Спецкурсы
Программы спецкурсов по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах | 86.5 КБ |
Презентация спецкурса "Система подготовки к ЕГЭ" | 52 КБ |
Основы языкознания 7 класс | 15.19 КБ |
Основы языкознания 8 класс | 14.92 КБ |
Основы языкознания 9 класс | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
спецкурса по русскому языку
«Система подготовки
к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах.
Морфология. Синтаксис »
Автор: Краснова Н.Н., учитель русского языка
и литературы МКОУ СШ №1 г.Фролово
Фролово
Пояснительная записка.
Спецкурс «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Морфология.Синтаксис» предназначен для работы в 10-11 классах. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку («Грамматика, текст, стили речи», авт. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.), которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения. В результате совокупная работа в этом направлении должна способствовать повторению, обобщению и систематизации учебного материала, который преподавался в общеобразовательной школе в течение 9-ти лет, формированию и закреплению тех, новых для учеников навыков, которые предусмотрены программой по литературе в выпускных классах. С одной стороны, это позволит повысить общую грамотность учащихся, восполнить те пробелы, которые могли возникнуть во время учебы в среднем звене, с другой стороны, при учете требований ЕГЭ по русскому языку оказывается возможной более эффективная подготовка к итоговой аттестации.
Для теоретической и практической работы на занятиях активно используются тесты по русскому языку самых различных видом, так как форма итоговой аттестации – именно тест. При подборе тестовых заданий учитывается структура заданий тестов Общероссийского единого тестирования по русскому языку, которое проходит весною каждого учебного года, а также характеристики заданий, предложенных Министерством Образования РФ для подготовки к ЕГЭ – 2010 года. Кроме этого за последние годы накоплено немало тестовых учебных материалов различных авторов, что позволяет выполнять самые разнообразные тестовые задания и многосторонне подойти к подготовке выпускников.
В результате анализа содержательной стороны тестовых заданий можно достаточно направленно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. При этом необходимо учитывать и характер заданий: задания с выбором правильного ответа из представленных вариантов, задания с кратким открытым ответом, где обучающийся записывает слово, с которым совершает определенные грамматические действия, одно задание – с полным развернутым ответом (часть С), где при проверке учитывается и орфографическая, пунктуационная грамотность ученика, умение грамотно сформулировать свои соображения.
Для теоретической подготовки обучающихся по разделам орфографии и пунктуации наиболее целесообразным представляется работа с таблицами, систематизирующими основной материал. На занятиях используются таблицы двух видов. Таблицы отражающие систему русского языка, его грамматические категории и парадигмы, нужны на уроке как вспомогательный наглядный материал (они располагаются на доске). Таблицы, содержащие грамматические правила и языковые примеры, предоставляются обучающимся в постоянное пользование, они постепенно накапливаются в папках каждого учащегося по мере работы над конкретной темой.
Занятие делится на две-три части, где параллельно идет повторение орфографии, пунктуации, фонетики, лексикологии, закрепляются навыки речевого анализа текста. Это комбинированные уроки, где нужно применять различные виды повторения пройденного материала, рассматривать сложности конкретной грамматической темы, закреплять этот материал на практике, работать с текстами и тестами. Запланированы и такие типы уроков, как коллоквиум, собеседование, теоретический зачет и тестирование.
Количество учебных часов:
в неделю: 1;
всего: 17+17
Умения и навыки.
Обучающиеся должны уметь:
- различать сильную и слабую позицию звуков;
- различать твердые/мягкие, глухие/звонкие согласные;
- устанавливать современный состав слова;
- различать значения морфем;
- усвоить морфологические способы словообразования;
- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;
- распознавать части речи и их грамматические признаки;
- правильно образовывать формы слова;
- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;
- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;
- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;
- применять правила для различных типов орфограмм;
- пользоваться основными способами проверки написаний;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 1-9 классах;
- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;
- знать и находить в тексте все виды обособлений;
- знать и находить в тексте все виды вводных конструкций;
- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;
- знать и находить в тексте виды сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;
- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;
- распознавать в тексте грамматические ошибки;
- определять тип и стиль речи текста;
- строить связные высказывания при создании рецензии или сочинения-рассуждения;
- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;
- производить языковой разбор текста;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.
Учебно-тематический план.
Фонетика (2 часа)
Фонетика русского языка – общие сведения. Закрытые и открытые слоги. Ударение. Понятие длительности гласных звуков и их обозначение. Редуцированные звуки. Двойные гласные звуки Е, Е, Ю, Я. Мягкость – твердость согласных звуков в различных позициях. Глухость – звонкость согласных в различных позициях.
Состав слова и способы словообразования (2 часа)
Состав слова. Понятие морфемы. Корень слова. Деление слова на слоги. Перенос слов. Словообразование: понятие словообразовательного гнезда, словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, мотивирующего и мотивированного слова. Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный.
Морфология (8 часов)
Имя существительное как часть речи. Лексико-семантические разряды существительных. Склонение существительных. Роль существительного в предложении. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-семантические разряды прилагательных. Формы прилагательных. Роль прилагательного в предложении. Имя числительное как часть речи. Лексико-семантические разряды числительного. Морфологические категории числительных. Роль числительных в предложении. Местоимение как часть речи. Лексико-семантические разряды местоимений. Наречие как часть речи. Глагол как часть речи. Морфологические категории глагола: залог, возвратность, переходность, спряжение. Формы глагола: причастие и деепричастие. Роль глагола в предложении. Служебные части речи: предлоги (производные и непроизводные), частицы, союзы. Понятие союзного слова.
Орфография (5+2 часа)
Безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные. Приставки без/бес, воз/вос, раз/рас и т.д. Правописание И/Ы после приставок на их стыке с корнем. Приставки ПРЕ/ПРИ. Правописание Ь,Ъ в различных частях слова. Правописание О и Е после шипящих и Ц в различных частях слова. Окончание И/Е в именах существительных. Особенности окончаний при склонении разносклоняемых существительных и существительных на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ. Суффиксы существительных – ЧИК-, -ЩИК-, -ЕК-, -ИК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ЕНК-, -ИНК- и др. Суффиксы прилагательных – СК-, -К-, -АТ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ- и др. Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных. Безударные суффиксы и окончания глаголов. Суффиксы причастий и деепричастий. Правописание частицы НЕ с различными частями речи. Правописание частиц НЕ и НИ с местоимениями. Правописание частиц НЕ и НИ в предложении. Правописание наречий. Правописание числительных. Правописание сложных слов слитно/раздельно/через дефис. Правописание слов с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-. Правописание служебных частей речи.
Синтаксис и пунктуация (9 часов)
Словосочетание и его типы. Виды связи в словосочетаниях. Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, по интонации, по структуре. Двусоставные и односоставные простые предложения. Виды односоставных предложений. Грамматическая основа предложения. Виды подлежащего. Виды сказуемого. Синтаксически нерасчленимое единство. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Согласованные и несогласованные определения. Виды обособленных определений и знаки препинания при причастных оборотах. Приложения и их правописание. Обособленные обстоятельства и знаки препинания при деепричастных оборотах. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Сравнительные обороты. Знаки препинания при слове КАК. Вводные слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Сложное предложение и его виды. Понятие общего члена в сложном предложении. Сложноподчиненное предложение и виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи (2 часа)
Правила согласования подлежащего и сказуемого. Виды грамматических ошибок в предложении: нарушение законов формообразования слов, ошибки в согласовании и управлении, ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом, ошибки в построении предложений с прямой и косвенной речью, нарушение границ предложений. Виды речевых ошибок: нарушение лексической сочетаемости слов, смешение лексики разных стилей, нарушение порядка слов, нарушение видо-временной связи, употребление рядом однокоренных слов, неоправданное повторение слова, неправильное использование местоимений.
Текст (4 часа)
Текст как синтаксическое единство. Способы связи предложений между собой в тексте. Типы речи. Стили речи. Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте: лексические, синтаксические и тропы. Рецензия и ее структура. Виды рецензий
Календарно-тематическое планирование.
№п/п |
Тема урока | Кол-во часов | Дата. |
1 | Фонетика русского языка. Закрытые и открытые слоги. Ударение. Редуцированные звуки Двойные гласные звуки Е,Е,Ю,Я. | 1 | |
2 | Фонетика. Мягкость/твердость, глухость/звонкость согласных звуков в различных позициях. Фонетический разбор слова. | 1 | |
3 | Состав слова. Понятие морфемы. Корень слова. Морфологические способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный). | 1 | |
4 | Нулевая суффиксация в словообразовании. Субстантивация. Лексико-семантический способ словообразования. Словообразовательный разбор. | 1 | |
5 | Правописание приставок (согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, раз-/рас- и т.д.,на стыке приставки и корня гласные Ы/И после приставок, приставки ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | |
6 | Правописание Ь и Ъ знаков в различных частях слова. Правописание согласных в корне слова. Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением в корне слова. Чередование гласных в корне слова | 1 | |
7 | Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые существительные на –мя. Окончания Е/И в именах существительных. Особенности склонения имен существительных на –ия, -ий, -ие. | 1 | |
8 | Суффиксы имен существительных: -ЧИК/-ЩИК, -ЕК/-ИК, -ЕЦ/-ИЦ, -ЕНК/-ИНК и др. Правописание сложных имен существительных. Правописание слов с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-. | 1 | |
9 | Имя прилагательное как часть речи. Суффиксы прилагательных: -СК-, -К-, -АТ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ- и др. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 | |
10 | Разряды прилагательных. Правописание Ь на стыке корня и суффикса и в суффиксах слов. Окончания имен прилагательных. Образование степени сравнения прилагательных. | 1 | |
11 | Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Суффиксы и окончания глаголов. Разноспрягаемые и особые глаголы. Морфологический разбор глагола. | 1 | |
12 | Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени: суффиксы и окончания. Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте. Согласование причастия с определяемым существительным. | 1 | |
13 | Деепричастие. Правописание суффиксов деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Построение предложений с деепричастным оборотом. | 1 | |
14 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению. Правописание НЕ и НИ с местоимениями. | 1 | |
15 | Числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Правописание Ь знака в числительных. Собирательные числительные. | 1 | |
16 | Наречие как часть речи. Приставки и суффиксы наречий. Правописание Н и НН в наречиях. Правописание наречий, образованных от существительных с предлогами. | 1 | |
17
| О и Е после шипящих и Ц. НЕ с различными частями речи. НЕ и НИ в предложении. | 1 | |
1 | Служебные части речи. Правописание служебных слов: предлогов, союзов, частиц. Правописание слов ТОЖЕ (ТО ЖЕ), ТАКЖЕ (ТАК ЖЕ), ЧТОБЫ (ЧТО БЫ). | 1 | |
2 | Словосочетание. Типы словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Сочетаемость слов в нормах литературного языка (сложные случаи). | 1 | |
3 | Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, по интонации, по структуре. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Тире в простом предложении. Типы сказуемого. | 1 | |
4 | Второстепенные члены предложения. Согласованные и несогласованные определения. Прямое и косвенное дополнение. Виды обстоятельств. Синтаксический разбор предложения. | 1 | |
5 | Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Неполные предложения. | 1 | |
6 | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при ОЧП. Знаки препинания при ОЧП. Однородные и неоднородные определения. | 1 | |
7 | Обособленные члены предложения. Приложения и их правописание. | 1 | |
8 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Словосочетания и предложения с союзом КАК и ЧЕМ. | 1 | |
9 | Вводные слова, словосочетания и предложения. Вводные слова и члены предложения. Обращения и междометия. Речевые ошибки и их разновидности. | 1 | |
10 | Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. СПП с несколькими придаточными. Виды подчинительной связи. | 1 | |
11 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Употребление союзной и бессоюзной связи в СП. Знаки препинания на стыке союзов в СП. | 1 | |
12 | Знаки препинания при цитировании и прямой речи. | 1 | |
13 | Текст. Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Типы речи. | 1 | |
14 | Стили речи. Художественно-выразительные средства языка и их роль. | 1 | |
15-16 | Рецензия. Композиция и смысловая структура рецензии. Эссе. | 2 | |
17 | Итоговое тестирование. | 1 | |
Учебно-методическое обеспечение.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку.
- Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М., 2005.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – изд. 4-е. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2006.
- Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) для старших классов. – М., «Лист», 1998.
- Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М., 1990.
- Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. – 2-е изд., испр. И доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. Ред. Л.А.Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999.
- Штоль А.А. Русский язык в таблицах: Учебное пособие по орфографии и пунктуации. – Новосибирск, изд. НГУ, 1995.
Словари.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1993.
- Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 2-е изд., перераб. – М., 1994.
- Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – 2-е изд. – М., 1985.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Морфология. Синтаксис"
Пояснительная записка Спецкурс «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Морфология.Синтаксис» предназначен для работы в 11 выпускном классе. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку («Грамматика, текст, стили речи», авт. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.), которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения. В результате анализа содержательной стороны тестовых заданий можно достаточно направленно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. При этом необходимо учитывать и характер заданий: задания с выбором правильного ответа из представленных вариантов, задания с кратким открытым ответом, где обучающийся записывает слово, с которым совершает определенные грамматические действия, одно задание – с полным развернутым ответом (часть С), где при проверке учитывается и орфографическая, пунктуационная грамотность ученика, умение грамотно сформулировать свои соображения.
Пояснительная записка Для теоретической и практической работы на занятиях активно используются тесты по русскому языку самых различных видом, так как форма итоговой аттестации – именно тест. При подборе тестовых заданий учитывается структура заданий тестов Общероссийского единого тестирования по русскому языку, которое проходит весною каждого учебного года, а также характеристики заданий, предложенных Министерством Образования РФ для подготовки к ЕГЭ – 2010 года. Кроме этого за последние годы накоплено немало тестовых учебных материалов различных авторов, что позволяет выполнять самые разнообразные тестовые задания и многосторонне подойти к подготовке выпускников .
Учебно-тематический план Фонетика (2 часа) Состав слова и способы словообразования (2 часа) Морфология (8 часов) Орфография (5+2 часа) Синтаксис и пунктуация (9 часов) Культура речи (2 часа) Текст (4 часа)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
7 класс (34 часа)
№ | Наименование раздела и темы программы | Кол-во часов |
1 | Лингвистика – наука о языке | 1 |
2 | Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 1 |
3 | Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения | 1 |
4 | Происхождение языка | 1 |
5 | Живые и мёртвые языки | 1 |
6 | Естественные и искусственные языки | 1 |
7 | Языки и диалекты | 1 |
8 | Предпосылки возникновения письма | 1 |
9 | Пиктографическое письмо | 1 |
10 | Идеографическое письмо | 1 |
11 | Переход к звуко-буквенному письму | 1 |
12 | Сравнительно-исторический метод в языкознании | 1 |
13 | Праиндоевропейцы и их языки | 1 |
14 | Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки | 1 |
15 | Славянская и балтийская группы | 1 |
16 | Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки | 1 |
17 | Германские и романские языки | 2 |
18 | Другие языковые семьи. Мировые языки | 1 |
19 | Контрольная работа | 1 |
20 | Уровни языка. Фонетический уровень | 1 |
21 | Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека | 1 |
22 | Гласные и согласные | 1 |
23 | Фонема | 1 |
24 | Ударение и интонация | 1 |
25 | Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 1 |
26 | Контрольная работа | 1 |
27 | Слово – основная единица языка | 1 |
28 | Значение слова. Многозначность | 1 |
29 | Виды переносных значений | 1 |
30 | Деление слов на классы. Тематические группы слов | 1 |
31 | Омонимы | 1 |
32 | Омофоны, омографы, омоформы | 1 |
33 | Зачёт за курс 7 класса | 2 |
Итого: 34 часа
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
8 класс (34 часа)
№ | Наименование раздела и темы программы | Кол-во часов |
1 | Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках | 2 |
2 | Первоучители словенские. | 2 |
3 | Славянская азбука | 2 |
4 | Азбучный имяслов | 2 |
5 | История буквы ять | |
6 | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | 2 |
7 | Фонетические старославянизмы в русском языке. | 2 |
8 | Современные приметы старинных слов | 2 |
9 | Исторические чередования звуков в русском языке | 2 |
10 | Московские нормы произношения | 2 |
11 | Происхождение названий русских падежей | 2 |
12 | История падежных форм имени существительного | 2 |
13 | Происхождение полных имён прилагательных. | 2 |
14 | Особенности склонения имён прилагательных | 2 |
15 | История неопределённой формы глагола. Исследование | 2 |
16 | История современных знаков препинания | 2 |
17 | Творцы языка словенского | 2 |
Итого: 34 часа
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
I | Введение Лингвистика как наука | 1 | Конспектирование лекции преподавателя. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. «Основные разделы языкознания», «Связь лингвистики с другими науками». |
II | Язык и речь | Конспектирование лекции. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Оформление плакатов с различными знаками. Создание древа языков. Составление «посланий». Подготовка сообщений и их обсуждение. Участие в дискуссии. | |
1 | Происхождение языка | 2 | |
2 | Природа и сущность языка | 2 | |
3 | Язык – система знаков | 2 | |
4 | Функции языка | 1 | |
5 | Язык и речь | 2 | |
6 | Социально-функциональная структура языка | 1 | |
7 | Классификация языков | 2 | |
8 | Происхождение и развитие письма | 2 | |
III | Фонетика | Конспектирование лекции. Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц. Работа со справочной литературой. Лингвистические игры. Орфоэпические упражнения. | |
1 | Артикуляционная база | 2 | |
2 | Слог. Ударение и интонация | 2 | |
3 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем | 2 | |
IV | Лексикология | Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов. Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно». Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма». | |
1 | Слово как предмет лексикологии | 1 | |
2 | Лексическое значение и его типы | 2 | |
3 | Фразеологические единицы | 2 | |
V | Морфемика и словообразование | Конспектирование лекции. Составление понятийного словаря. Составление словообразовательных цепочек. Составление словообразовательных гнёзд. | |
1 | Понятие о морфеме | 1 | |
2 | Основные способы словообразования | 2 | |
VI | Грамматика | Конспектирование лекции . Составление понятийного словаря. Составление обобщающих тематических таблиц и схем. Работа с текстами. Выполнение различных видов разбора. | |
1 | Грамматический строй языка | 1 | |
2 | Морфология. Классификация частей речи. Парадигма | 1 | |
3 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса: структура, классификация, функция | 2 |