Учитель года России - 2020

Жбанова Елена Вениаминовна

Порядок    проведения районного этапа областного конкурса  "Учитель года России"

Конкурсное испытание "Методический семинар"

Конкурсное испытание  "Я  - учитель"

Конкурсное испытание "Урок", "Озера и болота"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования,

молодежной политики и спорта

администрации Бутурлинского

муниципального района

Нижегородской области

от __________    № ____

ПОРЯДОК

проведения районного этапа областного конкурса

"Учитель года России"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.        Областной конкурс "Учитель года России"
(далее - областной конкурс) проводится с целью выявления талантливых
педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса
педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного
педагогического опыта лучших учителей Нижегородской области. Областной
конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических
работников по обновлению содержания образования с учетом новых
федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)
и федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",
поддержку инновационных технологий в организации образовательного
процесса.

1.2.        Организаторами районного этапа областного конкурса являются
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Бутурлинского муниципального района и МКУ «Информационно-методический центр системы образования».

  1.3.        Районный этап областного конкурса направлен на:

-        повышение качества образования, - развитие инновационного потенциала системы образования Нижегородской области;

-        утверждение приоритетов образования в обществе;

- поддержку   новых   технологий   организации   образовательного процесса;

  • совершенствование уровня профессионализма учителя, способного оценивать, выбирать и воплощать наилучшие варианты организации инновационного образовательного процесса в школе;
  • развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования.

1.4.        Задачами Конкурса являются:

-        активизация инновационной деятельности учителя и усиление его влияния на развитие школьного образования;

-        поиск новых методических идей и современных технологий организации учебно-воспитательного процесса;

- выявление   и   распространение   современного    эффективного педагогического опыта;

-        сохранение и преумножение лучших педагогических традиций учительства в районе;

-        повышение профессионального мастерства и престижа труда учителя;

-        формирование и демонстрация гражданской позиции современного учителя;

-        привлечение внимания общественности и органов коллегиального управления к проблемам школьного образования.

1.5. Принять участие в районном этапе  областного конкурса могут учителя со стажем работы не менее 3 лет, реализующий общеобразовательные программы, - победитель муниципального этапа областного конкурса 2019 года.

2. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

РАЙОННОГО ЭТАПА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА

2.1. Районный этап областной конкурса проводится в несколько этапов.

2.1.1.  Первый (школьный) этап проводится образовательными учреждениями 10 марта по 15 марта 2020 года.

2.1.2.Второй (районный заочный) этап проводится в срок с 17 марта по 20 марта 2019 года.

2.1.3. Третий (областной заочный) этап проводится в срок с 01 по 30 апреля 2019 года.

Для участия во втором (районном заочном) этапе областного конкурса образовательные учреждения, направляют пакет документов в оргкомитет районного конкурса (607440, р.п. Бутурлино, ул. Ленина, 102, МКУ ИМЦ, с пометкой "Учитель года России") в срок до 16 марта 2019 года следующие конкурсные материалы:

-         представление по форме (приложение 1);

- выписку из протокола заседания оргкомитета школьного этапа областного конкурса о выдвижении кандидатуры на участие во втором (районном заочном) этапе областного конкурса (приложение 2);

-         заявление на участие во втором (районном заочном) этапе областного конкурса с указанием адреса Интернет - ресурса участника. На интернет - ресурсе (персональный сайт, страница или блог сайта образовательной организации) участник районного этапа областного конкурса размещает материалы конкурсных заданий (приложение 3);

-        информационную карту кандидата на участие (приложение 4);

-        справка об итогах школьного этапа;  

- согласие кандидата на обработку персональных данных (приложение 5);

Заочный региональный этап конкурса включает два конкурсных задания:

1.         «Методическое портфолио» (два конкурсных испытания: «Интернет- ресурс» и «Я - учитель»);

2.         «Учитель-профи» (два конкурсных испытания: «Методический семинар» и «Урок»).

Второй (районный заочный) этап областного конкурса включает два конкурсных задания:

1. «Методические портфолио» (два конкурсных испытания: «Интернет-ресурс», «Я – учитель»),

2. «Учитель профи» (два конкурсных испытания: «Методический семинар», «Урок»).

