Инклюзивное образование: адаптированные рабочие программы, информация о динамике развития ребёнка с ОВЗ, карты наблюдений

Приползина Жанна Алексеевна

На данной странице представлены адаптированные рабочие программы по английскому языку для обучающихся с ОВЗ, образцы заполнения бланков о динамике развития ребёнка с ОВЗ, карты наблюдений за обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью, находящемся на индивидуальном обучении, и другие материалы по коррекционной педагогике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информация о динамике развития ребёнка, обследованного в территориальной ПМПК (по итогам 2019-2020гг)

Образовательная организация: МБОУ СОШ № 2 г. Советский

ФИО ребенка: _______    ___ класс

Возраст ребёнка: ____ лет  

Дата обследования в территориальной ПМПК Советского района: Протокол №____ от 00.00.00г.

Образовательная программа, сроки реализации: АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития, утверждённая приказом директора №___от 00.00.00г.

Специальные условия: соблюдение режима эмоциональных нагрузок, использование технических средств обучения (мультимедийные устройства, интерактивные развивающие игры).

Ф.И.О. специалистов, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы (программы отдельных учебных предметов, образовательных областей)

Особенности развития ребенка, проблемы в развитии.

Содержание коррекционно – развивающей работы

Результат

Выводы*

Учитель английского языка, Приползина Жанна Алексеевна

Осведомленность об окружающем мире не соответствует возрастной норме

Недостаточно развито произвольное внимание, сообразительность.

Имеет недостаточный словарный запас, испытывает трудности в словообразовании. Объём памяти ограничен, прочность запоминания низкая.     Наблюдается отставание в развитии мыслительной деятельности.

У ________ не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. Для __________ характерны апатичность, вялость, отсутствие интереса к происходящему на уроке. Как правило, он с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Отмечаются трудности в развитии фонематического восприятия и слухового внимания.

Коррекционно-развивающие упражнения на:

- развитие слуховой, образной, памяти;

- развитие ассоциативного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактного мышления;

- развитие зрительно-моторной координации;

- на снятие состояния эмоционального дискомфорта;

-развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, планировать деятельность;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря по основным лексическим темам;

- активизацию пассивного словаря;

-концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий;

-освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);

-создание ситуации успеха.

Целенаправленно выполняет действия по инструкции.

Определяет последовательность событий.

Практически владеет навыками саморегуляции и самоконтроля.

Владеет приёмами и способами графического представления информации.

Выполняет с удовольствием упражнения на релаксацию и снятие напряжения.

Определяет гласные и согласные звуки речи.

Дает характеристику звукам, соотносит букву/буквосочетание с соответствующим звуком (дифтонгом) и транскрипционным знаком.

Наблюдается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы и зрительно-моторной координации.

Навыки фонематического восприятия частично сформированы.

Отмечается незначительная положительная динамика.

Словарный запас на этапе активизации.

В устной речи наблюдаются преимущественно простые предложения, часто не может сформулировать предложение и грамматически правильно его составить.

Испытывает трудности при составлении предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Не дифференцирует правильные/ неправильные глаголы.

Допускает шибки в употреблении существительных множественного числа, определённых и неопределенных артиклей, притяжательных местоимений, личных местоимений и личных местоимений в объектном падеже.

Значительные затруднения вызывают задания на оценивание правильности предложений, составленных с нормами языка и с нарушениями.

Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям.                                                                                

Коррекционные упражнения, направленные на:

-формирование умения строить предложения минимальной степени сложности, деформированных предложений, предложений с различными предлогами;

- отработку навыков словообразования и словоизменения прилагательных, существительных;                        

-активизацию использования предложных конструкций;

-составление предложений и коротких рассказов, комбинированных диалогов в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета;

-развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме с учётом возможностей и психофизических особенностей;

-сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.

Составляет предложения из слов с нарушением грамматического строя.

Испытывает трудности при составлении предложений с предлогами (под, за, в, напротив, над, из).

Существительные множественного числа образовывает не всегда правильно.

Трудности при пересказе текста, требуется помощь учителя наводящими вопросами или зрительными образами.

Способен выучить короткий диалог, состоящий из 2-3 реплик.

Отмечается незначительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи и словообразовательных навыках.

Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замена, не дописывание букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила.

Под диктовку может написать простые односложные, двусложные слова со знакомыми буквами, темп письма низкий.
Пишет очень медленно, но аккуратно, допускает минимальное количество исправлений. Не успевает под диктовку со всем классом.

Накопляемость оценок осуществляется в основном при самостоятельной индивидуальной работе по карточкам.

Развитие навыков орфографической и пунктуационной зоркости (диктанты, самостоятельное списывание, работа с трафаретом).

