Главные вкладки
Проектная деятельность
Историю семьи должен знать каждый человек. Проекты учащегося "Родословие. История моей семьи - первые поселенцы", "Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда...", "Права человека - эволюция развития". Все работы выставлены на сайт с разрешения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moey_semi._supriyanov_k.docx | 1.84 МБ |
Листая страницы учительских судеб | 568.01 КБ |
Права человека- эволюция развития | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Новосибирская область Коченевский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Речниковская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция «Нива беззаветного служения» обучающихся образовательных организаций Коченевкого района
Тема: «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина»
Автор:
Кудриков Гордей Алексеевич,
7 класс, 13 лет
Руководитель:
Кудрикова Екатерина Александровна, учитель истории
2021 г.
Содержание:
- Введение …………………………………………………………………. 3-5
- Основная часть
- Начало великого пути. Биографические данные ……………….. 5-6
- Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях………………. 6-8
- «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…» …….8-9
- Заключение ……………………………………………………………. . 9-10
- Список литературы и источников …………………………………… 11
- Приложения …………………………………………………………… 12-19
Приложение № 1: Свидетельство о рождении
Приложение № 2: Семейные фотографии периода детства, студенчества
Приложение № 3: Диплом об образовании (копия)
Приложение № 4: Упоминание о браке в трудовой книжке
Приложение № 5: Начало трудового пути
Приложение № 6: Смена места жительства
Приложение № 7: Переезд в Коченевский район. Начало трудового пути в Речниковской школе. Уход на заслуженный отдых
Приложение № 8: Дополнительные должности
Приложение № 9: Награды. Медаль «Ветеран труда»
Приложение № 10: Воспоминания. Последний звонок самого первого класса
- Введение
«Не умрет тот, чей отклик есть в других,
Кто в этом мире жил
Не только жизнью личной»
(Н.А. Морозов)
Учитель – звучит гордо! О роли учителя в жизни каждого человека можно сказать много -это жизнь, это будущее каждого из нас. Ведь всё начинается с учителя. Именно учитель стоит у порога самостоятельной жизни человека, он осуществляет связь поколений, способствует развитию будущего страны. Учитель-наши корни в жизнь! Легко ли быть учитель? Учитель - это просто труд или призвание?!
Наше исследование мы начали с изучения педагогического состава разных лет, согласно сохранившейся в архиве МКОУ Речниковская СОШ Книге приказов по учету личного состава работников школы и Книгам приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36. Оказалось, что учителей, отработавших не менее 20 лет в нашей школе мало. В пример можно привести Чугунову (Коршенко) Надежду Ивановну, отработавшую в нашей школе с 1957 по 1994 г, и Грамотину (Устьянцеву) Надежду Николаевну, отработавшую в школе с 1969 по 1993 г.
Хронологические рамки: 1955 – 1993 гг.
Актуальность темы очевидна. Жизнь не стоит на месте, уходят в историю многие события, люди, исчезают документы и порой мы забываем о том, что было раньше. Следовательно, в истории появляются пробелы. С каждым годом живых носителей информации становится всё меньше и меньше. Что касается образования – это сплошное белое пятно. Мало кто задумывается о том, что учителя вершат судьбы, помогают встать на путь жизненный подрастающему поколению. Знаем ли мы об их жизненном пути? А ведь именно мы, подрастающее поколение, должны сохранить свою историю, не малой частью которой являются учителя.
Объект исследования: биография и жизненный путь учителя Речниковской школы Надежды Николаевны Грамотиной.
Предмет исследования: педагогическая деятельность и трудовой путь Надежды Николаевны Грамотиной.
Гипотеза: можно предположить, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег. Проблема исследования заключается в том, что всю свою трудовую деятельность Надежда Николаевна посвятила педагогике, её уважали в коллективе, к ней обращались за советом, но подтверждение этого факта нет документально, только лишь воспоминания коллег и учеников. Мы попробуем восстановить пробел.
Цель исследования: сбор, анализ и систематизация устных и письменных источников для изучения трудовой педагогической деятельности Н.Н. Грамотиной, сохранение исторической памяти о профессионализме учителя и преданности профессии.
Задачи исследования:
- изучить материал о жизни и деятельности Грамотиной Н.Н;
- исследовать данные семейного и школьного архивов;
- привлечь дополнительные источники для исследования трудовой педагогической деятельности;
- сравнить данные, полученные из различных источников, проанализировать и сделать выводы.
Методы исследования: эмпирические (беседа, интервьюирование), теоретические (анализ архивных документов, синтез и сравнение документов, прогнозирование)
Источники информации: наибольшую ценность для исследования представляют сохранившиеся документы: свидетельство о рождении и трудовая книжка. В работе были использованы Книга приказов по Речниковской восьмилетней школе № 36 и Книга учёта личного состава работников школы. Также источниками информации нам послужили личные архивные материалы семьи Надежды Николаевны и воспоминания родных и учеников.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что впервые поднят вопрос о профессиональной деятельности учителей нашей школы, которые закончили свой трудовой и жизненный путь. Мы любим наших учителей, постоянно вспоминаем и говорим о них… А что мы знаем об их трудовой деятельности?! Особо ничего. А ведь мало педагогов, которые посвятили всю свою жизнь школе и были преданы профессии.
