ЦОР Смысловое чтение на уроках литературного чтения
ЦОР (о проекте) (https://nsportal.ru/user/679412/page/tsifrovoy-obr...)
Цифровой образовательный ресурс к урокам литературного чтения.
Интернет - ресурсы для учителей:
http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.
http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
Ссылки для работы над смысловым чтением для учащихся:
Работа над текстом "Как ландыш нашёл друзей" https://learningapps.org/view6678286
Работа над текстом "Друзья леса" https://learningapps.org/view6677211
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Тургенев «Воробей»
Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Полное наименование образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семёновича»
Номинация: методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: «Этот мир – драгоценный подарок… Волшебные строки хокку»
Данные автора: Аввакумова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 3 классе на тему
«Этот мир – драгоценный подарок… Волшебные строки хокку»
Место данного урока: урок (2) на тему «Кикаку «Камнем бросьте в меня» относится к главе «Мир нуждается в нашей защите»
Цель урока: учить понимать поэзию как особый взгляд на мир, образный язык поэтической речи.
Задачи урока: продолжить формирование понятия «японское хокку»;
закрепить знания о способах его построения;
развивать навык свободного высказывания, творческую активность, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация в программе SMART Notebook, мобильный класс, видеоролик «Зарисовка о Японии».
Оборудование: гнёздышко птицы, ваза с букетом хризантем.
Оформление школьной доски: рисунки детей и фотографии на тему «Япония»
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Используемые учебные пособия: Чуракова Н.А. «Литературное чтение. 3 класс»;
Захарова В.В., Серова М.В. «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Чураковой Н.А.», с. 108.
Ход урока
Цель: создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей. | I. Вступительное слово учителя Учитель: Ребята, вы любите подарки? Какой подарок для вас самый дорогой и важный? Дети: спортивный велосипед, ролики, чтобы все были здоровыми, чтобы был мир… Учитель: Мир, в котором мы живём – неповторимый и чудесный: солнце тёплое и ласковое, звонкие родники, добрые люди… Важно хранить и беречь его от всей души, от всего сердца. Я вам тоже приготовила подарок… Неожиданно для детей ставит на стол вазу с букетом хризантем, читает хокку «Видели всё на свете…» Учитель: Видели все на свете Мои глаза – и вернулись К вам, белые хризантемы. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на уроке? Дети: О природе, о цветах, о доброте, о японской поэзии – хокку, о Японии. Учитель: Автор этого трёхстишия поэт Иссё. Хризантемы – один из самых любимых цветов в Японии. Этот цветок стал символом страны. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». - Что вы можете рассказать о стране Японии? Дети: Высокоразвитая страна, люди увлекаются изготовлением фигурок – оригами, бывают землетрясения… Учитель: Япония – это удивительная страна, которая первой видит восход солнца, радуется первому снегу, цветению вишни и сливы, багряной листве горных кленов и полной луне. Зарисовка о Японии (дети смотрят видеосюжет) Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, культура, искусство. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Цель: ввести учащихся в тему урока; учить детей быть внимательными слушателями | II. Сообщение темы урока Введение в тему урока Учитель: Сегодня мы поговорим о жанре японской поэзии – хокку. Что же такое хокку? Дети: Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, нерифмованное трехстишие. Учитель: Ребята, а вам знакомы эти короткие стихи? Расскажите. Их нужно слушать внимательно, любуясь каждым словом.
