РМО учителей естественно - научного цикла

Жбанова Елена Вениаминовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Способы развития поисково – исследовательской деятельности на уроках географии

Подготовил: учитель географии

I квалификационной категории,

Жбанова Е.В.

с. Кочуново,  февраль 2019

      Развитие поисково – исследовательской деятельности – это важная задача образования. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем.

            В федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней общего образования выделены три группы результатов: предметные, метапредметные (общеучебные) и личностные.[1] Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании. Поисково – исследовательская деятельность позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание. По ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать информацию, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста) (см. таблицу ).

      В своей практике я использую разные способы развития поисково - исследовательской деятельности (проблемные вопросы, проблемная ситуация, синквейн, анализ статистических цифр, заполнение слепого текста, решение развивающих канонов, практические работы и др.).  География - один из школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Школьная география обладает огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

        В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. При таком обучении необходимым становится развитие творчества, инициативы, отсутствие боязни рисковать и брать на себя ответственность за сделанный выбор.

         Главные составляющие  для реализации выделенного подхода к географическому образованию таковы: постоянное развитие интеллектуальных способностей путем создания творческого  продукта труда в виде нового знания; приоритет практической значимости географических знаний.

         Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

2.Обучение  приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

3.Обучение умению   использовать разные источники информации, приемам  ее систематизации, сопоставлению, анализу, обобщению;

          Занимаясь исследовательской деятельностью

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

        Поисково – исследовательскую  деятельность организую как на уроке, так и во внеурочное время,  формируя  устойчивый интерес учащихся к изучению географии.

Урок

Внеурочное время

Учебный диалог

написание исследовательской работы

Проблемный вопросы

олимпиады

Проблемная задача

конкурсы

Практическая работа

викторины

Анализ статистической информации

НПК

Слепой текст

Синквейн

Развивающий канон

Географическая задача

Чтение карты

 

      Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

        В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

        В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

        А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 5 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

     Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Чтение карты

      Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

                                                     Развивающие каноны.

       Это тип заданий относится к разряду логически – поисковых. Наиболее эффективное будет устное решение канонов., находят слова –связки. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы.

Евразия

Мыс Рока

Австралия

Стип - Пойнт

Африка

?

прерия

СА

?

ЕА

пампа

ЮА

                                                          Слепой текст

       Лучше всего выбирать тексты из научно – популярных журналов и убирать слова простые, знакомые детям. Ученик  должен вставить в пробел слово, которое не изменит смысл предложения. С помощью таких заданий у учеников развивается общеучебный навык смыслового чтения.

                                                                      Пример.

На территории Египта находится______________канал, который соединяет___________________море________океанас_________морем________океана.

Учебный диалог

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их-правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

                                                        Пример.

Проблемные вопросы

       На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)

- При строительстве метро в Москве под землей очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда-то на месте Москвы было море.)

  - Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.)

Проблемная задача

(Учитель предлагает учащимся начертить план пришкольного участка в натуральную величину)

-Почему вы не можете начертить участок в натуральную величину?( участок большой, а тетрадь маленькая)

-Что нужно сделать, чтобы выполнить задание( уменьшить участок или увеличить тетрадь)

- Посмотрите на карты.

( показывает карты разных масштабов)

- Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах — сильнее, на Других — меньше.)

 Но как выразить уменьшение? Прочитайте об этом в учебнике (п 5).

(Учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.

Географическая задача

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Буриљщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной l4 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

5. План местности. Условные знаки

Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км.

6378 км

— Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. (Полярник (6356 км), бурильщик (6375 —  14 = 6361 км), пингвин (6356 + З + 4 = 6363 км), аквалангист (6378- 11 = 6367 км).)

Синквейн

    Строгие правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное. Синквейн это упражнение, замаскированнное под свободное творчество и заставляющее  размышлять на заданную тему.

Пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:

1.Слово. Это может быть термин, фамилия, понятие.

2.Вторая строка содержит  четыре слога, может быть  из одного – двух слов- определения предмета, темы стихотворения.