Практическое применение заключается в том, что всё исследование поможет нам лучше узнать педагогов нашей школы, а также сохранить историческую память о них. Все материалы исследования можно будет применить как при составлении книги памяти педагогического коллектива нашей школы, так и направит нас на то, чтобы провести подобное исследование педагогической деятельности других учителей, которых уже нет с нами. Кроме того, материалы исследования можно разместить в архиве и использовать при краеведении.
- Основная часть
2.1. Начало великого пути. Биографические данные
Грамотнина Надежда Николаевна, в девичестве Устьянцева, родилась 10 января 1935 года в селение Голдоба Барабинского района Новосибирской области (Приложение № 1). Интересно то, что свидетельство о рождении Надежды Николаевны было выдано 25 июля 1972 года как повторное, а родилась она в 1935 году. Можем предположить, что настоящее свидетельство о рождении было утеряно, в связи с переездами. Надежда Николаевна жила в небогатой крестьянской семье в селение Голдоба. Помимо неё в семье воспитывалось ещё двое детей. С самого детства Надежда Николаевна мечтала стать учителем, что и воплотила в жизнь, благодаря упорству и характеру. (Приложение № 2).
Своё образование Надежда Николаевна получила в Татарском педагогическом училище Новосибирской области, обучаясь там с 1951 по 1955 годы, получив квалификацию учителя начальных классов. Что нам доказывает копия диплома А №764249 (Приложение № 3). Настоящий диплом об образовании, по всей вероятности, также, как и свидетельство о рождении был утерян с связи с частыми переездами. Свидетельством постоянной смены жительства служат записи в трудовой книжке. По воспоминания дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны, нам стало известно, что обучение в педучилище давалось Надежде Николаевне легко, ей всегда было интересно учиться. Именно в этой профессии она себя и видела. 25 июля 1955 года, согласно информации о браке на трудовой книжке, Надежда Николаевна вышла замуж и стала носить фамилию Грамотина (Приложение № 4). По воспоминаниям дочери (Довыденко Натальи Владимировны) и свидетельству о браке (свидетельство нам не было представлено, поскольку дочь не проживает в поселке Речник) замуж вышла в селении Голдоба, то есть по месту своего рождения и жительства. В 1969 году переехала с семьей в Речник. Умерла Надежда Николаевна 22 января 2007 года и похоронена в п. Речник.
2.2. Трудовой подвиг в документах и воспоминаниях
Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны, Натальи Владимировны: «В 1968 году семья Грамотиных переехала из Барабинского района в село Чистополье Коченевского района, там мы прожили несколько месяцев. А в 1969 году свою трудовую деятельность мама начинает в Речниковской школе. До 1975 года преподавала русский и литературу в старших классах Речниковской школы, а с 1975 года стала преподавать в начальных классах до 1993 года». Сравним и проанализируем полученную информацию с записями в Книгах приказов и трудовой.
Согласно справке исполнительного комитета отдела народного образования Купинского района, с 15 августа 1955 года по 25 ноября 1957 года Устьянцева Надежда Николаевна (по документам еще числилась как Устьянцева, но была уже Грамотиной) работала учительницей и заведующей в В-Гривенской начальной школе Купинского района Новосибирской области. С 15 августа 1955 года и начинается её профессиональная педагогическая деятельность (Приложение № 5).
Изучая трудовую, мы задались вопросом почему менялось часто место работы? Предполагаем, что из-за переездов, о чем свидетельствуют записи в трудовой о смене места работы (Верхне-Гривенская начальная школа Купинского района, школа Барабинского совхоза, Средняя Ярковская начальная школа, Голдобинская школа, школа Шубинского совхоза, Речниковская восьмилетняя школа), а также упоминаются записи: от 18 октября 1965 года о переводе заведующей школой Шубинского совхоза «в связи с переводом мужа управляющим фермой», и от 22 августа 1969 года «Перевести в распоряжение Коченевского района (по месту работы мужа) (Приложение № 6). Это был последний переезд. С 1969 года и по 1993 год Надежда Николаевна проработала в Речниковской школе, начиная свою трудовую деятельность в 8-летней Речниковской школе учителем начальных классов. 17 ноября 1993 года была уволена с Речниковской средней школы в связи с уходом на пенсию (Приложение № 7). На протяжении всего своего трудового пути, Надежда Николаевна работала учителем начальных классов, а также совмещала с должность заведующей, воспитателя группы продленного дня и исполняющего обязанности директора школы.
