Задания для домашнего обучения "Волшебница вода. Рыбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с детьми "Волшебница вода. Рыбы" | 19.18 КБ |
Приложение 1 - Окружающий мир и Математика | 31.5 КБ |
Приложение 2 - Дидактические игры | 22.5 КБ |
Приложение 3 - Подвижные игры | 26.5 КБ |
Приложение 4 - Сюжетно-ролевая игра "Рыбка зовёт на помощь" | 52 КБ |
Приложение 5 - Опыт: "Почему рыбы не тонут" | 683.5 КБ |
Приложение 6 - Аппликация "Рыбка" | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО
Тема недели: «Рыбы»
Дата:13.04 – 17.04
Задачи: Продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов, их внешним видом, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Занятия, согласно регламенту НОД | Дидактические игры | Подвижные игры | Сюжетно-ролевые игры | Экспериментальная деятельность | Художественно-изобразительная деятельность | Список рекомендованной литературы |
1. Ребёнок и окружающий мир: «Рыбы»
2. Математика: «В гостях у золотой рыбки»
Приложение 1 | 1. Д/И «Кто где живет»
2. Д/И «Четвёртый лишний»
3. Д/И «Назови ласково» (с мячом)
Приложение 2 | 1. П/И «Рыбак и рыбки»
2. П/И «Море волнуется»
3. П/И «Водяной»
Приложение 3 | С/Р игра «Рыбка зовет на помощь»
Приложение 4 | Опыт: «Почему рыбы не тонут»
Приложение 5 | Аппликация «Рыба»
Приложение 6 | 1. Р.Н.С «По щучьему велению». 2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 3. Н. Носов «Карасик». |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Ребёнок и окружающий мир: «Рыбы»
Ход:
Загадка:
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
У родителей и деток вся одежда из монеток
Кто это? (рыбки)
Рыбы такие разные и непохожи друг на друга.
Д/И «Где живут рыбы. Классификация рыб по месту обитания (использовать карточки логопеда)
В аквариуме: сомик, гуппи, меченосец, гурами и т.д.
В реке: сом, карп, ёрш, лещ и т.д.
В море: треска, горбуша, минтай.
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Д/И «Строение рыбки»
- Назовите основные части рыбы (туловище, голова, хвост, плавники)
- Для чего рыбам плавники? Хвост?
- Чем дышит рыба?
- Чем покрыто тело?
- Спят ли рыбы? (спит на дне чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами)
- Почему рыбы не тонут?
Д/И «Назови ласково» (сом – сомик, карась – карасик и т.д.)
Спокойная игра «Море волнуется»
Итог:
- О чем новом мы сегодня узнали?
- Где живут рыбы?
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.
Математика: «В гостях у золотой рыбки»
1. Загадка:
У родителей и деток вся одежда из монеток
- Как вы догадались?
- Что это за монетки?
К нам сегодня приплыла на занятие рыбка. Кто знает, что это за рыбка?
А где она живет? (в море, как в сказке А. С. Пушкина), (в аквариуме)
К нам приплыла сегодня золотая рыбка.
2. Зрительная гимнастика:
Помним, что мы следим за рыбкой только глазами.
Голова остаётся на месте – где рыбка плавает?
- Вправо – влево
- Вверх – вниз
- По кругу
- Восьмёркой
Но чего не хватает в нашем аквариуме?
Как вы думаете, чем можно заполнить аквариум?
3. Игра «Аквариум» (приготовить лист голубого цвета, простой карандаш, цветные карандаши)
- Где находится рыбка? (в центре, нарисовать)
- Нарисовать камешки внизу на дне.
- В нижний правый угол нарисуем домик.
- В нижний левый нарисовать ракушку.
- Морского конька в верхний левый.
- Улитку в верхний правый.
- Нарисуем водоросли: зелёные водоросли нарисуем слева от рыбки, а красные водоросли справа от рыбки.
Вот какой красивый аквариум у нас получился. (повторить где что нарисовали)
4. Физминутка:
Рыбки плавают, ныряют кувыркаются в воде
Разойдутся вновь сойдутся
И зароются в воде.
5. Игра «Посчитаем рыбок»
Вытаскиваем поочереди рыбку из аквариума, называем цифру, которая на ней записана.
- Посчитать сколько рыбок мы достали.
- Расставь рыбок по порядку.
- На каком месте находится зеленая рыбка? Красная? Желтая?
6. Игра «Сложи рыбку из геометрических фигур» (за столом)
- Из каких фигур вы сложили рыбку?
7. Итог:
- У кого мы побывали в гостях?
- Чем мы занимались?
- Вам понравилось?
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Дидактическая игра «Кто где живет»
Картинки раскладываются на изображения: моря, реки, аквариума.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Найдите в каждом ряду лишнюю картинку и объясните свой выбор.
Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)
Нужно встать в круг. Воспитатель бросает мяч и называет рыбу, а дети должны ловить мяч и называть рыбу ласково.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Подвижная игра «Рыбак и рыбки»
Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:
— Что вы делаете?
— Невод.
— Что вы будете ловить?
— Рыбу.
— Какую?
— Щуку.
— Ловите!
«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».
Подвижная игра «Море волнуется»
Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.
Подвижная игра «Водяной»
Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука — это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:
Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!
После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.
Существуют и другие варианты правил:
После слова «Гори!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Сюжетно-ролевая игра «Рыбка зовёт на помощь»
Оборудование:
- Корабль (стулья, мягкий модуль, штурвал, паруса из картона, якорь на веревке, спасательные круги);
- Золотая рыбка (большая картинка);
- Картинки разнообразных коралловых рыбок;
- Коробка с «кладом», раскраски морских обитателей;
- Картонный ключ, разрезанный на 3 части с надписью: Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
- Бумажный и пластиковый мусор.
- Спортивные трубы;
- Ведра или тазики для сбора «нефти» и мусора.
- Техническое оборудование: магнитофон с записью шума моря и морских песен.
- Зонтик, с прикрепленным мусором;
- Снаряжение для водолаза: очки, ласты, акваланг из пластиковых бутылок;
- Письмо и картинка с загрязненным водоёмом;
- Наушники для радиста;
- Рыболовная сеть, с прикрепленными на ней с помощью прищепок картинками морских обитателей.
- Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырка, морские воротники –гюйсы, колпак повара.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.), беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.
Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря».
Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».
Рассматривание фотоиллюстраций с картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».
Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»
ХОД
I Орг. момент:
Дети стоят полукругом возле воспитателя. (В.)
- Сегодня утром я получила загадочное письмо с картинкой.
Открываем, читаем письмо:
Дорогие ребята, в наши морские глубины пришла беда, спасите нас, иначе мы погибнем!
В благодарность за вашу помощь я подарю вам ключ от подводного клада, в котором вы увидите настоящие сокровища всех морей и океанов.
В.
- Интересно, кто прислал нам это письмо?
Смотрят обратный адрес:
Откуда: коралловые рифы
От кого: от золотой рыбки.
II Основная часть
В.:
- Что за беда случилась в море? Рыбка просит нас помочь ей, значит нам нужно немедленно отправляться в морскую экспедицию, выяснить что произошло и постараться помочь морским обитателям.
- Но на чем мы отправимся? На чем люди могут путешествовать по морям-океанам?
Дети:
- На корабле, яхте, лодке, паруснике, пароходе, лайнере и др.
В.:
- Как можно назвать этот транспорт одним словом?
Дети:
- Водный.
В.: - На каком водном транспорте мы отправимся спасать морских обитателей, вы узнаете, разгадав ребус. (Корабль)
В.:
- Вот и наш корабль уже готов к плаванию. Но у любого корабля обязательно должно быть название. Раз мы отправляемся спасать, то и название нашему кораблю мы дадим какое? («СПАСАТЕЛЬ») открывает название
- Но на нашем корабле еще не хватает главного, без этого он не сможет тронуться с места?
Предположения детей
- Без команды!
- Я провозглашаю вас командой отважного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!
- Команда, стройся! Ровняйся! Смирно! (строятся)
- Я тоже буду принимать участие в вашем путешествие. Кем я буду, узнаете, отгадав загадку.
Все моря он бороздил,
В штиль и в шторм корабль водил.
Человек отважный, смелый,
И морское знает дело.
Покорил немало стран
Это бравый … (капитан)!
В.:
- Члены экипажа, прошу представиться всей команде доблестного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!
Каждый ребенок выходит из строя, делая шаг вперед.
- Штурман:
- Я – штурман, помощник капитана, стою у штурвала, слежу за маршрутом и приборами, выполняю все команды капитана.
- Радист:
- Я – радист, держу связь с землей и другими кораблями, узнаю сводку погоды на ближайшие дни.
3. Водолаз.
- Я – специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.
4. Кок:
- Я – кок, корабельный повар, готовлю еду для всей команды.
