Диагностические материалы для начальной школы
Анкетирование и диагностика - это один из способов составления психолого-педагогического портрета младшего школьника и класса в целом для планирования деятельности. На этой странице я предлагаю диагностики, которые я провожу в своём классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКИ
(1 класс)
Адаптация:
«ТУЧКА. СОЛНЫШКО. ДОЖДИК»
Цель: определение самочувствия в классе, дома, с одноклассниками.
Детям предлагается нарисовать тучку, солнышко или дождик около рисунков дома, школы, группы ребят.
дом | |
школа | |
одноклассники |
«ЦВЕТОПИСЬ»
Цель: определение настроения первоклассника в период адаптации к школе.
Проведение диагностики: в течение недели на первом уроке детям предлагалось выбрать цвет, который им в данный момент больше всего нравиться и нарисовать кружок. (Тёмные цвета характеризуют плохое, негативное отношение к занятиям, светлые – наоборот.)
« Как кот Мурлыка пошёл в школу…»
Цель: определение уровня тревожности в период адаптации первоклассника.
Детям рассказывается о маленьком котике Мурлыке, который первый раз пошёл в школу и предлагается нарисовать, что с Мурлыкой происходило в школе.
«НА ПЕРЕМЕНЕ» (рисуночный тест)
Детям предлагается нарисовать свой класс на перемене. На рисунке определить местоположение каждого ученика класса и подписать его имя.
«КОРАБЛИК» (рисуночный тест)
Учащимся класса предлагается отправиться в кругосветное путешествие на океанском лайнере. Для этого необходимо нарисовать корабль и разместить всех учеников класса в каюты по два человека. Необходимо разместить одноклассников по принципу психологической совместимости.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИРУ ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ»
Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.
Дети путешествуют по морю любимых занятий на каком-либо водном транспорте. На встречающихся островах ,они выбирают себе занятие, которое могут сделать самостоятельно или с одноклассниками
ОСТРОВ ТРУДА
1.Мастерить.
2.Шить или вязать.
3.Ухаживать за животными или растениями.
4.Изготавливать игрушки.
5.?
ОСТРОВ КРАСОТЫ
1.Петь.
2.Танцевать.
3.Ходить и ездить на экскурсии.
4.Рисовать.
5?
ОСТРОВ ИГР.
1.Играть в подвижные игры.
2.Заниматься спортом.
3.Играть в шахматы и шашки.
4.Участвовать в конкурсах.
5 .?
ОСТРОВ ЗНАНИЙ.
1.Читать книги.
2.Рассматривать альбомы и открытки.
3.Слушать стихи и музыку.
4.Помогать младшим и сверстникам в учёбе.
Предварительный просмотр:
Диагностика «Школьная мотивация»
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
- не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы | Оценка за 1ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Анализ анкетирования:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА « ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ?»
Использовалась методика незаконченного предложения.
Мне нравиться, когда в школе……
Я хочу, чтобы в школе всегда……
Я люблю, когда учитель…….
Мне не хотелось бы……
В школе я не хочу……
Предварительный просмотр:
Методика: “Какой у нас коллектив”.
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
- Наш класс очень дружный и сплочённый.
- Наш класс дружный.
- В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
- Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА «СЕМЬЯ И ШКОЛА».
Обучающимся предлагалось отметить значком, что они делают дома и в школе.
ДОМА Я: В ШКОЛЕ Я:
убираю свою постель дежурю по классу
убираю свою комнату дежурю по столовой
мою посуду помогаю учительнице
хожу в магазин помогаю одноклассникам
стираю мелкие вещи не бросаю мусор в классе
ухаживаю за младшими не сорю в школьном дворе
помогаю родителям по
их просьбе во всех делах помогаю малышам -
первоклассникам
Предварительный просмотр:
Методика “Цветик-семицветик”
(составлена И.М.Витковской)
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.
Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:
Ф.И.
| Желания | |||
для себя | для близких людей | для класса и школы | для других людей | |
1. |
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Уровень воспитанности обучающихся______ класса __________ учебный год Средний балл –
№ п/п | ФИО обучающихся | Патриотизм | Любознательность | Трудолюбие | Доброта и отзывчивость | Самодисциплина | Средний балл | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||
Классный руководитель ___________ |
Диагностическая программа изучения уровня воспитанности младшего школьника
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен,
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. ЕслиУ больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Предварительный просмотр:
Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения
Оцените по пятибалльной шкале:
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 0 1 2 3 4
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. 0 1 2 3 4
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 0 1 2 3 4
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. 0 1 2 3 4
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. 0 1 2 3 4
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 0 1 2 3 4
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 0 1 2 3 4
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 0 1 2 3 4
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. 0 1 2 3 4
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 0 1 2 3 4
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 0 1 2 3 4
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 0 1 2 3 4
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 0 1 2 3 4
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 0 1 2 3 4
Предварительный просмотр:
Анкетирование
« Моё отношение к спорту и урокам физкультуры»
Обучающимся класса было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1.Тебе нравится уроки физической культуры?
2.Какие упражнения тебе больше нравится на уроке физической культуры?
3.Тебе нравится ваш учитель?
4.В каких кружках и секциях тебе хотелось заниматься?
5.В каких спортивных мероприятиях класса ты хотел бы участвовать?
6.Чтобы ты хотел в себе исправить с помощью уроков физической культуры?
7.Чтобы ты хотел пожелать учителю физической культуры?
8.О чем хотел бы попросить родителей по данной теме?
Анкетирование родителей
« Отношение моего ребёнка к спорту и урокам физкультуры»
Родителям было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Нравится ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе?
2. Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с урока физической культуры, если вам это необходимо?
3. Считаете ли вы урок физической культуры равноценным по значимости с другими предметами?
4. Присутствовали ли вы когда-нибудь на уроке физической культуры?
5. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию в школе или вне школы?
6. Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребенка, если таковые имеются?
7. Какой вы видите организацию спортивной работы в классе, в котором учится ваш ребенок?
Предварительный просмотр:
Анкета для учеников
1.Если ты задерживаешься после школы или прогулки, то:
А) твоё объяснение опоздания выслушивают;
Б) на твоё опоздание не обратят внимание;
В) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
А) ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты;
В) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
А) отругают;
Б) посочувствуют;
В) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А) молчать;
Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
А) согласишься с этим;
Б) промолчишь;
В) будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А) простишь, если они попросят прощения;
Б) молча проглотишь обиду;
В) накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А) родителям;
Б) друзьям;
В) посторонним людям.
8. Если в доме гости:
А) ты вместе со всеми за столом;
Б) ты в своей комнате;
В) ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А) соглашаются;
Б) не обращают на это внимания;
В) не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А) дома;
Б) в школе;
В) среди друзей.
Предварительный просмотр:
Тест «Насколько Вы терпимы?»
(
1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
4. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
5. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
6. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
7. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
8. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.