Средства оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных , метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы
- динамика результатов предметной обученности, формированияуниверсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к протоколу N3 заседания МО учителей иностранного языка МБОУ СОШ N2
от 22.02.2017 г.
Система оценки достижения планируемых результатов по английскому языку по видам речевой деятельности
Аудирование
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 мин.
Отметка | Понимание содержания | Выход на говорение |
«5» | Ученик полностью понимает основное содержание, умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. | Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, высказать и подтвердить свою точку зрения согласно теме текста, используя дополнительные факты и факты из текста. |
«4» | Ученик не полностью понимает основное содержание, но умеет выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадывается о значении части незнакомых слов по контексту, умеет использовать информацию для решения поставленной задачи. | Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но недостаточно логично высказать свою точку зрения согласно теме текста, используя факты текста и свои примеры. |
«3» | Ученик не полностью понимает основное содержание, не может выделить отдельные факты из текста, догадывается о значении 50% незнакомых слов по контексту, полученную информацию для решения поставленной задачи может использовать только при посторонней помощи. | Ученик может ответить на дополнительные вопросы учителя, но нелогично высказывает свою точку зрения согласно теме текста, не может ее подтвердить фактами. |
«2» | Ученик понимает менее 50% текста, не может выделить отдельные факты из текста, не может догадаться о значении незнакомых слов по контексту, выполнить поставленные задачи не может. | Ученик не может ответить на дополнительные вопросы учителя, не высказывает свою точку зрения согласно теме текста. |
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Критерии оценивания говорения
Отметка | Характеристика ответа | |
Монологическая форма (высказывание в форме рассказа, описания) | Диалогическая форма (участие в беседе) | |
5 |
|
|
4 |
|
|
3 |
Но:
|
Но:
|
2 |
|
|
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Отметка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Отметка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Отметка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Отметка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать ( понимать значение) незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Отметка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание прочитанного (смысловую догадку, анализ).
Отметка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Отметка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Отметка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Отметка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Отметка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Отметка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 2/3 заданной информации.
Отметка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Письменная речь
Отметка «5» - Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Отметка «4» - Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Отметка «3» - Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Отметка «2» - Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 50% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Положение
о портфолио обучающегося ступени основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Советский
1. Общие положения
1.1. Положение о портфолио обучающегося ступени основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Советский (далее - Портфолио) разработано в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - Стандарты) в образовательный процесс школы.
1.2. Положение определяет порядок формирования и использования Портфолио как современной формы оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся, на ступени основного общего образования (далее - основная школа).
1.3. В Портфолио обучающегося фиксируются, накапливаются, оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.4. Портфолио является инструментом эффективного мониторинга образовательных достижений обучающегося, важным элементом практико-ориентированного и деятельностного подхода к образованию и дополняет контрольно-оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию обучающегося основной школы.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтинга обучающегося при выпуске из основной школы и играет важную роль при переходе обучающегося из основной школы в старшую, определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
1.6. Портфолио храниться в учебном кабинете школы, закрепленном за классом, в котором обучается обучающийся.
2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Портфолио создается с целью прогнозирования траектории личностного развития обучающегося.
2.2. Основными задачами применения Портфолио в образовательном процессе являются:
2.2.1. содействие индивидуализации образования обучающегося;
2.2.2. поддержание и стимулирование высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
2.2.3. развитие у обучающихся навыков рефлексивной, оценочной деятельности, планирования и организации личного развития;
2.2.4. содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося;
2.2.5. укрепление взаимодействия участников образовательных отношений, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в организации совместной деятельности со школой.
- Порядок формирования Портфолио
- Период формирования Портфолио: 5 лет (период обучения на ступени основного общего образования).
- Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, иные работники школы.
- Функции участников работы над Портфолио:
3.3.1. Обучающийся:
- Оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой.
- Имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
3.3.2. Родители (законные представители):
- Оказывают помощь обучающемуся в оформлении Портфолио;
- Осуществляют контроль за пополнением Портфолио.
3.3.3. Классный руководитель:
- Инструктирует обучающегося по основам оформления Портфолио;
- Оказывает консультационную и организационную поддержку обучающемуся и его родителям (законным представителям) в оформлении и пополнении Портфолио;
- Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
- Оформляет итоговые документы на основании материалов, представленных в Портфолио;
- Несет ответственность за организацию деятельности по формированию Портфолио, полноту и достоверность представленной информации.
