Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 11 класс
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе
Школьный тур
11 класс
I Анализ поэтического текста.
Г.Р.Державин
Князь Кутузов - Смоленский
Когда в виду ты всей вселены
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был;
Когда тебе судьбы предвечны
Ум дали – троны царств сберечь,
Трофеи заслужить сердечны,
Осилить Александров меч;
Злодеев истребить враждебных,
Обресть бессмертный лавр побед,
В вратах Европы растворённых
Смыть кровью злобы дерзкий след;
Москву освободить попранну,
Отечество спасти от зол,
Лезть далее путь пресечь тирану,
Един основывать престол,-
Не умолчит потомств глагол!
Се мать твоя, Россия, - зри –
Ко гробу руки простирает,
Ожившая тобой, рыдает,
И плачут о тебе цари!
1813 г.
Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.
- О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.
Он поведет нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петра Великого заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжело – звонкое скаканье Медного Всадника...
- О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.
А. «Он был лет сорока, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
ОТВЕТ .
Б. «Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?»
ОТВЕТ .
В. « Я молод, я студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»
ОТВЕТ .
- В жизни каких литературных героев участвовали такие реальные исторические лица, как:
А. А.Пушкин (как внесценический персонаж);
ОТВЕТ .
Б. Моцарт
ОТВЕТ .
В. Наполеон
ОТВЕТ .
4.Назовите известные Вам литературные журналы 1-половины 20 века. (Желательно указать не менее трёх журналов)
.
5.Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
А. амфибрахий, анапест, аллитерация
ОТВЕТ .
Б. метафора, мадригал, метонимия
ОТВЕТ .
В. эпифора, эпиграмма, эпитафия
ОТВЕТ .
Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию, выполнив следующие задания.
- Вычеркните все, что НЕ относится к памятникам древнерусской культуры:
Софийский собор в Киеве; Симонов монастырь в Москве; «Троица» А.Рублева; «Апостол» И.Федорова; Покровский собор(храм Василия Блаженного); «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»; «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; «Домострой»; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; «Повесть о Горе – Злосчастии»; ансамбль Кижского погоста; церковь Покрова на Нерли; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.
- Этот русский художник свои картины комментировал в стихах. Назовите его фамилию и полотно, о котором идет речь в приведенном отрывке. Какие еще работы этого художника вам известны?
...Вот извольте посмотреть:
Вот купецкий дом, -
Всего вдоволь в нем.
...А вот извольте посмотреть:
Как жениха ждут...
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!
...В другой горнице
Майор толстый, бравый
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!»
IV Творческое задание.
Напишите небольшую (15-20 предложений) творческую работу на тему: «Моя будущая профессия – литературный критик».
11 класс Ключи
I Анализ поэтического текста –макс. 16+3=19 баллов
Содержание анализа | Баллы |
Глубина истолкования темы и идеи произведения | |
Учащийся верно понимает проблематику стихотворения, комментирует авторский замысел, демонстрируя самостоятельность суждений | 2 |
Учащийся в целом понимает проблематику текста, но комментирует авторский замысел поверхностно или пользуясь готовыми стереотипами | 1 |
Учащийся не обнаруживает понимания проблематики произведения | 0 |
Анализ образной системы произведения | |
Учащийся глубоко и полно анализирует образную систему лирического произведения | 4 |
Учащийся обращается к образной системе произведения, но анализирует её упрощённо | 2 |
Учащийся не анализирует образную систему | 0 |
Анализ художественных средств изображения | |
Учащийся объясняет роль наиболее характерных для текста художественных средств в раскрытии проблематики произведения, в выражении мыслей и чувств лирического героя | 2 |
Учащийся называет художественные средства, не объясняя их функции | 1 |
Учащийся не обращается к художественным средствам | 0 |
Обоснованность привлечения текста | |
Текст привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты комментируются, текст приводится как доказательство самостоятельных суждений пишущего и т.п.) | 2 |
Текст привлекается недостаточно обоснованно (цитата без объяснения смысла) | 1 |
Суждения текстом не подтверждаются | 0 |
Последовательность и логичность анализа | |
Основная мысль развивается последовательно и логично, установлена связь между суждениями и частями высказывания | 2 |
Встречаются отдельные нарушения последовательности изложения | 1 |
Анализ носит фрагментарный характер | 0 |
Разнообразие использованных языковых средств выражения | |
Учащийся владеет терминологией, разнообразными средствами лексического выражения мысли, использует сложные синтаксические конструкции | 2 |
Учащийся в целом владеет терминологией, средствами лексического выражения мысли, но затрудняется в использовании сложных синтаксических конструкций | 1 |
Учащийся слабо владеет письменной речью | 0 |
Следование нормам речи | |
Допустимы 1-2 речевых недочёта | 2 |
Допустимы 3-5 речевых недочёта | 1 |
Допущено более 5 речевых недочётов | 0 |
Примечание.
За оригинальность, самостоятельность суждений может быть добавлено до 3-х баллов.
II Историко – литературный аспект.
За правильный ответ от 0,5 до 1,0 балла.
- А.С.Пушкин. Упоминание поэм «Цыганы» и «Медный Всадник» - 2 балла
- А. Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 1 балл
Б. Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума» - 1 балл
В. Петя Трофимов, А.П.Чехов «Вишневый сад» - 1 балл
- А.«На дружеской ноге» с Хлестаковым – 0,5 балла
Б. Сальери – 0,5 балла
В. Андрей Болконский – 1 балл
- «Новый мир», «Октябрь».»Огонёк», «Крокодил», «Ёж». «Чиж», «Костёр». «Пионер» и т.д.– по 0,5 баллов за название
- А. Аллитерация не является стихотворным размером – 1 балл
Б. Мадригал - поэтический жанр – 1 балл
В. Эпифора - стилистическая фигура – 1 балл
Максимально 14 -15 баллов
III Историко – культурный аспект.
- За каждый правильный ответ 0,5 балла.
К памятникам нового времени (XVIII век и далее) относятся: «Боярыня Морозова» В.Сурикова; Царскосельский лицей; храм Христа Спасителя; «Смольнянки» - цикл портретов Д.Левицкого; Московский университет; «Жизнь за царя» М.Глинки; ансамбль Кижского погоста; «Литургия Иоанна Златоуста» С.Рахманинова.
- За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 5 баллов.
П.А.Федотов «Сватовство майора». Он же автор таких картин, как «Свежий Кавалер», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор»
Максимально 9 баллов
IV Творческое задание.
При оценке этого задания учитываются глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка.
Максимально 10 баллов
Общая сумма баллов – 54 - 55.