Развитие навыков письма.

Развитие навыков письменной речи, лексико-грамматических средств языка.

Развитие умения заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в письменных текстах.

Списывает с печатного текста. 

Может списать текст без ошибок.

Пишет с ошибками под диктовку слова и предложения.

Темп выполнения предлагаемых заданий низкий.

Плохо владеет письменной речью, продолжить отработку каллиграфических навыков.

Испытывает затруднения при составлении плана письменного сообщения.

Затрудняется самостоятельно писать небольшие письменные высказывания (даже с опорой на образец).

Положительная динамика незначительная.

Чтение: буквы английского алфавита знает практически все, читает по слогам, скорость чтения низкая.

При чтении допускает ошибки: пропуск букв, не дочитывает окончания слов.

Смысл прочитанного текста понимает частично.

Развитие навыков чтения.

Совершенствование техники слитного чтения с пониманием прочитанного.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном ребёнку уровне.

Буквы алфавита знает не все. Читает знакомые слова целостно.

Смысл прочитанного не всегда понимает.

Наблюдается незначительная положительная динамика.

Аудирование: затрудняется выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

не в состоянии использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Развитие навыков аудирования:

воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Развитие и совершенствование фонематического восприятия и слухового внимания.

Стремится игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

Аудитивные навыки развиты недостаточно, необходимо продолжить работу по формированию фонематического слуха.

 

Вывод: 

  1. Объём знаний, умений и навыков соответствует требованиям программы на низком уровне.
  2. Учащийся работает на уровне репродуктивного восприятия.
  3. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка учебного материала, частая смена видов деятельности, соблюдение режима психоэмоциональных нагрузок при обучении с учётом всех особенностей психофизического развития ребёнка.



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. обучающегося_____________________________________________________________________________________________________

Класс ___________________

Предмет _________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________________________________________________

п/п

Дата

Тема, вид работы

Содержание наблюдений

Основные направления коррекционной работы по формированию учебных навыков

Коррекция проблем в эмоциональной сфере, регуляции поведения

Учебная деятельность

(проявляет активность и самостоятельность; содержит в порядке учеб.принадлежности; испытывает затруднения в усвоении учеб.материала; аккуратен в работе и др.)

Эмоционально-волевая сфера

(напряженность, усталость; тревожность; апатия; агрессия; повышенная возбудимость; взрывная реакция со вспышками гнева, плача, крика; адекватное восприятие критики; отсутствие развитой самооценки и др.)



Предварительный просмотр:

Классный час

«Солнце светит всем одинаково»

Цель:

сформировать в сознании нормально – развивающихся  ребят  социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив

Задачи:

  • Познакомить с понятием   - "особый ребенок".
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций.
  • Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей)

Учитель: "Здравствуйте!" Любую встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы помните, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

    Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

  1. Предлагаю вам поздороваться, но сделать это необычным способом, например, с помощью локтей, носов и т.д.

Итак, здороваемся как можно с большим количеством человек, по моей команде, меняем способ:

 - локтями;

 - плечами;

 - спинами;

 - коленями;

Ваше настроение улучшилось? Хорошо. А теперь предлагаю вам поиграть.

  1. Игра «Сходства и отличия».

Для начала разделитесь на 3 группы. Первая группа находит 6 сходств между участниками, вторая группа находит 6 отличий, а третья группа записывает по 3 сходства и 3 различия.

 (Например, нам всем по 13 лет, мы учимся в одном классе, любим музыку, есть чёрный цвет в одежде, у всех светлые волосы и т.д.).

Каждая группа объявляет результаты своей работы.

Ведущий: Ребята, какой вывод вы сделали в ходе этой игры. (высказывания детей)

Дети должны прийти к выводу: мы все разные, но мы вместе. Между нами много различий, но ещё больше сходств, Нас объединяет очень многое.

К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья.  Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

 Особые дети  - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.)

Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и играть... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.  Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.

Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.

  1. “Забавная анаграмма”.

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружба, любовь, доброта).

Следующее  упражнение направлено на то, чтобы разглядеть в ваших одноклассниках положительные качества.

  1. Упражнение «Ладошки».

Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину.

Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера?

  1. Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности».

Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева.

Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников.

Практические упражнения

Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.

  1. «Незнакомая комната».

Сейчас я попрошу встать по 1 человеку от каждой группы, выйти из-за парт, свободно разойтись по классу. Закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

         Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Откройте глаза. Вы должны были прийти туда, откуда начали движение.

Получилось ли прийти в нужную точку? (Да, нет.)

Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Хотелось ли вам открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). Спасибо, пройдите на свои места.

  1. «Рисунок».

Приглашаются 2 человека.  С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

-  Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком?