3. Третья строка – шесть слогов – глагол( глаголы), определяющий возможности деятельности «героя» синквейна.

4.Четвертая строка содержит восемь слогов( предложение, раскрывающее смысл главного  слова синквейна).

5.Последняя строка – одно слово из двух слогов, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Карта

Вижу маршрут

Могу измерить путь

Без карты в рюкзаке пусто

Дойду!

Практическая работа

      Выполняя практическую работу учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, делать выводы.

      Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

       Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности.

       Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

     Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении основного общего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

      Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

      Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы развития поисково – исследовательской деятельности на уроках географии Жбанова Е.В., учитель географии МБОУ Кочуновской ООШ, 2019г.

Слайд 2

Введение Понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. При таком обучении необходимым становится развитие творчества, инициативы, отсутствие боязни рисковать и брать на себя ответственность за сделанный выбор.

Слайд 3

Введение Школьная география обладает огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Слайд 4

Поисково – исследовательская деятельность на уроках географии Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Задачи: 1.Обучение учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; 2.Обучение приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; 3.Обучение умению использовать разные источники информации, приемам ее систематизации, сопоставлению, анализу, обобщению;

Слайд 5

Поисково – исследовательская деятельность на уроках географии Урок Внеурочное время Учебный диалог Написание научно – исследовательской работы Проблемные вопросы Олимпиады Проблемные задачи Конкурсы Практическая работа Викторины Анализ статистической информации НПК Слепой текст Развивающий канон Географическая задача Синквейн Чтение карты

Слайд 6

Африка «Климат Африки», планировать урок нужно с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков.

Слайд 7

Развивающие каноны Евразия Мыс Рока Австралия Стип - Пойнт Африка ?

Слайд 8

Слепой текст Пример. На территории Египта находится______________канал, которыйсоединяет___________________море________океанас_________морем________океана.

Слайд 9

Проблемные вопросы На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)

Слайд 10

Проблемная задача (Учитель предлагает учащимся начертить план пришкольного участка в натуральную величину)

Слайд 11

Географическая задача Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».Буриљщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной l4 км и буду ближе всех к центру Земли».Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Слайд 12

Синквейн Карта Вижу маршрут Могу измерить путь Без карты в рюкзаке пусто Дойду!

Слайд 13

Выводы: Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач.

Слайд 14

Выводы: Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.

Слайд 15

Вывод Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью поисково – исследовательской деятельности. Возможности для поисково -исследовательской деятельности на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

Слайд 16

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение земной коры. Вулканизм.

Слайд 2

1.Земля состоит из ………..слоев (трех) 2. Внутри Земли находится ………….(ядро) 3.В раскаленном до 2000С и более находится ……(мантия) 4.Верхняя оболочка Земли ………………(литосфера) 5. Самая верхняя часть литосферы ……….(земная кора) 6.Мощность больше у материковой или океанической земной коры …………( у материковой) 7.Какой слой горных пород отсутствует у океанической земной коры ………… ( гранитный) 8.По происхождению все горные породы делят на три группы:….. ( магматические, осадочные, метаморф 9.Осевшие обломки – щебень, галька, песок, глина – это ……( обломочные) горные породы 10.Из застывшей на глубине магмы образуются….. ( глубинные) магматические породы.

Слайд 5

«Движения земной коры. Вулканизм» 23.01.17.

Слайд 6

Цель урока: Формирование представлений о движениях земной коры, землетрясениях, происхождении вулканов и гейзеров, их особенностях и размещении на Земле.

Слайд 8

Движение земной коры складки поднятие суши прогибы разломы опускание суши Вертикальные Горизонтальные

Слайд 9

Очаг– это место, где происходит сдвиг земной коры. Эпицентр формируется на земной поверхности, над очагом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сейсмограф

Слайд 2

Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами).

Слайд 3

Гекла Везувий Орисаба Котопахи Льюльяйльяко Кракатау Эльбрус Ключевская Сопка Фудзияма Килиманджаро

Слайд 4

Землетрясение. грозное природное явление представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности, к которым приводим резкий разрыв и смещение горных пород на глубине.

