ЦОР Смысловое чтение на уроках русского языка
ЦОР (о проекте) (https://nsportal.ru/user/679412/page/tsifrovoy-obr...)
Цифровой образовательный ресурс для уроков русского языка.
Интернет-ресурсы в помощь учителю на уроках русского языка.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.
http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее. Для тех, кто уже умеет читать и говорить по-английски, Интернет предлагает сайты, на которых Вы можете развить свои навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Вирусы в речи" | 19.54 КБ |
Презентация к работе "Вирусы в речи" | 181.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему
«Употребление слов-паразитов в речи одноклассников и способы искоренения их»
Автор: Лузгов Тимур Сергеевич ученик 3В класса МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»
Руководитель: Аввакумова Людмила Анатольевна
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова.
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Николай Рыленков
Содержание
Введение.
- Что такое слова-паразиты.
- Причины возникновения в речи слов-паразитов.
- Классификация речевых слов-паразитов.
- Сквернословие.
- Эксперимент
- Значение и примеры слов-паразитов.
- Способы избавления от слов-паразитов.
- Вывод.
Задачи:
- Изучить понятие слова-паразиты.
- Выявить наличие слов-паразитов в речи одноклассников.
- Проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты.
- Выработать рекомендации по борьбе со словами-паразитами.
- Выпустить памятки - рекомендации «Способы избавления от слов-паразитов».
Гипотеза: Большинство одноклассников в своей речи употребляют слова-паразиты и не замечают в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Объект исследования: речь одноклассников.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов одноклассниками.
Методы:
- Изучение теоретического материала.
- Наблюдение.
- Анкетирование.
- Опрос.
- Анализ.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш русский язык засоряется ненужными словами. Речь становится неяркой, невыразительной. Низкий уровень общей речевой культуры, неумение выразить мысль – всё это я заметил у своих одноклассников.
Цель моей работы: привлечь внимание одноклассников к своей речи, определить причины употребления слов-паразитов.
Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в нашем классе ещё никто не исследовал.
- Что такое слова-паразиты.
Вы… это самое…того…
Когда вы говорите,
То значит, это…как его…
Ну, в общем, не тяните…
Вот между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев.
Часто ли мы прислушиваемся, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья? Сегодня всё чаще в речи школьников стали проскальзывать лишние слова. Употребление этих слов изменили нашу речь не в лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Такие задачи были поставлены мной в исследовательской работе.
На первый взгляд может показаться, что слова-паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Я узнал это при изучении литературы в центральной библиотеке.
В лингвистике они получили название слов-паразитов. Ещё с детства по сказкам мы помним слова «говорит, как ручеёк бежит». Приятно слушать такую речь. А если ручеёк засыпан камнями, то уже ни о какой напевности и речи нет. Слова-паразиты – это и есть те камни, которые не дают высказаться красиво.
Я заметил, что мои одноклассники часто вставляют в свою речь слова так сказать, блин, значит, вот, собственно говоря, видите ли, да, так, понимаете и другие. Сорные слова сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек их не замечает, а слушатель устаёт.
- Причины появления слов-паразитов в речи.
В начале своего исследования я начал внимательно вслушиваться в речь одноклассников и заметил, сколько в ней «пустых» слов.
Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово, а так же из-за бедности словарного запаса. Оказывается, люди с богатым словарным запасом тоже употребляют слова-паразиты.
Из беседы с учителем русского языка и литературы я узнал, что наша обычная речь спонтанная, неподготовленная. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль. Ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее.
Я узнал, что некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты. Это бывает, если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать надо. Он старается протянуть время, думая при этом, что ему ответить.
Мои одноклассники часто употребляют слова паразиты, когда волнуются, отвечая у доски. Также употребление слов-паразитов можно объяснить привычкой или «модой» на слова.
- Сквернословие.
Есть особый вид слов-паразитов – это нецензурная брань. Эта проблема особо актуальна в наши дни. У многих использование данных слов считается признаком крутизны и взрослости. Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью.
В.И. Даль в своём словаре так определил значение слов скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязи и гниль, смрад, вонь, всё богопротивное».
Издревле говорилось: «Самый страшный нож не за поясом, а на конце языка».
- Классификация речевых паразитов.
Наблюдая за речевыми паразитами в речи одноклассников, я пришёл к выводу, что одна группа слов – употребляется для эмоциональной окраски речи, например: блин, чёрт.
