Задания для домашнего обучения по теме недели "Волшебница-вода"
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО
Тема недели: «Волшебница вода»
Дата: с 20 апреля- 26 апреля
Занятия, согласно регламенту НОД | Дидактические игры | Подвижные игры | Сюжетно-ролевые игры | Экспериментальная деятельность | Художественно-изобразительная деятельность | Список рекомендованной литературы |
1.Формирование звукопроизношения Звуки [С - Ш]. Буквы – С – Ш. (Игра – соревнование) Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [С – Ш] , продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико - синтетической деятельности. Учить распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных. 2.ФЭМП (1) «Измерение объёма жидкости» Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур. 3.РиОМ "Мир царицы - Водицы" познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; 4. Формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Вода — наша помощница» развитие навыков построения предложений по схеме; развитие словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц; развитие связной речи- формирование навыков составления предложений и короткого рассказа по картине. 5. Формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной Речи «Этот загадочный подводный мир!» Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи 6.ФЭМП «ВОЛШЕБНИЦА — ВОДА» «Измеряем воду». учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества. Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, закреплять знания последовательности месяцев, представления о сравнении на сравнении чисел на предметной основе, о времени; пополнять словарный запас детей. 7 Формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной Речи «Вода на Земле» раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли. Коррекционно-развивающие – развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря. Коррекционно-воспитательные – формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье. | «Мы - экологи» Цель: закреплять знания детей о природе. «Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. «Хорошо – плохо». Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» | «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» учить детей бегать и выполнять перестроение «ДЕНЬ И НОЧЬ» (игра средней подвижности) Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч У каждого из детей в руках по мячу. «ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ» (игра малой подвижности) Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности. | Игра «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт; - формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры; воспитывать и закреплять у детей умение сопереживать успехам и неудачам своих товарищей и оценивать результаты своих побед и поражений; | «Вкус воды.» Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. «Запах воды» Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка | Аппликация « Рыбки в аквариуме» учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов и по шаблону развивать координацию движений руки и глаза учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений приучать добиваться отчетливой формы - развивать чувство композиции Материалы и оборудование: бумага формата А4 бледно-голубого, бледно-зеленого или сиреневого цвета (на выбор) для аквариума, бумага разных цветов и оттенков, ножницы, клей. | Виталий Бианки: «Рыбий дом» Нина Гернет: «Хорошая вода» Мария Поступальская: Планета Океан: рассказы о воде |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Картотека подвижных игр на тему «Вода»
«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»
(игра средней подвижности)
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством, играющих в разных частях зала –это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг
«ДЕНЬ И НОЧЬ» (игра средней подвижности) Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» -замереть в той позе, в которой застала ночь. Игра проводится 3-4 минуты
«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»(игра малой подвижности)Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности. Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Картотека опытов на тему «Вода»
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
«Вкус воды.»
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
«Запах воды»
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
«Цвет воды»
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ПО ТЕМЕ: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Программное содержание:
Образовательная область
«Социализация»:
- формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;
воспитывать и закреплять у детей умение сопереживать успехам и неудачам своих товарищей и оценивать результаты своих побед и поражений;
- воспитывать у детей культуру поведения.
Образовательная область «Труд»:
- воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота; умение осознанно и качественно выполнять задания.
Образовательная область «Познание»:
- закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей.
Образовательная область «Физическая культура»:
- совершенствовать двигательные умения и навыки.
Образовательная область «Коммуникация»:
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- активизировать словарь детей за счет слов: камбуз, кок, акваланг, ученый-океанолог, коллега, морская звезда, морская капуста ламинария, морской еж, кораллы, радиограмма.
Предварительная работа
Беседы: «Обитатели морей и океанов», «Профессии на корабле», «Путешественники»
Чтение произведений на данную тематику.
Изготовление корабля (оригами).
Игровые роли: капитан, штурман, радист, врач, кок, матрос, ученые-океанологи, житель острова.
Примерные игровые действия
Оборудование и атрибуты для игры
Подготовка к плаванию, выбор маршрута.
Карта-схема путешествия.
Подготовка команды.
Элементы костюмов (фуражка капитана, бескозырка, морские воротники, медицинский халат, фартук, колпак), кислородные баллоны (полиэтиленовые бутылки), радионаушники, компьютер, компас, бинокли, микроскоп, пробирки, фотоаппарат, медицинский набор, кухонный набор, наборы овощей и фруктов.
Подъём флага на корабле.
Флаг
Спуск корабля на воду.
Таз с водой.
Отплытие от берега.
Трубочки для сока (подуть на кораблик).
Наблюдение за погодными условиями.
Трубочки для сока (для создания волн).
Работа водолазов, учёных-океанологов (изучение морского дна, растительного и животного мира).
Игрушечная морская звезда, морской еж, водоросли, рыбки, ракушки, раковины улиток; кислородные баллоны (полиэтиленовые бутылки), радионаушники, компьютер, компас, бинокли, микроскоп, пробирки, фотоаппарат.
Корабль попадает на подводные рифы.
Элементы конструктора.
Ремонт судна.
Набор инструментов.
Возвращение в порт.