Конкурсное испытание «Интернет-ресурс»

Формат: представление интернет - ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

Критерии оценки конкурсного испытания:

  •  информационная насыщенность (количество представленной информации, ее образовательная и методическая ценность, различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т. п.), разнообразие содержания, тематическая организованность информации, научная корректность, методическая грамотность);
  •  безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды (понятное меню, удобство навигации, разумная скорость загрузки, удобный формат коммуникации, языковая культура, наличие инструкций и пояснений для пользователей, защищенность и адекватность виртуальной среды образовательным целям);
  •  эффективность обратной связи (разнообразие возможностей для обратной связи, доступность обратной связи, наличие контактных данных для обсуждений и дискуссий, удобство использования механизмов обратной связи, систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи, ее интенсивность и количество вовлеченных пользователей);
  •  актуальность информации (регулярность обновления информации, связь информации с текущими событиями, наличие информации о нормативно-правовой базе, разнообразие групп пользователей, новизна и оригинальность информации, возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ, наличие возможностей использования информации лицами с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями);
  •  оригинальность и адекватность дизайна (выстроенная информационная архитектура, грамотные цветовые решения, оригинальность стиля, корректность обработки графики, сбалансированность разных способов структурирования информации, учет требований здоровьесбережения в дизайне, внешний вид размещенной информации).

Максимальное количество баллов - 25 (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Конкурсное испытание «Я - учитель»

Формат: текст эссе (до 6 страниц), тема: «Гражданская позиция современного учителя».

Критерии оценки конкурсного испытания:

  •  языковая грамотность текста (речевая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная);
  •  обоснование актуальности (широта и масштабность взгляда на профессию, понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции, умение видеть тенденции развития образования, связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума, обращение внимание на формирование гражданской позиции обучающихся);
  •  аргументированность позиции и путей решения заявленной проблемы (четкость и обоснованность при формулировании проблем, способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции, нестандартность предлагаемых решений, четкость аргументов, отделение фактов от мнений, наличие выводов и обобщения);
  •  рефлексивность (понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности), анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию);
  •  оригинальность изложения (художественный стиль и нестандартность изложения, яркость и образность изложения, использование иллюстрирующих примеров и фактов, ясность и целостность изложения).

Максимальное количество баллов - 15 (по каждому критерию максимально 3 балла).

Конкурсное испытание «Методический семинар»

Формат: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 7 страниц), представляющая собой демонстрацию методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, профессионального стандарта «Педагог.

Критерии оценки конкурсного испытания:

  •  результативность и практическая применимость (применение методики на практике и внесение изменений в практику преподавания, наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные), соотнесение методики преподавания: с планируемыми результатами, воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания);
  •  оригинальность и творческий подход (умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания, творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач, разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал);
  •  научная корректность и методическая грамотность (убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта, точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок, технологичность и логическая последовательность представления опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов), использование активных и интерактивных подходов для мотивации и поддержки самостоятельности обучающихся, адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания);
  •  информационная и языковая грамотность (визуализация информации и иллюстративность, разнообразие источников информации и образовательных ресурсов, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.), педагогический кругозор и общая эрудиция).

Максимальное количество баллов - 20 (по каждому критерию максимально 5 баллов).

Конкурсное испытание «Урок»

(видеозапись, регламент — до 30 минут)

Формат:        видеоматериал, отражающий метапредметный подход и

междисциплинарные связи в обучении предмету, реализуемые учителем. Материал записывается специально для представления на муниципальный этап конкурса и размещается на Интернет-ресурсе участника муниципального этапа конкурса.

