Коспект урока "Кто стоит на страже закона?"

Рунова Мария Александровна

Тема урока:Кто стоит на страже закона

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правоохранительных органах государства.
  2. Познакомить с правами и обязанностями граждан РФ.
  3. Определить специфику деятельности каждого компонента системы.

Тип урока:комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kto_stoit_na_strazhe_zakona.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Кто стоит на страже закона

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правоохранительных органах государства.
  2. Познакомить с правами и обязанностями граждан РФ.
  3. Определить специфику деятельности каждого компонента системы.

Тип урока:комбинированный

Основные вопросы урока:

1.  Какие органы называют правоохранительными.

2.  Суд осуществляет правосудие.

3. Полиция. Подразделение криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Основные понятия:полиция, правоохранительные органы, закон.

Полиция – орган внутренних дел,  осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.

Правоохранительные органы–это органы, основной целью деятельности которых  является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).  

Закон –нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Литература:

  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7.  Методические  рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
  • Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Проверка домашнего задания:

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение).
  2. Буратино, схватив крысу Шушеруза хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
  3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища).
  4. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд).
  5. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
  6. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность).

Вопросы для повторения:

  • Назовите основные группы прав человека.

(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

  • Что такое закон?

(нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения)

  • Почему нужно соблюдать законы?

(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

  1. Сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Кто стоит на страже закона». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как правоохранительные органы, закон,  полиция. Узнаем, какие права и обязанности есть у граждан нашей страны.

  1. Изучение нового материала
  1. Какие органы называют правоохранительными.

Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых  является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).  

(определение записать в тетрадь)

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.

         В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал- прокурора («око государево»).Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.

      Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства?

(На таможне чувствует себя спокойно тот, кто не нарушает закон)

Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства.

  1. Суды осуществляют правосудие.

Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья.  Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?

    Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».

Вопрос:  Что вам понравилось в Афинском суде?

Фемида – символ правосудия.

В древнегреческой мифологии богиня  правосудия Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия.  Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности: « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.

      Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».    

    ( Вспомним слова одного литературного героя:«Береги платье снову, а честь смолоду»).

 

Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются толькоКонституции РФ и  закону».

Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.

В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. (Вводился по реформе 1864г. имп.Александром II; стремление водворить на земле  «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).

           Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.

Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.

  1. Полиция. Подразделение криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Органы внутренних дел – полиция  осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.

Полиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

            Задачи криминальной полиции:

  • предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

            Задачи полиции общественной безопасности:

  • обеспечение личной и общественной безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • предупреждение и пресечение правонарушений.

В состав криминальной полиции входят следующие подразделения:

  • уголовный розыск;
  • подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;
  • подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • криминалистические лаборатории и др.

В состав полиции общественной безопасности входят:

  • подразделения патрульно-постовой службы;
  • дежурные части;
  • ГАИ;
  • паспортно-визовые службы;
  • участковые инспектора;
  • подразделения по делам несовершеннолетних и др
  1. Закрепление материала

Задание по группам (вопросы задаются поочерёдно группам).

  1. Вы решили поменять квартиру,  вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде  (адвокат, юрист).
  2. Вам угрожают расправой,  или украли телефон, ваши вещи (полиция).
  3. Ваши соседи затопили вашу квартиру и  не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (суд).
  4. Вас незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с вами обращались (прокурор).

 «СИНКВЕЙН»

ЗАКОН

Закон

Справедливый, суровый

Предупреждает, защищает, наказывает

Необходимое условие существования общества

Необходимость

  1. Выставление оценок учащимся.

  1. Домашнее задание: § 13, подготовить сообщение о работниках полиции, их деятельности.

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.