Карта-схема.
Речь с движением
Наши руки – рыбок стая
Плывёт, устали не зная.
(Выпрямили руки вперёд, сложили лодочкой, поворачивают соединенные ладони вправо-влево.)
Наши руки – крабик с домом
Ползает по дну морскому.
(Растопырили пальчики правой руки, левой ладонью их накрыли, шевелят пальчиками.)
Наши руки, как кораллы, Разрослись на дне морском.
(Руки вверх, покачиваются всем телом.)
Упражнение «Игра с волной»
Детям предлагается встать и подойти к «берегу моря» (к тазику с водой).
Встав вокруг, дети дуют в трубочки для сока и наблюдают за «волнами».
Игра «Азбука настроений»
Дети рассматривают фотографии рыбок и отвечают на вопросы:
Какое настроение у этой рыбки? (Весёлое, радостное, счастливое)
Какие чувства она испытывает? (Веселье, радость, счастье)
Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка на фотографиях.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».
Задачи:
Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.
Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, закреплять знания последовательности месяцев, представления о сравнении на сравнении чисел на предметной основе, о времени; пополнять словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать навыки коммуникативного общения, умения слушать других и принимать общее решение, работать в микро группах.
Материалы: три разных сосуда с водой, мерные емкости для воды, два разноса, салфетка, миска прозрачная для воды, тарелочка с кружочками, карточки с изображением сосудов, карточки-задания по количеству детей.
Ход занятия
1. –«Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, давайте встанем в круг!»
-«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
-«Я очень рада всех вас видеть. Это время мы проведем вместе. Пусть оно принесет нам радость. Давайте постараемся радовать друг друга! Познакомимся? Меня зову Наталья Викторовна, назови себя ласково».
(по кругу воспитатель здоровается с детьми).
2.Сообщение задач занятия.
-Сегодня мы с вами постараемся узнать, как можно измерять воду, будем решать задачи и считать, отгадывать математические загадки.
3.Повторение пройденного материала.
-«Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы пойдете в школу, станете первоклассниками. А вы знаете, как называется месяц, когда все дети, после летних каникул идут в школу?» (сентябрь)
-А какой сейчас месяц? (ноябрь)
-«Давайте вместе, назовем все месяца по порядку, начнем с ноября и закончим августом. Но мы не просто будем их называть, еще выполнять сложные движения. Показываю, ноябрь-хлопок в ладоши и по ногам».
-«Попробуем?»
-«Давайте теперь сосчитаем месяца, которые остались до школы».
(воспитатель выбирает одного ребенка, который будет считать месяца)
-«Коля будет считать месяца. А остальные, по порядку, называть их».
-«Молодцы, умеете считать, а в обратном порядке?»
-«Вы меня удивляете своими знаниями».
-«Сейчас в детском саду вы много говорите о школе, а в школе наверное, будите вспоминать детский сад?»
-«Подумайте и скажите, чем отличается детский сад от школы?»
(высказывания детей)
-«А хотите сегодня, на время, стать первоклассниками?»
-«А каким должен быть первоклассник, чтобы хорошо учиться в школе?»
(дети перечисляют качества первоклассника)
-«А вы такие?»
-«Ну что, а теперь я это проверю. Будьте внимательными, думайте и отвечайте быстро.
4.Задачи-шутки.
1) У бабушки Маши есть внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
2) Сколько хвостов у четырех котов?
3) На дереве сидели четыре птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько было ворон?
-«Молодцы, справились. Ну что, уважаемые будущие первоклассники, я приглашаю вас в 1 класс. Подойдите к столу, встаньте так, чтобы всем было удобно. Как называется в школе стол?»
5.Изучение нового материала.
(воспитатель снимает салфетку с разносов, на них сосуды с водой и разные мерки)
-«Назовите предметы, которые вы видите перед собой?»
-«Как можно одним словом назвать эти предметы?» (посуда)
-«Еще эти предметы можно назвать- сосудом, повторите, сосуд».
-«Как вы думаете, в каком из этих сосудов больше воды, а в каком меньше или ее поровну?» (дети высказывают свои мнения)
-«Ваши мнения разделились», «Почему вы так решили?»
-«Как можно проверить?»
-«Чем мы можем измерить воду? (стаканчиками, ложками)
Воспитатель незаметно открывает второй разнос.
-«Что вы видите на этом разносе?»
-«Мы можем их назвать - меркой, повторим, мерка, хорошо».
-«Мы хотим что проверить?» (одинаковое ли количество воды в сосудах)
-«Какие мерки мы должны взять, чтобы это узнать?» (одинаковые)
-«Что для этого мы можем использовать?»
-«Какие правила необходимо соблюдать при переливании воды?»
-«Так как у нас три сосуда, вам нужно разделиться на группы».
-«Что вы будите делать?» (измерять воду)
-«Чем будите измерять?» (меркой)
-«Сколько воды будите наливать в мерку?»
-«Из мерки воду выливаете в миску».
-«Количество мерок в сосуде каждая команда будет обозначать магнитиком на доске».
-«Итак, что мы выясняли?» (одинаковое ли количество воды было в сосудах)
-«Какими должны быть наши мерки?»
