Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 10 класс
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе
Школьный тур
10 класс
Задание 1. Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.
а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
…
б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
…
в) Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
…
г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа. Всего 16 баллов
Задание 2.
Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.
а) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?
б) Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался....
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?
в) Или твоя вера запрещает полюбить меня?
г) А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?
д) Я странен… А не странен кто ж? Всего 5 баллов
Задание 3
Многие образы, созданные русскими писателями, получали прямо противоположные оценки в критике. Знаете ли вы, кому принадлежат эти суждения? Как объяснить разницу в трактовках образов:
а) «Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»;
б) «Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло»;
в) «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен»;
г) «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Всего 8 баллов
Задание 4
Назовите героя, автора и произведение.
У кого из литературных героев:
1) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные». Герой________Автор________Произведение____________
2) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…» Герой______Автор ____Произведение________
3) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это не помогало, или вызывало тошноту». Герой_______Автор_________Произведение__________________ Всего 9 баллов.
Задание 5
Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:
Л.Н.Толстой «После бала» повесть
Ф. Шиллер «Перчатка» историческая песня
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» рассказ
М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» баллада
И.С.Тургенев «Ася» сказка
«О Полтавской битве» стихотворение
Н.А.Некрасов «Тройка» поэма
Всего 7 баллов.
Задание 6
Определите по приведённым биографическим фактам фамилию русского писателя.
Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, усмирял пугачёвский бунт. В разное время занимал высшие государственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции.
Всего 4 балла.
Задание 7
На какие стихотворения А.С.Пушкина русские композиторы написали романсы, ставшие знаменитыми? Всего 8 баллов
Задание 8
В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.
а) Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
б) Как по вольной волюшке –
По зелену морю
Ходят все кораблики,
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодочка неснащеная,
Двухвесельная.
Буря ль разыграется –
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.
Стану морю кланяться
Я низехонько...
в) Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных слов.
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою.
г) Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!
д) К берегам священным Нила…
Всего 5 баллов
Задание 9
Вставьте пропущенные числа в приведенные ниже цитаты. Коротко объясните, при каких обстоятельствах литературным героям приходится заниматься подсчетами. Назовите художественное произведение и его автора.
1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ………. рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.
Автор
Название произведения
2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в ………….. войдет.
Автор
Название произведения Всего 8 баллов.
Задание 10
Произведите сопоставительный анализ двух стихотворений.
А. С. Пушкин
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты ...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
М. Ю. Лермонтов
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшимся мечтам
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!
Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:
- Идейно-тематический 5 баллов
- Композиционный 5 баллов
- Мотивы и образы 5 баллов
- Особенности стиха (метр, ритм,
рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов
Всего 20 баллов
Всего 90 баллов
Ключи по литературе 10 класс
Задание 1.
Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.
а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою. А.С.Пушкин «Арион»
б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад М.Ю. Лермонтов «Дума»
в) Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей... А. А. Блок «Россия»
г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. С.А.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных …»
Правильное продолжение текста -2 балла
Указание на автора и название – 2 балл
Всего 16 баллов.
Задание 2
1.Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.
а) Стародум «Недоросль» Д.И.Фонвизин
б)Григорий «Борис Годунов» А.С.Пушкин
б) в) Печорин «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов
г) Пугачев «Капитанская дочка» А.С.Пушкин;
д) Чацкий «Горе от ума» А.С.Грибоедов
За каждый правильный ответ 1 балл
Всего 5 баллов.
Задание 3
а) В.Г. Белинский; б) Д.И. Писарев; в) А.С. Пушкин; г) И.А. Гончаров.
Верное объяснение разницы в трактовках – 2 балла, имя автора – 1 балл.
Всего 8 баллов.
Задание 4
1) (Сильвио) - А.С.Пушкин. «Выстрел
2) (Акакий Акакиевия Башмачкин ) - Н.В.Гоголь. «Шинель»
3) (Генерал-майор Булдеев)- А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»
За каждый правильный ответ 1 балл
Всего 9 баллов.
Задание 5
Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:
- Л.Н.Толстой «После бала» рассказ
- Ф. Шиллер «Перчатка» баллада
- М.Ю.Лермонтов «Мцыри» поэма
- М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» сказка
- И.С.Тургенев «Ася» повесть
- «О Полтавской битве» историческая песня
- Н.А.Некрасов «Тройка» стихотворение
Всего 7 баллов.
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Задание 6
Г.Р.Державин Всего 4 балла.
Задание 7
Г.Свиридов. «Зимняя дорога»; М.Глинка. «Зимнее утро»; А.Даргомыжский. «Ночной зефир», «Девицы-красавицы»; Римский-Корсаков. «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Цветок засохший» и др.
За название романса по 0,5 балла; за имя композитора – по 0,5 балла. Всего 8 баллов.
Задание 8
В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.
а) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;
б) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова:
в) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;
г) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;
д) М.А. Булгаков «Собачье сердце». Всего 5 баллов.
Задание 9
6.1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.
Автор А.С.Пушкин
Название произведения «Капитанская дочка».
6.2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в 200 войдет.
Автор Н.В.Гоголь
Название произведения «Шинель»
За верно названную сумму – 1 б.,
за правильное название произведения –1 балл и автора – 1 балл
за определение обстоятельств подсчета – 1балл. Всего 8 баллов.
Задание 10
Всего 20 баллов
Всего 90 баллов