   Хотелось ли вам   открыть глаза?

Учитель: 

- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.  

 - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

  Учитель: 

- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?

А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.

8. «Доброта».

Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать, как они общаются, предлагаю: Встать, найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься.

Рефлексия

Спасибо! Пройдите на свои места.

- Поднимите руку, кто почувствовал  доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства  другому.

Учитель:  

- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.

Учитель: 

В 2018г прошли Зимние Паралимпийские игры в г. Пхенчхан, 29 российских спортсменов смогли принять участие в соревнованиях. Они выступили в следующих видах спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, сноуборд и керлинг на колясках. Российские спортсмены, выступающие в качестве нейтральных атлетов в усеченном составе, завоевали 8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых медалей. Наши спортсмены заняли 2 общекомандное место на XII Паралимпийских зимних играх 2018 года в г. Пхенчхан.

Наибольшее количество медалей среди российских спортсменов – 3 золотые и 2 серебряные, завоевала Екатерина Румянцева (г. Москва), выступающая в лыжных гонках и биатлоне спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

За ней с результатом 2 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовая награды идет
Михалина Лысова (Свердловская область), выступающая в лыжных гонках и биатлоне спорта лиц с нарушением зрения.

Марта Зайнуллина (Республика Татарстан) завоевала 1 серебряную и 2 бронзовые награды в лыжных гонках и биатлоне спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Ирина Гуляева (г. Москва) завоевала 1 бронзовую медаль в биатлоне спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Наибольшее количество медалей завоевали спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата – 6 золотых, 7 серебряных и 3 бронзовые медали. Представители спорта слепых завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали. Это доказывает, что люди с ОВЗ обладают талантами, способностями, одаренностью. Что это сильные духом, с твердой верой в себя, люди не хуже, а может быть лучше нас.

Паралимпийские игры выполняют важную роль в привлечении внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья во все мире. Эти игры призывают быть сильнее, добрее, верить в себя.

Итог классного часа.

- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить этим людям. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям». Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.

Рефлексия занятия.

А сейчас, возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Сердечки с пожеланиями прикрепите   на доску.

(Звучит песня «А солнце светит всем одинаково»)

Может быть кто-то из вас хочет прочитать свое пожелание?

Как я вижу, вы все   написали добрые, хорошие слова поддержки (ЧИТАЮ НАДПИСИ НА СЕРДЕЧКАХ) и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Самоанализ классного часа

Выбранная для классного часа тема, о детях с ограниченными возможностями здоровья,   является актуальной.  Так как  все дети имеют право посещать школу и учиться, государственная политика  направлена на создание доступной среды, для получения образования детьми с ограниченными возможностями в рамках школы.  Но не всегда нормально-развивающиеся школьники готовы позитивно принять образ ребенка с ОВЗ.

Мною была поставлена  следующая цель классного часа:

Сформировать в сознании нормально – развивающегося ученика социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив.

Я предполагала решить такие задачи:

  • Познакомить с понятием   - "особый ребенок".
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций
  • Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Вначале занятия, через приветствие «Здравствуйте!», я напомнила детям, что такое здоровье. Через вопрос «Всегда ли наше здоровье зависит только от нашего желания?» познакомила с понятием «особый  ребенок». Раскрыла это понятие. Дети охотно шли на контакт, свободно выражали свои мысли.

    Далее, через создание проблемных ситуаций, через практические упражнения дала возможность ученикам, не имеющим нарушений развития, прочувствовать на уровне физических ощущений те ежедневные сложности, которые испытывают дети с ОВЗ.  На занятии ребята чувствовали себя свободно, раскованно, с интересом выполняли задания.

        На примере прошедших Зимних Паралимпийских игр 2018, в г. Пхенчхане, показала,   что люди с ОВЗ обладают талантами, способностями, одаренностью. Что это сильные духом, с твердой верой в себя, люди не хуже, а может быть лучше нас. Многие ребята смотрели Паралимпийские игры по телевизору, и они охотно делились своими впечатлениями,  восхищались нашими спортсменами паралимпийцами.

Подведение итогов прошло в следующей форме: ребята написали добрые, хорошие слова на листочках в форме сердца и прикрепили  их на  солнечные лучи. Солнце отражает тему классного часа. Оно светит всем одинаково.  Желающие, прочитали свои пожелания.

Я  считаю, что цель,  на достижение которой было направлено данное мероприятие,  достигнута. Ученики находятся на пути принятия детей с ограниченными возможностями здоровья в детский коллектив, они готовы помочь, поддержать  «особого ребенка», признают право каждого ребенка, независимо от его способностей и ограниченных возможностей   учиться вместе с обычными детьми.  

         

        


Предварительный просмотр: