Разработки уроков

Малышева Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «А» классе

(УМК « Школа 2100»)

Тема: Развитие  умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму»

Цели:

-закрепить умение определять падеж и склонение имён существительных;

-совершенствовать умение грамотного правописания безударных окончаний существительных 1,2, 3 склонений;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, память обучающихся;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование:

                                                                  Ход  урока:

  1. Организационный момент:

Добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

-А как мы должны писать в тетради? ( аккуратно, чисто, красиво).

       2. Сообщение темы урока.

-Ребята, над какой орфограммой мы с вами работали на прошлом уроке? ( Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

-  Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. В конце урока вы должны постараться определить, на каком этапе решения орфографической задачи правописания безударных окончаний вы испытываете  затруднения.

       3. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «классная работа». В начале урока мы несколько минут уделим чистописанию. Предлагаю вам отгадать загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки,        

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница (зима)

-Сегодня мы повтори написание заглавной и строчной буквы «Зз». Пропишите строчку  букв. Подчеркните самую красивую заглавную и строчную буквы.

-Ребята, о чём я вам загадывала загадку?( о зиме)

Запишите это слово на следующей строке,  назовите орфограмму, выделите её, подберите однокоренные слова.

( зимний, зимовье, зимушка, зимовать).

-Назовите  слова одной и той же части речи.

- К каким частям речи относятся остальные слова?

-Давайте разберём слово  зимушка по составу.

-Кто нам устно произведёт морфологический разбор слова зима?

       4. Словарная работа.

-Дети, сегодня словарную работу мы проведём в виде игры « Где искать?» Я  задаю вам вопрос, вы должны ответить одним словом. Кто знает ответ – поднимает руку.

-Где искать школьника?

- Под чем искать жёлуди?

- Где искать еловые шишки?

- Где искать клад?

- Где искать щенка?

- Где искать добро?

-Где искать воина?

Дети объясняют по алгоритму выбор  окончания  и записывают слова в тетради.

В школе ( в земле), под  дубом (под окном), на ели ( на печи), в земле, в конуре, в человеке ( в земле), на войне.

- Какое слово «лишнее»? ( под дубом – Т.п.)

- На какие группы разобьём слова?(с ударными и безударными окончаниями)

- Какие слова - помощники   у нас есть?

5. Физ. минутка.

-Ребята, я сейчас буду называть слова, а вы, если  услышите слово 1 скл.- приседаете, 2 скл.- прыгаете, 3 скл. – хлопаете.

 Солдат, Родина, хутор, освобождение, Отечество, война, январь, смелость, отвага, мужество.

6.Работа над  предложением.

- А кто скажет, какие слова прозвучали во время физ. минутки?

- О чём говорят они нам, о какой памятной дате напоминают?

 - Составьте предложения на тему нашего разговора. (Дети предлагают предложения, записываем лучшее).

-Давайте выполним синтаксический разбор этого предложения. Кто нам напомнит, что значит синтаксический разбор?

* запись предложения,  его разбор, определение склонения и падежей имён существительных.

-Ребята,  послушайте стихотворение, которое нам расскажет…

ВЕТЕР ВОЙНЫ
(Неизвестным солдатам Великой Отечественной войны - посвящается)
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.

Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.

- Дети,   какая главная мысль этого стихотворения? (помнить тех, кто ценой своей жизни защищал нас от врага)
- Давайте почтим память всех погибших воинов минутой молчания.

7. Работа над текстом.

-А сейчас мы поработаем с  предложениями, которые несут в себе исторические факты освобождения  Зерноградского района.

  *карточки ( задание: выписать имена существительные, выделить окончание, определить склонение и падеж)

Карточка №1

В январе 1943 года воины 87-й дивизии совместно с другими частями Советской Армии подошли к Конзаводу.

Карточка №2

Из воспоминаний лейтенанта Василия Шкуратова « Рассыпавшись в степь, мы, бойцы, медленно бредём по глубокому снегу. Морозный туман покрыл танки и шинели серебристым инеем. Надо побыстрее пересечь эту ровную, без единого укрытия степь. Надо скорее занимать село. Там- дома, тепло. Там советские люди, которые ждут нас…»

8.Физ. минутка.

-Ребята, в тот далёкий год, когда освобождали наш хутор от фашистов… (А кто напомнит мне, в каком году это было?)  тоже была суровая  зима. Что делали солдаты, чтобы не замёрзнуть?

Да, они двигались. И мы сейчас тоже проведём физ.минутку.

Все движения разминки повторяем без запинки.

Эй! Попрыгали на месте.

Эй! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-гей! Нагнулись ниже,

Наклонились к полу ниже.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Продолжаем наш урок!

- Какие слова - имена существительные услышали в физ.минутке? Определите склонение этих существительных.

9. Игра « Знамя Победы»

- А сейчас мы с вами будем  воинами. Нам нужно будет занять высоту и водрузить на неё знамя Победы.  1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда. Воинам, т.е. вам нужно по очереди подходить к доске, правильно вставить окончание существительного, обозначить орфограмму.  Команда, правильно и быстро выполнившая задание должна прикрепить Знамя Победы на вершину высоты. Остальные – записывают слова своего столбика в тетрадь.

Думал о лет.                                                                   Купил на базар.

Увидел в книг.                                                               При школ.

На площад.                                                                     До деревн.

Писал мам.                                                                     Жил  в город.

При посадк.                                                                    Добрались до опушк.

На рябин.                                                                        Ехал на машин.

- Проверяем выполнение работы. Победила команда   … ряда.

10.Игра « Верно-неверно».

- Я буду читать высказывания, если  верное – раскрытая ладошка, если неверное – кулачок.

1. Написание безударной гласной в падежном окончании существительного – это орфограмма.       ( верно)

2. Когда сомневаешься, какую букву – и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься! ( верно)

3. У всех существительных в Р.п. ( кроме 2-го склонения) в окончании пишется буква и. (верно)

4. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е( неверно)

5. У существительных в Т.п. в окончании всегда две буквы. ( неверно)

- Кто не ошибся ни разу? Один раз? Молодцы! Остальным детям нужно быть внимательней!

11.Итог урока:

- Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали?

- Сегодня уже 3 урок работы над этой орфограммой. Какие затруднения у вас возникли?

- Запишите домашнее задание.

- Я отмечаю активное участие в уроке…. ( выставляю отметки)

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Методическая разработка

 открытого  урока

литературного чтения

Тема «Писатели - детям»

УМК «Школа России»

2  «А» класс                                                              

                                               

                                                 Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                 Малышева Т.И.

                                                   

2014 год

Тема урока: Писатели – детям.

Цели:                                                                                                                                                                                                  - познакомить со 2 частью учебника «Литературное чтение», новым разделом «Писатели детям»;  углубить знания о творчестве  К.Чуковского; вспомнить литературоведческую терминологию (рифма);                                                                                                                                                                                    - развивать навыки беглого и выразительного чтения, память, внимание, мышление;                                                                                                                 - воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к книге, чуткость  по отношению к людям.                                                                                                                                            Планируемые результаты:                                                                                            Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, интонационно передавая настроение. Познавательные: уметь найти информацию из дополнительной литературы по заданию учителя.                                                                                                                                                 Регулятивные: понимать и стремиться выполнять учебную задачу, делать выводы из изученного материала                                                                                                                                                         Коммуникативные: эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; умение поддержать диалог, вступить в дискуссию.                                                                                                                                       Личностные: оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оборудование:  выставка книг детских писателей; карточки с текстами из книги «От двух до пяти»;  презентация «Творчество К.И.Чуковского», аудиозапись стихотворения «Закаляка»; на доске кроссворд «Писатели детям»

                                                    Ход урока

1.Орг. момент.

