Методическая работа
Статьи, мастер-классы, методические семинары, рабочие программы по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АМО как инструмент повышения эффективности учебного процесса | 20.83 КБ |
Формирование функциональной грамотности обучающихся | 82.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, особенно учитывая переход на стандарты второго поколения. Каждому учителю на уроке необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Поэтому я решила детально рассмотреть вопрос применения активных форм обучения на уроках истории.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Технология АМО является простым и в тоже время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся. Активные методы обучения за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают результативную учебную деятельность, делают работу учителя творческой, интересной, а обучение качественным. Технология АМО способствует включению в работу всех обучающихся, активизации ребенка, развитию его эмоционального мира, возможность участвовать в коллективной деятельности. Технология АМО – технология для ФГОС.
На уроках истории, на различных этапах изучения темы, есть возможность использовать все активные методы обучения.
На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- это и организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Разумное и целесообразное использование этих методов на уроках истории, значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Сегодня существуют различные классификации активных методов, но все они связаны с деятельностью. К АМО относят различные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры, но я хочу остановиться не на классификации АМО, а на самой технологии АМО.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. По структуре, в соответствии с технологией, все образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Этапы:
- Инициация (приветствие, знакомство).
- Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).
- Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).
Например, в самом начале урока, для активизации мыслительной деятельности учащихся, можно использовать «мозговой штурм» видео 5 класс.
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
- Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания).
- Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).
- Проработка содержания темы (групповая, парная работа)
Например, в работе над темой можно использовать инпут, с элементами активного метода «кластер» - видео 6 класс.
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
- Эмоциональная разрядка (разминка).
- Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса. Для каждого этапа используются соответствующие активные методы. Следует отметить, что их очень много, иначе говоря, широкое поле деятельности для учителя. Кроме того, учитель сам может проявить творческие способности и использовать в работе сочетание методов или свою идею.
Вывод: Суть данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, при чем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить или получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности. Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
Положительным эффектом использования АМО является то, что дети в непринужденной обстановке раскрывают свои желания, эмоции, не боятся быть услышанными и понятыми. Необходимо просто учитывать разные психологические особенности и школьников и уметь с ними работать.
При внедрении активных методов обучения в образовательный процесс, предстоит заниматься этим регулярно с тем, чтобы мастерство применения технологии соответствовало возможностям самой технологии. Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения. И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы. Суммируя все, что было сказано о технологии активных методах обучения, можно сделать следующие выводы:
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Приведенные эффекты АМО позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов школьного образования потребностям учеников, их родителей, общества, страны.
Предварительный просмотр:
Районный конкурс инновационных практик педагогических и руководящих
работников в системе образования Коченевского района «КИППиРо»
«Формирование функциональной грамотности школьников как приоритетное направление в системе образования»
Кудрикова Екатерина Александровна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Речниковская СОШ
Направление 3: «Инновации в работе педагога образовательной организации.
Стратегии преодоления сопротивления инновациям в образовании в педагогических коллективах».
Тема: Формирование функциональной грамотности школьников/ воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Аннотация
Для успешного формирования функциональной грамотности учителям необходимо получить ответы на следующие вопросы: Что понимается под функциональной грамотностью и ее отдельными составляющими? Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у обучающегося? Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение компетенциями функциональной грамотности? Какие методы и приемы использовать для формирования функциональной грамотности? Как разработать задания, направленные на формирование функциональной грамотности? На эти и другие вопросы есть ответы в данной статье.
«Формирование функциональной грамотности школьников образовательных организаций»
Современная система образования требует новых подходов и инновационных методов для повышения эффективности, и результативности образовательного процесса. В этом помогает функциональная грамотность. Опираясь на опыт работы коллег, научные статьи и статью Галины Сергеевны Ковалевой, руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», в журнале «Вестник образования» от августа 2019 г, следует отметить, что основными составляющими функциональной грамотности являются способности человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях учащихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни. Галина Сергеевна отмечает, что в исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи[1]. Важно то, что функциональная грамотность личности может и должна рассматриваться сегодня как составляющая портрета современного выпускника школы. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность обладает ситуативной характеристикой той же личности[2].
Складывается впечатление, что формировать функциональную грамотность педагоги начали давно, только представление было о том, как научить грамотно читать и понимать текст, а не формировать читательскую грамотность. Представления понятия функциональной грамотности стало складываться лишь в современном образовании, когда непосредственно обратили внимание на формирование умения понимать смысл прочитанного и умения применить полученные знания в жизни, а именно в различных сферах общества, в условиях взаимодействия человека с социумом. Проблемой формирования функциональной грамотности является то, что она в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Формирование функциональной грамотности обучающихся, как было отмечено выше, требует новых подходов и инновационных методик. Изучая подходы формирования функциональной грамотности, следует отметить, что не существует широкой методологической базы, а, следовательно, нет определенных методик по формированию функциональной грамотности. Резюмирует выше сказанное слова Галины Сергеевны Ковалевой: «чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации поиска новых решений или способов действий, т. е. требует творческой активности»[3]. Следовательно, перед педагогами стоит задача собрать и отработать методологическую базу по формированию функциональной грамотности. Для совершенствования своей педагогической деятельности мной поставлена цель: проработать методы и приемы формирования функциональной грамотности.
