ЦОР Смысловое чтение на уроках окружающего мира
ЦОР (о проекте) (https://nsportal.ru/user/679412/page/tsifrovoy-obr...)
Цифровой образовательный ресурс к урокам окружающего мира.
GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
nation.geoman.ru - Народы мира
invertebrates.geoman.ru - Насекомые
forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
Historic.Ru: Всемирная история
http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсы. Например, на сайте "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников. Также есть раздел экологических советов. В нем даны рекомендации по бережному отношению к природе, по тому, что можно сделать для того, чтобы вокруг стало светлее.
http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
Ссылки для работы над смысловым чтением для учащихся:
"Грибы" https://learningapps.org/view6680792
"Картофель" https://learningapps.org/view6680686
"Рябина" https://learningapps.org/view6680450
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира "Растения-путешественники" с элементами презентации | 258.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала Аввакумова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»
ТЕМА: «Растения-путешественники».
Урок – открытие.
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях.
Задачи: познакомиться с родиной некоторых культурных растений и путями их перемещения; развивать навык свободного высказывания, творческую активность, эмоциональную отзывчивость;
воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация в программе SMART Notebook, видеоролик «Петунии».
Оборудование: «Физическая карта полушарий», конверты с содержимым: «Карта полушарий», картинки с растениями, клей, фломастер.
Оформление школьной доски: «Физическая карта полушарий», портрет Христофора Колумба, рисунок «Каравелла».
Организация пространства: работа фронтальная, парная, групповая.
Используемые учебные пособия: учебник Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2-й класс.
Цель: ввести учащихся в тему урока. | I. Вхождение в пространство деятельности. Учитель: Посмотрите внимательно. Что вы видите? Дети: Путешественников и растения. | Слайд 1 | Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию |
Цель: создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей. | ІІ. Постановка учебной проблемы. Учитель: А разве растения могут быть путешественниками? Дети: Могут, они перемещаются с одного места на другое. Учитель: Как они путешествуют? Откуда? Вы знакомы с ними? Дети: Ответы детей. Учитель показывает корзину с различными растениями: помидор, огурец, лук, перец, морковь и другие. Учитель: Вы удивились? Более 8 000 лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, лук, рис, картофель, горох. Переселяясь в новые места, люди брали с собой семена и плоды растений, которые они привыкли употреблять в пищу. Из путешествий по разным странам люди привозили новые, необычные для их мест растения. | Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать выбор. | |
Цель: сообщить тему и цели урока. | ІII. Сообщение темы урока. Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? Дети: Растения-путешественники. Учитель: Какие цели вы поставите перед собой? Дети: познакомиться с растениями-путешественниками, узнать больше об окружающем нас мире; познакомиться с родиной некоторых культурных растений и путями их перемещения в нашу страну. | Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. | |
Цель: подготовить учащихся к самостоятельной деятельности | ІV. Подготовка к основному этапу урока. Учитель: Как называется это растение? Дети: Петуния. Учитель: Что вы можете рассказать об этом цветке? Видеосюжет о нашем городе Дети: Летом наш город украшен клумбами петуний. Петунии – чудесные обитательницы цветников, клумб, ваз, балконов и окон. Учитель: Где находится родина этого растения? Вы хотите узнать? Исследуем вместе. Чтобы найти место рождения петунии и путь до нашей страны, нашего города, нам поможет план. (Что можно включить в план?) Дети: Название материка, путь перемещения, время ввоза в Россию. Чтобы работа была продуктивной, повторим материал. Учитель: Встаньте из-за столов, задвиньте стулья. Выберите слова-карточки: «Материки», «Океаны», «Путь перемещения», «Время». Пройдите к выбранному варианту. Карточки прикреплены на стенах класса. Ученики распределяются по классу группами, выбрав определённую карточку со словом. Учитель: Найдите пару (партнёра) и повторите названия материков, названия океанов, каким может быть путь передвижения, единицы времени своему партнёру. Участники парами делятся развёрнутыми ответами Учитель: Поблагодарите друг друга. Назовите (для всего класса) материки, океаны, пути ввоза, время. Один учащийся из группы отвечает для всего класса. Дети садятся. Учитель: Сейчас попробуйте рассказать про петунию, пользуясь маршрутным листом. Дети работают у доски по «Физической карте полушарий» Дети: Родина петунии - Южная Америка (Уругвай). Морской путь: через Атлантический океан в Евразию. Время ввоза – 19 век. Учитель: К настоящему времени в литературе упоминается 64 вида петуний. | Слайд 2 Слайд 3 | Личностные УУД: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на зрительную информацию. Познавательные УУД: анализировать содержание учебной информации. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные УУД: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
Цель: развивать умение работать в группе, организовать коммуникативное взаимодействие для решения учебной задачи. | V. Исследовательская работа. Учитель: Много на свете удивительных, необычных и любимых растений. И у каждого своё имя, название. Какие растения называли в народе так? Дети: Пробуют ответить. Учитель: Ребята, к этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока. Сейчас вы будете работать группами. У каждой группы – свой маршрутный лист. Достаньте из конверта «Физическую карту полушарий». Задание: найти родину представленного растения, прикрепить (наклеить) растение на карту, проследить путь до нашей страны пунктирной линией. Возможно, после этой работы откроется секрет. Время, о котором мы будем говорить далёкое. Поэтому создадим соответствующую обстановку. И двинемся в путь... На доске появляется портрет Х. Колумба, рисунок «Каравелла» Группы начинают самостоятельную работу по маршрутным листам. Затем, по окончанию групповой исследовательской работы, идут выступления детей у доски с объяснением. Прикрепляют индивидуальные работы на доску. Учитель: Маршрутный лист для участников 1 стола. Растение – помидор.