Слайд 5

« Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера ей очень нужен. Если проход на поверхности дан, Значит, проснулся грозный ….».

Слайд 6

Гекла Везувий Орисаба Котопахи Льюльяйльяко Кракатау Эльбрус Ключевская Сопка Фудзияма Килиманджаро

Слайд 7

Вулкан - (от лат. vulcanus – огонь, пламя), гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли. Что такое вулкан ? В древнеримской мифологии слово «вулкан» означает – Бог огня.

Слайд 8

Как образуются вулканы ? Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх. Это магма. Излившаяся на поверхность Земли магма называется- лава.

Слайд 9

Очаг магмы жерло кратер Боковой кратер лава Застывшая лава Вулканический Пепел, дым Вулканическая бомба

Слайд 10

В настоящее время вулканологи пристально следят за вулканической активностью. Вокруг ряда действующих вулканов находятся научные станции, ведущие постоянное наблюдение, чтобы вовремя предсказать извержение.

Слайд 11

Вулканы действующие потухшие уснувшие вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 ( Орисаба , Котопахи , Фудзияма, Этна, Гекла, Ключевская сопка). не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать. (Эльбрус, Казбек, Килиманджаро) бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье ) Классификация вулканов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Килиманджаро — вулкан на северо-востоке Танзании, высочайший пик Африки. Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор Казбек Вулканы не извергавшиеся на памяти человечества

Слайд 2

Вулканическая опасность Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования

Слайд 3

Вулканическая опасность Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота. Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

Слайд 4

Польза вулканов Вулканы согревают. Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины. В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

Слайд 5

Для чего изучают вулканы. Извержение вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогает определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулкана и предотвратить связанные с ним бедствия.

Слайд 6

Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Проблема! Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? ВУЛКАНЫ _____?____ _____?____ ____?____

Слайд 7

Заполни таблицу Определи географические координаты известных вулканов.

Слайд 8

Заполните таблицу: Географические координаты Название вулкана 2 °ю.ш . 78°з.д. 4 °ю.ш . 37° в.д. 18° с.ш . 97° з.д . 41° с.ш . 15° в.д. 36° с.ш . 13° в.д. 56° с.ш.162°в.д. 36 °с.ш.138°в.д. 13° ю.ш.106°в.д.

Слайд 9

Заполните таблицу: Географические координаты Название вулкана 2 °ю.ш . 78°з.д. Котопахи 4 °ю.ш . 37° в.д. Килиманджаро 18° с.ш . 97° з.д . Орисабо 41° с.ш . 15° в.д. Везувий 36° с.ш . 13° в.д. Этна 56° с.ш.162°в.д. Ключевская Сопка 36 °с.ш.138°в.д. Фудзияма 13° ю.ш.106°в.д. Кракатау

Слайд 10

Гейзер – это источник, выбрасывающий струи горячей воды и пара. Как правило, гейзеры появляются там, где активна вулканическая деятельность на поздней стадии. Больших активных гейзеров в мире немного, но они завораживают своей красотой и являются гордостью и достоянием государств, на территории которых родились.

Слайд 11

Горячие источники и гейзеры Исландия Гейзер- источник фонтанирующей горячей воды

Слайд 13

Где на Земле встречаются гейзеры? Йеллоустон О.Исландия П-ов Камчатка Горы Анды О.Новая Зеландия Видео 2

Слайд 14

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли? Вулканический пепел – удобрение для растений Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания Горячая вода источников и гейзеров- для отопления теплиц и домов Пар горячих источников- для вращения турбин электростанций Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания

Слайд 15

Тест: 1 . Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это: а) горст б) грабен в) сброс г) разлом 2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это – а) кратер б) очаг землетрясения в) грабен г) эпицентр 3. Приборы, следящие за землетрясениями, это – а) барометр б) флюгер в) сейсмограф г) гироскоп 4.Грозное явление природы, с подземными ударами… это – а) наводнение б) землетрясение в) лавина 5. Движения земной коры бывают: а)горизонтальные и вертикальные б) только горизонтальные в) только вертикальные

