Задания для домашнего обучения "Волшебница вода. Рыбы"

Железнова Антонина Петровна

Предварительный просмотр:

План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО

Тема недели: «Рыбы»

Дата:13.04 – 17.04

Задачи: Продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов, их внешним видом, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Занятия, согласно регламенту НОД

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментальная деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Список рекомендованной литературы

1. Ребёнок и окружающий мир: «Рыбы»

  • Пополнить знания детей о рыбах;
  • Формировать знания детей о внешнем виде рыб, среде их обитания;
  • Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, речные);
  • Выделять признаки различия и сходства между рыбками;

2. Математика: «В гостях у золотой рыбки»

  • Закрепить навыки счета;
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
  • Закрепить умение создавать изображение из геометрических фигур;
  • Воспитывать интерес к математике.

Приложение 1

1. Д/И «Кто где живет»

  • Уточнить и закрепить знания об обитателях моря.;
  • Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

2. Д/И «Четвёртый лишний»

  • Уточнить и закрепить знания об обитателях моря.;
  • Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

3. Д/И «Назови ласково» (с мячом)

  • Уточнить и закрепить знания об обитателях моря.;
  • Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Приложение 2

1. П/И «Рыбак и рыбки»

  • Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

2. П/И «Море волнуется»

  • Формировать навыки двигательной активности детей;
  • Выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

3. П/И «Водяной»

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Приложение 3

С/Р игра «Рыбка зовет на помощь»

  • Формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием;
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;
  • Закреплять знания о профессиях взрослых на корабле. 
  • Воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота;
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
  • Совершенствовать двигательную активность;
  • Активизировать словарь детей.

Приложение 4

Опыт: «Почему рыбы не тонут»

  • Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Развивать познавательную инициативу ребенка;
  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Приложение 5

Аппликация «Рыба»

  • Развитие творческих, интеллектуальных и художественных способностей;
  • Экологическое воспитание.

Приложение 6

1. Р.Н.С «По щучьему велению».

2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

3. Н. Носов «Карасик».



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Ребёнок и окружающий мир: «Рыбы»

Ход:

Загадка:

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

У родителей и деток вся одежда из монеток

Кто это? (рыбки)

Рыбы такие разные и непохожи друг на друга.

Д/И «Где живут рыбы. Классификация рыб по месту обитания (использовать карточки логопеда)

В аквариуме: сомик, гуппи, меченосец, гурами и т.д.

В реке: сом, карп, ёрш, лещ и т.д.

В море: треска, горбуша, минтай.

Физминутка:

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Д/И «Строение рыбки»

 - Назовите основные части рыбы (туловище, голова, хвост, плавники)

 - Для чего рыбам плавники? Хвост?

 - Чем дышит рыба?

 - Чем покрыто тело?

 - Спят ли рыбы? (спит на дне чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами)

 - Почему рыбы не тонут?

Д/И «Назови ласково» (сом – сомик, карась – карасик и т.д.)

Спокойная игра «Море волнуется»

Итог:

  • О чем новом мы сегодня узнали?
  • Где живут рыбы?

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

Математика: «В гостях у золотой рыбки»

1. Загадка:

У родителей и деток вся одежда из монеток

 - Как вы догадались?

 - Что это за монетки?

К нам сегодня приплыла на занятие рыбка. Кто знает, что это за рыбка?

А где она живет? (в море, как в сказке А. С. Пушкина), (в аквариуме)

К нам приплыла сегодня золотая рыбка.

2. Зрительная гимнастика:

Помним, что мы следим за рыбкой только глазами.

Голова остаётся на месте – где рыбка плавает?

 - Вправо – влево

 - Вверх – вниз

 - По кругу

 - Восьмёркой

Но чего не хватает в нашем аквариуме?

Как вы думаете, чем можно заполнить аквариум?

3. Игра «Аквариум» (приготовить лист голубого цвета, простой карандаш, цветные карандаши)

 - Где находится рыбка? (в центре, нарисовать)

 - Нарисовать камешки внизу на дне.

 - В нижний правый угол нарисуем домик.

 - В нижний левый нарисовать ракушку.

 - Морского конька в верхний левый.

 - Улитку в верхний правый.

 - Нарисуем водоросли: зелёные водоросли нарисуем слева от рыбки, а красные водоросли справа от рыбки.

 Вот какой красивый аквариум у нас получился. (повторить где что нарисовали)

4. Физминутка:

Рыбки плавают, ныряют кувыркаются в воде

Разойдутся вновь сойдутся

И зароются в воде.

5. Игра «Посчитаем рыбок»

Вытаскиваем поочереди рыбку из аквариума, называем цифру, которая на ней записана.

 - Посчитать сколько рыбок мы достали.

 - Расставь рыбок по порядку.

 - На каком месте находится зеленая рыбка? Красная? Желтая?