Критерии оценки конкурсного испытания:

  •  информационная и языковая грамотность (корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме, доступность изложения, адекватность объема информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы), навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации, языковая культура учителя и обучающихся, использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
  •  результативность и способы оценивания результатов (достижение предметных результатов, достижение метапредметных результатов, достижение личностных результатов, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации), соотнесение действий с планируемыми результатами, объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием, разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе, обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения, понятность процедуры и критериев оценивания);
  •  методическое мастерство и мотивирование к обучению (разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности, новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования, соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов), использование различных способов мотивации и умение удивить, системность и последовательность мотивирования в структуре занятия, доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда, использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников), поддержка образовательной успешности всех обучающихся, использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.), создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения, поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий);
  •  организационная и коммуникативная культура (постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов, наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий, установление правил и процедур совместной работы на уроке, обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и различными источниками информации, поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения, наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации, использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы, уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера);
  •  метапредметный и междисциплинарный подходы (обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания, формирование универсальных учебных действий разных видов, использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин, системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов, решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке).

Максимальное количество баллов - 50 (по каждому критерию максимально 10 баллов).

Не подлежат рассмотрению документы и материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а так же поступившие (размещенные) с нарушением сроков проведения районного этапа конкурса.

2.2. Финалистами районного этапа областного конкурса являются участники второго (районного заочного) этапа конкурса, набравшие наибольшее количество баллов по критериям оценивания (3 рейтинговых места).

2.3.        Участники второго районного этапа областного конкурса (3
человека) награждаются грамотами  Управления образования, молодежной политики и спорта.

  1. Победителем  районного этапа областного конкурса является участник, набравший наибольшую сумму баллов за выполнение заданий заочного этапа по критериям оценивания.
  2. Победитель районного  этапа областного конкурса направляется для участия  в областном этапе конкурса "Учитель года России".
  3.  Результаты второго районного этапа областного конкурса
    оформляются протоколом.

2.4.  Финал областного конкурса включает в себя следующие конкурсные задания:

Мастер-класс «Учитель-мастер» (регламент -10 минут)

Формат: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.).

Критерии оценки конкурсного задания:

  •  актуальность и методическое обоснование (доказательство значимости методической проблемы для образования, убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения, оригинальность и новизна методических приемов, технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС, разнообразие методических приемов);
  •  педагогическая культура (способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания, корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме, грамотность речи);
  •  метапредметность и универсальность подходов (метапредметный потенциал представляемого содержания, доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации), системность и целесообразность использования метапредметных подходов, потенциал транслируемости педагогического опыта).

Максимальное количество баллов - 30 (по каждому критерию максимально 10 баллов).

Классный час (регламент -15 минут)

Формат: публичное (на сцене) обсуждение с обучающимися (группа из 7 - 9 человек) предложенной темы. Перечень тем для обсуждения, в количестве не менее 10, определяется оргкомитетом конкурса и доводится до сведения участников финала в день утверждения пятерки финалистов. В день конкурсного испытания в финале тему для обсуждения для каждого конкурсанта выбирает представитель группы обучающихся путем жеребьевки из предложенного перечня тем согласно последовательности выступлений финалистов. Обучающиеся - участники конкурсного испытания отбираются из контингента учащихся образовательной организации, в которой работает победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 г., по согласованию с их родителями или законными представителями.

Критерии оценки конкурсного задания:

-вовлеченность обучающихся в обсуждение темы (умение взаимодействовать со всеми обучающимися, вовлекая их в обсуждение темы, владение способами поощрения активности и интереса обучающихся; способность удерживать тематическую рамку классного часа; умение привлекать внешнюю аудиторию (членов жюри, зрителей) к обсуждению темы);

  •  убедительность и аргументированность позиции (демонстрация личной заинтересованности в обозначенной проблематике, демонстрация позиции, соответствующей традиционным для государства и образования ценностям, умение аргументировать свою позицию, в том числе наглядно и образно);
  •  коммуникативная компетентность (владение различными приемами повышения эффективности коммуникации; умение гибко взаимодействовать с аудиторией, поддерживать содержательную обратную связь; демонстрация интереса, уважения и понимания по отношению к обучающимся; демонстрация навыков самопрезентации, ораторского мастерства);
  •  информационная и языковая культура (демонстрация педагогического кругозора и общей эрудиции; применение различных способов структурирования и представления информации (инфографика, изображения, аудио, видео и др.); грамотная, четко структурированная речь; проявление эмпатии).

