Внеклассные мероприятия

Кудрикова Екатерина Александровна

Мероприятия "Воспоминание блокадного Ленинграда", "День народного единства" ,  "О подвигах героев мы не забудем вовек!"  и "Один день из жизни имераторского двора" можно использовать для внеурочной работы в памятные дни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Новосибирская область

Коченевский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

Речниковская  средняя общеобразовательная школа

Тема «О подвигах героев мы не забудем вовек!»

(сценарий внеклассного мероприятия)

C:\Users\Катерина\Desktop\УРОК МУЖЕСТВА\Фото с урока мужества\DSCN0650.JPG

Выполнила:

 учитель истории и обществознания

Кудрикова Екатерина Александровна

kudrickowa@yandex.ru        

Пояснительная записка

Данная разработка может использоваться и как внеурочное мероприятие по предмету, и как сценарий урока. Это мероприятие не только способствует достижению расширения знаний учащихся о героях Отчизны, их подвигах и достижениях, но и содержит потенциал духовно-нравственного и патриотического воспитания, переоценить который невозможно.

Цель: приобщение учащихся к историческому прошлому нашей страны,

расширение кругозора; воспитание чувства гордости за нашу Родину,

патриотизма.

Задачи:

  • способствовать формированию потребности знать историю своей

Родины, её памятные даты, реликвии;

  • воспитывать уважительное отношение к людям, чьё служение Отечеству

пример мужества и доблести;

  • развивать познавательный интерес, потребность быть достойными славы

отцов и дедов.

Актуальность: В настоящее время становится актуальным подъем духовно-нравственного и патриотического воспитания. В целях вовлечения учащихся, данный материал может быть использован на внеклассных занятиях, посвящённых Дню защитника Отечества (23 февраля),  Дню вывода советских войск из Афганистана (15 февраля), Дню Победы (9 Мая), Дню Героев (9 декабря).

Участники: учащиеся 6-9 классов.

Оборудование: 

  • компьютер; проектор.
  • Книги и учебное пособие о подвигах;
  • Портреты героев РФ и Советского Союза;
  • музыкальное сопровождение.

Время проведения: внеурочное время

Форма: внеклассное мероприятие

        Ход мероприятия

Учитель:  За всю многовековую историю наша Родина на один раз стояла перед смертельной угрозой быть завоеванной врагами. Не единожды приходилось русским воинам вести справедливую борьбу за освобождение своей страны. Сегодня, ребята, мы полистаем исторический журнал и вспомним о героических страницах нашей Родины и подвигах русских воинов-освободителей. Но не только героев военных действий мы вспомним сегодня… Мы должны вспомнить великих изобретателей, конструкторов, испытателей. Ведь они тоже герои своего времени и направления. Служба военная и гражданская. Вот о чем сегодня мы поговорим.

С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну, первооткрывателей, испытателей, помогающих развиваться нашей стране. Во все времена спасали они свою землю, отдавали себя всего, делая все это не ради почестей и славы, а ради будущего нашей страны. Исторически сложилось так.

Учитель: Перелистаем же мы с вами героические страницы отечественной истории. (показ слайдов)

- Гражданская война.

-Первая мировая

-Великая Отечественная война.

-Афганистан.

-Наша боль и скорбь – Чечня.

-Сирия

Мы вернулись! Слышите, вернулись!

Принимайте нас какие есть,

Мы от совести своей не отвернулись,

И не уронили свою честь.

Мы Вас не забудем, Вы все Герои, кто был в Афгане и Чечне…

Показывается фрагмент фильма «Офицеры», звучит песня из данного кинофильма.

Ученик: России верные сыны,
Мы все за Родину в ответе!
За то, чтоб не было войны,
И чтоб смеялись наши дети.
Чтоб память предков оживить;
Всю мудрость, данную веками.
И чтоб в реальность воплотить
Мечты, задуманные нами.
Чтоб не железо и бетон,
А красота нас окружала.
Чтоб Русь Святая, как бутон,
Раскрывшись, светом воссияла.
Чтоб свежим воздухом дышать,
Чтоб слышать песни на рассвете,
Давайте землю возрождать!
Мы все за Родину в ответе!

Учитель: Надо знать историю своей страны, надо помнить о событиях прошлого всегда. Много ли мы знаем об Афганистане, Чечне, о тех 18 – летних мальчиках, вернувшихся домой с изломанной судьбой, а хуже того в цинковых гробах грузом 200 с афганской и чеченской войны.