Дети читают знакомые хокку наизусть Учитель: О чём обычно говорится в хокку? Дети: О природе, о людях. Учитель: Японские хокку изображают жизнь (связь) природы и человека на фоне времён года. Эти лирические стихотворения рассказывают о добрых отношениях, заботе о природе, красоте мира. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. | |
Цель: поощрять и развивать любовь к жанру японской поэзии - хокку | ІІІ. Работа по учебнику над хокку Кикаку. Постановка учебной проблемы. Учитель: Прочитайте высказывание автора учебника на странице 27. Прочитайте вслух. Что значит в «поле зрения»? Дети: В пределах видимости, то, что можно увидеть вокруг себя. Учитель: Что находится в вашем поле зрения, и что мы должны беречь, о чём заботится? Дети: Защищать друзей, поливать цветы, наводить порядок и уют в классе… Учитель: Перечитайте самостоятельно хокку японского поэта Кикаку в переводе Веры Марковой. Почувствуйте дух этого стихотворения - Прочитайте вслух. Дети читают хокку вслух - Чем взволнован лирический герой? Дети: Он обломил ветку цветущей вишни. Учитель: Как вы думаете, специально ли он это сделал? Дети: Случайно. Он требует его наказать. Учитель: Прочитайте, какое наказание он выбрал для себя? Дети: Камнем бросьте в меня! Учитель: Почему он строго так себя судит? Дети: Даже этот случайный поступок он считает преступлением против природы и её красоты, которая является драгоценным даром. Учитель: О чём нам хотел сказать Такараи Кикаку? Дети: Красота, которая находится рядом с нами, очень хрупкая, к ней надо относится бережно. Учитель: Что вы можете сказать о японском поэте Кикаку? Дети: Он любит природу, видит и чувствует её красоту. Учитель: Прочитайте информацию об этом поэте. Что ещё вы можете о нём сказать? Дети читают самостоятельно текст на экране индивидуального нетбука: Такараи Кикаку (1661—1707), известен также как Эномото Кикаку — японский поэт школы Басё, был одним из наиболее влиятельных поэтов своего времени. Появился на свет в 1661 году в семье врача. Приблизительно в 16 лет начал изучать китайскую поэзию и философию, стал учеником Мацуо Басё. Первые стихотворения Кикаку были опубликованы в 1679 году. У поэта формируется собственный неповторимый стиль — стихотворения Кикаку блестяще выполнены технически, романтичны, пронизаны чувственностью. В свое время Кикаку пользовался огромной популярностью — поэт побывал почти во всех уголках Японии, оставил после себя множество учеников. Учитель: Что ещё вы можете о нём сказать? Дети: Такараи кикаку - автор хокку, ученик Мацуо Басё, в 16 лет начал изучать китайскую поэзию и философию, стихи романтичны, имел много учеников… Учитель: Такараи Кикаку (Эномото) – один из первых учеников Басё, поэт ХVІІ века. Он мог в простом увидеть красоту, достойной поэзии. | Слайд 4 Слайд 5 | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
Цель: развивать умение составления нерифмованного трёхстишия | ІV. Характеристика хокку. Самоопределение к деятельности. Учитель: Как отличить хокку от обычного стихотворения? Дети: Состоит из трёх строк. Нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Изображает жизнь природы и человека. Учитель: Определите, которое из стихотворений – хокку. Прочитайте внимательно. Сделайте выводы. Дети читают, осмысливают предложенные тексты, высказывают свою точку зрения в парах. 1. Зеленеют все опушки, Афанасий Фет 2. О, дремотный пруд, Мацуо Басё Учитель: Как вы думаете? Дети: - Второе трёхстишие – это хокку. Так как это нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Оно о природе. - Строки стихотворения Афанасия Фета тоже о природе и в нём также три строки. Но формула 3+2+5 не подходит, вторая строка очень короткая. Ещё присутствует рифма. Это не хокку. Здесь другой ритм, другое звучание. Учитель: Вы справились с заданием. А сейчас попробуйте определить порядок строк в следующем хокку (строки перепутаны)
