Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 8 класс
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе
Школьный тур
8 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
А) Очумелов
Б) Дефорж
В) Наталья Савишна
Г) Княгиня Волконская
2.О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.
А.Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.
Б. …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…
II. Историко-литературные задания.
3.Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?
«Илиада» Гомера, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Ледяной дом» И.И. Лажечникова.
4.Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?
«Капитанская дочка».
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
«История Пугачёва».
Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке и вооружён винтовкою.
III. Знание теории литературы.
5. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.
А. Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.
Б. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
В. Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
Г. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Д. Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.
6.Какие средства художественной выразительности использовали авторы?
А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол,на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных. М.Ю.Лермонтов.
Б) Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими
Леса молчат – осенней ночи ждут. И.Бунин
IV. Интерпретация лирического произведения.
Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.
Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов;
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты. Е.Баратынский
- О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).
- На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?На каком приёме оно построено?
- О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?
- Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?
- Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».
6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?
7. Определите стихотворный размер.
Ключи 8 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. А) А.П. Чехов «Хамелеон».
Б) А.С. Пушкин «Дубровский».
В) Л.Н. Толстой «Детство».
Г) Н.А. Некрасов «Русские женщины».
По 1 баллу за правильный ответ. Макс. – 4 б.
2. А. Андрий. Б. Остап (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). Макс. количество – 2 балла.
II. Историко-литературные задания.
3. «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.
Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).
Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.
И.Лажечников. «Ледяной дом». Действие романа происходит во время царствования императрицы Анны Иоанновны: строительства ледяного дома для свадьбы царского шута (XVIII век).
По 1 баллу за правильный ответ. Макс. – 5 б.
4.В «Истории Пугачёва» дано деловое описание внешности Пугачёва. Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов. Описание внешности героя в романе – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» - эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»). Макс. – 5 баллов.
III. Знание теории литературы.
5. А. Былина. Б. Житие. В. Басня. Г. Пословица. Д. Загадка.Макс. – 5 баллов.
6. А) Сравнение. Б) Олицетворение.Макс. – 2 балла.
IV. Интерпретация лирического произведения.
1.Макс. количество – 4 балла.
2.Макс. количество – 4 балла.
3.Макс. количество – 2 балла.
4.Макс. количество – 2 балла.
5. Макс. количество – 1 балла.
6. Макс. количество – 2балла.
7. Макс. количество – 2 балла.
Композиция | Стройная композиция, логических ошибок нет | 5 | Макс. 5б. |
Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки | 4 | ||
Есть композиционные и логические нарушения | 3 | ||
Композиционные и логические нарушения значительны | 2 | ||
Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна | 1 | ||
Высказаны несвязные мысли | 0 | ||
Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок) | 1-2 ошибки | 5 | 5 |
3-4 ошибки | 4 | ||
5-6 ошибок | 3 | ||
7-8 ошибок | 2 | ||
9 ошибок | 1 | ||
Более 9 ошибок | 0 | ||
10 |
Макс. кол-во баллов за заданиеIV- 27.
Максимальное количество баллов за всю работу - 50.