Муниципальный этап конкурса "Учитель года-2016"
На этой странице представлены материалы муниципального этапа конкурса "Учитель года -2016"
Эссе "Я учитель"
Мастер-класс
Конкурсное задание "Методическое объединение"
Конкурсное задание "Методический семинар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Я учитель" | 21.15 КБ |
Мастер-класс | 22.87 КБ |
Методический семинар | 38.5 КБ |
Методический семинар (презентация) | 462.67 КБ |
Методическое объединение | 17.36 КБ |
Методическое объединение (презентация) | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.
Эссе
«Я учитель»
Выполнила: Малышева Т.И.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
хутор Чернышевка
2016 год
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Учитель, педагог, воспитатель – это скорее не профессия, а призвание...
Все мои родные, друзья, одноклассникибыли уверены, в том, что я выберу профессию учителя.В детстве я - учительница для подруг, когда играли в школу; в подростковом возрасте – помощник в учёбе для одноклассников, организатор и участник классных и школьных конкурсов, мероприятий; в юности – вожатая в пионерском лагере. Когда я училась в старших классах, нам предложили выбрать из нескольких направлений профориентации то, которое по душе.Кто-то из моих одноклассниковпошел в больницу, кто-то – в магазин. Я отправилась в детский сад. Мне нравилось общаться, играть с детьми. Поэтому выбор профессии небыл случаен, он был продиктован моим сердцем.
После окончания школы я поступила в Азовское педагогическое училище. С удовольствием проходила практику как воспитатель в Азовском детском доме. Я дарила тепло и любовь детям, которые волею судьбы остались без родителей. А летом – непременно в своё родное село Гуляй-Борисовку, в пионерский лагерь «Космос», где меня ждали весёлые, озорные, любознательные ребята.
Окончив с отличием педагогическое училище, я начала работать в Целинной начальной (малокомплектной) школе, где была и учителем, и директором, и завхозом.Мне нравилось работать с детьми: помогать получать новые знания, познавать мир, организовывать походы и экскурсии. Основная трудность заключалась в том, что рядом не было более опытных коллег, ведь моя (я могу назвать её так, потому что проработала в ней 15 лет) небольшая школа находилась в отдаленном населенном пункте. До центральной усадьбы, где была средняя школа, было 18 километров по бездорожью. Однако все эти житейские трудности мне помогали преодолевать мои любимые дети и понимающие родители.
Время идет, и вот я учитель Конзаводской средней общеобразовательной школы. Меня встретили чуткие, понимающие коллеги, готовые всегда прийти на помощь. Занимаясь самообразованием, посещая уроки коллег, прислушиваясь к советам, я стала оттачивать свое педагогическое мастерство.
Я считаю, что учитель должен постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться, преодолевая все трудности и неудачи на своем пути, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи и идти в ногу со временем.
Школа сегодня – это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях.Главное в учебной деятельности маленького школьника – понимание того, что он изучает и того, для чего это ему нужно. Он должен ощущать и понимать степень своего развития. Важно пробуждать в детях желание победить самих себя, подняться на ступеньку выше.Немаловажную роль при этом играет психологическая атмосфера на уроке. Совместная деятельность учителя и его учеников,уважение к ученикам, взаимопонимание дают прекрасные результаты. Каждый ребенок ждет оценки своей деятельности, мечтает, чтобы учитель отметил его пусть даже небольшой шажок вперед. Слова поощрения окрыляют учеников, вселяют в них уверенность в своих способностях.
Сейчас я учитель четвероклассников. Мои ученики все очень разные. Одни увлекаются спортом, другие –рисованием, вышиванием, вязанием, третьи – любят читать. Для меня важно не только проникнуть в мир ребёнка, дать шанс ему проявить себя, но и обогатить мир его души. А ещё - постараться сделать так, чтобы каждый из них стал, прежде всего, воспитанным,добрым,отзывчивым человеком. Я чувствую на себе ответственность в развитии у моих учеников любви к Родине, уважения к людям, сохранения традиций. Я, как учитель, должна воспитать достойных граждан нашего государства. Как сказал Андрэ Моруа: «Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам». Эти слова стали моим педагогическим девизом. Я стараюсь делом подтверждать это высказывание - нахожусь в постоянномтворческом поиске, не останавливаюсь на достигнутом.