Максимальное количество баллов - 40 (по каждому критерию максимально 10 баллов).

Участники финала регионального этапа конкурса (5 человек) награждаются почетными дипломами, денежными премиями, памятными подарками:

Диплом 1 степени (1 человек - победитель) - денежная премия,

Диплом 2 степени (1 человек) - денежная премия,

Диплом 3 степени (1 человек) - денежная премия.

Диплом лауреата (2 человека) - памятный приз.

Результаты заочного регионального этапа конкурса и финала регионального этапа конкурса оформляются протоколами на каждом этапе.

Победителем регионального конкурса является участник финала, набравший наибольшую сумму баллов за выполнение заданий третьего этапа по критериям оценивания.

Победитель регионального конкурса направляется для участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России ".

Нижегородская областная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации награждает участников регионального этапа конкурса поощрительными премиями.

3. ОРГКОМИТЕТ, ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА И ЖЮРИ РАЙОННОГО ЭТАПА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА

  1. Для подготовки и проведения районного этапа областного конкурса создается организационный комитет (далее - оргкомитет), в состав которого входят специалисты управления образования, сотрудники МКУ ИМЦ.
  2. Оргкомитет обеспечивает организационное и информационное сопровождение конкурса:

-        направляет информацию в образовательные учреждения об итогах районного этапа областного конкурса;

-        устанавливает порядок проведения и критерии оценивания, материалов, представленных на районный этап областного конкурса;

-        обеспечивает организацию и проведение конкурса на всех этапах;

-        информирует   педагогическую   общественность   о   результатах районного этапа областного конкурса.

3.3.        Для оценивания конкурсных заданий на втором (районном
заочном) этапе областного конкурса Оргкомитет создает экспертную
комиссию. В состав экспертной комиссии входят специалисты управления образования, методисты МКУ ИМЦ, педагоги ОУ, имеющие опыт практической работы в системе
образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных (творческих)
состязаний. Количество членов экспертной комиссии определяется
оргкомитетом.

Экспертная комиссия осуществляет экспертизу конкурсных материалов участников второго (районного заочного) этапа областного конкурса в соответствии с критериями оценки, выстраивает рейтинг участников по сумме выставленных баллов и уведомляет оргкомитет об итогах второго  этапа областного конкурса.

3.4.        Для оценки конкурсных заданий районного этапа областного конкурса оргкомитет создает жюри и утверждает регламент его работы, в состав которого входят специалисты Управления образования, молодежной политики и спорта, методисты МКУ ИМЦ.

3.4.1. Жюри оценивает конкурсные задания в соответствии с критериями оценки, определяет рейтинговое место финалистов по сумме всех выставленных баллов и уведомляет оргкомитет об итогах финала конкурса.

4. КОНТАКТЫЕ ДАННЫЕ

4.1. Дополнительную информацию можно получить:

-        по вопросам организации и проведения районного этапа  

областного конкурса по тел. 8 (83172) 5-27-14 – С.О. Салапова, директор  МКУ ИМЦ; Востроконова И.С., методист МКУ ИМЦ.

 УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования,

молодежной политики и спорта

администрации Бутурлинского

муниципального района

Нижегородской области

от __________    № ____

СОСТАВ

оргкомитета районного  конкурса

"Учитель года России"

А.Л. Ломакин

-

- начальник управления образования, молодежной политики и спорта, председатель оргкомитета

Н.В. Мишина

-

- заместитель начальника управления образования, молодежной политики и спорта, заместитель председателя оргкомитета

С.О. Салапова

-

- директор МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

Е.Е. Бердиева

-

- начальник сектора общего и дополнительного образования  

Е.В. Кокорева

-

- методист МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

И.С. Востроконова

-

- методист МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования,

молодежной политики и спорта

администрации Бутурлинского

муниципального района

Нижегородской области

от _________    № _____

СОСТАВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ

конкурса "Учитель года России"

С.О. Салапова

-

- директор МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

Е.Е. Бердиева

-

- начальник сектора общего и дополнительного образования

Мельникова И.А..

- заместитель директора по УВР Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина

Хитина О.Е.

-

- заместитель директора по УВР Каменищенской ООШ им. А.Д. Герасименко

Кокорева Е.В.

-

- методист МКУ «Информационно - методический центр системы образования»

Востроконова И.С.

-

- методист МКУ «Информационно - методический центр системы образования»

УТВЕРЖДЕН

приказом управления образования,

молодежной политики и спорта

администрации Бутурлинского

муниципального района

Нижегородской области

от _____________    № ___

СОСТАВ ЖЮРИ

конкурса  "Учитель года России"

А.Л. Ломакин

-

Начальник управления образования, молодежной политики и спорта,  председатель жюри

Н.В. Мишина

-

заместитель начальника  управления образования, молодежной политики и спорта, заместитель председателя жюри

Члены жюри

С.О. Салапова

-

директор МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

Е.Е. Бердиева

-

начальник сектора общего и дополнительного образования

Е.В. Кокорева

-

методист МКУ «Информационно- методический центр системы образования»

И.С. Востроконова

-

методист МКУ «Информационно- методический центр системы образования»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий Жбанова Елена Вениаминовна, учитель географии МБОУ Кочуновской ООШ с.Кочуново, 2020г.

Слайд 2

Каждое человеческое дело успешно идет только тогда, когда руководствуется умом и знанием. Чернышевский Н.Г.

Слайд 4

Учебник – одно из главных средств обучения

Слайд 5

Результаты освоения курса географии В федеральных государственных образовательных стандартах для всех уровней общего образования выделены три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании. Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание.

Слайд 6

Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование УУД

Слайд 7

Приемы формирования УУД на уроках географии

Слайд 8

Виды заданий Найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

Слайд 9

Анализ учебного текста 1.Прочитайте текст параграфа. 2.Ответьте на два основных вопроса: - О чем говорится в тексте? - Что говорится в тексте об этом? 3.Выделите основные мысли текста. 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: - 1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); - 2уровень -знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); - 3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Слайд 10

Работа с рисунком В изучении географии незаменимы географические изображения( рисунки, чертежи, фото и т.д.) С помощью рисунка можно лучше и быстрее разобраться в тексте, проверить себя, получить дополнительные сведения, т.е. хорошо усвоить новый материал. Разберем рисунок «Схематичное изображение земного шара»: 1.Найдите на рисунке земную ось. 2. Найдите Северный и южный полюсы. В каких местах Земли они находятся. 3.Найдите, где и как показана плоскость земной орбиты. Как расположена по отношению к ней земная ось? 4.Убедитесь, что земная ось направлена на Полярную звезду северным концом. 5.Найдите, где показано направление осевого вращения Земли. Каково оно? Полезный совет: Вы можете проверить себя, если воспроизведете рисунок на отдельном листке, не заглядывая в учебник. В изучении географии незаменимы географические изображения( рисунки, чертежи. фото

Слайд 11

Работа с таблицами Преобразование текстовой информации в табличную. Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы» (используя текст учебника с.72-73) Горная порода, минерал Использование людьми

Слайд 12

Прием «Составление кластера» Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление ментальной карты Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Слайд 2

Прием «Фишбоун» Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики: учатся работать в группе или парах; визуализируют причинно-следственные связи; ранжируют различные факторы по их значимости; развивают способность критически мыслить; обучаются давать оценку явлениям действительности.

Слайд 3

Инфографика Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Инфографика позволяет быстрее и понятнее для учеников донести информацию.

Слайд 4

Работа с графиками 1.Прочитать название графика. какая зависимость отражена, в каких единицах. 2. Цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления. 3. Причины изменения процесса. Определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий. Динамика естественного прироста населения России

Слайд 5

Заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы . Трещины, возникающие в земной коре, чаще всего на границах литосферных плит, бывают очень глубокими. Тогда для раскаленной, насыщенной газами магмы появляется путь…………., по которому она вырывается на поверхность. Происходит………. ………… .Извержение вулкана начинается чаще всего с небольшого "дымка" из трещины на поверхности. "Дыма становится все больше, трещина растет и превращается в воронку, образуя……………. .От жерла вулкана могут отходить в стороны дополнительные каналы, образуя………….. …... Из кратера вверх поднимается столб пара, вылетают камни, пепел и начинает изливаться………… . Лава - это излившаяся на поверхность ……… с очень высокой температурой - до 1000 градусов по Цельсию.