Звонок голосистою птицей

В класс прилетел поутру.

И мы продолжаем  учиться                                                                                                 На занятиях только добру.

-Ребята, сегодня у нас гости! Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и подарите улыбку!

 - А теперь внимание! Посмотрите все на меня! Наш урок мы начинаем с…

2. Речевая разминка                                                                             (слайд 1)

- Прочитайте запись на слайде « жужжащим» чтением.

Бревно

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.

Один сказал:

-Нехорошо!

Сказал

И знай себе пошёл.

Второй взглянул,

Потом вздохнул

И то бревно

Перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил, и мал.

Он,  молча, скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

                                                    Сергей   Баруздин

- Что прочитали? Докажите. Найдите рифму.

-Каковы ваши впечатления от стихотворения?

-Как бы поступили вы?

-С какой интонацией  нужно читать это стихотворение? ( грустно, осуждая героев)

- Давайте прочитаем выразительно с нужной интонацией.

3. Актуализация знаний. Определение целей урока.

- Кто написал стихотворение, которое мы только что читали?

- Что хотел донести до нас автор, чему научить?

-Ребята, а для чего писатели создают свои произведения?

- Почему мы их читаем?

-Давайте вспомним писателей, с которыми мы знакомы и их произведения.  Для этого вам, что нужно сделать? (обращаю внимание на доску)

Кроссворд

1. Замечательный русский писатель, написавший свои всем известные сказки в стихах (Пушкин)

2.Автор произведения «Новогодняя быль» (Михалков)

3.Вспомните жанр произведения «Два Мороза» (Сказка)

4.Стихи, какой поэтессы нам известны с раннего детства (Барто)

5. Автор стихотворения «Чародейкою Зимою…» (Тютчев)

6. Замечательный русский поэт, подаривший нам стихотворения «Берёза», «Поёт зима – аукает» (Есенин)

7. Этот писатель писал басни (Крылов)

8. Автор стихотворения «Утром кот принёс на лапках…» (Аким)

9.Что всегда побеждает в сказках? (добро)

10.Имя писателя Чарушина (Евгений)

11.Из него варили кашу (топор)

12.Кого спасал храбрый Алёша от стрекозы (утята)

13.Он был музыкантом в одном из рассказов  М.Пришвина  (медведь)

4. Самоопределение к деятельности.

- Что у вас получилось?

-Как вы думаете, что это за словосочетание? (название раздела).

-Но мы ведь закончили  изучать произведения в нашей учебной книге, где же мы найдём  раздел «Писатели детям»  (есть 2 часть учебника)

- Верно, ребята, мы начинаем работу со второй частью учебника. Рассмотрите её обложку, сравните с обложкой первой части. Что общего? В чём различие?

- Как вы думаете, почему сказочные герои   теперь на самолёте? (мы научились читать лучше и быстрее).

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно: откройте учебники литературного чтения 2 часть  на с.220 и посмотрите содержание, найдите и прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать (дети работают)

- О чём будут произведения, можете предположить? Ну, например, в разделе «И в шутку, и всерьёз», «Люблю природу русскую. Весна»

-А с какого раздела мы начнём наше путешествие в мир литературного чтения? (Писатели детям)                                                                                                                                                - Каковы ваши предположения о том, с чем мы познакомимся в первом разделе?

-Чему мы научимся?

-Чему будем учиться?

(с.3 –учебник)

-Ребята,  а что необычного вы заметили в классе?  (выставка книг)

-Рассмотрите выставку.

-Книги, каких писателей вы видите?

-С какими писателями уже  знакомы?

- Для чего я вам подготовила эту выставку?

-А где же можно взять эти книги?

5. Физминутка.

6. Работа по теме урока.

-Сегодня мы будем говорить об одном из самых замечательных детских писателей.

Вы узнаете его имя, если расшифруете мою запись…                             (слайд 2)

GFКОNРRНЕYUЙ   ZЧDУКWQОВUСJКИLЙ

-Верно, ребята! Это - Корней Чуковский.

-А кто помнит отчество писателя?  ( Иванович)

                                                                                                                         (слайд 3)

Корней Иванович Чуковский

(Николай Иванович Корнейчуков)

(1882-1969)

знаменитый русский писатель, критик, литературовед, переводчик. В раннем возрасте  начал интересоваться поэзией: писал стихотворения и даже поэмы. С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1916 году Корней Иванович Чуковский возглавил детский отдел издательства «Парус». Тогда же он сам начал писать детские стихи.

-Посмотрите на слайд,  что вы заметили? (две фамилии)

-Кто объяснит, что это значит? ( Корней Иванович Чуковский – это псевдоним               (вымышленное имя))

-Прочитайте  самостоятельно  о писателе (дети читают).

-Что вы узнали? (дети рассказывают)

-Кто может сказать, какие  произведения написал К.И.Чуковский.

Рассказ учителя: Первая детская поэма «Крокодил» (1916) родилась случайно. Корней Иванович,  вместе с маленьким сыном, ехал в поезде.  Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес. Затем  последовали другие произведения для детей: «Тараканище» (1922), «Мойдодыр» (1922), «Муха-Цокотуха» (1923), «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926), «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденное солнце» (1945), «Бибигон» (1945), «Спасибо Айболиту» (1955), «Муха в бане» (1969).

У  Корнея Ивановича Чуковского была  дочь Мария  - она стала «героиней»  его многих детских стихов.

-Послушайте  в исполнении автора стихотворение  «Закаляка», Чуковский написал его для своей дочери  Марии.

(звучит звукозапись стихотворения «Закаляка»)

- О чём хотел сказать Чуковский в  этом стихотворении? (рисовать так, чтобы не было самому страшно).

Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник  с.4.                                                                                               - О книгах какого писателя мы будем читать?                                                                    - Внимательно прочитайте  авторский текст самостоятельно (дети читают)                              Выборочное чтение:

- Ответьте на мои вопросы строчками из текста.

-Книги К.Чуковского, они какие?

-Чему они учат?

-В чём был уверен писатель?

-Кто герои стихотворений и сказок Чуковского, в чём их особенность?

-Чему мы учимся, читая эти произведения?

Работа в парах.

-Рассмотрите иллюстрации на с.5.

-Узнали сказки Чуковского?

-Что вы заметили? (все герои перепутались)

-Поработайте в парах: найдите, что  же перепутал художник? (дети работают)

-Герои  и предметы, каких сказок нашли друг друга? (крокодил и телефон, умывальник и тазик, Федора, кочерга  и грязная посуда,  Муха-цокотуха, паук и самовар).

-Ребята, работая в детском отделе издательства «Парус», Корней Иванович Чуковский  стал обращать внимание на речь  маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти».                                                    

                                                                                                                                        (слайд 4)

(Подготовленные дети читают выдержки из книги)

*Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

*Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомец спросил её в шутку:

- Ты хотела бы быть моей дочкой?

Она величаво ответила:

- Я мамина и больше никовойная!

*- Ну, Нюра, довольно, не плачь!

- Я плачу не тебе, а тёте Симе.

* - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

-Интересно ли вам было слушать тексы из книги «От двух до пяти»?

-Чем они интересны? (весёлые, смешные)

-Вот и заканчивается наш урок. Но знакомиться с произведениями К.Чуковского мы продолжим на следующих уроках. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили предложения.

7. Рефлексия 

На сегодняшнем уроке я узнал  …

На этом уроке я похвалил бы себя за  …                                               (слайд 5)

После урока мне хотелось  …

Сегодня я сумел …

-Оцените свою работу на уроке (смайлики). А наши гости посмотрят, справедливо ли вы себя оценили.

8. Итог урока:

-Какой раздел мы начали изучать сегодня на уроке?

- О каком писателе говорили?

-Какие  ещё писатели  вам нравятся?

Домашнее задание:

Найти и прочитать произведение К.Чуковского (не из учебника)

Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомец спросил её в шутку:

- Ты хотела бы быть моей дочкой?

Она величаво ответила:

- Я мамина и больше никовойная!

- Ну, Нюра, довольно, не плачь!

- Я плачу не тебе, а тёте Симе.

 - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Методическая разработка

 открытого  урока

литературного чтения

Тема «Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений»

УМК «Школа России»

3  «А» класс                                                              

                                               

                                                 Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                 Малышева Т.И.

                                                   

2015 год

Тема урока: Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление обучающихся; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: обучающиеся продолжат учиться отвечать на поставленные  вопросы по теме раздела; понимать учебные задачи, делать выводы на основе полученной информации; работать в парах и группах, доказывать свою точку зрения; оценивать свои достижения.

Ход урока

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, повернитесь к ним, пожалуйста, поздоровайтесь и подарите улыбку.

 2. Актуализация знаний                                                                                                                                            

-Дети, мы с вами закончили изучать очередной раздел учебника. Кто  нам напомнит, какой?                    ( «Были-небылицы»)

-  Произведения, каких авторов мы читали в этом разделе? ( М.Горького,  К. Паустовского, А.Куприна)

-А кто догадается, чему мы посвятим наш сегодняшний урок?

Слайд: JУРLОGRКN-ПDУSТWЕNШVЕСТRQВJUИЕ SZПLNО РFАDЗДBCЕSXЛPУ «DБSЫLЛWИ – НKЕRБЫEWЛQИLNЦUЫ» (Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»)

-Молодцы, справились с заданием. А зачем нам  нужен урок-путешествие? (повторить и обобщить полученные знания, узнать что-то новое)

Итак, мы отправляемся в  очередное путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие её уголки (слайд)

3. Речевая разминка (слайд)

Пошёл Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шёл через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

-Прочитайте самостоятельно «жужжащим» чтением,

-Что прочитали? (стихотворение, скороговорку)

-Какие звуки чаще встречаются? ([п], [т])

-Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы? (Ипат – имя, каждая стихотворная строка пишется с заглавной буквы)

-Что можете сказать об имени мальчика? Какое это имя? (устаревшее)

-Сравните последние слова пятой и шестой строки. ( Произносятся одинаково, пишутся по – разному)

-Объясните  значение последнего слова в пятой строке (пруд - водоём).

-Объясните значение последнего слова в шестой строке  (прут - тонкая палка, ветка)

- Ребята, а с Ипатом произошла весёлая или печальная история?

- Вы сказали, что это скороговорка. Прочитаем быстро.

*читаем вслух  печально, быстро

4. Творческая работа (сочинение историй) – в парах.

-Ребята, мы и не заметили, как оказались в пруду вместе  с Ипатом.  Вам предстоит  сочинить историю о том, что  с вами могло бы произойти  в водоёме.

А чтобы   было легче работать, вспомним обитателей водоёма, отгадав загадки (слайды):

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно                (сом)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает             (щука)

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители воды

На ночь прячут лепестки          (лилия водяная)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток            (рыбы)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик             (стрекоза)

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд              (рак)

-Вот мы и вспомнили только малую часть обитателей водоёмов. Надеюсь,  эти загадки, и  иллюстрации на странице 54  в рабочей тетради помогут вам придумать интересные истории.

(дети составляют истории)

-Поработайте  в парах: расскажите друг другу ваши мини-истории.

-Кому понравилась история товарища по парте?

(выслушиваем несколько рассказов)

-Дети, а какому литературному герою тоже удалось побывать на дне пруда? ( Евсейке из произведения М.Горького «Случай с Евсейкой»)

5. Физминутка

-Ребята,  кто может сказать, о чём была песня физминутки?

-Дети, как вы думаете, если бы Ипату, Евсею, да и вам предложили бы остаться в  водоёме, пообещав богатства, как герою этой песни, как  бы вы поступили? Почему?

6.  У слона на дне рожденья

Учитель:

-Ну вот, выбравшись из пруда, мы попали куда…? (на день рождения к слону) (слайд)

-Но мы, оказывается здесь не одни. И нам нужно назвать всех гостей слона. Это будет непросто! (слайд)

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложив правильно кусочки.

У слона на дне рожденья

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так вертелись, так кружились,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

(антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)

-Молодцы, собрали всех гостей!(слайд) 

- Прочитаем их названия орфографически и запомним написание. Кто из них относится к пресмыкающимся, а к какой группе относятся остальные  животные? (к пресмыкающимся -  кобра, крокодил, остальные – млекопитающие)

(слайд)

-Посмотрите, кто к нам пришёл! Персонаж, какого произведения? (Немец - персонаж рассказа Александра Куприна «Слон»)

-Конечно, это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам  поведает, что хочет рассказать нам   хозяин зверинца?

(дети рассказывают историю от имени хозяина зверинца)

-Почему немца очень удивила просьба Надиного отца?

-А где мы можем увидеть слонов? (в зоопарке или цирке)

-Хотели бы вы пригласить  к себе в гости слона? Почему?

7.  «Воробей – герой дня»

Слайд (фото большого театра)+ звучит песня о воробье

-Дети, герой какого произведения нас встречает? Почему  именно здесь? Что это за здание?

Воробей Пашка приготовил вам задания. Нужно вставить  нужные слова в  предложенный отрывок и назвать автора произведения. А работать вы будете в группах.

  1. «Театр был огромный, с   …  колоннами. На крыше его взвились на дыбы   ...   …   .                                                                                            Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и   …  .Ему удалось остановить горячих лошадей у     …    …  крыши».

  1. «Маша принесла  …   домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и   …   . Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел   …  …  у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов    … , замахнулся молотком, хотел ударить Пашку.

  1. «Маше было …  посмотреть, как  ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла … …, открыла  форточку и спряталась за … . Сначала в форточку летел … снег и таял на полу, а потом вдруг что-то … «.

  1. « Но ворона была …, знала воробьиные … и из ларька не вылезала.

Тогда …, наконец собрались с духом и начали один за другим протискиваться в ларёк. Там поднялся такой писк, шум и   …, что вокруг ларька тотчас собралась толпа».

  1. «От   …  смеются, - ответила мама, - а от …  плачут. А теперь спи!

             Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну.  На ветке за окном спал Пашка.      

             Тихо было в мире, и   …         снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И  

             мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей    …    сны и сказки».

*представитель группы читает отрывок с вставленными словами.

-Молодцы, все группы справились с заданием воробья. Из какого произведения все отрывки? Кто  автор?

8. Возвращение домой.

- Вот и  подошло к концу  наше путешествие. Пора возвращаться домой. Где мы сегодня побывали? (на дне водоёма, в гостях у слона, у здания Большого театра). Конечно, жаль расставаться со старыми друзьями. А как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?

9. Оценка достижений.

Тест «Проверь себя!»

  1. Кто написал рассказ «Растрёпанный воробей»?

а) М.Горький                                      б) К. Паустовский

в) В Бианки                                         г) А.Куприн

  1. Вспомните, о ком так сказал Евсейка: « Так себе … . Вроде меня, только побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

            а) кот                                      б) папа

в) дед                                      г) сом

  1. Чья настоящая фамилия – Пешков?

            а) М.Горького                                      б) К. Паустовского

в) Л. Толстого                                        г) А.Куприна

  1. Закончи предложение.

Глаза у рыб были круглые и скучные, как …

            а) алгебра                                      б) русский язык

в) математика                                г) география

  1. Как звали нянюшку из рассказа К. Паустовского?

а) Ивановна                                     б) Петровна

в) Николаевна                                  г) Степановна

  1. С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?

            а) круглый фисташковый торт                                      

            б) треугольный ананасовый торт

в) квадратный банановый торт                                    

г) бисквитный торт

  1. Что попросила на завтрак выздоровевшая Надя?

            а) чай                                      б) булочку

в) молоко                                г) кусок торта

  1. Чьё прозвище – Чичкин?

      а) милиционера                          б) воробьишки

      в) вороны                                    г) старого воробья

- Ребята, поменяйтесь листочками. Проверьте работу товарища, поставьте отметку

8       верных ответов – «5»

6 -7  верных ответов – «4»

4-5   верных ответов – «3»

менее 4 верных ответов – «2»

  1. Рефлексия (слайд)
  2. Итог занятия

Ребята,  вот и закончился наш урок. Я прошу вас нарисовать смайлик на обратной стороне вашего теста.

Если вам понравился  наш урок – улыбающийся смайлик, если после урока у вас  не совсем хорошее настроение  - грустный смайлик. Покажите мне и нашим гостям, какой смайлик вы нарисовали. Я желаю вам такого же настроения на весь оставшийся день.

  1. Домашнее задание

Прочитать произведение одного из писателей (обратить внимание на выставку книг)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 «а» класс

Слайд 2

УР L О GR К N -П D У S Т W Е N Ш V ЕСТ RQ В JU ИЕ SZ П LN О Р F А D ЗД BC Е SX Л P У « D Б S Ы L Л W И – Н K Е R БЫ EW Л Q И LN Ц U Ы»

Слайд 3

Речевая разминка Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Шёл через пруд, Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат , Пропали пять лопат.

Слайд 5

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Хвостом виляет, Зубаста , а не лает. На воде увидел ты Белые цветы. Эти жители воды На ночь прячут лепестки.

Слайд 6

У родителей и деток Вся одежда из монеток. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. Под водой живёт народ, Ходит задом наперёд.

Слайд 8

У слона на дне рожденья. Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, Так вертелись, так кружились, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил , Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил , Ена-мот-ге-бе-раф-ги , Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи !

Слайд 11

Наш любимый класс

Слайд 12

Проверь себя! 1. Кто написал рассказ «Растрёпанный воробей»? а) М.Горький б) К. Паустовский в) В Бианки г) А.Куприн

Слайд 13

2. Вспомните, о ком так сказал Евсейка : « Так себе … . Вроде меня, только побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…» а) кот б) папа в) дед г) сом

Слайд 14

3. Чья настоящая фамилия – Пешков? а) М.Горького б) К. Паустовского в) Л. Толстого г) А.Куприна

Слайд 15

Закончи предложение Глаза у рыб были круглые и скучные, как … а) алгебра б) русский язык в) математика г) география

Слайд 16

5. Как звали нянюшку из рассказа К. Паустовского? а) Ивановна б) Петровна в) Николаевна г) Степановна

Слайд 17

6. С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было? а) круглый фисташковый торт б) треугольный ананасовый торт в) квадратный банановый торт г) бисквитный торт

Слайд 18

7. Что попросила на завтрак выздоровевшая Надя? а) чай б) булочку в) молоко г) кусок торта

Слайд 19

8. Чьё прозвище – Чичкин? а) милиционера б) воробьишки в) вороны г) старого воробья

Слайд 20

Оцени товарища! 8 верных ответов – «5» 6 -7 верных ответов – «4» 4-5 верных ответов – «3» менее 4 верных ответов – «2»

Слайд 21

Продолжите предложение: На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне хотелось … Сегодня я сумел …



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики

3  класс

УМК «Школа России»

Тема урока: Закрепление  изученного материала. Решение задач.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки и  навыки решения задач изученных видов.

Задачи:

1.Закрепить знание таблиц умножения и деления.

2. Совершенствовать умение составлять условие задачи по краткой записи, решать составные задачи.

3. Развивать вычислительные навыки, память, внимание, математическую речь, умение логически мыслить, расширять кругозор учащихся.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся продолжат учиться анализировать задачи, устанавливать зависимость между величинами, между условием и вопросом; определять количество и порядок действий; оценивать правильность хода решения  и реальность ответа; находить разные способы решения задач

Метапредметные:

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, понимать и стремиться выполнять её, делать выводы из изученного материала.

Коммуникативные УУД:  вступать  в  диалог с одноклассниками, учителем;  работать в паре; отвечать на заданные вопросы.

Личностные УУД: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: урок  закрепления изученного материала.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Все за парты дружно сели,          

Друг на друга посмотрели,

Посмотрели на гостей,        

Улыбнулись поскорей!

Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи на уроке.

  1. Актуализация знаний.                                                                                     а)Математический диктант.

Найдите произведение чисел 14 и 3.

Делимое 60, делитель  3, найдите частное.

Увеличьте 25  в 3 раза.

Чему равна сумма чисел 28 и 17?

Самое большое двузначное число разделите на 3.

Первый множитель 8, произведение равно 88. Найдите второй множитель.                    Самопроверка                                      (слайд)

42, 20, 75, 45, 33, 11.

Учитель: Оцените себя с помощью смайлика.

б) Устный счёт.

                                                      (слайды)                                                                Обучающиеся показывают ответ на дощечках, затем коллективное обсуждение решения задачи.

Решите задачи:                                                                                                                            1.Володя гостил у бабушки 2 недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки?

2.В саду 120 старых яблонь и 40 молодых. На  сколько меньше молодых яблонь, чем старых?

3.На улице  Строителей 200 домов. Одна десятая  их часть – учреждения, а остальные  - жилые дома. Сколько учреждений на  этой улице? Сколько жилых домов?

Выберите решение задачи.

1.У Оли было 45 конфет. Она дала их трём подругам поровну. Сколько конфет получила каждая подруга?                                                                                                                                                                     45*3                            45-3                                  45:3                                                                                2.Максим купил 5 тетрадей по 10 руб. и 2 карандаша по 5 руб. Сколько денег он заплатил за всю покупку?                                                                                                                                                     10*5 –  5*2                     10*5 + 5*2                             5*10 + 2*5                                                             3.Сколько трёхлитровых банок  потребуется, чтобы разлить  а  литров молока?                                              а *3                                         а : 3                              3 : а

  1. Самоопределение к деятельности.

Игра «Шифровальщики»

                                                    (слайд)

-Ребята,  посмотрите на слайд. Что вам нужно сделать?  (Разгадать слово)

15*2    Ч                  90:30    А

48:3     Д                  8*8       З

64

3

16

3

30

3

- Как вы думаете, почему я подобрала такое слово? ( Мы будем решать задачи)

- Верно! Сегодня на уроке мы будем решать задачи изученных видов. Вернее, уже начали эту работу на устном счёте

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Ребята, откройте с. 90 и найдите №3. Прочитайте.

- Дети, можем ли мы сказать, что это задача?  (Нет.)

- Почему? (Нет вопроса)

-Предложите  вопрос к этой задаче. (Сколько всего груш в пакетах?)

-Расскажите задачу.

-Сделаем краткую запись к этой задаче. Выделите главные слова.  (Большие пакеты, маленькие пакеты).

- Что известно о количестве груш в больших пакетах? (4 пакета, в них  по 20 груш).

- Что известно о количестве груш в маленьких пакетах? (3 пакета, в них по 5 груш).