После отведённого времени, работа по карте полушарий Дети: Родина помидора – Южная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Европу. Время ввоза 19 век. Учитель: Настоящее название помидора, которым его называли ацтеки, – томатль, именно это слово звучит как tomate (томат) на французский манер. С итальянского переводится как «золотое яблоко». Помидоры — часть здорового питания, источники витаминов A, B и C. Маршрутный лист для участников 2 стола. Растение – огурец.
Работа по карте полушарий Дети: Родина огурца – Евразия (Индия). Путь перемещения растения: по земле (сухопутный путь). Время ввоза 16 век. Учитель: Плоды этого растения употребляют в пищу в недозрелом виде. Маршрутный лист для участников 3 стола. Растение – пшеница.
Работа по карте полушарий Дети: Родина пшеницы – Африка. Путь перемещения растения: через Средиземное море в Европу. Время ввоза 15 тысяч лет назад. Учитель: Пшеничная мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Маршрутный лист для участников 4 стола. Растение – подсолнечник.
Работа по карте полушарий Дети: Родина подсолнечника – Северная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Евразию. Время ввоза 17 век. Учитель: Коренные жители Америки – индейцы давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок Солнца, сын Солнца. У русских он считается другом солнца, и потому мы называем его подсолнечник. В Россию подсолнечник попал при Петре I. Маршрутный лист для участников 5 стола. Растение – картофель.
Работа по карте полушарий Дети: Родина картофеля – Южная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Европу. Время ввоза 17 век. Учитель: Картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Картофель привёз из европейских стран в Россию Пётр І. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Дамы использовали только цветки картофеля, прикрепляя их к платьям. Современные повара могут приготовить из картофеля более 200 блюд. Маршрутный лист для участников 6 стола. Растение – морковь.
Работа по карте полушарий Дети: Родина моркови – Азия (Афганистан). Путь перемещения растения: сухопутный. Время ввоза 16 век. Дети: Европейцы долго не признавали морковку съедобным овощем. Фиолетовые «корешки» шли на корм лошадям, а морковную ботву использовали для украшения сложных дамских причесок. В моркови содержится витамин А. Маршрутный лист для участников 7 стола. Растение – лук.
Работа по карте полушарий Дети: Родина лука – Азия (Афганистан). Путь перемещения растения: сухопутный. Время ввоза 17 век. Учитель: По поверьям, еда с большим количеством лука придает храбрость, энергию и силу. Изображения лука найдены на стенах пирамид древнеегипетских фараонов. | Слайд 4 | Коммуникативные УУД: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований; выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Цель: дать оценку успешности достижения целей. | VІ. Итог. Учитель: Из каких стран наши путешественники? Дети: Южная Америка, Евразия, Северная Америка, Африка. Учитель: Какое открытие сделали? Дети: С развитием мореплавания, особенно в эпоху Великих географических открытий, началось переселение культурных растений с одного континента на другой. Разные материки дали человеку разные виды культурных растений. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой | |
Цель: способствовать развитию и творческому поиску во время выполнения домашнего задания. | VІІ. Домашнее задание Учитель: Возвращаемся к вопросу: «Какие растения называли в народе так?» Дети: «Золотое яблоко» - помидор, «чёртово яблоко» - картофель, «Друг солнца» - подсолнечник. Учитель: Что вы заметили? О каком растении говорят «След белого человека»? Это растение из России путешествует по другим континентам. Найдите информацию, расскажите. | Слайд 5 | Личностные УУД: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | VІІІ. Рефлексия. Учитель: Продолжите ответы. -Сегодня я узнал…. -Было интересно… - Было трудно… Дети: Выражают своё мнение. | Слайд 5 | Личностные УУД: оценивать собственную деятельность. |