Слайд 6

Работа с диаграммами Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме. Знакомимся с условными обозначениями. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий. Анализируя представленную климатическую диаграмму, можно сказать, что пункт находится в северном полушарии, так как самые высокие температуры воздуха приходятся на май – август. Среднемесячная температура воздуха в самом холодном месяце составляет −8 °С, а в самом тёплом — +18 °С, большинство осадков выпадает летом, среднегодовой показатель — 657 мм. Это говорит о том, что пункт расположен в умеренно-континентальной области умеренного климатического пояса. Анализируя представленную климатическую диаграмму, можно сказать, что пункт находится в северном полушарии, так как самые высокие температуры воздуха приходятся на май – август. Среднемесячная температура воздуха в самом холодном месяце составляет −8 °С, а в самом тёплом — +18 °С, большинство осадков выпадает летом, среднегодовой показатель — 657 мм. Это говорит о том, что пункт расположен в умеренно-континентальной области умеренного климатического пояса.

Слайд 7

Составление текста из нескольких предложений, используя опорные слова Пример задания. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: воздушная масса, муссон, пассат, океанические течения, западные ветры, горные хребты, циркуляция атмосферы, постоянные ветры, сезонные ветры, ветер . Планируемый результат выполнения задания может выглядеть следующим образом: «Движение воздушных масс между разными широтами, материками, океанами и слоями тропосферы называются циркуляцией атмосферы. Перемещение воздушных масс вызывает ветры. Ветры бывают постоянные и сезонные. К постоянным ветрам относятся пассаты, а к сезонным – муссоны. Из-за постоянных западных ветров возникли постоянные океанические течения. Горные хребты влияют на движение воздушных масс». Задание позволяет проверить усвоение содержания понятий и умение объединять понятия одной темы для того, чтобы с их помощью продемонстрировать понимание связей, возникающих между объектами и явлениями природы. Включение понятий горные хребты (относящееся к литосфере) и океанические течения (относящееся к гидросфере) в общую канву рассказа позволит увидеть понимание взаимосвязи природных объектов и явлений разных оболочек планеты.

Слайд 8

Установление причинно – следственных связей Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Как установить причинно-следственные связи? 1.Выясни главную причину явления. 2.Укажи следствие, вытекающее из причины. 3.Проанализируй причину и следствие в отдельности. 4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее. Например: Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети? Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.

Слайд 9

Чтение карты 1.По карте административно – территориального деления, вы можете познакомиться с субъектами, входящими в состав Урала: Башкортастан, Удмуртия, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области. 2.По карте устанавливаем географическое положение района 3.Какие формы рельефа характерны для Уральского экономического района. 4.По тектонической карте определите, какими полезными ископаемыми богат Урал 5.Посмотрите на климатическую карту, в каком климатическом поясе расположен район, определите средние температуры самого холодного и самого теплого месяца, кол - во осадков. и т.д. 6.Соотнесите физическую карту и карту природных зон, какие природные зоны расположены на Урале.

Слайд 10

Заключение Первая и основная задача учителя - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с внетекстовой информацией.

Слайд 11

Заключение Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему: 1. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. 2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника. 3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником. 4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

Слайд 12

Список использованной литературы: 1. География: Учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального обучения. Под ред. Баранчикова Е.В. М.: «Академия», 2005 г. http://www.twirpx.com/file/1442799/ 2.Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2004. - 64 с. 3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. средней школы. М.: Просвещение, 2003. http://www.twirpx.com/file/1408397/17 4. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов, М.: Аспект Пресс, 2005. 5. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география: Учебник для 11 кл. средней школы. М.: Дрофа, 2002 http://www.twirpx.com/file/393035/ 6. Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий. М,: «Академия», 2005. 7. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн.I-II: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2008. http://www.litmir.me/bd/?b=157448 8 Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Кн. для учителя. - М., 2004.-463с. 9.Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб.пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2007. -325с. 10.О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования Ресурсы Интернет.