Слайд 16

Ответы: 1. г 2. б 3. в 4.б 5. а

Слайд 17

Домашнее задание: П.15, подготовить творческий проект – макет вулкана

Слайд 18

Список используемой литературы: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . Учебник географии «Начальный курс географии». Дрофа 2016г . Энциклопедия «Зачем и почему» -Вулканы ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006г. Энциклопедия «Большая серия знаний»- Планета Земля ООО«ТД «Издательство Мир книги», 2006г. Поурочные планы по георафии 6 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гейзер – это источник, выбрасывающий струи горячей воды и пара. Как правило, гейзеры появляются там, где активна вулканическая деятельность на поздней стадии. Больших активных гейзеров в мире немного, но они завораживают своей красотой и являются гордостью и достоянием государств, на территории которых родились.

Слайд 2

Горячие источники и гейзеры Исландия Гейзер- источник фонтанирующей горячей воды

Слайд 4

Где на Земле встречаются гейзеры? Йеллоустон О.Исландия П-ов Камчатка Горы Анды О.Новая Зеландия Видео 2

Слайд 5

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли? Вулканический пепел – удобрение для растений Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания Горячая вода источников и гейзеров- для отопления теплиц и домов Пар горячих источников- для вращения турбин электростанций Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания

Слайд 6

Тест: 1 . Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это: а) горст б) грабен в) сброс г) разлом 2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это – а) кратер б) очаг землетрясения в) грабен г) эпицентр 3. Приборы, следящие за землетрясениями, это – а) барометр б) флюгер в) сейсмограф г) гироскоп 4.Грозное явление природы, с подземными ударами… это – а) наводнение б) землетрясение в) лавина 5. Движения земной коры бывают: а)горизонтальные и вертикальные б) только горизонтальные в) только вертикальные

Слайд 7

Ответы: 1. г 2. б 3. в 4.б 5. а

Слайд 8

Домашнее задание: П.15, подготовить творческий проект – макет вулкана

Слайд 9

Список используемой литературы: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . Учебник географии «Начальный курс географии». Дрофа 2016г . Энциклопедия «Зачем и почему» -Вулканы ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006г. Энциклопедия «Большая серия знаний»- Планета Земля ООО«ТД «Издательство Мир книги», 2006г. Поурочные планы по георафии 6 класс



Предварительный просмотр:

                                  МБОУ Кочуновская ООШ

                                                       Доклад

Контрольно - оценочная деятельность  учащихся на уроках географии       в условиях реализации ФГОС

Подготовила: Е.В.Жбанова,

учитель географии

МБОУ Кочуновской ООШ

с.Кочуново,2021 год.

Модернизация  системы образования в Российской Федерации направлена на обеспечение нового качества образования. Принципиальное отличие  новых стандартов  заключается в переносе акцента с предметного, на личностный результат, т.е. важна не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, а личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Одно из важных направлений модернизации современного школьного образования является  развитие ключевой компетенции учащихся - умение учиться, становление школьника как субъекта, а значит уметь и оценивать собственные результаты учебной деятельности.

        Традиционное         оценивание         по         пятибалльной         шкале вы-

зывает  неудовлетворенность, поскольку не учитывает личностные особенности учащегося, не способствует продвижению учащихся в учебно-познавательной деятельности, не стимулирует  образовательную активность, не формирует самооценивание учащихся.

В условиях реализации ФГОС второго поколения, оценочная самостоятельность позволяет школьнику:

  1. анализировать и оценивать результаты учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев,   тем самым знаменует переход на субъектную позицию в образовательном процессе
  2. оценочная         самостоятельность         школьника         в         процессе         учебной деятельности представляет собой  способность ученика;
  3. развитие оценочной самостоятельности является процессом развития освоения учащимися общеучебных умений аналитического и оценочного характера и протекает в условиях совместной оценочной деятельности учителя и ученика;
  4. в основание методики развития оценочной самостоятельности может быть положена стратегия критериальной оценки результатов учебной деятельности школьников, позволяющей развивать субъектную позицию ученика;
  5. эффектами использования методики критериальной оценки могут стать смещение акцентов с оценки фактического объема усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся; развитие адекватной самооценки ученика в образовательном процессе; становление учащихся как субъектов учебной и оценочной деятельности .