С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что мне нравится моя работа. Еще несколько столетий назад Иммануил Кант утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я люблю свою работу, я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня.
Завтра будет новый школьный день! Завтра я снова войду в класс и скажу: «Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть!» На меня будут с интересом смотреть девятнадцать пар внимательных и пытливых глаз, и я вновь почувствую себя счастливым человеком - ведь меня окружают дети!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Использование технологии построения урока
на образно-эмоциональной основе.
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологией построения урока на образно-эмоциональной основе, которая, на мой взгляд, позволяет решать задачи, поставленные перед нами Федеральным государственным образовательным стандартом.
Для работы мне нужна фокус-группа в количестве 4 человек.
Работа с фокус-группой:
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма.
Просмотр мультфильма о казаках
-Кто главные герои мультфильма?
-А скажите, какие качества характерны для казаков?
Ваша работа будет связана с темой казачества.
Вы должны прочитать текст, выяснить значение непонятных слов и осуществить инсценировку этой сказки.
(читают, работают, готовятся) – 5-7 минут
Объяснение технологии:
Смысл этой технологии заключается в следующем: создаётся яркий образ (в нашем случае при помощи отрывка из мультфильма), затем идёт работа над теоретическими вопросами, усвоением этого материала и выдаётся продукт – тоже образ. Наша фокус-группа в качестве конечного продукта осуществит игру-драматизацию этой сказки. Такой приём: образ-работа над теорией – образ позволяет эффективно развивать личность и индивидуальность обучающегося, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьниками, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности, позволяет организовать психологически понятный детской природе процесс обучения.
Я работаю в начальной школе. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, эмоциональную.
Контакт с залом:
Пока наша фокус-группа работает, я предлагаю вам тоже включиться в эту технологию.
музыка
- Какой образ возникает у вас при прослушивании этого фрагмента?
-Этот маленький приём позволил наладить диалог, настроить нас всех на то, что будет происходить что-то интересное.
Актуализация эмоционального образа на уроке, усиливает смысловой резонанс между учителем и учащимися, создает условия для перехода их на уровень эмпатии и диалога, что значительно расширяет взаимодействие между ними. Обращение к эмоциональному образу способствует развитию воссоздающего и творческого воображения.
Работа с фокус-группой:
-Какое задание стояло перед вами?
-Познакомьте нас со значением непонятных слов (слайд)
-Представьте нам продукт вашей деятельности
(инсценировка)
-Какие вы молодцы, настоящие артисты!
-Спасибо фокус - группе, давайте поаплодируем артистам!
Основная задача, которую я решаю, используя эту технологию – не просто освоить программу обучения, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, испытанию их на правдоподобие.
Результаты, которые показывают мои ученики на контрольных срезах знаний, на олимпиадах, различных конкурсах, говорят о том, что применение этой технологии является эффективным.
Казак и лиса.
Бежит по дороге лиса. От кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Побежит, побежит – сядет, оглянётся по сторонам – и снова вперёд.
Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Увидала его лиса – шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнём куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают.
Облизнулась лиса, язык за щёку – и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
-Бог в помощь, добрый человек.
-Куда путь держишь? – спрашивает казак.
-Иду издалека. Да со шляха, вишь, сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, пройду напрямик к околице.
Поверил казак лисе, отложил ворота:
-Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
-До птицы ли мне? Еле ноги волоку, - сказала лиса и поплелась, вот-вот упадёт.
А казак опять за своё дело – что время терять? Кольнул шилом раз, другой – слышит переполох птичий. «Что такое? – думает. – Кто потревожил птицу?»
Подскочил к воротам, видит: через гумно намётом лиса бежит с петухом в зубах.
- Ах, ты каналья, обманщица окаянная!
А лиса казаку:
-Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу ещё – готовь курочку.
Расхвасталась лиса, обо всём забыла.
-Я тебе вязы скручу!- крикнул казак. – И собаку на неё. – От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть – не уйти, цепко держит за кабаржину собака.
Тут и хитростям лисы конец, а мне – кваску корец.
Словарная работа
Курень – казачий дом с четырёхскатной крышей.
Ушат – небольшая кадка с ручками.
