10-11 классы


Предварительный просмотр:

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.

  1. Внимательно прочитайте параграф  7 (стр.35-44)
  2. Заполните таблицу

Форма приспособлений

Примеры

Описание приспособлений

Преимущества данного приспособления

  1. Форма тела

-Торпедовидная

-Обтекаемая

-Причудливая

  1. Покровительственная окраска
  2. Предупреждающая окраска
  3. Мимикрия

  1. Домашнее задание: читать параграф  7, отвечать на вопросы стр.44-45

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.

Внимательно прочитайте параграф  7 (стр.35-44)

Заполните таблицу

Форма приспособлений

Примеры

Описание приспособлений

Преимущества данного приспособления

Форма тела

-Торпедовидная

-Обтекаемая

-Причудливая

Покровительственная окраска

Предупреждающая окраска

Мимикрия

Домашнее задание: читать параграф  7, отвечать на вопросы стр.44-45

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции.

Внимательно прочитайте параграф  7 (стр.35-44)

Заполните таблицу

Форма приспособлений

Примеры

Описание приспособлений

Преимущества данного приспособления

Форма тела

-Торпедовидная

-Обтекаемая

-Причудливая

Покровительственная окраска

Предупреждающая окраска

Мимикрия

Домашнее задание: читать параграф  7, отвечать на вопросы стр.44-45



Предварительный просмотр:

Тема «Свойства живого»

Задание: Исправь ошибки

  1. Ассимиляция это процесс синтеза органических веществ в организме.
  2. Процессы распада органических веществ в организме протекают с поглощением энергии.
  3. Все живые организмы состоят из белков, жиров и углеводов.
  4. Основой наследственности является относительное постоянство молекулы ДНК.
  5. Онтогенез это историческое развитие.
  6. Раздражимость это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.
  7. Изменчивость это свойство противоположное наследственности.
  8. Размножение это способность воспроизводить себе подобных.
  9. Организмы, у которых отсутствует нервная система не способны «отвечать» на воздействие окружающей среды.
  10.  Наследственность приводит к появлению новых форм жизни, новых видов.
  11. Филогенез – необратимое направленное развитие живой природы.
  12. Клетка является единицей строения и жизнедеятельности организма.
  13. Между живыми организмами т окружающей средой происходит постоянный обмен веществ и энергии.
  14. Наследственность это способность организмов передавать признаки и свойства из поколение в поколение.

Ответы:

2. Процессы распада органических веществ в организме протекают с выделением энергии.

3. Все живые организмы состоят из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

5. Онтогенез это индивидуальное развитие организма.

6. Рефлекс это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая ЦНС.

9. Организмы, у которых отсутствует нервная система  способны «отвечать» на воздействие окружающей среды.

10. Изменчивость приводит к появлению новых форм жизни, новых видов.

12. Клетка является единицей строения, жизнедеятельности и размножения организма.  

Задание: Назовите свойство живой материи.

  1. Все живые организмы состоят из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
  2. Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей.
  3. В жизнедеятельности любого организма существуют суточные и сезонные ритмы, направленные на приспособление к меняющимся условиям среды.
  4. Способность организма реагировать на внешние и внутренние воздействия.
  5. Поддержание постоянства химического состава и интенсивности физиологических процессов.
  6. Все живые организмы состоят из С, Н, О, N/
  7. Части живого организма вместе образуют структурно-функциональное единство.
  8. Между организмами и окружающей средой постоянно происходят обмен веществ и энергии.
  9. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства отличные от качеств других особей того же вида.
  10. Состоит из ассимиляции и диссимиляции.

Ответы:

  1. Постоянство химического состава
  2. Дискретность.
  3. Ритмичность.
  4. Раздражимость.
  5. Гомеостаз.
  6. Единство элементного состава.
  7. Целостность.
  8. Открытость.
  9. Изменчивость.
  10. Метаболизм.


Предварительный просмотр:

Зачет по теме антропогенез.