-«Сколько мерок воды было в миске?» (9 мерок)
6.Физминутка.
7.Закрепление нового материала.
-«Какие вы внимательные, хорошо отвечали на вопросы. А сейчас я приглашаю сесть за столы.
-«Погладьте себя по голове три раза. Сядьте ровно, разверните плечи, руки положите на стол. А теперь задание усложняется. На столе лежит две карточки, возьмите в руки карточку с цифрой 1, проверьте друг у друга. Слушайте внимательно.
1 карточка.
В кувшин с одной ручкой налили 6 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками - 7 таких же стаканов.
1. Раскрасьте красным цветом кувшин, где молока больше.
2. Запишите в клеточках числа, равные количеству стаканов в каждом кувшине.
-«Кто готов к выполнению следующего задания, сделайте домик».
-«Возьмите в руки карточку с цифрой 2».
2 карточка.
Во дворе стоит бочка. Возле нее стоит 2 ведра: маленькое и большое. Подумайте, каких ведер войдет в бочку больше? Закрась это ведро в свой любимый цвет.
-«Молодцы, ребята, справились с заданиями. Попробуйте вместе с родителями померить воду меркой, как мы сегодня это делали, потренируйтесь.
8.Подведение итогов.
-«Ребята, вот и подошел к концу ваш первый урок в школе».
-«Что нового вы узнали?»
-«Что вам запомнилось?»
-«Что было самым трудным?»
-«А теперь внимание, в ладоши хлопнут те, кому сегодня было интересно! Спасибо вам за вашу работу».
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по формированию звукопроизношения
Образовательная область - коммуникация
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, познание, художественное чтение, здоровье.
Тема: Звуки [С - Ш]. Буквы – С – Ш. (Игра – соревнование)
Программные задачи:
Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [С – Ш] , продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико - синтетической деятельности.
Учить распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных.
Методы и приёмы: соревновательный момент, дидактические игры, наблюдение, практическая деятельность, поощрение, педагогическая оценка.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Предметные картинки со звуками [С - Ш], звуковые домики, профили звуков [С - Ш], звуковые символы, образы звуков, букв С,Ш , слоги для чтения.
Раздаточный материал:
кассы букв, звуковые линейки, карточки для штриховки, простые карандаши, отличительные знаки команд – «Солнышки», «Шарики», призы победителям.
Ход занятия:
1.Оргмомент: цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию.
Релаксация: Дети становятся в круг
Ребята, отгадайте мою загадку: Светит, сверкает, всех согревает».
Что это? (солнце).
Как ласково называем его? (солнышко)
Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (расслабление).
Подул холодный ветер, вам холодно. (напряжение).
Представьте, что мы с вами сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Подул тёплый ветер, зашелестели листья: ш – ш – ш - . (Дети поднимают руки вверх, быстро – быстро шевелят пальчиками).
Подул холодный ветер: с – с – с - , закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками).
Ветер затих – расслабление. Снова подул ветер – напряжение – тёплый – шелестят листья, холодный – качаются сосны.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [С - Ш] Цель данного этапа – направить внимание детей к повторению пройденных звуков.
Наше занятие мы проведём в форме игры – соревнования.
Для этого нам надо поделиться на две команды, выбрать капитанов.
Первая команда – «Солнышки», вторая – «Шарики».
3. Основная часть занятия:
Итак, начинаем. Первый конкурс – разминка команд.
Задание команде «Солнышки»
Назовите одинаковый последний звук в словах:
НОС, ЛЕС, ПОЯС.
Задание команде «Шарики»
Назовите первый одинаковый звук в словах:
ШУБА, ШАПКА, ШАЛАШ.
Каждой команде за правильно выполненные задания даются фишки.
Второй конкурс – «Расскажите о своём звуке». (Каждая команда даёт характеристику своему звуку, рассказывает об артикуляции по профилям, образам звуков, букв, звуковым символам).
На данном этапе реализуются следующие задачи:
уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
показывается «профиль» звука на рисунке;
уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
находится образное сравнение звука (звук [Ш] – шарик спускается, звук [С] – водичка бежит);
определяется их место в звуковом замке (в Синем, Красном или Зеленом).
Подведение итогов второго конкурса.
Третий конкурс – дидактическое упражнение «Прочитай слоги, скажи наоборот». (Цель – развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия).
Командам по очереди предлагаются слоги, затем слова, в которых надо поменять первый звук:
СА – ША СО - …. СУ - …… СЫ - …… СЭ – …….
АС – АШ ОС - …. УС - ……. ЫС - …… ЕС – …….
СТА – ШТА СТО - …. СТУ - ….. СТЫ - …..СТЭ - ……..
Мышь – мыс усы - …. башня - … Машка - …. крыса - …..
Шайка - …… сутки - …… шпоры - каска - ….. миска - …….
Четвёртый конкурс – конкурс капитанов – дидактическая игра «4 лишний».
Капитан команды «Шарики» - Машина, усы, кошка, крышка
Капитан команды «Солнышки» - Самокат, шкаф, сумка, самолёт
Пятый конкурс – «Распределите картинки к домикам». (На доске два домика – один со звуком [С], другой со звуком [Ш]. (Дети каждой команды подходят к доске и распределяют картинки каждый к своему звуку – домику).
