание 2. Характеристика двумембранных органоидов.
№ 4.
Задание 1.
- Какие органоиды отсутствуют у прокариот?
- Перечислите немембранные орагноиды клетки?
- В какой форме находится генетический материал в прокариотическрй клетке?
- Каковы функции аппарата Гольджи?
- Что такое пиноцитоз?
Задание 2. Вирусы, строение и жизнедеятельность.
№ 5.
Задание 1.
- Чем образованы центриоли клеточного центра?
- Каковы функции ядра?
- Кто показал, что клетка является единицей развития?
- Что такое фагоцитоз?
- Какое вещество характерно для стенок растительных клеток?
Задание 2. Одномембранные органоиды, строение, функции.
№ 6.
Задание 1.
- Из каких слоев состоит мембрана растительной и животной клетки?
- Виды транспорта через клеточную мембрану?
- Как называется внутренняя среда митохондрий? Пластид?
- Перечислите немембранные органоиды клетки?
- Какие органоиды отсутствуют у прокариот?
Задание 2. Основные положения клеточной теории.
№ 7.
Задание 1.
- Кто открыл вирусы?
- Функции плазматической мембраны?
- Виды транспорта через плазматическую мембрану?
- Что такое пиноцитоз?
- Что такое вирусы?
Задание 2. Ядро, строение, функции.
№ 8.
Задание 1.
- Что такое фагоцитоз?
- Энергетические станции клетки?
- Как называются ядерные клетки?
- Что такое капсид?
- Перечислите функции ЭПС?
Задание 2. Отличие растительной клетки от животной?
№ 9.
Задание 1.
- Кто доказал, что новые клетки образуются путем деления материнской клетки?
- Что такое суперкапсид?
- Какие функции выполнябт митохондрии?
- Авторы клеточной теории?
- Перечислите одномембранные органоиды клетки?
Задание 2. Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической клетки?
Предварительный просмотр:
Онтогенез
Вариант 1.
- Охарактеризуйте этапы эмбрионального периода
- Дайте определения терминам: физиологическая регенерация, онтогенез, бластопор, дорепродуктивный период, прямое развитие
Вариант 2
- Охарактеризуйте постэмбриональный период онтогенеза
- Дайте определения терминам: филогенез, энтодерма, гаструла, репаративная регенерация, бластодерма
Вариант 3
- Сформулируйте биогенетический закон, приведите доказательства.
- Дайте определения терминам: гаструла, мезодерма, физиологическая регенерация, бластопор, нейруляция
Вариант 4