Задание 1. Установите признаки сходства человека с животными на уровне

  1. Типа хордовых
  2. Класса млекопитающих
  3. Подкласса плацентарных

Задание 2. Основные стадии антропогенеза

Название стадии

Особенность строения

Образ жизни и орудия труда

  1. Австралопитек
  2. Кроманьонец
  3. Неандерталец

Задание 3. Укажите роль анатомо-морфологических преобразований

  1. S-образный изгиб позвоночника, Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, развитие ягодичных и бедренных мышц.
  2. Расширение таза, усиление первого пальца ноги, мощное развитие головного мозга.
  3. Освобождение верхних конечностей от опоры, развитие свода стопы, редукция жевательных мышц.

Карточки.

  1. Известно, что у людей выкидыши составляют 25% от всех зачатий. Выживаемость выше у тех детей, масса которых близка к средней величине. О каком факторе эволюции идет речь? Каково его значение в эволюции современного человека?
  2. На пути эволюции человека разумного можно выделить три важнейших достижения: а) возникновение искусства; б) приручение домашних животных и окультуривание растений; в) научно-техническая революция. Как изменились взаимоотношения человека и природы в результате этих событий? Каковы последствия этих изменений?
  3. Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Что доказывает единство их происхождения?
  4. Приверженцы расизма утверждают что существуют «высшие» и «низшие » расы. Какие доказательства можно привести для опровержения этой теории?
  5. Люди разных рас различаются по многим признакам. Однако они образуют полноценные семьи, у них рождаются физически крепкие дети. Объясните причины этого явления?
  6. Некоторые особенности строения позволили человеку выделиться из природы и приобрести власть над ней. Какие это особенности? Как природа «мстит» человеку за непродуманное обращение с ней?
  7. Результаты наблюдений за детьми – «маугли» показали, что у них отсутствуют специфические особенности поведения свойственные человеку, не развита психика, передвигаются  они на четвереньках. О чем говорят эти факты?


Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Обмен веществ»

1 вариант.

  1. Что такое фотосинтез?
  2. Напишите общее уравнение фотосинтеза.
  3. Где протекают световые реакции фотосинтеза?
  4. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
  5. Где находятся протонные резервуары в хлоропластах?
  6. Где протекают темновые реакции фотосинтеза?
  7. Что происходит в темновую реакцию фотосинтеза?
  8. Кто открыл процесс хемосинтеза?
  9. В чем заключается суть хемосинтеза?
  10. Перечислите основные группы хемосинтетиков.
  11. Энергию окисления, каких соединений использует каждая группа?

2 вариант.

  1. Что может быть закодировано на ДНК?
  2. Триплетность генетического кода, что это значит?
  3. Однозначность генетического кода, что это значит?
  4. Избыточность генетического кода?
  5. Универсальность генетического кода?
  6. Неперекрываемость генетического кода?
  7. Что такое транскрипция?
  8. Что необходимо для транскрипции?
  9. Что такое трансляция?
  10. Что необходимо для трансляции?
  11. Где протекают процессы транскрипции и трансляции?

3 вариант

  1. Что такое ассимиляция?
  2. Что таоке диссимиляция?
  3. Какие организмы называются автотрофами?
  4. На какие группы делятся автотрофы?
  5. Какие организмы называются гетеротрофами?
  6. Какие три этапа энергетического обмена вам известны?
  7. Напишите общую формулу энергетического обмена.
  8. Что происходит в подготовительную стадию энергообмена?
  9. Что такое гликолиз?
  10. Какие продукты и сколько энергии образуется при гликолизе?
  11. Какой этап энергообмена протекает в матриксе митохондрий?

4 вариант

  1. Назовите продукты гидролиза белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот на подготовительном этапе энергетического обмена.
  2. В какой участок функционального центра рибосомы поступает т-РНК с новой аминокислотой?
  3. Неперекрываемость генетического кода?
  4. Что такое ассимиляция?
  5. Продукты спиртового брожения?
  6. Что является матрицей при транскрипции?
  7. Что может быть закодировано на ДНК?
  8. Укажите пары комплементарных нуклеотидов. В ДНК.
  9. Что образуется в результате бескислородного окисления в клетках животных?
  10. Что такое трансляция?
  11. Как называются организмы, использующие энергию окисления органических соединений?


