Исследовательская работа "Мистика в художественном произведении".
Нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. С нею встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд и небыличек. В редкой семье, имеющей сельские корни, не найдётся бросающего в дрожь рассказа о том, как один из родственников или знакомых чуть было не победил чёрта или не оказался вовлечённым в болото коварной русалкой. В нашей семье тоже передавались истории связанные со встречей с нечистой силой. Так у меня появились первые представления о нечисти. Наиболее полное и точное представление о нечистой силе я получила, прочитав книгу Е. Левкиевской «Мифы русского народа». Другими источниками для работы стали сайты интернета.
В наше время люди имеют смутное и не всегда точное представление о нечистой силе. Поэтому мне хотелось иметь более чёткое представление о нечестии с точки зрения русской мифологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mistika_v_hud._proizvedenii.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Алёшкин - Саплыкская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников
«Наука и общество: взгляд молодых исследователей»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
(приложение: видеоролик с комментарием)
Пляшева Наталия Анатольевна, 11 класс
Руководитель: Шарафутдинова
Гельсина Ирфановна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
январь 2018 год
Введение
Нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. С нею встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд и небыличек. В редкой семье, имеющей сельские корни, не найдётся бросающего в дрожь рассказа о том, как один из родственников или знакомых чуть было не победил чёрта или не оказался вовлечённым в болото коварной русалкой. В нашей семье тоже передавались истории связанные со встречей с нечистой силой. Так у меня появились первые представления о нечисти. Наиболее полное и точное представление о нечистой силе я получила, прочитав книгу Е. Левкиевской «Мифы русского народа». Другими источниками для работы стали сайты интернета.
В наше время люди имеют смутное и не всегда точное представление о нечистой силе. Поэтому мне хотелось иметь более чёткое представление о нечестии с точки зрения русской мифологии.
Цель работы: изучить представление современных людей о нечистой силе.
Гипотеза: современные люди – это люди, верующие в нечистую силу и защищающие себя от неё различными способами. Однако образы нечистой силы со временем меняются, и современная жизнь оказывает серьезное влияние на представление людей о нечисти.
Задачи:
1)Изучить мифологическую историю нечистой силы и разновидности нечисти.
2) Изучить представление о нечистой силе в современной молодёжной культуре.
3) Изучить и проанализировать образы нечистой силы в литературе, музыке.
Объект исследования: нечистая сила.
Субъект исследования: молодежная среда, литература и музыка.
Методы исследования: 1) опрос
2)анализ литературы и музыки.
3) изучение литературы по теме.
- .История нечистой силы и её разновидность.
Что такое "русские суеверия"? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных нам поговорках, присловьях, приметах, действиях. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим - "Не было печали, да черти накачали", а совершив необдуманный поступок - "Черт попутал". Потерявший нужную вещь нередко призывает: "Черт, черт, поиграй да отдай!" - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не всегда веря в существование черта, играющего похищенными вещами.
Само название «черт» появилось в России, видимо, не ранее XVII в.
о черте говорили «лукавый», «враг».
В.И. Даль в своём «Толковом словаре великорусского языка» даёт более сорока имен чёрта: нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, черный и т.д.
Согласно поверьям, нечистая сила возникла из ангелов, взбунтовавшихся против Бога. Бог с помощью архангела Михаила победил отпавших ангелов и сбросил их с неба на землю. Ангелы, недолетавшие до земли, превращались в чертей и с тех пор носятся в воздухе и устраивают вихри, ураганы и бури, что вредить человеку.
Чёрт (в старой орфографии употреблялось также написание чорт) — термин, употребляемый как родовое название для обозначения всякого рода злых языческих духов, а также в смысле христианского образа Сатаны и низших демонов («нечистая сила»).
Согласно Большой советской энциклопедии, чёрт является синонимом беса. Несмотря на то, чёрт — не совсем -то же, что и бес. Бывают черти двух разновидностей. Одни ростом до одного метра, другие — до 160см. Живут они в пещерах, у каждой семьи отдельное помещение. У чертей рождается, как правило, двойня. Беременность у них длится около 4,5 месяцев. В каждой «семье» в среднем по 10-12 чертенят. Среди чертей выделяются «окружные черти». У каждого такого «начальника» в подчинении 5-6 стад чертей, т. е. около трех тысяч. «Групповой черт» имеет в подчинении до 500 чертей. В среднем черти живут до 300 лет по их исчислению времени.
Черти живут 5-6 стадами, куда входит до трёхсот тысяч чертей.
Чёрт - самый загадочный среди всех мифологических персонажей. Необходимо заметить, что чёрт в народных поверьях - это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом.
Чёрта в народной культуре представляют по-разному. Чаще всего это человек с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет. Иногда этот дополняется железными зубами или огнем, полыхающим изо рта. Чёрт может превратиться в любого человека, животное либо предмет. Он может принять вид знакомого или родственника, любит оборачиваться кошкой или собакой, свиньей, бараном.
