Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 11 класс

Носова Екатерина Александровна

Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

11 класс

I Анализ поэтического текста. 

Г.Р.Державин

Князь Кутузов - Смоленский

        

Когда в виду ты всей вселены

Наполеона посрамил,

Языки одолел сгущены,

Защитником полсвета был;

Когда тебе судьбы предвечны

Ум дали – троны царств сберечь,

Трофеи заслужить сердечны,

Осилить Александров меч;

Злодеев истребить враждебных,

Обресть бессмертный лавр побед,

В вратах Европы растворённых

Смыть кровью злобы дерзкий след;

Москву освободить попранну,

Отечество спасти от зол,

Лезть далее путь пресечь тирану,

Един основывать престол,-

Не умолчит потомств глагол!

Се мать твоя, Россия, - зри –

Ко гробу руки простирает,

Ожившая тобой, рыдает,

И плачут о тебе цари!

1813 г.

Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

  1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.

Он поведет нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело – звонкое скаканье Медного Всадника...

  1. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.

А. «Он был лет сорока, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

ОТВЕТ                                                                                                                             .

Б. «Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?»

ОТВЕТ                                                                                                                             .

В. « Я молод, я студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

ОТВЕТ                                                                                                                             .

  1. В жизни каких литературных героев участвовали такие реальные исторические лица, как:

А. А.Пушкин (как внесценический персонаж);

ОТВЕТ                                                                                                                             .

Б. Моцарт

ОТВЕТ                                                                                                                             .

В. Наполеон

ОТВЕТ                                                                                                                             .

4.Назовите известные Вам литературные журналы 1-половины 20 века. (Желательно указать не менее трёх журналов)

                                                                                                                         .

5.Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

А. амфибрахий, анапест, аллитерация

ОТВЕТ                                                                                                                             .

Б. метафора, мадригал, метонимия

ОТВЕТ                                                                                                                             .

В. эпифора, эпиграмма, эпитафия

ОТВЕТ                                                                                                                             .

Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию, выполнив следующие задания.

  1. Вычеркните все, что НЕ относится к памятникам древнерусской культуры:

Софийский собор в Киеве; Симонов монастырь в Москве; «Троица» А.Рублева; «Апостол» И.Федорова; Покровский собор(храм Василия Блаженного); «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»; «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; «Домострой»; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; «Повесть о Горе – Злосчастии»; ансамбль Кижского погоста; церковь Покрова на Нерли; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.

  1. Этот русский художник свои картины комментировал в стихах. Назовите его фамилию и полотно, о котором идет речь в приведенном отрывке. Какие еще работы этого художника вам известны?

...Вот извольте посмотреть:

Вот купецкий дом, -

Всего вдоволь в нем.

...А вот извольте посмотреть:

Как жениха ждут...

Как наша пташка сбирается улететь;

А умная мать

За платье ее хвать!

...В другой горнице

Майор толстый, бравый

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

«Я, дескать, до денежек доберусь!»

IV Творческое задание.

Напишите небольшую (15-20 предложений) творческую работу на тему: «Моя будущая профессия – литературный критик».

11 класс  Ключи

I Анализ поэтического текста –макс. 16+3=19 баллов

Содержание анализа

Баллы

Глубина истолкования темы и идеи произведения

Учащийся верно понимает проблематику стихотворения, комментирует авторский замысел, демонстрируя самостоятельность суждений

2

Учащийся в целом понимает проблематику текста, но комментирует авторский замысел поверхностно или пользуясь готовыми стереотипами

1

Учащийся не обнаруживает понимания проблематики произведения

0

Анализ образной системы произведения

Учащийся глубоко и полно анализирует образную систему лирического произведения

4

Учащийся обращается к образной системе произведения, но анализирует её упрощённо

2

Учащийся не анализирует образную систему

0

Анализ художественных средств изображения

Учащийся объясняет роль наиболее характерных для текста художественных средств  в раскрытии проблематики произведения, в выражении мыслей и чувств лирического героя

2

Учащийся называет художественные средства, не объясняя их функции

1

Учащийся не обращается к художественным средствам

0

Обоснованность привлечения текста

Текст привлекается  разносторонне и обоснованно (цитаты комментируются, текст приводится как доказательство самостоятельных суждений пишущего и т.п.)

2

Текст привлекается недостаточно обоснованно (цитата без объяснения смысла)

1

Суждения текстом не подтверждаются

0

Последовательность и логичность анализа

Основная мысль развивается последовательно и логично, установлена связь между суждениями и частями высказывания

2

Встречаются отдельные нарушения последовательности изложения

1

Анализ носит фрагментарный характер

0

Разнообразие использованных языковых средств выражения

Учащийся владеет терминологией, разнообразными средствами лексического выражения мысли, использует сложные синтаксические конструкции

2

Учащийся в целом владеет терминологией,  средствами лексического выражения мысли, но затрудняется  в использовании сложных синтаксических конструкций

1

Учащийся слабо владеет письменной речью

0

Следование нормам речи

Допустимы 1-2 речевых недочёта

2

Допустимы 3-5 речевых недочёта

1

Допущено более 5 речевых недочётов

0

Примечание.

За оригинальность, самостоятельность суждений может быть добавлено до 3-х баллов.

II Историко – литературный аспект.

За правильный ответ от 0,5 до 1,0 балла.

  1. А.С.Пушкин. Упоминание поэм «Цыганы» и «Медный Всадник» - 2 балла
  2. А. Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 1 балл

Б. Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума» - 1 балл

В. Петя Трофимов, А.П.Чехов «Вишневый сад» - 1 балл

  1. А.«На дружеской ноге» с Хлестаковым – 0,5 балла

            Б. Сальери – 0,5 балла

            В. Андрей Болконский – 1 балл

  1. «Новый мир», «Октябрь».»Огонёк», «Крокодил», «Ёж». «Чиж», «Костёр». «Пионер» и т.д.–  по 0,5 баллов за название
  2. А. Аллитерация не является стихотворным размером – 1 балл

            Б. Мадригал - поэтический жанр – 1 балл

            В. Эпифора - стилистическая фигура – 1 балл

Максимально 14 -15 баллов

III Историко – культурный аспект.

  1. За каждый правильный ответ 0,5 балла.

К памятникам нового времени (XVIII век и далее) относятся: «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; ансамбль Кижского погоста; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.

  1. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 5 баллов.

П.А.Федотов «Сватовство майора». Он же автор таких картин, как «Свежий Кавалер», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор»

Максимально 9 баллов

IV Творческое задание.

При оценке этого задания учитываются глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка.

Максимально 10 баллов

Общая сумма баллов – 54 - 55.