Методическая копилка
Методическая копилка предназначена коллегам-филологам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
орфоэпические минутки | 23.5 КБ |
Как выполнить работу над ошибками в диктанте | 26.5 КБ |
Анализ художественного произведения | 22.5 КБ |
План анализа драмы | 27 КБ |
Самоанализ | 25 КБ |
Характеристика персонажа | 27.5 КБ |
Рифма | 51 КБ |
Зачет по научному стилю 11 класс | 13.81 КБ |
Официально-деловой стиль | 993.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
Тётка Фёкла ела свёклу.
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.
Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.
Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты?
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.
Предварительный просмотр:
КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?
I. Анализ орфографических ошибок:
- Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
- Подчеркни место ошибки.
- Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
- Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка.
- Повтори формулировку правила.
- Обозначь условия орфограммы графически.
- Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
- Определи правило, на которое допущена ошибка. Повтори формулировку правила.
- Обозначь условия орфограммы графически.
II. Анализ пунктуационных ошибок:
- Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
- Подчеркни место ошибки.
- Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
- Определи правило, на которое допущена ошибка. Повтори формулировку правила.
- Обозначь условия орфограммы графически(схема).
III. Анализ грамматического задания.
- Выпиши слово или предложение для разбора.
- Повтори план выполняемого разбора.
- Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.
Предварительный просмотр:
Примерная схема анализа
литературно-художественного произведения
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей; интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника (композиция) произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Предварительный просмотр:
Примерный план анализа
драматического произведения
1. История создания.
1) Время написания.
2) Время, изображённое в произведении.
3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?
4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?
5) Жанр.
2. Выделите основные сцены (фабулу).
3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:
1) Участники и причины конфликта, его структура.
2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?
4. Выделите центральный конфликт произведения:
1) Как связан он с другими конфликтами?
2) Как раскрываются герои в конфликте?
Обратите внимание на:
- предысторию героя (героев)
- первое появление героя на сцене
- взаимоотношение героя с другими персонажами
- авторские ремарки
- речь героя
- центральный монолог героя, определите его значение в произведении
- «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?)
5. Рассмотрите финал произведения:
1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?
2) Почему финал произведения именно такой?
6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?
Обратите внимание на:
- эпиграф
- пролог
- эпилог
- указания для актёров и др.
7. Сценическая история произведения:
1) Какие различные мнения о героях существуют?
2) Как это отобразилось в различных постановках?
8. Традиции и новаторство:
1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?
2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и проблемы.
3) Как решает эти темы и проблемы автор?
4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?
5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).
Предварительный просмотр:
Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа).
Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.
Содержание работы: учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы.
Схема письма следующая:
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.
Предварительный просмотр:
Примерный план характеристики
художественного образа – персонажа
1. Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.
2. Основная часть.
Характеристика персонажа как определённого социального типа.
1) Социальное и материальное положение.
2) Внешний облик.
3) Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:
- характер деятельности и основных жизненных устремлений;
- влияние на окружающих.
4) Область чувств:
- тип отношения к окружающим;
- особенности внутренних переживаний.
5) Авторское отношение к персонажу.
6) Какие черты личности героя выявляются в произведении:
- в авторской характеристике;
- через характеристику других действующих лиц;
- с помощью предыстории или биографии;
- через цепь поступков;
- в речевой характеристике;
- через окружающую обстановку.
3. Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Предварительный просмотр:
Зачётная работа по разделу «Функциональные стили речи.Научный стиль.»
1.Цель высказывания научного стиля:_______________________________________.
2.Сферы использования:________________________________.
3.Признаки:лексические_______________________;
морфологические______________________________;
синтаксические_______________________________.
4.Разновидности:_____________________________.
5.Жанры:______________________________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Систематизировать сведения о стиле речи. 2.Определить уровень базовой подготовки учащихся через выполнение индивидуальных и групповых заданий. 3.Дать представление об особенностях языка исторических документов. Цели урока:
«Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно ,на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку , которая вполне хороша для чёрной работы в саду.(фрагмент из книги К.И.Чуковского) Продолжите рассуждения писателя ,докажите правомерность сравнения языка с одеждой ,используя знания по стилистике. Работа с эпиграфом
*заявление(а); *апелляция(а,б); *доверенность(б); *автобиография(в). Практическая работа в группах образец заявления Генеральному директору АО «МИР» Иванову И.И. Петрова М.М. заявление. Прошу принять меня на работу с 01.12.2011г. на должность вахтёра. 2 ноября 2010 г. Петров М.М.
Выполнение упражнения №476 на стр. 298-299(7) Работа с учебником
Работа с подлинным историческим документом из фондов Ильинского краеведческого музея-Жалованная грамота царя Ивана Грозного 1.Просмотр.2.Современная транскрипция.3.Работа со словарём.4.Работа с текстом Грамоты.
*А – определить стиль текста; *Б - тест; *В- работа со «смешанным» текстом. Задания в группах
*А,Б-резюме; *В-пример делового разговора по телефону. Домашняя работа
Автор: Краснова Н.Н. МКОУ СОШ №1