Чем же отличается чёрт от других восточнославянских мифологических персонажей? Он всегда делает только зло, он принципиально не способен помочь человеку. Чёрт – олицетворение абсолютного зла. По одним поверьям, черти одиноки, они шатаются по свету с земными женщинами, доводя их до гибели. По другим поверьям, у чёрта есть жена - чертовка.
Чёрт не выносит креста, молитвы, святой воды и упоминания имени Божьего. Он не останется в доме, где все окна и двери закрепощены, а стены окроплены святой водой - чёрта жжет, и он стремится убежать из такого помещения.
2. Представление о нечистой силе в современном обществе
Был проведён опрос в Алёшкин - Саплыкской средней школе среди учеников и учителей в количестве 30 человек.
Были предложены следующие вопросы:
-Верите ли вы в нечистую силу?
-Боитесь ли вы её?
-Если да, то пытаетесь ли вы защитить себя от неё
-Знаете ли вы, как защитить себя от нечистой силы?
-Откуда вы черпали свои знания о нечистой силе (смотрели фильмы, рассказывали родные, книгах)?
Проведя опрос, получили такие результаты:
Верят в нечистую силу 71% опрошенных, 29% не верят.
58% человек боятся нечистую силу, 42% не боятся.
Защитить себя от нечистой силы пытаются 48% опрошенных , но 52% не пытаются защитить себя от неё. Знают, как защитить себя от нечистой силы 59% опрошенных 41% не знают. Большинство опрошенных черпали свои знания из книг(15), рассказов людей(20), фильмов(25).Более половины опрошенных являются людьми суеверными. Большинство респондентов вообще не указали песню как источник знаний, но всё же песня сегодня отражает представления современных людей о нечистой силе.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что большинство людей суеверные люди. Проведя опрос, был сделан вывод о том, что респонденты чаще всего пытаются защитить себя от нечистой силы следующими способами: прикрепить булавку, постучать по столу, переплюнуть через левое плечо. Большинство опрошенных черпали свои знания их книг.
Большинство опрошенных верят в нечистую силу и поэтому отражают их в сказках, музыке, фантастических рассказах, музыкальных произведениях, художественных произведениях.
3. Литературные произведения о нечистой силе.
Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не прочувствованная читателем. Это тема так называемой нечисти и прочей неведомой силы. Стоит чуть-чуть сосредоточиться, и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, водяные, упыри, домовые, лешие, черти и прочая "нежить", давно и прочно поселившаяся в строках поэтических, на страницах романов, повестей, рассказов и очерков (И.Тургенева «Бежин луг», Н.Гоголя «Ночь перед рождеством», М.Лермонтова «Демон», М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и многие другие). Литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры - мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего. Здесь мы будем говорить о русской литературе и славянской мифологии, находящихся в тесной взаимосвязи.
Яркие, многогранные образы народной мифологии, таинственные истории, жутковатые архаические обряды - все это привлекало русских писателей, тем более что существовало рядом с ними - в собственных деревнях и поместьях, в разговорах извозчиков, ямщиков, конюхов, прачек, кухарок, нянек.
Одним из первых в русской литературе нечистую силу представил Николай Васильевич Гоголь. Талант этого писателя создал образы, которые можно назвать и оригинальными, непохожими на народные. И все же, в основном «его» нечистая сила из народных преданий и рассказов. Особую роль в художественном мире Гоголя играют такие демонологические персонажи, как черти, ведьмы, русалки. Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь очень тесная.
Герой повести «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула, добиваясь любви Оксаны, отправляется в Петербург на черте и встречается там с Екатериной Второй, реальным историческим деятелем. Смешение реального и фантастического заставляет верить в истинность не только реального, но и фантастического. Образы нечисти у Гоголя яркие.
Вершиной русской демонической, мифологической литературы является роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века. Один из главных героев романа – Воланд, образ сатаны, но образ необычный, оригинальный, созданный фантазией Булгакова. Уже в эпиграфе к роману делается заявление: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».В романе Воланд наказывает людей нечестных, ленивых, пройдох, глупых (Лиходеева, Варенуху, Босого, барона Майгеля), а помогает людям честным, обиженным, несчастным ( Мастеру, Маргарите, Ивану Бездомному). Свита Воланда в своих образах так же далека от образов народной мифологии. Коровьев, Бегемот, Азазелло шалят, проказничают, хулиганят, но опять же всех их дела направлены, чтобы наказать жуликов, мошенников, злодеев и помочь униженным и оскорбленным противоречивы.
Итак, русские писатели часто прибегали к образам нечистой силы в своем творчестве. При этом они использовали ее по - разному: просто чтоб передать народные представления о ней, показать людские пороки или представить мировое зло. Поэтому мы видим в их произведениях, как первоначальные мифологические образы русского народа, так и неповторимые, созданные писательской фантазией.
Заключение
Миф - это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире. Иными словами, мифология - это народный аналог науки. Мифология отвечает на те же вопросы, что и наука, но со своих позиций. Мифологическое знание так же логично, как и научное, просто логика эта другая. Миф, в отличие от сказки не просто описывает мир и объясняет, как он устроен, но и дает указания, как нужно и как нельзя вести себя в этом мире. Нечисть делится на несколько групп: духи рода и покровители хозяйственных построек; духи природных пространств; «заложные» покойники» люди-полудемоны. Мифология предписывает и правила общения с ними. В каких же «отношениях» с нечистой силой современный человек?
Результаты исследования показали, что большинство опрошенных - суеверные люди. Большинство людей боятся нечистой силы. Но при этом большинство опрошенных не видят необходимости защитить себя от злой силы. Что, конечно, же является противоречием в их взглядах. Многие люди знают способы защиты от нечисти, но знания эти они почерпнули из фильмов, книг и из чьих- либо рассказов.
Мы выяснили, что современные люди - это люди верующие в нечисть, но защищать себя от нее люди не умеют, не знают, как и, в общем, не стремятся знать. Наверное, вера в нечисть у них поверхностная, слабая. Изучив литературу, я сделала вывод о том, что образы нечистой силы со временем меняются и современная жизнь оказывает серьезное влияние на представление людей о нечисти.
Быть может, не столь уж парадоксальна мысль о том, что философско-нравственное начало, "больная совесть" многих русских деятелей культуры объясняются в немалой степени деревенским, усадебным детством, заронившим веру в существование параллельного человеческому мира, где обитает "многоликая нечисть".
По сей день у многих наших современников сохранилось устойчивое убеждение (или кем-то сознательно поддерживается вера в это), что ко всякому человеку при его рождении приставлены чёрт и ангел. Причем ангел стоит по правую сторону, а чёрт (дьявол) – по левую. Между ангелом-хранителем и дьяволом-соблазнителем идёт постоянная вражда. В какую сторону занесёт человека, в зависимости от его поступков, так и будут трактовать его поведение – либо «чёрт (бес) попутал», либо «ангел сохранил».
Русская литература богата образами нечистой силы и в ней можно найти как реальные, древние представления народа в нечисти, так и оригинальные образы, созданные фантазией писателей. Чтобы научится отличать образы реальные и мифологические от созданных фантазией писателей, необходимо научное изучение русского мифа.
Литература и интернет - источники
- Булгаков М. «Мастер и Маргарита» - Алма-Ата: Жалын, 1988г. 512с.
- Гоголь Н.В. Избранное/Вступит.ст. П.Н.Николаева. – М.: просвещение.1986.- 400с.
- Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством» - М., Детская литература 1982г. 63с.
- Левкиевская Е. «Мифы русского народа» - М. АСТ, 2003г. 476с.
5. http://www.pagan.ru/slowar/n/nechistayasila0.php
6. http://warrax.net/Satan/About_Us/darkforce.htm
7. http://enigma-project.ru/articles/nechistaya-sila.html
8. http://www.evangelie.de/tw/zow/satana.htm
9. http://www.realmusic.ru/songs/432568
Заявка
на участие в Межрегиональной научно-практической конференции школьников
«Наука и общество: взгляд молодых исследователей»
УЧАСТНИК КОНФЕРЕНЦИИ | |
ФИО полностью | Пляшева Наталия Анатольевна |
образовательное учреждение, класс | 11 класс, МБОУ «Алёшкин - Саплыкская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ |
Дата рождения | 19.07.2000 год |
Контактный телефон | 89370053107 |
Электронная почта | |
ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ | |
Секция | Гуманитарные науки |
Название работы | «Мистика в художественном произведении» |
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ | |
Фамилия, имя, отчество | Шарафутдинова Гельсина Ирфановна» |
Должность, место работы | Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Алёшкин-Саплыкская средняя школа» |
Контактный телефон | 89377760031 |
Электронная почта | shgelsina-1968@mail.ru |
Пляшева Наталия, 11 класс МБОУ «Алёшкин-Саплыкская средняя школа»
«Мистика в художественном произведении».
Тезисы работы
Нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. С нею встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд и небыличек. В редкой семье, имеющей сельские корни, не найдётся бросающего в дрожь рассказа о том, как один из родственников или знакомых чуть было не победил чёрта или не оказался вовлечённым в болото коварной русалкой. В наше время люди имеют смутное и не всегда точное представление о нечистой силе. Поэтому мне хотелось иметь более чёткое представление о нечисти с точки зрения русской мифологии.
Цель работы: изучить представление современных людей о нечистой силе.
Задачи:
1)Изучить мифологическую историю нечистой силы и разновидности нечисти.
2) Изучить представление о нечистой силе в современной молодёжной культуре.
3) Изучить и проанализировать образы нечистой силы в литературе.
Объект исследования: нечистая сила.
Субъект исследования: молодежная среда, литература.
Итак, русские писатели часто прибегали к образам нечистой силы в своем творчестве. При этом они использовали ее по - разному: просто чтоб передать народные представления о ней, показать людские пороки или представить мировое зло. Поэтому мы видим в их произведениях, как первоначальные мифологические образы русского народа, так и неповторимые, созданные писательской фантазией.