Работа на интерактивной доске, на которой дети определяют порядок строк по правилам написания хокку с доказательством принятого решения Учитель: Дети: Бабочки полет Будит тихую поляну Учитель: О ком рассказывает хокку? Дети: О бабочке над поляной. Учитель: Как же бабочка может «разбудить поляну»? Дети: Солнце осветило поляну, и первой проснулась бабочка. Она летает над поляной, машет своими маленькими крылышками, будто хочет разбудить всех её жителей: паучков, жучков, стрекоз… И поляна просыпается. Учитель: Ребята, это ведь целое открытие! А вы не задумывались над тем, что прекрасное, например, наша удивительная бабочка, может разбудить всю большую лесную поляну со всеми её жителями. А вот прекрасное в нашей повседневной жизни людей может также повлиять (разбудить) на добрые поступки других людей. Это как? Дети рассуждают: - Например, если посадить огромную клумбу цветов во дворе нашей школы, то все будут любоваться и наслаждаться их красотой. И людям захочется навести порядок во всём дворе, чтобы было чисто и уютно. Ещё захотят посадить ещё много других цветов. - Когда утром все ученики и учителя приходят в школу, то можно при входе в школу подарить нарисованное солнышко, радугу, цветок, бабочку и пожелать: «Доброе утро! Отличного всем настроения!» И тогда у всех день начнётся с прекрасного и с таким настроением могут совершить много добрых дел. Учитель: В этом хокку присутствует подтекст: прекрасное может повлиять (разбудить) на добрые поступки Подтекст – способность человека воспринимать скрытую информацию (в данном случае) в строчках стихотворения. Чем богаче подтекст, тем выше поэтическое мастерство хокку. Учитель: - Ребята как вы думаете возможно ли нам с вами написать хокку? - Какие существуют правила написания? Учитель обобщает ответы: 1) Состоит из трёх строк. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая - раскрывает смысл первой, а третья же строка является неожиданным выводом всего произведения. 2) Писать в три строки по формуле 5+7+5: короткая-длинная-короткая. 3) О жизни природы и человека Главное - открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения… И тогда мир откроет для вас свои тайны и секреты. А ещё нужно иметь доброе искреннее сердце, чтобы передать очарование повседневной жизни, понять тайный смысл предметов и явлений. | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Цель: развивать воображение учащихся, творческий потенциал, способность к эмоциональному переживанию. | V. Творческая работа. Учитель показывает детям гнёздышко птицы Учитель: Ребята, что это? Дети: Гнёздышко. Учитель: Какое оно? Дети: Маленькое, уютное, сплетено из веточек, пустое. Учитель: О чём оно может вам рассказать? Дети: - В нём жили мама – птичка и птенцы. Когда малыши выросли, то все вместе улетели в тёплые края. - А, может быть, кто - то разорил гнездо, и теперь оно пустое. - Его приготовила птичка, чтобы вывести птенцов. – Птица улетела за очередной веточкой… Учитель: Пришло время попробовать свои силы в сочинении стихов. Попытайтесь написать собственное хокку, выразив в нём своё настроение, душевное состояние, свои мысли, своё отношение в трёх строках. Попробуйте вдохнуть жизнь в этот предмет… Дети пробуют сочинить хокку Учитель: Что у вас получилось? Прочитайте. Дети: читают свои стихи | Слайд 11 | Познавательные: выделять существенную информацию. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Цель: дать оценку успешности достижения целей. | VІ. Итог урока. Учитель: Японский поэт Басё говорил, что настоящее хокку может написать либо ребёнок, либо опытный мастер. Для настоящего хокку нужно воспринимать мир открыто и доверчиво, как ребёнок ... Ребята, можно сказать, что строки хокку волшебные? Почему? Дети: Они о многом могут рассказать в немногих словах. Учитель: В трёх строках уместился целый мир. Хокку - самый уникальный жанр в поэзии всех народов, ведь он несет в себе всего одно мгновение. Хокку - это мир, в котором самые обыкновенные вещи становятся необыкновенными. | Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | VІІ. Рефлексия В конце нашего урока мне хочется спросить вас: «Что для вас может быть драгоценным даром? Какие слова стали для вас важными и ценными?» Выйдите к доске и с каждым новым словом оставьте бабочку. Дети: Доброта, красота, забота, здоровье родных и близких... Дети выходят к интерактивной доске и «выносят» на поляну с каждым словом бабочку. Учитель: Посмотрите, какая яркая и красивая стала полянка от ваших слов! Пусть в ваших сердцах цветут хризантемы, солнечные улыбки, как бабочки, украшают вашу жизнь, пусть вам будет тепло и уютно в этом мире. | Слайд 12 | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
Цель: способствовать развитию и творческому поиску во время выполнения домашнего задания. | VІІІ. Домашнее задание Учитель: Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить? Дети (возможный вариант): Продолжим разговор о хокку. Сочиним хокку на тему, допустим, «Скоро весна»… Учитель: Попробуйте сочинить хокку о весне и выразить весеннее настроение в рисунке. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |