Конспект урока "Экономика и ее основные функции"
Тема урока:Экономика и ее основные участники.
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с понятием «экономика», её роли в жизни человека, в развитии общества и государства;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление об экономики в жизни человека, в развитии общества и государства.
- Определить специфику деятельности участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов.
Тип урока:урок изучения нового материала.
Основные вопросы урока:
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики.
Основные понятия:экономика, натуральное хозяйство, товарное хозяйство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ekonomika_i_ee_osnovnye_uchastniki.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:Экономика и ее основные участники.
Цели:
образовательная – знакомство учащихся с понятием «экономика», её роли в жизни человека, в развитии общества и государства;
развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;
воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление об экономики в жизни человека, в развитии общества и государства.
- Определить специфику деятельности участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов.
Тип урока:урок изучения нового материала.
Основные вопросы урока:
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики.
Основные понятия:экономика, натуральное хозяйство, товарное хозяйство.
Экономика – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Натуральное хозяйство–это самодостаточный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).
Товарное хозяйство–форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).
Литература:
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
- Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, , раздаточный материал, обществоведческий словарь.
Ход урока:
- Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
- Сообщение новой темы, целей урока, мотивация учебной деятельности:
Тема урока «Экономика и ее основные участники». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как экономика, натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Узнаемспецифику деятельности участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов.
- Изучение нового материала
- Что такое экономика.
Экономика – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий хлеб.
Задание. Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.
- Зачем нужна экономика.
Почему необходимо удовлетворять запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.
- Основные участники экономики.
Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг.Потребитель– тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
В течение всей своей жизни человек удовлетворяет свои потребности. Одними из наиболее важных являются экономические потребности. Главные лица, действующие в экономике, –производители и потребители.
Производитель выполняет важную функцию удовлетворения потребностей потребителя в товарах и услугах. Для своей деятельности он использует следующие экономические ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательство.
Труд– использование человеком в процессе производства своих физических и умственных способностей.
Земля — все богатства природных ресурсов планеты.
Капитал– средства производства, произведенные продукты (машины, станки, здания), участвующие в производстве товаров и услуг.
Предпринимательство–инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Производитель заинтересован получить от своей деятельности как можно больший доход при как можно меньших затраченных средствах, необходимых для производства товаров и услуг. Разница между расходами и доходами показывает, насколько удачно емуудалось организовать свое производство. Полученная прибыль позволяет ему расширить свое дело или начать дополнительный выпуск других товаров, оказание других услуг населению.
Прибыль– превышение доходов от продажи товаров иуслуг над затратами на их производство и продажу.
Производитель, стремясь к увеличению сбыта своих товаров, производит только то, что необходимо потребителю. Потребитель приобретает те товары и услуги, которые могут принести ему наибольшую пользу, при этом потратить он стремится как можно меньше. Его экономические действия подсказывают производителю, что ему необходимо производить, в каком количестве и какого качества должны быть товар или услуга, по какой цене он имеет возможность продать произведенное.
- Подведение итога урока.
Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?
Что такое натуральное хозяйство?
В чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным?
Как связаны между собой основные участники экономики?
- Домашнее задание: §12, подготовить сообщение о мастерах-ремесленниках прошлого.
Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.