Шлях – дорога.
Вишь – видишь.
Отложил – открыл, отворил.
Гумно – место для хранения зерна.
Намётом – галопом.
Каналья - мошенница, плутовка.
Вязы – шея.
Кабаржина – спинной хребет, позвоночник.
Корец – ковш.
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Тема: Реализация краеведческого компонента в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования личности младшего школьника.
«Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого - с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своей
школе; постепенно расширяясь, эта любовь
к родному переходит к своей стране...».
Д.С. Лихачев
Воспитание и обучение подрастающего поколения невозможно без знания своего прошлого. Тот, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего родного края, быт своих предков, памятники архитектуры, будет бережно относиться к историческому наследию своей страны, стремиться к её процветанию в будущем. Следовательно, он станет патриотом своей Родины.Поэтому я считаю необходимым широко использовать краеведческий материал в своей работе.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Опираясь на знания детей, нужно углублять их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточивать внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому важно приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, особенностей национальных культур народов, живших и живущих на Дону.
В связи с внедрением ФГОС краеведение становится актуальным как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся, поэтому воспитание здорового духовно-нравственного поколения невозможно без чувства патриотизма, уважения к своему краю. Личность не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона.
Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…», он полагает, что «Краеведение – это наука о прошлом и настоящем Края во всем многообразии тематики». Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического воспитания требуют обращения к краеведческому материалу.
Школьное краеведение в истории образования – дело не новое. Ценные мысли, методические советы по вопросам связи обучения с местным материалом содержатся в трудах В. Г. Белинского, Н. Х. Весселя, К.Д. Ушинского.
Реализация краеведческого материала в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
– передавать традиции патриотизма и любви к Отечеству;
– развивать чувство ответственного отношения к земле, какое было у наших предков;
– воспитывать экологическое сознание;
– формировать у наших детей целостное восприятие мира и осознание себя его частью;
– развивать познавательную активность ребенка через историческую память, традиции семьи;
– помогать ребенку постигать науку семьи – это традиции честности и чести, душевной чуткости и доброты, трудолюбия;
– развивать, сохранять и укреплять здоровье школьников.
Краеведческий аспект может реализовываться черезурочную и внеурочную деятельность, участие в исследовательской деятельности, тематические экскурсии.
В течение нескольких лет я использую в учебно-воспитательном процессе краеведческий материал, одной из основных задач которого является направленность на развитие речи учащихся на основе углубления знаний о родном крае, расширения краеведческого кругозора.
На уроках литературного чтения в качестве речевой разминки чаще всего предлагаю ребятам материалы краеведческой направленности (пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения о донском крае), где работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности.
1.Развитие произносительной стороны речи:
- постановка правильного речевого дыхания;
- работа над дикцией;
- развитие интонационной выразительности речи.
2. Развитие лексической стороны речи:
- понимание лексического значения слова;
- обогащение речи новыми словами, уточнение и активизация словаря.
Метапредметные связи особенно ярко проявляются на уроках литературного чтения. Основным источником сведений о крае, краеведческой деятельности служат книги, статьи в журналах, газетах, в которых говорится о различных сторонах развития края – его природных богатствах, экономике, культуре, истории и других достопримечательностях. Читая литературные источники, учащиеся совершенствуют технику чтения, пересказ, учатся выделять главное.
Благодаря этому виду работы, большинство учеников моего класса правильно, бегло и выразительно читают.
На уроках русского языка для грамматических разборов я использую слова «чисто донского наречия»: гутарил – говорил (гл., прош. вр., 3-е л., ед.ч.), кочет – петух (сущ., м.р.,2 скл., ед.ч., И.п), справная – хорошая, ладная (прил., ж.р, И.п., ед.ч.).
Для отработки орфографической зоркости подбираю предложения и тексты о родном крае.
Враг – грозись, а казаки друг за друга держись. Двадцать восьмого января советские солдаты освободили наш хутор от фашистов.
С большим интересом ребята самостоятельно составляют предложения и тексты о родном крае. После экскурсий учащиеся пишут мини-сочинения, делятся своими впечатлениями о поездке. Лучшее сочинение публикуется в школьной газете «Школа Плюс»
На уроках математики статистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале:
*В 1805 году атаманом М.И. Платовым был основан город Новочеркасск, ставший новым административным центром Земли Войска Донского вместо Черкасска. Сколько лет Новочеркасск является казачьей столицей?