Нами были изучены и проанализированы Книги приказов по восьмилетней школе п. Речник. Мы целенаправленно искали записи о трудовой деятельности Надежды Николаевны в Речниковской школе. По Книгам приказов отслеживается тенденция того, что на протяжении всей работы в Речниковской школе Надежда Николаевна работа учителем начальных классов, как и была принята, согласно приказу № 37 от 23 августа 1969 г. (Приложение № 7). Тот факт, что начальную деятельность в нашей школе начинала в роли учителя русского языка и литературы не подтвердился, хотя родные и коллеги утверждают это. Возможно это запись была сделана в другой книге или не сделана (утеряна) вовсе. Мы нашли запись в Книге приказов, датируемую 1 августа 1977 года, о том, что помимо начальных классов на Надежду Николаевну была возложена обязанность классного руководителя в 6 классе, с 30 августа 1978 г являлась воспитателем группы продлённого дня, с 3 июня 1980 года была назначена руководителем детской оздоровительной площадкой, а согласно приказу № 101 от 2 июля 1973 года о назначена исполняющей обязанности директора на период выезда директора Речниковской школы за пределы области (Приложение № 8). Этот факт доказывает, что на Надежду Николаевну можно было положиться, как на ответственного работника.
Изучая Книги приказов, мы обратили внимание, что нет упоминай о наградах Надежды Николаевны, но очень много приказов об объявлении благодарности за добросовестный труд и четкое выполнение своих должностных обязанностей. Ни одного нарекания или замечания в адрес Надежды Николаевны мы не встретили. Наоборот её работа представляется как пример для других учителей школы. Единственную запись о награде мы нашли в трудовой книжке, датируемую 15 марта 1984 года, где Надежда Николаевна была награждена медалью «Ветеран труда» (Приложение № 9).
- «Мы всегда будем помнить учительницу первую свою…»
А настолько ли важны награды?! Разве в этом состоит работа учителя? Нет. Здесь важны любовь детей, уважение коллег и родителей. Когда мы собирали материал про Надежду Николаевну, нам посыпались сообщения с воспоминаниями о любимой учительнице, преданной всей душой своей профессии. Каждый хотел высказаться, выразить слова благодарности Надежде Николаевне. Нам сразу стало ясно, как любили и до сих пор любят, и чтут этого замечательного учителя.
Из высказывания Тупициной (Мальцевой) Екатерины, одной из учениц самого первого класса Надежды Николаевны, мы сделали вывод, что Надежда Николаевна была честным, отзывчивым, трудолюбивым и заботливым человеком, вложившим в каждого ученика любовь, знания, опыт, терпение и душу.
Беседуя с Тимофеевой (Кузьминой) Натальей, мы узнали о том, как любили и ценили Надежду Николаевну её самые первые ученики нашей школы: «Надежда Николаевна начала работать в Речнике, но жила еще в Чистополье. И мы первоклашки каждое утро бегали по трассе, чтобы встретить её и донести её портфель. Зачастую она шла пешком». А самое главное, запомнились необычные и интересные уроки Надежды Николаевны.
Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны: «Всё детство то наше прошло среди детей, которые постоянно толклись у нас дома. У нас же всегда их было очень много. И всем она была рада. И сколько я помню, тех девчонок, которые уходили из школы и шли учиться в педучилища… Они же все приходили и пользовались её наработками…».
Драгун Александр посвятил Надежде Николаевне целую статью в произведении «Горизонт», опубликованном на станице «ПРАКТИКА». Вспоминая Надежду Николаевну, Александр сказал: «…Строгий человек советской закалки с высшим пилотажем самообладания! Я задумываюсь, насколько хватало терпения у Надежды Николаевны «держать лицо» перед нашими проделками. А её строгость и самообладание не оставляли даже самым отпетым хулиганам ни одного шанса… Словно свои эмоции она ставила на какой-то невидимый предохранитель…» (Приложение № 10).
- Заключение
В процессе работы по теме «Великих наград не имела, но почитаема и любима всегда! Надежда Николаевна Грамотина» нами были изучены и проанализированы письменные и устные источники, с помощью которых были решены поставленные задачи:
1. изучены материалы о жизни и деятельности Грамотиной Надежды Николаевны. Важными источниками информации жизни и деятельности Надежды Николаевны стали для нас свидетельство о рождении, трудовая книжка, копия диплома об образовании, Книга приказов по восьмилетней Речниковской школе и Книга учета работников.
2. исследованы данные семейного и школьного архивов, где были найдены фотографии и Книги приказов, содержащие информацию о профессиональной деятельности Надежды Николаевны. Возникли противоречивые данные, подтверждение которым пока не было найдено (работа учителем русского языка и литературы).
3. с помощью дополнительных источников информации (воспоминания родных, коллег и учеников) мы смогли определить, какое отношение было к Надежде Николаевне и как сохранилась память о ней.
4. сравнили данные, полученные из различных источников, проанализировали и сделали выводы, позволившие составить биографию трудовой деятельности Грамотиной Надежды Николаевны и позволившие найти несостыковки в документах и воспоминаниях.
Гипотеза о том, что, работая в школе Надежда Николаевна имела высокие награды и была почитаема и любима учениками, пользовалась уважением коллег была частично подтверждена. Изучая материалы и беседуя с родными, мы выяснили, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности Надежда Николаевна не получала высоких государственных наград. Но, согласно Книгам приказов, регулярно была удостоена благодарности за высокий профессионализм и добросовестное отношение к работе. Самое главное, с чем мы столкнулись, работая над исследованием- высокое уважение, любовь, почитание и добрые воспоминания, адресованные Надежде Николаевне.
