Открытый урок в 6 классе по истории средних веков "Крестовые походы"

Рунова Мария Александровна

Тема урока: «Крестовые походы»

Цель урока: прививать навыки самостоятельной работы с материалом, инициативу и активность

Задачи  урока:

  • выяснить причины крестовых походов;
  • выяснить цели участников крестовых походов;
  • осветить роль церкви как организатора походов на Восток;
  • раскрыть характер крестового движения;
  • выяснить последствия крестовых походов;
  • нравственное воспитание учащихся.

 

Тип урока: урок получения новых знаний в нетрадиционной форме, «урок – ролевая игра».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 28»

Открытый урок в 6 классе

по истории средних веков

Подготовила:

учитель истории и обществознания

М. А. Рунова

Саранск, 2015


План–конспект урока для 6 класса по истории средних веков

Тема урока: «Крестовые походы»

Цель урока: прививать навыки самостоятельной работы с материалом, инициативу и активность

Задачи  урока:

  • выяснить причины крестовых походов;
  • выяснить цели участников крестовых походов;
  • осветить роль церкви как организатора походов на Восток;
  • раскрыть характер крестового движения;
  • выяснить последствия крестовых походов;
  • нравственное воспитание учащихся.

Тип урока: урок получения новых знаний в нетрадиционной форме, «урок – ролевая игра».

Форма: групповая работа.

Класс поделен на группы:

  • «Обвинители»
  • «Защитники»
  • «Граждане – зрители»
  • «Судьи»

Группы поделены на подгруппы.

Предварительная подготовка: учащиеся должны подобрать и изучить материал по теме.

Оборудование: карта «Крестовые походы»;  настенная картина «Штурм и взятие Иерусалима», плакаты, презентация.

План:

  1. Причины крестовых походов
  2.  Поход бедноты
  3. Поход феодалов
  4. Штурм и взятие Иерусалима.
  5. Обвиняемые – крестоносцы.

Время совершения преступления – 11 век.

Мотивы преступления – «борьба за веру».

Состав преступления – насилие, грабежи, убийства.

Улики – хроники.

Выставка книг: 

Библия.  

Книга для чтения по истории средних веков /под ред. Колесницкого, Сказкина. Сенкевич  «Крестоносцы», «Жестокий путь».

Понятийный аппарат: католическая церковь, Папа, крестовые походы, крестоносцы, клермонский собор, духовно-рыцарские ордены, госпитальеры, тамплиеры.

Ход работы:

  1. Вступительное слово учителя

Много спорных вопросов поставила перед нами история. И к теме о крестоносцах тоже нельзя подойти однозначно. Нам необходимо выяснит, какую роль сыграли эти события в истории разных стран и народов.

Сегодня мы распределились по группам, каждая из которых проделала большую подготовительную работу.

У нас есть группы «обвинителей», «защитников», «судей», а так как наш процесс открытый, то на нем присутствуют «зрители».

Учитывая, что мы еще не изучали право, наш процесс будет немного упрощен.  В ходе судебного заседания рассмотрим следующие вопросы: причины крестовых походов; поход бедноты, поход феодалов.

Видеоролик

  1. Основная часть

Выступление судей:

Шорохов: Встать! Суд идет!

Маркин: Начинаем судебный процесс над крестоносцами, которые обвиняются в грабежах, убийствах, насилие. Единственными свидетелями событий являются хроники, опираясь на которые будут говорить «свидетели».

Время совершения преступления – 11 век.

Мотивы преступления – «борьба за веру».

Состав преступления – насилие, грабежи, убийства.

Улики – хроники.

Ивочкина:

На судебном процессе мы разберем три вопроса

  1. Причины крестовых походов
  2. Поход бедноты
  3. Поход феодалов

Слово предоставляется «обвинителям» по 1 вопросу.

Выступление обвинителей по первому вопросу:

Лямкина:  Начнем с понятия «Крестовые походы».

Крестовые походы – это военные походы на Ближний Восток а именно (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096-1270 годах для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня.

Начало крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю.

Религиозные мотивы. Освобождения Святой земли и Гроба Господня от «неверных».

Экономические стимулы. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли.

Маслова: Что касается участников. Религиозные и истинные цели участников Крестовых походов были различны. Но по сути  они  мечтали разбогатеть.  Участниками Крестовых походов являются: католическая церковь, крестьяне и бедняки, феодалы, горожане.  

Вывод один : истинная цель походов – захват!

Судья:

Ивочкина: Слово предоставляется «защитникам»

Выступление защитников:

Дмитриева:

Сяфуков: Уважаемый суд, в материалах дела имеется выступление Урбана II в Клермоне. Разрешите прочитать отрывок?

