Отмена крепостного права в России

Рунова Мария Александровна

Тема урока: Отмена крепостного права в России

 

Цели:

образовательная – познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, раскрыть сущность и значение реформы;

развивающая – формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах;

воспитательная – патриотическое воспитание.

 

Задачи:

  • подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о причинах и последствиях отмены крепостного права;
  • формирование у учащихся умения работать с текстами документов, развивать активность и самостоятельность при работе с информационными источниками в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторически факты, , вести спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссные решения;
  • формирование нравственного отношения к реалиям изучаемого периода.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Отмена крепостного права в России

Цели:

образовательная – познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, раскрыть сущность и значение реформы;

развивающая – формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах;

воспитательная – патриотическое воспитание.

Задачи:

  • подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о причинах и последствиях отмены крепостного права;
  • формирование у учащихся умения работать с текстами документов, развивать активность и самостоятельность при работе с информационными источниками в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторически факты, , вести спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссные решения;
  • формирование нравственного отношения к реалиям изучаемого периода.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: метод проблемного изложения изучаемого материала

Требование к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

учащиеся должны знать сущность и значение реформы отмены крепостного права, уметь работать с текстами документов, анализировать, обобщать, оценивать исторически факты, выстраивать аргументацию собственной позиции.

Основные понятия: сельская община, выкуп, временнообязанный крестьянин, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал

Литература:

  1. Учебник под ред. А. Н.Сахарова История России. Конец XVII–XIX век. 10 класс;
  2. Атлас История России с древнейших времен до начала XXI века;
  3. Загладин Н.В. и др. Всемирная история, история России и мира с древнейших времен до конца 19 века 10 класс. “Русское слово” Москва – 2010 г.
  4. Кузнецов И.Н. “История Отечества в таблицах и схемах” Ростов-на-Дону “Феникс” – 2012 г.
  5. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. “Поурочные разработки по истории России XIX век” Москва “ВАКО” 2012 год.

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изучаемого материала
  5. Домашнее задание
  6. Подведение итогов

Ход урока:

(слайд 1)

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Актуализация знаний:

(слайд 2-3)

Урок начинается с представления личности императора Александра II – “сын царя, воспитанник поэта”.

Эпиграф к уроку:

Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек.

Ученик класса рассказывает биографию Александра II

Учитель. Его правление вызывает споры, втягивает нас в круговорот оценок. Предлагаю вам, анализируя основные факты его биографии высказать версии: Каким образом образование и воспитание Александра II могло повлиять на взгляды и убеждения будущего царя? Кто же он самодержец или реформатор?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

  1. Изучение нового материала:

Учитель. Каждое восшествие на российский престол в 19 веке было по-своему драматичным. Внезапная смерть отца, проигранная, но еще не оконченная война, острейшие внутренние проблемы и дилемма продолжения прежней политики или смена курса – всё это делало начало царствования Александра II весьма напряженным. 19 век стал временем перехода ведущих европейских стран от аграрного общества к индустриальному. В России переход к индустриальному обществу отличался заметной спецификой. Основу экономики страны по-прежнему составляла феодально – крепостническая система хозяйства.

Беседа с учащимися. Вспомним из ранее изученного, что вы подразумеваете под понятием “крепостное право”?

Какие ассоциации у вас возникают при определении характерных черт крепостного права? Назовите характерные черты крепостного права.

Учитель. Возглавив в 1846 году по поручению отца секретный комитет по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя сторонником крепостного права.

Давайте попробуем разобраться, что именно убедило взошедшего на престол Александра II в необходимости неотложных и кардинальных реформ.

Перед вами раздаточный материал на эту тему. Я предлагаю ознакомиться с документами, проанализировать их сделать выводы. Назовите причины отмены крепостного права.

Работа с документами по группам.

Первая группа будет знакомиться с речью Александра II, произнесённой им 30 марта 1856 года перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.

Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856г. перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, и несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Вторая группа будет знакомиться с речью Кошелева А.И.

Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколько возможно чаще и дольше, а работает сколько возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

Третья группа будет знакомиться с отчетом III отделения канцелярии Его Величества.

Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».

Вопросы ученикам первой группы.

  1. Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
  2. Почему Александра II считает необходимой отмену крепостного права?
  3. Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Вывод. По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и дате к революции.

Вопросы ученикам второй группы.

  1. Объясните отношение крестьян к барщине.
  2. Как сказывалось на развитии страны низкая производительность крепостного труда и отсутствие личной свободы у крестьян?
  3. Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Вывод. Крестьян не заинтересован в результатах своего труда. Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.

Вопросы ученикам третьей группы

  1. Как вы понимаете слова отчета III отделения?
  2. Как, по вашему мнению, можно ли сравнить крепостное право с рабством?
  3. Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Выводы. Крепостное право – угроза общественного спокойствия. Крепостной право на практике ничем не отличалось от рабства.

Учитель дополняет ответ учащихся.

Крымская война. Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.

(Слайд 4)

Учитель.

Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики ряда губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал:

Рескрипт генерал – губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.

В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Задание. Пользуясь текстом ученика, составьте таблицу – схему, которая отражает события, произошедшие накануне отмены крепостного права.

(Слайд 5-6)

Учитель.

Торжественный документ Манифест 19 февраля 1861г. был составлен по просьбе Александра II митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) –

(Слайд 7)

Основное содержание реформы помимо Манифеста об отмене крепостного права было заложении в “Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Оба документа были подписаны Александром II 19 февраля 1861 г.

(Слайд 8)

Задание. Обозначьте одним словом три главных принципа, три главных проблемы, определенные Главным комитетом по крестьянскому вопросу. 

Ученики: “Свобода”, “Земля”, “Выкуп”.

(Слайд 9)

Учитель: Рассмотрим каждую проблему отдельно.

(Слайд 10)

Свобода:  Крестьяне получили личную свободу и общегражданские права.

Ученики получают задание: распределить права и обязанности из общего списка: А – права крестьян, Б – обязанности крестьян.

Права и обязанности крестьян:

  1. Крестьянин сам решает свою судьбу.
  2. Крестьянин занимается промыслом и торговлей.
  3. Крестьянин несет государственные и земские повинности.
  4. Крестьянин заключает торговые и финансовые сделки.
  5. Крестьянин отбывает рекрутчину.
  6. Крестьянин предъявляет иски в суд.
  7. Крестьянин создает государственный продовольственный запас.
  8. Крестьянин вступает или не вступает в брак.
  9. Крестьянин не подвергается телесным наказаниям.
  10. Крестьянин поступает в учебные заведения.
  11. Крестьянин собственник имущества.

Проверка выполнения задания (слайд 11).

Вывод по вопросу записывается в тетрадь: крестьяне – лично свободное, податное, непривилегированное сословие, свободные сельские обыватели.

Учитель: Крестьянин не может существовать без земли, поэтому главный вопрос реформы земля.

(Слайд 12)

Земля:

Ученики записывают основные положения:

  1. Вся земля признавалась собственностью помещиков.
  2. Крестьянин выкупал у помещика полевой надел. 

Вся земля делилась на три территориальной полосы:

  1. нечерноземная,
  2. черноземная,
  3. степная.

В каждой полосе устанавливалась своя норма наделов для крестьян.

Вопрос к ученикам: в какой полосе крестьяне получили большие наделы земли? Почему?

Предполагаемый ответ: в нечерноземье и степной полосе, где земля требует особых усилий, крестьяне получили большие наделы.

Учитель: До реформы крестьяне трудились на наделах, полученных из собственной земли помещика. Если они оказывались большими, чем выкупленная у помещика земля по реформе, то разницу называли отрезками.

  1. До совершения выкупной сделки крестьянин – “временнообязанный”, т.е. выполняет барщину и оброк. Такое состояние устанавливается на 9 лет (а продлилось – 20 лет).
  2. Земельный надел – собственность сельской общины.

Сельская община все хозяйственные вопросы решает на сельском сходе, на котором на три года избирается сельский староста.

Учитель: Самой сложной проблемой крестьянской реформы была проблема выкупа.

Выкуп. Учитель объясняет вопрос с опорой на слайд13.

1. Выкуп  = размеру оброка, положенного в банк + 6% годовых.

Задание ученикам: вычислит размер выкупа, если оброк был равен 15 рублям.

2. 20% выкупной суммы платил крестьянин помещику самостоятельно и единовременно.

3. 80% выкупной суммы платило помещику государство за крестьянина.

4. Крестьянин отдавал долг +6% годовых государству в течении 49 лет

5. Расчеты государство вело не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной.

Вопрос к ученикам на основе анализа содержания реформы:

  1. Кто являлся собственником земли, полученной в результате выкупа у помещика?
  2. Какая зависимость и от кого осталась и возникла у крестьянина?

Учитель показывает механизм осуществления реформы (слайд 14)

Вопросы ученикам: 

  1. Какую власть над крестьянами потерял помещик?
  2. Оцените значимость гражданских прав, которые получили крестьяне.
  3. Как вы думаете, обладали ли крестьяне достаточными денежными средствами для выкупа земли?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем вывод.

Вывод.

Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянам. Гражданские слова и личная свобода – прежде всего отсутствие принуждения, возможность реализовать свои жизненные цели, проявлять хозяйственную инициативу, строить свою жизнь так, как человек считает правильным. Не имея средств, для выкупа, крестьянин становился временно обязанным, т.е. должен был исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком, до начала выкупной операции.

  1. Закрепление изучаемого материала:

Ученики получают задание: на основе анализа изученного материала составить таблицу “Прогрессивные и негативные итоги крестьянской реформы”.

Проверка выполнения задания (слайд 15).

Прогрессивные итоги

Негативные итоги

  1. крестьяне – свободные подданные,
  2. увеличение рынка рабочей силы,
  3. помещичья земля – объект купли-продажи,
  4. часть помещиков и зажиточные крестьяне ведет хозяйство по-капиталистически.
  1. помещичье землевладение,
  2. “временнообязанное” состояние – барщина и оброк,
  3. система отрезков,
  4. экономическая зависимость крестьянина от помещика и государства.