Для нас данное исследование очень важно. Ведь в процессе работы мы нашли много интересных фактов, выдвинули различного рода предположения, которые нам теперь необходимо решить при продолжении работы с исследованием. А продолжение необходимо. Не все факты нам удалось подтвердить или опровергнуть. Были еще в нашей школе учителя, о которых бы хотелось узнать подробней и сохранить о них историческую память.
Больше всего нас впечатлила работа по подробному изучению и анализу трудовой книжки Надежды Николаевны и Книг приказов восьмилетней Речниковской школы. Много интересной информации предстало перед нами. Мы увидели школу и систему образования с другой стороны.
4. Список литературы и источников
Источники:
- Трудовая книжка Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
- Копия диплома об образовании Грамотиной Н.Н. [Оригинал]
- Книги приказов по восьмилетней Речниковской школе 1967-1978 гг, 1978-1980 гг [Оригинал]
- Книга учета личного состава работников школы 1956-1975 гг[Оригинал]
- Фотографии семейного архива семьи Грамотиных
Воспоминания:
- Довыденко Натальи Владимировны (дочери Надежды Николаевны)
- Тупицыной (Мальцевой) Екатерины (первой ученицы)
- Тимофеевой (Кузьминой) Натальи (первой ученицы)
- Нужных Елены (первой ученицы)
- Драгун Александра (ученика)
- Митрякиной Клавдии Васильевны (коллеги Речниковской школы)
- Герман Ольги Владимировны (коллеги Речниковской школы, племянницы Надежды Николаевны).
Приложения
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Речниковская средняя общеобразовательная школа
Проект по обществознанию
«Права человека – эволюция развития»
Выполнил:
обучающийся 9 класса
Дмитраков Данила
Руководитель:
Кудрикова Екатерина
Александровна
п. Речник
2024г
Оглавление
I Введение……………………………………………………… 3-5
II Основная часть
1. История формирования прав человека …………………… 5-7
2. Становление идей прав человека в Древнем мире и Средневековье ………………………………………………… 7-9
3. От «Декларации независимости» к Конституции ………...9-11
4. Отражение статей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации …………………… ….12-13
III Заключение ………………………………………………... 13-15
IV Список литературы и источников ……………………. ….15
Введение
Понятие прав человека имеет свои корни в различных культурах и цивилизациях, где люди стремились к защите своих собственных свобод и справедливости. Однако исторический период, когда права человека начали формироваться и защищаться законом, начинается с закона Двенадцати таблиц в Древнем Риме, который устанавливал равенство перед законом для всех граждан, так называемое римское право. Но некоторые историки считают началом появления прав человека - законы вавилонского царя Хаммурапи.
В XVII веке бурный рост идей Просвещения привел к возникновению принципов, которые легли в основу современных прав человека и гражданина во Франции и Декларация независимости в США, которые заложили фундаментальные принципы равенства, свободы и справедливости. В XX веке идеи прав человека получили всемирное признание благодаря Всеобщей декларации прав человека, которая утвердила основные принципы прав и свобод каждого человека. В настоящее время права человека признаются как универсальные и неотъемлемые, их соблюдение стало предметом внимания международных организаций и устанавливается законодательством в большинстве стран мира.
Исследование началось с изучения Конституции Российской Федерации и истории появления и развития основного закона России. Далее моё внимание привлекла Всеобщая декларация прав человека. Было принято решение проанализировать систему складывания прав человека.
Актуальность
Проект на тему «Права человека – эволюция развития» актуален по нескольким причинам. Во-первых, права человека являются важным аспектом современной общественной жизни. Все страны мира стремятся обеспечить своим гражданам основные права и свободы, такие как право на жизнь, свободу выражения, вероисповедания, участие в гражданской жизни и другое. Однако, развитие правовой системы не останавливается на достигнутом, а продолжается и развивается с течением времени.
Во-вторых, проект позволяет рассмотреть изменения и прогресс в области прав человека на протяжении истории. В разные эпохи права человека менялись или ограничивались, что приводило к дальнейшим и действиям законодательной системы для обеспечения условий существования и развития права.
Объект: документы, отражающие права человека в различные исторические периоды.
Предмет: информация, раскрывающая систему формирования прав человека.
Гипотеза: можно предположить, что права человека сформировались в древности через основные законы и сохранились по сей день в современной законодательной базе.
Проблема исследования заключалась в том, что необходимо найти научные труды для сопоставления идеи формирования и развития системы права в мире, а не только на нашей стране.
Цель: изучение, исследование и представление эволюции развития прав человека в различные эпохи истории, выявление основных изменений и достижений в развитии прав.
Задачи:
- Выявить ключевые этапы развития прав человека;
- Найти и определить первые документы о правах человека;
- Определить причины и последствия различных изменений в правах человека на различных этапах истории;
- Выявить отражение прав человека, зафиксированных в Декларации прав человека и основных законах государств — Конституции.