Физминутка (Цели – снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью).
Старушка шила сапожки,
Сапожки для сороконожки.
Рассеянная старушка
Взяла иголку, катушку,
Старушка шила, спешила
И вот о чём позабыла:
На правые, левые ножки
Разные шьют сапожка.
Старушка все сорок сапожек
Сшила для правых ножек.
Бедная сороконожка
Скачет на правых ножках,
Ждёт, чтобы сшила сапожки
Старушка на левые ножки.
Шестой конкурс – «Найдите и заштрихуйте свою букву».
Седьмой конкурс - Дидактическая игра «Назови, кто это?». Цель – упражнение в словообразовании, определении места звуков [С - Ш] в этих словах. (Работа со звуковыми линейками)
1 команда - играет в шахматы – шахматист
2 команда - поднимает штангу - штангист
Восьмой конкурс –«Исправьте ошибки»
1 команда – Пушистая кошка сидит на стулом.
2 команда – Серенькая мышка залезла за шкафом.
1 команда – Мама положила в тарелку манную каску.
Пожарный взял кашку.
2 команда – Писатель писал башню.
Строитель строит басню.
Девятый конкурс – «Проговорите скороговорки»
1 команда - Под горой у сосновой опушки жили – были четыре старушки,
Все четыре – большие болтушки.
2 команда – Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (Команды меняются в проговаривании скороговорок).
Десятый конкурс - «Составьте слово»
1 команда - САША,
- команда - СУШКА. (Цель - звуко – буквенный анализ, работа с азбуками).
- Подведение итогов конкурса.
Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?
Поощрение команды – победителя, вручение призов, педагогическая оценка.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе
«Вода на Земле»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные – раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.
Коррекционно-развивающие – развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные – формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование: глобус и карта Земли, иллюстрации с изображением реки и озера; видеозапись моря, реки, ручейка; видеозапись «Наводнение», «Цунами»; аудиозапись «Звуки природы» - ручей и море; листы тонированной зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, краски синего и голубого цвета, кисточки разной толщины, банки с водой; питьевая вода в стаканчиках.
Предварительная работа:
- знакомство с глобусом как моделью Земли, с картой Земли;
- знакомство с условными цветовыми обозначениями на физической карте Земли: вода – синий и голубой цвет; суша разноцветная - зелёный, жёлтый, коричневый цвет и их оттенки;
- коллективная работа - тонирование листов бумаги А4 формата зелёным, желтым и коричневым цветом;
- разучивание стихотворений Л. Дайнеко «Родник», Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?».
- работа с родителями – подготовка видеозаписей «Море», «Река», «Ручей»; подбор цветных иллюстраций с изображением различных водоемов для занятия, оформление ими плакатов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, отгадайте загадки
Мы говорим: она течёт,
Мы говорим: она играет.
И из кувшина её пьём,
И в чайник часто наливаем.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Дети отгадывают загадки и с помощью логопеда на основе актуализации знаний определяют тему занятия – «Вода».
2. Объявление темы занятия
Логопед: Правильно, ребята, это её Величество Вода. Именно о ней мы будем сегодня с вами говорить. Посмотрите внимательно на глобус и карту Земли. Скажите, какого цвета на них больше всего? Как вы думаете, почему?
Дети: На карте и глобусе много синего и голубого цвета. Эти цвета обозначают воду. На карте много синего и голубого, значит на Земле много воды
Логопед: Ребята, кто из вас видел воду? Где вы ее видели?
Дети: Вода есть у нас дома. Она идет из крана. Я видела воду в море, когда мы с мамой отдыхать. У моей бабушки в деревне есть пруд, я там плавал. Вода бывает в реке. После дождя на улице лужи, и в них вода. Воду можно рассмотреть, если налить в стакан или в прозрачную банку. Я ездил с папой на рыбалку, там была река.
Логопед: Дети, вы с родителями принесли сегодня на занятие интересные фотографии, на которых море, река, озеро и даже родник. Давайте их рассмотрим.
Дети подходят к доске и рассматривают плакаты с изображением различных водоемов, отвечают на уточняющие вопросы педагога.
Логопед: Рассаживайтесь поудобнее на ковер, давайте теперь посмотрим на экран.
Вниманию детей представляют фрагменты видеозаписей «Море», «Река», «Ручей». По ходу просмотра дети с помощью логопеда уточняют разницу между этими объектами.
Логопед: Давайте проверим, кто из вас был внимательным. Послушайте и скажите, что вы слышите?
Вниманию детей представляют фрагменты аудиозаписи «Звуки природы», где звучат ручей и море. Дети слушают и называют их.
Логопед: Молодцы! Сегодня все вы очень внимательны. Сейчас я предлагаю вам подойти к столам. На них находятся листы бумаги, которые мы с вами приготовили, это суша нашей Земли. Постарайтесь синей и голубой краской нарисовать то, о чем я вас сейчас попрошу. Маша нарисует ручеек в правом верхнем углу листа, Ира - в левом верхнем - озеро, Вова - море - в левом нижнем, Миша - реку - в правом нижнем.