    Герои… Генералы, полководцы. Но героем  является простой русский солдат, сложивший голову под Сталинградом или Курском, солдат, дошедший до Берлина и водрузивший знамя Победы над Рейхстагом.

    К сожалению, военное ремесло не ушло из жизни современного общества. И в начале 21 века люди не научились жить без войн. И поэтому армии были, есть и остаются одной из важных составляющих современного государства. Пример этому современны события…

И сказал Господь: «Эй, ключари,

Отворяйте  ворота в сад!

Даю приказ: от зари до зари

В рай пропускать десант!»

  ( из песни солдат – десантников, воевавших в Афганистане)

Учитель: Сегодня к нашей с вами беседе присоединятся наш гость Ткаленко Александр Степанович

(Рассказ гостя о событиях Афганской войны, участником которой он был. Беседа ребят с гостем. Учащиеся дарят заранее подготовленные подарки гостю)

Учитель: Кто такие герои? Кого можно назвать героями? (ответы учащихся)

Выходят учащиеся с сообщением:

1 ученик: В военной истории России известны случаи, когда целые подразделения совершали в бою коллективные подвиги:

  • это подвиг 28 героев-панфиловцев, противостоявших 30 немецким

танкам, рвавшимся к Москве в грозном 1941 году;

  • это подвиг 67 моряков-десантников во главе со старшим лейтенантом

К.Ф. Ольшанским, в морском порту Николаева 28 марта 1944 года;

  • подвиг, совершенный в наши дни воинами 6 парашютно-десантной роты

в Чечне 1 марта 2000 года. У каждого человека есть Родина. Наша Родина –

Россия.

2 ученик: А одиночные подвиги. Это великие подвиги людей, которые мы должны помнить всегда: сержант Михаил Григорьевич Селезнёв повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру дзота». Ему было тогда 28 лет.

  • 26 июня 1941 года вместе с экипажем Николай Францевич Гастелло вылетел на бомбардировку немецкой колонны возле поселка Радошковичи в Белоруссии. После сброса бомб в самолет попал зенитный снаряд. Не сумев погасить возникший пожар, капитан принял решение таранить колонну техники противника. Экипаж остался в самолете, предпочтя плену смерть.
  • Дмитрий Михайлович Карбышев был зверски замученный в фашистском концлагере Маутхаузен (Австрия), превращенный в ледяную глыбу.
  • Александр Матвеевич Матросов, Герой Советского Союза, герой Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, автоматчик-гвардеец, при атаке укрепленной позиции противника в составе взвода, бросился на пулеметное гнездо и закрыл его своим телом, не видя иных средств надежно подавить огневую точку. Тем самым он спас жизни своих товарищей и в очередной раз показал врагу стальную крепость русского духа, непреклонную волю к победе и несгибаемое мужество, победить которое нельзя, можно только убить. А было ему всего 19 лет.
  • Алексей Петрович Маресьев, Герой Советского Союза, легендарный летчик, который во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лишился ног, но снова вернулся в строй и после ранения сбил 7 самолётов врага. Об этих подвигах можно много говорить. Наша задача, задача будущего поколения помнить этих героев.

И в настоящее время в нашей стране чествуют героев советского Союза,

кавалеров ордена Святого Георгия, и ордена Славы, Героев труда, героев

Российской Федерации.

Проводится игра «Награждение»

- Нужно прикрепить правильно ордена героям. (Работа в группах)

1. А.В. Суворов 2. Г.К. Жуков 3. М.И. Кутузов 4. А.С. Ткаленко

(в данной игре было предложено подобрать награды героям, которые подготовлены заранее. О наградах приглашенного гостя учащиеся не знают ничего. Следовательно, в ходе беседы, необходимо узнать у А.С. Ткаленко о наградах и, подобрав из предложенных, разместить на фотографии героя)

III. Заключение

        Учитель: оставаясь под обстрелом противника,  никто не вспоминает, что он не первый и не последний, на чью долю выпало испытание  совершить мужественный поступок, зато каждый знает –он единственный, кому предстоит совершить волевое усилие над собой, не растеряться, не сдаться, а выполнить свой долг.

     И тот, кто умеет побеждать минутные слабости, кто способен одолеть страх, он уже совершает свой собственный подвиг.

     Помните об этом! Помните и цените по достоинству подвиг наших героев.

     Гордитесь своими героями!

Для тела бессмертия нет,
но с выводом не поспеши:
герои находят ответ
в бессмертных порывах души.