Предварительный просмотр:

Карточки по цитологии.

№ 1

Задание 1.

  1. В каких клеточных органоидах содержится ДНК?
  2. Какие функции выполняют лизосомы?
  3. Какие органоиды отсутствуют в животной клетке?
  4. Функции клеточного центра?
  5. В какой форме находится генетический материал в эукариотической клетке?

Задание 2. Опишите строение и функции плазматической мембраны растений и животных.

№ 2

Задание 1.

  1. Когда и кем были созданы первые положения клеточной теории?
  2. Чем образована плазматическая мембрана?
  3. Что такое пиноцитоз?
  4. Каковы функции рибосом?
  5. Перечислите двумембранные органоиды?

Задание 2. Особенности строения прокариотической клетки.

№ 3.

Задание 1.

  1. Перечислите функции клеточной мембраны?
  2. Какие виды ЭПС вам известны?
  3. Перечислите одномембранные органоиды?
  4. Какое вещество характерно для клеточной стенки растений?
  5. Какие клеточные органоиды способны к самоудвоению?

Задание 2. Характеристика двумембранных органоидов.

№ 4.

Задание 1.

  1. Какие органоиды отсутствуют у прокариот?
  2. Перечислите немембранные орагноиды клетки?
  3. В какой форме находится генетический материал в прокариотическрй клетке?
  4. Каковы функции аппарата Гольджи?
  5. Что такое пиноцитоз?

Задание 2. Вирусы, строение и жизнедеятельность.

№ 5.

Задание 1.

  1. Чем образованы центриоли клеточного центра?
  2. Каковы функции ядра?
  3. Кто показал, что клетка является единицей развития?
  4. Что такое фагоцитоз?
  5. Какое вещество характерно для стенок растительных клеток?

Задание 2. Одномембранные органоиды, строение, функции.

№ 6.

Задание 1.

  1. Из каких слоев состоит мембрана растительной и животной клетки?
  2. Виды транспорта через клеточную мембрану?
  3. Как называется внутренняя среда митохондрий? Пластид?
  4. Перечислите немембранные органоиды клетки?
  5. Какие органоиды отсутствуют у прокариот?

Задание 2. Основные положения клеточной теории.

№ 7.

Задание 1.

  1. Кто открыл вирусы?
  2. Функции плазматической мембраны?
  3. Виды транспорта через плазматическую мембрану?
  4. Что такое пиноцитоз?
  5. Что такое вирусы?

Задание 2. Ядро, строение, функции.

№ 8.

Задание 1.

  1. Что такое фагоцитоз?
  2. Энергетические станции клетки?
  3. Как называются ядерные клетки?
  4. Что такое капсид?
  5. Перечислите функции ЭПС?

Задание 2. Отличие растительной клетки от животной?

№ 9.

Задание 1.

  1. Кто доказал, что новые клетки образуются путем деления материнской клетки?
  2. Что такое суперкапсид?
  3. Какие функции выполнябт митохондрии?
  4. Авторы клеточной теории?
  5. Перечислите одномембранные органоиды клетки?

Задание 2. Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической клетки?



Предварительный просмотр:

Онтогенез

Вариант 1.

  1. Охарактеризуйте этапы эмбрионального периода
  2. Дайте определения терминам: физиологическая регенерация, онтогенез, бластопор, дорепродуктивный период, прямое развитие

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте постэмбриональный период онтогенеза
  2. Дайте определения терминам: филогенез, энтодерма, гаструла, репаративная регенерация, бластодерма

Вариант 3

  1. Сформулируйте биогенетический закон, приведите доказательства.
  2. Дайте определения терминам: гаструла, мезодерма, физиологическая регенерация, бластопор, нейруляция

Вариант 4

  1. Как влияет окружающая среда на развитие организмов?
  2. Дайте определения терминам: онтогенез, непрямое развитие, гастроцель, бластодерма, эмбриогенез