- Отслеживает индивидуальное развитие обучающегося.
- По итогам учебного года готовит предложения, рекомендации по совершенствованию системы Портфолио.
3.3.4. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, иные работники школы:
- Проводят информационную работу с обучающимися и родителями (законными представителями) о возможных видах и результатах деятельности, включаемых в Портфолио;
- Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций и других мероприятий по предмету или направлению внеурочной деятельности.
- Проводят экспертизу представленных обучающимся работ и при необходимости пишут на них рецензии и отзывы.
- При переводе обучающегося в другое образовательное учреждение Портфолио выдается на руки родителям (законным представителям).
- Записи в Портфолио обновляются участниками работы над Портфолио не реже 1 раза в учебную четверть.
4. Содержание Портфолио
4.1. Портфолио имеет титульный лист (Приложение 1) и оформляется обучающимся.
4.2. Портфолио содержит следующие разделы:
- Раздел 1 «Самопрезентация».
- Раздел 2 «Портфолио документов».
- Раздел 3 «Портфолио работ».
- Раздел 4 «Портфолио отзывов».
4.3. Раздел 1 «Самопрезентация» содержит сведения об обучающемся, который может представить его любым способом (эссе, автобиография, резюме и др.). В разделе могут быть представлены личные фотографии. Обучающийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения (приложение 3). Раздел оформляется обучающимся совместно с родителями (законными представителями).
4.4. Раздел 2 "Портфолио документов" содержит сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося (Приложение 2). Здесь обучающийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости и др. Раздел заполняется обучающимся совместно с классным руководителем, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
4.5. Раздел 3 «Портфолио работ» содержит комплект творческих и проектных работ обучающегося, описание основных форм и направлений его внеурочной активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, спортивные и творческие достижения. Раздел заполняется классным руководителем совместно с обучающимся, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
4.6. Раздел 4 «Портфолио отзывов» включает в себя отзывы и рецензии работ, характеристики обучающегося классным руководителем, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы на различные виды деятельности. Раздел формируется классным руководителем совместно с обучающимся, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
5. Оформление Портфолио
5.1. Портфолио оформляется в соответствии со структурой, указанной в разделе 4 настоящего Положения, в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.
5.2. Работа с Портфолио осуществляется обучающимся по возможности самостоятельно на основе сотрудничества и партнерства с родителями (законными представителями), классным руководителем, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
5.3. Требования, предъявляемые к оформлению Портфолио:
- аккуратное ведение записей;
- предоставление достоверной информации;
- датирование всех материалов.
5.4. В конце учебного года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов на следующий год, которые отражаются в разделе 1 «Самопрезентация».
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский
ПОРТФОЛИО
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Приложение 2
Участие в предметных (интернет) олимпиадах
№ п/п | Название | Форма участия (коллективная или индивидуальная | Уровень (школьный, районный, окружной, всероссийский, международный) | Год и месяц проведения | Результат (заполняется в случае присуждения призового места) |
Участие в творческих конкурсах, фестивалях, выставках
№ п/п | Название | Форма участия (коллективная или индивидуальная | Уровень (школьный, районный, окружной, всероссийский, международный) | Год и месяц проведения | Результат (заполняется в случае присуждения призового места) |
Участие в спортивных соревнованиях
№ п/п | Название | Форма участия (коллективная или индивидуальная | Уровень (школьный, районный, окружной, всероссийский, международный) | Год и месяц проведения | Результат (заполняется в случае присуждения призового места) |
Посещение занятий в системе дополнительного образования, школе искусств, спортивных секциях
№ п/п | Учебный год | Название объединения системы дополнительного образования | Учреждение, на базе которого проходят занятия |
Участие в общественной жизни
№ п/п | Форма проведения (участие в работе органов школьного самоуправления, акции, сборы и слеты, предметные недели, концертные программы, иные мероприятия) | Уровень (школьный, районный, окружной, всероссийский, международный) | Год и месяц проведения |
Творческие, проектные, исследовательские и иные работы
№ п/п | Год написания работы | Название работы | Руководитель (ФИО, должность) | Где была представлена (наименование мероприятия, конкурса, конференции) | Результат (заполняется в случае присуждения призового места) |
Приложение 3.
Самоанализ результатов по итогам учебного года обучающегося _______ класса
____________________________________________________________________
- Итоги прошедшего учебного года для меня ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из запланированного мне удалось выполнить ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Невыполненным оказалось ___________________________________________________,
потому что ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личная подпись учащегося ___________________
Дата заполнения____________________________
Рекомендации
для обучающихся и их родителей (законных представителей) по оформлению портфолио обучающегося ступени основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Советский.
1. Портфолио является одной из форм оценивания образовательных достижений обучающегося.
2. В Портфолио обучающегося фиксируются, накапливаются, оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
3. Период формирования Портфолио: 5 лет (период обучения на ступени основного общего образования).
4. Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.
5. Портфолио содержит следующие разделы:
5.1. Титульный лист
5.2. Раздел 1 «Самопрезентация» содержит сведения об обучающемся, который может представить его любым способом (эссе, автобиография, резюме и др.). В разделе могут быть представлены личные фотографии. Обучающийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. Раздел оформляется обучающимся совместно с родителями (законными представителями).
5.3. Раздел 2 "Портфолио документов" содержит сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося. Здесь обучающийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости и др. Раздел заполняется обучающимся совместно с классным руководителем, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
5.4. Раздел 3 «Портфолио работ» содержит комплект творческих и проектных работ обучающегося, описание основных форм и направлений его внеурочной активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, спортивные и творческие достижения. Раздел заполняется классным руководителем совместно с обучающимся, учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
5.5 . Раздел 4 «Портфолио отзывов» включает в себя отзывы и рецензии работ, характеристики обучающегося классным руководителем, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы на различные виды деятельности. Раздел формируется классным руководителем совместно с обучающимся, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, иными работниками школы.
6. Требования, предъявляемые к оформлению Портфолио:
- аккуратное ведение записей;
- предоставление достоверной информации;
- датирование всех материалов.
7. Функции обучающегося по заполнению Портфолио:
- Оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой.
- Имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
8. Функции родителей (законных представителей) по заполнению Портфолио:
- Оказывают помощь обучающемуся в оформлении Портфолио;
- Осуществляют контроль за пополнением Портфолио.
Критерии оценивания портфолио ученика основной школы
№ п/п | Показатель | Критерий (балл) | |||
1. | Наличие в структуре: | ||||
Титульного листа | 1 | ||||
Раздела 1 «Самопрезентация»:
| 1-3 | ||||
Раздел 2 «Портфолио документов»
| по 1 баллу за каждый представленный документ | ||||
Раздел 3 «Портфолио работ»
| по 1 баллу за каждую представленную работу | ||||
Раздел 4 « Портфолио отзывов»
| по 1 баллу за каждый представленный отзыв | ||||
2. | Олимпиады: | 1 место | 2 место | 3 место | участие |
Школьный этап | 3 | 2,5 | 2 | 1 | |
Районный этап | 4 | 3,5 | 3 | 2 | |
Окружной этап | 5 | 4,5 | 4 | 3 | |
Всероссийский (международный) | 6 | 5,5 | 5 | 4 | |
3. | Участие в спортивных соревнованиях: | 1 место | 2 место | 3 место | участие |
Школьный этап | 3 | 2,5 | 2 | 1 | |
Районный этап | 4 | 3,5 | 3 | 2 | |
Окружной этап | 5 | 4,5 | 4 | 3 | |
Всероссийский (международный) | 6 | 5,5 | 5 | 4 | |
4. | Участие в конкурсах | 1 место | 2 место | 3 место | участие |
Школьный этап | 3 | 2,5 | 2 | 1 | |
Районный этап | 4 | 3,5 | 3 | 2 | |
Окружной этап | 5 | 4,5 | 4 | 3 | |
Всероссийский (международный) | 6 | 5,5 | 5 | 4 | |
5. | Дополнительное образование (кружки, факультативы, курсы, музыкальная школа, спортивные секции) | 3 балла за каждый вид дополнительного образования | |||
6. | Участие в общественной жизни | 3 балла | |||
7. | Аккуратность и эстетичность оформления | 1-3 балла | |||
8. | Соответствие структуре | 1-3 балла |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Организация рефлексии на уроках английского языка
для развития умений самоконтроля и самооценки
Рефлексия – это… (из словарей иностранных слов)
(лат. reflexio – отражение) - размышление, раздумье, углубление в собственную психику [Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006];
разбор возникших в мозгу представлений, критика своей же собственной мысли, так сказать, отраженная мозговая работа [Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке].
Рефлексия – это… (из философских словарей)
(от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004];
(от позднелат. reflexio — обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983].