Уровень функциональной грамотности дает человеку возможность адаптироваться к внешней среде и функционировать в ней. Следует отметить, что формирование функциональной грамотности — это очень сложный, длительный и многогранный процесс. Практика показывает, если регулярно применять на уроках и во внеурочной деятельности хотя бы элементы приемов по формированию функциональной грамотности, то выработается определенная методологическая база и сформируется система работы в области функциональной грамотности. А работа в системе поспособствует повышению уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся. Но, чтобы работать в системе и достичь высоких результатов, педагогам необходимо самим понять, что понимается под понятием функциональной грамотности, затем проработать методику, а именно подобрать приемы, которые можно использовать для формирования компетенций функциональной грамотности, а лишь после этого применить данные методики в работе и формировать компетенции функциональной грамотности.
Невозможно достичь высоких результатов, используя лишь умение читать. В основе формирования функциональной грамотности лежит функциональное чтение, которое необходимо использовать при изучении самых разных учебных дисциплин, в том числе и предметов гуманитарного цикла, включая историю[4]. Здесь необходимо грамотное сочетание различных современных педагогических технологий. Практика показывает, что использование нескольких элементов различных технологий, либо слияние элементов нескольких приемов (либо полное слияние приемов), позволяет вызвать наибольшую мотивацию и интерес к изучаемому материалу. Что очень важно при формировании функциональной грамотности. Для формирования функциональной грамотности у обучающихся важно использовать различные подходы в развитии всех компетенций функциональной грамотности. Отмечу, что педагогу необходимо развивать не только ту компетенцию, что ближе по предметной области, но и другие направления. Например, на уроках истории развивается читательская грамотность, а также возможно и применение финансовой, математической грамотности, элементов глобальных компетенций, естественно-научной и критического мышления. Не все компетенции необходимо развивать сразу, можно применить приемы для развития элементов компетенций или поочередно. Важно, что формирование функциональной грамотности возможно не только на уроках по всем предметным областям, но и во внеурочной деятельности. Это дает возможность шире использовать методологические подходы для формирования компетенций функциональной грамотности.
В своей педагогической деятельности работать над формированием компетенций функциональной грамотности я начала не так давно. Первое время присутствовало не четкое понимание того, что под собой подразумевает методика формирования функциональной грамотности. По истечении времени сложилось не только система взглядов на то, что под собой подразумевает функциональная грамотность, но и сформировалось представление какие приемы и как применять на практики. Для формирования функциональной грамотности можно использовать уроки с нестандартными способами организации, уроки, опирающиеся на творчество (диспут, дискуссия, спектакль), урок-игра, прием оживления картины, приемы анализа текста. Отмечу, что приемы формирования функциональной грамотности можно использовать на различных этапах уроках (актуализации, освоения нового материала, рефлексии), а также мероприятий. Самым распространенным, базовым компонентом функциональной грамотности всё же является читательская грамотность, которую можно использовать как на предмете, так и на мероприятиях внеурочной деятельности («Музейное дело», «Основы финансовой грамотности»). Для формирования читательской грамотности можно использовать такие приемы как поисковые ситуации, дискуссии, прием устного словесного рисования, инсценировки, прием «чтение» картин. На практике я интегрирую различные методы и приемы, при чем на различных этапах урока. Например, активный метод «Автобусная остановка» интегрируется с приемом «Оживление картины» при работе с иллюстрациями, или с приемом «Инсерт» при работе с текстом. А это и формирование читательской грамотности, и креативного мышления, и даже математической грамотности, если в тесте есть хронология событий. Возможно слияние приемов «Мозаика» и «Анализ текста». Использования приема «Уголки» на этапе рефлексии или освоения новых знаний дает возможность обучающимся формировать читательскую грамотность, поскольку требует не только внимательного прочтения текста, но и, по условиям задания, вычленить положительные (одной группе) и отрицательные (другой группе) характеристики личности. Объединив данный прием с приемом «Логическая цепочка», можно получить интересный урок, где обучающиеся сами того не замечая будут работать над формированием читательской грамотности и креативного мышления. Проявляя креативность подхода к формированию функциональной грамотности, педагог и формирует методологическую базу. Все зависит от того, какую цель ставит педагог на уроке или внеклассном мероприятии. Работая над формированием функциональной грамотности обучающихся, мной использовались задания и в системе РЭШ. Поскольку тематика формирования функциональной грамотности включена в тему самообразования, мной проводился мониторинг результативности применения различного слияния методик на формирование и развитие уровня компетенций функциональной грамотности среди обучающихся 8 и 9 классов (приложение 1). Мониторинг проводился по изучению уровня сформированности финансовой (внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности»), читательской грамотности и креативного мышления. Анализ мониторинга показал, что на начало 2022-2023 учебного года уровень сформированности функциональной грамотности имел средний показатель и составлял 42,8% в 8 классе, 45,4 % в 9 классе. При этом лучший результат набрали обучающиеся 8 и 9 классов по финансовой грамотности и чуть ниже по читательской, а сформированность креативного мышления показала более низкий результат. На момент окончания 2022-2023 учебного года результаты мониторинга имели более высокие показатели. Важно отметить то, что вырос процент по формированию читательской грамотности, а вот по креативному мышлению показатели изменились не сильно. Отмечу, что формированию читательской и финансовой грамотности отводилось больше внимания.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что есть положительная динамика по формированию компетенций функциональной грамотности. Важно выработать новые направления развития и совершенствования работы в области функциональной грамотности. Поскольку применение разработанной методики показало положительные результаты, то на данный момент необходимо разработать задания, направленные на развитие более широкого спектра компетенций функциональной грамотности. Практика показала, что интеграция методов и приемов дает хороший результат и мотивирует обучающихся, особенно, если обучающиеся сами выбирают и комбинируют приемы из предложенных. Что также используется мной в практике по проведению внеурочных мероприятий.
Для улучшения показателей функциональной грамотности необходимо проанализировать систему заданий, которые планируется использовать в учебном процессе. Конечно, следует отметить, что пока недостаточно опыта работы по формированию функциональной грамотности с детьми ОВЗ. Следовательно, одной из задач на новый учебный год является изучение методики работы по формированию функциональной грамотности с детьми ОВЗ. Важно помнить, что результат нашей работы заложен в понимании методики формирования функциональной грамотности и методики формирования различных стратегий решения вопросов функциональной грамотности. Если педагог сам не понимает, что необходимо для развития функциональной грамотности обучающихся или не знает какую методику применить, то уровень сформированности функциональной грамотности будет низким. В этом и заключается риск реализации развития функциональной грамотности.
Список литературы:
- Кудрявцева, Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время: научно-методический журнал. – 2020. – № 2 (20). – С. 28–31.
- Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. – 2020. – № 1 (40). – С. 123–126.
- Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicineand Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 22–27.
- Любимов, М. Л. Формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития проектной деятельности / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, М. О. Захарова, А. А. Мокс // Специальное образование. - 2020. - № 2 (58). - С. 73-93.
- Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
- Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России» /Г.С. Ковалева- август 2019-№16 [Электронный ресурс] Режим доступа. - URL:http://skiv.instrao.ru/content/board1/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%93.%D0%A1.%20%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E%20%D0%BE%20%D0%A4%D0%93.pdf
Приложение 1
Мониторинг сформированности функциональной грамотности
у обучающихся 8 класса
Уровень сформированности ФГ | Показатели уровня на начало 2022-2023 учебного года (%) | Показатели уровня на конец 2022-2023 учебного года (%) |
Низкий | 28,6 | 14,3 |
Средний | 42,8 | 57,1 |
Высокий | 28,6 | 28,6 |
Уровень сформированности функциональной грамотности, 8 класс
Периоды формирования ФГ | Читательская грамотность | Финансовая грамотность | Креативное мышление |
Начало года | 28,6 | 57,1 | 28,6 |
Конец года | 42,8 | 71,4 | 28,6 |
Мониторинг сформированности функциональной грамотности
у обучающихся 9 класса
Уровень сформированности ФГ | Показатели уровня на начало 2022-2023 учебного года (%) | Показатели уровня на конец 2022-2023 учебного года (%) |
Низкий | 27,4 | 9,2 |
Средний | 45,4 | 54,5 |
Высокий | 27,2 | 36,3 |
Уровень сформированности функциональной грамотности, 9 класс
Периоды формирования ФГ | Читательская грамотность | Финансовая грамотность | Креативное мышление |
Начало года | 36,3 | 54,5 | 27,2 |
Конец года | 54,5 | 63,6 | 36,3 |
[1]Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России»/Г.С. Ковалева- август 2019-№16 – с. 33-34
[2]Кудрявцева, Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. – 2020. – № 2 (20). – С. 29
[3] Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // «Вестник образования России»/Г.С. Ковалева- август 2019-№16 – с. 35
[4]Кудрявцева, Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. – 2020. – № 2 (20). – С. 28