В условиях урочной системы наиболее оптимальной выступает контрольно-оценочная деятельность в качестве самостоятельного элемента,  который необходимо формировать и развивать в составе универсальных учебных действий.

Под контрольно – оценочной деятельностью на уроке понимают  процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями и выражение полученных результатов в устной или письменной форме, т.е. в форме оценки.

Понятия  «отметка» и «оценка» необходимо четко разграничивать.  

Отметка учащегося жестко регламентирована и демонстрирует уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта.

Оценка может быть вариативной, поскольку определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Чаще оценка выражается в условных знаках-баллах.

Отметка складывается из одной или нескольких оценок, поэтому последняя всегда предшествует отметке.

В процессе контрольно-оценочной деятельности  на уроке учитель осуществляет контроль за процессом и результатом труда,   как  за собственным, так и  учащихся,  а также следит за взаимодействием последних с учителем, поэтому можно выделить три главных звена:

                     контрольно-оценочная деятельность учителя;

          самоконтроль и самооценка учащихся;         взаимоконтроль и взаимооценка.

При таком подходе происходит глубокое осмысление учебного материала учеником, т.к. меняется отношение ребенка к учебе, к нему  приходит осознание, что ошибок не избежать и можно их исправить.

На уроке КОД выполняет несколько функций:

-контролирующую (определение обратной связи на линии ученик - учитель и наоборот,  а также учет результатов контроля);

- обучающую (усвоение программного содержания);

-управляющую (организация и самоорганизация  деятельности учителя и учеников);

-воспитывающую (создание условий для формирования личностных качеств учащегося);  

-развивающую (развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности).  

Рассмотрим примеры  критериев оценивания и самооценивания  на уроке географии.  Чаще всего, в рамках урока, на разных этапах мною  используются для контроля знаний задания, направленные на осмысленное узнавание изученного материала, знание правил, законов, умение решать типовые задачи.

Например, на этапе мотивации при изучении новой темы «Природные комплексы Русской равнины, учащимся предлагается выполнить географический диктант (рис.1). За каждый правильный ответ - 1 балл.  

 

Закончите предложение.

 1.Русская равнина по площади занимает 2 место после Амазонской низменности в мире. 2.Протяжѐнность равнины с севера на юг 2,5 тыс. км, а с запада на восток 1 тыс. км. 3.Равнинность рельефа обусловлена наличием в фундаменте Русской платформы 4. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России Муром, Владимир, Москва, Псков, Архангельск, Великий Новгород . 5.На Кольском полуострове и Карелии выходы кристаллического фундамента образуют Балтийский щит 6. Поднятия фундамента образовали формы рельефа - возвышенности. 7. При отступлении ледника образовались гряды морены 8. Основная часть равнины расположена в умеренном  климатическом поясе. 10. Большое количество осадков связано с морскими воздушными массами, приходящими с Атлантического океана. 11. Крупными реками являются: Волга, Дон, Кама, Печера, Северная . 12. Характерной особенностью природы равнины является широтная зональность.

Рисунок 1. Географический диктант «Русская равнина»

После заполнения пропусков в рабочих  листах учащимися, на экране демонстрируется правильный  вариант. Учащиеся, не выполнившие полностью самостоятельно работу, вносят в рабочий  лист правильные ответы и отмечают «+» те предложения, на которые знали ответы. Эти плюсы могут учитываться при оценивании сразу, если учащийся ответил верно на все вопросы, следовательно получает отметку «отлично», либо позже, в накопительной системе баллов в течение урока или при изучении темы, раздела.

