Коспект урока "Кто стоит на страже закона?"
Тема урока:Кто стоит на страже закона
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей.
Задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правоохранительных органах государства.
- Познакомить с правами и обязанностями граждан РФ.
- Определить специфику деятельности каждого компонента системы.
Тип урока:комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kto_stoit_na_strazhe_zakona.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:Кто стоит на страже закона
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей.
Задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правоохранительных органах государства.
- Познакомить с правами и обязанностями граждан РФ.
- Определить специфику деятельности каждого компонента системы.
Тип урока:комбинированный
Основные вопросы урока:
1. Какие органы называют правоохранительными.
2. Суд осуществляет правосудие.
3. Полиция. Подразделение криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
Основные понятия:полиция, правоохранительные органы, закон.
Полиция – орган внутренних дел, осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.
Правоохранительные органы–это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
Закон –нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Литература:
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
- Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.
Ход урока:
- Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
- Проверка домашнего задания:
Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение).
- Буратино, схватив крысу Шушеруза хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища).
- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд).
- Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
- В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность).
Вопросы для повторения:
- Назовите основные группы прав человека.
(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)
- Что такое закон?
(нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения)
- Почему нужно соблюдать законы?
(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)
- Сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности:
Тема урока «Кто стоит на страже закона». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как правоохранительные органы, закон, полиция. Узнаем, какие права и обязанности есть у граждан нашей страны.
- Изучение нового материала
- Какие органы называют правоохранительными.
Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
(определение записать в тетрадь)
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.
В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал- прокурора («око государево»).Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.
Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства?
(На таможне чувствует себя спокойно тот, кто не нарушает закон)
Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства.
- Суды осуществляют правосудие.
Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.
Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?
Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».
Вопрос: Что вам понравилось в Афинском суде?
Фемида – символ правосудия.
В древнегреческой мифологии богиня правосудия Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности: « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».
Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.
Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».
( Вспомним слова одного литературного героя:«Береги платье снову, а честь смолоду»).
Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются толькоКонституции РФ и закону».
Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.
В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. (Вводился по реформе 1864г. имп.Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).
Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.
Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.
- Полиция. Подразделение криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
Органы внутренних дел – полиция осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.
Полиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Задачи криминальной полиции:
- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.
Задачи полиции общественной безопасности:
- обеспечение личной и общественной безопасности;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение и пресечение правонарушений.
В состав криминальной полиции входят следующие подразделения:
- уголовный розыск;
- подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;
- подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- криминалистические лаборатории и др.
В состав полиции общественной безопасности входят:
- подразделения патрульно-постовой службы;
- дежурные части;
- ГАИ;
- паспортно-визовые службы;
- участковые инспектора;
- подразделения по делам несовершеннолетних и др
- Закрепление материала
Задание по группам (вопросы задаются поочерёдно группам).
- Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист).
- Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (полиция).
- Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (суд).
- Вас незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с вами обращались (прокурор).
«СИНКВЕЙН»
ЗАКОН
Закон
Справедливый, суровый
Предупреждает, защищает, наказывает
Необходимое условие существования общества
Необходимость
- Выставление оценок учащимся.
- Домашнее задание: § 13, подготовить сообщение о работниках полиции, их деятельности.
Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.