5. Матросы:
- Мы – матросы, несем службу на корабле.
6. Юнга:
- Я – юнга, готовлюсь стать матросом, держу палубу в чистоте и порядке.
7. Ученые-океанологи:
- Мы – ученые океанологи, берем воду на пробу и проверяем, чистая ли она, исследуем глубины океана.
8. Журналист.
- Я – журналист, буду вести репортаж о путешествии.
9. Капитан:
- Я – капитан, слежу за порядком на корабле, отдаю команды экипажу во время плавания.
В.-Капитан:
- Экипаж, прошу пройти по трапу на борт корабля и занять свои места. Нас ждут приключения. Штурман, займите место в рубке на верхней палубе у штурвала. (все «поднимаются по трапу на корабль»).
Штурман:
- Свистать всех наверх. Поднять флаг! Держим курс к коралловым рифам. Право руля! Поднять якорь! (Матрос поднимает якорь) Расправить паруса! (Все берут в руки по парусу и поднимают руки вверх) Полный вперед!
Звучит фонограмма шум моря
Матрос №1 (встает)
Я б в матросы пошел –
Пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
На матроске – якоре.
Я проплавал эту зиму,
Океаны покоряя!
Матрос№2 (встает)
Напрасно, волны, скачете
Морской дорожкой,
На реях и по мачте
Карабкаюсь кошкой.
Штурман:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
В.- Капитан:
- Спустить паруса! Вы слышали, что-то ударилось о борт нашего корабля? Что бы это могло быть? А вдруг мы налетели на подводную скалу? Нужно проверить скорей, не пробило ли дно корабля, а то корабль потонет. (смотрят, нет ли течи)
- Теперь всё в порядке, но корабль почему-то стоит на месте? У нас на борту есть специалист, который сможет установить причину. (загадка)
- Водолаз:
Его работа в глубине,
На самом дне.
Его работа в темноте
И в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос:
Не космонавт,
А ходит среди звезд.
(снаряжают водолаза – одевают ласты, очки, акваланг, он «ныряет, плавает, смотрит»)
В.- Капитан:
- Водолаз, докладывайте, почему наш корабль не движется вперед, стоит на месте?
Водолаз:
- Наш корабль сел на мель, нужно ждать прилива. (возвращается назад, снимает снаряжение)
В. – Капитан:
- Мы вынуждены ждать прилива, когда поднимется вода. Чтобы не скучать, команда, песню дружно запевай:
Вся команда поёт:
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь!
Только смелым покоряются море!
В. Капитан.
- Внимание, команда, начался прилив, плывём дальше! Поднять паруса! Полный вперед! (шум моря усиливается)
- Тревога, тревога! Начинается шторм! Слева по борту скала! Право руля! Мы попали в бушующие волны! (имитируют качку, встают, качаются из стороны в сторону, звучит фонограмма шторма)
- Срочно спустить паруса, иначе их порвет сильный ветер!
- Кажется, шторм утихает…
В. – Капитан радисту:
- Товарищ радист, у вас поступило радиосообщение, докладывайте:
Радист:
- Поступил сигнал SOS, координаты установлены, держим курс к коралловым рифам. Полный вперед!
В.- Капитан:
- Вот мы и прибыли к тому месту, откуда поступил сигнал бедствия, это морские коралловые рифы. Бросить якорь. А вот и сама рыбка, которая звала на помощь. (выставляется рыбка). Здесь что-то не так, что-то здесь произошло, почему рыбка грязная? Что за черные пятна растеклись по поверхности моря?
- Ученые-океанологи, у вас есть ответ на этот вопрос?
Ученый-океанолог:
- Это большой танкер вез в своих трюмах нефть и наскочил на подводную скалу и получил пробоину. Нефть широко разлилась по воде и покрыла пляжи и прибрежные скалы скользкой черной пленкой.
В.-Капитан:
- Нужно срочно спасать море и очистить воду от пролившейся нефти. Ведь если не помочь, что может произойти?
Варианты детей.
- Для этого нам понадобятся очистительные сооружения.
Эстафета №1.
На полу лежат «черные пятна» - нефть. Все дети делятся на две команды. Дети по сигналу бегут к «морю», берут одно «пятно», пролезают через спортивную трубу-«очистительное сооружение» и бросают «пятно» в своё ведро. Звучит веселая морская песня. Так дети бегают, пока «пятна» не закончатся. В конце эстафеты капитан подсчитывает, от скольких «пятен» каждая команда очистила «море».
После эстафеты возвращаются на корабль, а воспитатель открывает часть рыбок.
В.-Капитан:
- Смотрите, как заблестела вода! А рыбка подарила нам часть ключа в благодарность!
- Посмотрите, слева по борту плывет странное существо. Кто это?
Медуза (в руках зонтик, увешанный мусором, воспитатель разбрасывает мусор по полу)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется, как крапива.
Для меня волн качели,
Я плыву без всякой цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода.
Дети:
- Это медуза!
В.-Капитан:
- Что это висит на ней?
Дети:
- Мусор!
В.-Капитан:
- Откуда в море взялся мусор?
Дети:
- Люди с кораблей бросают!
В.-Капитан:
- Господа-ученые, что произойдет в море, если люди будут бросать мусор в воду?
Ученый-океанолог:
- Погибнут водоросли, погибнут усатые киты, морские черепахи вымрут, поедая целлофановые пакеты, принимая их за медуз.
В.-Капитан:
- мы прибыли сюда, чтобы помочь, очистим море от мусора.
Эстафета №2.
Дети разбиваются на две команды.
Первая команда собирает только бумажный мусор;
Вторая команда собирает только пластиковый мусор.
В.-Капитан:
- Молодцы, очистили море от мусора! Смотрите, сюда в коралловые рифы вернулось еще больше рыбок, а рыбка нам отдала еще одну часть ключа от клада.
- Но на этом все беды в коралловых рифах еще не закончились. Тревога! В сеть к браконьерам попало очень много морских обитателей! Вы сможете спасти их, если дадите им правильные название, распутаете из сетей и отпустите в море.
(Подходят к рыболовной сети, где на прищепках висят картинки морских обитателей. Каждый ребенок по очереди снимает по выбору картинку и называет, кого он спас)
В.-Капитан:
- Вот мы и спасли всех. Ура! А еще нам рыбка отдала последнюю часть ключа, и все рыбки вернулись домой.
- Давайте соберем ключ и узнаем, где спрятан клад.
Собирают ключ, на нем написано:
Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
В.-Капитан:
- Как называется этот уголок?
Дети:
- Спортивный!
В.-Капитан:
- Он находится в саду, значит нам надо возвращаться обратно. Все на борт корабля, занять свои места, поднять якорь, поднять паруса! Попутного ветра! Полный вперед! Держим курс обратно в детский сад! (шум моря)
- Приплыли, спускаемся по трапу на берег.
Находят коробку в спортивном уголке, открывают и находят там раскраски и надпись: «Настоящие сокровища морей и океанов».
III Итог:
В.-Капитан
- А где золото, бриллианты? Что здесь изображено?
Дети:
- Морские обитатели!
В.-Капитан:
- Получается, что по-настоящему является сокровищами всех морей и океанов?
Дети:
- Яркий, красивый и многообразный подводный мир, и разнообразие морских обитателей.
Воспитатель:
- А ваша задача сделать их яркими и красивыми.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Опыт «Почему рыбы не тонут»
Вариант I.
Оборудование: воздушный шарик, пробка, трубочка для коктейля, утяжелители (гайки и др. небольшие металлические предметы), емкость с водой.
Проткнуть пробку трубочкой, предварительно проделав в ней небольшое отверстие; положить утяжелители в шарик; плотно соединить надувное отверстие шарика и пробку, используя скотч и др. подручные средства.
Ход эксперимента: сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.
Вариант II.
Оборудование: медицинский шприц без иглы, кусок пластилина, силуэт рыбки вырезанный из пластиковой папки. Прилепить пластилин к шприцу, подобрав его количество опытным путем: необходимо, чтобы при вдвинутом поршне шприца конструкция лежала на дне, а при оттянутом всплывала.
Для наглядности сбоку к пластилину
прилепить рыбку. В этом случае пластилин
служит утяжелителем.
Ход эксперимента: предварительно пояснить детям устройство шприца, показать ту его часть, где находится воздух. Опустить конструкцию на дно при вдвинутом поршне – рыбка спит или прячется. Далее понемногу оттягивать поршень, добиваясь нахождения в толще воды – рыбка проснулась и плавает. Оттянуть поршень до конца – рыбка всплывает и ловит комара с поверхности воды. Продемонстрировать обратный процесс.
Выводы к вариантам I и II: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. В данном случае нет необходимости обращаться к законам Архимеда. Объясняем, что у рыб нет, конечно, шариков и шприцов, зато есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Аппликация «Рыба»