Они поднимаются вдруг
и первыми делают шаг,
когда не решается друг,
когда ужасается враг.

Да, их пробивает свинец,
но души их живы, пока
стучит хоть одно из сердец
спасенного им полка.



Предварительный просмотр:

МКОУ Речниковская СОШ

Коченёвского района

Новосибирской области


Выполнила:

                                                                        учитель истории и обществознания

                                                                                     МКОУ  Речниковской СОШ  

Кудрикова Екатерина Александровна

Методическая разработка урока

Цель: осмыслить роль придворного этикета через реконструкцию одного дня из повседневной жизни императорского двора.

 Задачи: формировать умений работы с дополнительными источниками информации; умение отбирать и обобщать информацию; представлять историческую личность.

– создать представление о придворном этикете и его влиянии на коммуникативное пространство императорского двора в России во второй половине XVIII века; об особенностях социальной структуры двора.

– формирование культуры поведения и ценностных норм; уважительное отношение к культурным ценностям XVIII века; укрепление нравственных ориентиров, выявляемых при сравнении эпох.

Тип: ролевая игра (ретроспективная)

Методы:

Приемы:

Технология:

Место мероприятия в программе предмета:

Продолжительность мероприятия: 45 мин. (1 час)

Оборудование: атрибуты эпохи XVIII века (корона, скипетр, держава, трон, знаки отличия придворных, репродукции картин), жезл (длинная трость черного цвета с шаром цвета слоновой кости на верху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты); компьютер, проектор.

Действующие лица: ведущий (учитель)

Обер-церемониймейстер, арапы, камер-юнкер

Императрица Екатерина II, великий князь Александр, великая княгиня Елизавета, великий князь Константин

Фрейлины: В. Головина, графиня Румянцева, Толстая, графиня Шувалова, княжны Голицины.

 Придворные разных чинов: граф Бестужев, А. Орлов, фельдмаршал Миних, граф Салтыков, граф Сегюр, граф Остерман, иностранный посол (возможен).

Ход мероприятия:

  1. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы наверняка обратили внимание на то, что сегодня у нас с вами необычный день. Мы готовились к тому, чтобы отправиться на прием, который проводит в своей резиденции императрица Екатерина II.  Мы учились с вами говорить на языке XVIII века. Узнали много нового и интересного для нас. Сегодня мы с вами окунемся в придворную жизнь императорского двора XVIII века.

Ведущий (учитель) уходит за кулисы и руководит всем мероприятием.

В этот момент выходит учащийся в роли Обер-Церемониймейстера и произносит приглашение.

Обер-Церемониймейстер: «Ея Императорское Величество желает вас всех видеть у себя».

Учащиеся разыгрывают заранее выбранные роли.

После озвученного приглашения все собираются в «резиденции» – в зале, пока не появляется императрица, поскольку, согласно этикету, она выйдет чуть позже. Все собравшиеся под тихую музыку беседуют (желательно на языке XVIII века).

Ведущий (из-за кулис):

Сегодня бал, в огнях весь двор,
Подъехали кареты
Где гости императорских особ,
И слуги приодеты.
Вплывают дамы, яркостью слепят,
Бриллианты и сапфиры.
И модные мундиры
Спешат на бал честной.
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты.
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты.
Зал весь в свечах и зеркалах,
Хрустальный звон бокалов
И тут придворный извещал
Веселью начало.
Обер–церемониймейстер (ударяя жезлом три раза): Бал объявляется открытым.

(На экране картинки зала Зимнего дворца) По мере приезда гостей Обер- церемониймейстер объявляет об их приезде, озвучивая статус и имя приехавшего на бал. Все участники бала приветствуют приехавших.

После того, как объявили о начале бала и все собрались, церемониймейстер объявляет начальный танец «Полонез». На середине зала выстраиваются придворные для танца.         

В углу зала граф Орлов и фельдмаршал Миних играют в шашки, а затем и шахматы. Разговаривают все придворные вполголоса. В дверях появляется Обер-церемониймейстер и объявляет о выходе императрицы.

Обер-церемониймейстер: Божиею милостию Екатерина Великая, императрица и самодержеца Всероссийская!

Все придворные подходят к двери и выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императрицы и великих князей. Церемониймейстер, стоя у двери, трижды ударяет жезлом об пол. Арапы раскрывают дверь, все склоняются в реверансе. Входит величаво императрица, а за ней следует императорская фамилия.