*Река Дон имеет длину 1870 км, а ее приток Северский Донец – 1016 км. На сколько километров Дон длиннее, чем Северский Донец?
*К концу XIX века на территории Области Войска Донского насчитывалось134 станицы, 1728 хуторов. Сколько всего станиц и хуторов имелось на территории Области Войска Донского?
*Глубина Чёрного моря 2240 метров. Узнай глубину Азовского моря, если известно, что оно в 160 раз меньше.
*Скелет самца трогонтериевого мамонта, который мы видели в Азовском музее, был найден под Азовом в 1964 году, а скелет самки – в 1990году. Сколько лет прошло между этими находками?
*В начале 1946 года племенноеконепоголовье в Конном заводе составляло 1 830 голов, а к концу года ― 2271 голову. На сколько особей увеличилось конепоголовье за данный период?
Не менее увлекательным и познавательным стал проект «Наш хутор в числах и величинах», в котором ребята, используя различные источники информации (наблюдения, беседы со знающими людьми, прогулки) представили материалы о количестве улиц, магазинов, детских площадок, памятников в родном хуторе. Итогом работы стал справочник, который используется для составления и решения на уроках задач.
На уроках окружающего мира краеведческий материал широко используется при составлении детьми проектов. Мы работали над следующимигрупповыми и индивидуальными проектами: «Экономика родного края», «Разнообразие природы родного края», «Богатства, отданные людям», «Красная книга нашего края», «Экологическая обстановка в нашем хуторе». При этом обучающиеся используют материалы сети интернет, СМИ, собственные наблюдения и рассказы старожилов. Многие учащиеся по заданию учителя готовят сообщения и выступают перед одноклассниками.
Мы видим, что уже в начальной школе ребята занимаются исследовательской деятельностью, это вызывает не только интерес к предмету, но и создает условия для саморазвития каждого ученика.
С этой же целью в начальной школе в рамках внеурочной деятельности введен курс «Доноведение». С 1-го класса дети знакомятся с историей, природой, экономикой, достопримечательностями Донского края. Особенно нравятся ребятам праздники, раскрывающие традиции края («Рождество», «Святки», «Масленица», «Спас»), экскурсии (виртуальные и реальные) по историческим местам, городам и станицам Дона.
С учениками своего класса я стараюсь больше путешествовать. За три года учёбы мы посетили Ростовский зоопарк, мемориал «Змеёвская балка», Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Атаманский дворец и Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Надеюсь, список замечательных исторических мест, посещённых нами, будет продолжен. Совместные поездки, походы способствуют сплочению классного коллектива. Кроме того, экскурсии формируют и личностный результат, и метапредметный, и, конечно, предметный результат. Это и мотивация к дальнейшему изучению, и самостоятельная познавательная деятельность.
Ещё одной формой работы является участие в работе научно-практической конференции, посвящённой краеведческой тематике. Мои ученики ежегодно участвуют в работе школьной научно-практической конференции и достигают определённых результатов.
Краеведение – одно из средств осуществления метапредметных связей в преподавании различных школьных предметов.
Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразование учащихся. Учитель же выступает в роли наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен. Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит, и развития самостоятельности и личности учащихся.
Работа по реализации данной темы даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формирует положительную мотивацию к обучению, повышает качество знаний, позволяет в значительной мере стимулировать творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.
На данной диаграмме представлена динамика качества обученности детей моего класса за период с 2013 по 2015 год.
Повышение качества знаний придаёт ребятам уверенности в своих силах и способствует тому, что они стали активнее участвовать в школьных, Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах.
Так, Гориздра Ирина в 2014 году стала победителем школьного этапа Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», а в 2015 году – призёром I Всероссийской дистанционной олимпиады «Калейдоскоп». С большим интересом ученики моего класса участвуют в открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие», международном метапредметном дистанционном конкурсе «ЭМУ - Эрудит» для младших школьников, всероссийских дистанционных турнирах «Мир вокруг нас» и «Знайки», организованных центром дистанционных турниров «Град знаний»
В 2014 году Гориздра Ирина и Усенко Владислав стали дипломантами III степени открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие».
В 2015-2016 учебном году мои учащиеся стали победителями и призёрами школьных олимпиад (русский язык: 1 место – Гориздра Ирина, 2 место – Жданов Эдуард; литературное чтение: 1 место - Гориздра Ирина, 3 место – Подскребалин Александр; окружающий мир: 1 место – Гориздра Ирина, 3 место – Жданов Эдуард; математика: 2 место – Гориздра Ирина).
В общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры «Русский мир в православной культуре» дипломантом I степени стала Гориздра Ирина, дипломантами II степени – Кузьминова Карина и ЗабитовАлим.Сукиасян Роза стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
На протяжении нескольких лет мои ученики участвуют в школьной научно-практической конференции, где представляют свои работы по краеведению.
2013 год – Биналиева Эльвира, БиналиеваГульжахар, Хашимова Венера, работа «Труженики 6-го отделения» - 2 место;
2014 год – Гориздра Ирина, работа «Память не знает забвенья» - 1 место;
2015 год – Усенко Александр, Усенко Владислав, работа « России верные сыны» - 2 место.
Реализация краеведческого компонента имеет свои трудности -невозможность путешествовать столько, сколько хотелось бы из-за низкого материального достатка родителей.
Как мы видим, школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе. Характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает мне как учителю осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании, т.е. реализует ФГОС в полном объёме. Но главным достоинством использования краеведческого компонента в своей работе я считаю возможность воспитания истинных патриотов своей Родины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране... » . Д.С. Лихачев
В связи с внедрением ФГОС краеведение становится актуальным как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся, так как воспитание здорового духовно-нравственного поколения невозможно без чувства патриотизма, уважения к своему краю. Личность не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона.
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле …» «Краеведение – это наука о прошлом и настоящем Края во всем многообразии тематики». Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт
Задачи краеведения в образовательном процессе: – передавать традиции патриотизма и любви к Отечеству; – развивать чувство ответственного отношения к земле, какое было у наших предков; – воспитывать экологическое сознание; – формировать у наших детей целостное восприятие мира и осознание себя его частью; – развивать познавательную активность ребенка через историческую память, традиции семьи; – помогать ребенку постигать науку семьи – это традиции честности и чести, душевной чуткости и доброты, трудолюбия; – развивать, сохранять и укреплять здоровье школьников.
Краеведческий аспект может реализовываться через урочную и внеурочную деятельность, участие в исследовательской деятельности, тематические экскурсии.
Литературное чтение В качестве речевой разминки ребятам предлагаются материалы краеведческой направленности (пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения о донском крае), где работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности. 1 . Развитие произносительной стороны речи: - постановка правильного речевого дыхания; - работа над дикцией; - развитие интонационной выразительности речи. 2. Развитие лексической стороны речи: - понимание лексического значения слова; - обогащение речи новыми словами, уточнение и активизация словаря.
Русский язык. На уроках для грамматических разборов используются слова «чисто донского наречия»: гутарил – говорил (гл., прош . вр ., 3-е л., ед.ч.), кочет – петух (сущ., м.р.,2 скл ., ед.ч., И.п ), справная – хорошая, ладная (прил., ж.р , И.п., ед.ч.). Для отработки орфографической зоркости подбираются предложения и тексты о родном крае. Враг – грозись, а казаки друг за друга держись. Двадцать восьмого января советские солдаты освободили наш хутор от фашистов. С большим интересом ребята самостоятельно составляют предложения и тексты о родном крае. После экскурсий учащиеся пишут мини-сочинения, делятся своими впечатлениями о поездке. Лучшее сочинение публикуется в школьной газете «Школа Плюс».
Математика С татистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале: * В 1805 году атаманом М.И. Платовым был основан город Новочеркасск, ставший новым административным центром Земли Войска Донского вместо Черкасска . Сколько лет Новочеркасск является казачьей столицей? *Река Дон имеет длину 1870 км, а ее приток Северский Донец – 1016 км. На сколько километров Дон длиннее, чем Северский Донец? * В начале 1946 года племенное конепоголовье в Конном заводе составляло 1 830 голов, то к концу года ― 2271 голову. На сколько особей увеличилось конепоголовье за данный период?