Рефлексия – это… (из психологических словарей)
(от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998];
Рефлексия:
Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
Как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению [Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998].
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Характеристики рефлексии
На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше.
Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации.
В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях.
Каковы её функции?
коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
информационная (приобретение нового знания);
мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Рассмотрим рефлексию по цели:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния (букет настроения, визуальное настроение, цветовое настроение);
2. рефлексия деятельности (анкетирование, «Плюс – минус – интересно», комплимент);
3. рефлексия содержания учебного материал (мини-высказывание, сочинение, синквейн,»лестница успеха», дневники).
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
"ТРИ ЛИЦА"
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
" ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ" («СВЕТОФОР»)
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный - веселый, желтый - нейтральный, зеленый - грустный).
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Все понятно!
Были затруднения.
Ничего не понял.
«ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
"ПЕЙЗАЖ"
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
"КОМПЛИМЕНТ"
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
"АНКЕТА"
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
«БЛАГОДАРЮ»
В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:
«Шевелить мозгами»
«Краем уха»
«Хлопать ушами»
«ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО»
ЭТОТ ПРИЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СООТНОСИТЬ НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ИНФОРМАЦИИ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ЗАДАННЫМ КРИТЕРИЯМ.
ЧЕЛОВЕК ПРИ ОЦЕНКЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ПОЛЯРНЫЕ ШКАЛЫ - ИМЕННО ЭТОТ ФАКТ ЛЕГ В ОСНОВУ СОЗДАНИЯ ДАННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИЕМА. ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ - ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ РЯДА ТЕМ. СЛУЖИТ ХОРОШЕЙ И ОПЕРАТИВНОЙ «ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ» КАК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ТАК И ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
ИНСТРУКЦИЯ: РАЗМЕСТИТЕ ПУНКТЫ СОСТАВЛЕННОГО СПИСКА В КВАДРАТЫ «ОЦЕНОЧНОГО ОКНА».
Очень хорошо
формируется
Нет потребности
Совсем не
формируется
Также можно использовать карточки предложенные автором учебника (2 варианта). Например: “Enjoy English 3”.
Есть варианты и такие: «ПТИЦЫ И ГНЕЗДО», карточки для заполнения таблиц, где можно дорисовать, подписать, оценить объем выполненной работы, «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА».
«Чемодан, мясорубка,корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
«ЦВЕТИК – МНОГОЦВЕТИК»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Можно выбрать такой вариант:
«Состояние моей души»
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
«ОСТРОВА»
На доске вывешиваются рисунки островов с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.. В конце урока ученики отмечают по какому острову путешествовал каждый. Острова могут дорисовываться. Учитель может спросить, почему выбран именно этот остров
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
«МОРЯ»
Проводится по типу приема «Острова». Карта морей вывешивается на доске Ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
В средних классах используются следующие приемы рефлексии:
ответы на поставленные вопросы;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
установление причинно-следственных связей между блоками информации;
заполнение таблиц, кластеров;
организация круг лых столов;
организация дискуссий;
исследования по отдельным вопросам темы;
написание творческих работ.
Формы письменной рефлексии:
Эссе
Бортовой журнал (logbook)
Различные виды дневников
Письменное интервью
Стихотворные формы рефлексии (например, синквейн)
Портфолио
«Двухчастный дневник»
В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.
"Бортовой журнал"
От (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
" Пятерочка "
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение;мизинец – мои предложения.
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
Рефлексия отдельных этапов урока заложена в упражнениях УМК (см.пример на слайдах).
Рефлексия нашей встречи:
Рефлексия – важный этап урока, т.к. позволяет подвести логичный итог урока, систематизировать приобретенные учащимися знания.
Рефлексия как подведение итога урока занимает не много времени при её верной организации.
Рефлексия отдельных этапов урока заложена в упражнениях УМК.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
I can | ||||
| Читать и переводить новые слова. | |||
| Рассказывать о Принце Вилльяме. | |||
| Описывать внешность людей. | |||
| Составлять анкету о Шакире. | |||
| Рассказывать о Шакире. |
Self Reflection
Name: _____________________________
Предварительный просмотр:
I can | ||||
| Называть дни недели | |||
| Рассказывать об учебных принадлежностях | |||
| Называть школьные предметы | |||
| Писать формы глагола «быть» | |||
| Составлять резюме о себе |
Self Reflection
Name: _____________________________