6. Игра «Сложи рыбку из геометрических фигур» (за столом)

 - Из каких фигур вы сложили рыбку?

7. Итог:

 - У кого мы побывали в гостях?

 - Чем мы занимались?

 - Вам понравилось?

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Дидактическая игра «Кто где живет»

Картинки раскладываются на изображения: моря, реки, аквариума.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Найдите в каждом ряду лишнюю картинку и объясните свой выбор.

Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Нужно встать в круг. Воспитатель бросает мяч и называет рыбу, а дети должны ловить мяч и называть рыбу ласково.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыбаки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Невод.

— Что вы будете ловить?

— Рыбу.

— Какую?

— Щуку.

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

Подвижная игра «Море волнуется»

Принимать участие может любое количество игроков. Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
  В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего.

Подвижная игра «Водяной»

Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посредине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука — это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:

Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!

  После слова «Гори!»  все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.

Существуют и другие варианты правил:

    После слова «Гори!»  водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Сюжетно-ролевая игра «Рыбка зовёт на помощь»

Оборудование:

  • Корабль (стулья, мягкий модуль, штурвал, паруса из картона, якорь на веревке, спасательные круги);
  • Золотая рыбка (большая картинка);
  • Картинки разнообразных коралловых рыбок;
  • Коробка с «кладом», раскраски морских обитателей;
  • Картонный ключ, разрезанный на 3 части с надписью: Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
  • Бумажный и пластиковый мусор.
  • Спортивные трубы;
  • Ведра или тазики для сбора «нефти» и мусора.
  • Техническое оборудование: магнитофон с записью шума моря и морских песен.
  • Зонтик, с прикрепленным мусором;
  • Снаряжение для водолаза: очки, ласты, акваланг из пластиковых бутылок;
  • Письмо и картинка с загрязненным водоёмом;
  • Наушники для радиста;
  • Рыболовная сеть, с прикрепленными на ней с помощью прищепок картинками морских обитателей.
  • Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырка, морские воротники –гюйсы, колпак повара.

 Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.), беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.

Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря».

Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».

Рассматривание фотоиллюстраций с картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море».

Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные»

ХОД

I Орг. момент:

Дети стоят полукругом возле воспитателя. (В.)

- Сегодня утром я получила загадочное письмо с картинкой.

Открываем, читаем письмо:

Дорогие ребята, в наши морские глубины пришла беда, спасите нас, иначе мы погибнем!

В благодарность за вашу помощь я подарю вам ключ от подводного клада, в котором вы увидите настоящие сокровища всех морей и океанов.

В.

- Интересно, кто прислал нам это письмо?

Смотрят обратный адрес:

Откуда: коралловые рифы

От кого: от золотой рыбки.

II Основная часть

В.:

- Что за беда случилась в море? Рыбка просит нас помочь ей, значит нам нужно немедленно отправляться в морскую экспедицию, выяснить что произошло и постараться помочь морским обитателям.

- Но на чем мы отправимся? На чем люди могут путешествовать по морям-океанам?

Дети:

- На корабле, яхте, лодке, паруснике, пароходе, лайнере и др.

В.:

- Как можно назвать этот транспорт одним словом?

Дети:

- Водный.

В.: - На каком водном транспорте мы отправимся спасать морских обитателей, вы узнаете, разгадав ребус. (Корабль)

В.:

- Вот и наш корабль уже готов к плаванию. Но у любого корабля обязательно должно быть название. Раз мы отправляемся спасать, то и название нашему кораблю мы дадим какое? («СПАСАТЕЛЬ»открывает название

Но на нашем корабле еще не хватает главного, без этого он не сможет тронуться с места?

Предположения детей

- Без команды!

- Я провозглашаю вас командой отважного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!

- Команда, стройся! Ровняйся! Смирно! (строятся)

- Я тоже буду принимать участие в вашем путешествие. Кем я буду, узнаете, отгадав загадку.

                        Все моря он бороздил,

                        В штиль и в шторм корабль водил.

                        Человек отважный, смелый,

                        И морское знает дело.

                        Покорил немало стран

                        Это бравый … (капитан)!

В.:

- Члены экипажа, прошу представиться всей команде доблестного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!

Каждый ребенок выходит из строя, делая шаг вперед.

  1. Штурман:

- Я – штурман, помощник капитана, стою у штурвала, слежу за маршрутом и приборами, выполняю все команды капитана.

  1.  Радист:

- Я – радист, держу связь с землей и другими кораблями, узнаю сводку погоды на ближайшие дни.

3. Водолаз.

- Я – специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.

4. Кок:

- Я – кок, корабельный повар, готовлю еду для всей команды.

5. Матросы:

- Мы – матросы, несем службу на корабле.

6. Юнга:

- Я – юнга, готовлюсь стать матросом, держу палубу в чистоте и порядке.