Окружающий мир Краеведческий материал широко используется при составлении детьми проектов и подготовке сообщений: « Экономика родного края » «Разнообразие природы родного края » «Богатства, отданные людям » «Красная книга нашего края » «Экологическая обстановка в нашем хуторе»
В начальной школе в рамках внеурочной деятельности введен курс « Доноведение ».
Экскурсии по историческим местам, городам и станицам Дона . Мемориал « Змеёвская балка » В станице Старочеркасской Пороховой погреб г. Азов.
Участие в школьной научно-практической конференции, посвящённой краеведческой тематике 2013 год – Биналиева Эльвира, Биналиева Гульжахар , Хашимова Венера, работа «Труженики 6-го отделения» - 2 место; 2014 год – Гориздра Ирина, работа «Память не знает забвенья» - 1 место; 2015 год – Усенко Александр, Усенко Владислав, работа « России верные сыны» - 2 место.
Краеведение – одно из средств осуществления метапредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Работа по реализации данной темы даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формирует положительную мотивацию к обучению, повышает качество знаний, позволяет в значительной мере стимулировать творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.
Качество обученности за период с 2013 по 2015 год.
Конкурс Ф.И. участника Результат 2013-2014 учебный год Школьный этап Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок» Гориздра Ирина победитель Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Гориздра Ирина Усенко Владислав Диплом III степени Диплом III степени 2014-2015 учебный год I Всероссийская дистанционная олимпиада «Калейдоскоп» Гориздра Ирина призёр 2015-2016 учебный год Школьные олимпиады: по русскому языку Гориздра Ирина Жданов Эдуард 1 место 2 место по математике Гориздра Ирина 2 место по литературному чтению Гориздра Ирина Подскребалин Александр 1 место 3 место по окружающему миру Гориздра Ирина Жданов Эдуард 1 место 3 место Общероссийская олимпиада по ОПК «Русский мир в православной культуре» Гориздра Ирина Кузьминова Карина Забитов Алим Диплом I степени Диплом II степени Диплом II степени Всероссийский конкурс сочинений (муниципальный этап) Сукиасян Роза победитель Участие в олимпиадах и конкурсах
Ш кольная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе. Характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает мне как учителю осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании, т.е. реализует ФГОС в полном объёме. Но главным достоинством использования краеведческого компонента в своей работе я считаю возможность воспитания истинных патриотов своей Родины.
Предварительный просмотр:
«Методическое объединение»
Представление личного педагогического опыта.
Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги!
Я – Малышева Т.И., учитель начальных классов МБОУ Конзаводской СОШ.
Все мы знаем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования. Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Стандарт ориентирован не на воспроизведение и накопление академических знаний, а на умение их применять, ведь компетентность ещё называют « знанием в действии». Этого можно достичь, используя передовые педагогические технологии. Я считаю, что имеющийся у меня опыт, способствует реализации ФГОС, я готова поделиться с вами этим опытом.
В течение нескольких лет я использую в учебно-воспитательном процессе материалы краеведческой направленности, одной из основных задач которых является развитие речи учащихся на основе углубления знаний о родном крае, расширение краеведческого кругозора.
Из-за малого количества времени я не могу сейчас подробно остановиться на конкретных примерах, но листы с заданиями я вам раздала. Вы можете на них посмотреть.
Краеведческий материал я использую на уроках литературного чтения при проведении речевой разминки. На уроках русского языка для грамматических разборов я предлагаю ребятам слова «чисто донского наречия». С большим интересом обучающиеся самостоятельно составляют предложения и тексты о родном крае.
На уроках математики статистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале.
На уроках окружающего мира краеведческий материал широко используется при составлении детьми проектов. Мы видим, что уже в начальной школе ребята занимаются исследовательской деятельностью, это вызывает не только интерес к предмету, но и создает условия для саморазвития каждого ученика.
С этой же целью в начальной школе в рамках внеурочной деятельности введен курс «Доноведение». С 1-го класса дети знакомятся с историей, природой, экономикой, достопримечательностями Донского края.Экскурсии в Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны, классные часы патриотической направленности способствуют формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей и воспитанию истинных патриотов своей Родины. Мои ученики ежегодно участвуют в работе школьной научно-практической конференции и достигают определённых результатов.
С учениками своего класса я стараюсь больше путешествовать. Мы посетили Ростовский зоопарк, мемориал «Змеёвская балка», Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Атаманский дворец и Воскресенский собор в станице Старочеркасской. Совместные поездки, походы способствуют сплочению классного коллектива. Кроме того, экскурсии формируют и личностный результат, и метапредметный, и, конечно, предметный результат. Это и мотивация к дальнейшему изучению, и самостоятельная познавательная деятельность.
Мы видим, сколько проблем в настоящее время возникает из-за отсутствия культуры в межнациональных отношениях. Считаю, что для решения данных проблем актуальным является введение курса «Основы Православной Культуры». В моём классе обучаются дети разных конфессий: православные и мусульмане.
Курс ОПК одинаково у всех вызывает неподдельный интерес. Все темы курса направлены на достижение личностных результатов обучающихся. Вот некоторые из них: Россия - наша Родина. Культура и религия. Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Все дети, на уроках с удовольствием слушают объяснение учителя, вступают в диалог со сверстниками, делятся своими впечатлениями об уроке.
В конце каждого занятия дети составляют небольшие по объему тексты на темы: «Рецепт счастья», « Что значит быть милосердным?», «Мои добрые дела», «Добрые дела окружающих меня людей».
Периодически провожу интегрированные уроки: литературное чтение – основы православной культуры - изобразительное искусство. Такие уроки способствуют формированию метапредметных результатов– воспитание духовной культуры учащихся, развитие их эстетического вкуса, фантазии, воображения, эмоционального отношения к природе и человеку, образно-ассоциативного мышления и творческих способностей, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Для того, чтобы раскрыть способности учащихся, повысить заинтересованность ребят, научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях на уроках я использую приёмы технологии обучения на образно-эмоциональной основе. Один из методов этой технологии – метод эмпатии (вживания).
Он применяется для эмоционального погружения учащихся в объекты окружающего мира. Метод эмпатии как никакой другой способствует развитию фантазии, воображения, постижению сути изучаемого объекта, получению оригинальных творческих решений, созданию творческих проектов. Для того чтобы ребёнок понял мотивы поступков героев, вжился в его образ, ему полезно выступить в роли этого героя, сформировать эмоциональный образ, который в отличие от рационального образа обладает большей побудительной и активизирующей силой.
Эту технологию я использую на уроках литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, русского языка. Используемые на уроках приёмы технологии обучения на образно-эмоциональной основе существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание детей. Тема урока становится интересна учащимся. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика.
При проведении мастер-класса я покажу применение мною этой технологии на практике.
Использование данных технологий даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Они способствуют развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формируют положительную мотивацию к обучению, повышают качество знаний, позволяют в значительной мере стимулировать творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.
Мои дети занимают призовые места в школьных олимпиадах, Всероссийских дистанционных турнирах и конкурсах.
Я считаю, что применение этих технологий способствует приближению моих учеников к модели выпускника начальной школы.
Представленный опыт работы и полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт мною реализуется в полном объеме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Малышева Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ Конзаводской СОШ. I квалификационная категория. Стаж работы: 22 года.
Литературное чтение В качестве речевой разминки ребятам предлагаются материалы краеведческой направленности (пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения о донском крае), где работа по развитию речи осуществляется через следующие этапы деятельности. 1. Развитие произносительной стороны речи: - постановка правильного речевого дыхания; - работа над дикцией; - развитие интонационной выразительности речи. 2. Развитие лексической стороны речи: - понимание лексического значения слова; - обогащение речи новыми словами, уточнение и активизация словаря.
Русский язык. На уроках для грамматических разборов используются слова «чисто донского наречия»: гутарил – говорил (гл., прош . вр ., 3-е л., ед.ч.), кочет – петух (сущ., м.р.,2 скл ., ед.ч., И.п ), справная – хорошая, ладная (прил., ж.р , И.п., ед.ч.). Для отработки орфографической зоркости подбираются предложения и тексты о родном крае. Враг – грозись, а казаки друг за друга держись. Двадцать восьмого января советские солдаты освободили наш хутор от фашистов. С большим интересом ребята самостоятельно составляют предложения и тексты о родном крае. После экскурсий учащиеся пишут мини-сочинения, делятся своими впечатлениями о поездке. Лучшее сочинение публикуется в школьной газете «Школа Плюс».
Математика С татистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале: * В 1805 году атаманом М.И. Платовым был основан город Новочеркасск, ставший новым административным центром Земли Войска Донского вместо Черкасска . Сколько лет Новочеркасск является казачьей столицей? *Река Дон имеет длину 1870 км, а ее приток Северский Донец – 1016 км. На сколько километров Дон длиннее, чем Северский Донец? * В начале 1946 года племенное конепоголовье в Конном заводе составляло 1 830 голов, то к концу года ― 2271 голову. На сколько особей увеличилось конепоголовье за данный период?
Окружающий мир Краеведческий материал широко используется при составлении детьми проектов и подготовке сообщений: «Экономика родного края» «Разнообразие природы родного края» «Богатства, отданные людям» «Красная книга нашего края» «Экологическая обстановка в нашем хуторе»
В школьном музее Боевой и Трудовой Славы Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Шевченко Г.И. Классный час « России верные сыны» Внеклассные мероприятия
Участие в школьной научно-практической конференции, посвящённой краеведческой тематике 2013 год – Биналиева Эльвира, Биналиева Гульжахар , Хашимова Венера, работа «Труженики 6-го отделения» - 2 место; 2014 год – Гориздра Ирина, работа «Память не знает забвенья» - 1 место; 2015 год – Усенко Александр, Усенко Владислав, работа « России верные сыны» - 2 место.
Экскурсии по историческим местам, городам и станицам Дона . Пороховой погреб г. Азов. Мемориал « Змеёвская балка» В станице Старочеркасской
В 4 «а» классе МБОУ Конзаводская СОШ г. обучаются дети русские, армянские и турецкие. После разъяснительной работы по организации введения курса ОРК и СЭ родители и дети выбрали для изучения один модуль: «Основы православной культуры» (100%).
Темы уроков. Россия - наша Родина. Культура и религия. Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Подвиг. Зачем творить добро?
На уроках ОПК «Мини-сочинения»: «Рецепт счастья», «Что значит быть милосердным?», «Мои добрые дела» Быть милосердным – это быть добрым, помогать людям и животным, совершать хорошие поступки, обращаться к врагу как к другу… ( Сукиасян Роза) Рецепт счастья: Капля любви, ложечка счастья, одна улыбка, слёзы радости, немного тепла и добрых слов- вот и рецепт готов . ( Гориздра Ирина) Зависть –это плохое чувство, но многие ему поддаются. Испытывать чувство зависти, значит портить себя изнутри. Нужно всячески пытаться избавиться от зависти. С ней на сердце очень тяжело . (Усенко Владислав)
В рамках технологии обучения на образно-эмоциональной основе личностно-смысловое развитие школьника идет параллельно с овладением учащимися ключевыми компетенциями, универсальными учебными действиями. Цели технологии: образно-эмоциональное развитие личности школьника; раскрытие личностных смыслов учащихся в обучении; мотивация учеников на выполнение успешной учебной деятельности; создание системы ценностных ориентаций учащихся; сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Участие в олимпиадах и конкурсах Конкурс Ф.И. участника Результат 2013-2014 учебный год Школьный этап Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок» Гориздра Ирина победитель Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Гориздра Ирина Усенко Владислав Диплом III степени Диплом III степени 2014-2015 учебный год I Всероссийская дистанционная олимпиада «Калейдоскоп» Гориздра Ирина призёр 2015-2016 учебный год Школьные олимпиады: по русскому языку Гориздра Ирина Жданов Эдуард 1 место 2 место по математике Гориздра Ирина 2 место по литературному чтению Гориздра Ирина Подскребалин Александр 1 место 3 место по окружающему миру Гориздра Ирина Жданов Эдуард 1 место 3 место Общероссийская олимпиада по ОПК «Русский мир в православной культуре» Гориздра Ирина Кузьминова Карина Забитов Алим Диплом I степени Диплом II степени Диплом II степени Всероссийский конкурс сочинений (муниципальный этап) Сукиасян Роза победитель
Достижения моих учеников
Спасибо за внимание Творческих успехов!