Комплексные контрольно - измерительные работы по истории, тесты
« Утверждаю» « Согласовано»
Заместитель директора по УВР Руководитель МО
Дубовикова О.Н.____________ __________________
Контрольно-измерительная работа
по истории 8 класс.
I вариант
Задания части А.
Выберите правильный ответ.
1. Модернизация — это переход от:
1) мануфактуры к фабрике;
2) традиционного общества к индустриальному;
3) Античности к Средневековью;
2. Общественно-политическое учение XIX в., основными ценностями признававшее стабильность существующего общественного порядка, сохранение традиций и религию:
1) либерализм;
2) консерватизм;
3) социализм;
3. «Битвой народов» называют сражение:
1) при Ватерлоо;
2) под Лейпцигом;
3) при Бородино;
4. Автором «Русской правды» был:
1) Н. М. Муравьев;
2) П. И. Пестель;
3) М. М. Сперанский;
5. В каком году был издан указ о «вольных хлебопашцах»?
1) в 1801 г.;
2) в 1803 г.;
3) в 1812 г.
6. В Тильзитском мирном договоре содержалось положение о:
1) присоединении России к континентальной блокаде;
2) ликвидации Речи Посполитой;
3) борьба с Наполеоновской Францией.
7. Когда началось восстание декабристов?
1) 14 декабря 1825 г.; 2) 29 декабря 1825 г.; 3) 6 марта 1826 г.
8. Главным направлением внешней политики России в первой четверти XIX в. было(а):
1) завоевание Крыма;
2) ликвидация Речи Посполитой;
3) борьба с Наполеоновской Францией;
9.Назовите дату Бородинского сражения?
1) 22 сентября 1812 г. 2) 14 декабря 1812 г.; 3) 26 августа 1812 г.
10.В каком городе было образовано Северное общество декабристов?
1) в Москве; 2) в Петербурге; 3) в Пскове.
11. В царствование Александра I:
1) учрежден Сенат;
2) учрежден Корпус жандармов;
3) созданы военные поселения;
12. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.:
1) даровал личную свободу государственным крестьянам;
2) закрепил привилегии крестьян-однодворцев;
3) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп.
13. Для военного переворота декабристы выбрали момент, связанный с (со):
1) принятием присяги Константину;
2) принятием присяги Николаю;
3) смертью Александра I.
14. Восточный вопрос был связан с …
1) ослаблением османской империи;
2) усилением Османской империи;
3) стремлением Франции к укреплению на территории Турции;
15. Диктатором декабристского восстания был назначен:
1) В.К.Кюхельбекер; 2) С.П.Трубецкой; 3) П.Г.Каховский.
В 1.
Соотнесите понятия и термины:
1) Профессиональная обработка законов, сведение их в одну систему.
2) Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.
3) Неофициальный орган, созданный Александром I из числа своих ближайших сподвижников — сторонников либеральных реформ.
4) Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в историю как ... .
5) Система государственного надзора за литературой и периодической печатью.
6) Боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов.
А) Аракчеевщина; В) партизанское движение; Д) контрибуция;
Б) цензура; Г) кодификация; Е) Негласный комитет.
В 2.
Соотнесите даты и события:
1) Тильзитский мирный договор | а)1825 г. |
2) правление Николая I; | б) 1803 г |
3) указ о вольных хлебопашцах; | в)1825—1855 гг.; |
4) Отечественная война; | г)1807г.
|
5) восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге; | д)1812 г. - |
|
Ключ к тесту: Часть А
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
№ ответа | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
В 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
г | д | е | а | б | в |
В 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г | в | б | д | а |
Примечание: За каждый правильный ответ в части А ставится 1 балл; за В1 и В2 – 2 балла.
Уровни выполнения заданий:
19-18– оптимальный «5» (100 % выполнение работы);
17-14– высокий «4» ( 80 -99%);
13-10– достаточный «3» (66 – 79 %);
9-0– низкий «2» ( до 66 %).
Учитель: Сороковикова О.Н.
« Утверждаю» « Согласовано»
Заместитель директора по УВР Руководитель МО
Дубовикова О.Н.____________ __________________
Контрольно-измерительная работа
по истории 8 класс.
II вариант
Задания части А.
Выберите правильный ответ.
1.Назовите дату Бородинского сражения?
1) 22 сентября 1812 г. 2) 14 декабря 1812 г.; 3) 26 августа 1812 г.
2. В царствование Александра I:
1) учрежден Сенат;
2) учрежден Корпус жандармов;
3) созданы военные поселения;
3. Главным направлением внешней политики России в первой четверти XIX в. было(а):
1) завоевание Крыма;
2) ликвидация Речи Посполитой;
3) борьба с Наполеоновской Францией;
4. Автором «Русской правды» был:
1) Н. М. Муравьев;
2) П. И. Пестель;
3) М. М. Сперанский;
5. Восточный вопрос был связан с …
1) ослаблением османской империи;
2) усилением Османской империи;
3) стремлением Франции к укреплению на территории Турции;
6. В Тильзитском мирном договоре содержалось положение о:
1) присоединении России к континентальной блокаде;
2) ликвидации Речи Посполитой;
3) борьба с Наполеоновской Францией.
7. Когда началось восстание декабристов?
1) 14 декабря 1825 г.; 2) 29 декабря 1825 г.; 3) 6 марта 1826 г.
8. «Битвой народов» называют сражение:
1) при Ватерлоо;
2) под Лейпцигом;
3) при Бородино;
9. Модернизация — это переход от:
1) мануфактуры к фабрике;
2) традиционного общества к индустриальному;
3) Античности к Средневековью;
10.В каком городе было образовано Северное общество декабристов?
1) в Москве; 2) в Петербурге; 3) в Пскове.
11. Общественно-политическое учение XIX в., основными ценностями признававшее стабильность существующего общественного порядка, сохранение традиций и религию:
1) либерализм;
2) консерватизм;
3) социализм;
12. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.:
1) даровал личную свободу государственным крестьянам;
2) закрепил привилегии крестьян-однодворцев;
3) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп.
13. Для военного переворота декабристы выбрали момент, связанный с (со):
1) принятием присяги Константину;
2) принятием присяги Николаю;
3) смертью Александра I.
14. В каком году был издан указ о «вольных хлебопашцах»?
1) в 1801 г.;
2) в 1803 г.;
3) в 1812 г.
15. Диктатором декабристского восстания был назначен:
1) В.К.Кюхельбекер; 2) С.П.Трубецкой; 3) П.Г.Каховский.
В 1
Соотнесите понятия и термины:
1) Система государственного надзора за литературой и периодической печатью.
2) Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии вошло в историю как ... .
3) Боевые действия в тылу наполеоновских войск отрядов русской армии и крестьянских отрядов.
4) Профессиональная обработка законов, сведение их в одну систему.
5) Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.
6) Неофициальный орган, созданный Александром I из числа своих ближайших сподвижников — сторонников либеральных реформ.
А) контрибуция; В) партизанское движение; Д) Аракчеевщина;
Б) кодификация; Г) цензура; Е) Негласный комитет.
В 2.
Соотнесите даты и события:
1) восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге; | а)1807 г. |
2) правление Николая I; | б) 1803 г |
3) указ о вольных хлебопашцах; | в)1825—1855 гг.; |
4) Отечественная война; | г)1825г.
|
5) Тильзитский мирный договор
| д)1812 г. - |
|
Ключ к тесту: Часть А
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
№ ответа | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
В 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
г | д | в | б | а | е |
В 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г | в | б | д | а |
Примечание: За каждый правильный ответ в части А ставится 1 балл; за В1 и В2 – 2 балла.
Уровни выполнения заданий:
19-18– оптимальный «5» (100 % выполнение работы);
17-14– высокий «4» ( 80 -99%);
13-10– достаточный «3» (66 – 79 %);
9-0– низкий «2» ( до 66 %).
Учитель: Сороковикова О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kir_6.doc | 107.5 КБ |
kir_10.doc | 162.5 КБ |
apr_klyuchevye_voprosy_istorii_20_veka.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная контрольно-измерительная работа
по русскому языку и истории
6 класс
Пояснительная записка
Комплексная контрольно-измерительная работа проводится по двум предметам:
русский язык и история.
Цель: оценка уровня знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями федерального стандарта; проверка умений учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию.
Комплексная работа представлена в виде теста и рассчитана на 90 минут.
Порядок предметов может быть произвольным.
Оценка результатов
За выполнение работы выставляются две оценки по каждому предмету: тестовый балл и аттестационная отметка (по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом).
План теста по русскому языку
Задание | Проверяемые знания, умения |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
План теста по истории
Задание | Проверяемые знания, умения |
А-1 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение интерпретировать информацию. |
А-2 | Знание дат и событий. |
А-3 | Знание фактов (места, обстоятельств). Умение систематизировать. |
А-4 | Знание понятий и терминов |
А-5 | Знание дат и событий |
А-6 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-7 | Знание исторических фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-8 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-9 | Знание исторических фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений Знание исторических фактов |
А-10 | Знание исторических фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-11 | Знание дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий |
А-12 | Знание понятий и терминов. |
В-1 | Знание дат и событий. Умение соотносить даты и события |
В-2 | Знание фактов, дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий в рамках значительных периодов |
С-1 | Знание фактов, понятий и терминов. Умение анализа, объяснения |
Контрольно-измерительная работа включает материал по курсу истории России с древности до XVI века. В комплексном задании для работы с текстом предусматриваются задания разной степени сложности. Работа предусматривает 3 части, включающие задания разного типа:
часть 1(А) - 12 заданий с выбором правильного ответа из 4-ёх предложенных вариантов. часть 2 (В) – 2 задания закрытым кратким ответом, более сложные. Они предусматривают следующие виды деятельности:
задание В-1 - соотношение даты и события;
задание В-2 – установление последовательности событий.
часть 3 (С) – 1 задание c открытым ответом (кратким изложением на заданную тему) носит комплексный характер.
Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом. Выбор текста обусловлен предметной направленностью и возрастными особенностями учащихся.
Прочитай внимательно текст.
Рождение Москвы
Город Москва назван по названию реки. Это название имеет древнее происхождение. Самой распространённой версией его происхождения считается угро-финская. Она связывает это слово с двумя словами – родителями: «моск» - «корова» и «ва», что значит «вода». Вот и получается – Коровья река. На языке древнего племени мерян «моска» значит «медведь», а «ва» - «мать». А вместе – река Медведица. Впрочем единого мнения о происхождении слова «Москва» пока нет.
Славяне пришли на территорию Москвы во второй половине I тысячелетия. Племена, поселившиеся на территории нынешней Москвы, назывались вятичи. Учёные считают, что именно вятичи были первыми москвичами.
У городов, особенно старинных, нет точной даты рождения. Поэтому у историков принято за день рождения города принимать дату, когда он впервые упоминается в исторических документах. Для Москвы это 4 апреля 1147 года, когда суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий пригласил к себе «в Москов» черниговского князя Святослава Олеговича на «обед силен». Князья встретились, и этот день принято считать днём рождения Москвы, а Юрия Долгорукого её основателем.
Первые 100 лет своей жизни Москва была крепостью на границе Владимро-Суздальской земли. Потом стала центром небольшого удельного княжества, а в начале XIV века она становится столицей великого княжества Московского. Один из князей – Иван Калита – начал объединение вокруг Москвы русских княжеств. Почти 200 лет длился этот процесс. При его внуке Дмитрии Донском Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством. В конце XV столетия, при великом князе Иване III – правнуке Дмитрия Донского, Москва стала, наконец, столицей русского государства, освободившегося от ордынского ига. Шли годы. Русь превратилась в царство, потом – в империю… Пётр I перенёс столицу в Санкт-Петербург, но Москва всегда считалась первопрестольной столицей России. В 1918 году, после переезда правительства в Москву, городу был возвращён титул столицы государства.
Задания по истории
Выполните задания, опираясь на прочитанный текст и ваши знания по предмету.
А-1. С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве:
А) Изяслава Ярославовича; Б) Мстислава Владимировича;
В) Юрия Долгорукого; Г) Юрия Всеволодовича.
А-2. Нашествие Батыя на Русь относится к:
А) XI в. Б) XII в. В) XIII в. Г) XIV в.
А-3. После монголо-татарского нашествия политический центр Руси переместился в:
А) Новгород; Б) Владимир; В) Суздаль; Г) Смоленск.
А-4. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах:
А) выход; Б) ярлык; В) урок; Г) погост.
А-5. Сражение на Куликовом поле произошло:
А) 11 августа 1378 г. Б) 8 сентября 1380 г. В) 3 октября 1382 г. Г) 15июля 1410 г.
А-6. По преданию князь Д. Донской получил благословение на борьбу с ордынцами от:
А) митрополита Алексея; Б) Сергия Радонежского;
В) Даниила Заточника; В) митрополита Петра.
А-7. Одним из значимых итогов правления Ивана Калиты было(а):
А) новая междоусобная война;
Б) превращение Московского княжества в сильнейшее на Руси;
В) увеличение сбора дани для Золотой Орды;
Г) выделение княжеским сыновьям уделов.
А-8. Титул «государя всея Руси» принял:
А) Иван Калита; Б) Василий II; В) Василий Тёмный; Г) Иван III.
А-9. Главный итог правления Ивана Ш и Василия III:
А) закончился процесс политического объединения русских земель;
Б) усилилась объединительная роль Москвы;
В) произошло ослабление Великого княжества Литовского;
Г) установление нового порядка наследования княжеского престола.
А-10. Восточная политика Ивана IV привела к :
А) завоеванию Поволжья и Западной Сибири; Б) получению выхода к Балтийскому морю;
В) получение выхода к Чёрному морю; Г) освоение Восточной Сибири
А-11. Какое событие произошло раньше всех других:
А) взятие Казани; Б) введение «заповедных лет»;
В) присоединение Сибирского ханства; Г) учреждение опричнины.
А-12. Земский собор – это:
А) собрание представителей сословий; Б) церковный собор на Руси;
В) вечевой сход; Г) Совещание бояр и духовенства.
В-1. Установите правильное соответствие.
1) 1237 г. А) Крещение Руси
2) 988 г. Б) Невская битва;
3) 1240 г. В) Стояние на Угре;
4) 1147 г. Г) начало похода Батыя на Русь;
5) 1480 г. Д) Основание Москвы.
В-2. Укажите хронологическую последовательность событий
А) Куликовская битва; Б) поход Тохтамыша на Москву;
В) Война между московскими князьями; Г) правление Ивана Калиты.
С-1. Что такое татаро-монгольское иго и сколько лет оно просуществовало на Руси?
Ключи по истории, 6 класс
Номер задания | Ответ | Балл |
А-1 | В | 1 |
А-2 | В | 1 |
А-3 | Б | 1 |
А-4 | Б | 1 |
А-5 | Б | 1 |
А-6 | Б | 1 |
А-7 | Б | 1 |
А-8 | Г | 1 |
А-9 | А | 1 |
А-10 | А | 1 |
А-11 | А | 1 |
А-12 | А | 1 |
В-1 | 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-В. | 2 |
В-2 | 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А. | 2 |
С-1 | Татаро-монгольское иго – это зависимость Руси от Золотой орды. Оно просуществовало 240 лет | 2 |
Итого: | 18 баллов |
Критерии оценивания по истории
Балл | Аттестационная отметка |
18-17 | 5 |
16-14 | 4 |
13-9 | 3 |
8-0 | 2 |
Список литературы
- Т. П. Андриевская. Тесты по истории России с древнейших времён до конца XVII в. 6 класс. М.: Экзамен, 2005.
- В. И. Кадневский. Тесты по истории России. М.: Аирис Пресс, 2000.
- Д.А.Фадеева, В.В. Торон. Контрольные работы по истории 5-9 классы. М.: Дрофа 2003.
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительная работа
по истории
10 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая контрольно-измерительная работа нацелена на оценку уровня знаний и умений учащихся, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта 2004 года. Контрольно-измерительная работа проводится в письменном виде в форме тестирования, приближенного к ЕГЭ. Её структура и содержание определяется на основе существующих нормативных документ – Обязательного минимума содержания исторического образования в 10-11 классах и Требований к уровню подготовки по истории выпускников средней школы. Соответственно проверке подлежат как знания учащихся, так и то, насколько они овладели необходимыми познавательными умениями, навыками работы с историческим материалом.
Контрольно-измерительная работа включает материал по курсу истории России с древности по XIX век.
В предлагаемой работе предусматриваются задания разной степени сложности.
Работа предусматривает 3 части, включающие задания разного типа:
часть 1(А) - 20 заданий с выбором правильного ответа из 4-ёх предложенных вариантов. Проверяется знание исторических событий, явлений, участников событий, терминов, понятий, суждений о причинах и следствиях событий. На каждое задание отводится по 1,5 минуты;
часть 2 (В) – 2 задания закрытым кратким ответом, более сложные. Они предусматривают следующие виды деятельности:
задание В-1 - соотношение даты и события;
задание В-2 – соотнесение двух рядов информации – законодательные акты и столетия.
На каждое задание отводится по 2 минуты;
часть 3 (С) – 1 задание открытым ответом (кратким изложением на заданную тему) носит комплексный характер. Для его выполнения необходимо проявить умение анализа и знание дат и событий. На задание отводится 3 минуты;
Работа рассчитана на 40 минут.
План теста
Задание | Знания, умения |
А-1 | Знание дат и событий |
А-2 | Знание фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-3 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий) |
А-4 | Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-5 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-6 | Знание дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий |
А-7 | Знание фактов (обстоятельств, дат и событий) |
А-8 | Знание фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-9 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-10 | Знание понятий и терминов |
А-11 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-12 | Знание дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий |
А-13 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-14 | Знание дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий |
А-15 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий), терминов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
А-16 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-17 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-18 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий). Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-19 | Знание фактов (обстоятельств, участников событий), терминов Умение сопоставлять исторические события с личностью. |
А-20 | Знание фактов. Умение анализировать, выделять главное, понимание связей фактов и явлений |
В-1 | Знание дат и событий. Умение соотносить даты и события |
В-2 | Знание фактов, дат и событий. Умение устанавливать последовательность событий в рамках значительных периодов |
С-1 | Знание фактов, понятий и терминов. Умение анализа, объяснения |
I вариант
Выберите правильный ответ
А-1. Сражение на Куликовом поле произошло:
А) 11 августа 1378 г. Б) 8 сентября 1380 г. В) 3 октября 1382 г. Г) 15июля 1410 г.
А-2. Одним из значимых итогов правления Ивана Калиты было(а):
А) новая междоусобная война;
Б) превращение Московского княжества в сильнейшее на Руси;
В) увеличение сбора дани для Золотой Орды;
Г) выделение княжеским сыновьям уделов.
А-3. По преданию князь Дмитрий Донской получил благословение на борьбу с ордынцами от:
А) митрополита Алексея; Б) Сергия Радонежского;
В) Даниила Заточника; В) митрополита Петра.
А-4. Главный итог правления Ивана Ш и Василия III:
А) закончился процесс политического объединения русских земель;
Б) усилилась объединительная роль Москвы;
В) произошло ослабление Великого княжества Литовского;
Г) установление нового порядка наследования княжеского престола.
А-5. Правительство Российского государства, образовавшегося после свержения царя В.И. Шуйского в 1610 г. Называют:
А) «семибоярщиной»; Б) Верховным тайным советом;
В) Советом всея Руси; Г) Боярской думой.
А-6. Какое из указанных событий произошло позднее других?
А) Медный бунт;
Б) Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва;
В) движение под предводительством И.И. Болотникова;
Г) Соловецкое восстание противников церковной реформы.
А-7. В результате Бородинского сражения:
А) армия Наполеона перешла к обороне; Б) было заключено перемирие;
В) французская армия начала утрачивать Г) была освобождена Москва.
Стратегическую инициативу;
А-8. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?
А) Вхождение русских княжеств в состав Золотой орды;
Б) распад Древнерусского государства на княжества и земли;
В) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами;
Г) оживление торговых связей с Востоком.
А-9. «Наказ» для Уложенной комиссии 1767 1768 г.г. был написан:
А) Екатериной II; Б) Н.И. Паниным; В) А.А. Безбородко; Г) Н.И. Новиковым.
А-10. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах:
А) выход; Б) ярлык; В) урок; Г) погост
А-11. Что относится к эпохе дворцовых переворотов?
А) замена коллегий министерствами; Б) учреждение Сената;
В) попытка ограничения власти Г) прекращение деятельности
Монарха «кондициями»; Земского собора.
А-12. Какое событие произошло раньше других?
А) Куликовская битва; Б) поход Тохтамыша на Москву;
В) Война между московскими князьями; Г) правление Ивана Калиты.
А-13. Что из названного относится к Великим реформам Александра II?
А) созыв Государственной думы; Б) учреждение Государственного совета;
В) введение всеобщей воинской повинности; Г) запрещение цензуры.
А-14. Какое из названных событий произошло раньше других?
А) сражение при Бородино; Б) пожар Москвы;
В) «битва народов» под Лейпцигом; Г) сражение при Березине.
А-15. Как называется орган власти, учреждённый Петром I вместо Боярской думы?
А) Синод; Б) Сенат;
В) Комитет министров; Г) Верховный тайный совет.
А-16. Что из названного относится к реформам первого десятилетия царствования Александра I?
А) Введение суда присяжных ; Б) принятие указа о «вольных хлебопашцах»;
В) созыв Уложенной комиссии; Г) принятие Свода законов Российской империи.
А-17. Кто был автором «Русской правды» программного документа южного общества
декабристов?
А) П.И. Пестель; Б) К.Ф. Рылеев; В) Н.М. Муравьёв; Г) С.Г. Волконский.
А-18. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил:
А) протопоп Аввакум; Б) патриарх Никон;
В) патриарх Иосиф; Г) патриарх Филарет.
А-19. С правлением какого монарха связан термин «аракчеевщина»?
А) Александра I; Б) Николая I; В) Александра II; Г) ) Александра III.
А-20. Что из названного относится к причинам Смутного времени?
А) недовольство крестьян введением рекрутской повинности;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
В) введение правила Юрьева дня;
Г) реформы Избранной рады.
В-1. Установите правильное соответствие
1. Между событиями и их датами
1) 1242 г. А) Восстание декабристов;
2) 1380 г. Б) начало похода Батыя на Русь;
3) 1825 г. В) Куликовская битва;
4) 1237 г. Г) Ледовое побоище.
5) 1700 г. Д) Невская битва;
Е) Начало Северной войны
В-2. Между законодательными актами и соответствующими их принятию столетиями
1) Судебник Ивана III А) XI век
2) Русская Правда Б) XIV век
3) Соборное уложение В) XV век
4) указ «О вольных хлебопашцах» Г) XIX век
Д) XVII век
С-1. Ответьте на вопрос.
Где и кем было принято решение об оставлении Москвы? Назовите не менее двух причин такого решения.
II. Вариант
Выберите правильный ответ
А-1. Нашествие Батыя на Русь относится к:
А) XI в. Б) XII в. В) XIII в. Г) XIV в.
А-2. Одним из значимых итогов правления Ивана Калиты было(а):
А) новая междоусобная война;
Б) превращение Московского княжества в сильнейшее на Руси;
В) увеличение сбора дани для Золотой Орды;
Г) выделение княжеским сыновьям уделов.
А-3. С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве:
А) Изяслава Ярославовича; Б) Мстислава Владимировича;
В) Юрия Долгорукого; Г) Юрия Всеволодовича.
А-4. Что из названного относится к причинам Смутного времени?
А) недовольство крестьян введением рекрутской повинности;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
В) введение правила Юрьева дня;
Г) реформы Избранной рады.
А-5. Какое событие произошло раньше других?
А) Куликовская битва; Б) поход Тохтамыша на Москву;
В) Война между московскими князьями; Г) правление Ивана Калиты.
А-6. Правительство Российского государства, образовавшегося после свержения царя В.И. Шуйского в 1610 г. Называют:
А) «семибоярщиной»; Б) Верховным тайным советом;
В) Советом всея Руси; Г) Боярской думой.
А-7. Титул «государя всея Руси» принял:
А) Иван Калита; Б) Василий II; В) Василий Тёмный; Г) Иван III.
А-8. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил:
А) протопоп Аввакум; Б) патриарх Никон;
В) патриарх Иосиф; Г) патриарх Филарет.
А-9. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?
А) Вхождение русских княжеств в состав Золотой орды;
Б) распад Древнерусского государства н6а княжества и земли;
В) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами;
Г) оживление торговых связей с Востоком.
А-10. Как называется орган власти, учреждённый Петром I вместо Боярской думы?
А) Синод; Б) Сенат;
В) Комитет министров; Г) Верховный тайный совет.
А-11. Как называлось учреждение, созванное Екатериной II для разработки нового свода законов?
А) Земский собор; Б) Уложенная комиссия;
В) Верховный тайный совет; Г) Правительствующий сенат.
А-12. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах:
А) выход; Б) ярлык; В) урок; Г) погост
А-13. В результате Бородинского сражения:
А) армия Наполеона перешла к обороне; Б) было заключено перемирие;
В) французская армия начала утрачивать Г) была освобождена Москва.
Стратегическую инициативу;
А-14. С правлением какого монарха связан термин «аракчеевщина»?
А) Александра I; Б) Николая I; В) Александра II; Г) ) Александра III.
А-15. Какое из названных событий произошло раньше других?
А) сражение при Бородино; Б) пожар Москвы;
В) «битва народов» под Лейпцигом; Г) сражение при Березине.
А-16. Что относится к эпохе дворцовых переворотов?
А) замена коллегий министерствами; Б) учреждение Сената;
В) попытка ограничения власти Г) прекращение деятельности
Монарха «кондициями»; Земского собора.
А-17. Что из названного относится к реформам первого десятилетия царствования Александра I ?
А) Введение суда присяжных ; Б) принятие указа о «вольных хлебопашцах»;
В) созыв Уложенной комиссии; Г) принятие Свода законов Российской империи.
А-18. Какое из названных событий произошло позднее других?
А) Медный бунт;
Б) Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва;
В) движение под предводительством И.И. Болотникова;
Г) Соловецкое восстание противников церковной реформы.
А-19. Что из названного относится к Великим реформам Александра II?
А) созыв Государственной думы; Б) учреждение Государственного совета;
В) введение всеобщей воинской повинности; Г) запрещение цензуры.
А-20. Кто был автором «Конституции» северного общества декабристов?
А) П.И. Пестель; Б) К.Ф. Рылеев; В) Н.М. Муравьёв; Г) С.Г. Волконский.
Установите правильное соответствие.
В-1. Между событиями и их датами
1) 1803 г. А) Крещение Руси
2) 988 г. Б) Невская битва;
3) 1240 г. В) Стояние на Угре;
4) 1812 г. Г) Указ «О вольных хлебопашцах»;
5) 1480 г. Д) Бородинское сражение
Е) Ледовое побоище.
В-2. Между законодательными актами и соответствующими их принятию столетиями
1) Судебник Ивана III А) XI век
2) Русская Правда Б) XIV век
3) Соборное уложение В) XV век
4) указ «О вольных хлебопашцах» Г) XIX век
Д) XVII век
Ответьте на вопрос.
С-1. Где и кем было принято решение об оставлении Москвы? Назовите не менее двух причин такого решения.
Ключи. I вариант
Номер задания | Ответ | Балл |
А-1 | Б | 1 |
А-2 | Б | 1 |
А-3 | Б | 1 |
А-4 | А | 1 |
А-5 | А | 1 |
А-6 | Б | 1 |
А-7 | В | 1 |
А-8 | В | 1 |
А-9 | А | 1 |
А-10 | Б | 1 |
А-11 | В | 1 |
А-12 | Г | 1 |
А-13 | В | 1 |
А-14 | А | 1 |
А-15 | Б | 1 |
А-16 | Б | 1 |
А-17 | А | 1 |
А-18 | Б | 1 |
А-19 | А | 1 |
А-20 | Б | 1 |
В-1 | 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Е. | 2 |
В-2 | 1-В, 2-А, 3-Д, 4-Г. | 2 |
С-1 | Военным советом в Филях. Под личную ответственность главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова. Причины: - русская армия понесла тяжёлые потери в Бородинском сражении; - нужно было время, чтобы пополнить армию резервами, боеприпасами, продовольствием; - по мнению Кутузова, взятие Наполеоном Москвы в ближайшей перспективе ослабит французскую армию, после Бородина начавшую утрачивать стратегическую инициативу в войне. | 2 |
Итого: | 26 баллов |
Ключи. II вариант
Номер задания | Ответ | Балл |
А-1 | В | 1 |
А-2 | Б | 1 |
А-3 | В | 1 |
А-4 | Б | 1 |
А-5 | Г | 1 |
А-6 | А | 1 |
А-7 | Г | 1 |
А-8 | Б | 1 |
А-9 | В | 1 |
А-10 | Б | 1 |
А-11 | Б | 1 |
А-12 | Б | 1 |
А-13 | В | 1 |
А-14 | А | 1 |
А-15 | А | 1 |
А-16 | В | 1 |
А-17 | Б | 1 |
А-18 | Б | 1 |
А-19 | В | 1 |
А-20 | В | 1 |
В-1 | 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-В. | 2 |
В-2 | 1-В, 2-А, 3-Д, 4-Г. | 2 |
С-1 | Военным советом в Филях. Под личную ответственность главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова. Причины: - русская армия понесла тяжёлые потери в Бородинском сражении; - нужно было время, чтобы пополнить армию резервами, боеприпасами, продовольствием; - по мнению Кутузова, взятие Наполеоном Москвы в ближайшей перспективе ослабит французскую армию, после Бородина начавшую утрачивать стратегическую инициативу в войне. | 2 |
Итого: | 26 баллов |
Критерии оценивания
Балл | Аттестационная отметка |
26-24 | 5 |
23-19 | 4 |
18-13 | 3 |
12-1 | 2 |
Список литературы
1. В. И. Кадневский. Тесты по истории России. М.: Аирис Пресс, 2000.
2. Ю.И Максимов. История. ЕГЭ типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2006.
3. О.И. Бородина, О.М. Щербакова. Тесты по истории России XIX век. М.: Владос, 1996.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №15»
«Ключевые вопросы истории России XX века »
Авторская педагогическая разработка
( комбинаторная)
Автор:
Сороковикова Ольга
Николаевна
Учитель истории
МБОУ «СОШ №15»
г.Усолье-Сибирское
2013 г.
Актуальность.
Изучение истории позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время.
Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
В последние годы становится нормой изучать историю, рассматривая различные версии и подходы в трактовке первоисточников. В современной исторической науке многие исторические события являются дискуссионными. К сожалению, в рамках сокращения часов на изучение истории, нет возможности акцентировать внимание детей на важные, ключевые моменты истории, ставшие поворотными в судьбе нашего народа. Ограниченность во времени сокращает возможности формирования познавательной деятельности. Для того чтобы познавать нужно ставить вопросы, а чтобы ставить вопросы нужно анализировать и систематизировать, но при недостатке времени остаётся только сухая констатация фактов, что снижает интерес у учащихся к истории и усиливает отстранённость.
Актуальность программы «Ключевые вопросы истории России XX века» в том, что она позволяет глубже рассмотреть различные исторические аспекты, тщательнее поработать с документами, с дополнительной литературой, с кадрами исторической хроники, познакомиться с точкой зрения известных историков на ту или иную проблему, что невозможно в рамках обычного урока. На занятиях данного курса появляется возможность акцентировать внимание учащихся на ключевые вопросы, отказаться от привычных, но малоэффективных методик интерпретации исторических событий. Данный курс позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами.
Новизна.
Программа помогает учащимся увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития, позволяет научить учащихся ставить вопросы, а не только отвечать на них, что очень важно с точки зрения развития познавательных способностей. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
Авторская разработка составлена на основе программы М.К. Назаровой «Проблемные и спорные вопросы истории Отечества с древнейших времен до наших дней" с дополнением из программы «История Отечества XX века – глазами очевидцев» под редакцией Р.Г.Мананковой и программы «Реформы и реформаторы» и.М. Тимаковой.
Методологические положения, лежащие в основе курсе, могут быть выражены в виде кратких тезисов:
- Историческое развития России рассматривается в контексте всемирной истории.
- Особенность российского государства определяется его многонациональностью, многоконфессиональностью, сложившимися традициями и жизненными устоями.
- Самобытность России обусловлена социополитическими, культурными, психологическими, геополитическими, конфессиональными и другими факторами.
- Особенности становления отечественной государственности, общественные движения и социальные институты.
- Личностно-психологический аспект. Роль личности в истории.
- XX век – век потрясений (реформы, революции, войны)
- Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, прогнозирование, моделирование социально-экономических реалий.
Дидактические и психолого-педагогические положения программы опираются на теорию и практику индивидуального подхода к обучению. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Первостепенной в этой связи становится личность ученика, его индивидуальные возможности, потребности и интересы. Курс «Ключевые вопросы истории России XX века» кроме дидактических задач направлен на развитие общеинтеллектуальных умений анализа, обобщения, классификации, моделирования ситуации, абстрагирования, осознания, рефлексии. Содержание курса, та форма, в которой он организован:
способствуют развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
формирует устойчивый интерес к историческому прошлому;
создаёт условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
Различные формы занятий раскрывают индивидуальные возможности учащихся, способствуют формированию социально – значимых качеств личности (общительности, эмоциональной устойчивости, умению слушать, понимать, доброжелательности, толерантности и т. п.)
Цели курса:
1. Создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества.
2. Помочь увидеть альтернативы развития страны.
3. Формировать у учащихся умение анализировать и систематизировать учебный материал
Задачи курса:
- Повышение интереса к истории Отечества.
- Углубление и осмысление знаний по отечественной истории XX века.
- Осознание истории страны как многопланового процесса, неоднозначно оцениваемого историками и современниками.
- Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
- Формировать умение анализировать, сравнивать, вырабатывать свою точку зрения, делать осознанный выбор и аргументировать его.
- Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- Активизация познавательной деятельности учащихся
- Развивать предметные компетенции учащихся в самостоятельной работе с историческими источниками.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является та методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий. Более высокий, чем на уроках истории в основной школе уровень обобщения материала определяет характер рассмотрения ключевых проблем российской истории, в том числе и тех, которые тесно связаны с сегодняшними реалиями
Программа «Ключевые вопросы истории России XX века» следует логике исторического развития России. Она составлена с опорой на федеральный компонент государственного стандарта образования. Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учётом дидактических требований к уровню исторической подготовки выпускников средней школы, современных изменений в исторической науке.
Программа адресована педагогам и учащимся средней школы. Она служит дополнением к изучаемому в средней школе курсу истории России и углубляет исторический аспект подготовки учащихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Основные умения и навыки:
• анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
• владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• обобщать, синтезировать, классифицировать, оценивать полученные данные,
анализировать и сопоставлять факты.
Ожидаемые результаты и способы их оценки
По окончании учащиеся должны уметь:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Форма оценки результатов: зачет-незачет. Учащийся получает зачет при следующих условиях: 1) посещение всех занятий и активное участия в них, умение адекватно применить понятия (определения) в дискуссии; 2) участие в семинарах, работе «круглого стола». Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть: проблемные задания, исторические диктанты, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков. Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности – своего проекта.
Структура программы.
Программа факультатива предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) В зависимости от возможности учебной нагрузки, тех задач, которые перед собой ставит учитель, интересов школьников материал, предложенный программой, может быть расширен от 1 часа до 2-х часов в неделю.
Факультативный курс состоит из введения и четырёх разделов.
Введение (1 час).
Знакомство с содержанием курса
Раздел 1. Российская империя в начале ХХ века.
(11 часов)
Развитие российского общества.
Россия и мир на рубеже Х1Х-ХХ веков. Уровень и характер капиталистического развития страны. Роль государства в модернизации России, основные направления. Социальные слои, классы, сословия. Проблема выбора модели общественного развития. Последний монарх династии Романовых.
Российская деревня.
Социальный состав. Крестьянская община. П.А.Столыпин - последний реформатор Российской империи. Современные дискуссии и оценки аграрной реформы.
Русско - Японская война (1904-1905 г.г.)
Причины, цели, итог, её влияние на общественные процессы в стране.
Российская революция 1905-1907 г.г.
Революция и самодержавие. Русская многопартийность. Манифест или конституция? Власть и общества. Споры о путях развития России. Социалистические идеи - утопия?
Российская империя в первой мировой войне
Основные направления и цели внешней политики России (1905-1914). Антанта. Военные неудачи. Война и революция, взаимосвязь. Общественное настроение.
1917 год: Начало революции.
Свержение самодержавия. Двоевластие или безвластие. Программы власти. Апрельские тезисы Ленина. Война и революция. Проблемы дальнейшего развития страны.
Установление Советской власти.
Большевики берут власть, II съезд Советов. Октябрьская революция или переворот? Личность и массы в революции. В.И.Ленин: «Мы пойдём другим путём»? Разгон Учредительного собрания – была ли альтернатива. Диктатура пролетариата.
Гражданская война.
Брестский мир: необходимость или предательство? Что вместо империи?
Гражданская война и её участники. Интервенция в России. Левоэсеровский мятеж. Белый и красный террор. Непримиримость открытой вооруженной борьбы за власть, ее общенациональный размах. Причины поражения белых.
Военный коммунизм или государственный социализм. Итоги.
Раздел 2. СССР в 1920-1930-е гг.
(9 часов)
Переход к НЭПу.
Цели и причины НЭПа. X съезд партии. Рыночно – административный характер НЭПа. Нэпманы. Противоречия НЭПа. Кризисы НЭПа.
Создание СССР.
Сталинская и Ленинская модели. Образование национальных структур на территории России и процесс их объединения. Декларация и практика унитарного государства. Конституция СССР.
Развитие культуры ( 20-е годы)
Культурная революция? Пролетарская культура или культурность пролетариата? Культурное многообразие. Проблемы взаимоотношений интеллигенции и советской власти. Идеологизация духовной жизни общества.
Социалистическая индустриализация.
«Государственный закон». Цели и средства. Планы и итоги. Первые пятилетки. Переход к форсированному строительству социализма. Административные методы управления. Показатели планов и реальные достижения. Стахановское движение.
Трагедия 30-х годов.
Коллективизация крестьянства. Цели и предпосылки. Двадцатипятитысячники. Реакция сверху и снизу. Голод 30-х годов. Колхозный вариант модернизации деревни. «Ликвидация кулачества как класса». Итоги.
Сталинские репрессии. Страшная 58-я. ГУЛАГ. Расстрелянная армия. Сталин и его роль в судьбе страны.
Жизнь советских людей.
«Коммунальный рай». Моральный кодекс строителя коммунизма. Воспитание советского человека. Новая жизнь – новые праздники.
Внешняя политика СССР (1930-1939 гг.)
Попытки создания системы коллективной безопасности. Мюнхенское соглашение или сговор. Можно ли было предотвратить II Мировую войну?
Раздел 3. Великая Отечественная война
(3 часа)
Трагизм и героизм начального этапа. В чём внезапность нападения? Народная война. Коренной перелом: «Ни шагу назад!»
Раздел 4. От сталинизма к перестройке.
(10 часов)
«Холодная война» и общемировые конфликты.
Создание ядерного щита. Борьба за сферы влияния. «Доктрина» Трумэна. Блокада Берлина и образование ФРГ. Биполярная система.
Экономическое и политическое развитие СССР после войны.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР в последние годы И.В.Сталина Экономические дискуссии в 1945-1946 гг. Новый виток репрессий. Национальная политика. Идеология. Научные дискуссии.
СССР с 1953 до середины 60-х годов.
Противоречия развития советского союза конца 50-х начало 60-х гг. Первые попытки реформ. ХХ съезд КПСС. «Оттепель» в духовной жизни. Внешняя политика. Проблемы разоружения. СССР и «социалистический лагерь». «Третий мир».
СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.
Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь. Диссиденты. Углубление кризиса внешней и внутренней политики Советского общества. Парадоксы социализма.
Политика разрядки: надежды и результаты.
Региональные конфликты. Афганская война. Отношения к соцстранам. «Доктрина Брежнева».
Перестройка, новое политическое мышление и кризис Советского общества
Ускорение? Перестройка? Реформа политической системы: цели, итоги, достижения и издержки. «Гласность». Национальная безопасность. (1985-1991 гг.). Социально-экономические итоги. Распад СССР.
Россия в 90-е годы.
Переход к рынку: замыслы и первые итоги. Политический кризис 1993 года. Конституция России. Чеченская война. Отношение с Западом и Востоком. Россия - СНГ.
Учебно - тематическое планирование
«Ключевые вопросы истории России XX»
11 класс (1 час в неделю) 34 часа
Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа
№ | Название раздела, темы | Кол. часов | Форма проведения | ||
1 | Введение | 1 | |||
Раздел 1. Российская империя в начале ХХ века. | 11 | ||||
2 | Развитие российского общества. | 1 | Работа в группах | ||
3-4 | Российская деревня. | 2 | Активный семинар тес | ||
5 | Русско - Японская война (1904-1905 г.г.) | 1 | Дискуссия | ||
6 | Российская революция 1905-1907 г.г. | 1 | Круглый стол | ||
7 | Российская империя в первой мировой войне | 1 | Дискуссия | ||
8-9 | 1917 год: Начало революции. | 2 | Видеолекция | ||
10 | Установление Советской власти. | 1 | Работа в группах | ||
11-12 | Гражданская война. | 2 | Видеолекция Зачётный урок | ||
Раздел 2. СССР в 1920-1930-е гг. | 9 | Дискуссия | |||
13 | Переход к НЭПу. | 1 | Круглый стол | ||
14 | Создание СССР. | 1 | Работа в группах | ||
15 | Развитие культуры ( 20-е годы) | 1 | Работа в группах | ||
16-17 | Социалистическая индустриализация. | 2 | Видеолекция | ||
18-19 | Трагедия 30-х годов. | 2 | Дискуссия | ||
20 | Жизнь советских людей. | 1 | Работа с источниками | ||
21 | Внешняя политика СССР (1930-1939 гг.) | 1 | Видеолекция Зачётный урок | ||
Раздел 3. Великая Отечественная война | 3 | Семинар | |||
22 | Трагизм и героизм начального этапа | 1 | Видеолекция | ||
23 | Коренной перелом | 1 | Круглый стол | ||
24 | Повторно-обобщающий урок по теме Великая отечественная война | 1 | Деловая игра | ||
Раздел 4. От сталинизма к перестройке | 10 | ||||
25-26 | «Холодная война» и общемировые конфликты | 2 | Видеолекция | ||
27 | Экономическое и политическое развитие СССР после войны. | 1 | Работа в группах | ||
28 | СССР с 1953 до середины 60-х годов. | 1 | Урок-конкурс | ||
29 | СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. | 1 | Активный семинар | ||
30 | Политика разрядки: надежды и результаты. | 1 | Зачетный урок | ||
31-32 | Перестройка, новое политическое мышление и кризис Советского общества. | 2 | Видеолекция Работа в группах | ||
33 | Россия в 90-е годы. | 1 | Работа в группах | ||
34 | Повторно-обобщающий урок | 1 | Зачетный урок |
Список литературы
Литература для учащихся
- Большая российская энциклопедия. Россия / отв. ред.С. Я. Кравец.
- М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия,2004. - С. 377-407.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия для школьников.
- М.: Олма-Пресс, Образование, 2002.
- Волобуев, О. В. Россия в 90-е годы XX - начале XXI вв. Дополнительные материалы к учебнику-практикуму. 11 класс / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов.
- М.: Мнемозина, 2002.
- История России XX век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» /
отв. ред. А. О. Чубарьян. - М.: Олма-Пресс, Образование, 2003.
- Новейшая история. 20 век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» /
отв. ред. А. О. Чубарьян. - М. Олма-Пресс, Образование, 2003.
- Рябцее, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX в. -М.: Эксмо, 2005.
Литература для учителей
- Васильева, Л. Н. Дети Кремля / Л. Н. Васильева. - М.: Информационное Содружество «Атлантида», ООО «Изд-во АСТ», 1997.
- Всероссийские олимпиады по истории и обществознанию /сост.
С. И. Козленке - М.: Школьная пресса, 2003. - С. 40-45, 57-58.
- Борзова, Л. П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителей /
Л. П. Борзова. - М.: «Владос», 2001.
- Герман, А. А. Тесты по истории России с 1939 г. до современности. 11 класс /
А. А. Герман. - Саратов: Издательство «Лицей», 2004.
- Если по совести: сборник статей. - М.: Художественная литература, 1988.
- Ельцин, Б. Н. Исповедь на заданную тему / Б. Н. Ельцин. -
М.: Советско-британская творческая ассоциация «Огонек - Вариант»,1990. - Интегрированные уроки в школе. История - литература.11 класс /
сост. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. - Волгоград, 2002.
- Медведев Р. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л. И. Брежнева.
В 2-х книгах / Р. А. Медведев. - М., 1991.
- Нетрадиционные уроки по истории России XX в. в 9, 11 классах / сост.
Т. А. Корнева. - Волгоград, 2002.
- Рябцее, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX-в. -М.: Эксмо, 2005.
11.' Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.
- М.: Политиздат, 1989
12. Намедни. Наша эра. 1961-2000. Автор и ведущий Л. Парфенов (видеокассеты).
Приложение 1.
Методические рекомендации
Формы работы:
- Индивидуальная работа в малых группах. Осуществляется индивидуальный подход для активизации учебного процесса и повышения мотивации.
- Круглые столы. Обсуждение, выявление приоритетов, обмен опытом.
- Групповая работа. Работа в группах по конкретным задачам.
- Мозговой штурм. Постановка и решение проблемы на основе полученных знаний.
- Дискуссии. По интересным и проблемным вопросам (итоги анкетирования).
- Анализ источников. Работа с источниками.
- Практические семинары. Обсуждение конкретных случаев из жизни, приведение примеров и их анализ на основе полученных знаний.
- Лекции. Малые лекции для раскрытия основных понятий и ознакомление с темой.
- Анкетирование. Проводятся на начальном и закрепительном этапах с целью выяснения приоритетов и проблем.
Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской разработки.
Анкета №1
- Фамилия, имя, класс.
- Какие школьные предметы вам нравятся? Чем нравятся?
- Необходимо ли изучать историю в школе?
- Достаточно ли времени уделяется в школе изучению истории?
- Что вы ждёте от занятий факультатива?
- Готовы ли вы поделиться своими личными знаниями, опытом?
- Какие темы вы бы хотели обязательно изучить на занятиях?
- Какой период истории отечества вам наиболее интересен и почему?
- Какие формы занятий вы бы хотели включить в работу факультатива?
- Ваши личные предложения.
Анкета №2.
- Понравился ли вам факультативный курс?
- Если понравился то чем?
- Какие навыки вы приобрели?
- Какие формы занятий вам наиболее приемлемы?
- Вы бы хотели продолжить работу по данному профилю?