Из выступления папы Урбана II в Клермоне

"Народ франков… К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота. И прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил… Церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам… Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого… И других ваших властителей… В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та… "течет медом и млеком". Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех…"

Из выше изложенного следует, что крестовые походы начались единственно по одной причине – невозможность видеть, как неверные надругаются над Гробом господним.

Судья:

Ивочкина: Слово предоставляется обвинителям по 2 вопросу.

Выступление обвинителей по второму вопросу:

Юнязов:  Раньше всех к Иерусалиму двинулись бедные крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков и нищих. Они соединились в 5-6 отрядов. Насчитывавших  60-70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без  припасов к неведомой Святой земле, занимаясь по дороге грабежом. Подходя к каждому городу они спрашивали : «Не Иерусалим ли это?» Местное население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам. Истребляло и преследовало отставших.

С большими потерями бедняки добрались о Константинополя. В город их не пустили: многие из них вели себя разнузданно – разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в первом же бою зарубили столько людей, что сложенные в одну кучу погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством.

Саушин: Как вы не понимаете, крестьян гнала нужда, голод, а не корысть!

Марченкова: Защитники, гуманно ли было брать в походы с собой детей?

Севастьянова: Еще в конце 13 века многие бродячие проповедники – и среди них Франциск Ассизский  (католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена). Стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим – не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. Именно на Божью помощь надеялись крестоносцы.

Козлова:  Уважаемый суд, разрешите в доказательство того, что крестовый поход детей унес жизни многих ни в чем не повинных ребятишек зачитать документ 1212 года. ( читает документ на стр. 147 учебника)

Судья:

Ивочкина: Слово предоставляется обвинителям по 3 вопросу.

Выступление обвинителей по третьему вопросу:

Водясов:  Уважаемый суд, можно свой ответ сопроводить картой? Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены.

Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию и вскоре в решающем сражении разбили сельджуков. По пути крестоносцы захватывали и грабили города. Не раз дрались между собой из-за добычи. После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели городом Антиохия.  Здесь и в богатом армянском городе Эдессе были образованы княжества крестоносцев.

После трехлетнего похода в 1099 году лишь пятая часть крестоносцев подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути или обосновались в захваченных землях, немало вернулось на родину. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля.

Завоеватели установили там феодальные порядки. Местных жителей – мусульман и христиан – они насильно превращали в лично зависимых; взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, олив, винограда. Кроме того, покоренное население обязали платить налоги королю и десятину католической церкви.

Таким образом, истинная цель феодалов – крестоносцев это грабеж, захват добычи, новых земель.

Прончатова: Ваша честь, разрешите в доказательство невинности феодалов-крестоносцев  прочитать стихотворение Тибо Шампанского, рыцаря-крестоносца. Написано в конце XII - начале XIII века. Называется "Песнь о крестовом походе".


Будь милостив, Господь, к моей судьбе.
На недругов Твоих я рати двину.
Воззри: подъемлю меч в святой борьбе.
Все радости я для Тебя покину,-

Твоей призывной внемлю я трубе.
Мощь укрепи, Христос, в своем рабе!
Надежному тот служит господину,
Кто служит верой, правдою Тебе.

Я покидаю дом. Но, меч держа,
Горжусь, что послужу Святому Храму,
Что вера в Бога сил в душе свежа,
Молитвенно летя вслед фимиаму.

Дороже вера золота: ни ржа,
Ни огнь ее не ест: кто, дорожа
Лишь ею, в бой идет, не примет сраму
И встретит смерть ликуя, не дрожа.

Владычица! Покровом окружа,
Дай помощь! В бой иду, Тебе служа.
За то, что на земле теряю даму,
Небесная поможет Госпожа.

Судья:

Ивочкина: Выслушав показания обеих сторон, суд удаляется на совещание.

Шорохов: Встать! Суд идет!

Маркин: Выслушав и обсудив показания обеих сторон, суд считает:

Признать виновными в совершении злодеяний феодалов – крестоносце и вынести смягчающий приговор крестьянам – крестоносцам.

3. Заключительная часть.

Учитель:

«Скажи!

Какой след ты оставишь на Земле?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримы

Прочный след

В чужой душе на много лет».

«След» в истории можно оставить разный. Кровавый, жестокий, страшный след оставили в памяти людской крестовые походы. Именно с крестовых походов началось массовое уничтожение людей, а потом была Первая мировая война, Вторая, гражданские войны…

Как это страшно, ведь обесценивалось самое главное – человеческая жизнь

В заключении, благодарю вас за проделанную работу (учитель оценивает работу учащихся, комментирует оценки).

Я хочу вам пожелать:

«Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть будет добрым ум у Вас,

А сердце умным будет». (Самуил Яковлевич. Маршак)

  1. Домашнее задание: На доске записано домашнее задание: параграф  и письменное задание (выписать в тетрадь последствия крестовых походов)