При изучении темы «Внутренние воды России», даю задание  для работы в парах, которое предполагает выполнение заданий по алгоритму, воспроизведению усвоенной информации, самостоятельному решению стандартных задач (см. задание 1).

Задание 1

Найдите в учебнике определения понятий «режим реки», «половодье», «паводок», «межень» в учебнике  (стр.119) Найдите реки Амур и Волгу на физической карте. Первая пара учащихся выполняет работу по алгоритму по р.Амур, вторая - по р.Волга

Ход работ:

  1. Рассмотрите графики изменения уровня воды (стр.119 рис. 85). Вертикальная шкала – уровень воды в метрах, горизонтальная – месяцы года, цвет соответствует сезонам года.
  2. Определите по данным графика, когда на реке  наступает половодье?

Почему? Какой отметки достигает?

  1. Определите время наступления межени? Почему?
  2. Сделайте вывод: отчего зависит режим рек?
  3. Подготовьте выступление: режим рек Амур и Волга

(используйте предложенные вопросы)

При заполнении критериальной карты (см. табл.1), учащиеся выявляют пробелы в своих универсальных учебных действиях. Здесь критериальная карта выступает не способом оценивания знаний учащихся, а приемом моделирования дальнейшей учебной деятельности учащегося - восполнить теоретические познания, продолжить работу в паре или с другой группой товарищей, получить консультацию учителя или сверстника. 

Таблица 1 Критерии самооценивания работы с графиками  (поставить «+»)

мышлению, а именно к преобразованию полученной информации(см.задание 2). Задание 2

Заполните сводную таблицу  «Режим рек». Укажите время наступления ледостава, ледохода, половодья, межени, максимальный и минимальный  уровни воды  

параметры

Амур

Волга

Ледостав

 

 

Ледоход

 

 

Половодье

 

 

Межень

 

 

Питание реки

Влияние на режим климата

                                                                                                                                                                           Преобразующий уровень предполагает решение усложнѐнных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей, владение основными мыслительными операциями (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация). Выполнение  задания позволяет учащимся систематизировать и обобщить знания. Путем сравнения полученных данных учащиеся выявляют главные факторы, влияющие на режим реки. Задание 3 ориентировано на эвристический уровень продуктивной учебной деятельности,  включает 10 описаний рек России.

Задание 3 Определите реку по описанию:

Берет начало в ледниках Эльбруса, впадает в Азовское море, образует дельту. В теплую часть года уровень в реке сохраняется высоким за счет таяния снегов и льда в высокогорьях. Часто такой режим питания приводит к паводкам.

 

Диагностика решений учащихся позволяет осуществить контроль за усвоением учебного материала. Оценивание проходит по зараннее заданной количественной шкале: за 9-10 правильных ответов ставится отметка «отлично», 6-8 правильных ответов - отметка «хорошо», 5 и менее правильных ответов - учащийся проставляет себе «!», т.е. обратить внимание на критериальную карту самооценивания.

Многокритериальная оценка учебной деятельности на примере урока - практикума по теме «Ориентирование по плану местности» позволяет получить объективную оценку как учителю, так и ученику.  

На этапе формулировки теме урока, идет активизация познавательной деятельности посредством «мозгового штурма» - расшифровки письма, где слова заменены условными знаками (рис.2).  

Рисунок 2. Зашифрованное письмо (5 класс)

В процессе целеполагания, учащиеся определяют задачи урока: -научиться определять стороны горизонта, расстояние, азимут на плане местности

Для объективной оценки, на уроке-практикуме можно использовать все виды контроля, тогда  лист заданий и самооценки представляет собой рабочий  лист, где предусмотрены задания по каждому виду контроля (рис.3).  