Дети подходят к столам (по 4 человека) и выполняют коллективную работу – рисуют ручьи, озера, реки, моря.
Затем логопед предлагает детям рассмотреть работы, дать названия изображённым объектам и коротко рассказать о них.
Дети: Я нарисовала ручей, он меньше реки. Я нарисовала озеро, оно как море, только меньше. В нем можно ловить рыбу. Я нарисовал море, оно соленое, больше реки, ручья и озера. Я нарисовал речку, она больше ручейка.
Логопед: Давайте послушаем, как вода попадает из маленького родника в огромный океан. Об этом расскажут Рита и Лиза:
Из недр Земли забил родник,
Ручьём хрустальным стал он вмиг…
Спешат ручьи, вперёд бегут
И вот рекой уже текут!
Река течёт ни как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море как огромный рот
Все воды рек в себя вольёт!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Логопед: Вода в реке, море и океане не всегда бывает чистой и прозрачной. Вода может принести и беду. Например, когда бывает наводнение.
Детям предлагают посмотреть фрагмент видеозаписи, на которой залитые водой улицы города, спасение людей и животных с крыш домов.
Логопед: Дети, как вы думаете, в каком же водоёме воды больше всего? В каком водоёме ее меньше всего?
Дети: Больше всего воды в океанах и морях, а меньше – в ручейках, маленьких озёрах и прудах.
3. Динамическая пауза
Дыхательная гимнастика
Логопед: Дети, при дыхательных упражнениях воздух наполняет наши легкие кислородом. От этого мы хорошо себя чувствуем. Наши мышцы лучше работают.
Подготовительное упражнение: Поднять руки вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох.
Упражнение «Птицы летят»: стоя, развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки – выдох.
Вдох и выдох разной силы - имитация урагана, сильного ветра и лёгкого ветерка. Помочь детям установить зависимость между силой ветра и высотой волны.
Заключительное упражнение: глубокий вдох, спокойный выдох.
4. Закрепление изученного
Логопед: Ребята, как вы думаете, что может случиться, если на Земле исчезнут даже самые маленькие ручейки?
Дети: Воды не станет. Исчезнут реки. Не станет ни рек, ни морей, ни океанов. Когда засуха, то животным тоже нечего пить. Озеро обмелеть может. В реке будет мало воды, и рыбы погибнут. Люди без воды жить не могут.
Дети устанавливают прямую зависимость между исчезновением ручейка и исчезновением всей воды на Земле, последствиями этого для всего живого.
Логопед: Спасибо, ребята, очень интересно рассказали о воде. Давайте послушаем стихотворение. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», его приготовил для нас Миша:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманы заползает,
На плите она кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить, без неё нам не прожить!
Логопед: Ребята, подскажите, какую воду можно пить?
Дети: Пить можно только чистую из крана с фильтром, он чистит воду. Из колодца можно пить, кипячёную воду, из родника.
5. Дидактическая игра «Какая нам нужна вода»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Какая нам нужна вода». Вы поднимаете вверх одну руку, если нужна чистая вода, и поднимаете вверх две руки, если можно использовать неочищенную воду.
Речевой материал: приготовить суп, сварить компот, постирать белье, помыться в ванне, полить огород, полить комнатные растения, вымыть машину, вымыть овощи и фрукты, утолить жажду, вымыть руки, заварить чай, напоить кошку или собаку, сварить макароны, умыть лицо, залить каток для игры в хоккей, прополоскать рот после еды, вымыть посуду.
6. Дидактическая игра «Вода хорошо – вода плохо»
Логопед : Ещё одна игра «Вода хорошо – вода плохо». Если вода приносит людям пользу, то вы хлопаете, если вода опасна – вы ничего не делаете.
Речевой материал: ее пьют, готовят еду, стирают, в ней плавают, по воде перевозят различные грузы, поливают растения; на море шторм, долго идёт сильный дождь, высокие волны, цунами, наводнение, ледоход.
7. Итого занятия и оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, что вы узнали сегодня о воде?
Дети: Мы узнали, что без воды жить нельзя. Человек соленую воду не пьет. Чтобы вода была чистой, надо использовать фильтр, потому что в грязной воде живут микробы. Может заболеть живот. Надо закаляться, чтобы не болеть. Вода нужна. Она лечит и дает жизнь всему на Земле.
Логопед: А теперь послушаем звуки воды.
- Капель.
Дети: Это капает вода.
- Журчание ручья
Дети: Это журчит ручеек.
- Морской прибой
Дети: это звуки моря.
Логопед: А все вместе?
Дети: Это звуки воды.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Вода — наша помощница»
Цель: закрепить ранее полученные знания о воде и ее значении в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- развитие навыков построения предложений по схеме;
- развитие словаря: подбор определений и эпитетов к слову вода; усвоение названий водного транспорта; развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок, пословиц;
- развитие связной речи- формирование навыков составления предложений и короткого рассказа по картине.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
- прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
- развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании
- развивать логическое мышление
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- социально – коммуникативное развитие
- физическое развитие
Материалы для занятия:
- кроссворд с загадками
- иллюстрации воды в природе
- конверт с письмом
- мнемотаблицы по теме
- глобус
- карточки с пословицами
Ход занятия:
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на улице сегодня прекрасный день. Наступила весна. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.
- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычное занятие. Оно необычно по нескольким причинам. Во-первых, никто еще не знает, чем нам сегодня предстоит заниматься. Я тоже не знаю. Представьте себе, сегодня утром на моем столе появилась вот такая таблица. А рядом с ней на листочке написаны загадки. Что бы это значило? Как вы думаете?
Ответы детей — кроссворд
И я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, наверняка узнаем, чем мы сегодня будем заниматься. Чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки:
- По морю шумно идет, к берегу подойдет-сразу пропадет.
- Кругом вода, а пить нельзя.
- Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце.
- Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.
Кроссворд на стенде
Исходное слово – вода
Ответы: волна, море, родник, река
Воспитатель:
- Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни.
Я приглашаю вас в путешествие, потому что сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы. На конверте написан обратный адрес — Остров Грамматики. Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.
«Дорогие ребята! Вам пишут жители Острова Грамматики. А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, строение предложений. Мы приглашаем вас на наш веселый остров. Для этого вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов».
Итак, давайте отправимся в путешествие, а чтобы правильно выбрать путь и не заблудиться, мы возьмем с собой в дорогу вот это (показывает глобус).
-Посмотрите, что это такое? (глобус).
Глобус – это модель Земли. А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей: вода и земля).
– Вот посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше, голубого или коричневого? (ответы детей)
– Если всю землю условно поделить на 4 части, то 3 из них – вода: океаны, моря, реки и озёра.
Ну, что, отправляемся в путь? Давайте закроем глаза и расслабимся.
Звучит легкая музыка
Воспитатель:
- Вот мы с вами и приплыли на остров грамматики. Посмотрите, как здесь интересно.
Рассматривание и обсуждение демонстрационных картин морей, океанов, рек на стенде.
- как вы знаете ребята, на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному и животному миру. В морях и океанах вода соленая
- как ее называют, в Море – морская (отвечают дети)
Вода в океане — океаническая
В реках — речная
В озерах — озерная
В родниках — родниковая
В болотах — болотная
- А человеку, какая нужна вода? (пресная). А какая это вода, пресная? Может быть, вы знаете, почему она так называется?
- Правильно, пресная вода — это вода без солей.
- Кто знает, какие свойства имеет вода? (ответы)
– Да, мы знаем, что вода жидкая, прозрачная, не имеет цвета, запаха.
ОПЫТ «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана, один — с водой, а другой — с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком, что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко — не. Значит вода — прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску, добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем еще раз вывод о том, что вода прозрачная.
А какой вода становится на холоде? Во что она превращается? (ответы)
– Правильно, это уже лёд, но всё равно это вода, только не жидкая, а какая? (твёрдая)
– А снова жидкой она станет когда? (ответы)
– Конечно, если лёд нагревать, то он растает, вода снова станет жидкой
Про воду говорят, что Вода – помощница и труженица.
Смотрите, что она на себе несет (рассматривание картинок с изображением водного транспорта)
– По воде плывут катера, корабли, баржи, лодки, паромы, яхты. Как это называется одним словом? (транспорт)
– Что перевозит водный транспорт? (людей и грузы)
– А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой — это кроль (круги двумя руками вперед поочередно).
Качаясь на волне,
Плывем на спине (круги двумя руками назад).
Вышли на берег крутой и отправились домой (шаги на месте).
- Ребята, посмотрите сюда, а кто-нибудь может прочитать, что здесь написано?
На стенде пословицы
Вода – это жизнь.
Без воды – земля пустырь.
Была бы водица, а зелень народится.
Воспитатель:
- Скажите, а что означают эти пословицы? Почему так говорят, чем вода помогает и кому?
(дети объясняют, делают выводы – растениям, животным, людям…пьют, готовят, растут).
Примерные вопросы для обсуждения с детьми:
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они ее получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Дети, а людям нужна вода
- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем
Задание:
Дети разбиваются на две команды.
- Необходимо составить предложения по мнемотаблицам.
На стенде расположены мнемотаблицы. Дети должны внимательно их рассмотреть и, посовещавшись, составить предложения.
Подведение итогов
Воспитатель:
- Ребята, вы большие молодцы. О чем мы сегодня с вами говорили?
(ответы детей)
Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь ее, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь
- А теперь пришла пора прощаться с Островом Грамматики и плыть домой.
Садятся на корабль, звучит музыка. Корабль плывет домой.
Воспитатель:
- Закончить занятие я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.
И в ванне и в бане — всегда и везде
Вечная слава — воде!
Вот мы с вами и вернулись в наш родной сад.
Вам понравилось наше путешествие? Вы можете рассказать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям, а сделать это можете с помощью рисунков.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»
Образовательная область: речевая
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Этот загадочный подводный мир!»
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.
Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», скороговорки «В озере - карп, а в море - краб». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Словарная работа: батискаф, акваланг
Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители моря и океана», аудиопособия «Театральные шумы» («Море»); пазлы; картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; игрушки обитателей морей и океанов; голубое полотно с изображением моря.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (беру глобус.)
А вот наш помощник. Ребята, это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?
Дети: Разноцветным.
Воспитатель: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю CD с записью звуков моря.)
Воспитатель: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание:
«Сложи картинку»
(Предлагаю пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.)
Воспитатель: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
«Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.
Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же. (дельфин).
«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.
«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л] в слове».
Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.
Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?
Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
Воспитатель: Чем питается акула?
Дети: Рыбами, морскими животными.
Воспитатель: Акулы могут напасть на человека?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. (выполняется пальчиковая гимнастика)
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у
глаз.
Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны
Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями
вперёд
Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в
форме шапочки
Двигаются навстречу друг другу.
Скрестить ладони рук, широко
расставив пальцы в стороны.
А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в
форме шара.
А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх,
выполняя колебательные движения
пальцами рук.
Гостей встречает осьминог
Воспитатель: Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.
(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Игра «Без чего не бывает рыбы?».
Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?
Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».
Воспитатель: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.
Игра: «Невод».
(Выбираю по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод»)
Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли в морских животных. А сейчас мы в костюмах водолаза опустимся на самое дно, тем темно и исследуем его уже на ощупь. (приглашаю детей к большому куску ткани лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов — игрушки, засыпанные мелким песком. Воспитатель предлагает сесть вокруг куска ткани.)
Воспитатель: А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. {Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)
Воспитатель. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
Воспитатель: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка».
Вопросы:
Без чего не бывает моря? (без воды)
Какая самая большая рыба в море? (синий кит)
У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
У кого рот на брюхе? (у акулы)
Какая собака не лает? (морская)
На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
Родственник рака? (краб)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем «словами с крабом», проверим, кто быстрее всех правильно и четко сможет три раза повторить скороговорку про карпа и краба, которую мы выучили.
Скороговорка: «В озере карп, а в море - краб».
(Дети по очереди выполняют задание, все аплодируют друг другу.)
Воспитатель: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.
Предварительный просмотр:
Конспект открытой НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Измерение объёма жидкости» часть № 2
Цель занятия:
Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.
Задачи:
Образовательная:
Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.
Повторить состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
Форма обучения: Коллективная, дифференцированная, индивидуальная работа.
Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
Оборудование:
Два прозрачных сосуда, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
Предварительная работа:
Измерение объема жидкости с помощью условной мерки. Дидактические игры «Продолжи числовой ряд», «Назови соседей числа».
Словарная работа: обогащение и активизация.
Конспект занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Чтобы умными нам стать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Воспитатель вносит коробку.
- Сегодня я пришла к вам с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Письмо от Незнайки! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Незнайке?
-Да!
Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
- Чем отличаются друг от друга кувшины?
Дети дают характеристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий,а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- В какой кувшин вошло больше воды?
- Не знаем.
- А что нужно сделать, чтобы узнать?
- Измерить!
- Чем будем измерять?
- Меркой! (Дети видят, что на подносе стаканы)
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры,воспитатель:
— Посчитаем, сколько стаканов получилось.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
- Один стакан, два стакана, три стакана. Всего три стакана.
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Воспитатель:
- Что же мы ответим Незнайке?
Воспитатель напоминает вопрос.
Дети отвечают:
- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит
- Второй вопрос от Незнайки: «Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает,сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра?»
Воспитатель: Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет еёводой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
- Половина этой воды.
-Верно!
Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:
- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Максим, повтори, что ты сейчас сделал?
- Что мы узнали?
- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?
- Да!
- Что надо сделать?
- Измерить!
- Выходим к столу, наливаем воду из стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена,воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителями измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, что напишем Незнайке?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать объем жидкости, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Незнайке отправим литровую и пол-литровую банки.
Воспитатель:
- А сейчас мы отдохнём. Физкульт. минутка.
Физкульт. минутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – нам нужно пошагать.
Семь и восемь – лень отбросим.
Девять, десять – будем дальше продолжать.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч,задает вопросы детям:
- Назови «соседей»чисел: 4, 2, 6.
- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
После окончания игры,воспитатель:
А вы помните, что у Незнайки день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.
Дети работают в группах. Аппликации разноуровневого характера. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. В ней меньшее количество геометрических фигур. Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень развития. Во время работы воспитатель контролирует работу детей. В заключении, каждый ребенок свою работу должен положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур он использовал.
Воспитатель:
- Ну, ребята, на вопросы Незнайки мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Пословицы о воде
Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
Под лежачий камень вода не течет.
Он из воды сухой выйдет.
С водой и огнем не поспоришь.
На обиженных воду возят.
Воду в ступе толочь.
В решете воду не носят.
Как с гуся вода.
Глубокая вода не мутится.
Вода с водой – не гора с горой: сольются.
Как в воду канул.
Вода – сама себе царь.
Богато живем – сполна воду пьем.
И тихая вода крутые берега подмывает.
Концы – в воду.
Вода себе путь найдет.
Молчит, словно воды в рот набрал.
Это еще на воде вилами писано.
Мир силен, как вода.
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет.