- Что нужно узнать в задаче?  (Сколько всего груш в больших и маленьких пакетах).

Большие пакеты - ?, 4 п. по 20 г.

Маленькие пакеты -?, 3 п. по 5 г.

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?  (Нет).

- Почему?  (Мы не знаем, сколько груш в больших пакетах и сколько груш в маленьких пакетах).

-Как узнать, сколько груш в больших пакетах?  (Количество груш в одном пакете умножить на количество пакетов).

- Как узнать, сколько груш в маленьких пакетах? (Так же).

-Какое действие выполним, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сложение – количество груш в больших пакетах сложим с количеством груш в маленьких пакетах).

- Запишите решение задачи самостоятельно.(Поверка)

- Как  вы записали решение? (По действиям:1) 20*4= 80 (г) – в больших пакетах.

                                                                             2) 5*3 =15 (г) – в маленьких пакетах.

                                                                            3) 80 +15 =95(г) – всего.

-Кто записал иначе? (Выражением: 20*4 + 5*3=95 (г))

- Прочитайте последнее задание. Какой вопрос нужно поставить, чтобы задача имела такое решение: 20*4 - 5*3?  ( На сколько больше груш в больших пакетах, чем в маленьких? На сколько меньше груш в маленьких пакетах, чем в больших?)

- Все ли задания этого номера мы выполнили? (Да)

  1. Физминутка. ( Музыкальная физминутка «На зарядку становись!» с использованием мультимедийной доски).

- Ребята,  кто был внимательным, тот ответит на вопрос: сколько четвёрок зайцев встретились  в физминутке?  Сколько всего зайцев? (4  четвёрки, всего 16 зайцев)

- Молодцы! Продолжим наш урок.

  1. Продолжение работы по теме  урока.

(слайд)

а = 5 см.

в = ?, на 3 см меньше, чем.

P = ?  см.

S = ?  см.

-Ребята, что перед вами? (Краткая запись к задаче).

- Что нужно сделать?  (Составить задачу по краткой записи)

-Верно. Составьте задачу.  (Длина прямоугольника 5 см., а ширина на 3 см. меньше, чем длина. Нужно найти периметр и площадь данного прямоугольника).

-Что нужно найти в задаче? ( Периметр и площадь прямоугольника)

-Что мы знаем о прямоугольнике? (У прямоугольника  все углы прямые и противоположные стороны равны).

- Какое  утверждение нам сегодня пригодиться? ( Второе: у прямоугольника противоположные стороны равны)

- Что такое периметр? (Сумма длин сторон)

- Как найти площадь прямоугольника? ( Нужно длину умножить на ширину)

- Можем ли сразу найти периметр и площадь прямоугольника? Почему? (Нет. Не знаем, чему равна ширина).

- Что сказано о ширине? (На 3 см меньше, чем длина).

- Что же нужно найти,  прежде всего? ( Ширину, а затем периметр и площадь).

- Решите задачу самостоятельно

                  (Учитель помогает слабоуспевающим ученикам)

Взаимопроверка.

- Соседи по парте, поменяйтесь тетрадями и проверьте решение задачи.

                                                    ( слайд)

  1. 5 -3 = 2 (см) – ширина.
  2. (5+2)*2 = 14 (см)  или 5+2+5+2 = 14 (см) – периметр.
  3. 5*2 = 10 (см) – площадь.

- Встаньте те, кто решил задачу верно.

- Кто допустил ошибку в вычислениях.

- Допустил ошибку в рассуждениях.

-Молодцы, кто выполнил задание верно, остальным нужно быть внимательней.

-А сейчас мы поработаем в группах (дети делятся на группы)

(слайд)

Логическая задача.

      Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так, как рассказал А.Толстой, а совсем иначе. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик»,  на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит змея».

Тортила прочитала надписи и сказала: « Действительно, в одной коробочке золотой ключик, в другой – змея, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, где ключик, он твой»

Где же был золотой ключ?

(Ученики в группах решают задачу и объясняют своё решение классу)

  1. Рефлексия                                        (слайд)

- Продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал  …

На этом уроке я похвалил бы себя за  …

После урока мне хотелось  …

Сегодня я сумел …

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

(дети оценивают свою работу и работу одноклассников)

  1. Итог урока

-Что нового узнали на уроке? ( Ничего, мы повторяли и закрепляли изученный материал)

- Чем был интересен сегодняшний урок?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Какие  оказались лёгкими для вас?

-Спасибо вам, ребята,  за урок!

Самоанализ урока.

    Вы посмотрели урок математики  в 3 «А» классе.

    Тема урока: Закрепление изученного. Решение задач.

    В классе по списку 19 учеников,  дети с разным уровнем познавательного интреса ,  6 детей  с языковым барьером.

     Отличников в классе  2, хорошистов -7. Уровень обученности составляет 100%, качество-47 %.

Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки и  навыки решения задач изученных видов.

Задачи:

1.Закрепить знание таблиц умножения и деления.

2. Совершенствовать умение составлять условие задачи по краткой записи, решать составные задачи.

3. Развивать вычислительные навыки, память, внимание, математическую речь, умение логически мыслить, расширять кругозор учащихся.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся продолжат учиться анализировать задачи, устанавливать зависимость между величинами, между условием и вопросом; определять количество и порядок действий; оценивать правильность хода решения  и реальность ответа; находить разные способы решения задач

Метапредметные:

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства предоставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, понимать и стремиться выполнять её, делать выводы из изученного материала.

Коммуникативные УУД:  вступать  в  диалог с одноклассниками, учителем;  работать в паре; отвечать на заданные вопросы.

Личностные УУД: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: урок  закрепления изученного материала.

     В ходе организационного момента был дан общий настрой ученикам.  

   

    Для актуализации знаний, ребятам был предложен математический диктант для повторения внетабличного умножения и деления с последующей самопроверкой.

     На устном счёте ребята  не только решали различные  задачи изученных видов (разностное сравнение, деление на равные части, нахождение части от величины и т.д.), но выбирали решение к  заданной задаче.

     С помощью игры «Шифровальщики» ребята определили тему урока.

     На уроке использованы методы позитивного общения.

     Я старалась, чтобы урок был здоровьесберегающим создать благоприятную психологическую атмосферу, была проведена физминутка, скрытая  динамическая  пауза.

     Итог урока был подведён с помощью детей.

     На уроке были использованы следующие приёмы и методы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-метод словесной передачи информации и слухового восприятия через приём беседа;

-метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия через демонстрацию рисунков  и записей;

-метод передачи информации через практическую деятельность (работа в группах, взаимопроверка), через самостоятельную работу (математический диктант, оформление решения задач).

      2. Методы стимулирования и мотивации:

           -эмоциональные (похвала, поощрение);

           -социальные (создание ситуации взаимопомощи).

      3. Методы контроля и самоконтроля:

          - самостоятельная работа;

          - самоконтроль.

      На уроке прослеживались межпредметные связи: литературное чтение,  русский язык

      На уроке были использованы следующие технологии:

- коммуникативно-диалоговая;

-элементы развивающего обучения;

-личностно-ориентированные.

     Они  просматривались в каждом виде деятельности, так как предусматривают развитие речи учащихся, заставляют думать, сравнивать, наблюдать, учат делать выводы.

     Всё, что было запланировано, выполнено.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района          

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Методическая разработка

урока окружающего мира

Тема «Культура и образование»

УМК «Школа России»

2 класс                                                              

                                               

                                                 Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                 Малышева Т.И.

                                                      2013-2014 учебный год

Тема: Культура и образование

Цели:

1.Дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с некоторыми музеями России.

2. Расширять знания, кругозор, словарный запас учащихся.

3. Развивать познавательную активность.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры; извлекать из текста учебника нужную информацию; осознают необходимость посещения культурных учреждений.

Оборудование:  

-учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 класс;

-рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 2 класс (1 часть);

-мультимедийное оборудование;

-презентация «Культура и образование»

-карточки с описанием ситуаций.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

Многое хотим узнать!

- Ребята, сегодня у нас гостья. Наталья Николаевна посмотрит, как мы с вами работаем. Поздоровайтесь пожалуйста!

- Дети, а чтобы многое узнать и всё понять, что нужно делать на уроке?

      2. Актуализация знаний.

- Ребята, к нам вновь пришёл наш давний друг.  Кто это? ( Муравей Вопросик).

Он принёс нам  интересные загадки (слайды)

Работа над загадками:

1.Словно рубанок, землю строгаю,

Делать дороги я помогаю.

Где новостройки – всюду вниманье

Славной машине с трудным названьем                                                                                     (бульдозер)

2.Для этого коня еда –

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся (машина)

3.Я зашёл в зелёный дом,

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом (поезд)

4. Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолёт)

5. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (метро)

6. На море, в реках и озёрах

 Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей (катер)

- Ребята, а кто дагадался, что объединяет эти загадки? (они о транспорте)

- На какие группы разобьём   все отгадки? (наземный, водный, подземный, воздушный транспорт).

Работа по карточкам.

- Верно! А знаете ли вы, как вести себя в транспорте?

- Сейчас мы это проверим.

( Учитель раздаёт карточки с описанием ситуаций, ученик читает текст и говорит, как он поступит)

Карточка 1.

Ты сидишь в автобусе. На остановке вошёл пожилой мужчина.

Карточка 2.

Ты с бабушкой вошёл в троллейбус. Свободное место было только одно.

Карточка 3.

Вы с другом громко смеялись и разговаривали в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание.

Карточка 4.

Тебе нужно выходить из автобуса. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?

(пока дети готовятся отвечать, работа с классом)

-Вспомните, кто вчера приходил к нам в гости?

- О чём они вам напомнили, что интересного рассказали?

 

Ответы ребят по карточкам.

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы всегда будете соблюдать правила поведения в транспорте и правила дорожного движения.

  3.Самоопределение к деятельности.

(На слайде картинки с изображением школы, музея, цирка, театра, института, гимназии)

-Ребята, Мудрая Черепаха тоже пришла с заданием. Рассмотрите картинки. Как всё, что изображено на них,  назвать одним словом? (ответы детей).

- Это учреждения. Как вы понимаете значение этого слова? А если не знаем лексическое значение слова, что можно сделать? (обратиться в толковый словарь)

* один ученик находит значение в словаре.

Учреждение – организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности.  (Детские учреждения: ясли, сады, санатории)

- На какие группы можно эти учреждения разделить? (ответы детей)

- Догадайтесь, о чём будем говорить на уроке.

Прочитайте тему урока на с.120 учебника.

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы)

- Прочитайте задачи в учебнике.

-Правильно ли мы сформулировали задачи урока?

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации на с.120-121. Поработайте в парах: назовите друг другу учреждения, которые вы  видите. Вам поможет текст на с.121.

- Давайте назовём  эти учреждения. Для чего они нужны?

-Ребята, а какое образовательное учреждение посещаете вы? (общеобразовательную школу)

- А какие бывают ещё образовательные учреждения? (Общеобразовательная школа, гимназия, музыкальная школа, спортивная школа, школа искусств).
- Чему вас обучают в каждой из них?                                                                                                            - Что может делать человек после окончания общеобразовательной школы?  (работать или учиться - получать специальность).
- Для того  чтобы получить специальность, существуют профессиональные лицеи, колледжи, в которых вместе со знаниями приобретают профессию рабочего, а так же институты и университеты, которые дают высокий уровень теоретических знаний и специальность.

-Ребята, так чем же занимаются в образовательных учреждениях? (учатся)

-А для чего нужны  учреждения культуры?

Работа в рабочей тетради.

- Откройте тетради на с.78, найдите задание 1. Прочитайте задание. (Подчеркнуть учреждения культуры одной чертой, образовательные – двумя)

-Что нужно сделать? (дети выполняют задания)

- Соседи по парте поменяйтесь тетрадями и проверьте задание.  Оцените работу товарища - нарисуйте смайлик.

Закрепление:

Игра  на внимание:

Если образовательное учреждение – то изображаем пишущего человека, учреждение культуры - встаём.

- Молодцы! Вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

- Ребята, а какие учреждения  культуры есть в нашем хуторе, в районном центре?

-А какие образовательные учреждения есть в нашем хуторе, районном центре?( ПЛ, колледж пед., АЧГАА)

5. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на с. 122-123. Прочитайте название рассказа.

- О чём этот рассказ?

- Сейчас мы поработаем в группах.  Каждой группе будет дано  задание: найти в тексте информацию о музее.

1. Кунсткамера

2. Политехнический музей

3.Русский музей

4. Третьяковская галерея

5. Школьный Музей «Боевой и трудовой славы»

( дети работают в группах)

Выступление групп. Учитель дополняет сведения детей, используя презентацию.

Обобщение:

-Как вы заметили, музеи бывают разные: краеведческие, художественные, исторические, театральные, литературные, зоологические  и др.

- А давайте подумаем, какую роль они играют в нашей жизни?  (ответы детей)

Учитель: Верно, ребята, музеи играют большую роль в жизни людей. Они являются культурно- историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за многовековую историю. Музей называют исторической памятью народа.  В музеях мы можем увидеть изделия талантливых мастеров прошлого, вызывающие гордость: картины, украшения, посуду, игрушки, музыкальные инструменты. В залах музея находятся рукописи, письма, дневники, награды выдающихся людей.

Если вы с родителями поедете  в какой-нибудь город, постарайтесь побывать в музее.

 Музей хранит историю вещей

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать  повсюду славой,

Пока гордимся мы историей своей.

- О чём должен  помнить каждый  человек, посещающий музеи и другие учреждения культуры?  (о правилах поведения)

-Какие правила можете назвать?

( не шуметь, не бегать, экспонаты руками не трогать)

- Хорошо, ребята, вы отлично справились с заданием!

6. Рефлексия

-Выполнение теста.

  1. Что  НЕ относится к учреждениям?

а) библиотека                                                    в) двор

б) гимназия                                                        г) театр.

  1. Что относится к общественным учреждениям?

     а) улица                                                              в) город

           б) жилой дом                                                     г) библиотека

  1. Образовательное учреждение это…

     а) цирк                                                               в) театр

     б) школа                                                            г) магазин

  1. Учреждение культуры это…

     а) музей                                                              в) больница

           б) университет                                                   г) лицей

  1. Что относится к учебному труду?

а) посещение музея по теме урока

б) просмотр мультфильмов

в) завтрак между уроками

г) рисунки на асфальте.

-самооценка (проверка со слайда)

- Оцените свою работу с помощью смайлика.

7. Итог урока  (слайд)

Продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал  …

На этом уроке я похвалил бы себя за  …

После урока мне хотелось  …

Сегодня я сумел …

8. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о музее, используя другие источники информации

с.80 № 5 (тетрадь)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района          

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Методическая разработка

урока окружающего мира

Тема «Животноводство в нашем крае»

УМК «Школа России»

4 класс                                                              

                                               

                                                 Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                 Малышева Т.И.

2015-2016 учебный год

  Тема: Животноводство в  нашем крае.

Цель: сформировать представления обучающихся о ещё одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства.