Листзаданийисамооценкиученика____________________________________

Закончите определения:

Видимое глазом пространство называется_______________________

Умение определять свое местонахождение называется________________________

Прибор для определения сторон горизонта называется _______________________

Уменьшенное изображение земной поверхности называется___________________

Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называются_________________

Самая длинная параллель называется______________________________________

Расстояние на плане местности уменьшают с помощью________________________

Подпишите стороны горизонта Определите, относительно сторон горизонта, местоположение следующих объектов, если ориентиром служит мельница: Домик лесника________________ Мост через р.Андогу__________________ Колодец______________________ Родник_______________________ Овраг________________________ Определите расстояние: от пристани до МТМ_________ от оз.Глубокого до домика лесника_______________

Рисунок 3. Лист самооценки (5 класс)

Например, предварительный контроль позволяет  установить исходный уровень ЗУН и опереться на него при введении  нового материала. В данном случае, он представлен в  форме географического диктанта, по окончанию которого осуществляется взаимопроверка. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. В листе самооценки, в ходе сравнения с эталоном, за каждый правильный ответ учащийся получает «+»

(рис.3).  

Географический диктант

  1. Видимое глазом пространство называется…
  2. Умение1. Горизонтопределять свое местонахождение называется…
  1. Ориентирование

  1. Прибор для определения сторон горизонта называется3. Компас …
  2. Уменьшенное4. План местностиизображение(географическаяземной поверхностикарта) называется5. Меридианы…
  3. Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, 6. Экватор

называются…

  1. Самая7. масштабдлинная параллель называется…
  2. Расстояние на плане местности уменьшают с помощью…

Рисунок 3. Географический диктант (5 класс) 

Таким образом, школьник учится не только  наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность, но и деятельность своих сверстников.  

Процессуальный или текущий контроль информирует учителя о ходе процесса усвоения материала учащимися.  Формируются умения осознанного применения на практике теоретических знаний: определение масштаба, измерение и вычисление на плане местности расстояний между заданными объектами, определение сторон горизонта и  азимута заданных объектов на плане местности в рамках групповой работы или в парах. За каждый ответ, соотвествующий демонстрируемым эталонам, ученик ставит «+», что соответствует 1баллу.   (максимальное количество по листу самооценки 18 баллов).  

Групповая работа предусматривала выполнение мини-проекта «Описание маршрута из с.Михалино до с.Ладогино». по заданному плану. Конечный результат должен был соответствовать эталону, но  достичь его можно было при условии быстрого распределения заданий, понимания алгоритма  его выполнения. За каждый правильный ключевой ответ в минипроекте, каждый ученик в группе получал «+» ( максимальное количество баллов за проект -12 ).

Итоговый  контроль в конце урока определяет результаты обучения, и здесь мы   вновь возвращаемся к целям, сформулированным в начале урока. Используя прием «знаю-могу-умею», оцениваем каких результатов достиг каждый ученик: «теперь я знаю, как определять масштаб на плане местности», «я смогу рассчитать расстояние от домика лесника до ручья», «я умею читать условные знаки на плане местности» и т.д.

Накопительная система заработанных учеником «+» на разных этапах урока, дает возможность ему получить  отметку в соответствии с  заданной шкалой. Например,  если «+» больше 28, ставится отметка «5», от 21 до 27 - «4», 20 и менее  - «3».  И здесь ребенку, получившему отметку  «3» или «4», дается возможность согласиться  с полученной оценкой его деятельности на данном уроке, либо  устранить пробелы знаний, опираясь на лист заданий и самооценки, а значит получить более высокую отметку на следующем уроке.

 Подобный опыт формирования   контрольно - оценочных способностей учащихся позволил мне снизить накал эмоций учащихся по поводу объективности или необъективности отметки. Возросло доверие к учителю и одноклассникам, пришло понимание требований учителя и путей достижения собственного успеха. В этом я вижу существенные сдвиги в решении важной задачи: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».  

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.

 

 

 

                        Список используемой литературы:

 

1.Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования [Текст] / Г.А. Цукерман. –

2.[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://

 .103.175.205/materials/.../Оценочная%20самостоятельность.doc  

3.Ксензова Г.Ю. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» / Журнал «Директор школы» №5, 2000 г., ст. с. 49-57


Комментарии

Смирнова Валентина Николаевна

Да, материал интересный и познавательный!Спасибо!