В отдельную группу можно отнести слова на букву «Ё»: ёлки-палки, ё-моё. Подобные слова не несут никакой смысловой нагрузки и используются, чтобы выругаться.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие одноклассники имеют привычку, подбирая слова тянут: э-э-э, «а-а-а», или «м-м-м».
Есть слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. И слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящие слова: типа, типа того, как бы, вроде того.
Особую группу занимают слова, которые ярко выражают наши эмоции: «Ужас!», «Кошмар», «Я в шоке», «С ума сойти», «Отпад!», «Это меня бесит».
Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь они незаметны для самого человека.
- Эксперимент.
В начале исследовательской работы я провёл эксперимент.
(Вопрос одноклассникам: «Продумайте и ответьте на вопрос «Почему в нашей жизни нужна правильная грамотная речь?»)
- Значение и примеры слов-паразитов.
Мною были проанализированы слова-паразиты, которые наиболее часто встречаются в речи моих друзей. Приведу в качестве примера некоторые из них.
Короче – желание быстро закончить речь.
Блин – выражение крайней раздасованности.
Ёпрст – удивление, возмущение, радость.
Типа – желание выделиться. Заменитель паузы.
Иё – вопрос, недоумение.
Факт – уверенность в своих словах.
Реально – уверенность.
Щас – нежелание что-либо делать.
Жесть – одобрение.
Офигеть (обалдеть) – выражение сверхудивления.
В принципе – желание отбросить лишние слова для объяснений.
Вообще, ваще – Итог речи, лёгкое возмущение.
Ёлки-палки – удивление, возмущение, радость.
- Письменный опрос.
В моём опросе принимало участие 27 одноклассников (14 девочек, 13 мальчиков).
Анкета.
- Знаете ли вы, что такое слова-паразиты?
- Замечаете ли вы в своей речи слова-паразиты?
- Как вы думаете, почему люди употребляют слова-паразиты?
- Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?
- Каковы способы борьбы со словами-паразитами?
Результаты опроса.
В ходе опроса, я выяснил, что девочки чаще употребляют слова:
В речи мальчиков:
Из результатов анкетирования видно, что девочки и мальчики употребляют разные слова-паразиты.
Заключение.
Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык» Н.С. Михалков.
Проведя исследовательскую работу, я решил все поставленные задачи, провёл опрос, эксперимент, изучил специальную литературу, сделал вывод: слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют его понимание. Чаще всего одноклассники используют слова-паразиты из-за скудности словарного запаса. Нужно прислушиваться к своей речи и стараться избавиться от лишних слов
Способы устранения слов-паразитов.
Мною были разработаны памятки – рекомендации по устранению слов-паразитов в речи и розданы одноклассникам.
Вначале исследовательской работе в сентябре я создал в классе клуб «Оратор». Цель клуба: работа над правильной грамотной речью. Задачи: научиться владеть словом так, чтобы оно способствовало нашей образованности, вызывало уважение к своему родному языку и говорящему человеку.
Участники клуба в течение всего года развивали свою речь, работали над правильным произношением, пополняли свой словарный запас. Мы вели читательские дневники, каждое утро читали свои книги, встречались с известными в нашем городе людьми, писали сочинения, посещали театральные постановки. Всё это время мы работали над собой, стараясь исключить из речи слова-паразиты.
Все мы знаем, что встречают по одёжке, а провожают по уму, но при этом забываем, что выразителем нашего интеллекта является наша речь. Как5 часто мы не задумываемся над тем, что и как мы говорим. А ведь от этого и впечатление, которое мы производим на собеседников и их последующее отношение к нам.
Результаты исследования могут быть использованы…
Библиографический список
- Интернет-ресурсы.
- Головин Б.Н. «Как говорить правильно», М., 1988 г.
- Павельева Л. «От А до я. Слова-паразиты».
- Словарь В.И. Даля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза: Объект исследования: речь одноклассников. Предмет исследования: употребление слов-паразитов одноклассниками. Я предположил, что большинство одноклассников в разговоре употребляют слова-паразиты, потому что не развивают правильную грамотную речь.
Цель исследования: привлечь внимание одноклассников к грамотной устной речи, определить причины употребления слов-паразитов и способы их устранения.
Методы исследования: Изучение теоретического материала. Наблюдение. Опрос. Эксперимент Анализ.
Результаты исследования могут быть использованы учащимися других классов нашей школы.