Планируемые результаты:

познавательные – извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

коммуникативные – полно, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах, группах;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве и учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – выражать положительное отношение к процессу познания, понимать необходимость заботливого отношения к животным

Оборудование:  

-учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 4 класс;

-рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 4 класс (1 часть);

-мультимедийное оборудование;

-презентация «Животноводство в нашем крае»

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь, поудобнее,

Сейчас начнём урок!

- Ребята, сегодня у нас гостьи. Давайте покажем, что мы уже  умеем. Поздоровайтесь, пожалуйста!

2. Актуализация знаний.

Сегодня на урок к нам пришла Мудрая Черепаха. Она подготовила для вас задание. Скажите, какое? (слайд: Мудрая Черепаха и задание: догадайтесь, о чём идёт речь?)

*Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос (кукуруза)

*Из зёрен этого растения варят гречневую кашу (гречиха)

*Плоды этого кустарника  бывают чёрными и красными (смородина)

*Растение с крупными жёлтыми плодами, подходит и для запекания в духовке, и для каши (тыква)

* второе название томата (помидор)

*Из муки, полученной из этого растения, пекут батоны и плюшки (пшеница)

*Маленький овощ с острым вкусом и  резким запахом, обладающий противомикробным действием (чеснок)

* Полевое растение – лакомство для лошадей (овес)

-Сейчас посмотрим,  насколько вы были внимательны. Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы  (кукурузу, гречиху, пшеницу, овёс);

овощеводы (чеснок, тыква, томаты)

садоводы (смородина)

-Представителей, какой отрасли в вопросах Мудрой Черепахи  не было? (цветоводства)

-Какие растения  выращивают цветоводы?

-А какие  сельскохозяйственные культуры выращивают в  нашем хозяйстве?

3. Проверка домашнего задания

-Ребята,  какое домашнее задание в рабочей тетради вы должны были выполнить дома?

* Игра « Ты - мне, я - тебе» (в парах: дети предлагают  друг другу задание найти лишнее слово)

- Кто выполнил второе задание? Какие работы выполняют в саду, в огороде, в поле?

4. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, к нам пришёл сегодня и … Муравей Вопросик. Он нам принёс какое-то задание. Разгадайте слово.

                          DЖLИUВRОWТVНXОZВAОRДUСYТQВJО                          (слайд)

- Я что-то не пойму, а зачем нам сегодня это  понятие? Помогите мне. ( Это отрасль сельского хозяйства)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о животноводстве)             (слайд)

- Что вы хотите узнать на уроке? (дети отвечают)

5. Открытие нового знания.

* Работа со словарём

- Из каких слов состоит слово ЖИВОТНОВОДСТВО? (животных разводить)

- Найдите толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова.

- Пока … ищет,  мы попробуем сами назвать  лексическое значение этого слова?

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, птиц и т.д.

- Каких животных разводит человек?

*загадки

Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький   (курица)

-Поднимите левую руку те, у кого в семье выращивают кур.

Среди двора стоит копна –

Спереди вилы, сзади метла (корова)

-Встаньте те, у кого дома есть корова.

Лежит под плетнём и крутит хвостом.

Ничего не болит, а всё стонет (свинья)

- Кивните головой те, чьи родители выращивают поросят.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком (пчела)

-Поднимите правую руку те, у кого в семье разводят пчёл.

-Что объединяет всех этих животных? (они домашние)

-Всегда ли животные были домашними? (нет) Об этом нам расскажет… (один ученик рассказывает об одомашнивании и   выведении пород животных)

-Ребята, я советую вам прочитать  книгу Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе», где в сказочной форме рассказывается о том, как человек приручил животных.

6. Физминутка  (Кого из животных,   представленных в физминутке,  разводит человек?)

7. Работа по теме                                                                                                                                                - Ребята,  а кто мне напомнит, что такое животноводство? Верно, молодцы! Животноводство, в свою очередь, тоже делится на отрасли. Давайте предположим, не какие?  (дети отвечают)                                                                                                                                      - Хорошо, проверим наши предположения  (слайд)

ЖИВОТНОВОДСТВО

Разведение крупного и мелкого рогатого скота

Свиноводство

Коневодство

Кролиководство

Птицеводство

Рыбоводство

Пчеловодство

-Чтобы подробнее познакомиться с каждой отраслью, поработаем в группах.

(дети делятся на группы, каждая группа получает задание и план ответа)

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе.
  • Выступление групп + дополнение учителя + тетрадь с.89

- В каждом крае животноводство имеет свои особенности, почему? (мы живём в разных природных зонах)

-В каком крае живём мы? (на Дону, в зоне степей). Подумайте, какие отрасли могут быть хорошо развиты в Донском крае.

-Ребята, встаньте, у кого родители работают в животноводстве. Почему этот труд очень ответственный? Работают ли ваши родители в субботу и воскресенье? Почему?

*Игра «А у нас, на Дону» (учитель называет отрасль, если она развита  в Донском крае – хлопаем, нет – машем руками)

Скотоводство, свиноводство, оленеводство, рыбоводство, звероводство, птицеводство.

8. Итог урока

-Что нового узнали о домашних животных?

-Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

-Что даёт наш край стране?

-На все ли, поставленные в начале урока вопросы, мы ответили?

9. Рефлексия

-Где могут пригодиться новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка)

Д/з

  1. с.195-203(учебник)
  2. с.91 (т)

Самоанализ урока.

 Вы посмотрели урок окружающего мира в 4 «А» классе.

 Тема урока: Животноводство в нашем крае

 В классе по списку 19 учеников,  в классе  -    . Все дети с  разным уровнем познавательного интереса ,  6 детей  с языковым барьером.

 Отличников в классе  2, хорошистов -5. Уровень обученности составляет 100%, качество-37

           Цель урока: сформировать представления обучающихся о ещё одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить детей с отраслями животноводства.

  Планируемые результаты:  

познавательные – извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

коммуникативные – полно, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах, группах;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве и учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – выражать положительное отношение к процессу познания, понимать необходимость заботливого отношения к животным

                                                                                       

    В ходе организационного момента был дан общий настрой ученикам.  

    Для актуализации знаний ребята по заданию Мудрой Черепахи  узнавали культурное растение по его описанию, называли отрасли растениеводства своего края.  

 В ходе проверки домашнего задания ребята работа в парах, где называли «лишнее» растение.

Для самоопределения к деятельности, ребятам была предложена зашифрованная запись при решении которой, они назвали тему  урока, дети сами сформулировали вопросы, на которые бы они хотели ответить в ходе урока.

  В ходе урока дети  работали со словарём С.И. Ожегова для определения значения слова «животноводство», работали по группам с текстом учебника и представляли выступления групп для класса, отвечали на вопросы учителя.

     Для активизации деятельности были использованы:

- загадки, шифровка – головоломка, вопросно-ответная работа, физминутка; упражнения на развитие внимания и памяти.

     Развитие речи было предусмотрено при построении устных высказываний,

     На уроке использованы методы позитивного общения.

     Я старалась, чтобы урок был здоровьесберегающим, создать благоприятную психологическую атмосферу, была проведена физминутка, непосредственно связанная с темой урока, скрытые динамические паузы.

     Итог урока был подведён с помощью детей.

     На уроке были использованы следующие приёмы и методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-метод словесной передачи информации и слухового восприятия через приём беседа;

-метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия через демонстрацию рисунков, фотографий  и записей;

-метод передачи информации через практическую деятельность (работа в парах, в группах).

 2.  Методы стимулирования и мотивации:

-эмоциональные (похвала, поощрение); социальные (создание ситуации взаимопомощи).