Императрица приветствует всех жестами и улыбкой, бросает оценивающий взгляд на своих придворных. Проходит в зал и усаживается на свое место.

         Ведущий (из-за кулис):

От танца к танцу по невидимой дороге, 
От кринолинов и корсетов до шелков, 
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху, 
Где танцы появлялись вновь и вновь.

          Обер-церемониймейстер: Приглашаем всех на менуэт.

После выхода императрицы исполняется польский танец – менуэт: танцующие двигаются мелкими, размеренными па, дамы грациозно опустили руки и слегка приподняли платья.

            Ведущий: Взгляд Екатерины II падает на фрейлину Головину, которая в этот момент ведет беседу с графиней Шуваловой. К императрице с поклоном подошла княгиня Голицына, которой был сделан жест от императрицы.

           Екатерина: Я вижу, уважаемая, что у вас на шее висит прекрасной отделки медальон. Но почему же он пуст? Мне кажется, княгиня, что в медальоне, который я вижу на вас не в первый раз, чего- то не хватает.

          Голицына (смущаясь): О, Ваше Величество! Случайный случай произошел со мной и камень был утерян. Но так как ценен медальон мне тот, ношу его теперь я так.

          Екатерина: Княгиня, я вам дам сибирский камень, который гораздо красивее моих копий.

Княгиня сделала реверанс и, поцеловав руку императрице, отошла.

          Ведущий: В зале продолжает играть музыка. Пары вновь и вновь выходят на танец.

В этот момент Обер-церемониймейстер выходит в зал и стучит жезлом три раза, объявляя о приезде гостьи Виже Лебрен (была приглашена на бал, но задержалась). Входит Виже Лебрен в зал, совершает поклон, подходит к императрице и опять поклон, целует руку.

           Виже: Ваше Величество, прошу прощения за столь недавнюю задержку. По дороге вспомнилось мне о моем обещании великой княгине принесть платия, но в второпях позабыла. Пришлось воротиться. Не могла же я огорчить ее Высочество.

           Екатерина (лицо не довольное): Я надеюсь вы в добром здравии! Великая княгиня решила вам доверить свои платия? Хотелось бы посмотреть. А сейчас прошу вас присоединиться к нам (приглашает поиграть к карты).

           Ведущий: Императрица Екатерина Вторая, приглашает поиграть в карты (имитация игры): Виже Лебрен, графа Сегюр, Черткова, Орлова.

В этот момент пары танцуют еще раз менуэт.

Недалеко от императрицы расположились великие князья и княгини, которые ведут беседу о предстоящем большом бале в честь сватовства великого князя Александра (можно взять любое другое событие) или об организации бала в честь приезда заграничного гостя (возможны различные вариации).

Поиграв в карты, императрица подходит усаживается на свое место. Все придворные заняты своими делами (кто-то играет в шашки, шахматы, карты, кто-то просто разговаривает, кто-то продолжает танцевать).

Ведущий: Решает беседу свою Императрица провести с графиней Головиной.

Жестом подзывает к себе графиню Головину, с которой проводит беседу.

Екатерина: Ваша веселость приводит меня в восхищение. Ничто не может ее нарушить.

Головина: Отчего же, Ваше Величество, мне не быть веселой. Я осыпана милостями Вашего Величества, чего мне может не хватать? Я счастлива тем, что я вам обязана этим.

Екатерина (положив руку на руку Головиной, произнесла): Вы мне доставляете удовольствие! Ступайте.

К императрице подходит великий князь Александр с княгиней Елизаветой. Совершают поклон и Александр целует руку Екатерине II.

          Александр: В добром ли Вы сегодня здравии?

          Екатерина: Да, дитя мое. Я прекрасно себя чувствую. Да и день сегодня прекрасный! Как у вас дела? Чем сегодня соизволили заниматься? (обрывает речь глядя на Елизавету)

Елизавета еще раз кланяется императрице и подходит поцеловать ей руку, но та даже не подает руки.

           Ведущий: На лице императрицы в этот момент было отчетливо видно недовольство, поскольку она увидела на Елизавете платья от Виже Лебрен, которое не понравилось ей. Императрица отвернулась от Александра и Елизаветы. И те понимают, что на этом разговор окончен и отходят. Чтобы отвлечься от инцидента, Екатерина подала знак камер-юнкеру, но вице- канцлер граф Остерман принял это на свой счет и подбежал к императрице.  Императрица не сообщила графу о том, что он ошибся, не его она звала.