Вопросы:

  1. Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
  2. Почему правительство подчинило крестьян власти общины?
  3. Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
  4. Выкупные платежи превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае заплатили крестьяне?
  5. Как вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным. Правомерно ли называть эту реформу Великой?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем итоговые выводы.

Крестьянская реформа 1861г важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:

а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;

б) способствовала росту темпов экономического развития;

в) способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.

Однако, несмотря на своё прогрессивное знание, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков, с другой стороны – реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам.

  1. Домашнее задание:

§70 – читать и отвечать на вопросы, стр. 235.

Класс делится на две группы:

1-я группа – как реформа способствовала развитию капитализма

2-я группа – какие пережитки феодализма сохранила реформа

Индивидуальные задания: подобрать отрывки из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева о крепостном праве и отмене крепостного права.

  1.  Подведение итогов. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Отмена крепостного права в России».

Слайд 2

Александр II Николаевич – 1855-1881гг. – царь Освободитель

Слайд 3

Основное направление внутренней политики Александра II – осуществление реформ. Отмена крепостного права – 1861г. Судебная реформа 1864г. Реформа народного образования 1863-1864г. Земская и Городская реформа 1864,1870г. Военная реформа 1861,1874г.

Слайд 4

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост, крестьянских восстаний. Возможность новой «пугачевщины» в России Военно-техническая отсталость России, что показала Крымская война Главный комитет (1857-1858-Секретный комитет) Редакционные комиссии (при комитете) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861г. Манифест Александра II об освобождении крестьян .

Слайд 5

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности Государственный Совет Секретный комитет с 1858г. Главный комитет по крестьянскому делу Завершение обсуждения проекта закона Редакционные комиссии (председатель – Я.И.Ростовцев) Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона Внесение поправок и изменений в проект Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии

Слайд 6

Подготовители отмены крепостного права Милютин Николай Алексеевич – товарищ министра внутренних дел Юрий Федорович Самарин Виктор Никитич Панин Яков Иванович Ростовцев

Слайд 7

Манифест и Положение об отмене крепостного права – 19 февраля 1861г. Митрополит Филарет (Дроздов) по просьбе царя написал текст Манифеста 19февраля 1861г.

Слайд 8

Обнародование Манифеста об отмене крепостного права Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Слайд 9

Главные составляющие реформы свобода земля выкуп

Слайд 10

Свобода Привести в соответствие: А – права крестьян; Б - обязанности Крестьяне получили личную свободу Права и обязанности крестьян : Крестьянин сам решает свою судьбу Крестьянин занимается промыслом и торговлей Крестьянин несет государственные и земские повинности Крестьянин заключает торговые и финансовые сделки Крестьянин отбывает рекрутчину Крестьянин предъявляет иски в суд Крестьянин создает государственный продовольственный запас Крестьянин вступает или не вступает в брак Крестьянин не подвергается телесным наказаниям Крестьянин поступает в учебные заведения Крестьянин собственник имущества

Слайд 11

Свобода А – права крестьян 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11 Б – обязанности крестьян 3, 5, 7, Крестьяне – лично свободное, податное, непривилегированное сословие, свободные сельские обыватели

Слайд 12

Земля Вся земля признавалась собственностью помещиков. Крестьянин выкупал у помещика полевой надел. До совершения выкупной сделки крестьянин – «временнообязанный», т.е. выполняет барщину и оброк. Земельный надел –собственность сельской общины. Надел до реформы Надел по реформе Отрезки

Слайд 13

Выкуп Выкуп = размеру оброка, положенного в банк + 6% годовых. 20% выкупной суммы платил крестьянин помещику самостоятельно и единовременно. 80% выкупной суммы платило помещику государство за крестьянина. Крестьянин отдавал долг +6% годовых государству в течении 49 лет Расчеты государство вело не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной

Слайд 14

Механизм реализации реформы Уставные грамоты составлялись между помещиком и крестьянином по всем вопросам реформы. Институт мировых посредников, назначавшиеся из дворян Сенатом и подчинявшихся только закону.

Слайд 15

Итоги реформы Прогрессивные итоги: крестьяне – свободные подданные, увеличение рынка рабочей силы, помещичья земля – объект купли-продажи, часть помещиков и зажиточные крестьяне ведет хозяйство по-капиталистически. Негативные итоги: помещичье землевладение, «временнообязанное» состояние – барщина и оброк, система отрезков, экономическая зависимость крестьянина от помещика и государства.

Слайд 16

Задание на дом Параграф – 70 читать и отвечать на вопросы, стр.235 Класс делится на две группы: 1 группа – как реформа способствовала развитию капитализма 2 группа – какие пережитки феодализма сохранила реформа Индивидуальные задания: подобрать отрывки из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева о крепостном праве и отмене крепостного права.