7. Ученые-океанологи:

- Мы – ученые океанологи, берем воду на пробу и проверяем, чистая ли она, исследуем глубины океана.

8. Журналист.

- Я – журналист, буду вести репортаж о путешествии.

9. Капитан:

- Я – капитан, слежу за порядком на корабле, отдаю команды экипажу во время плавания.

В.-Капитан:

- Экипаж, прошу пройти по трапу на борт корабля и занять свои места. Нас ждут приключения. Штурман, займите место в рубке на верхней палубе у штурвала. (все «поднимаются по трапу на корабль»).

Штурман:

- Свистать всех наверх. Поднять флаг! Держим курс к коралловым рифам. Право руля! Поднять якорь! (Матрос поднимает якорь) Расправить паруса! (Все берут в руки по парусу и поднимают руки вверх) Полный вперед!

Звучит фонограмма шум моря

Матрос №1 (встает)

                  Я б в матросы пошел –

                  Пусть меня научат.

                  У меня на шапке лента,

                  На матроске – якоре.

                  Я проплавал эту зиму,

                  Океаны покоряя!

Матрос№2 (встает)

                  Напрасно, волны, скачете

                  Морской дорожкой,

                  На реях и по мачте

                  Карабкаюсь кошкой.

Штурман:

                  Детский сад наш изменился,

                  В океан он превратился.

                  Мы отправимся гулять,

                  Дно морское изучать.

                  Сколько водорослей разных,

                  Звезд, медуз и рыб прекрасных,

                  Ламинарии, ежи

                  И ракушки хороши!

В.- Капитан:

- Спустить паруса! Вы слышали, что-то ударилось о борт нашего корабля? Что бы это могло быть? А вдруг мы налетели на подводную скалу? Нужно проверить скорей, не пробило ли дно корабля, а то корабль потонет. (смотрят, нет ли течи)

- Теперь всё в порядке, но корабль почему-то стоит на месте? У нас на борту есть специалист, который сможет установить причину. (загадка)

- Водолаз:

                  Его работа в глубине,

                  На самом дне.

                  Его работа в темноте

                  И в тишине.

                  Но кто же он,

                  Ответь-ка на вопрос:

                  Не космонавт,

                  А ходит среди звезд.

(снаряжают водолаза – одевают ласты, очки, акваланг, он «ныряет, плавает, смотрит»)

В.- Капитан:

- Водолаз, докладывайте, почему наш корабль не движется вперед, стоит на месте?

Водолаз:

- Наш корабль сел на мель, нужно ждать прилива. (возвращается назад, снимает снаряжение)

В. – Капитан:

- Мы вынуждены ждать прилива, когда поднимется вода. Чтобы не скучать, команда, песню дружно запевай:

Вся команда поёт:

                  Капитан, капитан, улыбнитесь,

                  Ведь улыбка – это флаг корабля!

                  Капитан, капитан, подтянитесь!

                  Только смелым покоряются море!

В. Капитан.

- Внимание, команда, начался прилив, плывём дальше! Поднять паруса! Полный вперед! (шум моря усиливается)

- Тревога, тревога! Начинается шторм! Слева по борту скала! Право руля! Мы попали в бушующие волны! (имитируют качку, встают, качаются из стороны в сторону, звучит фонограмма шторма)

Срочно спустить паруса, иначе их порвет сильный ветер!

- Кажется, шторм утихает…

В. – Капитан радисту:

- Товарищ радист, у вас поступило радиосообщение, докладывайте:

Радист:

- Поступил сигнал SOS, координаты установлены, держим курс к коралловым рифам. Полный вперед!

В.- Капитан:

- Вот мы и прибыли к тому месту, откуда поступил сигнал бедствия, это морские коралловые рифы. Бросить якорь. А вот и сама рыбка, которая звала на помощь. (выставляется рыбка). Здесь что-то не так, что-то здесь произошло, почему рыбка грязная? Что за черные пятна растеклись по поверхности моря?

- Ученые-океанологи, у вас есть ответ на этот вопрос?

Ученый-океанолог:

- Это большой танкер вез в своих трюмах нефть и наскочил на подводную скалу и получил пробоину. Нефть широко разлилась по воде и покрыла пляжи и прибрежные скалы скользкой черной пленкой.

В.-Капитан:

- Нужно срочно спасать море и очистить воду от пролившейся нефти. Ведь если не помочь, что может произойти?

Варианты детей.

- Для этого нам понадобятся очистительные сооружения.

Эстафета №1.

На полу лежат «черные пятна» - нефть. Все дети делятся на две команды. Дети по сигналу бегут к «морю», берут одно «пятно», пролезают через спортивную трубу-«очистительное сооружение» и бросают «пятно» в своё ведро. Звучит веселая морская песня. Так дети бегают, пока «пятна» не закончатся. В конце эстафеты капитан подсчитывает, от скольких «пятен» каждая команда очистила «море».