Жди большой беды от лихой воды.
Пришла беда, разозлилась вода.
Всей воды не выпьешь.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Огонь – царь, водица – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княжна.
Ручей поит реку, река поит море.
Пора придет – вода пойдет.
Воду толочь – вода и будет.
Без воды и не туды, и не сюды.
Чужую беду на воде разведу, а к своей – ума не приложу.
Быль, что камень на шее, небылица – проточная водица.
Что с водицей рядится.
Упадешь в воду – сухим не выйдешь.
Хороша вода с берегу.
Что за беда, коли льется вода!
Чужую беду я водой развожу, а на свою беду сижу да гляжу.
В воду упадет — не промокнет, в огонь попадет — не сгорит.
Переливать из пустое в порожнее.
Из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр»
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!»
Предварительный просмотр:
Экологическое занятие – для детей старшего дошкольного возраста "Мир царицы - Водицы"
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; уточнить представления детей о том, что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, уборки помещений. Сформировать бережное отношение к воде. Формирование представления о свойствах воды, различных ее состояниях.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого.
- Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
- Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.
- Активизация и обогащение словаря детей.
- Воспитание бережного отношения к воде.
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материал к занятию: Глобус, вода, плакат «Экономь воду», фрагменты из мультфильмов: «Приключение компаса и будильника «ВОДА», Киевнаучфильм «Дождик, дождик, пуще», информационные буклеты.
Для эксперимента (работа в подгруппах): по две ёмкости, краска гуашь, бинт, вата, воронки, мелкие предметы.
Для творчества: Ватман, краски, карандаши, фломастеры.
Слайд 2
Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Модель земли – глобус. На глобусе вода обозначена, синим цветом.
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать, и определим, так ли много воды в природе? Нужно ли нам ее беречь и защищать?
Где в природе есть вода?
Слайд 3 – в море, океане, озере, реке, болоте
Слайд 4 – в ручье, роднике, луже
Слайд 5 – озеро «Байкал»
Слайд 6 – озеро «Диво»
Нам кажется, что на земле, очень много воды. Но почти вся вода – соленая. Соленую воду нельзя пить. Часть воды – это ледники. Такую воду тоже пить нельзя. Ученые полагают, что только 1% воды на нашей планете пригодно для питья.
Мы маленькие путешественники, продолжаем путешествие дальше.
• Можно ли воду назвать путешественницей?
• Благодаря чему вода путешествует?
• Как происходит круговорот воды в природе?
Отрывок видеофильма «Приключение компаса и будильника» 00:56 сек (по щелчку)
Вывод: вода испаряется с нашей планеты и возвращается на нашу планету. Круговорот воды поддерживает жизнь на нашей планете.
Слайд 7
• Какова вода в природных явлениях?
(Облака, дождь, снег, град, роса, туман, иней, рисунок на стекле)
Слайд 9
• Состояние воды
Жидкое - (подземные воды, дождь, роса)
Твердое – (снег, лед, град, иней)
Газообразное – (пар, туман, облако)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Слайд 10-13
Игра «Четвертый лишний»
Слайд 14 Кому нужна вода?
( Животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым, ЛЮДЯМ)
Слайд 15
Вода попадает в наши дома, школу по специальным трубам. Мы используем водопроводную очищенную воду.
• Как человек использует воду?
(готовит пищу, стирает, убирается, моет посуду, овощи, принимает ванну, ухаживаем за животными)
Физминутка
Рыбки весело ныряют плавательные движения руками
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, сомкнуть руки у груди
Разомкнутся, развести руки от груди
То зароются в песке. руки согнуты в локтях перед
грудью, круговые движения
Слайд 16
Вода еще используется в промышленности.
На нашей планете много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Люди моют машины в прудах, реках. При мытье посуды и стирке, используют стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, от этого происходит загрязнение воды. Мы не только используем воду, но и загрязняем ее. В ней находится много ядовитых кислот, солей, моющих веществ. Это приводит к загрязнению воды в окружающей среде. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.
Слайд 17
Государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.
За защиту окружающей среды выступают общественные организации:
«Партия Зелёных», «GREEN PEACE», которые выступают против загрязнения рек, озёр, морей и требуют строительства очистных сооружений.
Затем предложить провести очистку воды по группам.
Эксперимент: 5 мин
2 банки – предложить сравнить в них воду:
- Одинаковая ли вода?
- Чем отличается вода?
Для уточнения проводим опыт.
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
- В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
Предложить провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
У некоторых народов на нашей планете, нет достаточно воды для того, чтобы сделать самые простые вещи: умыться, приготовить пищу, постирать. Часто источником воды для них является - ДОЖДЬ.
Слайд 18
Для того чтобы мы могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря.
Уже сегодня мы с вами можем экономить воду.
• Помыли руки и лицо, закройте кран.
• На трубы нужно ставить приборы учета расходования воды.
• Можно собирать дождевую воду для полива растений.
• После пикников на природе, убирать мусор.
• Участвовать в акциях по охране окружающей среды.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водоворотном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Н. Рыжовой
У воды есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.
Придумайте природоохранные знаки «Экономь воду» и нарисуйте их. 6 мин.