Источники информации: наибольшую ценность для работы представляют, найденные через информационную сеть Интернет, первоисточники прав человека (закон вавилонского царя Хаммурапи, закон Двенадцати таблиц) и основные документы, регламентирующие права человека — Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Конституция Испании и Конституция Франции.
Новизна работы заключается в том, что были изучены и выявлены документы, определяющие права человека в различные исторические периоды, а также проведено сравнение Конституций нескольких стран со Всеобщей декларацией прав человека.
Практическое применение: материал исследования можно использовать для создания брошюр, видеороликов и презентаций по теме. А также в выступлениях на конференциях и для внеурочный мероприятий.
Методы: теоретический (анализ документов, синтез и сравнение документов, прогнозирование).
Основная часть
1. История формирования прав человека.
Права и свободы человека появлялись и исчезали на протяжении различных периодов развития общества.
Первым историческим документом, позволившим изучить законодательное закрепление прав человека был свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Конечно, это самый древний кодекс правовых норм, но не самые первые законы в истории человечества. Выяснилось, что до вавилонского царя Хаммурапи в конце 24 века до нашей эры царем шумерского города Лагаен был избран Уруинимгина, которого востоковеды считали первым реформатором в истории, в законах которого встречается слово «свобода».
В Древней Греции и Риме постепенно начинают строиться и развиваться права свободного человека, демократические и политические свободы. Надо отметить, что в Древней Греции к идее прав человека стали подходить более осознанно, а Древнем Риме сформировали систему прав через закон Двенадцати таблиц (римское право). Хотя, конечно, в античном сознании, как в древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Например, переселенцы в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от деятельности проживания.
Необходимость уравнения в правах населения вплотную встала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. Речь идет о Манифесте Кира. Его называют «цилиндром Кира», из-за внешнего вида этого исторического документа. Связано появление «цилиндра Кира» с завоеваниями Кира II Великого в середине VI века. Значительная часть клинописного текста, размещенного на нем, была посвящена обоснованию «правильности» захвата Вавилона.
Первым среди мыслителей древности четко сформировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан-финикиец по происхождению. В историю он вошел как выдающийся юрист.
В период средних веков правам человека прямое влияние оказывали религия и уклад феодального общества. В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Это зависимое общество. Сословная иерархия исключала равенство перед законом, даже порождало произвол и насилие. Только религия утверждала некоторое равенство людей, точнее каждый, не зависимо от социального положения, несет ответственность перед Богом. Божьи заповеди одинаковы для всех. Первыми документами, имеющими правовой смысл в средние века, становятся «Великая хартия вольностей» 1215 года; «Петиция о праве» - это уже «Вторая великая хартия», созданная в Англии в 1628 году. А на Руси первым таким документом можно считать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.
В 1689 году в Англии появляется новый документ «Билль о правах», который вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций, запрещая монарху изменять законы, устанавливать налоги.
Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в ее действиях против личности. Следующим этапом становления и закрепления системы прав становится этап закрепления в конституциях прав и свобод человека. Примером служит «Билль о правах», принятый в 1791 году в США. Это конституционные поправки, которые перечисляли основные незыблемые права граждан США.
Еще одним важнейшим документом стала «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в ряд европейских конституций (итальянскую, датскую, испанскую и так далее).
А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьезной попыткой становления единых для всех государств стандартов международного права. В результате процессов глобализации, технического процесса и усиления взаимодействия людей друг с другом в современном мире появляются новые права человека, отраженные в Конституциях и ряде законов стран.
2. Становление идеи прав человека в Древнем мире и Средневековье.
Для Древнего мира характерно действие норм, наделявших человека правами в зависимости от их социального статуса. Законы Хаммурапи являются одним из древнейших памятников права. Видно, что законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении правовых норм. В самом законе нет четкого деления статей по отраслям права, однако здесь есть правовые нормы, регулирующие различные сферы общественной жизни.
Обратим внимание на первый писанный источник права Древнего Рима — закон Двенадцати таблиц. Его можно считать одним из первоисточников права, сформировавшемся в древности. В данном документе говорится о том, как можно защитить человеку себя и в какой ситуации или отстоять свои права. Например, «Если причинит обиду, пусть штраф будет 25» (из Таблицы VIII). Можно сделать вывод, что этими законами была поставлена задача регулировать сферы жизни общества через правовую систему, так как правовые нормы в той или иной мере отражены с таблицах.
В первые суждения о правах человека восходят к временам античности. Среди первых авторов Древнего мира, выдвигавших принципы прав человека, некоторые исследователи называют Софокла (495-400 года да нашей эры). По их мнению, именно в творчестве Софокла следует искать подлинный первоисточник и первые формулировки содержания прав человека. Речь идет о трагедии «Антисона Софокла, когда брата Антисоны деспот Креонт запретил хоронить, но Антисона нарушила приказ Креонта и была приговорена по суду. Ответ Антисоны, который она дала Креону содержит все составные элементы права человека в современном понимании этого термина: право похоронить брата – это естественное право, исходящее от Богов. Суть трагедии Софокла состоит в трагическом столкновении вечного, «дарованного богом» права человека с позитивным правом.
