окружающий мир
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы.
Экологическое воспитание на сегодняшний день остается насущной проблемой всего нашего общества в целом. Оно является частью нравственного отношения к окружающему миру и к самому себе, является показателем общей культуры человека.
Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он нормально себя чувствовал, был здоров.
Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые разные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с ребятами форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.
Наблюдения за растительным миром в июне месяце.
Вид проекта: познавательно-исследовательский с прикладными целями.
Возрастная группа: средняя.
Цель: знакомить с объектами живой природы, развивать любознательность, воспитывать доброжелательность и бережное отношение к природе.
Сроки реализации: 3месяца.
Участники: дети, педагоги, родители.
№ | наблюдения | Другие виды деятельности | Работа с семьей | Сроки |
1. | Наблюдение за всходами редиски на огороде. Цель: определить условия произрастания, стадии роста и развития растения. | Зарисовка в альбоме. Беседы о наблюдениях и труде на огороде с семьей. Хороводная игра «Огород». | Консультация в уголке для родителей «Помогаем и наблюдаем на грядке». | 1-15июня |
2. | Наблюдение за посадкой и ростом перца (сладкого) на огороде. Цель: продолжать определять условия произрастания, стадии роста и развития растения в сравнении с предыдущим (редис). | Зарисовка в альбоме. Дидактическая игра «В саду, в огороде», «Про что говорю». Загадки. | Выращивание рассады дома (делимся опытом и рассадой) | Июнь-август |
3. | Наблюдение за одуванчиками на участке. Цель: определить форму частей растения, их окраску, в сравнении с другими знакомыми, отметить разное состояние цветка (утром – закрыт бутон, днем - раскрыт), обратить внимание на разные стадии в развитии одуванчика ( желтая головка, белая). | Рисование «Одуванчики». Заучивание загадки «Я шарик пушистый, белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелек», стихотворения О. Высотской «Одуванчик». Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | Консультация в родительском уголке «Наблюдения в природе» | Июнь |
4. | Наблюдения за бархотками. Цель: сравнить внешний вид (форму, цвет, величину частей растения) с уже знакомыми детям, отметить стадии роста и развития. | Рисование «Цветы». Совместный труд – поливаем наши растения. |
| Июнь – август |
5. | Наблюдения за деревьями, растущими на участке. Цель: напомнить детям о ценности деревьев, уточнить представления о тех, что растут на участке (кора, ветки, листья, названия). | Разучивание и разыгрывание с детьми стихотворения О. Дриз «Мальчик и дерево», загадывание загадок о деревьях. Рисование «Береза и рябина». Инсценирование песни «Во поле береза стояла». Беседы о ценности деревьев, о предметах изготовленных из древесины. | Июнь-август | |
6. | Наблюдения за растениями луга. Цель: познакомить детей с клевером, подорожником, лопухом, рассмотреть их строение, отметить условия произрастания, стадии роста и развития. | Загадывание загадок. Рисование «На лугу», «Про лето». Беседы «Зачем нужны растения?». Дидактические игры «Растения луга, сада, леса». |
| Июнь-август |