Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 5 класс
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по литературе
Школьный тур
5 класс
1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.
(максимальное количество баллов – 2,5 б.; по 0,5 за каждый правильный ответ)
1) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.
- Жили-были кум с кумой – волк с лисой.
Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.
- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.
- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.
- Так поди, сходи, - говорит волк.
Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…
3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.
Побежала курочка к речке.
- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!
Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»
4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…
5) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.
Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
- В такую стужу ты рубишь?
- В такую стужу нужда рубит.
Барин изумился…
- Соотнесите термин и его определение.
(2,5 б.)
Термины:
1.Юмор
2.Басня
3.Пословица
4. Поговорка
5. Пейзаж
- Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
- Описание природы в литературном произведении.
- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
4.Краткое образное выражение, незаконченное высказывание
5.Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
3. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции.
(3 б.)
1.Зачин -
2. Завязка действия -
3. Развитие действия -
4..Кульминация -
5. Развязка -
6.Концовка -
1.А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку: «По щучьему велению, по моему хотению - пускай царская дочь меня полюбит».
2.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: «Вот уха будет сладка!» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».
3.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок - Емеля.
4.А у царя во дворе крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.
5.Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
6. Царь сильно испугался, стал прощения просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».
4. В квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.
(3,5 б.)
Ж | у | к | Б | а | ж | н |
с | А | о | в | с | о | и |
т | Б | а | р | к | в | к |
а | х | е | а | и | у | ш |
ф | о | Ч | т | й | П | Н |
ь | в | й | ы | н | в | о |
е | в | и | к | с | о | с |
- Допишите окончание пословицы. (3 б.)
Горе
Лихо
Лешим слыть
От радости
День терять
Злой плачет от зависти, а добрый от______________
В болоте тихо, да жить там_________
Морских топит море, а сухопутных крушит _________ И вашим и нашим________________________________ В лесу жить,_______________________________ Когда ни умирать,__________________________
6. Восстановите название известной сказки. Укажите её автора. (2 б.)
«С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е е _о с_а_н_ _ и м_г_ч_ м б_ _а_ _ре
к_ _з_ Г_ _ д _н_ и о п _ ек_ _ с_ой _а_ _в_ _ Л_ _ _д_».
7. Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок . ( По 1 б. за каждую фамилию)
8.Прочитайте сказку Феликса Кривина.
Научный спор
…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры.
- Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. – Идёшь, идёшь – места сухого не встретишь.
- Да что Вы! – возражает Босоножка. – В мире совершенно сухо.
- Да нет же мокро!
- Именно сухо!
Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля:
- Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым – когда хозяйка моет пол, сухим – всё остальное время.
А теперь попробуйте сочинить маленькую сказку, где главные герои – самые обычные вещи. Например, книга, варежка,телефон или воздушный шарик. Пусть вам в этом поможет фантазия.
(10 б.)
Ключ.
1. 1,4 - волшебные
2, 3- про животных
5 - бытовая
2. 1.Юмор — 5 /вид комического, весёлый, безобидный, смех/.
2.Басня — 3 /короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания/.
3.Пословица — 1 /жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием/.
4. Поговорка- 4 /краткое образное выражение, незаконченное высказывание/.
5. Пейзаж — 2 /описание природы в литературном произведении/.
3. Зачин - 3
Завязка действия - 2
Развитие действия — 1
Кульминация - 4
Развязка - 6
Концовка - 5
4. Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.
5. Злой плачет от зависти, а добрый от радости
В болоте тихо, да жить там лихо.
Морских топит море, а сухопутных крушит горе
И вашим и нашим за копейку спляшем. В лесу жить, лешим слыть. Когда ни умирать, день терять.
6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
7. И.Билибин, В.Васнецов
8. Максимальное количество баллов-10
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Предлагаем орфографическую и пунктуационную грамотность учитывать, но не оценивать..
Всего 28,5 б.