 3. Методы контроля и самоконтроля:

-  взаимоконтроль и самоконтроль.

 На уроке прослеживались межпредметные связи: литературное чтение, английский язык, русский язык.

 На уроке были использованы следующие технологии: коммуникативно-диалоговая; элементы развивающего обучения; личностно-ориентированные.

 Они  просматривались в каждом виде деятельности, так как предусматривают развитие речи учащихся, заставляют думать, сравнивать, наблюдать, учат делать выводы.

     Всё, что было запланировано, выполнено.

Разведение крупного и мелкого рогатого скота (скотоводство)

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе.

Свиноводство

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе

Коневодство

                         План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе

Кролиководство

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе

Птицеводство

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе

Рыбоводство

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе

Пчеловодство

План ответа

  1. Название отрасли.
  2. Чем занимается отрасль, её особенности (для чего разводят этих животных, люди каких профессий работают в этой отрасли)
  3. Получила ли развитие в нашем совхозе



Предварительный просмотр:

Учебное занятие по окружающему миру в 3 классе.

Тема занятия: Здоровый образ жизни

Цель: познакомить с понятием «здоровый образ жизни», формировать навыки  ведения здорового образа жизни, расширять краеведческий кругозор обучающихся.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся сформулируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.

Познавательные: использовать учебник и другие источники информации для подготовки ответов, объяснений;

 коммуникативные:  продолжат учиться аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, работать в парах, группах;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве и учителем и одноклассниками необходимые действия, делать выводы на основе полученной информации;

личностные: понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдя соответствующие правила.

Оборудование:

-учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 3 класс (1 часть);

-рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс (1 часть);

-мультимедийное оборудование;

-презентация «Здоровый образ жизни»;

-карточки для формулирования правил ЗОЖ;

-разрезанные пословицы о здоровье.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Ивановна, мне очень приятно с вами познакомиться и, провести  учебное занятие по окружающему миру. Надеюсь на то, что наше общение будет плодотворным.

2.Самоопределение к деятельности.

Сегодня на занятие вместе со мной пришёл и … Муравей Вопросик. Он приготовил для вас задание - отгадайте загадки:

По пустому животу

Бьют меня невмоготу.

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.                                                    

                           (футбольный мяч)

На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик,

Кричат все: «Шайба, клюшка, бей!»

Весёлая игра …                    (хоккей)

Когда весна берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она через меня.          (скакалка)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?             (лыжи)

-А вот и Мудрая Черепаха. Она тоже с заданием (на слайде картинки о ЗОЖ)

-Вспомните, о чём были загадки, посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет?

-О чём же будем говорить сегодня на  уроке? (дети отвечают)

Здоровый образ жизни                                                            

-На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем  занятии?

3. Работа по теме урока

Беседа

-Ребята, что означает: здоровый образ жизни.

-А зачем нужно вести здоровый образ жизни? (чтобы не болеть, быть стройным, красивым, подтянутым)

-Сейчас мы попробуем сформулировать правила ЗОЖ. Работать вы будете в группах. Каждой группе я дам небольшой текст, вы должны прочитать его сформулировать правило ЗОЖ на основе текста, записать его в карточку и 1 представитель от группы  расскажет, о чём был текст,  и какое правило сформулировала группа.  В помощь вам будет учебник с.150-153.

Работа по группам: формулирование  правил  ЗОЖ (прикрепляем на доску)

- О каком правиле говорила … группа?

*физминутка  «Отдыхаем вместе»

 4. Продолжение  работы по теме урока.

-Дети, сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма.

*Мультфильм «Ну, погоди!»

-Ребята,  какое правило нарушал герой мультфильма?

-Изменился ли волк после того как закурил? Как?

- Какие советы вы ему дадите?

-Дети, наш урок продолжается, и мы рассмотрим  вопрос  ЗОЖ  с другой точки зрения.

Ребята, скажите, где мы проживаем?

Слайд: Донской край – казачий край.

- Почему наш край называется казачьим?

-А кто такой казак?

 В переводе с татарского языка: Казак – удалой,  вольный человек.

-Что вы знаете о казаках?

-Дети, у Мудрой Черепахи  к вам ещё задание. Прочитайте. Что это? (дети отвечают)

От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.          

- Объясните значение этой пословицы.

- Скажите, какие качества присущи казакам? (смелый, отважный, трудолюбивый,…)

-А ещё казаки были хорошими воинами, защитниками нашего  государства.

-Чтобы быть хорошим воином нужно быть здоровым. Казаки с малых лет приучали детей к труду и соблюдению ЗОЖ.

Девочки-казачки начинали работать с раннего возраста. С пятилетнего возраста они могли уже быть няньками. Постарше девочки помогали матерям по хозяйству: вышивали, шили, вязали, готовили, убирали.

Мальчиков воспитывали строже. С пяти лет мальчишки работали с отцами в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец. С малых лет казачата обучались воинскому искусству: рукопашному бою, верховой езде. С семи лет мальчиков учили стрелять, с десяти – рубить шашкой.

Но самой главной задачей казачонка была учёба.

-Дети, как вы думаете, здоровый  образ жизни вели казаки? Докажите (дети отвечают)

Здоровый образ жизни помогал казакам выигрывать многие сражения в борьбе с врагами, нападавшими на нашу землю.

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок, лозунгов?  Я предлагаю вам игру «Найди пару»

(детям раздаются разрезанные пословицы, нужно найти пару и прикрепить  к доске)

Чистота – залог здоровья.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Если хочешь быть здоров– закаляйся.

В здоровом теле – здоровый дух!

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чистота – лучшая  красота.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Кто курит табак – сам себе враг.

5. Итог урока.

-Дети, чему был посвящён сегодняшний урок?

- Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале занятия?

-Ребята, опишите мне,  как вы представляете себе человека , ведущего ЗОЖ

-А после сегодняшнего урока, вы измените что-нибудь в своей жизни?

 Закончить занятие я хочу след словами:

Мало знать, нужно соблюдать.

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз –

Здоровье!

Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить!

-Дети, мне, Мудрой Черепахе и Муравью Вопросику  понравилось работать с вами, вы молодцы! Спасибо за урок! (отметить тех, кто активно работал)

Карточки

  1. Содержи в чистоте своё тело, одежду и  жилище. Надо умываться и мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать на улицах мусор мимо урны… Здоровый образ жизни начинается с чистоты!Соблюдай ____________________!

  1. Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Какое питание можно считать здоровым? Разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки? Или однообразное, богатое сладостями, от случая к случаю, второпях? Правильно ____________!

  1. Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает, что третьеклассники заняты не меньше взрослых. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, компьютерные игры. Но часами просиживать у телевизора и компьютера очень вредно для нервной системы и зрения. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.Сочетай труд и  ___________!
  2. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры на свежем воздухе.  Занимайся физкультурой, физическим трудом. Спортивные игры, катание на лыжах и коньках, плавание – надёжный путь к здоровью.Больше _________________!
  3. Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков.

Курение очень вредно для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, плохо справляется с учёбой, быстрее устаёт, чаще болеет. В табачном дыме содержится опасный яд - никотин, который разрушает лёгкие.

Спирт  содержится в алкогольных напитках. При употреблении алкогольных напитков возникают заболевания желудка и других органов. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.

Наркотики - особые вещества, которые нарушают работу мозга  и всего организма.У человека, употребляющего наркотики возникает тяжёлая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно.

Чтобы сохранить здоровье, никогда не кури, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам.Не заводи вредных  ___________________!

Чистота – залог здоровья.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

В здоровом теле – здоровый дух!

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чистота – лучшая  красота.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Кто курит табак – сам себе враг.