Большой вклад в развитие прав человека внесли софисты. Они осуществили поворот от божественного понимания явлений бытия и права к человеческому. Основополагающий принцип идеи софистов был сформирован Протагором (около 481-411 годы до н.э.) – «Мира всех вещей – человек…».
Служения о правах человека встречаются в трудах Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Платон много внимания уделял развитию учения о справедливости. Справедливость, по Платону, состоит в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего». Аристотель различал два вида справедливости – справедливость распределяющая и справедливость уравнивающая.
Источником права в Древнем мире становятся традиции и обычаи. На их основе складывается обычное право, как начальная форма права.
Право в Средневековье было достаточно жестоким. В начале XIII века Папа Римский организовал специальный церковный суд — инквизицию, карательный орган для борьбы с еретиками. В средние века Англия смогла достичь выдающихся результатов в законном изменении статуса личности. В XII-XIII века английский король Иоанн Безземельный вступил в конфликт с большинством феодалов, католической церковью, поддержанный общиной и городами. После нескольких лет противостояния этот конфликт завершился подписанием правового документа Великой Хартии Вольности. Именно в ней есть статьи, содержащие информацию о том, что человек не будет заключен в тюрьму против воли, не будет лишен собственного имущества. Следует отметить, что это и есть права человека.
3. От «Декларации независимости» к Конституции.
Развитию права эпохи Нового времени оказали влияние происходящие освободительные движения. Примером этого можно назвать противостояние английских колоний против метрополии Англии. В результате восстания английских колоний против Англии 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости. А в 1789 году после Великой французской революции, Учредительное собрание Франции приняло «Декларацию прав человека и гражданина». В первой статье Декларации говорится о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Также мы можем увидеть отражение данной статьи и во «Всеобщей Декларации прав человека», и в Конституциях государств.
В современной научной литературе, общепризнанной является точка зрения, что закрепление прав человека в первых юридических документах («Декларация прав человека и гражданина», «Билль о правах» и др.) было связано с выставлением на первый план равноправной личности.
Заметный вклад в развитие системы права внесли философы-просветители: Дж. Локк, Монтескье, Руссо, Вольтер. В их трудах отражена идеология естественного права человека. Огромный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли американские мыслители Т.Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др. Т Джефферсон рассматривал права человека с республиканской и демократической позиции. В подготовленной им Декларации независимости США была сформирована идея неотчуждаемости прав человека. Декларация становится первым официальным документом, закрепляющим эти права, которые в дальнейшем нашли отражение в Конституции США 1787 г. На этом эволюция прав человека не завершилась. Были и далее этапы установления правовой системы, которая в последующем будет отражена в международных документах.
Уже в начале XIX века передовые ученые и прогрессивные государственные деятели делали попытки по разработке важных для всех стран мира документов по защите прав и свобод человека. Так в 1864 г вышла в свет Женевская конвенция о защите раненых и больных во время войны. Первым международным универсальным документом стала Всеобщая декларация прав человека. Следует отметить, что принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г), Международного пакта о гражданских и политических правах (1976 г), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1973 г), Европейской конвенции о защите прав человека и ряда других международных актов внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.
Эти международно-правовые акты определили набор основных прав и свобод, которые регламентируют жизнь общества в современном мире. Эта закономерность развития прав нашла закрепление в ряде государств и юридически закрепилась в Конституциях.
Как же в нашем государстве сформировалась система взглядов и законодательства о правах человека? В первой Конституции РСФСР 1918 г была помещена Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа, которая установила право на пользование землей, участие в выборах, свободу совести, собраний, союзов и др. однако Конституция тут же четко определила сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата. Права и свободы признавались не как естественные и неотчуждаемые, а как полученные от государства. Избирательных прав были лишены лица, использующие наемный труд, священнослужители и др.
Конституция СССР 1936 г формально устранила ограничение прав отдельных категорий лиц. В ней закреплялась система социально-экономических прав - работа, отдых, материальное обеспечение и ряд обязанностей: исполнение законов, соблюдение трудовой дисциплины. В Конституции СССР 1977 г правовой статус человека совершенствуется, и кроме норм, подтверждающих социально-политические и личные права граждан, находят отражение и международные принципы прав и свобод человека, декларируется право участия в управлении делами государства и общества. Изменения по существу демократизации общества и закрепления статуса человека произошли с принятием в 1991 г Декларации прав и свобод человека. Основные положения Декларации стали составной частью Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г.
4. Отражение статей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации
Изучая материал по теме эволюции прав человека и гражданина, следует отметить, что было выявлено сходство статей первого международного документа «Всеобщая декларация прав человека» и Конституции РФ. Почему? Дело в том, что декларация являлась системой универсальных стандартов прав человека и гражданина. Проведем сравнительный анализ. Отмечу, что Конституция РФ закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащийся во Всеобщей декларации прав человека. Например, ряд статей прав и свобод человека, отраженных в Декларации, закреплены и в Конституции РФ. Так статья 1 Декларации гласит: «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», в Конституции ст. 17 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Другой пример, в Конституции статья 20 «каждый имеет право на жизнь» и статья 22 «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», тогда как в Декларации статья 3 «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность». Исходя даже из этого небольшого анализа можем сделать вывод о том, что Всеобщая декларация прав человека включена как концепция в Конституцию РФ. Стало интересно, а присутствует ли данный факт в Конституциях других стран и отражена ли Всеобщая декларация в них. Возьмем к примеру Конституцию Франции от 1958 г (с изменениями от 2008 г). Отмечу, что такого сходства как Декларация и Конституция РФ, я не нашел в Конституции Франции. Там лишь общими словами написано о правах человека «французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета...» (взято из преамбулы Конституции Франции) или «...она обеспечивает равенство перед законом всех граждан...» (статья 1). Вот еще одна Конституция - Конституция Испании. Сразу хочу отметить, что в ней есть раздел 1, который посвящен правам и свободам человека, чего я не увидел в Конституции Франции. Статья 10.1 гласит: «Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотчуждаемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону и правам других являются основой политического порядка и социального мира». Вроде есть сходство со статьей Всеобщей декларации прав человека. Дальше еще интереснее. 2 пункт данной статьи гласит: «Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека...». Из всего выше сказанного можем сделать вывод о том, что Конституция Испании также включает в себя принципы Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция Российской Федерации. Складывается впечатление, что, если проводить и дальше такой сравнительный анализ, то можно проследить одну тенденцию — включение принципом Декларации в основные законы государств Европы, а возможно и всего мира.
Заключение
В процессе работы над проектом мной были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие права человека, начиная с момента их формирования — закон Хаммурапи и закон Двенадцати таблиц, проследил этапы становления системы права в различные исторические периоды. Также проведено выявление наличия элементов права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Конституции стран.
В процессе работы были решены все поставленные задачи: удалось выявить ключевые этапы развития прав человека, начиная с древности и до наших дней. Следует отметить, первоисточником формирования правовой системы можно считать и законы Хаммурипи, и законы Кира Великого, и закон Двенадцати таблиц. Да, они сложились в древности, но в разные периоды хронологии и в разных государствах. Следовательно,удалось решить в вторую поставленную задачу. Таким образом удалось определить первые документы о правах человека — законы древности. На Руси можно считать первым документом, регламентирующим права человека- «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
Изучая материал по теме проекта, мне удалось найти и причины различных изменений в правах человека и что на этот процесс влияло в различные этапы истории. Отмечу, что раз общество развивалось, складывалась новая система жизни, то и те законы, которые были писаны в древности уже не могли подходить под новую эпоху. Так, например, мы знаем, что исчезла Римская цивилизация, а значит и права Древнего Рима уже не могут использоваться другими народами. Или, например, в Средние века огромную роль играла церковь и феодальная система. В Новое время эта система устарела, а значит и возникла необходимость в новой системе прав.
Для решения четвертой задачи необходимо было выявить отражение прав человека во Всеобщей декларации прав человека и провести сравнение к Конституцией стран. Было выявлено сходство статей первого международного документа «Всеобщая декларация прав человека» и Конституции РФ. Дело в том, что декларация являлась системой универсальных стандартов прав человека и гражданина, а значит она включена в Конституции стран мира. Мной было выявлено это при изучении Конституции Российской Федерации, Конституции Испании и Конституции Франции. Хотя в России прослеживается четкое отражение статей Декларации в Конституции, а во Франции и Испании общими фразами. Складывается впечатление, что, если проводить и дальше такой сравнительный анализ, то можно проследить одну тенденцию — включение принципом Декларации в основные законы государств Европы, а возможно и всего мира.
Гипотеза о том, что права человека сформировались в древности через основные законы и сохранились по сей день в современной законодательной базе, доказана частично. Мне удалось выявить, как формировались права человека на протяжении существования человечества в различные исторические периоды. А также выявить, что система права менялась и в современной законодательной базе она хоть и сохранена, но очень сильно видоизменена. Современная система права четко выделена, а не отрывочно или частично, как в древности и четко регламентирована. Примером этого служит Конституция Российской Федерации.
За всю историю существования человечества права и свободы человека претерпевали огромные изменения и эта сфера остается динамичной и развивающейся до сих пор. Безусловно, каждая эпоха исторического развития привнесла новое в элемент правового статуса личности, что повлияло на текущее его состояние.
Список литературы и источников:
1. Конституция Российской Федерации
2. Всеобщая декларация прав человека
3. Тект закона Хаммурапи https://culture.wikireading.ru/3590
4.Текстзакона Двенадцати таблиц https://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975
5. Конституция Испании 1978 г https://legalns.com/download/books/cons/spain.pdf
6. Конституция Франции 1958 (с изменениями 2008) https://worldconstitutions.ru/?p=138
7. История развития прав и свобод человека https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-prav-i-svobod-cheloveka
8. Саалаев О.Б. Права и история их развития// Проблемы науки. 2016. № 10 стр. 163-164 URL: https://cyberleninka.ru/artecle/n/prava-cheloveka-i-istoriya-ih-razvitiya (дата обращения: 25 марта 2024 г).
9. Киричек Е.В. Становление и развитие прав и свобод человека и гражданина: философско-правовое измерение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. с. 13-22
защитная речь
Понятие прав человека имеет свои корни в различных культурах и цивилизациях, где люди стремились к защите своих собственных свобод и справедливости. Однако исторический период, когда права человека начали формироваться и защищаться законом, начинается с закона Двенадцати таблиц в Древнем Риме, который устанавливал равенство перед законом для всех граждан, так называемое римское право. Но некоторые историки считают началом появления прав человека - законы вавилонского царя Хаммурапи.
В XVII веке бурный рост идей Просвещения привел к возникновению принципов, которые легли в основу современных прав человека и гражданина во Франции и Декларация независимости в США, которые заложили фундаментальные принципы равенства, свободы и справедливости. В XX веке идеи прав человека получили всемирное признание благодаря Всеобщей декларации прав человека, которая утвердила основные принципы прав и свобод каждого человека. В настоящее время права человека признаются как универсальные и неотъемлемые, их соблюдение стало предметом внимания международных организаций и устанавливается законодательством в большинстве стран мира.
Актуальность
Во-первых, права человека являются важным аспектом современной общественной жизни. Однако, развитие правовой системы не останавливается на достигнутом, а продолжается и развивается с течением времени.
Во-вторых, проект позволяет рассмотреть изменения и прогресс в области прав человека на протяжении истории. В разные эпохи права человека менялись или ограничивались, что приводило к дальнейшим и действиям законодательной системы для обеспечения условий существования и развития права.
Объект: документы, отражающие права человека в различные исторические периоды.
Предмет: информация, раскрывающая систему формирования прав человека.
Гипотеза: можно предположить, что права человека сформировались в древности через основные законы и сохранились по сей день в современной законодательной базе.
Проблема исследования заключалась в том, что необходимо найти научные труды для сопоставления идеи формирования и развития системы права в мире, а не только на нашей стране.
Цель: изучение, исследование и представление эволюции развития прав человека в различные эпохи истории, выявление основных изменений и достижений в развитии прав.
Задачи:
Выявить ключевые этапы развития прав человека;
Найти и определить первые документы о правах человека;
Определить причины и последствия различных изменений в правах человека на различных этапах истории;
Выявить отражение прав человека, зафиксированных в Декларации прав человека и основных законах государств — Конституции.
В процессе работы над проектом мной были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие права человека, начиная с момента их формирования — закон Хаммурапи и закон Двенадцати таблиц, проследил этапы становления системы права в различные исторические периоды. Также проведено выявление наличия элементов права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Конституции стран.
В процессе работы были решены все поставленные задачи: удалось выявить ключевые этапы развития прав человека, начиная с древности и до наших дней. Следует отметить, первоисточником формирования правовой системы можно считать и законы Хаммурипи, и законы Кира Великого, и закон Двенадцати таблиц. Да, они сложились в древности, но в разные периоды хронологии и в разных государствах. Следовательно,удалось решить в вторую поставленную задачу. Таким образом удалось определить первые документы о правах человека — законы древности. На Руси можно считать первым документом, регламентирующим права человека- «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
Изучая материал по теме проекта, мне удалось найти и причины различных изменений в правах человека и что на этот процесс влияло в различные этапы истории. Отмечу, что раз общество развивалось, складывалась новая система жизни, то и те законы, которые были писаны в древности уже не могли подходить под новую эпоху. Так, например, мы знаем, что исчезла Римская цивилизация, а значит и права Древнего Рима уже не могут использоваться другими народами. Или, например, в Средние века огромную роль играла церковь и феодальная система. В Новое время эта система устарела, а значит и возникла необходимость в новой системе прав.
Для решения четвертой задачи необходимо было выявить отражение прав человека во Всеобщей декларации прав человека и провести сравнение к Конституцией стран. Было выявлено сходство статей первого международного документа «Всеобщая декларация прав человека» и Конституции РФ. Дело в том, что декларация являлась системой универсальных стандартов прав человека и гражданина, а значит она включена в Конституции стран мира. Мной было выявлено это при изучении Конституции Российской Федерации, Конституции Испании и Конституции Франции. Хотя в России прослеживается четкое отражение статей Декларации в Конституции, а во Франции и Испании общими фразами. Складывается впечатление, что, если проводить и дальше такой сравнительный анализ, то можно проследить одну тенденцию — включение принципом Декларации в основные законы государств Европы, а возможно и всего мира.
Гипотеза о том, что права человека сформировались в древности через основные законы и сохранились по сей день в современной законодательной базе, доказана частично. Мне удалось выявить, как формировались права человека на протяжении существования человечества в различные исторические периоды. А также выявить, что система права менялась и в современной законодательной базе она хоть и сохранена, но очень сильно видоизменена. Современная система права четко выделена, а не отрывочно или частично, как в древности и четко регламентирована. Примером этого служит Конституция Российской Федерации.
За всю историю существования человечества права и свободы человека претерпевали огромные изменения и эта сфера остается динамичной и развивающейся до сих пор. Безусловно, каждая эпоха исторического развития привнесла новое в элемент правового статуса личности, что повлияло на текущее его состояние.