Предварительный просмотр:

Эссе

«Гражданская позиция современного учителя»

«Каждое человеческое дело

 успешно идет только тогда,

 когда руководствуется умом

и знанием.»

Чернышевский Н.Г.

Профессия учителя в современном мире очень важная, нужная, ответственная. Учитель закладывает основы знаний, формирует мировоззрение, жизненную позицию, помогает социализироваться в этом сложном мире, дарит тепло детям, внимание, понимание, формирует гражданскую позицию.    

Уже  28  лет я работаю с детьми, из них 15 лет  - учителем.
Главное в моей работе: поиск, инициатива и творчество. Стараюсь  избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашиваю  с себя, работаю с полной отдачей, пополняю  и обновляю свои знания.  Так я понимаю веяние  времени и стараюсь соответствовать этому требованию.

        Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человеческого общества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются со способностями и талантами, которые спрятаны очень глубоко. И вот тут современный учитель должен вовремя заметить и поддержать  своего ученика. А кому-то и помочь подобрать занятие по интересу. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни. Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Педагога  не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому ученику.

         К. Д. Ушинский̆ утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной̆ деятельности, обеспечивающей̆ формирование и совершенствование личностных качеств. Я согласна с   его словами.

          Ученики – это наше будущее.  На сегодняшний день очень важно сформировать  у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них, современных подростков и  молодых людей,  зависит наше будущее. А это значит, что современный учитель должен иметь собственную гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать своих учеников.

        Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

        Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

         Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Учитель должен способствовать созданию таких условий и создавать условия для формирования гражданских качеств. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

            Подводя итог собственным размышлениям, скажу, что современный учитель – это человек, который   находится в постоянном развитии. Развитие человека обусловлено мерой̆ его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.         

       



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа с текстом на уроках географии как средство формирования УУД

Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством учителя, который направляет, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать. Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.          Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика. Все выпускники основной школы, обучающиесяся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом

Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит их мотивацию.   «Любое учебное действие школьника, как правило, состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. 

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход  который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;
  •   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  

  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

     Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).

          В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

           Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.

     К основным функциям УУД можно отнести:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной  мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

     Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

        Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала обучающимися. Так, при формировании общеучебных и специальных умений и навыков учителями выделяются основные этапы деятельности: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; отработка введенных умений по образцу; тренировка в применении умения, перенос умения в новую учебную ситуацию.

        Грамотно использую методический аппарат учебника, рабочие тетради для самостоятельной деятельности позволяют учителю качественно подойти к формированию самоанализа, самооценки, планированию собственной деятельности учащимся. Школьники целенаправленно обучаются:

ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения заданий; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

владеть различными способами самоконтроля.

        Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, структурировать материал, защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Стандарт географического образования предполагает формирование следующих УУД на уроках географии.

Предметные:

 • умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Познавательные:

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Регулятивные:

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Коммуникативные:

умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

Личностные:

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника

-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к  данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

 - создай таблицу (сверни информацию) по…;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

  - О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие  основные  мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень        - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

               Работа с диаграммами

  1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
  2. Знакомимся с условными обозначениями.
  3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с  графиками.

Порядок работы.

  1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
  2. Определить цифровые показатели графических изображений путем  их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
  3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.

   Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

       Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Сравнение

Умение сравнивать – это умение        устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия  (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое  сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты  сравнения.

  2.Выделить  признаки, по которым они будут  сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины  того и  другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде  таблиц и  схем.

Например:

  1. Сравните  географию  железнодорожного  и  автомобильного транспорта России.
  2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять  взаимосвязь  явлений, в возникновении и развитии которых одно служит  причиной, а другое  следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи  следствие,  вытекающее  из причины.

3.Проанализируй  причину и  следствие  в отдельности.

4.Построй  гипотезу взаимосвязи  причины и  следствия и  докажи  ее.

Например:

  1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
  2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.