окружающий мир

Гуськова Ирина Владимировна

(

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наблюдения44 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы.

Экологическое воспитание на сегодняшний день остается насущной проблемой всего нашего общества в целом. Оно является частью нравственного отношения к окружающему миру и к самому себе, является показателем общей культуры человека.

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он нормально себя чувствовал, был здоров.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые разные ситуации, продолжает его накапливать и расширять – уточняет с ребятами форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

Наблюдения за растительным миром в июне месяце.

Вид проекта: познавательно-исследовательский с прикладными целями.

Возрастная группа: средняя.

Цель: знакомить с объектами живой природы, развивать любознательность, воспитывать доброжелательность и бережное отношение к природе.

Сроки реализации: 3месяца.

Участники: дети, педагоги, родители.

              наблюдения

Другие виды деятельности

         Работа с семьей

   Сроки

1.

Наблюдение за всходами редиски на огороде.

Цель: определить условия произрастания, стадии роста и развития растения.

Зарисовка в альбоме. Беседы о наблюдениях и труде на огороде с семьей. Хороводная игра «Огород».

Консультация в уголке для родителей «Помогаем и наблюдаем на грядке».    

1-15июня

2.

Наблюдение за посадкой и ростом перца (сладкого) на огороде.

Цель: продолжать определять условия произрастания, стадии роста и развития растения в сравнении с предыдущим (редис).

Зарисовка в альбоме. Дидактическая игра «В саду, в огороде», «Про что говорю». Загадки.

Выращивание рассады дома (делимся опытом и рассадой)

Июнь-август

3.

Наблюдение за одуванчиками на участке.

Цель: определить форму частей растения, их окраску, в сравнении с другими знакомыми, отметить разное состояние цветка (утром – закрыт бутон, днем - раскрыт), обратить внимание на разные стадии в развитии одуванчика ( желтая головка, белая).

Рисование «Одуванчики». Заучивание загадки «Я шарик пушистый, белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелек», стихотворения О. Высотской «Одуванчик». Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Консультация в родительском уголке «Наблюдения в природе»        

Июнь

4.

Наблюдения за бархотками.

Цель: сравнить внешний вид (форму, цвет, величину частей растения) с уже знакомыми детям, отметить стадии роста и развития.

Рисование «Цветы». Совместный труд – поливаем наши растения.

   

   Июнь – август

5.

Наблюдения за деревьями, растущими на участке.

Цель: напомнить детям о ценности деревьев, уточнить представления о тех, что растут на участке (кора, ветки, листья, названия).

Разучивание и разыгрывание с детьми стихотворения О. Дриз «Мальчик и дерево», загадывание загадок о деревьях. Рисование «Береза и рябина». Инсценирование песни «Во поле береза стояла». Беседы о ценности деревьев, о предметах изготовленных из древесины.

Июнь-август

6.

Наблюдения за растениями луга.

Цель: познакомить детей с клевером, подорожником, лопухом, рассмотреть их строение, отметить условия произрастания, стадии роста и развития.

Загадывание загадок. Рисование «На лугу», «Про лето». Беседы «Зачем нужны растения?». Дидактические игры «Растения луга, сада, леса».

   

Июнь-август