Екатерина взяла Остермана под руку и отошла с ним к окну, где они поговорили о погоде.

После этого императрица подошла к своему месту, куда поспешила Головина, произнеся следующие слова.

           Головина: Я желала бы, чтобы все дамы могли поучиться у Вашего Величества, как деликатно надо обращаться с гостями. Но ведь вы же не графа подзывали к себе? Зачем же вы с ним беседовали?

           Екатерина: Но как же я могу поступать иначе? Я огорчила бы этого бедного старика, сообщив ему, что он ошибся. Вместо этого, поговорив с ним о погоде, о том о сем, я убедила его, что он действительно был позван мною. Он доволен, вы довольны и, следовательно, я довольна.

Екатерина предлагает Головиной спеть романс. Головина исполняет, все притихли, сидят и слушают. Императрица бросает взгляд на приближенных и если кому-то мешает солнце, дает приказ приспустить шторы.

Ведущий: Графини Голицына, Румянцева, Шувалова ведут беседу о прическе Головиной, осуждая то, что прическа никак не подходит ее лицу, а даже и старит ее. Когда Головина спела романс, поклонилась и подошла к графиням.

Шувалова (с недовольным видом): Милочка, вам не идет эта прическа. Она делает Ваше лицо узким и старит его.

Голицына: А что это у Вас под подбородком? Не повязка ли какая? У Вас такой вид, будто болит лицо?

Головина: Эту прекрасную прическу мне сделала графиня Толстая. Я подчинилась ее фантазии, у нее больше вкуса, чем у меня. А под подбородком у меня действительно повязка, соединенная с прической.

Шувалова: Не могу от вас скрыть, что это очень некрасиво и вам не идет.

Головина: Что делать! Я не могу сейчас ничего переменить.

Заиграла музыка. Императрица приблизилась к беседующим княгиням, заинтересованная их оживленной беседой.

         Екатерина: Что это у вас под подбородком? Знаете ли, что это очень красиво и очень идет к вам.

         Головина: Боже мой, как я счастлива, что эта прическа нравится Вашему Величеству. Графиня Шувалова нашла это некрасивым и неприятным, что я была совсем обескуражена.

        Императрица: Ну посмотрите, графиня, разве она не хороша?

       Шувалова: Действительно, это очень идет к лицу графине.

       Обер-церемониймейстер объявляет о том, что звучит Вальс.

Все танцуют, а императрица с фрейлинами сидит и смотрит на танцующих.

        Ведущий: После исполнения вальса императрица обращает внимание на то, что графиня Толстая пришла недовольной на бал. Она подозвала к себе графиню и спросила о причине ее дурного настроения. На что та лишь только промолчала и поцеловала руку императрице. Тогда Ее Величество встала, подошла поближе и произнесла следующие слова:

          Екатерина: Я уверена, моя королева (так она говорила, когда шутила), что вы сегодня утром побили свою горничную и от того у вас такой сердитый вид. Я же встала в пять часов утра, решила много дел, которые удовлетворят одних и не понравятся другим, и оставила все мое неудовольствие и хлопоты там, в кабинете, а сюда пришла в самом лучшем расположении духа.

Ведущий: Настало время (образное представление), когда происходит смена дежурных флигель-адъютантов. Давайте посмотрим, как это было.

Окончивший дежурство встал на одно колено перед императрицей и возвратил ей жезл, который она вручала вступавшему на дежурство. Все присутствующие восхищаются. После этого все придворные вернулись к танцам и разговорам.

Обер-церемониймейстер (с распоряжения императрицы): Ея императорское Величество объявляет бал закрытым.

 Ведущий: Вот и закончен бал. Императрица и близкие приближенные решили после бала отправиться в театр

(Все усаживаются и на экране проецируются картинки с изображением императорского двора, балов, приемов).

Ведущий: Уважаемые ребята! Наше мероприятие подошло к концу. Я очень надеюсь на то, что вам понравилось выступать в роли исторических личностей, что вы смогли окунуться в эпоху XVIII века и прочувствовать это время.

Рефлексия: После проведения мероприятия, участники выполняют творческую работу по созданию картины. Данная картина, изображающая императорский двор XVIII века, выполняется в технике бумажного туннеля всеми участниками мероприятия. Участники мероприятия делятся на группы и каждая группа выбирает свой вариант картины. Причем каждый участник может проявить фантазию при выполнении работы.