После эстафеты возвращаются на корабль, а воспитатель открывает часть рыбок.

В.-Капитан:

- Смотрите, как заблестела вода! А рыбка подарила нам часть ключа в благодарность!

- Посмотрите, слева по борту плывет странное существо. Кто это?

Медуза (в руках зонтик, увешанный мусором, воспитатель разбрасывает мусор по полу)

                  По волнам гуляет зонтик,

                  Если встретите – не троньте!

                  Вот так чудо, вот так диво!

                  Зонтик жжется, как крапива.

                  Для меня волн качели,

                  Я плыву без всякой цели

                  Ниоткуда в никуда,

                  Вся прозрачна, как вода.

Дети:

- Это медуза!

В.-Капитан:

- Что это висит на ней?

Дети:

- Мусор!

В.-Капитан:

- Откуда в море взялся мусор?

Дети:

- Люди с кораблей бросают!

В.-Капитан:

- Господа-ученые, что произойдет в море, если люди будут бросать мусор в воду?

Ученый-океанолог:

- Погибнут водоросли, погибнут усатые киты, морские черепахи вымрут, поедая целлофановые пакеты, принимая их за медуз.

В.-Капитан:

- мы прибыли сюда, чтобы помочь, очистим море от мусора.

Эстафета №2.

Дети разбиваются на две команды.

Первая команда собирает только бумажный мусор;

Вторая команда собирает только пластиковый мусор.

В.-Капитан:

- Молодцы, очистили море от мусора! Смотрите, сюда в коралловые рифы вернулось еще больше рыбок, а рыбка нам отдала еще одну часть ключа от клада.

- Но на этом все беды в коралловых рифах еще не закончились. Тревога! В сеть к браконьерам попало очень много морских обитателей! Вы сможете спасти их, если дадите им правильные название, распутаете из сетей и отпустите в море.

(Подходят к рыболовной сети, где на прищепках висят картинки морских обитателей. Каждый ребенок по очереди снимает по выбору картинку и называет, кого он спас)

В.-Капитан:

- Вот мы и спасли всех. Ура! А еще нам рыбка отдала последнюю часть ключа, и все рыбки вернулись домой.

- Давайте соберем ключ и узнаем, где спрятан клад.

Собирают ключ, на нем написано:

Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.

В.-Капитан:

- Как называется этот уголок?

Дети:

- Спортивный!

В.-Капитан:

- Он находится в саду, значит нам надо возвращаться обратно. Все на борт корабля, занять свои места, поднять якорь, поднять паруса! Попутного ветра! Полный вперед! Держим курс обратно в детский сад! (шум моря)

- Приплыли, спускаемся по трапу на берег.

Находят коробку в спортивном уголке, открывают и находят там раскраски и надпись: «Настоящие сокровища морей и океанов».

III Итог:

В.-Капитан

- А где золото, бриллианты? Что здесь изображено?

Дети:

- Морские обитатели!

В.-Капитан:

- Получается, что по-настоящему является сокровищами всех морей и океанов?

Дети:

- Яркий, красивый и многообразный подводный мир, и разнообразие морских обитателей.

Воспитатель:

- А ваша задача сделать их яркими и красивыми.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Опыт «Почему рыбы не тонут»

Вариант I.

Оборудование: воздушный шарик, пробка, трубочка для коктейля, утяжелители (гайки и др. небольшие металлические предметы), емкость с водой.

Проткнуть пробку трубочкой, предварительно проделав в   ней небольшое отверстие; положить утяжелители в шарик; плотно соединить надувное отверстие шарика и пробку, используя скотч и др. подручные средства. 

Ход эксперимента: сдутый шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.

Вариант II.

Оборудование: медицинский шприц без иглы, кусок пластилина, силуэт рыбки вырезанный из пластиковой папки. Прилепить пластилин к шприцу, подобрав его количество опытным путем: необходимо, чтобы при вдвинутом поршне шприца конструкция лежала на дне, а при оттянутом всплывала.

 Для наглядности сбоку к пластилину

прилепить рыбку. В этом случае пластилин

 служит утяжелителем. 

Ход эксперимента: предварительно пояснить детям устройство шприца, показать ту его часть, где находится воздух. Опустить конструкцию на дно при вдвинутом поршне – рыбка спит или прячется. Далее понемногу оттягивать поршень, добиваясь нахождения в толще воды – рыбка проснулась и плавает. Оттянуть поршень до конца – рыбка всплывает и ловит комара с поверхности воды. Продемонстрировать обратный процесс.

Выводы к вариантам I и II: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. В данном случае нет необходимости обращаться к законам Архимеда. Объясняем, что у рыб нет, конечно, шариков и шприцов, зато есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Аппликация «Рыба»